Законодательство и экономика, N 5, 2004 год
Рубрика: Право, политика, экономика
К.Л. Астапов
Консультант аналитического управления
Аппарата Совета Федерации кандидат экономических наук
Законодательное регулирование инвестиций в Российской Федерации на
федеральном и региональном уровнях
Консультант аналитического управления Аппарата Совета Федерации кандидат экономических наук К.Л. Астапов проводит сравнительный анализ нормативно-правовой базы государственного регулирования инвестиций на федеральном и региональном уровнях.
В последние три года в российской экономике наблюдается достаточно высокий темп роста и активизации инвестиционного процесса. Многие экономисты отмечают отсутствие стратегии развития страны, четкой промышленной и инвестиционной политики и подчеркивают необходимость усиления государственного регулирования. По мнению сторонников либеральной экономической модели, инвестиции - дело исключительно корпораций, напрямую не относящееся к предмету ведения властей различных уровней.
Правовая основа макроэкономической политики, в том числе и инвестиционной, заложена в законах и иных нормативных актах. Устранение противоречий в законодательстве и потенциальных конфликтов интересов в государственном администрировании предусматривается в Стратегии реализации государственной инвестиционной политики до 2010 года, разработанной Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Цель государственной инвестиционной политики состоит в создании и поддержании эффективных условий для такого предложения на рынке капитала, которое полностью может удовлетворить потребности экономики в инвестициях заданного объема и структуры. Необходимо совершенствовать инвестиционную стратегию и утвердить ее каким-либо нормативным актом, например постановлением Правительства, тем более что ст.14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" относит к полномочиям Правительства государственную структурную и инвестиционную политику.
Система критериев эффективности инвестиционной политики позволяет ставить конкретные задачи и определить параметры эффективности, которыми являются:
прирост инвестиций, рост валового национального продукта, рост физического национального потребления и дохода на душу населения;
повышение эффективности хозяйственных связей на рынке товаров, услуг, капитала, снижение финансового риска;
повышение эффективности структуры производства и потребления национального продукта, рост товарного выпуска и рыночной капитализации предприятий в приоритетных отраслях;
обеспечение национальных стратегических интересов.
Реализация государственной инвестиционной политики создаст условия для инвестирования и стимулирования инвестиционной деятельности.
В инвестиционной деятельности государство выступает в нескольких ипостасях:
как организатор инвестиционно-финансового рынка;
как участник инвестиционно-финансового рынка;
как менеджер инвестиционных процессов.
Соответственно определяются текущие и среднесрочные задачи.
Государство как организатор инвестиционно-финансового рынка проводит политику, направленную на снижение системного и специфического риска инвестиций, развитие внутренних инвестиционных возможностей, повышение экспортного потенциала, изменение структуры экономики, рекапитализацию банковского сектора, увеличение кредитования реального сектора, повышение эффективности фондового рынка, создание новых инструментов фондового рынка, развитие инвестиционных институтов, привлечение прямых иностранных инвестиций.
Государство как участник инвестиционно-финансового рынка стремится повышать доходы от государственного имущества и инвестиций, снижать стоимости заимствования.
Кроме того, государство может выступать самостоятельным субъектом инвестирования, реализуя те или иные инвестиционные проекты. На этом направлении инвестиционная политика проводится в соответствии с приоритетами экономической и промышленной политики.
На первом этапе реализации Стратегии предусматривалось снижение государственных инвестиций. Действительно, коммерческие проекты более эффективны, чем государственные. Но государство не может полностью отказаться от капитальных вложений, имеющих важное хозяйственное значение для страны или региона, таких, например, как строительство инфраструктурных объектов.
Согласно выводам Мирового банка, Главного контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, инвестиционная политика в 2000-2001 годах проводилась без достаточного учета влияния макроэкономической политики на отдельные рынки и регионы. Сохраняются значительные перекосы в распределении государственных инвестиций*, что подтверждается низкими доходами от деятельности госпредприятий и невысокой возвратностью государственных кредитов.
