СП 35-116-2006
СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ
РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ЦЕНТРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
REABILITATION CENTER FOR CHILDREN AND TEENAGERS
WITH LIMITED POSSIBILITIES
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН ФГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий); ЗАО "Архитектурное проектно-исследовательское объединение - Центр" (АПИО-Центр)
2 ВНЕСЕН ФГУП "Институт общественных зданий"
3 СОГЛАСОВАН Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 26 апреля 2005 г. N 0100/481-05-31
4 УТВЕРЖДЕН приказом Генерального директора ЗАО "АПИО-Центр" от 16 декабря 2005 г. N 23
5 ОДОБРЕН И ЗАРЕГИСТРИРОВАН Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации 12 апреля 2006 г. N 2621-РМ/07
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Не нуждается в государственной регистрации (письмо Минюста России от 28.02.2002 г. N 1350-ЭР)
Введение
Свод правил СП 35-116-2006 "Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями" разработан по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
В существующей практике реабилитационные центры и отделения организуются на базе центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров, учреждений здравоохранения, детских садов и других учреждений для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Эти объекты являются учреждениями социальной защиты населения, осуществляющими реабилитацию детей и подростков с отклонениями в умственном и физическом развитии до 18-летнего возраста. Причем практически все возрастные группы детей и подростков: до 1 года, дошкольный возраст (до 7 лет), младший школьный возраст (8-10 лет), средний школьный возраст (15-18 лет), имеющих ограничения возможностей здоровья, нуждаются в комплексном обслуживании.
Такое обслуживание, обеспечивающее наиболее полную и своевременную социальную адаптацию к жизни в обществе, семье, к обучению и труду, дети-инвалиды с различными нарушениями смогут получать в специально созданных реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями с помощью сотрудников этих центров.
В Своде правил представлены единые требования к реабилитационным центрам для детей и подростков с ограниченными возможностями. Это позволит оптимизировать объемно-планировочные решения проектируемых зданий центров и определять объемы финансирования на строительство зданий и организацию их деятельности.
Работа выполнена авторским коллективом в следующем составе:
Руководитель и отв. исполнитель - канд. архит. A.M.Гарнец (ФГУП "ИОЗ"), ответственные исполнители: канд. архит. Б.П.Анисимов (ФГУП "ИОЗ"), д-р мед. наук, профессор Н.Ф.Дементьева (ФГУП "ФЦЭРИ") при участии: канд. архит. Л.А.Смывиной (ЗАО "АПИО-Центр"), инженеров Л.В.Сигачевой и Н.И.Чернозубовой (ФГУП "ИОЗ"), педагога С.А.Новиковой (ОГУ "Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями "Вишенки"", г.Смоленск).
Научный редактор - канд. архит. А.М.Гарнец.
В тексте документа использованы следующие материалы:
"Типовые требования по проектированию, размещению и оснащению реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями". Части I и II. Разработаны ЗАО "ФЕМ". Министерство социальной защиты населения Российской федерации. Департамент проблем семьи, женщин и детей. Москва, 1996;
Примерное положение о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Утверждено приказом Министерства соцзащиты России 14 декабря 1994 г. N 249;
Примерное положение о реабилитационном учреждении. Утверждено постановлением Минтруда России, Минздрава России, Минобразования России от 23.12.96 N 218/417/515;
Материалы ФГУП "Институт общественных зданий" по разработке концепции, программы проектирования, генерального плана и технологической части проекта детского реабилитационного центра "Вишенки" г.Смоленска.
1 Область применения
1.1 Настоящий Свод правил предназначен для создания полноценной архитектурной среды, обеспечивающей реализацию целей и задач по реабилитации детей-инвалидов в зданиях реабилитационных центров.
1.2 Положения Свода правил распространяются на проектирование вновь строящихся объектов, а также на приспособление существующих зданий под реабилитационные центры или их отделения. Эти положения позволяют определять оптимальные объемно-планировочные решения зданий центров или их отделений, которые могут обеспечить организацию комплексной психологической, медицинской и педагогической реабилитации детей-инвалидов с различными нарушениями.
1.3 Положения настоящего документа распространяются на здания центров и отделений реабилитации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
1.4 Свод правил содержит рекомендательные положения, нормы и правила. Они становятся обязательными для всех участников проектно-строительного процесса при включении их в утверждаемое задание на проектирование.
2 Нормативные ссылки
В настоящем Своде правил даны ссылки на следующие нормативные документы:
СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений";
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
СНиП 31-05-2003 "Общественные здания административного назначения";
СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" (с изменениями 1-5);
СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения";
СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам";
СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям";
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов";
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы";
СанПиН 2.3.6.959-00* "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности продовольственного сырья и пищевых продуктов".
________________
* Здесь и далее. Действуют СанПиН 2.3.6.1079-01. - Примечание .
3 Общие положения
3.1 Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим комплексную реабилитацию детей и подростков с заболеваниями опорно-двигательной системы, детского церебрального паралича (ДЦП), речевой патологии, нарушениями органов слуха и органов зрения, а также с отклонениями в умственном развитии.
Реабилитационный центр включает необходимые элементы учебно-воспитательного (детский сад и школа) и медико-восстановительного учреждений, "лесной школы" и временного интерната (от 1 до 5 месяцев проживания) и предназначен для комплексной реабилитации в возрасте от трех до 18 лет, а также семей, в которых такие дети воспитываются.
