ГОСТ 26820-86
Группа Д14
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
УСТАНОВКИ СИЛОВЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ
ПАССАЖИРСКИХ И ТРАНСПОРТНЫХ САМОЛЕТОВ
Допустимые уровни шума, создаваемого на местности,
и метод их определения
Auxiliary power plants of passenger and transport aeroplanes. Acceptable noise levels
made at the country and method of their determination
ОКСТУ 7530
Срок действия с 01.01.87
до 01.01.97*
___________________
* Ограничение срока действия снято
по протоколу N 7-95 Межгосударственного Совета
по стандартизации, метрологии и сертификации
(ИУС N 11, 1995 г.). - Примечание .
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 13 февраля 1986 г. N 332
Настоящий стандарт распространяется на вспомогательные силовые установки (ВСУ) дозвуковых и сверхзвуковых пассажирских и транспортных самолетов, для которых заявка на сертификат летной годности прототипа подана после 6 октября 1977 г.
Стандарт устанавливает допустимые уровни шума, создаваемого ВСУ на местности в контрольных точках во время нормальной эксплуатации в наземных условиях, метод их определения, способы обработки и оформления полученных результатов.
Стандарт соответствует инструктивным указаниям ИКАО по шуму ВСУ (Международные стандарты и рекомендуемая практика "Охрана окружающей среды", Дополнение Д к Приложению 16 к конвенции о международной гражданской авиации, том I "Авиационный шум", первое издание, Монреаль, 1981 г.).
1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЯМ ШУМА
1.1. Для ВСУ как источника звука устанавливаются следующие шумовые характеристики:
- уровень звука в контрольных точках, дБ А;
- уровень звукового давления в третьоктавных полосах частот в контрольных точках, дБ.
1.2. Уровень звука, создаваемого ВСУ в контрольных точках, подлежит нормированию путем сравнения с установленными предельными значениями - максимально допустимыми уровнями звука в контрольных точках.
1.3. Уровень звукового давления в третьоктавных полосах частот, создаваемого ВСУ в контрольных точках, не нормируется и требуется для определения уровня звука в контрольных точках.
1.4. Уровни шума ВСУ, определенные при сертификационных испытаниях на одном самолете, являются его технической характеристикой и распространяются на все самолеты данного типа, имеющие неизменный тип ВСУ и его компоновку на самолете.
1.5. Допускается использовать контуры равного уровня звука, создаваемого ВСУ вокруг самолета на местности. Контуры равного уровня звука не нормируются. Определение контуров равного уровня звука ВСУ приведено в справочном приложении.
1.6. Устанавливаются следующие контрольные точки:
фиксированные точки обслуживания при подготовке к полету (багажные люки, двери и точки заправки горючим);
точки, расположенные на периметре прямоугольника, описанного возле самолета так, как показано на чертеже.
1.7. Число точек обслуживания и их расположение определяют в соответствии с руководством по летной эксплуатации самолетов гражданской авиации, утвержденным в установленном порядке.
1.8. Контрольные точки на периметре прямоугольника располагают в вершинах прямоугольника и на его сторонах с интервалом 5 м. Применительно к самолетам, длина фюзеляжа которых превышает 30 м, этот интервал принимается равным 10 м. Разметку точек в пределах длины фюзеляжа самолета осуществляют от хвостовой части к носовой. В тех случаях, когда длина фюзеляжа самолета не кратна интервалу разбиения, допускается, чтобы последний интервал в пределах длины фюзеляжа имел 2-7 м (при интервале 5 м) или до 12 м (три интервале 10 м).
1.9. Допустимые уровни звука, создаваемого ВСУ в контрольных точках, не должны превышать норм, указанных в табл.1.
