ГОСТ 1.2-97
Группа Т50
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Межгосударственная система стандартизации
СТАНДАРТЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ, ПРАВИЛА И РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ
Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены
Interstate System for Standardization. Interstate standards, rules and recommendations
on interstate standardization. Procedure for development,
taking over application, renovation and cancellation
МКС 01.120
Дата введения 1999-01-01*
_________________
* Дату введения стандарта в действие на территории государств устанавливают их национальные органы по стандартизации.
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 12 от 21 ноября 1997 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства |
Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика |
Азгосстандарт |
Республика Армения |
Армгосстандарт |
Республика Беларусь |
Госстандарт Беларуси |
Грузия |
Грузстандарт |
Республика Казахстан |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизская Республика |
Киргизстандарт |
Республика Молдова |
Молдовастандарт |
Российская Федерация |
Госстандарт России |
Республика Таджикистан |
Таджикгосстандарт |
Туркменистан |
Главная государственная инспекция Туркменистана |
Республика Узбекистан |
Узгосстандарт |
Украина |
Госстандарт Украины |
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
4 ИЗДАНИЕ с Изменением N 1 (ИУС 4-2002), Поправкой (ИУС 11-99)
ВНЕСЕНО Изменение N 2, принятое Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22.06.2005 N 27). Государство-разработчик Россия. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 06.10.2005 N 239-ст введено в действие на территории РФ с 01.01.2006
Изменение N 2 внесено юридическим бюро по тексту ИУС N 12 2005 год
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает порядок разработки, принятия, применения, обновления (внесения изменений, пересмотра) и отмены документов по межгосударственной стандартизации (межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации)*.
________________
* Порядок разработки, принятия и применения межгосударственных нормативных документов в строительстве, а также порядок внесения в них изменений и прекращения применения устанавливает Межгосударственная научно-техническая комиссия по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве [1].
Примечание - В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1.
Положения настоящего стандарта предназначены для применения национальными органами по стандартизации, другими государственными органами управления, Бюро по стандартам Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Бюро по стандартам), межгосударственными техническими комитетами по стандартизации (МТК), национальными техническими комитетами по стандартизации (ТК), предприятиями, организациями и другими субъектами хозяйственной деятельности, научно-техническими, инженерными обществами и другими общественными объединениями (далее - общественные объединения) государств - участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Соглашение).
На национальном уровне могут быть установлены дополнительные требования, конкретизирующие порядок разработки межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, изменений к ним, порядок применения и прекращения применения межгосударственных стандартов, правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации на территории государства - участника Соглашения.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1.0-92 Межгосударственная система стандартизации. Основные положения
ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ 1.3-2002 Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия международных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов
ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
3 Порядок разработки, принятия и регистрации межгосударственных стандартов
3.1 Общие положения
3.1.1 Разработку межгосударственных стандартов (далее - стандартов) осуществляют, как правило, в следующем порядке:
1-я стадия - организация разработки стандарта;
2-я стадия - разработка первой редакции проекта стандарта и рассылка ее на отзыв*;
__________________
* В государстве - разработчике стандарта могут быть проведены дополнительные (предшествующие) стадии разработки стандарта, которые настоящий стандарт не регламентирует.
3-я стадия - разработка окончательной редакции проекта стандарта и рассылка ее на рассмотрение и голосование;
4-я стадия - принятие стандарта и его регистрация.
В обоснованных случаях допускается совмещение стадий разработки проекта стандарта или введение дополнительных стадий его разработки (второй и последующей редакций).
3.1.2 Разработку стандартов осуществляют в соответствии с программой работ по межгосударственной стандартизации или в инициативном порядке.
3.1.3 При разработке стандартов следует руководствоваться ГОСТ 1.0.
При разработке стандартов используют результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ; результаты патентных исследований; международные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомендации по стандартизации; прогрессивные национальные стандарты государств - участников Соглашения и других стран, а также иную информацию о современных достижениях науки, техники и технологии.
В качестве основы для проекта межгосударственного стандарта может быть предложен действующий или разрабатываемый (на любой стадии) национальный стандарт государства-разработчика, другого государства - участника Соглашения или иной страны; действующий или разрабатываемый (на стадии окончательной редакции) международный или региональный стандарт (при наличии соответствующих международных, региональных соглашений или с разрешения соответствующих организаций), если требования этого стандарта удовлетворяют целям межгосударственной стандартизации по ГОСТ 1.0 (раздел 4).
При применении в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта международного или регионального стандарта используют правила и методы, установленные ГОСТ 1.3.
ГОСТ 1.3 также можно применять при разработке межгосударственного стандарта в случаях использования в качестве основы для его проекта национального стандарта, в том числе национального стандарта государства - участника Соглашения, если для этого не приемлемы правила, установленные в 3.2.8.
3.1.4 Построение, изложение, оформление и обозначение стандартов - по ГОСТ 1.5 с учетом ГОСТ 1.3 (в случае применения в качестве основы для проекта межгосударственного стандарта международного или регионального стандарта).
3.1.5 Пересылку документов в процессе разработки, принятия и регистрации стандартов рекомендуется осуществлять с использованием электронной почты, соблюдая порядок обмена документами в электронном формате, установленный Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации [7].
При получении документов рекомендуется направить соответствующее уведомление по электронной почте в адрес отправителя. Требования, устанавливающие необходимость направления уведомлений о получении проекта стандарта, приведены в 3.2.3.2, 3.2.4.4 и 3.2.6.2. Контроль за соблюдением этих требований возложен на Бюро по стандартам. При отсутствии электронной почты у получателя проекта стандарта уведомление следует направить факсом, телефонограммой, телеграммой или иным способом, обеспечивающим оперативность его доставки.
3.1.3-3.1.5 (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
3.2 Порядок разработки проектов стандартов
3.2.1 Разработке стандарта в государстве - участнике Соглашения предшествует, как правило, подготовка национальным органом по стандартизации государства - участника Соглашения (далее - национальный орган) соответствующего предложения к программе работ по межгосударственной стандартизации в соответствии с порядком, установленным Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (далее - Межгосударственный Совет) [2].
3.2.2 Организация разработки и рассмотрения проекта стандарта в государстве-разработчике осуществляется в соответствии с порядком, установленным национальным органом этого государства.
Перед началом разработки стандарта разработчик (национальный ТК или иная организация) направляет через национальный орган своего государства информацию о начале его разработки (с краткой аннотацией) в национальные органы других государств, заинтересованных в разработке стандарта и указанных в программе работ по межгосударственной стандартизации, для публикации этой информации или применения иных форм ее распространения в этих государствах.
Если проект стандарта разрабатывается в инициативном порядке (без включения в программу работ по межгосударственной стандартизации), то указанная информация направляется национальным органам всех государств - участников Соглашения.