3.2 Центр создается из расчета одно учреждение на 1 тыс. детей с ограниченными возможностями, проживающих в городе или районе. При наличии в городе или районе менее 1 тыс. детей с ограниченными возможностями создается один центр.
Вместимость реабилитационного центра определяется числом мест в дневном и круглосуточном стационарах. В дневных стационарах число коек может быть ориентировочно принято равным 20% числа мест (пропускной способности) дневного стационара.
3.3 Здания и помещения, предназначенные для размещения центра и его структурных подразделений, должны соответствовать реализации целей и задач этого учреждения, которые приведены в приложении А, а также располагать всеми видами коммунальных услуг (отопление, водопровод, канализация, электричество, газ, радио, телефон), отвечать противопожарным требованиям, санитарно-гигиеническим нормам (СНиП 21-01, СанПиН 2.3.6.959, СанПиН 2.2.2/2.4.1340) и другим нормативным документам, указанным в разделе 2 "Нормативные ссылки".
3.4 В составе реабилитационного центра в соответствии с "Примерным положением о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями"* следует предусмотреть:
1) отделение медико-социальной реабилитации;
2) отделение психолого-педагогической помощи;
3) отделение дневного пребывания;
4) стационарное отделение;
5) административно-управленческую службу.
_____________
* Утверждено приказом Министерства соцзащиты России 14 декабря 1994 г. N 249.
3.5 Набор необходимых исходных данных для проектирования подобного реабилитационного центра приведен в приложении Б.
3.6 Состав и площади помещений детского реабилитационного центра на 100 мест в соответствии с указанным примерным положением, а также с учетом реальной ситуации приведены в приложении В.
Исходная нормативно-методическая база для проектирования подобного учреждения приведена в приложении Г.
3.7 Дополнительно в состав центра может быть включено отделение экспертизы и разработки программ социальной реабилитации. Отделение может размещаться также и автономно от реабилитационного центра. Оно предназначено для выполнения следующих функций:
- выявления детей и подростков, имеющих отклонения в умственном или физическом развитии;
- сбора информации об анамнезе, основном диагнозе, исходном состоянии здоровья ребенка или подростка, его реабилитационном потенциале и сведений о его семье;
- разработки индивидуальной программы реабилитации и реабилитации ребенка или подростка совместно с другими учреждениями социальной защиты, здравоохранения, образования, культуры, спорта и иных ведомств;
- координации выполнения индивидуальных программ и контроля эффективности проводимых мероприятий;
- создания компьютерной базы данных о детях и подростках с ограниченными возможностями в городе или районе и о реализации индивидуальных программ социальной реабилитации этих детей.
4 Участки размещения реабилитационных центров
4.1 Реабилитационные центры размещают на отдельных участках, как правило, в пределах населенных пунктов, в озелененных районах, вдали от промышленных и коммунальных предприятий, железнодорожных путей, автодорог с интенсивным движением и других источников загрязнения и шума (СНиП 2.07.01, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200).
4.2 Ориентировочную (усредненную) площадь участка реабилитационного центра следует определять по расчетной площади на 1 место в учреждении, которая составляет не менее:
- при вместимости 80 обслуживаемых детей-инвалидов и менее - 200 м/место;
- при вместимости более 80 обслуживаемых детей-инвалидов - 160 м/место.
4.3 Полный набор сооружений и элементов территории, которые могут размещаться на участке реабилитационного центра, приведен ниже, это:
- групповые (прогулочные) площадки;
- навесы при групповых площадках;
- физкультурно-оздоровительные площадки для подвижных игр;
- беговая дорожка (не менее 30 м);
- яма для прыжков 2х4 м;
- площадки для размещения гимнастических снарядов;
- площадки для спортивных игр;
- открытые бассейны;
- хозяйственная площадка.
4.4 Игровые площадки, прогулочные зоны, а также озеленение и благоустройство являются такими же необходимыми составными частями, как помещения детского реабилитационного центра, предназначенные для проведения медико-социальной реабилитации, психолого-педагогической помощи и социально-педагогической реабилитации.
Эти площадки и прогулочные зоны представляют собой рекреационные пространства, свободные для передвижений и общения детей-инвалидов различных возрастов. Они могут иметь травяное покрытие в виде газона, а также различную форму и площадь, позволяющие достаточно легко размещать их среди других площадок, построек и зданий на территории рассматриваемого центра.
4.5 Игровые площадки могут быть подразделены на площадки для детей младших возрастов (от 3 до 7 лет) и различные площадки для старших возрастов детей-инвалидов.
4.6 Игровые и прогулочные площадки оборудуются для проведения занятий в различную погоду и в различное время года. Над площадками или рядом с ними необходимо разместить навесы от дождя и снега, а также предусмотреть подсобные складские помещения для хранения нестационарного оборудования и инвентаря.
4.7 Для детей с частичной потерей зрения на участке реабилитационного центра необходимо устраивать полосу ориентации шириной не менее 1,2 м по периметру ванн открытых бассейнов, по периметру игровых площадок, а также дорожек для бега или разбега перед прыжком - не менее 1,5 м.
4.8 По внешнему периметру вокруг открытых бассейнов следует предусматривать ограждение высотой не менее 1 м с поручнями.
4.9 На гимнастических площадках для реабилитации предусматривается дополнительное оборудование:
- брусья длиной 3-5 м, устанавливаемые на различных покрытиях (песок или галька или трава);
- манеж размером 2х3 м для детей, не способных к самостоятельным передвижениям;
- надувной бассейн размером 2х3 м, наполняемый водой или разноцветными пластиковыми шариками.
