Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/22/902041414.htm

М.А.Синицына
Юрист информационно-правового
консорциума              


    

Комментарий к Федеральному закону от 20 апреля 2007 года N 53-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

         
  
    Федеральный закон от 20 апреля 2007 года N 53-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в силу 25 апреля 2007 года со дня его официального опубликования в "Российской газете". Исключение составило положение о том, что размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд будет осуществляться только путем проведения аукциона, которое начнет действовать с 1 января 2008 года.
    
    Практика применения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" выявила ряд недоработок, поэтому основной целью Закона от 20 апреля 2007 года N 53-ФЗ явилось уточнение отдельных положений Закона "О госзаказе" с целью однообразного понимания его положений на практике.
    
    Так, Законом от 20 апреля 2007 года N 53-ФЗ был внесен целый ряд серьезных изменений в процедуру размещения государственного и муниципального заказа:
         
    - уточнено, что государственными заказчиками помимо органов государственной власти теперь могут быть государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. В соответствии с изменениями, которые Закон N 53-ФЗ внес в Гражданский кодекс РФ, указанные субъекты определены в качестве сторон государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд;

    
    - установлено, что к правоотношениям, регулируемым Законом "О госзаказе", не относятся случаи оказания услуг международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень таких организаций должен утверждаться Правительством РФ;
    
    - установлено, что поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг на сумму, не превышающую предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, в отличие от ранее действовавшего порядка должны осуществляться в установленном Законом "О госзаказе" порядке размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), при этом могут заключаться государственные или муниципальные контракты либо иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Норма, предоставляющая право бюджетным учреждениям закупать товары, работы, услуги без заключения государственных или муниципальных контрактов у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) на сумму, не превышающую установленного предельного размера расчетов наличными деньгами, внесена в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
    
    Согласно указанию Банка России "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке" предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в Российской Федерации установлен в сумме 60 тысяч рублей;
    
    - увеличена сумма, подлежащая уплате в течение квартала, на которую может быть размещен заказ на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем запроса котировок с 250 до 500 тысяч рублей, при этом срок подачи котировочных заявок увеличился с 4 до 7 дней. Такие послабления были сделаны благодаря тому, что процедура запроса котировок обеспечивает максимальную гласность и прозрачность размещения заказа и в то же время является наименее затратной по времени и средствам;
    
    - установлено, что в конкурсной документации, документации об аукционе, а также в случае, если заказ размещается у единственного поставщика, может быть предусмотрена возможность в ходе исполнения контракта изменять по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) не более чем на десять процентов предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ или услуг, при изменении потребности в них, и соответственно изменять первоначальную цену контракта. Кроме того, предусмотрено, что в случае, если цена государственного контракта на выполнение работ для федеральных нужд, заключенного на срок не менее чем три года, составляет десять миллиардов рублей и более и выполнение указанного контракта без изменения его цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ, такая цена может быть изменена на основании решения Правительства РФ. В аналогичных случаях в отношении контракта на выполнение работ для нужд субъекта РФ ценой миллиард рублей и более или муниципального контракта ценой пятьсот миллионов рублей и более цена может быть изменена соответственно законом субъекта РФ или решением представительного органа местного самоуправления;     

     
     - определено, что для выявления лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки в первую очередь по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации, а не по критериям, указанным в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации, как было ранее (изменения в ст.28 "Закона о госзаказе");

    - установлено, что при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участники размещения заказа могут подать заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт;
    
    - многие сроки, установленные Законом "О госзаказе" и исчисляемые в календарных днях,  теперь установлены в рабочих днях;

    - существенно повышена роль размещения информации на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд - www.zakupki.gov.ru. Так, на официальном сайте теперь в обязательном порядке будет размещаться информация о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса и открытого аукциона. При этом изменение предмета конкурса не допускается, а срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте внесенных в извещение изменений до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем двадцать дней;

    
    - предусмотрены особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов путем проведения торгов и путем запроса котировок. В частности, предусматривается обязанность государственного заказчика, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов (ранее - в размере пятнадцати процентов) общего (в соответствии с внесенным уточнением - "годового") объема поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг.  Начальная (максимальная) цена контракта или лота при размещении заказа на поставку товара и выполнение работ у субъектов малого предпринимательства не должна превышать три миллиона рублей, а при размещении заказа на оказание услуг - два миллиона рублей;
    
    - установлена ответственность поставщика, исполнителя или подрядчика за просрочку исполнения предусмотренных государственным или муниципальным контрактом обязательств - за каждый день просрочки обязательства должна начисляться неустойка (штраф, пени) в размере, установленном контрактом, но не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Ранее Законом "О госзаказе" была установлена аналогичная ответственность за просрочку исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, государственным (муниципальным) заказчиком;
    
    - установлена обязанность государственного или муниципального заказчика (раньше заказчик действовал по своему усмотрению) отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок в случае установления фактов проведения в отношении него процедуры ликвидации или процедуры банкротства, приостановления его деятельности в административном порядке, предоставления им ложных сведений о себе в процедурах отбора исполнителей заказа или нахождения определенной части его имущества под арестом, наложенным по решению суда;
    
    - установлен запрет на включение в конкурсную документацию требований к квалификации, опыту работы (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, потребительским свойствам товара), деловой репутации, требований о наличии у участника размещения заказа необходимых производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов;
    
    - участнику размещения заказа предоставлено право самостоятельно решать вопрос - указывать или нет на конверте с заявкой на участие в конкурсе свое фирменное наименование, почтовый адрес (для юридического лица) или фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица). Отказ в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в конкурсе, на котором не указаны сведения об участнике размещения заказа, подавшем такой конверт, а также требование предоставления таких сведений, в том числе в форме документов, подтверждающих полномочия лица, подавшего конверт с заявкой, на осуществление таких действий от имени участника размещения заказа, теперь не допускается.