ГОСТ 4.474-87
Группа Т51
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
КРАНЫ БАШЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ
Номенклатура показателей
Product-quality index system.
Building tower cranes. Index nomenclature
ОКП 48 3010, 48 3540
Дата введения 1988-01-01
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерском строительного, дорожного и коммунального машиностроения
ИСПОЛНИТЕЛИ
Л.А.Невзоров, канд. техн. наук (руководитель темы); А.Э.Толпин, Г.Н.Пазельский, Б.Ш.Каплун
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 марта 1987 г. N 881
3. ВЗАМЕН ГОСТ 4.22-79 (в части башенных строительных кранов)
4. Срок проверки стандарта - III кв. 1990 г.
5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на которые дана ссылка |
Номер пункта |
ГОСТ 12.1.012-78 |
4.1.2 |
6.1 | |
2.1-2.7 | |
4.1.1 | |
ГОСТ 25546-82 |
1.1.8 |
СТ СЭВ 541-77 |
4.1.1 |
СТ СЭВ 723-77 |
1.1.1-1.1.7 |
1.1.9, 1.2.1-1.2.6 | |
1.3.1, 1.4.1 | |
СТ СЭВ 1932-79 |
4.1.2 |
Стандарт устанавливает номенклатуру показателей качества башенных строительных кранов, включаемых в технические задания на научно-исследовательские работы (ТЗ на НИР) по определению перспектив развития этой продукции, государственные стандарты с перспективными требованиями, а также номенклатуру показателей качества, включаемых в разрабатываемые и пересматриваемые стандарты на продукцию, технические задания на опытно-конструкторские работы (ТЗ на ОКР), технические условия (ТУ), карты технического уровня и качества продукции (КУ).
1. НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА БАШЕННЫХ
СТРОИТЕЛЬНЫХ КРАНОВ
1.1. Номенклатура показателей качества башенных строительных кранов устанавливается в табл.1.
Таблица 1
Наименование показателя качества |
Обозначение показателя качества |
Наименование характеризуемого свойства |
1. ПОКАЗАТЕЛИ НАЗНАЧЕНИЯ | ||
1.1. Классификационные показатели | ||
1.1.1. Грузовой момент |
|
Обобщенный показатель, характеризующий параметры крана |
1.1.2. Грузоподъемность |
Значение поднимаемого груза | |
при максимальном вылете |
|
То же, при определенном вылете |
максимальная |
Значение максимально допустимого поднимаемого груза | |
1.1.3. Вылет |
Размер обслуживаемой зоны по горизонтам | |
максимальный |
|
|
при максимальной грузоподъемности |
|
|
минимальный |
|
|
1.1.4. Высота подъема |
|
То же, по вертикали |
при максимальном вылете |
| |
максимальная |
|
|
1.1.5. Глубина опускания |
|
Размер обслуживаемой зоны по вертикали |
1.1.6. Колея (СТ СЭВ 723-77), м |
Установочный размер | |
1.1.7. База (СТ СЭВ 723-77), м |
То же | |
1.1.8. Группа режима |
Режим эксплуатации | |
1.1.9. Задний габарит |
Пространство, характеризующее приближение к возводимому зданию кранов с поворотной башней | |
1.2. Показатели производительности | ||
1.2.1. Скорость подъема-опускания |
|
- |
груза максимальной массы |
|
- |
опускания крюковой подвески максимальная |
- |
- |
1.2.2. Скорость плавной посадки груза максимальной массы |
|
- |
1.2.3. Скорость передвижения грузовой тележки |
|
- |
1.2.4. Скорость передвижения крана |
- | |
1.2.5. Время полного изменения вылета |
- |
- |
1.2.6. Частота вращения |
- |
Быстродействие при повороте крана |
1.3. Показатели компактности и транспортабельности | ||
1.3.1. Нагрузка на колесо в транспортном положении |
Приспособленность к транспортированию | |
1.3.2. Ширина в транспортном положении, м |
- |
То же |
1.3.3. Высота в транспортном положении, м |
- |
" |
1.3.4. Длина в транспортном положении, м |
- |
" |
1.3.5. Дорожный просвет, м |
- |
" |
1.3.6. Трудоемкость монтажа (демонтажа) крана, чел.-ч |
- |
" |
1.3.7. Возможность мобильной перевозки крана (с частичной разборкой) |
- |
" |
1.4. Показатели массы и опорных нагрузок | ||