4.10 Игровые площадки для детей-инвалидов младших возрастов оборудуются песочницами и специально разработанными возвышающимися опорными силуэтами или устройствами небольшой высоты, о которые можно опираться, проползать под ними или, наоборот, забираться или заезжать на креслах-колясках по наклонным плоскостям без больших усилий.
4.11 Для детей-инвалидов старше 7 лет на территории детского реабилитационного центра реально могут быть размещены различные игровые площадки сравнительно небольших размеров, что позволит обеспечить их необходимое число и достаточное разнообразие.
4.12 На территории детского реабилитационного центра могут быть размещены:
- площадка для мини-волейбола общим размером 8х16 м (играют от 2 до 6 детей);
- площадка для игры в бадминтон размером 8х15 м (играют от 2 до 4 детей);
- площадка для мини-баскетбола общим размером 16х19 м (играют 10 детей);
- городошная площадка размером 15х30 м (играют от 2 до 10 детей);
- площадка для настольного тенниса размером 4,5х7,8 м (может быть несколько площадок, на каждой из которых играют от 2 до 4 детей);
- площадка для наземного бильярда размером 1,7х3,0 м, с бортами высотой 12 см и грунтовым покрытием из минеральной спецсмеси (может быть несколько площадок), при этом шары могут быть деревянными крокетными или из уплотненной пластмассы (играют от 2 до 4 детей);
- площадка для мини-футбола и различных игр с мячом размером 18х25 м (играют до 12 детей).
4.13 При озеленении территории детского реабилитационного центра большое внимание должно быть уделено размещению и устройству газонов, свободных для доступа детей-инвалидов, размещению декоративных растений, цветников, клумб. Кроны деревьев должны служить навесами в жаркую погоду и создавать тень для защиты детей-инвалидов от избыточного солнечного облучения.
4.14 Высокие деревья (а также молодые посадки высокоствольных пород) должны быть удалены от основных зданий не менее чем на 10-15 м, чтобы не нарушать прямой солнечной инсоляции помещений в этих зданиях.
4.15 Вокруг площадок для занятий детей-инвалидов, пользующихся креслами-колясками, размещают полосы безопасности шириной не менее 2 м, а по торцевым сторонам игровых площадок - не менее 3 м. Участок реабилитационного центра ограждают по всему периметру оградой высотой 1,6 м. Допускается по местным условиям увеличение или уменьшение высоты ограждения на 0,4 м, а также применение живой изгороди.
4.16 На участке следует предусматривать подъезды, а также возможность объезда вокруг зданий для пожарных машин. Поверхность подъездных путей должна иметь твердое покрытие.
4.17 На хозяйственной площадке размещают мусоросборники, складские постройки, гараж, конюшню и т.п.
Хозяйственная площадка должна иметь твердое покрытие, размещаться при входах в помещения кухни и примыкать к дорожному покрытию подъезда к зданию реабилитационного центра. Размещение хозяйственной площадки у групповых (прогулочных) и физкультурных площадок не допускается.
5 Объемно-планировочные решения реабилитационных центров
5.1 Всю многообразную многофункциональную организацию реабилитационных центров целесообразно объединить в три функциональных блока (рисунок 1 приложения Д):
1) блок реабилитации, состоящий из помещений медико-социальной реабилитации и психолого-педагогической помощи;
2) блок размещения, состоящий из помещений приемного и консультативного отделения, отделения дневного пребывания и стационара, включающего отделение круглосуточного пребывания и отделение "мать и дитя";
3) блок управления, состоящий из помещений служб управления и служб организации реабилитационной деятельности.
Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями целесообразно размещать в одном здании или в комплексе взаимосвязанных объектов, сосредоточенных на одном участке.
5.2 Допускается пристраивать блок помещений реабилитационного центра к торцам жилых домов при отсутствии на торцах окон жилых комнат и при соблюдении условий противопожарной безопасности.
5.3 Проектирование помещений в зданиях центра следует вести по пособиям к СНиП 2.08.02 по проектированию учреждений здравоохранения, пансионатов, по проектированию оздоровительных учреждений и учреждений отдыха. При этом необходимо учитывать специфические требования к помещениям, в которых находятся дети-инвалиды, изложенные в соответствующих действующих документах (СНиП 2.08.02, СНиП 35-01, СП 35-101, СП 35-102, СП 35-103).
5.4 Здания реабилитационных центров проектируются, как правило, двухэтажными. Допускается проектировать здания высотой 3 этажа при наличии вертикальных средств перемещения больных детей. Высота этажа должна приниматься равной 3,3 м от пола до пола. Высоту жилых помещений допускается принимать равной высоте этажа жилого дома.
5.5 Помещения приемно-вестибюльной группы консультативного отделения размещают вблизи от кабинетов врачей-специалистов блока реабилитации, которые ведут прием в консультативном отделении.
5.6 Помещения врачебных кабинетов и лечебно-восстановительных процедур должны группироваться вокруг так называемых ожидальных (помещений для пациентов). При этом необходимо планировочно выделять "влажную" и "сухую" зоны, характеризующиеся различными температурно-влажностными режимами и требованиями к техническому обслуживанию.
5.7 Помещения отделения лечебной физкультуры, массажного кабинета и бассейна следует группировать в едином блоке и предусматривать их удобную взаимосвязь.
