Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/22/902079256.htm

А.С.Пономаренко,
Юрист информационно-правового
консорциума              


    

Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"


    1 февраля 2008 года вступает в силу Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", который заменит Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ с аналогичным названием.
    
    Федеральный закон от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) во многом сохраняет существующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, но многие положения нового Закона отличаются от Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», некоторые изложены впервые.
    
    В Закон включены совершенно новые разделы, регулирующие такие важные вопросы, как:
    
    - сроки в исполнительном производстве;
    
    - извещения и вызовы в исполнительном производстве;
    
    - взыскание штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления;
    
    - порядок исполнения исполнительного документа о конфискации имущества;
    
    - сроки и порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов.
    
    В данном комментарии рассмотрены наиболее важные изменения, которые произойдут в исполнительном производстве с вступлением в силу нового Закона об исполнительном производстве.
    
    Новый Закон по-новому определяет условия исполнения требований, содержащихся в судебных и иных актах, органами, организациями, гражданами, не являющимися органами принудительного исполнения. Так, взыскатель может непосредственно направить исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте в банк или иную кредитную организацию, а исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, - в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи. Одновременно с исполнительным документом взыскатель должен представить заявление, содержащее сведения, перечисленные в части 2 статьи 8, части 2 статьи 9 Закона.
    
    Новый Закон расширяет перечень исполнительных документов: он относит к исполнительным документам не только нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов, но и их нотариально удостоверенные копии.
    
    Закон обязывает судебного пристава-исполнителя при направлении для исполнения постановления о возбуждении исполнительного производства прикладывать к постановлению копию исполнительного листа. Оригинал исполнительного листа должен находиться в материалах исполнительного производства.
    
    Новый Закон детально регламентирует правила исчисления сроков в исполнительном производстве. Данному вопросу посвящена целая глава. Стоит обратить внимание на положение, согласно которому в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона).
    
    Закон содержит совершенно новый раздел, касающийся правил извещения и вызовов в исполнительном производстве, и устанавливает, что лица, участвующие в исполнительном производстве, могут быть извещены об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываться к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий одним из следующих способов:
    
    - повесткой с уведомлением о вручении;
    
    - телефонограммой;
    
    - телеграммой;
    
    - с использованием электронной, иных видов связи и доставки;
    
    - лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку или иное извещение.
    
    При этом если повестка, иное извещение доставляются по почте или лицом, которому судебный пристав-исполнитель поручил их доставить, то дата и время их доставления адресату фиксируются на документе, подлежащем возврату в подразделение судебных приставов. Закон конкретно не указывает, как будет фиксироваться дата и время извещения, доставляемого иным видом связи. По-видимому, данный способ фиксации будет установлен подзаконным актом.
    
    Важно отметить, что по правилам Закона адресат считается извещенным, если повестка, иное извещение вручены лично адресату или кому-либо из проживающих совместно с ним совершеннолетних членов семьи с их согласия. Если повестка, иное извещение адресовано организации, то оно вручается любому из работников данной организации.
    
    Извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, может быть направлено по одному из следующих адресов:
    
    - по адресу, указанному в исполнительном документе;
    
    - по иному адресу, указанному лицом, участвующим в исполнительном производстве, или его представителем;
    
    - по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве.
     
    Если извещение адресовано организации, то Закон устанавливает, что оно может быть направлено:
    
    - по юридическому адресу;
    
    - по юридическому адресу представительства или филиала;
    
    - по адресу, указанному организацией судебному приставу-исполнителю в письменной форме.
    
    Анализируя данное правило, возникает вопрос об определении юридического адреса организации, так как законодательство Российской Федерации не раскрывает данного понятия. Гражданский кодекс Российской Федерации содержит лишь понятие места нахождения юридического лица, которое определяется местом его государственной регистрации.
    
    Представляется, что законодатель, вводя в Закон термин «юридический адрес организации», имел в виду адрес, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц. Ведь в случае отсутствия у судебного пристава-исполнителя сведений о юридическом адресе организации он будет вынужден обратиться в регистрирующий орган, последний сможет предоставить ему только те данные, которые содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц.
    
    Так или иначе, на практике возможно возникновение спора при решении вопроса об извещении организации по юридическому адресу.
    
    Закон обязывает лицо, участвующее в исполнительном производстве, сообщать в подразделение судебных приставов о перемене своего адреса во время ведения исполнительного производства. При отсутствии такого сообщения повестка, иное извещение будут посылаться по последнему известному адресу указанного лица, и оно будет считаться извещенным, даже если по этому адресу более не проживает или не находится.
    