1.4.1. Конструктивная масса крана (СТ СЭВ 723-77), т |
- |
Показатель технического уровня крана |
1.4.2. Удельная масса, кг/т·м |
- |
Материалоемкость |
1.4.3. Расчетная нагрузка от колеса на рельс, кН |
- |
Показатель для выбора крановых путей |
2. ПОКАЗАТЕЛИ НАДЕЖНОСТИ | ||
2.1. Гамма-процентный ресурс до первого капитального ремонта или до списания (ГОСТ 27.003-83), ч (машино-час, моточас) |
Долговечность | |
2.2. Установленный ресурс до первого капитального ремонта, ч (машино-час, моточас) |
- |
То же |
2.3. Установленная безотказная наработка (ГОСТ 27.003-83), ч (машино-час, моточас) |
Безотказность | |
2.4. Наработка на отказ (ГОСТ 27.002-83), ч |
То же | |
2.5. Коэффициент технического использования |
Надежность | |
2.6. Средняя оперативная трудоемкость ежесменного технического обслуживания, чел.-ч |
- |
То же |
2.7. Удельная суммарная оперативная трудоемкость технических обслуживаний |
Ремонтопригодность | |
2.8. Удельная трудоемкость каждого технического обслуживания |
- |
То же |
3. ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЫРЬЯ, МАТЕРИАЛОВ, ТОПЛИВА, ЭНЕРГИИ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ | ||
3.1. Удельная установленная мощность, Вт/т·м·мин |
- |
- |
3.2. Удельный расход энергии на условный цикл, кВт/ч |
- |
Энергетическая экономичность в эксплуатации |
4. ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||
4.1. Гигиенические показатели | ||
4.1.1. Уровень звука |
- |
Комфортность условий эксплуатации по шуму |
4.1.2. Предельный спектр (ПС) вибрации |
- |
Комфортность условий эксплуатации по вибрации |
4.1.3. Освещенность на рабочих поверхностях приборов управления (рукояток, кнопок), лк |
- |
Уровень освещенности |
4.1.4. Температура воздуха в кабине, °С |
- |
Уровень температуры |
4.1.5. Скорость воздуха на рабочем месте, м/с |
- |
- |
4.2. Показатели удобства управления | ||
4.2.1. Внутренние габариты кабины: |
- |
Удобства работы |
площадь пола, м |
||
высота в свету, м |
||
4.2.2. Усилия на органах управления, Н: |
Соответствие конструкции физическим возможностям человека | |
рычагах |
- |
|
педалях |
- |
|
5. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||
5.1. Общая эстетическая оценка, балл |
- |
- |
6. ПОКАЗАТЕЛИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ | ||
6.1. Удельная трудоемкость изготовления |
- |
Затраты труда на изготовление |
6.2. Удельная энергоемкость (изготовления), кВт·ч на приведенный показатель |
- |
То же |
7. ПОКАЗАТЕЛИ СТАНДАРТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ | ||
7.1. Коэффициент применяемости, % |
Показатель унификации внутри одного проекта крана | |
7.2. Коэффициент межпроектной унификации, % |
Показатель унификации между различными проектами кранов | |
8. ПАТЕНТНО-ПРАВОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||
8.1. Показатель территориального распространения |
Патентная чистота | |
8.2. Показатель патентной защиты, % |
Патентная защита | |
9. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ | ||
9.1. Экономический эффект от применения одной машины в течение года, руб. |
- |
- |
9.2. Лимитная цена, руб. |
- |
- |
Примечание. Основные показатели набраны полужирным шрифтом.
1.2. Алфавитный перечень показателей качеств кранов приведен в справочном приложении 1.
1.3. Пояснения терминов показателей, не установленных действующими государственными стандартами, приведены в справочном приложении 2.
1.4. При нескольких грузоподъемных механизмах значения показателей 1.1.2, 1.2.1, 1.2.2 указываются для каждого механизма.
2. ПРИМЕНЯЕМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА КРАНОВ
2.1. В табл.2 применительно к различным типам кранов устанавливается применяемость показателей для различных нормативных и конструкторских документов.