3.2.3 Порядок разработки и рассмотрения первой редакции проекта стандарта в государстве - разработчике стандарта устанавливает его национальный орган.
3.2.3.1 Разработчик стандарта готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к нему.
В пояснительной записке приводят:
- основание для разработки стандарта, указывая номер темы по программе работ по межгосударственной стандартизации или ссылку на иной организационно-распорядительный документ*;
__________________
* В случае разработки стандарта в инициативном порядке приводят соответствующую запись.
- краткую характеристику объекта стандартизации;
- технико-экономическое, социальное или иное обоснование разработки стандарта;
- обоснование целесообразности разработки стандарта на межгосударственном уровне;
- сведения о взаимосвязи проекта стандарта с другими межгосударственными стандартами, правилами и рекомендациями по межгосударственной стандартизации и (или) сведения о методах применения при разработке проекта стандарта международного (регионального или национального) стандарта (иного нормативного документа);
- предложения по изменению, пересмотру или отмене межгосударственных стандартов, противоречащих предложенному проекту стандарта;
- сведения о патентной чистоте проекта стандарта (при необходимости);
- сведения о рассылке национальным органам первой редакции проекта стандарта на отзыв (с указанием исходящих номеров сопроводительных писем) и обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (для окончательной редакции);
- перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке стандарта, а также предусмотренную законодательством информацию, если данные документы относятся к объектам патентного или авторского права;
- сведения о разработчике стандарта с указанием его почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты (при ее наличии у разработчика).
3.2.3.2 Национальный орган государства-разработчика направляет первую редакцию проекта стандарта с пояснительной запиской в национальные органы государств, заинтересованных в разработке стандарта (указанных в программе работ по межгосударственной стандартизации), а также в Бюро по стандартам.
Если проект стандарта разрабатывается государством - участником Соглашения в инициативном порядке, то он рассылается национальным органам всех государств - участников Соглашения, если они не прислали уведомление о незаинтересованности в разработке данного стандарта.
При рассылке первой редакции проекта стандарта на отзыв в сопроводительном письме указывают предельную дату получения отзывов от заинтересованных государств исходя из трехмесячного срока, который предоставляют для рассмотрения проекта стандарта. При этом используют типовую формулировку: "Окончательная дата получения отзыва - ".
Срок, предоставляемый для рассмотрения проекта, может быть сокращен до 45 дней, если это обусловлено объективными причинами. Причину сокращения срока указывают в сопроводительном письме.
Национальный орган, получивший проект стандарта, в тот же день направляет по электронной почте или иным оперативным способом в адрес национального органа государства-разработчика и Бюро по стандартам уведомление о получении проекта стандарта с указанием даты получения.
3.2.3.3 Рассмотрение первой редакции проекта стандарта в заинтересованных государствах осуществляется в пределах предоставленного для этого срока (с учетом окончательной даты получения отзыва). Отзывы на первую редакцию проекта стандарта направляются в адрес национального органа государства-разработчика или в иной указанный им адрес (в секретариат национального ТК или иному разработчику стандарта), а также в Бюро по стандартам.
В отзыве замечания и предложения по проекту стандарта рекомендуется излагать в следующей последовательности:
- по проекту в целом;
- по разделам, подразделам, пунктам, подпунктам, перечислениям, приложениям - в порядке изложения проекта стандарта.
Все предложения по проекту стандарта должны быть обоснованы, а замечания должны носить конкретный характер.
3.2.2-3.2.3.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2.3.4 Национальный орган государства-разработчика рассматривает полученные от заинтересованных государств отзывы, направляет их разработчику для подготовки окончательной редакции проекта стандарта и в случае необходимости сообщает свое мнение о целесообразности реализации предложений и учета замечаний.
3.2.4 Порядок разработки, рассмотрения и согласования окончательной редакции проекта стандарта в государстве-разработчике устанавливает его национальный орган.
3.2.4.1а При разработке окончательной редакции проекта стандарта разработчик готовит сводку отзывов на его первую редакцию (вторую и последующую редакции, при их наличии), которые поступили от других государств. При этом используют форму сводки отзывов, установленную в приложении Е.
Примечание - При разработке промежуточных (второй и последующих) редакций проекта стандарта соблюдают процедуру разработки, установленную для первой редакции (см. 3.2.3). При этом вместе с проектом стандарта рассылают сводку отзывов на его предыдущую редакцию.
3.2.4.1б Целесообразность учета при подготовке окончательной редакции проекта стандарта замечаний и предложений, которые высказаны в отзывах, поступивших после установленной даты их получения, определяет разработчик, если иное не установлено национальным органом.
3.2.4.1а, 3.2.4.1б (Введены дополнительно, Изм. N 1).
3.2.4.1 После принятия национальным органом государства-разработчика решения о готовности проекта стандарта (окончательной редакции) к рассылке на рассмотрение и голосование в другие государства его направляют на издательское редактирование в ФГУП "Стандартинформ", осуществляющего функцию издательства межгосударственных стандартов.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.2.4.2 Издательское редактирование проекта стандарта осуществляется, как правило, в срок не более пяти дней*.
______________
* В обоснованных случаях, связанных с объемом и (или) количеством поступивших проектов документов, срок редактирования может быть увеличен.
3.2.4.3 При наличии редакционных замечаний по проекту стандарта его разработчик вносит необходимые исправления.
3.2.4.4 Национальный орган государства-разработчика стандарта направляет его окончательную редакцию с пояснительной запиской и сводкой отзывов в национальные органы государств, заинтересованных в разработке стандарта, а также в Бюро по стандартам.
Если проект стандарта разрабатывают без включения в программу работ по межгосударственной стандартизации, то на стадии подготовки окончательной редакции проекта стандарта заинтересованными считаются государства, от которых поступили отзывы на первую редакцию проекта стандарта.
При рассылке окончательной редакции проекта стандарта на рассмотрение и голосование в сопроводительном письме указывают дату подведения итогов голосования, устанавливаемую не ранее трех месяцев со дня рассылки. При этом используют типовую формулировку: "Дата подведения итогов голосования - ".
Срок, предоставляемый для рассмотрения окончательной редакции проекта, может быть сокращен до 45 дней, если это обусловлено объективными причинами. Причину сокращения срока указывают в сопроводительном письме.
Национальный орган, получивший проект стандарта, в тот же день направляет по электронной почте или иным оперативным способом в адрес национального органа государства-разработчика и Бюро по стандартам уведомление о получении проекта стандарта с указанием даты получения.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2.4.5 Национальные органы заинтересованных государств организуют рассмотрение окончательной редакции проекта стандарта, принимают по нему решение и направляют в национальный орган государства-разработчика бюллетени голосования до даты подведения итогов голосования, а информацию о принятом решении (с обоснованием отрицательного решения) - по электронной почте в Бюро по стандартам. При этом может быть использована система электронного голосования по проектам межгосударственных нормативных документов.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
3.2.4.6 Форма бюллетеня голосования и правила его заполнения приведены в приложениях А и Б.
