ГОСТ 14228-80
Группа Г84
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ДИЗЕЛИ И ГАЗОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ
Классификация по объему автоматизации
Automatizired diesel engines and gas engines.
Classification according to scope of automatization
ОКП 31 2000
Срок действия с 01.01.1982
до 01.01.1992*
______________________________
* Ограничение срока действия снято
c 01.07.91 Постановлением Госстандарта CCCР
N 1237 от 10.07.91. (ИУС N 10 1991 г.).
Примечание .
РАЗРАБОТАН Министерством тяжелого и транспортного машиностроения
ИСПОЛНИТЕЛИ
В.И.Балакин, канд.техн.наук; М.И.Левин, докт.техн.наук; Г.А.Попов; А.Г.Плоткин, канд.техн.наук
ВНЕСЕН Министерством тяжелого и транспортного машиностроения
Зам.министра Л.В.Попов
УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 28 ноября 1980 г. N 5590
ВЗАМЕН ГОСТ 14228-69
1. Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные судовые, тепловозные и промышленные дизели, газовые двигатели, газомотокомпрессоры, агрегаты на базе дизелей и газовых двигателей (далее - двигатели) и устанавливает их классификацию в зависимости от объема автоматизированных и автоматически выполняемых операций и времени необслуживаемой работы.
2. Двигатели (см.справочное приложение) в зависимости от объема автоматизированных и автоматически выполняемых операций и времени необслуживаемой работы должны классифицироваться по степеням автоматизации, указанным в таблице.
Степень автоматизации |
Характеристика степени автоматизации |
Время необслуживаемой работы двигателя, ч |
1 |
Автоматическое регулирование основных параметров; местное и (или) дистанционное управление; индикация, сигнализация и защита |
4; 8; 12 |
2 |
Операции первой степени; дистанционное автоматизированное и (или) автоматическое управление, в том числе при совместной работе двигателей |
24; 36; 50 |
3 |
Операции второй степени; дистанционное автоматизированное и (или) автоматическое управление вспомогательными агрегатами и (или) операциями обслуживания двигателя |
150; 250 |
4 |
Операции второй или третьей степени; централизованное управление и (или) централизованный автоматический контроль; автоматизированное и (или) автоматическое техническое диагностирование |
250; 375 |
Примечание. Дальнейшее увеличение значений времени необслуживаемой работы двигателей допускается устанавливать с интервалом 4 ч для первой степени и 25 ч для остальных степеней.
Для 4-й степени допускается устанавливать значения времени необслуживаемой работы 2 и 3-й степеней.
3. На двигателях, отвечающих первой степени автоматизации, должен выполняться следующий минимум операций:
автоматическое регулирование частоты вращения;
автоматическое регулирование температуры в системах охлаждения и (или) смазки;
автоматическое регулирование напряжения (для дизель-генераторов);
местное и (или) дистанционное управление пуском, остановом, предпусковыми и послеостановочными операциями, а также частотой вращения (нагружением) и реверсированием;
автоматический подзаряд аккумуляторных батарей, обеспечивающих пуск и (или) питание средств автоматизации (при электростартерном пуске);
автоматическая аварийно-предупредительная сигнализация и защита;
индикация значений контролируемых параметров на местном (дизельном) щитке и (или) на дистанционном пульте.
4. На двигателях, отвечающих 2-й степени автоматизации, помимо операций, указанных в п.3, должно обеспечиваться выполнение следующих операций:
дистанционное автоматизированное и (или) автоматическое управление пуском, остановом, предпусковыми и послеостановочными операциями;
дистанционное автоматизированное и (или) автоматическое управление частотой вращения (нагружением) и реверсированием при его наличии;
автоматический прием нагрузки при автономной работе или выдача сигнала о готовности к приему нагрузки (для дизель-генераторов);
автоматизация совместной работы двигателей, в том числе автоматический прием нагрузки в ходе синхронизации при параллельной работе дизель-генераторов между собой или с внешней сетью;
автоматическое поддержание двигателя в готовности к быстрому приему нагрузки;
автоматическое регулирование вязкости тяжелого топлива и автоматизированное управление переходом с одного вида топлива на другой;
автоматизированный экстренный пуск и (или) останов;
исполнительная сигнализация.
