Защита земельных прав
Вопрос:
Какими способами может осуществляться защита земельных прав?
Ответ:
Сформулированные в ст.1 Земельного кодекса принципы земельного законодательства рассматривают землю как недвижимое имущество и объект права собственности и иных прав, использование которого осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждому гражданину на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. Эти принципы допускают возможность одновременного существования прав разных субъектов на один и тот же земельный участок. Поэтому перед Федеральной службой земельного кадастра России, на которую возложены исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции по управлению земельными ресурсами, стоит задача организовать использование земли таким образом, чтобы исключить возникновение земельных конфликтов между заинтересованными лицами. Однако состояние организации землепользования в России таково, что невозможно избежать возникновения земельных конфликтов. Поэтому ст.60 Земельного кодекса установила случаи восстановления нарушенного права на землю. К таким случаям относятся:
1. Признание судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок. В этом случае лицо, добивающееся признания недействительным этого акта, должно представить суду доказательства, подтверждающие его права на оспариваемый земельный участок. Такими доказательствами являются: свидетельство о праве собственности на землю, договор купли-продажи земельного участка, договор аренды земельного участка, документы, подтверждающие прав на объекты недвижимости, находящиеся на оспариваемом земельном участке, документы топографической съемки земельного участка и т.д.;
2. Самовольное занятие земельного участка. Отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок у лица, фактически пользующегося этой землей, является самовольным ее занятием;
3. В иных предусмотренных федеральным законом случаях.
Этот перечень является исчерпывающим.
Эта же статья установила, что восстановление нарушенных прав на землю, в том числе при угрозе нарушения этих прав, осуществляется:
1. признанием недействительным в судебном порядке не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
2. приостановлением исполнения не соответствующих законодательству актов органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;
3. приостановлением промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов проведения агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
4. восстановлением положения, существовавшего до нарушения права, и пресечением действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Если первый и четвертый случаи восстановления нарушенного права осуществляются в судебном порядке, то восстановление этих прав во втором и третьем случаях возможно как в судебном, так и в административном порядке, который предусматривает обжалование неправомерно принятого акта в вышестоящий административный орган.
Нарушенные, а затем восстановленные земельные права в ряде случаев влекут причинение убытков гражданам и юридическим лицам.
Если убытки причинены в результате издания не соответствующего закону акта исполнительного органа государственной власти, то убытки, в соответствии со ст.61 Земельного кодекса, должен возмещать этот орган. Если же убытки причинены в результате самовольного занятия земельного участка, то убытки должно возмещать лицо, самовольно занявшее этот участок.
Мусатов В.Н., адвокат,
ЮК N 55 "Адвокатское бюро Нарышкиных"
Санкт-Петербургской объединенной коллегии адвокатов,
Вознесенский пр., д.41, тел.: 312-87-84; 314-85-27,
круглосуточно
20 мая 2002 года N Ю1361