_______________
* Благополучные 10% регионов получают 60% объема госинвестиций, продолжается рост незавершенного строительства, отсутствуют данные по эффективности вложений.
Тем не менее удалось сформировать достаточно обширную правовую базу, регулирующую инвестиционную деятельность:
федеральные законы:
от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";
от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации";
от 5 марта 1999 года N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг";
постановления Правительства Российской Федерации:
от 20 ноября 1999 года N 1272 "Об осуществлении иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации с использованием средств, находящихся на специальных счетах нерезидентов типа "С"";
от 12 ноября 1999 года N 1249 "Об утверждении Положения о предоставлении государственных гарантий под инвестиционные проекты социальной и народно-хозяйственной значимости";
от 5 сентября 1998 года N 1041 "Об организации Российской выставки инвестиционных проектов";
от 31 марта 1998 года N 374 "О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу";
постановления Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг:
от 31 августа 1999 года N 5 "Об утверждении Положения о составе и структуре активов паевых инвестиционных фондов";
от 30 сентября 1998 года N 39 "О мерах по защите прав владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов в связи с нестабильной ситуацией на финансовом рынке Российской Федерации";
от 28 мая 1998 года N 17 "Об утверждении Положения о порядке ведения реестра инвестиционных фондов";
от 20 мая 1998 года N 10 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности инвестиционных фондов".
Инвестициями называются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. Законодательно установлено, что все инвесторы имеют равные права на осуществление инвестиционной деятельности и самостоятельное определение объемов, направлений, размеров и эффективности инвестиций, привлечение на договорной основе подрядчиков и заказчиков.
Законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ определяются правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, а также устанавливаются гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности. Этот Закон предусматривает, что все инвестиционные проекты независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений до их утверждения подлежат экспертизе. Экспертиза инвестиционных проектов проводится в целях предотвращения создания объектов, нарушающих права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечающих требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности осуществляемых капитальных вложений. Можно согласиться с необходимостью государственного контроля инвестиционной деятельности, однако на практике это часто приводит к сложным бюрократическим процедурам согласования и коррупции. Необходимо избегать нечетких положений, конкретизировать слишком общие нормы закона.
Основные гарантии прав иностранных инвесторов на территории Российской Федерации определяются Законом "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
Наиболее важными нормами данного Закона являются:
равенство правовых режимов деятельности иностранных и отечественных инвесторов (исключения устанавливаются только федеральными законами);
право на возмещение убытков иностранному инвестору, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
гарантия от неблагоприятного изменения законодательства Российской Федерации для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями (в течении срока окупаемости проекта, но не более 7 лет).
Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. И многие субъекты используют это право, принимая соответствующие региональные законы.
Закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" обеспечивает государственную защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, способствует формированию инфраструктуры фондового рынка, снижает инвестиционные риски, устанавливает требования к эмитентам и профессиональным участникам фондового рынка, в том числе и по раскрытию информации.
Проведенный анализ инвестиционного законодательства указывает на дублирование отдельных норм, которые и так следуют из общегражданского законодательства. Отдельные положения устарели и не соответствуют рыночно-ориентированной экономике. Бесспорна значимость привлечения иностранных инвестиций, однако все субъекты хозяйствования должны находиться в равных условиях. В то же время принципы государственной поддержки социально-значимых проектов, направленных на формирование современных высокотехнологических отраслей, реализованы в федеральном законодательстве в недостаточной мере.