3.2.4.7 Бюро по стандартам контролирует соблюдение требований ГОСТ 1.0 и ГОСТ 1.5, а также порядка, установленного настоящим стандартом, в части выполнения отдельных этапов разработки стандарта, соответствия их сроков программе работ по межгосударственной стандартизации, объективности содержания сводки отзывов и подведения итогов голосования по проекту стандарта.
Если при этом выявлены случаи несоответствия, то Бюро по стандартам направляет свои замечания национальному органу государства - разработчика стандарта.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
3.2.5 Национальный орган государства - разработчика стандарта подводит итоги голосования по проекту стандарта, учитывая бюллетени голосования, поступившие к установленной дате голосования.
Если в бюллетене голосования отмечено, что национальный орган воздерживается в связи c незаинтересованностью в применении данного стандарта, то этот бюллетень в подсчете голосов не учитывают.
3.2.5.1 Результаты голосования по проекту стандарта считаются положительными, если за его принятие в предложенной редакции проголосовало не менее двух третей от числа национальных органов, заинтересованных в применении данного стандарта и принявших участие в голосовании.
При подсчете голосов в числе проголосовавших за принятие стандарта учитывают национальный орган государства-разработчика.
3.2.5, 3.2.5.1 (Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2.5.2 При положительных результатах голосования по проекту стандарта национальный орган государства-разработчика направляет в Издательство стандартов проект стандарта (первый экземпляр и экземпляр с редакционными правками).
3.2.5.3 Издательство стандартов в трехдневный срок* проводит окончательное редактирование проекта стандарта, проставляет на каждом листе первого экземпляра штамп "В НАБОР" и возвращает его вместе с экземпляром с редакционными правками.
_______________
* В обоснованных случаях, связанных с объемом и(или) количеством поступивших проектов документов, срок редактирования может быть увеличен.
3.2.5.4 Национальный орган государства-разработчика направляет в Бюро по стандартам документы, необходимые для регистрации принятого стандарта в соответствии с порядком, установленным Межгосударственным советом [3].
3.2.5.5 Бюллетени голосования, поступившие после дня подведения итогов голосования, не учитываются и направляются в Технический секретариат.
Замечания и предложения по проекту стандарта, поступившие вместе с такими бюллетенями, могут быть учтены при очередном пересмотре принятого стандарта или при внесении в него изменения.
3.2.5.4., 3.2.5.5 (Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2.6 При отрицательных результатах голосования по проекту стандарта может быть осуществлена его доработка с учетом замечаний и предложений национальных органов или прекращена разработка проекта стандарта.
3.2.6.1 Доработка проекта стандарта осуществляется в срок, не превышающий двух месяцев, в порядке, установленном национальным органом государства-разработчика.
При доработке проекта стандарта разработчик составляет сводку замечаний и предложений по результатам первоначального голосования национальных органов.
Сводку замечаний и предложений составляют аналогично сводке отзывов (приложение Е), но при этом информацию о национальных органах, проголосовавших за принятие стандарта, приводят только в пояснительной записке.
3.2.6.2 Национальный орган государства-разработчика направляет доработанный проект стандарта с пояснительной запиской и сводкой замечаний и предложений на повторное голосование в национальные органы, которые приняли участие в первоначальном голосовании, а также в Бюро по стандартам.
Национальный орган, получивший доработанный проект стандарта, в тот же день направляет соответствующее уведомление по электронной почте или иным оперативным способом в адрес национального органа государства-разработчика и Бюро по стандартам с указанием даты получения.
3.2.6.1; 3.2.6.2 (Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2.6.3 При положительных результатах повторного голосования по проекту стандарта осуществляются работы в соответствии с 3.2.5.4 и 3.2.5.5.
3.2.6.4 При отрицательных результатах повторного голосования по проекту стандарта окончательное решение по нему (дальнейшая доработка, прекращение разработки) принимает Межгосударственный совет на своем заседании по рекомендации соответствующей научно-технической комиссии (по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, надзору и контролю) Межгосударственного совета, если стандарт распространяется на соответствующий объект стандартизации.
В случае принятия решения о прекращении разработки стандарта национальные органы заинтересованных государств могут использовать его проект (в любой редакции) в качестве основы для разработки или оформления соответствующего национального стандарта.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.2.7 Если разработка проекта стандарта осуществляется с участием МТК, национальный орган может передать свои функции в работах по разработке (рассмотрению) проекта стандарта на любой стадии своему полномочному представителю* в МТК и(или) секретариату МТК, участие которых в указанных работах определяется положением о МТК и(или) порядком, установленным национальным органом. При этом разработка проекта стандарта может осуществляться в соответствии с рекомендациями Межгосударственного Совета [5]**.
_______________
* Термины, связанные со структурой и деятельностью МТК, - в соответствии с правилами, установленными Межгосударственным советом [4].
** В Российской Федерации - по согласованию с Госстандартом России.
3.2.8 В качестве окончательной редакции проекта стандарта может быть предложен действующий национальный стандарт государства - участника Соглашения, международный или региональный стандарт (при наличии соглашения, разрешающего такое применение соответствующих региональных стандартов), если данный стандарт изложен на русском языке (или при наличии его аутентичного перевода на русский язык) и при отсутствии в нем ссылок на другие национальные (международные, региональные) стандарты и (или) иные документы, которые не действуют на межгосударственном уровне.
Соответствующее предложение по национальному стандарту может исходить от национального органа, принявшего данный национальный стандарт, или должно быть согласовано с ним. Предложение по международному (региональному) стандарту может исходить от любого национального органа.
Рассылку осуществляет национальный орган, выдвинувший это предложение, который направляет данный стандарт (его версию на русском языке или его перевод на русский язык, если стандарт изложен на ином языке) всем национальным органам.
3.2.8.1 Если национальный (международный, региональный) стандарт распространяется на объект стандартизации, относящийся к сфере деятельности определенного МТК, то рассылка может быть осуществлена его секретариатом и только в государства, являющиеся членами данного МТК. При этом национальным органам других государств направляют уведомление о рассылке данного стандарта.
3.2.8.2 Рассмотрение национального (международного, регионального) стандарта, предложенного для принятия в качестве межгосударственного стандарта, и голосование по нему осуществляют в соответствии с 3.2.4.5, а подведение итогов голосования - в соответствии с 3.2.5.1.
3.2.8-3.2.8.2 (Введены дополнительно, Изм. N 1).
