ГОСТ 20760-75
Группа Д23
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Техническая диагностика
ТРАКТОРЫ
Параметры и качественные признаки технического состояния
Technical diagnosis. Tractors. Parameters and quality attributes
of the technical condition
MКC 65.060.10
Дата введения 1976-01-01
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 15 апреля 1975 года N 951
Ограничение срока действия снято Постановлением Госстандарта от 17.07.92 N 722
ИЗДАНИЕ (декабрь 2002 года) с Изменением N 1, утвержденным в ноябре 1985 года (ИУС 2-86).
1. Настоящий стандарт устанавливает параметры и качественные признаки технического состояния, которые должны использоваться при диагностировании и разработке приборов для оценки технического состояния.
2. При разработке алгоритма диагностирования тракторов и (или) их составных частей параметры и качественные признаки необходимо выбирать, руководствуясь таблицей.
Объект диагностирования |
Параметры и качественные признаки технического состояния | |
|
прямые (структурные) |
косвенные (функционально-зависимые |
1. Трактор (в целом) |
I* - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 2 и 22 (группа I) |
Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 2 и 22 (группа I) |
________________ | ||
|
II* - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 2 и 22 (группа II) |
Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 2 и 22 (группа II) |
________________ | ||
2. Двигатель (в целом) |
I - параметры и качественные признаки группы I, приведенные в пунктах 3 (первый и второй) и 4 (первый) |
Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 3 и 4 (группа I) |
|
II - эффективная мощность (максимальная мощность, развиваемая двигателем при номинальной частоте вращения коленчатого вала) |
Крутящий момент при номинальной частоте вращения коленчатого вала. |
Угловое ускорение коленчатого вала. | ||
Изменение частоты вращения коленчатого вала при отключении части цилиндров | ||
Удельный расход топлива |
Массовый расход топлива. | |
Дымность выхлопных газов | ||
Частота вращения коленчатого вала |
- | |
3. Цилиндро- |
I - зазор между поршнем и гильзой в верхнем поясе |
Количество газов, прорывающихся в картер. |
Расход масла на угар. | ||
Крутящий момент, необходимый для прокручивания двигателя при отключенной подаче топлива (момент компрессирования). | ||
Разность ускорений коленчатого вала при прокручивании двигателя с декомпрессированием и без декомпрессирования цилиндров. | ||
Вакуумметрическое давление в перекрытом впускном тракте при прокручивании двигателя. | ||
Температура стенок камеры сгорания при прокручивании двигателя. | ||
Разность угловых положений поршня в ВМТ. | ||
Зазор в сопряжении "поршень-кольцо" по высоте канавки поршня |
Параметры вибрации и шума. | |
Зазор в стыке поршневых колец |
Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей в масле | |
4. Кривошипно-шатунная группа |
I - зазор между шейкой коленчатого вала и вкладышем коренных подшипников коленчатого вала |
Биение оси коленчатого вала |
Зазор между шейкой коленчатого вала и вкладышем шатунных подшипников |
Свободное осевое перемещение поршня относительно шатунной шейки коленчатого вала | |
Зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна |
Параметры вибрации и шума. | |
Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей в масле. | ||
Свободное осевое перемещение поршня относительно шатуна | ||
Суммарный радикальный зазор в сопряжениях кривошипно-шатунной группы |
Давление масла в главной магистрали. | |
Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей | ||
5. Механизм газораспределения |
I - зазор в сопряжении "клапан-седло" |
Расход газов через сопряжение "клапан-седло". |
Утопание клапана в седле. | ||
Параметры вибрации и шума | ||
II - фазы газораспределения |
Параметры вибрации и шума | |
Тепловой зазор в клапанном механизме |
То же | |
6. Система питания (в целом) |
I - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 7 (группа I) |
Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 7 (группа I) |
|
II - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 7, 11 (группа II) |
Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 7, 11 (группа II) |
7. Топливный насос |
I - зазор в сопряжении "гильза-плунжер" насоса |
Давление, развиваемое секциями насоса. |
