Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/23/1200009656.htm

ГОСТ 24659-81

Группа Д10

     
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

САМОЛЕТЫ КОРОТКОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ

Допустимые уровни шума на местности и метод определения уровней шума

Short take off and landing aircrafts. Acceptable noise levels on the ground
and method of noise level determination


МКС 13.140
          17.140.30
          49.020    

Дата введения 1982-01-01

     Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30 марта 1981 г. N 1671 дата введения установлена 01.01.82
     
     ПЕРЕИЗДАНИЕ
     
     
     Настоящий стандарт распространяется на винтовые самолеты короткого взлета и посадки (СКВП) гражданской авиации с максимальной взлетной массой более 5700 кг и с потребной длиной взлетно-посадочной полосы (ВПП) не более 600 м.
     
     Стандарт устанавливает максимально допустимые уровни шума, создаваемого винтовыми СКВП гражданской авиации на местности, и метод их определения.
     
     Стандарт соответствует стандарту ИКАО по шуму (Приложение 16 "Авиационный шум" к Чикагской конвенции о международной гражданской авиации, третье издание, июль 1978 г.), МС ИСО 3891 и рекомендации МЭК Р 561.
     
     

1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА

     
     1.1. Шум, создаваемый СКВП, выражают в эффективных уровнях воспринимаемого шума , измеряемых в ЕРNдБ, установленных в ГОСТ 17229-85.
     
     1.2. Допустимые уровни шума устанавливают для контрольных точек, указанных в таблице.
     
     

Этап полета

Контрольная точка

Взлет

Точка на линии, параллельной оси взлетно-посадочной полосы (ВПП) или ее продолжению и удаленной от нее на расстояние 300 м, в которой уровень шума при взлете самолета в режиме короткого взлета посадки (КВП) является максимальным

Набор высоты

Точка на продолжении оси ВПП на расстоянии 1500 м от начала разбега

Заход на посадку

Точка на продолжении оси ВПП, расположенная под траекторией снижения на посадку на расстоянии 900 м от посадочного торца ВПП, и точка на линии, параллельной оси ВПП или ее продолжению и удаленной от нее на расстояние 300 м, в которой уровень шума при посадке самолета в режиме КВП является максимальным

     
     
     1.3. Максимальный уровень шума в каждой контрольной точке, определенный по ГОСТ 17229-85 и методикой летных испытаний (разд.2), не должен превышать:
     
      EPNдБ при 5700 кг 17000 кг,
     
      EPNдБ при 17000 кг,
     
где ;
     
      - максимальная взлетная масса СКВП в кг;
     
      - нормирующая константа, равная 1 кг.
     
     Примечание. Установленные настоящим стандартом максимально допустимые уровни шума являются технической характеристикой СКВП. Допустимые уровни шума для ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов и аэродромов установлены в ГОСТ 22283-88.
     
     
     1.4. Расчет максимально допустимых уровней шума по приведенной формуле производят с округлением конечного результата до 0,1 ЕРNдБ.
     
     График зависимости максимально допустимых уровней шума от взлетной массы СКВП приведен в приложении.
     
     1.5. Допускается превышение указанных в п.1.3 максимально допустимых уровней шума в одной или двух контрольных точках. При этом превышение в одной контрольной точке должно быть не больше 3 ЕРNдБ, а в двух контрольных точках не более 4 ЕРNдБ.
     
     Любое превышение допустимых уровней шума должно быть скомпенсировано соответствующим снижением уровней шума в другой точке или точках.
     
     

2. МЕТОДИКА ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ

     
     2.1. СКВП при взлете должен иметь:
     
     - максимальную взлетную массу, для которой производится сертификация по шуму;
     
     - частоту вращения вала двигателя или винта (об/мин), режим мощности, воздушную скорость, градиент набора высоты, пространственное положение и конфигурацию, соответствующие значениям, установленным в требованиях по технике пилотирования для каждого конкретного СКВП в режиме КВП.
     
     2.2. СКВП при заходе на посадку должен иметь:
     
     - максимальную посадочную массу, для которой производится сертификация по шуму;
     
     - частоту вращения вала двигателя или винта (об/мин), режим мощности, воздушную скорость, градиент снижения, пространственное положение и конфигурацию, соответствующие значениям, установленным в требованиях по технике пилотирования для каждого конкретного СКВП в режиме КВП.
     
     2.2.1. Режим реверса тяги после посадки должен быть максимальным из указанных в установленных требованиях по технике пилотирования.
     
     2.3. Проведение акустических измерений, обработка магнитных записей и расчет эффективных уровней воспринимаемого шума - по ГОСТ 17229-85.
     
     

3. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИСПЫТАНИЙ

     
     3.1. Результаты испытаний оформляются в виде отчета, в котором должна быть представлена следующая информация:
         

     о СКВП и режимах его полета:  

     
     - тип СКВП и двигателей, бортовой номер СКВП и заводские номера двигателей и винтов;
     
     - чертежи: три проекции СКВП с указанием габаритных размеров, фотографии СКВП под ракурсом 3/4 спереди и 3/4 сзади;
     
     - масса и конфигурация СКВП при каждом испытательном полете, включая положение закрылков и шасси;
     
     - режимы работы двигателей;
     
     - измеренные траектории полета;
     
     - максимальные взлетная и посадочная массы, для которых проведена сертификация СКВП;
     

     об атмосферных условиях при каждом полете:

     
     - температура и относительная влажность окружающего воздуха;
     
     - скорость и направление ветра;
     
     - атмосферное давление;
     

     о контрольно-измерительной аппаратуре:
  

     перечень контрольно-измерительной бортовой и наземной аппаратуры, использованной для определения и анализа характеристик шума СКВП и метеорологических данных, тарировочные характеристики, а также сведения о государственной или ведомственной поверке аппаратуры;

     о точках измерения шума:  

     
     схема и описание расположения точек измерения шума, характера земной поверхности и факторов, влияющих на ослабление шума;

       об уровнях шума:
     

      - измеренные и скорректированные уровни звукового давления в 1/3-октавных полосах частот в каждой точке измерения при всех полетах СКВП и рассчитанные по ним эффективные уровни воспринимаемого шума ;
     
     - уровни шумового фона при каждом измерении (РNдБ);
     
     - средние значения приведенных к исходным условиям эффективных уровней воспринимаемого шума и соответствующие им значения 90%-ных доверительных интервалов для каждой контрольной точки в сопоставлении с допустимыми уровнями, установленными в разд.1;
     
     - оценка погрешности определяемых величин.
     
     3.2. В случае соответствия полученных средних значений эффективных уровней воспринимаемого шума требованиям разд.1 оформляют сертификат по результатам летных испытаний шума СКВП, в котором указывают:
     
     - наименование органа, выдавшего сертификат по шуму;
     
     - тип, бортовой и заводской номера СКВП;
     
     - тип, модель и заводские номера двигателей;
     
     - максимальные взлетную и посадочные массы СКВП, для которых определены эффективные уровни воспринимаемого шума;
     
     - определенные в соответствии с настоящим стандартом средние значения эффективных уровней воспринимаемого шума и значения 90%-го доверительного интервала для каждой контрольной точки в сопоставлении с установленными в настоящем стандарте допустимыми уровнями.
     
     

ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендуемое

     
ЗАВИСИМОСТЬ МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫХ УРОВНЕЙ ШУМА
ОТ ВЗЛЕТНОЙ МАССЫ САМОЛЕТА

     
     
     
Текст документа сверен по:
официальное издание
Шум от транспорта: Сб. ГОСТов. -
М.: ИПК Издательство стандартов, 2005