5.8 Помещения реабилитационного центра в соответствии с требованиями СНиП 35-01, в которых могут находиться дети-инвалиды, должны иметь не менее одного доступного для них входа, который, при необходимости, должен быть оборудован пандусом или другим устройством, обеспечивающим возможность подъема инвалида на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла.
5.9 Входы в здания следует защищать от атмосферных осадков и предусматривать перед входом площадку размером в плане не менее 1,0х2,5 м с дренажом и в зависимости от местных климатических условий - с подогревом.
5.10 Входные двери в здания, сооружения и помещения, предназначенные для пребывания детей-инвалидов, должны иметь ширину в свету не менее 0,9 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей-вертушек на путях передвижения пациентов не допускается. Причем наружные входы в здания реабилитационного центра следует проектировать с тамбуром, глубина которого должна быть не менее 1,6 м.
6 Состав и площади помещений отделения медико-социальной реабилитации
6.1 Отделение медико-социальной реабилитации предназначено для организации поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями путем следующих медико-социальных и медико-консультативных мероприятий:
- согласование и координация выполнения реабилитационных программ с лечебными учреждениями города или района;
- работа по освоению, внедрению и использованию прогрессивных традиционных и новых методик, технологий и методов реабилитации;
- проведение медико-социального патронажа семей, имеющих детей, нуждающихся в реабилитации, обучение родителей реабилитационным мероприятиям в домашних условиях для обеспечения их непрерывности совместно с центром реабилитации;
- проведение лечебных физкультурно-оздоровительных мероприятий.
6.2 Отделение медико-социальной реабилитации может состоять из двух подразделений (рисунок 2 приложения Д):
- восстановительного лечения;
- медико-инженерной службы.
6.1 Подразделение восстановительного лечения
6.1.1 В подразделение восстановительного лечения включаются следующие функциональные группы помещений:
- кабинеты врачей-специалистов;
- подразделение физических методов лечения;
- подразделение нетрадиционных методов лечения;
- вспомогательная служба подразделения.
Кабинеты врачей-специалистов
6.1.2 Набор кабинетов врачей-специалистов определяется исходя из принимаемого соотношения количества пациентов с различными нарушениями.
Для реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и детей с нарушениями психики, включая с ДЦП, возможно использовать одни и те же кабинеты, предназначенные для невропатолога, психиатра, психолога, ортопеда-травматолога и логопеда.
Для реабилитации детей с нарушениями слуха должен быть предусмотрен кабинет ЛОР-сурдолога.
Для реабилитации детей с нарушениями зрения должен быть предусмотрен кабинет офтальмолога.
Ориентировочные площади кабинетов различных специалистов приведены в таблице 1.
Таблица 1
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
Кабинет невропатолога |
18 |
Кабинет психиатра |
18 |
Кабинет психолога |
18 |
Кабинет ортопеда-травматолога |
15 |
Кабинет логопеда |
18 |
Кабинет ЛОР-сурдолога: |
|
помещение врачебного приема |
18 |
звукоизолированная кабина |
18 |
Кабинет офтальмолога |
18 |
Кабинет педиатра |
18 |
Кабинет стоматолога |
15 |
Подразделение физических методов лечения (рисунок 3 приложения Д)
Отделение лечебной физкультуры
6.1.3 В состав помещений отделения лечебной физкультуры включаются:
- зал лечебной физкультуры для групповых занятий на 10 человек;
- кабинет лечебной физкультуры для индивидуальных занятий;
- тренажерный зал.
Ориентировочные площади помещений отделения лечебной физкультуры приведены в таблице 2.
Таблица 2
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
Зал лечебной физкультуры для групповых занятий на 10 человек |
60 |
Раздевальная с душевыми |
20 |
Кабинет лечебной физкультуры для индивидуальных занятий |
12 |
Тренажерный зал |
70 |
В том числе площадь на 1 тренажер при необходимости создания условий подхода и работы в различных положениях с посторонней помощью |
12-15 |
Отделение физиотерапии
6.1.4 Отделение физиотерапии формируется из следующих помещений:
- массажный кабинет;
- кабинет электро-, светолечения (ФТО);
- кабинет озекерито-парафинолечения (теплолечение).
Ориентировочные площади помещений отделения физиотерапии, а также удельные показатели для их расчета приведены в таблице 3.
Таблица 3
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
1. Массажный кабинет |
По расчету |
В том числе: |
|
площадь на 1 рабочее место |
8 |
минимальная площадь кабинета на 1 рабочее место |
12 |
массажный салон на 4 массажистки |
32 |
душевая установка с тамбуром-раздевальной при одновременной работе четырех массажисток |
8 |
2. Кабинет электро-, светолечения |
По расчету |
В том числе процедурная из расчета площади на 1 кушетку |
То же |
Минимальная площадь процедурной на 1 кушетку |
" |
В том числе для каждого аппарата индивидуальные кабины одного из двух типов: |
|
высота 2 м, ширина 1,8 м, длина 2 м |
4 |
высота 2 м, ширина 2 м, длина 2,2 м |
4,4 |
При кабинете электро-, светолечения изолированный бокс для подготовки лечебных процедур, хранения прокладок, приготовления растворов и т.п. |
8-10 |
3. Кабинет озекерито-парафинолечения: |
|
помещения для проведения лечебных процедур из расчета площади на 1 кушетку |
6 |
минимальная площадь кабинета |
12 |
помещение для подогрева парафина и озекерита (кухня) |
8 |
Отделение термогидротерапии
6.1.5 Отделение термогидротерапии формируется на базе бальнеологического комплекса, который может иметь следующий состав:
- ванный зал;
- помещения для лечения движением в воде;
- душевой зал;
- сауна;
- бассейн.
