Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/22/902084562.htm


О составлении акта выполненных работ (оказанных услуг), подтверждающего
фактическое выполнение объема работ и (или) оказание услуг


 Вопрос:

          
    В каких случаях составляется или не составляется акт выполненных работ (необходимо документальное подтверждение), на какие документы при этом следует ссылаться? Насколько подробно "расписывается" этот акт?
    
    

 Ответ:                         

    
    Завершение работ (оказание услуг) должно сопровождаться составлением акта выполненных работ (оказанных услуг), подтверждающего фактическое выполнение объема работ и (или) оказание услуг, предусмотренных договором. При этом акт выполненных работ должен соответствовать требованиям, предъявляемым к первичным документам.
    
    Статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определено: "Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
    
    Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
    
    а) наименование документа;
    
    б) дату составления документа;
    
    в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
    
    г) содержание хозяйственной операции;
    
    д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
    
    е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
    
    ж) личные подписи указанных лиц.
    
    Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером".
    
    В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходы, учитываемые для целей налогообложения прибыли, должны быть экономически оправданы, подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
    
    Таким образом, в Налоговом кодексе под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, которые подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    
    Согласно пункту 2 статьи 272 НК РФ, датой осуществления материальных расходов признается:
    

    - дата передачи в производство сырья и материалов - в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги);
    
    - дата подписания налогоплательщиком акта приемки-передачи услуг (работ) - для услуг (работ) производственного характера.
    
    Таким образом, при оказании налогоплательщику работ (услуг) сторонними организациями для принятия таких работ (услуг) в затраты необходимо наличие акта выполненных работ, оформленного по правилам, предъявляемым к первичным документам бухгалтерского учета.
    
    Необходимость соблюдения формы акта, т.е. наличие всех признаков первичного документа для признания затрат, подтверждается и судебной практикой.
    
    Так, в Решении Арбитражного суда г.Москвы от 28.09.2007 по делу N А40-11992/06-143-75 арбитры отметили недостатки в оформлении актов оказанных консультационных услуг: в них не было полной информации о содержании услуг. Такая информация содержалась в отдельных приложениях к актам, но ссылки на эти приложения в некоторых актах отсутствовали.
    
    Кроме того, судьи еще раз подтвердили, что сопоставлению содержания первичных документов и договора стоит уделять особое внимание. Например, по договору контрагенту оплачивались отработанные человеко-часы, однако в актах не была указана эта единица измерения.
    
    Или, например, в ряде судебных споров отсутствие в актах сдачи-приемки услуг всех необходимых реквизитов позволило суду сделать вывод об отсутствии документального подтверждения затрат на консультационные и информационные услуги (постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 февраля 2006 года по делу N А13-11980/04-15).
    
    Степень детализации акта зависит от конкретной хозяйственной ситуации. Например, налоговые органы тщательно изучают содержание консультационных отчетов, если организации были оказаны консультационные услуги на значительную сумму. Общеизвестные теоретические сведения в них и отсутствие конкретных рекомендаций заказчику дают налоговикам повод усомниться в практической ценности такой информации для фирмы и, соответственно, в экономической оправданности расходов на приобретение этих сведений.
    
    Отметим, что в такой ситуации суды нередко поддерживают налоговые органы (постановление ФАС Поволжского округа от 17 мая 2007 года по делу N А12-16837/06-С36). Чтобы доказать налоговикам значимость консультационных услуг, отчет по услугам должен содержать конкретную информацию и рекомендации применительно к потребностям заказчика и не должен носить теоретический обезличенный характер.
    
    Таким образом, составлению акта следует уделять большое внимание, если организация заботится о том, чтобы оформленные актами работы (услуги) не были признаны впоследствии необоснованными или документально не подтвержденными.



М.Н.Чуприна,
генеральный директор
ООО "РосЭксперт-Аудит",
С.-Петербург, Щербаков пер., 4,
тел.: (812)320-92-90

    
29 января 2008 года N А4705