Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/22/901937177.htm


Засекреченный устав


    

 Вопрос:

                                          
    Один из наших контрагентов - государственное оборонное предприятие - отказывается предоставить копии своих учредительных документов, мотивируя это тем, что Устав засекречен, а у нас нет допуска, чтобы его читать. Правомерны ли такие возражения? Можно вообще засекречивать Устав?


    М.Смирнов, г.Москва


 Ответ:

  
    Как следует из текста вопроса, описываемый в нем отказ государственного унитарного предприятия (далее - ГУП) предположительно основан на нормах Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон о гостайне).
    
    Оценивая подобный аргумент, прежде всего необходимо отметить, что в соответствии с положениями указанного Закона к государственной тайне относятся сведения, а не документы. Таким образом, второй из поставленных вопросов более корректно будет сформулирован следующим образом: может ли устав содержать сведения, относящиеся к государственной тайне?
    
    В установленный в ст.7 Закона о гостайне Перечень сведений, которые не могут составлять государственную тайну и не подлежат засекречиванию, не включены сведения, содержащиеся в учредительных документах организаций.
    
    С другой стороны, в установленном в ст.5 Закона о гостайне Перечне видов сведений, которые могут составлять государственную тайну, не включены сведения о наименовании, месте нахождения юридического лица, его предмете и целях деятельности, об органе, осуществляющем полномочия собственника имущества, о наименовании органа унитарного предприятия и порядке назначения его на должность - иными словами, те сведения, которые должны содержаться в уставе ГУП в силу п.2 ст.52, п.1 ст.113 ГК РФ и ст.9 ФЗ от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон о ГУП).
    
    Поскольку в соответствии с п.6 ст.9 Закона о ГУП устав унитарного предприятия может содержать и иные, не указанные в законе сведения, можно прийти к выводу о том, что принципиально Устав ГУП может содержать в себе сведения, отнесенные к государственной тайне, однако это будут не те сведения, которые должны содержаться в Уставе в силу положений ГК РФ и Закона о ГУП, а некие иные сведения, дополнительно включенные в этот Устав.
    
    Учитывая, что в самом Законе о гостайне определен лишь перечень видов сведений, которые могут составлять государственную тайну (ст.5), а отнесение к ней конкретных сведений осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем, утвержденным распоряжением Президента РФ от 17 января 2000 года N 6-рп, проверить обоснованность утверждения данного ГУП можно, запросив акт соответствующего должностного лица, которым включенные в устав ГУП сведения были отнесены к государственной тайне.
    
    Следует отметить, что даже и в том случае, если устав ГУП содержит отнесенные к государственной тайне сведения, описанная в вопросе проблема может быть разрешена представлением унитарным предприятием своему контрагенту не всего Устава, а лишь той его части, которая не содержит сведений, отнесенных к государственной тайне (например, в виде выписки из Устава).
    
    Более того, в соответствии со ст.12 ФЗ от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и п.2 ст.10 Закона о ГУП учредительные документы представляются в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц (в настоящее время - ФНС РФ), при государственной регистрации ГУП. Поэтому, если ГУП было создано после 1 июля 2002 года, его контрагент может на основании п.2 ст.6 ФЗ "О государственной регистрации..." запросить копию Устава предприятия из Единого государственного реестра юридических лиц в соответствующем подразделении ФНС РФ.
    
    Однако если ГУП было создано до 1 июля 2002 года, что представляется более вероятным, его устав может отсутствовать в едином государственном реестре юридических лиц, поскольку п.3 ст.26 ФЗ "О государственной регистрации..." устанавливает обязанность руководителей организаций, созданных до вступления в силу этого Закона, представить в регистрирующий орган лишь определенные сведения, но не учредительные документы.
    
    В завершение представляется целесообразным отметить, что по общему правилу у юридического лица отсутствует законодательно установленная обязанность представлять свои учредительные документы третьим лицам для ознакомления. Такая обязанность установлена применительно лишь к отдельным категориям организаций (например, в п.2 ст.20 ФЗ от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости..."), но, как представляется, в рассматриваемой ситуации речь о таких случаях не идет. Поэтому в данной ситуации вопрос о представлении ГУП своего устава, по всей видимости, должен решаться по соглашению сторон.

    

Илья Алещев,
заместитель главного
редактора "ЭЖ-юрист"
"ЭЖ-юрист", N 25, 2005 год

29 июня 2005 года N Э5795