Некоторые эксперты выступают за разработку Инвестиционного кодекса РФ, содержащего разделы об инвестиционной деятельности, осуществляемой в РФ в форме прямых капиталовложений, о привлечении капиталовложений в форме портфельных инвестиций, об осуществлении государственных инвестиций, законы о наиболее эффективных формах привлечения инвестиций (СРП, концессии, лизинг и др.), закон о защите инвестиций российских инвесторов за рубежом, закон о заключении двусторонних соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций и договоров об избежании двойного налогообложения, закон об инвестиционной деятельности на территории стран СНГ, а также (в случае присоединения России к ВТО) раздела, закрепляющего положения документов ГАТТ/ВТО относительно инвестиционных режимов, обязательных для членов Организации*. По мнению автора, рациональнее пересмотреть действующее законодательство, а не разрабатывать всеобъемлющий инвестиционный кодекс. Если такой подход оправдан в налоговой и бюджетной политике, проводимой государством, то инвестиционная деятельность - это действия субъектов хозяйственной деятельности. Нет сомнений в необходимости некоторой регламентации и закреплении принципов инвестиционной деятельности. Эти принципы должны учитываться в стратегии инвестиционной политики и в конкретных инвестиционных программах, скажем, на трехлетнюю перспективу. Также следует разработать на федеральном уровне модельный закон о регулировании государственных инвестиций, который станет основой законотворческого процесса в регионах.
________________
* Ершов Ю. Подходы к реформированию инвестиционного климата в России: законодательная база // Внешнеэкономический бюллетень, 2003. - N 6. - С.43.
В то же время представляет интерес Кодекс корпоративного поведения. В распоряжении Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 года N 421-р указывается, что в целях совершенствования управления акционерными обществами, обеспечения прав и законных интересов акционеров, а также обеспечения раскрытия информации инвесторам рекомендовать акционерным обществам, созданным на территории Российской Федерации, следовать положениям прилагаемого Кодекса (Свода правил) корпоративного поведения, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации. Подобная схема, сочетающая некий правовой акт и свободу его применения, позволяет создать благоприятную инвестиционную среду.
Наряду с инвестиционным законодательством существенное влияние на инвестиционный климат оказывает вся правовая система, регулирующая хозяйственную деятельность - налоговое и таможенное законодательство, законодательство о реструктуризации и банкротстве предприятий, земельное законодательство, регулирование финансового сектора, валютное регулирование, законодательство о реструктуризации естественных монополий. В соответствии со ст.11 Закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает:
1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
защиты интересов инвесторов;
предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами;
расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
принятия антимонопольных мер;
расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
развития финансового лизинга в Российской Федерации;
проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;
2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
формирования перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (Бюджета развития), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (Бюджета развития) и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов;
проведения экспертизы инвестиционных проектов;
разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов и др.
Таким образом, основные принципы инвестиционного законодательства закладываются на федеральном уровне, что непосредственно влияет на инвестиционный климат в стране.
В целом рамочный характер инвестиционного законодательства на федеральном уровне позволяет регионам развивать собственную правовую базу. Например, рейтинг инвестиционной привлекательности Ярославской области повысился с 44-45 места в 1994-1995 годах до 34 места в 2001-2002 годах (среди 89 субъектов РФ), а инвестиционная привлекательность законодательной базы области поднялась с 23 места в 1997 году до 2 места в 2001-2002 годах.
На региональном уровне активизировался законотворческий процесс по регулированию инвестиционной деятельности. Законы об инвестиционной деятельности не приняты лишь в некоторых субъектах Федерации, в том числе в Москве, Ямало-Ненецком АО, Карачаево-Черкесской Республике, Камчатской области и др.*
_______________
* Марченко Г. Проблемы повышения привлекательности субъектов РФ для иностранных инвесторов // Федерализм, 2003. - N 1. - С.71.
Рассмотрим законы, формирующие основы соответствующей правовой базы в ряде субъектов Федерации*.
_______________
* Использованы материалы сайта www.investmentrussia.ru/rus/consul.
Московская область (потенциал - 3 место, риск законодательства - 31 место)*:
_______________
* В скобках приводятся рейтинг инвестиционного потенциала и инвестиционного риска законодательства в 2001-2002 годах См.: Эксперт, 2002. - N 45. - С.102-107.