    Закон устанавливает, что лицо будет считаться также извещенным, если:
    
    - адресат откажется от получения повестки, иного извещения;
    
    - несмотря на получение почтового извещения, адресат не явится за повесткой, иным извещением, направленными по его адресу (часть 2 статьи 29 Закона).
    
    Закон содержит усовершенствованные нормы, регулирующие вопросы возбуждения исполнительного производства, отказа в возбуждении исполнительного производства, приостановления, окончания и прекращения исполнительного производства.

    По новому Закону судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного листа по заявлению взыскателя (представителя взыскателя). Старый Закон не предусматривал наличия подобного заявления.
    
    По правилам Закона заявление должно быть подписано взыскателем или его представителем. Если его подписывает представитель, то он должен приложить к заявлению доверенность  или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника, в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом (часть 2 статьи 30 Закона).
    
    Закон устанавливает, что исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (часть 3 статьи 30 Закона). Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов. Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению - в день их получения (часть 4 статьи 30 Закона).
    
    Как и прежде, Закон устанавливает трехдневный срок, в течение которого судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Данный срок исчисляется со дня поступления к судебному приставу-исполнителю исполнительного документа.
    
    Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия - другому судебному приставу-исполнителю. Законом уточнено, что решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов (часть 10 статьи 30 Закона).
    
    Новый Закон предоставляет право судебному приставу-исполнителю при необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются его полномочия, поручить соответствующему судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения (часть 6 статьи 33 Закона).
    
    Закон наделяет главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации правом передавать исполнительное производство из одного подразделения судебных приставов в другое (часть 9 статьи 33 Закона). Такое решение может приниматься этими должностными лицами службы для более полного и правильного осуществления исполнительного производства. Это может быть связано, например, с исполнением документов, представляющих особую экономическую, социальную или общественно-политическую значимость для страны либо для субъекта Федерации.
    
    Закон расширяет случаи, когда допускается совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения в нерабочие дни, а также в рабочие дни с 22 часов до 6 часов. Помимо случаев, когда создается угроза жизни и здоровью граждан, исполнительные действия могут быть совершены в случаях, не терпящих отлагательства, включая случаи:

    -  когда исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, связано с проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
    
    - когда исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, состоит в исполнении определения суда об обеспечении иска;
     
    - обращения взыскания на имущество должника, подверженное быстрой порче.
    
    Новый Закон, как и старый Закон, предусматривает общий двухмесячный срок для совершения исполнительных действий. Однако при этом предусмотрены периоды времени, которые в указанный срок не включаются. Например, время, в течение которого исполнительные действия не производились в связи с их отложением, приостановлением, время отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа, время со дня передачи имущества на реализацию до дня получения вырученных от нее денежных средств и др.
    
    Новый Закон внес изменения, касающиеся участия в исполнительном производстве несовершеннолетних. По старому Закону граждане, не достигшие восемнадцати лет, за исключением граждан, достигших шестнадцати лет и признанных полностью дееспособными, не могли самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в исполнительном производстве. Новый Закон определил возможность осуществления несовершеннолетними своих прав и обязанностей в исполнительном производстве в зависимости от принадлежности к определенной возрастной группе:
    
    - права и обязанности несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет осуществляет в исполнительном производстве его законный представитель;
    
    - несовершеннолетний в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве в присутствии или с согласия в письменной форме своего законного представителя или представителя органа опеки и попечительства;
    
    - несовершеннолетний в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, являющийся по исполнительному документу взыскателем или должником, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве самостоятельно. Судебный пристав-исполнитель вправе в этом случае привлечь для участия в исполнительном производстве законного представителя несовершеннолетнего или представителя органа опеки и попечительства.
    
    Как и прежде, несовершеннолетний, имеющий полную дееспособность, осуществляет свои права и исполняет обязанности в исполнительном производстве самостоятельно (часть 4 статьи 51 Закона).
    
    Новый Закон определил перечень исполнительных действий, которые судебный пристав-исполнитель вправе совершать (статья 64 Закона). Помимо осуществляемых в настоящее время исполнительных действий судебные приставы-исполнители будут вправе:
    
    - проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
    
    - обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества (в целях последующего обращения взыскания на указанное имущество или имущественное право);
    
    - проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.
    