Характеристика топливоподачи (характеристика изменения давления в топливопроводе в зависимости от угла поворота коленчатого вала) | ||
|
II - фазы топливоподачи (момент начала подачи топлива, момент и продолжительность впрыска топлива) |
Угол опережения подачи топлива. |
Угол опережения впрыска топлива. | ||
Параметры вибрации и шума | ||
Равномерность подачи топлива |
Цикловая подача топлива секциями насоса. | |
Дымность выхлопных газов. | ||
8. Топливо- |
I - зазор в сопряжении "гильза-поршень" топливо-подкачивающего насоса |
Давление, создаваемое насосом |
|
II - производительность насоса |
Давление перед фильтром тонкой очистки топлива |
9. Форсунки |
I - зазор в сопряжении "игла-корпус распылителя" |
Параметры вибрации и шума |
|
II - давление впрыска топлива и качество его распыла |
Параметры вибрации и шума. |
Давление начала впрыска топлива. | ||
Дымность выхлопных газов | ||
10. Воздухоочиститель и впускной тракт |
II - засоренность воздухоочистителя |
Разряжение во всасывающем коллекторе за воздухоочистителем |
Герметичность впускного воздушного тракта |
Подсос воздуха в стыках впускного воздушного тракта | |
10а. Турбокомпрессор |
I - зазор между валом турбины и подшипником |
Давление масла в подшипнике |
Упругость уплотняющих колец |
Угар масла | |
Толщина отложений на колесе турбины и экране |
Давление наддува. | |
Усилие на проворачивание турбины | ||
11. Топливные фильтры |
I - гидравлическое сопротивление фильтрующих элементов |
Перепад давления топлива до и после фильтра |
|
II - засоренность топливных фильтров |
Перепад давления топлива до и после фильтра |
12. Система смазки |
I - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 13 (группа I) |
Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 13 (группа I) |
|
II - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 13, 15 (группа II) |
Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 13, 15 (группа II) |
13. Масляный насос |
I - зазор между поверхностями шестерен, валиков, втулок и корпуса насоса |
Давление масла в главной магистрали. |
14. Клапаны |
I - герметичность клапанов (в закрытом положении) |
Давление масла в главной магистрали |
|
II - давление, при котором открывается клапан |
Давление масла в главной магистрали |
15. Центробежный маслоочиститель |
I - зазор между осью и ротором |
Величина радиального перемещения ротора |
II - коэффициент очистки масла |
Чистота наружной поверхности ротора. | |
Степень (%) заполнения ротора осадком | ||
Частота вращения ротора |
Продолжительность вращения ротора после остановки двигателя | |
15а. Масло моторное |
II - щелочное число масла |
Скорость наполнения осадка в центробежном маслоочистителе. Систематическая составляющая концентрации механических примесей в масле |
16. Система охлаждения (водяная) |
I - герметичность системы |
Течь охлаждающей жидкости |
II - охлаждающая способность системы в целом |
Интенсивность нагрева охлаждающей жидкости при работе двигателя под нагрузкой. | |
Рабочая температура охлаждающей жидкости | ||
Охлаждающая способность радиатора |
Перепад температуры охлаждающей жидкости на входе в радиатор и выходе из него | |
17. Пусковой двигатель (ПД) |
I - износ сопряжений цилиндро- |
Продолжительность пуска ПД. |
Момент компрессирования. | ||
Параметры вибрации и шума | ||
II - эффективная мощность (максимальная мощность, развиваемая двигателем при номинальной частоте вращения коленчатого вала) |
Продолжительность пуска ПД. | |
Частота вращения коленчатого вала основного двигателя при пуске. | ||
Ускорение разгона коленчатого вала | ||
18. Муфта сцепления ПД |
I - износ фрикционных накладок |
Полный ход рычага включения муфты сцепления |
|
II - полнота включения и отключения муфты |
Температура корпуса муфты. |
19. Редуктор ПД |
I - износ шестерен и механизма управления |
Параметры вибрации и шума |
20. Автомат отключения ПД |
I - износ зубьев и шлицев ведущей шестерни |
Параметры вибрации и шума |
Износ деталей обгонной муфты |
То же | |
|
II - частота вращения коленчатого вала основного двигателя, при которой отключается ПД |
- |
21. Муфта сцепления автомата отключения ПД |
I - толщина фрикционных накладок |
Скорость проскальзывания ведомого вала |
|
II - момент трения |
Скорость проскальзывания ведомого диска под нагрузкой. |