Закон Московской области от 31 декабря 1998 года N 65/98-оз "О гарантиях осуществления инвестиционной деятельности в Московской области";
Закон Московской области от 14 декабря 2001 года N 226/2001-оз "О целевом бюджетном инвестиционном фонде Московской области";
постановление губернатора Московской области от 11 июня 2003 года N 129-пг "О совершенствовании организации работы по учету средств от участия муниципальных образований в инвестиционных контрактах (договорах)";
постановление правительства Московской области от 28 января 2003 года N 41/52 "О порядке рассмотрения инвестиционных проектов, реализуемых (предполагаемых к реализации) на территории Московской области";
постановление правительства Московской области от 22 июля 2002 года N 310/26 "О центральном исполнительном органе государственной власти Московской области, уполномоченном распоряжаться целевым бюджетным инвестиционным фондом Московской области";
постановление правительства Московской области от 24 октября 2000 года N 122/30 "Об обеспечении единой инвестиционной политики в Московской области".
Ярославская область (потенциал - 34 место, риск законодательства - 2 место):
Закон Ярославской области от 26 февраля 1996 года N 5-з "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ярославской области";
постановление губернатора Ярославской области от 24 июля 1998 года N 494 "О состоянии рынка корпоративных ценных бумаг и привлечении инвестиций в экономику Ярославской области с использованием его инструментов";
постановление губернатора Ярославской области от 6 октября 2000 года N 674 "О концепции государственной инвестиционной политики Ярославской области на период с 2000 до 2003 года";
постановление администрации Ярославской области от 8 ноября 2000 года N 196-а "О порядке формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов и программ Ярославской области и осуществления контроля за их реализацией";
постановление администрации Ярославской области от 11 апреля 2001 года N 48-а "Об утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов и программ Ярославской области на 2001-2005 годы".
Кировская область (потенциал - 59 место, риск законодательства - 42 место):
Закон Кировской области от 14 февраля 2001 года N 119-зо "О предоставлении налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности в Кировской области";
Закон Кировской области от 26 сентября 1997 года N 16-30 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности частных инвесторов на территории Кировской области";
постановление администрации Кировской области от 25 января 2001 года N 25 "Об утверждении перечня инвестиционных проектов Кировской области";
постановление администрации Кировской области от 26 июля 2000 года N 301 "Об утверждении концепции инвестиционной политики в Кировской области и комплексного плана мероприятий по ее реализации на 2000-2003 годы";
постановление администрации Кировской области от 15 мая 1998 года N 221 "О концепции инвестиционной политики в Кировской области".
Нижегородская область (потенциал - 8 место, риск законодательства - 37 место):
Закон Нижегородской области от 22 июня 2000 года N 116-3 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области";
Закон Нижегородской области от 16 декабря 1996 года N 54-З "О гарантиях частных инвестиций в Нижегородской области";
постановление Нижегородской городской думы от 26 апреля 2000 года N 15 "О поддержке инвестиционной деятельности в городе Нижнем Новгороде".
Самарская область (потенциал - 6 место, риск законодательства - 23 место):
Закон Самарской области от 18 октября 1999 года N 36-ГД "Об условиях и порядке предоставления отсрочки или рассрочки (реструктуризации) по уплате региональных налогов, инвестиционного налогового кредита в части сумм региональных налогов, подлежащих зачислению в областной бюджет";
Закон Самарской области от 16 июня 1998 года N 10-ГД "Об инвестициях в Самарской области";
постановление губернатора Самарской области от 29 декабря 1997 года N 391 "О перераспределении лимита государственных инвестиций, финансируемых за счет средств федерального бюджета".
Саратовская область (потенциал - 21 место, риск законодательства - 39 место):
Закон Саратовской области от 24 июля 1997 года N 46-ЗСО "О стимулировании инвестиционной деятельности в Саратовской области";
Закон Саратовской области от 27 февраля 1997 года N 7-ЗСО "О гарантиях частных инвестиций в Саратовской области";
постановление правительства Саратовской области от 19 августа 1997 года N 72-П "О проведении экспертизы проектов областных целевых инвестиционных программ и инвестиционных проектов";
постановление правительства Саратовской области от 4 декабря 1997 года N 79-П "О предоставлении гарантий правительства области субъектам инвестиционной деятельности".