3.2.8.3 При положительных результатах голосования по принятию национального (международного, регионального) стандарта в качестве межгосударственного стандарта национальный орган, принявший данный национальный стандарт или выдвинувший соответствующее предложение, переоформляет титульный лист, предисловие, первую страницу и библиографические данные стандарта, а при необходимости также разделы "Термины и определения" и "Обозначения и сокращения", приводя их в соответствии с ГОСТ 1.5 и ГОСТ 1.3, и обеспечивает издательское редактирование в соответствии с 3.2.4.2, 3.2.4.3 и 3.2.5.3.
3.2.8.4 При отрицательных результатах голосования по принятию национального (международного, регионального) стандарта в качестве межгосударственного стандарта его доработка не осуществляется. В случае оформления межгосударственного стандарта, идентичного международному (региональному) стандарту, допускается его доработка в части редакционных изменений, в том числе изменения наименования стандарта. При этом соблюдают требования ГОСТ 1.3.
3.2.8.3, 3.2.8.4 (Введены дополнительно, Изм. N 1. Измененная редакция, Изм. N 2).
3.2.9 Если национальный (международный, региональный) стандарт содержит ссылки на другие национальные (международные, региональные) стандарты и (или) иные документы, не действующие на межгосударственном уровне, то разработка на его основе межгосударственного стандарта осуществляется в соответствии с 3.2.1-3.2.6.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
3.2.10 Если национальный орган ведет подготовку проекта межгосударственного стандарта, который является идентичным международному (региональному) стандарту (см. ГОСТ 1.3), то допускается совмещение второй и третьей стадий разработки стандарта. При этом работы, предусмотренные в соответствии с 3.2.3.2-3.2.3.4, не проводятся.
В случае доработки проекта такого стандарта с учетом замечаний и предложений национальных органов в соответствии с 3.2.6.1 и 3.2.6.2, как правило, осуществляется его модификация относительно применяемого международного (регионального) стандарта в соответствии с ГОСТ 1.3.
(Введен дополнительно, Изм. N 1. Измененная редакция, Изм. N 2).
3.3 Порядок принятия стандартов
3.3.1 Межгосударственные стандарты принимает Межгосударственный совет*, проводя голосование по переписке или непосредственно на заседании Межгосударственного совета.
________________
* Термины, связанные с деятельностью Межгосударственного совета, - в соответствии с правилами, установленными Межгосударственным советом [6].
3.3.2 Голосование по проекту стандарта по переписке осуществляется в процессе рассмотрения его окончательной редакции в государствах - участниках соглашения, проводимого в соответствии с 3.2.4.5, 3.2.4.6, 3.2.5 и 3.2.5.1 (или 3.2.6.2 и 3.2.6.3). Стандарт считается принятым Межгосударственным советом по результатам голосования по переписке, если за его принятие проголосовали национальные органы всех заинтересованных государств, или если за него проголосовало большинство заинтересованных национальных органов, а против - не более одного. Последний случай допускается, когда национальный орган, проголосовавший против принятия данного стандарта, не предложил вынести голосование на заседание Межгосударственного совета, а стандарт не относится к числу основополагающих стандартов (см. 3.3.3.1).
3.3.3 Если стандарт не принят по результатам голосования по переписке в соответствии с 3.3.2, но за его принятие проголосовало не менее двух третей от числа национальных органов, заинтересованных в применении данного стандарта (см. 3.2.5.1), то его принятие выносится на заседание Межгосударственного совета.
3.3.3.1 На заседание Межгосударственного совета также выносят принятие наиболее важных основополагающих стандартов, затрагивающих интересы всех государств - участников Соглашения, а также иных стандартов, если с подобной инициативой выступил любой заинтересованный национальный орган при положительных результатах голосования по переписке в соответствии с 3.2.5.1.
3.3.3.2 При голосовании по проекту стандарта на заседании Межгосударственного совета бюллетени голосования не заполняют, а результаты голосования оформляют соответствующим протоколом (выпиской из протокола), передаваемым национальному органу государства - разработчика стандарта.
3.3.3.3 Если принятие стандарта вынесено на заседание Межгосударственного совета, а член Совета, представляющий заинтересованное в данном стандарте государство, не может присутствовать на этом заседании или направить на него своего полномочного представителя, то соответствующий национальный орган направляет бюллетень голосования с решением по проекту стандарта не позднее 20 дней до проведения заседания.
3.3.4 Стандарт считается принятым на заседании Межгосударственного совета, если за его принятие проголосовало не менее двух третей от числа членов Совета, представляющих заинтересованные в стандарте государства и присутствующих на этом заседании или направивших бюллетени голосования в соответствии с 3.3.3.3.
Примечания
1 При отсутствии заинтересованности государства в принятии стандарта соответствующему члену Совета рекомендуется воздержаться при проведении голосования по проекту данного стандарта.
2 При голосовании по проекту стандарта не учитывают мнение национального органа, руководитель (или полномочный представитель) которого не присутствует на этом заседании и от которого не поступил в соответствии с 3.3.3.3 бюллетень голосования по данному проекту.
Если стандарт относится к числу основополагающих стандартов, затрагивающих интересы всех государств-участников Соглашения, то данный стандарт считается принятым только при достижении по нему консенсуса* и положительном голосовании всех членов Совета, участвующих в заседании, если от отсутствующего при этом члена Совета не поступил бюллетень голосования с отрицательным решением по данному стандарту.
_____________________
* Термин "консенсус" означает общее согласие, характеризующееся отсутствием возражений по существенным вопросам у большинства заинтересованных сторон, стремлением учесть мнения всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения; при этом консенсус не предполагает полного единодушия.
3.3.2-3.3.4 (Измененная редакция, Изм. N 1).
3.3.5 Проект стандарта, не принятый в соответствии с 3.3.4, может быть опубликован в качестве технического отчета Межгосударственного совета.
3.3.6 Национальные органы, проголосовавшие против принятия стандарта или не принявшие участия в голосовании, могут в дальнейшем присоединиться к стандарту, направив в Бюро по стандартам бюллетень голосования (приложение А) со своим положительным решением. Информация об этом решении публикуется в ежемесячном информационном указателе "Межгосударственные стандарты".
3.3.7 Принятие межгосударственного стандарта не налагает каких-либо обязательств на национальные органы, не принявших участия в голосовании по его принятию, воздержавшихся при голосовании или проголосовавших против его принятия.
Национальному органу, проголосовавшему против принятия стандарта, но заинтересованному в его применении в иной редакции, рекомендуется подготовить и принять национальный стандарт, гармонизированный с аналогичным межгосударственным стандартом. При этом рекомендуется выделить (идентифицировать) все различия данных стандартов и указать причины, обусловившие эти различия.
3.3.6; 3.3.7 (Измененная редакция, Изм. N 1).