5. На двигателях, отвечающих 3-й степени автоматизации, помимо операций, указанных в п.4, должно обеспечиваться выполнение следующих операций:
автоматическое пополнение расходных емкостей: топлива, масла, охлаждающей жидкости и сжатого воздуха;
автоматизированное и (или) автоматическое управление вспомогательными агрегатами и (или) отдельными операциями обслуживания двигателя.
6. На двигателях, отвечающих 4-й степени автоматизации, помимо операций, указанных в пп.4 или 5, должно обеспечиваться выполнение одной или нескольких дополнительных операций:
централизованное управление двигателем с помощью управляющих машин;
централизованный автоматический контроль;
автоматизированное и (или) автоматическое техническое диагностирование состояния двигателя в целом или его отдельных частей.
7. Конкретный перечень операций и средств автоматизации, а также значение времени необслуживаемой работы по каждой степени (пп.3-6) должен устанавливаться в стандартах и технических условиях на отдельный тип двигателя.
Алгоритмы выполнения операций должны устанавливаться в техническом описании и инструкции по эксплуатации двигателя.
8. Технические требования к отдельным операциям и средствам автоматизации двигателей должны соответствовать Правилам Регистра СССР и Речного Регистра РСФСР в части автоматизации судовых двигателей, а также следующим стандартам:
ГОСТ 10511-72 - автоматическое регулирование частоты вращения дизелей;
ГОСТ 11928-66 - аварийно-предупредительная сигнализация и защита дизелей и газовых двигателей;
ГОСТ 18174-72 - автоматизированное управление режимами главных судовых дизелей;
ГОСТ 10032-80 - автоматизация дизель-генераторов;
ГОСТ 11102-75 - приборы и устройства дизельной автоматики;
ГОСТ 22464-77 - терморегуляторы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
ПОЯСНЕНИЯ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СТАНДАРТЕ
Термин |
Пояснение |
1. Автоматизированный двигатель |
Двигатель, оборудованный средствами автоматизации, обеспечивающими выполнение операций, предусмотренных одной из степеней настоящего стандарта |
2. Время необслуживаемой работы двигателя |
Время (календарное) между обслуживаниями или наблюдениями, требующими присутствия у эксплуатирующегося двигателя обслуживающего персонала. |
3. Местное управление двигателем |
Управление отдельными операциями или режимами работы двигателя, при котором исполнение задаваемых команд осуществляется путем воздействия оператора непосредственно на местные (штатные) управляющие органы двигателя |
4. Дистанционное управление двигателем |
Управление отдельными операциями или режимами работы двигателя, при котором исполнение задаваемых команд осуществляется путем воздействия оператора на отдельные органы управления, расположенные на некотором расстоянии от двигателя |
5. Дистанционное автоматизированное управление двигателем |
Управление с автоматическим выполнением функционально связанных операций и режимов работы двигателя по заданному алгоритму, осуществляемое путем одноразового воздействия оператора на задающие органы управления, расположенные на некотором расстоянии от двигателя |
6. Автоматическое управление двигателем |
Управление с автоматическим выполнением функционально связанных операций или режимов работы двигателя по заданному алгоритму, осуществляемое по сигналам от внешних систем автоматики без участия оператора |
7. Централизованное управление двигателем |
Управление двигателем, осуществляемое оператором или автоматизированными системами управления из единого центра управления |
8. Централизованный автоматический контроль |
Контроль состояния и режимов работы двигателя, осуществляемый автоматическими средствами контроля и измерения из единого центра управления |
9. Индикация значений контролируемых параметров двигателя |
Отображение информации о значениях контролируемых параметров двигателя посредством контрольно-измерительных приборов |
10. Техническое диагностирование |
|
11. Автоматизированное (автоматическое) техническое диагностирование двигателя |
Процесс определения технического состояния двигателя с определенной точностью посредством автоматических устройств с учетом (без участия) оператора |
12. Автоматизированный экстренный пуск или останов двигателя |
Пуск или останов двигателя, осуществляемый по командам оператора, путем дистанционного управления исполнительными органами и параллельной отработкой операций, предусмотренных алгоритмом управления. |
13. Состояние готовности к быстрому приему нагрузки |
Состояние двигателя, при котором обеспечивается прием нагрузки за минимальное время, установленное в стандартах или технических условиях, для дизель-генераторов по ГОСТ 10032-80 |
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1981