Таблица 1
|
Допустимый уровень звука, дБ А, не более, для ВСУ самолета, заявка на сертификацию которого подана | |
до 01.01.87 |
после 01.01.87 | |
Точки обслуживания |
85 |
82 |
Точки на периметре прямоугольника |
90 |
87 |
1.10. Разрешается превышать максимально допустимые уровни звука в отдельных контрольных точках при условии компенсации этого превышения; значение превышения не более 3 дБ А в каждой из точек, где оно существует.
При этом для фиксированных точек обслуживания разрешается превышать максимально допустимый уровень звука только в разрешенном числе контрольных точек из общего числа точек обслуживания, причем суммарное превышение в разрешенном числе точек не должно превышать значений, указанных в табл.2.
Таблица 2
Число контрольных точек обслуживания |
Разрешенное число контрольных точек, где имеется превышение |
Суммарное превышение |
3 |
2 |
3 |
4 |
2 |
3 |
5 |
3 |
4 |
6 |
4 |
6 |
7 |
4 |
6 |
8 |
5 |
7 |
1.11. Любые превышения допустимых уровней звука следует компенсировать снижением уровней звука в других контрольных точках так, чтобы выполнялись следующие условия компенсации:
для фиксированных точек обслуживания:
, (1)
где - уровни звука, создаваемого ВСУ в фиксированных точках обслуживания, дБ А;
для точек на периметре прямоугольника:
, (2)
где - уровни звука, создаваемого ВСУ в точках на периметре прямоугольника, дБ А.
2. МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ ШУМА
2.1. Условия проведения измерений шума
2.1.1. Технический метод определения шумовых характеристик ВСУ устанавливают по результатам измерения шума в свободном звуковом поле над звукоотражающей поверхностью. Точки измерения шума - контрольные точки.
2.1.2. Поверхность земли между точками измерений и самолетом должна иметь твердое покрытие типа асфальтового или бетонного. Между самолетом и точками измерений не должно быть никаких препятствий и посторонних отражающих поверхностей, искажающих звуковое поле от работающей ВСУ. Поверхность, окружающая самолет, должна быть в достаточной степени плоской и ровной в прямоугольной зоне шириной не менее 60 м, окружающей контрольный прямоугольник.
2.1.3. Измерение шума ВСУ в каждой контрольной точке выполняют на основных эксплуатационных режимах работы ВСУ на земле, в том числе на режиме максимальной нагрузки при отборе воздуха и электроэнергии.
2.1.4. Измерения шума следует проводить при следующих атмосферных условиях (по данным метеорологической службы аэродрома):
отсутствие осадков;
температура окружающего воздуха от 2 до 35 °С;
относительная влажность окружающего воздуха от 30 до 90%;
скорость ветра не более 5 м/с на высоте 10 м от поверхности земли;
атмосферное давление от 80 до 110 кПа (от 600 до 825 мм рт. ст.).
2.2. Контрольно-измерительная аппаратура
2.2.1. Для приема, регистрации и анализа шума в каждой контрольной точке используют акустическую аппаратуру, состоящую из акустического регистрирующего тракта и тракта обработки магнитной записи.
Требования к акустической аппаратуре - по ГОСТ 17229-85.
2.2.2. Акустический регистрирующий тракт включает микрофон с подставкой, усилитель, магнитный регистратор и ветрозащитный экран.
2.2.3. Допускается применять как многоточечный комплект электроакустической аппаратуры, включающий несколько микрофонов, размещаемых в нескольких точках измерений, так и комплект, включающий один микрофон, который последовательно перемещают из точки в точку после окончания измерений в каждой из них.
2.2.4. Акустическую аппаратуру следует укомплектовывать акустическим калибратором для проведения калибровки регистрирующего тракта.
2.2.5. В состав тракта обработки магнитной записи входит третьоктавный анализатор спектра с системой интегрирования по времени, обеспечивающий получение уровней звукового давления, усредненных за отрезок времени не менее 8 с.
2.2.6. Для измерения параметров атмосферы применяют приборы: термометр, гигрометр, флюгер или ветровой конус с румбовой шкалой, воздушный анемометр, барометр или барограф.