3.3.8 Регистрация и учет принятых стандартов, в том числе оформление дела стандарта, публикация соответствующей информации в ежемесячном информационном указателе "Межгосударственные стандарты" и в годовом указателе "Межгосударственные стандарты", а также подготовка стандартов к изданию (обеспечение их копиями национальных органов) осуществляются в соответствии с порядком, установленным Межгосударственным советом [3].
4 Порядок применения межгосударственных стандартов
4.1 Межгосударственные стандарты применяют в качестве национальных (государственных) стандартов в государствах, чьи национальные органы приняли эти стандарты (присоединились к ним), в порядке, установленном этими национальными органами. При этом применение межгосударственных стандартов, как правило, осуществляется непосредственно, без переоформления в национальные (государственные) стандарты.
4.2 Межгосударственные стандарты вводятся в действие на территории государств после их регистрации в Бюро по стандартам принявшими эти стандарты (присоединившимися к ним) национальными органами этих государств путем принятия соответствующих организационно-распорядительных документов. При этом национальный орган устанавливает для каждого стандарта дату введения его в действие на территории своего государства и своевременно отменяет противоречащий ему (или дублирующий его) национальный (государственный) стандарт (стандарты). Для наиболее важных основополагающих стандартов (и изменений к ним), затрагивающих интересы всех государств - участников Соглашения, Межгосударственный совет устанавливает единую для всех государств дату введения в действие.
Дату введения в действие межгосударственного стандарта устанавливают не позднее двух лет со дня регистрации стандарта в Бюро по стандартам. При ее установлении учитывают соответствующие рекомендации национального органа государства-разработчика.
Примечание - Под понятием "противоречащий национальный (государственный) стандарт" подразумевается такой стандарт, который распространяется на тот же объект стандартизации и имеет ту же область применения, что и межгосударственный стандарт, но содержит иные требования.
В случае принятия межгосударственного стандарта, идентичного национальному стандарту государства - участника Соглашения, национальный орган данного государства может принять решение о применении этого межгосударственного стандарта только в межгосударственных отношениях. В этом случае национальный стандарт продолжает применяться на территории государства во внутренних отношениях.
По решению национального органа, принявшего национальный стандарт, данный стандарт может быть отменен, а вместо него введен в действие в качестве национального стандарта межгосударственный стандарт, или национальный стандарт может быть признан имеющим одинаковую силу с идентичным ему межгосударственным стандартом при применении последнего на территории этого государства.
После принятия межгосударственного стандарта, модифицированного по отношению к национальному стандарту, последний подлежит отмене (или ограничению области применения) для исключения противоречий с данным межгосударственным стандартом в случае их одновременного действия на территории государства.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
4.3 Публикацию информации о введении межгосударственного стандарта в действие для применения в государстве - участнике Соглашения, его издание и распространение на территории страны осуществляют в порядке, установленном национальным органом этого государства. При этом издание стандарта осуществляют на русском или одновременно на русском языке и государственном языке страны.
5 Порядок обновления межгосударственных стандартов
5.1 Порядок проведения проверок стандартов
5.1.1 Обновление стандартов путем внесения в них изменений или пересмотра осуществляют на основе их проверок или предложений национальных органов, других органов государственного управления, предприятий, организаций, других субъектов хозяйственной деятельности, общественных объединений и граждан государств, на территории которых применяют эти стандарты.
5.1.2 Проверку стандарта проводят с целью выявления необходимости его обновления, которое может быть направлено на приведение его в соответствие с вновь заключенными межгосударственными соглашениями, действующими и вводимыми нормами законодательств государств - участников Соглашения, применяющих этот стандарт, международными, региональными стандартами, правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации; на распространение передового опыта, повышение качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, потребностями населения, экономики и обороноспособности государств - участников Соглашения и на более полное достижение целей межгосударственной стандартизации.
5.1.3 Проверку стандарта, как правило, проводят в государстве - разработчике этого стандарта (в государстве, за которым закреплен данный стандарт), в порядке, установленном национальным органом этого государства. К проверке стандарта может быть привлечен МТК, который участвовал в разработке данного стандарта.
Проверку стандарта целесообразно проводить регулярно, через пять лет после разработки или пересмотра стандарта, принятия последнего изменения или проведения последней проверки.
5.2 Порядок разработки, принятия и введения в действие изменений к стандартам
5.2.1 Изменение к стандарту разрабатывают при замене, дополнении или исключении отдельных его требований, которые не влекут за собой нарушения взаимозаменяемости и(или) совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту. Изменение к стандарту на методы контроля разрабатывают, если вносимое изменение не влияет на сопоставимость результатов испытаний (измерений, анализа, определений), полученных при использовании данных методов.
Примечание - При необходимости одновременно с разработкой изменения к стандарту осуществляют работы по разработке изменений к взаимосвязанным с ним стандартам.
Изменение к стандарту только редакционного и(или) ссылочного характера в форме самостоятельного документа не разрабатывают, а включают в очередное изменение, обусловленное заменой (дополнением, исключением) содержательных требований стандарта.
Если в стандарт уже внесено три изменения, то следующее изменение не разрабатывают, а осуществляют пересмотр стандарта в соответствии с 5.3. Пересмотр стандарта также является предпочтительным, если объем вносимого изменения может превысить 40% текста стандарта, а также в случае необходимости изменения наименования стандарта.
Оформление и изложение изменения - по ГОСТ 1.5 (раздел 5).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.2.2 Работы по внесению в стандарт изменения осуществляет МТК, за которым закреплен данный стандарт, а при его отсутствии проводят под руководством национального органа государства - разработчика стандарта (государства, за которым закреплен данный стандарт).
5.2.3 Разработку и принятие изменения к стандарту осуществляют в порядке, установленном 3.1.1; 3.1.2; 3.1.5; 3.2 и 3.3 для проектов стандартов, со следующими дополнениями:
- если изменение к стандарту разрабатывается без включения в программу работ по межгосударственной стандартизации, то допускается не рассылать в другие государства его первую редакцию;
- изменение к стандарту считается принятым по переписке, если за это проголосовало не менее двух третей национальных органов государств, применяющих данный стандарт;
- национальные органы, проголосовавшие против его принятия в предложенной редакции (или воздержавшиеся от голосования), решают вопрос применения стандарта на территории своих государств с учетом нецелесообразности одновременного применения в государствах - участниках Соглашения стандарта с принятым изменением и без него.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.2.4 Изменения к наиболее важным основополагающим стандартам, затрагивающим интересы всех государств - участников Соглашения, как правило, принимают на заседании Межгосударственного совета. При этом изменение к такому стандарту считается принятым только при достижении по нему консенсуса и положительном голосовании всех членов Совета, участвующих в заседании.
