Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/22/902086371.htm

Материал подготовлен на основании
официального письма УФНС России по г.Москве
исх. N 09-17/121598 от 19.12.2007, подписанного
заместителем руководителя Управления ФНС России
по г.Москве советником государственной
гражданской службы РФ 2-го класса
Н.В.Прокаевой

    
    

Порядок взыскания штрафов налоговыми органами

    
    

 Вопрос:  

    Являются ли налоговые органы администраторами штрафов, подлежащих взысканию на основании решений арбитражного суда, вынесенных по заявлениям органов прокуратуры о привлечении к административной ответственности по статьям 7.24, 9.5, 14.10 и 14.16 КоАП РФ?
    
    

 Ответ:     

  
    Согласно части 1.1 статьи 29.10 КоАП РФ в случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении помимо указанных в части 1 статьи 29.10 КоАП РФ сведений должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.
    
    В приказе Минфина России от 24.11.2004 N 106н утверждены Правила указания информации на полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, в том числе указания информации, идентифицирующий платеж, в расчетных документах на перечисление иных платежей в бюджетную систему. Согласно данным указаниям плательщики штрафов при заполнении расчетного документа указывают на поле 104 расчетного документа показатель кода бюджетной классификации (КБК) в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
    
    Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные приказом Минфина России от 08.12.2006 N 168н, разработаны в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" и устанавливают правила применения бюджетной классификации РФ участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы РФ.
    
    С целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ приказом утверждается единый 20-значный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.
    
    Три первых знака 20-значного кода являются кодами администраторов бюджетных средств, соответствующих перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета.
    
    Вторая часть представляет собой собственно функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации.
    
    Код администратора (1-3-й разряды кода классификации доходов бюджетов РФ) состоит из трех знаков и соответствует номеру, присвоенному администратору поступлений в бюджет в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и правовыми актами, принятыми органами местного самоуправления.
    
    Администраторами поступлений в бюджеты РФ являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющие в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. В рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюджет осуществляют мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представляют проектировки поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.
    

    Администрирование поступлений денежных взысканий (штрафов) осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления, вынесшими постановления о наложении штрафов по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. В случае вынесения постановления о наложении штрафа судом (мировым судьей) по результатам рассмотрения дела, направленного органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, администрирование соответствующих поступлений осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, органом управления государственным внебюджетным фондом, направившим дело на рассмотрение в суд (мировому судье).
    
    В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ за Федеральной налоговой службой, в частности, закреплены полномочия по администрированию поступлений по кодам бюджетной классификации:
    
    - 182 1 16 03000 00 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах";
    
    - 182 1 16 06000 01 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт";
    
    - 182 1 16 08000 01 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции";
    
    - 182 1 16 31000 01 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение порядка работы с денежной наличностью, ведения кассовых операций и невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций".
    
    Согласно письму Минфина России от 26.12.2005 N 02-05-03/3454 администраторами штрафов, взыскиваемых за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.14, 7.24, 14.1, 14.10-14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.21-14.23, 14.27, 15.10, частями 1 и 2 статьи 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дела о которых рассматриваются судьями арбитражных судов, являются указанные в статьях 23.2-23.65, 28.3 Кодекса федеральные органы исполнительной власти (их учреждения, структурные подразделения, территориальные органы) и иные государственные органы, составившие соответствующие статьям и их частям протоколы об административных правонарушениях и передавшие дело на рассмотрение судье. В соответствии с пунктом 2 статьи 28.1 КоАП материалы, сообщения, заявления, явившиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
    
    При этом орган исполнительной власти, составивший протокол об административном правонарушении (взыскатель), продолжает оставаться администратором указанных административных штрафов как в случае добровольной уплаты арбитражным управляющим, признанным виновным в соответствии с постановлением суда, суммы штрафа в полном объеме, так и в случае принудительного взыскания штрафа судебными приставами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" .
    

    На основании глав 23 и 28 КоАП РФ налоговые органы не вправе рассматривать дела и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в статьях 7.24 (нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта), 9.5 (нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию), 14.10 (незаконное использование товарного знака) и частью 4 статьи 14.16 (нарушение ограничений розничной продажи пива и напитков, изготовленных на его основе) КоАП РФ.
    
    Согласно статье 23.50 КоАП РФ налоговые органы как органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных в части 3 статьи 14.16 КоАП РФ (нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции). Также в части 1 статьи 23.3 КоАП РФ установлено, что органы внутренних дел (милиция) в том числе рассматривают дела об административных правонарушениях, определенных в частях 3 и 4 статьи 14.16 КоАП РФ.
    
    В соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных в частях 1 и 2 статьи 14.16 КоАП РФ, рассматривают судьи.
    
    Согласно пунктам 1 и 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об этих правонарушениях вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции) и налоговых органов.
    
    На основании части 1 статьи 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных в статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23-5.25, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 7.24, частью 2 статьи 7.31, статьями 12.35, 13.11, 13.14, частями 1 и 2 статьи 14.25, статьей 15.10, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.9, 20.26, 20.28, 20.29 КоАП РФ, возбуждаются прокурором. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ.      
    

    Следовательно, администраторами штрафов, подлежащих взысканию на основании решений арбитражного суда, вынесенных по заявлениям органов прокуратуры о привлечении к административной ответственности в соответствии со статьями 7.24, 9.5, 14.10 и 14.16 КоАП РФ, налоговые органы не являются.