Ориентировочные площади помещений отделения термогидротерапии, а также удельные показатели для их расчета приведены в таблице 4.
Таблица 4
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
1. Ванный зал |
По расчету |
В том числе: |
|
площадь на 1 ванну (без площади рабочего коридора) |
6 |
помещение для раздевания и одевания пациентов из расчета 2 места на 1 ванну, при площади одного места |
4 |
площадь прохода на каждое место (при ширине рабочего коридора со стороны окон не менее 1,2 м) |
2 |
комната отдыха пациентов из расчета площади на 1 кушетку |
6 |
комната обслуживающего персонала из расчета площади на одну ванну (но не менее 8 м) |
1,5 |
2. Помещение для лечения движением в воде |
42 |
В том числе площадь ванны (при глубине ванны 0,7 м) |
20 |
3. Душевой зал |
Не менее 25 |
В том числе кабины для душевых установок |
1,5 |
4. Помещение для укутывания пациентов из расчета площади на 1 кушетку (но не менее 12 м) |
6 |
5. Помещение для раздевания и временного хранения кресел-колясок |
10 |
6. Помещение для процедур подводного душа-массажа шириной не менее 2,5 м с ванной вместимостью 400-500 л с возможностью подхода к ней с трех сторон |
28 |
7. Сауна: |
|
раздевальная |
15 |
душевая |
2,4-4 |
уборная |
3,5 |
комната отдыха |
18 |
камера сухого жара |
10 |
помещение для хранения кресел-колясок |
10 |
8. Бассейн: |
|
помещение лечебного бассейна для занятий гидрокинезотерапией с габаритом ванны 5х4 м (глубина бассейна для детей 0,5-1,0 м с равномерным понижением) |
54 |
душевые кабины при лечебных бассейнах с площадью каждой кабины |
3 |
раздевальная для бассейна с полезной площадью на 1 человека |
1,2 |
комната отдыха при бассейне из расчета площади на 1 пациента |
2 |
туалеты |
По расчету |
помещение для персонала |
15 |
кладовая моющих и дезинфицирующих средств |
8 |
Подразделение нетрадиционных методов лечения
6.1.6 В последние годы приобретает популярность лечение нетрадиционными методами, примерный состав и площади помещений даны в таблице 5.
Таблица 5
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
Кабинет мануальной терапии |
18 |
Кабинет биокоррекции в составе: |
|
кабинет врача для индивидуального приема |
12 |
кабинет групповой биокоррекции |
36+2 |
Вспомогательная служба
6.1.7 Ориентировочная площадь и помещения даны в таблице 6.
Таблица 6
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
Вспомогательная служба: |
|
аптека |
По СНиП 2.08.02 |
стерилизационная |
То же |
процедурная |
12 |
6.2 Медико-инженерная служба
6.2.1 В состав реабилитационного центра по заданию на проектирование может быть включена медико-инженерная служба, которая состоит из двух отделений:
отделения коррекции передвижения;
отделения реабилитационной инженерии.
6.2.2 Ориентировочные площади помещений отделений медико-инженерной службы приведены в таблице 7.
Таблица 7
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
Отделение коррекции передвижения: |
|
пункт приема и выдачи заказов |
30 |
помещение примерки и подгонки протезов: |
|
подгоночная мастерская |
9 |
примерочная протезов |
18 |
кабинет обучения пользования протезами |
24 |
гипсовая |
8 |
Отделение реабилитационной инженерии: |
|
помещение приема заказов на адаптацию жилища |
15 |
для детей-инвалидов |
|
подсобное помещение для хранения материалов, технических средств и инструментов |
15 |
7 Состав и площади помещений отделения психолого-педагогической помощи
7.1 Подразделения психолого-педагогической помощи предназначены для следующих психолого-социальных и социально-педагогических мероприятий (рисунок 4 приложения Д):
- определение формы обучения детей с ограниченными возможностями, воспитывающихся в домашних условиях (совместно с органами образования);
- психолого-коррекционная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями, а также консультирование их родителей по вопросам семейного воспитания;
- организация досуга детей и подростков с ограниченными возможностями, в том числе с их родителями, организация клубной и кружковой работы, летних оздоровительных лагерей и т.п.;
- проведение профориентации и трудотерапии детей и подростков, организация профессионального обучения и организация их труда и труда членов их семей на дому.
7.2 В составе отделения психолого-педагогической помощи предусматриваются (рисунки 4 и 5 приложения Д):
служба психологической реабилитации;
служба социально-педагогической реабилитации;
служба социально-бытовой реабилитации;
социально-культурный центр;
служба социальной защищенности.
Служба психологической реабилитации
7.3 Для службы психологической реабилитации предусматриваются кабинеты психотерапии и "телефон доверия", ориентировочные площади помещений которых приведены в таблице 8.
Таблица 8
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
Кабинет психотерапии: |
|
кабинет индивидуальной психотерапии |
14 |
кабинет групповой психотерапии |
36+2 |
Помещение "телефона доверия" |
12 |
Служба социально-педагогической реабилитации
7.4 Служба социально-педагогической реабилитации состоит из следующих подразделений (рисунок 5 приложение Д):
- отделение педагогической помощи;
- специализированные классы и кабинеты;
- отделение трудотерапии и профориентации.
Ориентировочные площади помещений службы социально-педагогической реабилитации приведены в таблице 9.