5.2.5 Регистрация принятого изменения к стандарту, обеспечение его копиями национальных органов, а также публикация информации о принятии изменения к стандарту и его текста в ежемесячном информационном указателе "Межгосударственные стандарты" - в соответствии с порядком, установленным Межгосударственным советом [3].
5.2.6 Изменение к стандарту вводится в действие на территории государств после его регистрации в Бюро по стандартам путем принятия национальными органами соответствующих организационно-распорядительных документов.
Дату введения в действие изменения к стандарту рекомендуется устанавливать не ранее шести месяцев, но не позднее одного года со дня регистрации изменения в
Бюро по стандартам.
5.2.7 Публикацию информации о введении в действие изменения к стандарту, а при необходимости также текста изменения, осуществляют в порядке, установленном национальным органом государства, в котором применяют данный стандарт.
Публикацию текста изменения к стандарту осуществляют на тех языках, на которых издан данный стандарт.
5.2.6, 5.2.7 (Измененная редакция, Изм. N 1).
5.3 Порядок пересмотра стандартов
5.3.1 Пересмотр стандарта осуществляют при установлении в нем новых, более прогрессивных требований, если они приводят к нарушению взаимозаменяемости продукции, соответствующей им, и продукции, изготовляемой до введения этих требований или влияют на сопоставимость результатов испытаний (измерений, анализа, определений), проводимых по пересмотренному стандарту и действовавшему ранее стандарту.
При пересмотре стандарта разрабатывают новый стандарт взамен действующего, при этом действовавший ранее стандарт отменяют, а в обновленном стандарте указывают, взамен какого стандарта он разработан. Обновленному стандарту присваивают обозначение действовавшего ранее стандарта с заменой цифр года принятия.
Одновременно с пересмотром стандарта осуществляют работы по обновлению или отмене взаимосвязанных с ним стандартов.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.3.2 При пересмотре стандарта на конкретную продукцию (не взаимозаменяемую при переходе на выпуск по обновленному стандарту) в случае, если необходимо изготовлять запасные части и выполнять ремонт ранее выпущенной продукции, находящейся в эксплуатации, действующий стандарт не отменяют, а вносят в него изменение, ограничивающее соответствующим образом область применения этого стандарта. При этом сохраняют его регистрационный номер, а обновленному стандарту присваивают новый регистрационный номер.
5.3.3 Работы по пересмотру стандарта осуществляет МТК, за которым закреплен данный стандарт, а при его отсутствии проводят под руководством национального органа государства - разработчика стандарта (государства, за которым закреплен данный стандарт).
5.3.4 Разработку и принятие стандарта взамен действующего осуществляют в порядке, установленном в 3.1, 3.2 и 3.3 для вновь разрабатываемых стандартов со следующими дополнениями:
- результаты голосования по проекту обновленного стандарта могут считаться положительными, если за его принятие проголосовало не менее двух третей национальных органов государств, применяющих действующий стандарт;
- национальные органы государств, применяющих действующий стандарт, которые проголосовали против принятия обновленного стандарта в предложенной редакции (или воздержавшиеся от голосования), решают вопрос о применении действовавшего ранее стандарта на территории своего государства с учетом нецелесообразности одновременного применения в государствах - участниках Соглашения обновленного и действовавшего ранее стандартов (за исключением случаев, указанных в 5.3.2).
(Измененная редакция, Изм. N 1).
5.3.5 Стандарт, принятый взамен действовавшего стандарта, вводится в действие и применяется в соответствии с разделом 4.
6 Порядок отмены межгосударственных стандартов и прекращения их применения в государствах - участниках Соглашения
6.1 Стандарт отменяют в следующих случаях:
- в связи с прекращением выпуска продукции или проведения работ (оказания услуг), осуществлявшихся по данному стандарту во всех государствах, применявших этот стандарт;
- при разработке взамен данного стандарта другого межгосударственного стандарта (стандартов);
- при прекращении применения данного стандарта (в случаях, указанных в 6.2) во всех применявших его государствах;
- в других обоснованных случаях.
6.2 Национальный орган государства, применяющего стандарт, вправе прекратить его применение на территории своего государства в одностороннем порядке в следующих случаях:
- при возникновении противоречий между установленными в данном стандарте требованиями и положениями законодательных актов этого государства;
- при несоответствии установленных в данном стандарте требований потребностям национальной экономики и безопасности;
- при несогласии с содержанием изменения, внесенного в данный стандарт, или содержанием стандарта, принятого взамен действовавшего стандарта, в случаях, указанных в 5.2.4 и 5.3.4;
- других обоснованных случаях.
6.3 Предложения о прекращении применения стандарта государственные органы управления, национальные ТК, предприятия, организации, другие субъекты хозяйственной деятельности, общественные объединения и граждане государства, применяющего данный стандарт, направляют в национальный орган своего государства.
6.4 Национальный орган в соответствии с установленным им порядком организует рассмотрение поступивших предложений по прекращению применения стандарта и определяет целесообразность реализации этих предложений в одностороннем порядке (только на территории своей страны) или путем подготовки предложения об отмене данного стандарта Межгосударственным советом.
6.5 В случае принятия решения о прекращении применения стандарта на территории государства в одностороннем порядке национальный орган этого государства направляет соответствующее уведомление (с указанием причины) в Бюро по стандартам и национальные органы других государств, применяющих данный стандарт, не позднее чем за девять месяцев до даты прекращения применения.
Информация о прекращении применения стандарта на территории какого-либо государства в одностороннем порядке публикуется в ежемесячном информационном указателе "Межгосударственные стандарты".
6.6 Предложение об отмене стандарта национальный орган государства, применяющего этот стандарт, направляет в МТК, за которым закреплен данный стандарт, или в Бюро по стандартам.
6.7 Секретариат МТК (Бюро по стандартам) анализирует предложения об отмене стандарта, обобщает их, оценивает целесообразность реализации этих предложений и при необходимости направляет предложение об отмене данного стандарта в национальные органы государств, применяющих данный стандарт, с обращением о рассмотрении этого предложения и голосовании по нему.
6.5-6.7 (Измененная редакция, Изм. N 1).
6.8 Национальный орган государства, применяющего стандарт, организует рассмотрение предложения о его отмене в соответствии с порядком, установленным национальным органом, и голосует, направляя бюллетень голосования в секретариат МТК (Бюро по стандартам) не позднее трех месяцев со дня получения указанного предложения. При этом может быть использована система электронного голосования по проектам межгосударственных нормативных документов.
Форма бюллетеня голосования об отмене межгосударственного стандарта приведена в приложении В.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
6.9 МТК обобщает результаты голосования об отмене стандарта и направляет бюллетени голосования в Бюро по стандартам.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.10 Стандарт считается отмененным Межгосударственным советом по переписке, если за его отмену проголосовали национальные органы всех государств, применявших данный стандарт и принявших участие в голосовании (в течение срока, установленного для голосования).