Республика Татарстан (потенциал - 9 место, риск законодательства - 27 место):
Закон от 25 ноября 1998 года N 1872 "Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан";
Закон от 6 марта 1996 года N 466 "О статусе одобренного инвестиционного проекта с участием иностранного инвестора";
Закон от 19 июля 1994 года N 2180-XII "Об иностранных инвестициях в республике Татарстан";
постановление кабинета министров Республики Татарстан от 24 июля 2000 года N 535 "О совершенствовании деятельности по привлечению иностранных инвестиций в Республику Татарстан";
постановление кабинета министров Республики Татарстан от 14 октября 1999 года N 695 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 ноября 1996 года N 943 "О выделении льготного кредита для финансирования инвестиционных проектов";
постановление кабинета министров Республики Татарстан от 7 мая 1999 года N 284 "Об утверждении положения о порядке предоставления государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим инвестиционные проекты в республике Татарстан".
Псковская область (потенциал - 64 место, риск законодательства - 63 место):
Закон Псковской области от 23 июля 2003 года N 292-оз "О налоговых льготах и государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области";
Закон Псковской области от 26 июля 2001 года N146-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Псковской области";
Постановление Псковского областного собрания депутатов от 18 декабря 2001 года N 972 "Об утверждении областной целевой программы "Улучшение инвестиционного климата Псковской области на 2002-2003 годы".
Вывод несложен: прямой корреляции между риском несовершенства законодательства и инвестиционным потенциалом нет.
В настоящее время достигнута весьма высокая степень унификации региональной нормативной базы в отношении управления и регулирования инвестиционной деятельностью отечественных и иностранных инвесторов. Принятые в субъектах РФ законы и нормативные акты, базирующиеся на единых принципах, как правило, включают общие инструменты регулирования инвестиционных процессов (инвестиционные программы субъекта РФ; планы социально-экономического развития субъектов РФ, а также создания экономических и социальных объектов, использования природных ресурсов; налоговые льготы; контроль за целевым использованием средств, выделяемых из бюджета субъекта РФ на финансирование инвестиционных проектов и др.) и меры поддержки конкретных инвестиционных проектов*. К сожалению, ряд региональных законов носит общий, декларативный характер. Поэтому необходимо совершенствование инвестиционного законодательства в субъектах РФ с учетом специфики инвестиционных процессов и влияния региональных властей на эти процессы.
________________
* Дерябина Я. Инструменты управления инвестиционной деятельностью на различных уровнях власти: классификация и анализ // Инвестиции в России, 2003. - N 2. - С.8-10.
Удачным примером регионального инвестиционного законодательства является закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ярославской области". Он не просто повторяет нормы и принципы регулирования, заложенные в федеральном законе, но и дополняет их с учетом специфики области. Особенностью закона является закрепление порядка формирования адресной инвестиционной программы области и перечня приоритетных инвестиционных проектов. Инвестиционная программа формируется в соответствии с основными направлениями социально-экономической политики Ярославской области. В ст.3 Закона указано, что поддержка инвестиционной деятельности на территории Ярославской области осуществляется в следующих формах: инвестиций из государственных источников финансирования; субвенций и субсидий из областного бюджета, в том числе на компенсации выплаты процентов по банковским кредитам; предоставления налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности; установления льготных ставок арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности области и используемым при реализации инвестиционных проектов; участия органов государственной власти Ярославской области в разработке, экспертизе и реализации инвестиционных проектов; предоставления государственно-правовых гарантий Ярославской области участникам инвестиционной деятельности.
В постановлении "О порядке формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов и программ Ярославской области и осуществления контроля за их реализацией" устанавливаются конкретные критерии, применяемые при отборе и включении инвестиционных проектов.
Таким образом, развитие инвестиционного законодательства на федеральном и региональном уровне оказывает непосредственное воздействие на инвестиционный процесс. Необходима его дальнейшая модификация с учетом специфики регионов. Однако для роста инвестиций и повышения благосостояния граждан следует совершенствовать всю правовую систему, поддерживать стабильность в политике и экономике.