Требования к аппаратуре измерения параметров атмосферы - по ГОСТ 17229-85.
2.2.7. Для регистрации эксплуатационных данных ВСУ при проведении каждого измерения используют бортовую самолетную аппаратуру.
2.3. Методика проведения измерений
2.3.1. Измерения шума проводят при помощи акустической аппаратуры, указанной в п.2.2.2.
2.3.2. Непосредственно до начала и после завершения измерений проводят акустическую калибровку регистрирующего тракта с использованием акустического калибратора с целью проверки чувствительности тракта и получения уровня отсчета для анализа данных. Дополнительно следует проводить калибровку тракта при установке в магнитный регистратор каждой новой кассеты магнитной пленки.
2.3.3. Микрофоны располагают в контрольных точках и ориентируют таким образом, чтобы мембрана микрофона была направлена вертикально вверх. В контрольных точках на периметре прямоугольника высота установки микрофона должна быть (1,6±0,1) м. В контрольных точках около грузовых люков и дверей самолета измерения следует проводить в плоскости внешней обшивки фюзеляжа в центре проема открытых люков и дверей.
2.3.4. При скорости ветра более 3 м/с на микрофон следует надеть ветрозащитный экран.
2.3.5. Процедура измерения шума заключается в записи шума на магнитный регистратор с целью последующей обработки полученных данных. Продолжительность записи шума в каждой контрольной точке должна составлять не менее 8 с.
2.3.6. Перед началом испытаний и в конце их в каждой контрольной точке следует записывать фоновый шум, включая как акустический фон при неработающей ВСУ, так и электрический фон измерительного тракта.
2.3.7. Запись шума работающей ВСУ проводят один раз в каждой контрольной точке.
2.3.8. Данные по шуму ВСУ в какой-либо контрольной точке считают приемлемыми только тогда, когда уровень звука фонового шума не менее чем на 10 дБ А ниже уровня звука, создаваемого работающей ВСУ в той же контрольной точке.
2.3.9. Перед началом испытаний и в конце их следует регистрировать атмосферные условия.
2.4. Обработка данных измерений
2.4.1. После проведения измерений шума проводится обработка полученных магнитных записей в диапазоне частот 45-11200 Гц при помощи указанной в п.2.2.5 анализирующей аппаратуры. В процессе обработки магнитных записей шума определяют усредненные уровни звукового давления в каждой из двадцати третьоктавных полос с центральными частотами от 50 до 10000 Гц. Время усреднения - не менее 8 с. Степень округления полученных уровней звукового давления - 0,5 дБ.
2.4.2. В полученные третьоктавные уровни звукового давления вносят все необходимые поправки, учитывающие систематическую погрешность измерительной аппаратуры, влияние ветрозащитного экрана и т.п. Если вносимые поправки лежат в пределах ±0,5 дБ, то разрешается их не учитывать.
2.4.3. В полученные третьоктавные уровни звукового давления, создаваемого ВСУ в каждой контрольной точке, вносят поправки на полученные третьоктавные уровни звукового давления для фонового шума в той же контрольной точке согласно следующим правилам.
Если разность между третьоктавным уровнем звукового давления, создаваемого ВСУ, и уровнем звукового давления для фонового шума в той же третьоктавной полосе частот меньше 5 дБ, то уровень звукового давления, создаваемого ВСУ в этой третьоктавной полосе, принимают равным измеренному уровню звукового давления шума в той же третьоктавной полосе.
Если равна или больше 5 дБ, то из третьоктавного уровня звукового давления, создаваемого ВСУ, вычитают поправку, указанную в табл.3.
Таблица 3
дБ | |
Поправка | |
От 5,0 до 6,0 включ. |
1,5 |
" 6,5 " 7,5 " |
1,0 |
" 8,0 " 10,0 " |
0,5 |
Св. 10,0 |
0 |
2.4.4. После внесения в данные по шуму ВСУ всех поправок получают скорректированные усредненные уровни звукового давления в двадцати четырех третьоктавных полосах частот от 50 до 10000 Гц, которые используют для вычисления уровня звука, создаваемого ВСУ в каждой контрольной точке, на каждом режиме испытаний по формуле
*, (3)
___________________
* Формула соответствует оригиналу. - Примечание .