6.11 Закрытие дела отмененного стандарта, публикацию соответствующей информации в ежемесячном информационном указателе "Межгосударственные стандарты" и направление официальной информации об отмене стандарта в национальные органы государств, применявших данный стандарт, а также передачу копии дела стандарта в случае одностороннего прекращения его применения в государстве, в котором хранилось это дело, осуществляют в порядке, установленном Межгосударственным советом [3]. В этом случае Бюро по стандартам определяет государство, в котором в дальнейшем будет храниться дело стандарта.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.12 Решение о прекращении применения стандарта на территории государства, применявшего данный стандарт, в связи с его отменой или в одностороннем порядке национальный орган этого государства оформляет принятием соответствующего организационно-распорядительного документа с публикацией официальной информации об этом решении в порядке, установленном этим национальным органом.
6.13 В чрезвычайных ситуациях, когда применение стандарта может создать угрозу для национальной безопасности, жизни и здоровья населения страны, нанести ущерб ее экономике или окружающей среде, национальный орган вправе временно (на срок до одного года) приостановить действие этого стандарта на территории своего государства. Одновременно с принятием этого решения национальный орган направляет соответствующую информацию в национальные органы других государств, применяющих данный стандарт, и Бюро по стандартам для публикации соответствующей информации в ежемесячном информационном указателе "Межгосударственные стандарты".
Последующее решение по данному стандарту (о возобновлении или прекращении его применения на территории государства) доводится национальным органом этого государства до Бюро по стандартам и национальных органов других государств, применяющих стандарт.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.14 Пересылку документов в процессе обмена информацией, связанной с отменой стандарта или прекращением его применения в государстве - участнике Соглашения, рекомендуется осуществлять по электронной почте, соблюдая порядок обмена документами в электронном формате, установленный Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации [7].
(Введен дополнительно, Изм. N 1. Измененная редакция, Изм. N 2).
7 Порядок разработки, принятия, регистрации, применения, обновления и отмены правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации
7.1 Правила по межгосударственной стандартизации (далее - правила) разрабатывают при необходимости конкретизации (детализации) отдельных положений соответствующих основополагающих организационно-технических и общетехнических межгосударственных стандартов, а также при нецелесообразности разработки таких стандартов, если устанавливаемые положения определяют порядок взаимодействия в работах по стандартизации, метрологии и сертификации только на уровне национальных органов и Бюро по стандартам.
7.2 Рекомендации по межгосударственной стандартизации (далее - рекомендации) разрабатывают в случае целесообразности предварительной проверки на практике неустоявшихся, еще не ставших типовыми, организационно-методических положений и процедур в области стандартизации, метрологии и сертификации, т.е. до принятия соответствующих стандартов или правил.
7.3 Правила и рекомендации не должны дублировать положения межгосударственных стандартов или противоречить им.
7.4 Построение, изложение, оформление и обозначение правил и рекомендаций - по ГОСТ 1.5.
7.5 Разработку правил и рекомендаций осуществляют, в основном без включения в программу работ по межгосударственной стандартизации, по решению Межгосударственного совета на основе предложений Бюро по стандартам или национальных органов государств - участников Соглашения.
7.6 Разработку правил (рекомендаций) осуществляет Бюро по стандартам или организации, специализированные в области стандартизации (метрологии, сертификации).
По рекомендации соответствующей научно-технической комиссии (по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, надзору и контролю) Межгосударственного совета для разработки проекта правил (рекомендаций) может быть образована рабочая группа из представителей национальных органов или иных организаций.
Пересылку документов в процессе разработки, обновления, отмены правил и рекомендаций осуществляют по электронной почте.
7.7 Разработку правил осуществляют в порядке, установленном 3.1.1, 3.2 и 3.3 для проектов стандартов. Если правила разрабатывают без подготовки первой редакции, то совмещают вторую и третью стадии разработки, не проводя работы, указанные в 3.2.3.2-3.2.3.4.
По рекомендации соответствующей научно-технической комиссии (по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, надзору и контролю) Межгосударственного Совета разработка проекта правил осуществляется с подготовкой или без подготовки первой редакции.
Проект правил рассматривают и принимают на заседании Межгосударственного совета. При этом правила считаются принятыми только при достижении по ним консенсуса и положительном голосовании всех национальных органов. Перед заседанием Межгосударственного совета проект правил рекомендуется рассмотреть на заседании соответствующей научно-технической комиссии (по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, надзору и контролю).
7.4-7.7 (Измененная редакция, Изм. N 1).
7.7.1-7.7.7 (Исключены, Изм. N 1).
7.8 Разработка рекомендаций осуществляется, в основном, без разработки первой редакции.
Проект рекомендаций рассылается на рассмотрение в национальные органы государств - участников Соглашения, при необходимости дорабатывается, направляется на издательское редактирование по 3.2.4.1-3.2.4.3, рассматривается на заседании соответствующей научно-технической комиссии (по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, надзору и контролю), а затем рассматривается и принимается на заседании Межгосударственного совета при положительном голосовании большинства (не менее двух третей) членов Совета, участвующих в заседании.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
7.9 Регистрацию принятых правил и рекомендаций, публикацию соответствующей информации, издание правил и рекомендаций, обеспечение ими национальных органов осуществляют в порядке, установленном Межгосударственным советом [3].
(Измененная редакция, Изм. N 1, Поправка).
7.10 Правила и рекомендации издаются, распространяются и применяются в государствах - участниках Соглашения в порядке, установленном их национальными органами. При этом их издание может осуществляться одновременно на русском языке и государственном языке страны.
7.11 Обновление правил и рекомендаций осуществляется путем их пересмотра или внесения в них изменений.
Разработку, принятие и применение правил (рекомендаций) в случае их пересмотра или внесения в них изменений осуществляют в порядке, установленном в 7.6-7.10.
7.12 Отмену правил и рекомендаций осуществляют в соответствии с 6.6-6.11. При этом голосование выносится на заседание Межгосударственного совета.
Правила (рекомендации) отменяют, если за это проголосовало большинство (более половины) членов Совета, участвующих в заседании.