Таблица 2
Применяемость по типам кранов |
Применяемости в НТД | ||||||||||||
с балочной стрелой |
с подъемной стрелой |
||||||||||||
Номер показа- |
Перед- |
При- |
Само- |
Перед- |
При- |
Само- |
ТЗ на НИР*, ГОСТ ОТТ |
Стандарты (кроме ОТТ) общих техни- |
ТЗ на ОКР* |
ТУ** |
КУ | ||
Непо- |
Пово- |
Непо- |
Непо- |
Непо- |
Пово- |
Непо- |
Непо- |
||||||
1.1.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.1.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
± |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.1.3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.1.4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.1.5 |
+ |
± |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
± |
± |
± |
± |
1.1.6 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
± |
± |
± |
± |
1.1.7 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
± |
- |
- |
1.1.8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
± |
± |
± |
- |
1.1.9 |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
± |
± |
± |
± |
1.2.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.2.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.2.3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
± |
± |
± |
± |
1.2.4 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
± |
± |
± |
± |
1.2.5 |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
± |
- |
± |
± |
1.2.6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.3.1 |
- |
± |
- |
- |
- |
± |
- |
- |
- |
- |
± |
- |
- |
1.3.2 |
- |
± |
- |
- |
- |
± |
- |
- |
- |
± |
- |
± |
- |
1.3.3 |
- |
± |
- |
- |
- |
± |
- |
- |
- |
± |
- |
± |
- |
1.3.4 |
- |
± |
- |
- |
- |
± |
- |
- |
- |
± |
- |
± |
- |
1.3.5 |
- |
+ |
- |
- |
- |
± |
- |
- |
- |
± |
- |
± |
- |
1.3.6 |
+ |
+ |
- |
- |
± |
+ |
- |
- |
- |
- |
± |
+ |
- |
1.3.7 |
± |
+ |
- |
- |
± |
+ |
- |
- |
- |
- |
± |
+ |
+ |
1.4.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
± |
± |
+ |
+ |
1.4.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
1.4.3 |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
± |
- |
± |
- |
2.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
± |
+ |
- |
+ |
- |
2.3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
± |
- |
- |
+ |
- |
2.4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
2.5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
± |
- |
± |
± |
2.6 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
± |
- |
- |
2.7 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
2.8 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
3.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
± |
± |
± |
+ |
3.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
4.1.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
4.1.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
± |
4.1.3 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
± |
- |
- |
- |
4.1.4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
± |
- |
± |
4.1.5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
± |
- |
- |
4.2.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
4.2.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
± |
- |
+ |
5.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
± |
6.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
± |
- |
- |
6.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
7.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
± |
- |
+ |
7.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
± |
- |
+ |
8.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
± |
8.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
- |
- |
± |
9.1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
± |
- |
± |
9.2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
± |
________________
* Набор показателей определяется спецификой соответствующих исследований или ОКР.
** Допускается ссылка на государственные стандарты.
Примечание. Знак "+" означает обязательную применяемость; знак "-" - неприменяемость; знак "±" - ограниченную применяемость.
2.2. Разработчиком документа могут быть дополнительно включены показатели, которые отражают особенности конструкции и области использования, а также комплексные показатели, рассчитанные на основе приведенных в табл.1, либо исключен ряд показателей, не имеющих существенного значения для конкретного типа крана, в зависимости от особенностей конструкции или в соответствии с требованиями потребителя (заказчика).
2.3. Допускается применять измененные наименования показателей, обусловленные спецификой конструкции и не искажающие содержания соответствующих показателей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
АЛФАВИТНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА БАШЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КРАНОВ
Наименование показателя |
Номер показателя по табл.1 |
База |
1.1.7 |
Возможность мобильной перевозки крана (с частичной разборкой) |