Таблица 9
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
Отделение педагогической помощи: |
|
кабинет психолога |
12 |
кабинет педагога |
12 |
кабинет дефектолога |
18 |
Специализированные классы (на 8-10 мест) и кабинет (на 4-6 мест): |
|
кабинет коррекции памяти |
30 |
класс кондуктивной педагогики |
30 |
сенсорная комната |
18-36 |
кабинет игротерапии |
48 |
класс музыкотерапии |
50 |
изостудия |
40 |
артистическая студия |
30 |
класс пластики |
36 |
кабинет работы с родителями |
36 |
Отделение трудотерапии и профориентации: |
|
кабинет трудотерапии (на 5 мест) |
30 |
кабинет профориентации |
40 |
учебный класс по профподготовке (на 6-10 человек) |
48 |
производственный участок (мастерские): |
|
слесарная мастерская |
36 |
швейно-вязальная мастерская |
36 |
картонажно-переплетная мастерская |
36 |
склад сырья и готовой продукции |
36 |
комната инструктора по трудотерапии |
12 |
гончарный цех |
50 |
мастерская лепки |
30 |
мастерская по обработке древесины (столярная) |
50 |
7.5 Площади кабинетов специалистов следует принимать по нормативным документам по проектированию учреждений здравоохранения, где площадь кабинетов устанавливается не менее 12 м.
7.6 Площади учебных помещений проектируются по нормам домов-интернатов с учетом специфики организации проведения занятий с детьми-инвалидами из расчета не менее 3 м на одно место.
Служба социально-бытовой реабилитации
7.7 Для службы социально-бытовой реабилитации предусматриваются:
кабинеты специалистов-педагогов;
специализированные помещения.
Ориентировочные площади помещений службы социально-бытовой реабилитации приведены в таблице 10.
Таблица 10
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
Кабинеты специалистов-педагогов, в том числе кабинет для индивидуальной работы педагога с ребенком-инвалидом (число кабинетов устанавливается по расчету) |
12 |
Специализированные помещения: |
|
класс домоводства |
30 |
кабинет-модель жилого комплекса (для занятий 10-12 человек) |
36 |
помещение модели коммуникативных систем (ландшафтные модели) |
36 |
Социально-культурный центр
7.8 Социально-культурный центр состоит из групп помещений актового зала, библиотеки (рисунок 4 приложение Д) и спортивного зала. Ориентировочные площади помещений приведены в таблице 11.
Таблица 11
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
Актовый зал из расчета: |
|
по заданию на проектирование |
0,6-1,0 м/место |
эстрада при актовом зале |
27 |
Библиотека |
50 |
Спортивный зал: |
160 или 288 |
раздевальные с душевыми |
30 |
комната инструктора |
12 |
инвентарная |
12 |
Служба социальной защищенности
7.9 Служба социальной защищенности включает справочно-информационный кабинет, кабинет юриста, кабинет социальных работников и специалистов по трудоустройству, ориентировочные площади помещений которых приведены в таблице 12.
Таблица 12
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
Справочно-информационный кабинет |
18 |
Кабинет юриста |
12 |
Кабинет социальных работников и специалистов по трудоустройству |
18 |
8 Состав и площади помещений блока размещения
8.1 В блоке размещения предусматривают следующие подразделения:
- приемное отделение;
- консультативное отделение;
- отделение дневного пребывания;
- стационар:
отделение круглосуточного пребывания;
отделение "Мать и дитя".
8.2 Состав и ориентировочные площади помещений приемного отделения приведены в таблице 13.
Таблица 13
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
Вестибюль с аптечным киоском |
20-30 |
Гардероб |
15-20 |
Приемная с комнатой медсестры |
25(15+10) |
Санпропускник |
20 |
Регистрационный кабинет |
20 |
8.3 Для пациентов консультативного отделения и дневного стационара следует выделять места для взрослых, сопровождающих детей-инвалидов, из расчета не менее 0,5 м на каждого ребенка.
8.4 Отделение дневного пребывания предназначено для реализации индивидуальной медико-социальной, психолого-социальной и социально-педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в течение рабочей недели в дневное время в условиях центра в период, установленный реабилитационной программой.
В отделении предусматривают:
- реабилитационные группы, объединяющие детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья и возрасту (численность детей и подростков в одной реабилитационной группе устанавливается от пяти до десяти человек);
- организацию учебных занятий в помещении центра для детей и подростков, обучающихся в домашних условиях;
- организацию питания, дневного сна, досуга, игротерапии и трудотерапии.
В отделении предусматриваются помещения для питания, учебных занятий, сна, досуга, игротеки, трудотерапии и другие помещения, необходимые для проведения реабилитационных мероприятий.
8.5 Стационарное отделение предназначено для:
- реализации программ медико-социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями в условиях круглосуточного пребывания в центре, причем численность детей и подростков в реабилитационной группе стационарного отделения не должна превышать семи человек и в одном стационарном отделении может быть оборудовано не более пяти реабилитационных групп;
- обеспечения учебной, лечебно-реабилитационной, познавательной, игротерапевтической, досуговой и иной деятельности детей и подростков, а также процессов возможного их самообслуживания;
- создания условий, приближенных к домашним.
8.6 В стационарном отделении предусматривают помещения для сна, бытового обслуживания и питания. Остальные помещения, предназначенные для обучения, игро- и трудотерапии, оказания медицинской помощи и психолого-коррекционной работы, необходимые для проведения реабилитационных мероприятий и организации жизнедеятельности детей и подростков с учетом состояния их здоровья, могут предусматриваться общими для отделения дневного пребывания и стационарного отделения.