Одностороннее прекращение применения правил в государстве - участнике Соглашения не допускается, за исключением случая возникновения противоречий между положениями, установленными в них и в законодательных актах этого государства. При этом осуществляются процедуры, указанные в 6.5.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)
Форма бюллетеня голосования по проекту стандарта (изменения к стандарту)
| ||||||||||||
|
БЮЛЛЕТЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ* |
| ||||||||||
официальное наименование государства | ||||||||||||
по проекту межгосударственного стандарта (изменения N_____________ ГОСТ____________________ ) | ||||||||||||
|
| |||||||||||
наименование стандарта | ||||||||||||
разработанному взамен ГОСТ___________________________ . | ||||||||||||
| ||||||||||||
наименование голосующего национального органа | ||||||||||||
1 голосует за принятие стандарта (изменения) в предложенной редакции | ||||||||||||
2 голосует против принятия стандарта (изменения) в предложенной редакции; | ||||||||||||
|
обоснование принятого решения изложено в письме |
| ||||||||||
исходящий номер и дата | ||||||||||||
3 воздерживается в связи с незаинтересованностью в применении указанного стандарта | ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||
|
должность |
|
подпись |
|
расшифровка подписи |
| ||||||
|
|
| ||||||||||
|
дата |
| ||||||||||
Правила заполнения бюллетеня голосования - по ГОСТ 1.2-97 |
________________
* Бюллетень голосования заполняют в соответствии с правилами, приведенными в приложении Б.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)
ПРАВИЛА
заполнения бюллетеня голосования по проекту стандарта
(изменения к стандарту)
1 Номер изменения и обозначение стандарта, в который вносят это изменение, указывают только в бюллетене голосования по проекту изменения.
2 Обозначение действующего стандарта, взамен которого разработан проект стандарта, указывают только в бюллетене голосования при пересмотре действующего стандарта.
3 Решение, принятое по проекту стандарта (изменения), указывают в бюллетене перечеркиванием одного из квадратов 1, 2, 3 в соответствии со следующим примером:
4 Заполнение квадрата 3 в бюллетене голосования при пересмотре действующего стандарта или внесении в него изменения является официальным уведомлением со стороны государства, представившего этот бюллетень, о намерении прекратить применение данного стандарта на территории этого государства.
5 Подпись лица, подписавшего бюллетень голосования, подтверждается гербовой печатью национального органа, представившего бюллетень.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное)
Форма бюллетеня голосования по отмене стандарта*
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ | |||||||||||
БЮЛЛЕТЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ | |||||||||||
|
|
| |||||||||
|
официальное наименование государства |
| |||||||||
об отмене ГОСТ |
| ||||||||||
|
обозначение и наименование стандарта | ||||||||||
| |||||||||||
наименование голосующего национального органа | |||||||||||
1 голосует за отмену стандарта | |||||||||||
2 голосует против отмены стандарта | |||||||||||
|
|
|
|
|
|
| |||||
|
должность |
|
подпись |
|
расшифровка подписи |
| |||||
|
|
| |||||||||
|
дата |
| |||||||||
Правила заполнения бюллетеня голосования - по ГОСТ 1.2-97 |
_____________
* Бюллетень голосования об отмене стандарта заполняют в соответствии с пунктами 3 и 5 правил заполнения бюллетеня голосования по проекту стандарта (приложение Б).
ПРИЛОЖЕНИЯ Г, Д . (Исключены, Изм. N 2).
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
(обязательное)
Форма сводки отзывов на проект межгосударственного стандарта, поступивших от заинтересованных государств, и пример заполнения
Е.1 Форма сводки отзывов
__________________________________________________________________ наименование стандарта |
| ||||||||
|
Структурный элемент стандарта |
Сокращенное наименование национального органа (номер письма, дата) |
Предложение, замечание |
Заключение разработчика |
| ||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
| |||||||
|
|
| |||||||
|
|
| |||||||
|
|
| |||||||
|
|
| |||||||
|
|
| |||||||
|
|
| |||||||
|
|
|
| ||||||
| |||||||||
Руководитель разработки должность и наименование предприятия - разработчика стандарта |
личная подпись |
инициалы, фамилия | |||||||
должность |
личная подпись |
|
__________________
* Если сводку отзывов составляют по результатам рассмотрения второй редакции проекта стандарта, то указывают наименование этой редакции. По результатам рассмотрения окончательной редакции проекта стандарта вместо сводки отзывов составляют сводку замечаний и предложений (при их наличии), поступивших вместе с бюллетенями голосования или изложенных в них.
Е.2 Пример заполнения сводки отзывов (фрагмент)
СВОДКА ОТЗЫВОВ
на первую редакцию проекта межгосударственного стандарта "Правила проведения
работ по межгосударственной стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению",
разработанного взамен ГОСТ 1.5-93
Структурный элемент стандарта |
Сокращенное наименование национального органа (номер письма, дата) |
Предложение, замечание |
Заключение разработчика |
По проекту в целом |
Азгосстандарт (исх. N 14-12/692 от 25.11.99) |
Без замечаний. |
- |
|
Госстандарт Республики Беларусь (исх. N 02-09/5927 от 08.11.99) |
На титульном листе, в "Предисловии", в пункте 3.3.3 и в приложениях А и Б привести идентичные полные наименования ЕАSС как на русском, так и на английском языках, а по тексту стандарта вместо аббревиатуры "ЕАSС" использовать аналогичную аббревиатуру на русском языке. |
Принято |
Пункт 3.3.4 |
Молдовастандарт (исх. N 16-39-32/822 от 21.12.99) |
Изменить наименование заголовка первого столбца таблицы "Название страны по ГОСТ 7.67" на "Наименование государства по ИСО 3166" (т.к. членом ЕАSС может быть не только государство СНГ). |
Отклонено. ГОСТ 7.67-94 идентичен стандарту ИСО 3166:1988, а в межгосударственных стандартах целесообразно давать ссылки на другие межгосударственные стандарты, а не на идентичные им международные стандарты. |
|
Госстандарт Украины (исх. N 18/6-928 от 28.03.2000) |
Из таблицы исключить графу кодов стран. |
Принято к сведению. Предлагается обсудить на НТКС. |
|
|
Из фразы "введен впервые в качестве межгосударственного стандарта" исключить слова "в качестве межгосударственного стандарта". |
Принято частично (эта фраза изложена в иной редакции). |
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. (Измененная редакция, Изм. N 1).
Библиография
[1] МСН 1.01-01-96 |
Система межгосударственных нормативных документов в строительстве. Основные положения |
[2] РМГ 22-97 |
Правила по программному планированию разработки межгосударственных стандартов |
[3] ПМГ 03-99 |
Порядок регистрации и издания межгосударственных нормативных документов по стандартизации |
[4] ПМГ 02-93 |
Типовое положение о межгосударственном техническом комитете по стандартизации |
[5] РМГ 24-97 |
Рекомендации по разработке стандартов межгосударственными техническими комитетами по стандартизации |
[6] |
Правила процедуры Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации |
[7] Правила по межгосударственной стандартизации ПМГ 48-2002 |
Порядок обмена документами в электронном формате |
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
Текст документа сверен по:
официальное издание
Межгосударственная система стандартизации: Сборник. -
М.: ИПК Издательство стандартов, 2003
Юридическим бюро
в текст документа внесено Изменение N 2,
принятое МГС (протокол от 22.06.2005 N 27)