Свободный ход педали привода муфты сцепления. | ||
Рабочая температура картера муфты сцепления. | ||
Легкость переключения передач | ||
Полнота включения и отключения муфты |
То же | |
22. Трансмиссия (коробка перемены передач, увеличитель крутящего момента, главная и конечная передачи) |
I - профиль, ширина зубьев шестерен, износ подшипников, шлицевых и шпоночных соединений, изменение геометрии рабочих поверхностей деталей корпуса |
Суммарный зазор в механизмах трансмиссии. |
Концентрация продуктов износа и абразива в масле. | ||
Параметры вибрации и шума. | ||
Рабочая температура корпусных деталей. | ||
Герметичность уплотнений. | ||
Величина перемещения рычага переключения передач | ||
|
II - полнота включения и выключения, отсутствие самопроизвольного выключения передач |
Параметры вибрации и шума. |
Величина перемещения рычага | ||
Крутящий момент на ведущих колесах |
Тяговое усилие. | |
Мощность механических потерь | ||
23. Ходовая система гусеничных тракторов |
I - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 24 (группа I) |
Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 24 (группа I) |
|
II - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 24 (группа II) |
Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 24 (группа II) |
24. Гусеничный движитель |
I - износ звездочки ведущего колеса |
Размеры зубьев звездочки |
Износ шарниров гусеничных звеньев |
Длина участка гусеничной цепи | |
Зазоры в подшипниках опорных и поддерживающих роликов |
Свободный продольный и поперечный ход роликов. | |
Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей в масле | ||
|
II - натяжение гусеничной цепи |
Прогиб гусеничной цепи |
25. Подвеска |
I - износ катков |
Толщина обода |
Зазоры в подшипниках каретки подвески |
Свободный продольный и поперечный ход каретки подвески | |
Герметичность уплотнений |
Расход масла. | |
Течь масла при определенном давлении. | ||
Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей в масле | ||
26. Ведущие и направляющие колеса колесных тракторов |
I - высота протектора шины |
- |
|
II - удельное давление трактора на почву |
Давление воздуха в шинах |
27. Передняя ось колесных тракторов |
I - износ шкворней, поворотных кулачков и подшипников передней оси |
Свободный ход (продольный и поперечный) направляющих колес |
|
II - углы установки направляющих колес |
Углы развала и схождения колес. |
Боковое усилие, создаваемое колесом | ||
28. Подвеска колесных тракторов |
I - зазоры в шарнирах подвески |
Свободный ход передней оси относительно остова трактора |
Жесткость упругих элементов подвески |
Прогиб упругих элементов под нагрузкой | |
|
II - полный рабочий ход упругого элемента подвески |
- |
29. Кабина |
I - деформация, трещины и коррозия |
- |
Разрушение креплений |
- | |
Нарушение лакокрасочного покрытия |
- | |
|
II - герметичность кабины |
Запыленность воздуха в кабине |
Шумовая изоляция и виброзащищенность кабины и рабочего места |
Уровень шума и вибраций в кабине при работе трактора | |
Обзорность |
- | |
30. Масляный насос гидросистемы |
I - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 13 (группа I) |
Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 13 (группа I) |
31. Распределитель гидросистемы |
I - зазоры в сопряжениях "корпус- рабочий поясок золотника" |
Значение усадки штока гидроцилиндра с грузом при отключенной сливной магистрали гидроцилиндра. |
Гидравлическая плотность сопряжения | ||
|
II - полнота и усилие включения и отключения золотников |
Полнота и усилие включения и отключения золотников. |
Величина усадки штока гидроцилиндра с грузом при отключенной сливной магистрали силового цилиндра | ||
32. Перепускной и предохранительный клапаны гидросистемы |
I - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 14 (группа I) |
Утечки в нагнетательном канале газораспределителя |
|
II - параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 14 (группа II) |
Параметры и качественные признаки, приведенные в пункте 14 (группа II) |
33. Гидроцилиндры |
I - герметичность уплотнений |
Течь масла |
|
- |
Удержание задней оси трактора в приподнятом положении |
34. Вал отбора мощности (ВОМ) |
I - зазоры в подшипниках. |
Параметры вибрации и шума. |
Износ шестерен и посадочных поверхностей корпуса редуктора. |
Концентрация продуктов изнашивания трущихся деталей в масле | |