1.3.7 |
Время полного изменения вылета |
1.2.5 |
Вылет максимальный |
1.1.3 |
Вылет минимальный |
1.1.3 |
Вылет при максимальной грузоподъемности |
1.1.3 |
Высота в транспортном положении |
1.3.3 |
Высота подъема максимальная |
1.1.4 |
Высота подъема при максимальном вылете |
1.1.4 |
Габарит задний |
1.1.9 |
Габариты кабины внутренние |
4.2.1 |
Глубина опускания |
1.1.5 |
Грузоподъемность максимальная |
1.1.2 |
Грузоподъемность при максимальном вылете |
1.1.2 |
Группа режима |
1.1.8 |
Длина в транспортном положении |
1.3.4 |
Колея |
1.1.6 |
Коэффициент межпроектной унификации |
7.2 |
Коэффициент применяемости |
7.1 |
Коэффициент технического использования |
2.5 |
Масса крана конструктивная |
1.4.1 |
Масса удельная |
1.4.2 |
Момент грузовой |
1.1.1 |
Мощность удельная установленная |
3.1 |
Нагрузка на колесо в транспортном положении |
1.3.1 |
Нагрузка от колеса на рельс расчетная |
1.4.3 |
Наработка на отказ |
2.4 |
Наработка установленная безотказная |
2.3 |
Освещенность на рабочих поверхностях приборов управления (рукояток, кнопок) |
4.1.3 |
Оценка общая эстетическая |
5.1 |
Показатель патентной защиты |
8.2 |
Показатель территориального распространения |
8.1 |
Просвет дорожный |
1.3.5 |
Расход энергии удельный на условный цикл |
3.2 |
Ресурс гамма-процентный до первого капитального ремонта или до списания |
2.1 |
Ресурс установленный до первого капитального ремонта |
2.2 |
Скорость воздуха на рабочем месте |
4.1.5 |
Скорость передвижения грузовой тележки |
1.2.3 |
Скорость передвижения крана |
1.2.4 |
Скорость плавной посадки груза максимальной массы |
1.2.2 |
Скорость подъема груза максимальной массы |
1.2.1 |
Скорость опускания крюковой подвески максимальная |
1.2.1 |
Спектр вибрации (ПС) предельный |
4.1.2 |
Температура воздуха в кабине |
4.1.4 |
Трудоемкость ежесменного технического обслуживания средняя оперативная |
2.6 |
Трудоемкость изготовления удельная |
6.1 |
Трудоемкость каждого технического обслуживания удельная |
2.8 |
Трудоемкость монтажа (демонтажа) крана |
1.3.6 |
Трудоемкость технических обслуживаний удельная суммарная оперативная |
2.7 |
Уровень звука |
4.1.1 |
Усилия на органах управления |
4.2.2 |
Цена лимитная |
9.2 |
Частота вращения |
1.2.6 |
Ширина в транспортном положении |
1.3.2 |
Энергоемкость (изготовления) удельная |
6.2 |
Эффект экономический от применения одной машины в течение года |
9.1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справочное
ПОЯСНЕНИЯ ТЕРМИНОВ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА КРАНОВ
Наименование показателя качества |
Номер показателя по табл.1 |
Пояснение |
Грузовой момент |
1.1.1 |
При переменном значении грузового момента указывается максимальное значение грузового момента базового исполнения крана |
Скорость подъема-опускания груза максимальной массы |
1.2.1 |
При возможности переключения передач в редукторе или изменения кратности грузового полиспаста значение может указываться для каждой из передач или кратности |
Скорость подъема-опускания крюковой подвески максимальная |
1.2.1 |
Указывается максимальное значение при заданной кратности полиспаста, оговоренной в термине |
Длина в транспортном положении |
1.3.4 |
Для мобильных кранов, перевозимых на подкатных тележках в составе автопоезда |
Удельная масса |
1.4.2 |
Отношение конструктивной массы крана соответствующего исполнения (без учета инвентарных транспортных и монтажных устройств и элементов подъемника машиниста) к грузовому моменту и высоте подъема того же исполнения крана |
Расчетная нагрузка от колеса на рельс |
1.4.3 |
Значение, определяемое расчетом, с учетом нормативных и случайных нагрузок по отраслевой НТД (РД 22-166-86) |
Гамма-процентный ресурс до первого капитального ремонта или до списания |
2.1 |
Для кранов, капитальный ремонт которых не предусмотрен, этот показатель дается до списания. Под часом (машино-часом, моточасом) принимается время работы крана, когда работает хотя бы один из его рабочих механизмов |
Удельная установленная мощность |
3.1 |
Отношение установленной мощности, как сумма номинальных мощностей электродвигателей (рабочих механизмов), которые могут работать одновременно, к грузовому моменту, высоте подъема груза и скорости подъема груза максимальной массы |
Предельный спектр вибрации |
4.1.2 |
Понимается уровень вибрации в различных октавных полосах |
Температура воздуха в кабине |
4.1.4 |
Измеряется в центре кабины на высоте 1 м от пола |
Общая эстетическая оценка |
5.1 |
Включает в себя показатели, характеризующие композиционную целостность формы, функциональную целесообразность формы, товарный вид машины |
Показатель территориального распространения |
8.1 |
Отношение числа стран, по которым изделие обладает патентной чистотой, к суммарному числу основных стран-изготовителей и стран вероятного экспорта и продажи лицензий на изделие |
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1987