Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
ПИСЬМО
от 18 апреля 2007 года N 03-04-06-01/124
[О гарантиях и компенсациях по работам, имеющим разъездной характер]
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО и в соответствии со ст.34_2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
1. Единый социальный налог и налог на доходы физических лиц.
Пунктом 1 ст.236 Кодекса установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Согласно п.1 ст.237 Кодекса при определении налоговой базы налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст.238 Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника.
В соответствии с п.3 ст.217 и пп.2 п.1 ст.238 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в том числе, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Понятие компенсации применительно к трудовым отношениям, а также случаи предоставления компенсаций, связанных с выполнением работником своих трудовых обязанностей, установлены Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).
Статьей 164 Трудового кодекса определено, что компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
К таким затратам, в частности, относятся расходы, связанные со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер.
Согласно ст.168_1 Трудового кодекса работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:
расходы по проезду;
расходы по найму жилого помещения;
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);
иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в ч.1 вышеназванной статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.
Таким образом, если работа физических лиц по занимаемой должности носит разъездной характер и это установлено коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, то выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов, связанных со служебными поездками указанных работников, не облагаются налогом на доходы физических лиц единым социальным налогом на основании положений ст.217 и ст.238 Кодекса соответственно.
Кроме того, следует иметь в виду, что в соответствии со ст.166 Трудового кодекса служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Что касается вопроса доставки работников к месту работы и обратно транспортом организации, то в случае, если указанная доставка связана с режимом работы предприятия, местоположением, то есть если работники организации не имеют иной возможности добраться до места работы и обратно, то предоставление такой бесплатной доставки не может рассматриваться как оплата услуг, предназначенных для работника, и будет считаться обычными производственными расходами организации.
Предоставление такой бесплатной доставки не может быть признано экономической выгодой (доходом) работника и, соответственно, являться объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц.
2. Налог на прибыль организаций.
Согласно ст.255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Пунктом 3 ст.255 Кодекса установлено, что к расходам на оплату труда относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда.
Учитывая изложенное, возмещение организацией затрат сотрудникам, работа которых носит разъездной характер, может быть учтено для целей налогообложения прибыли при условии их соответствия вышеуказанным требованиям законодательства Российской Федерации и основным критериям, установленным ст.252 Кодекса.
Вопрос об определении работ, профессий и должностей работников, имеющих разъездной характер, не относится к компетенции Департамента. Также следует иметь в виду, что при проведении мероприятий налогового контроля налоговые органы обязаны проверять экономическую обоснованность указанных расходов.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.Комова