Толщина дисков муфты сцепления |
||
II - передаваемый крутящий момент |
- | |
Полнота включения ВОМ |
Продолжительность вращения ВОМ после его выключения | |
35. Электрообору- |
I - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 36, 37, 38 (группа I) |
Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 36, 37, 38 (группа I) |
II - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 36, 39-45 (группа II) |
Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 36, 39-45 (группа II) | |
36. Генератор |
I - износ подшипников |
Параметры вибрации и шума |
Мощность генератора |
Ток при номинальной нагрузке. | |
|
Минимальная частота вращения якоря | |
Комплексное сопротивление обмоток генератора |
Длительность переходного процесса на выходе генератора. | |
Частота вращения ротора в момент возбуждения | ||
Активное сопротивление генератора с интегральным регулятором напряжения |
Разность напряжения генераторной установки при отключенной и подключенной нагрузке | |
37. Выпрямитель генератора |
- |
Падение напряжения в прямом направлении |
38. Стартер |
I - износ коллектора |
Биение коллектора и искрение под щетками |
Износ подшипников |
Параметры вибрации и шума | |
Выходная мощность стартера |
Ток и напряжение на клеммах в режиме полного торможения якоря | |
39. Аккумуляторная батарея |
II - разряженность аккумуляторной батареи |
Плотность электролита аккумуляторов батареи. |
Напряжение аккумуляторов батареи под нагрузкой. | ||
Сила света фар. | ||
Сила звучания сигнала | ||
Емкость аккумуляторной батареи |
Разность напряжений при разрядке и зарядке. | |
Ток и время разряда | ||
40. Реле-регулятор |
II - напряжение, регулируемое реле-регулятором |
- |
Напряжение включения и сила тока отключения реле обратного тока |
- | |
Ток, ограничиваемый реле ограничителя тока |
- | |
Прилегание поверхностей контактов |
Падение напряжения на контактах | |
41. Транзисторы реле-регулятора |
- |
I - коэффициент усиления. |
Обратный ток коллектора | ||
42. Диоды реле-регулятора |
- |
I - прямое и обратное сопротивление |
43. Приборы |
- |
I - погрешность. |
Сопротивление датчиков в контрольных точках | ||
44. Электродвигатели |
I - износ щеточно-коллекторного узла |
Потребляемый ток |
Износ подшипников |
Параметры вибрации и шума | |
Мощность электродвигателя |
Потребляемый ток. | |
Частота вращения ротора | ||
Сопротивление обмотки |
Амплитуда и длительность э.д.с. самоиндукции обмотки | |
45. Фары |
II - установка фар |
Положение светового пятна на экране |
Отражательная способность рефлектора |
Сила света фар | |
46. Элементы управления |
I - зазоры в сопряжениях продольных и поперечных тяг |
Свободный и полный ход рулевого колеса (рычагов и педалей управления) |
Износ деталей гидропривода |
Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 13, 14 (группа I) | |
|
II - параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 13, 14 (группа II) |
Параметры и качественные признаки, приведенные в пунктах 13, 14 (группа II) |
Свободный ход рулевого колеса (рычагов и педалей управления) |
- | |
Усилие на ободе рулевого колеса (на рычагах и педалях управления) |
- | |
47. Тормоза |
I - толщина тормозных накладок |
Величина полного хода тормозной педали (рычага) |
II - эффективность торможения |
Величина свободного и полного хода тормозной педали (рычага). | |
Усилие на тормозной педали (рычаге). | ||
Тормозной путь. | ||
Одновременность срабатывания тормозов | ||
47а. Приводные ремни |
II - натяжения ремня |
Угол прогиба. |
Стрела прогиба |
3. Для каждого параметра в зависимости от типа, марки и условий эксплуатации трактора должны быть установлены номинальное и допускаемое значения, а по прогнозируемым параметрам - номинальное и допускаемое и предельное значения с указанием погрешности их измерения и контрольных точек.
4. Номинальное, допускаемое и предельное значения параметров, допускаемая погрешность их измерения, а также режимы при функциональном диагностировании объекта должны быть установлены в соответствии с нормативно-технической документацией и приведены в эксплуатационных документах по ГОСТ 27388-87.
5. Тракторы и их составные части должны быть приспособлены к диагностированию по ГОСТ 24925-81.
1-5. (Измененная редакция, Изм. N 1).
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2003