8.7 Помещения в круглосуточном стационаре для размещения и проживания детей должны иметь:
- групповые ячейки для детей дошкольного возраста;
- учебно-жилые ячейки для младшего школьного возраста;
- жилые ячейки для детей среднего и старшего возраста.
Состав и размеры групповых ячеек для детей дошкольного возраста следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02 (пп.2.1 и 2.2) и пособием к нему по проектированию детских дошкольных учреждений.
8.8 Площадь помещений в жилых ячейках принимается из расчета на одного проживающего не менее:
- для спальных комнат - 4 м;
- для спальных комнат лежачих детей - 6 м;
- для комнат дневного пребывания (комнат отдыха) - 3 м;
- для классных комнат в учебно-жилых ячейках - 2,5 м, но не менее 12 м;
- для гардеробных - 1,0 м;
- для санитарно-гигиенических помещений - 1,0 м, но не менее 4 м;
- для помещений сушки одежды - 0,35 м;
- для кладовых - 0,5 м.
8.9 Ванные комнаты следует проектировать как единое помещение, состоящее из двух зон: зоны гигиенической ванны и зоны гигиенического душа. Площадь душевой кабины, включая преддушевую, должна составлять не менее 5 м.
8.10 Уборные необходимо размещать в едином помещении, состоящем из зон умывальной и уборной. В зоне умывальной должны размещаться детские умывальники и душевой поддон, имеющий подход с трех сторон. Кабина санузла для инвалидов должна быть не менее 4 м, а также иметь канализационный трап и гибкий шланг с душевой насадкой. Кроме того, обязательно должно быть устройство вызывной сигнализации.
9 Состав и площади помещений блока управления
9.1 Блок управления формируется из следующих групп помещений (рисунок 6 приложения Д):
административно-управленческого персонала;
служебного и хозяйственно-бытового назначения;
пищеблока.
9.2 Помещения административно-управленческого персонала, а также служебного и хозяйственно-бытового назначения приведены в таблице 14.
Таблица 14
Помещения |
Ориентировочная площадь, м |
Примечания |
Вестибюль с гардеробом |
40 |
|
Холл для посетителей |
20 |
|
Приемная с местом для секретаря |
16 |
|
Кабинет директора РЦ |
20 |
|
Кабинет заместителя директора |
16 |
|
Рабочие кабинеты специалистов |
16х4 |
Оборудуются ПК, книжными шкафами, телефонами |
Бухгалтерия |
18 |
|
Касса |
10 |
|
Кабинет заведующего хозяйством |
10 |
|
Архив |
16 |
|
Бытовое помещение для водителя транспорта |
12 |
|
Кладовая уборочного инвентаря |
8 |
|
Бытовое помещение для технического персонала |
8 |
|
Помещение охраны |
19 |
Оборудуется пультами (постами) охранной, пожарной сигнализации |
9.3 В составе пищеблока должны быть раздельные обеденные залы для детей и персонала.
9.4 Обеденные залы для детей проектируются с учетом организации питания в две смены. Расчетная площадь на 1 место должна составлять не менее:
- для детей с нарушениями зрения, последствиями полиомиелита и ДЦП - 1,6 м;
- для детей с нарушениями слуха и умственно отсталых детей - 1,3 м.
9.5 Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата обеденные залы следует предусматривать только для самостоятельно передвигающихся детей при организации их питания в одну смену.
9.6 Помещения блока управления, не предназначенные для пребывания пациентов реабилитационного центра, должны отвечать требованиям СНиП 2.08.02 и СНиП 31-05.
Приложение А
Организация реабилитационной деятельности
в реабилитационных центрах для детей и подростков
Организация реабилитационной деятельности определена в "Примерном положении о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями"*.
_____________
* "Примерное положение о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями" утверждено приказом Министерства соцзащиты России 14 декабря 1994 г. N 249.
Для детей и подростков со зрительными нарушениями (для слепых и слабовидящих) должны быть предусмотрены:
- офтальмологический кабинет, оснащенный как диагностическим, так и лечебным оборудованием;
- подразделение глазного протезирования (организуемое по возможности);
- кабинет развития мобильности и ориентировки;
- оборудование для ориентировки помещений общего пользования реабилитационного центра, бытовых и жилых помещений;
- оборудование игровых комнат, помещений профподготовки и спортивных залов озвученными инструментами, игрушками и спортивными снарядами.
Для детей и подростков с нарушениями слуха и речи необходимо предусмотреть в отделении медико-социальной реабилитации кабинет ЛОР-сурдолога, а также оснащение соответствующей световой сигнализацией различных помещений реабилитационного центра.
К детям и подросткам с нарушениями психической сферы относятся лица с глубокой умственной отсталостью, требующие обучения в использовании собственных рук, ног, челюстей; с тяжелой умственной отсталостью, поддающиеся систематической обычной тренировке; со средней, то есть умеренной умственной отсталостью, обучаемые простым коммуникационным навыкам, навыкам гигиены и безопасности, простым навыкам ручного труда и с трудом поддающиеся обучению, функциональному чтению или арифметике, а также лица со слабой умственной отсталостью, которые могут приобрести практические навыки и способности к функциональному чтению и арифметике при специальном обучении. Поэтому медицинские штаты центра реабилитации должны быть укомплектованы психиатром-специалистом лечебного дела (1 специалист на 50 больных), а также квалифицированными медицинскими сестрами (не менее 2 специалистов на 50 больных). Кроме того, необходим врач психиатр-реабилитолог, осуществляющий социальную, профессиональную, психологическую адаптацию и устанавливающий социально-трудовой прогноз (не менее 1 специалиста на 50 больных).