где - значение относительной частотной характеристики А шумомера на -й частоте, взятой по ГОСТ 17187-81.
Степень округления полученных уровней звука - 0,5 дБ А.
2.4.5. После внесения в данные по фоновому шуму поправок получают скорректированные усредненные уровни звукового давления в двадцати четырех третьоктавных полосах частот от 50 до 10000 Гц, которые используют для вычисления уровня звука фонового шума в каждой контрольной точке в соответствии с формулой (3).
2.5. Оформление результатов
2.5.1. Результаты измерений оформляются в виде отчета, в котором должна быть представлена информация:
о самолете и ВСУ:
место, дата и время проведения измерений;
тип, модель, серийный номер и заводской номер самолета, вспомогательного газотурбинного двигателя (ВГТД) и оборудования, связанного с работой ВСУ;
любые модификации или нестандартное оборудование, которые могут повлиять на характеристики шума ВСУ;
схематическое изображение самолета, на котором отмечены: ВГТД и связанные с ВГТД бортовые системы самолета, воздухозаборные и выхлопные отверстия ВСУ, входные и выходные отверстия связанных с ВГТД бортовых систем самолета, направление выхлопных газов по отношению к самолету, все контрольные точки;
об атмосферных условиях:
температура и относительная влажность окружающего воздуха;
скорость и направление ветра относительно осевой линии самолета (прямое направление 0°);
атмосферное давление;
о контрольно-измерительной аппаратуре:
перечень акустической аппаратуры;
перечень приборов, использованных для определения метеорологических данных;
перечень бортовой аппаратуры, использованной для определения эксплуатационных параметров ВСУ;
об эксплуатационных параметрах ВСУ при каждом измерении:
режим работы ВГТД;
частота вращения валов ВГТД;
температура выхлопных газов ВГТД в месте, указанном в руководстве по летной эксплуатации самолетов гражданской авиации, утвержденном в установленном порядке;
режим работы системы кондиционирования воздуха с указанием расхода воздуха по указателю расхода;
число работающих установок кондиционирования воздуха;
другие потребители воздуха и режимы их работы;
мощность на валу отбираемой от ВГТД механической энергии и (или) электрическая мощность;
об уровнях шума:
третьоктавные уровни звукового давления для фонового шума и для шума ВСУ на всех режимах работы для каждой контрольной точки в табличной форме;
уровни звука для фонового шума и для шума ВСУ на всех режимах работы в сопоставлении с максимально допустимыми уровнями для всех контрольных точек в виде одной сводной таблицы;
значения имеющихся превышений в сопоставлении с требованиями пп.1.10 и 1.11 для тех контрольных точек, где имеется превышение максимально допустимых уровней звука.
2.5.2. Выводы и заключение отчета должны содержать:
подтверждение соответствия испытуемого экземпляра ВСУ и самолета типу ВСУ и типу самолета;
подтверждение того, что в процессе испытаний и при обработке материалов измерений учтены требования настоящего стандарта;
оценку соответствия шумовых характеристик типа ВСУ на самолете конкретного типа требованиям настоящего стандарта.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНТУРОВ РАВНОГО УРОВНЯ ЗВУКА ВСУ
1. Для получения контуров равного уровня звука в границах площади контрольного прямоугольника проводят измерения в узлах прямоугольной координатной сетки.
2. Разметку координатной сетки осуществляют в соответствии с чертежом так, что ее узлами на сторонах контрольного прямоугольника являются контрольные точки на периметре прямоугольника.
3. Контуры равного уровня звука получают путем линейной интерполяции результатов измерений в узлах координатной сетки.
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1986