    Закон уточнил, что ограничение должника на выезд из Российской Федерации может применяться судебным приставом-исполнителем лишь в случае неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта или являющемся судебным актом. Если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации (часть 4 статьи 67 Закона).
    
    Закон сохраняет существующий порядок обращения взыскания на имущество должника, при этом более подробно его регламентирует.  Так, например, новым Законом подробно урегулирован процесс обращения взыскания на имущество должника при введении в отношении должника-организации процедур банкротства, а также при ликвидации должника-организации.
    
    Закон расширяет возможности судебных приставов-исполнителей, связанные с получением информации о денежных средствах должника: предоставляет право судебным приставам-исполнителям запрашивать у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций следующие сведения:
    
    - о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника;
    
    - о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;
    
    - об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
    
    Закон указывает, что при обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в кредитных организациях, перечисление данных денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа и (или) постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.
    
    Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, исполняют содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств в течение трех дней со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя (часть 5 статьи 70 Закона).
    
    В случае изъятия наличных денежных средств Закон обязывает судебного пристава-исполнителя сдать данные средства в банк для перечисления на депозитный счет подразделения судебных приставов. Сделать это он должен не позднее операционного дня, следующего за днем изъятия (часть 1 статьи 70 Закона).
    
    Закон изменяет правила проведения оценки имущества должника. Как и в настоящее время, оценка имущества должника будет производиться либо судебным приставом-исполнителем, либо привлеченным специалистом.
    
    По действующим правилам судебный пристав-исполнитель для определения стоимости имущества назначает специалиста, если оценка отдельных предметов является затруднительной либо должник или взыскатель возражает против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки.
    
    Согласно статье 85 Закона судебный пристав-исполнитель будет обязан привлечь оценщика для оценки:
    
    - недвижимого имущества;
    
    - ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);
    
    - имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);
    
    - драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;
    
    - коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;
    
    - предметов, имеющих историческую или художественную ценность;
    
    - вещи, стоимость которой, по предварительной оценке, превышает тридцать тысяч рублей.
    
    Судебный пристав-исполнитель также будет обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласятся с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества.
    
     Что касается реализации имущества должника, то Закон стремится сделать данную процедуру как можно прозрачнее.
    
    Закон устанавливает, что реализация имущества должника будет осуществляться путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Данные организации обязаны будут размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, - также в печатных средствах массовой информации (часть 1 статьи 87 Закона).
    
    По новому Закону путем проведения открытых торгов в форме аукциона будет осуществляться реализация следующего имущества должника:
    
    - недвижимого имущества,
    
    - ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов),
    
    - имущественных прав;
    
    - заложенного имущества, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем;
    
    - предметов, имеющих историческую или художественную ценность;
    
    - любой вещи, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность);
    
    - дебиторской задолженности должника (при отсутствии согласия взыскателя на обращение взыскание на дебиторскую задолженность должника или невнесении (неперечислении) дебитором дебиторской задолженности на депозитный счет подразделения судебных приставов).
    
    Законом подробно регламентированы правила реализации имущества на самих торгах. В частности, определены: организаторы, осуществляющие торги; начальная цена выставляемого на торги имущества; перечень документов, представляемых судебным приставом-исполнителем при передаче отдельных видов имущества для реализации (статья 89 Закона); а также сроки и порядок проведения торгов (статья 90 Закона), основания объявления торгов несостоявшимися (статья 91 Закона).
    
    Законом введена норма, в соответствии с которой в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф. Следует отметить, что с 1 февраля 2008 года вступят в силу статьи 17.14 "Нарушение законодательства об исполнительном производстве" и 17.15 "Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенные Федеральным законом от 2 октября 2007 N 225-ФЗ.
    
    В случае необоснованного неисполнения банком или иной кредитной организацией в установленный Законом срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, судебный пристав-исполнитель будет составлять протокол об административном правонарушении в порядке, установленном статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и обращаться в арбитражный суд с заявлением о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности.
    
    В целях усиления контроля за принимаемыми судебными приставами-исполнителями различного рода решениями по исполнительному производству Закон предусматривает возможность обжалования постановлений, действий или бездействия судебных приставов-исполнителей наряду с судебным оспариванием главному судебному приставу России, главному судебному приставу субъекта Федерации и старшему судебному приставу. По прежнему Закону такое обжалование возможно было только в судебном порядке.
    
    Данное нововведение должно помочь заинтересованным лицам быстрее устранять нарушения законодательства, допущенные судебными приставами-исполнителями.