Для работы с детьми и подростками, имеющими нарушения психической сферы, необходимо предусмотреть кабинет психотерапии и кабинет психологической разгрузки.
Для детей и подростков с поражениями опорно-двигательного аппарата (вследствие полного или частичного отсутствия одной или более конечностей, отсутствия дистальных частей конечностей, то есть пальцев, кисти, стопы, в связи с отсутствием или нарушением произвольной подвижности четырех конечностей, вследствие отсутствия или нарушения подвижности нижних конечностей, в связи с нарушением произвольной подвижности верхней и нижней конечностей на одной стороне, вследствие нарушения мышечной силы нижних конечностей, а также в связи с нарушением двигательной функции одной или обеих нижних конечностей) не требуется вводить какие-либо специфические элементы в функциональную структуру реабилитационного центра. Необходимо только этот центр обеспечить в достаточном ассортименте и количестве адекватными техническими средствами реабилитации.
Ориентировочно по отношению ко всем детям и подросткам с ограниченными возможностями дети из неблагополучных семей составляют около 10% и дети с наиболее глубокими нарушениями также около 10%. Следовательно, для ориентировочных расчетов можно принимать средний объем размещения в стационаре круглосуточного пребывания в размере 20%.
Исходя из средней продолжительности индивидуальных реабилитационных программ, равной 30 дням, и учитывая посещения центра в дневное время в течение рабочей недели, то есть 305 дней в году, можно принять ориентировочно оборот одной реабилитационной программы для отделения дневного пребывания равным 10,2 в год.
Приложение Б
Исходные данные для формирования
детского реабилитационного центра на 100 мест
(пример)
На основании опыта проектирования специальных учреждений и отделений, предназначенных для реабилитации детей-инвалидов и подростков с физическими и психическими нарушениями здоровья, в нашей стране и за рубежом, а также с учетом предложений специалистов детского реабилитационного центра в поселке Вишенки г.Смоленска определены следующие основные исходные данные для формирования комплекса зданий и построек этого центра на выделенной общей территории.
Центр предназначен для реабилитации детей, в том числе подростков с отклонениями в физическом и умственном развитии в возрасте от 3 до 18 лет.
Общая вместимость комплекса зданий и построек формируемого реабилитационного центра составляет 100 мест. Из них 80 мест предусматривается для детей и подростков, а 20 мест - для родителей.
В среднем, ориентировочно, расчетный возрастной состав реабилитируемых детей-инвалидов принят следующий:
до 7 лет - 30%, от 8 до 12 лет - 40%, от 13 до 18 лет - 30%.
Половозрастной состав условно принят: 50% мальчиков и 50% девочек.
Реабилитационный центр не предназначен для полностью слепых и глухих детей, которые должны лечиться в другом типе учреждения. В нем могут проходить реабилитацию только слабовидящие и слабослышащие.
Количество слабовидящих детей предусматривается 8-10%. Доля детей в креслах-колясках принимается равной 10-15%.
Общее штатное количество в центре составляет 200 человек. При этом в максимальную, расчетную смену предусматривается 150 человек. Из них доля женщин составляет ориентировочно 90%, доля мужчин - 10%, то есть условно 135 женщин и 15 мужчин.
При определении площадей помещений, необходимых для проведения основной деятельности центра, оптимальное количество детей и подростков в кабинетах, классах и в помещениях для реабилитационных занятий принято равным 5-8 человек. Это количество установлено специалистами, работающими в области медико-социальной адаптации и учебно-профессиональной подготовки детей-инвалидов.
Все структурные подразделения центра в своей деятельности подчиняются директору этого учреждения и должны иметь территориальную доступность. Помещения руководителей подразделений должны быть оборудованы средствами обратной связи с администрацией.
Лечебно-профилактическая, противоэпидемическая работа в детском реабилитационном центре проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Образовательная работа с детьми и подростками в центре предусматривается в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и с учетом времени пребывания их в учреждении, формы и степени ограниченных возможностей, возраста и уровня учебной подготовки.
Приложение В
Состав и площади помещений комплекса объектов
детского реабилитационного центра
на 100 мест, в том числе 20 мест для родителей
(на примере дома-интерната для детей-инвалидов в пос.Вишенки Смоленской области)
N |
Наименование |
Площадь, м |
Размещение помещений |
Проектируемое здание в составе комплекса объектов дома-интерната | |||
I Лечебно-диагностический блок | |||
|
А - приемное отделение |
|
|
1 |
Вестибюль с аптечным киоском |
16 |
|
2 |
Гардероб |
10 |
|
3 |
Приемная с комнатой медсестры |
12 |
|
4 |
Санпропускник |
18 |
|
5 |
Регистрационный кабинет |
9+9 |
|
6 |
Помещение охраны |
8 |
|
|
Итого |
82 |
|
|
|
|
|
|
Б - лечебно-реабилитационное отделение (кабинеты врачей-специалистов) |
|
|
1 |
Кабинет невропатолога |
12 |
|
2 |
Кабинет ортопеда |
18 |
|
3 |
Кабинет педиатра |
18 |
|
4 |
Кабинет врача ЛФК |
12 |
|
5 |
Кабинет стоматолога |
18 |
|
6 |
Кабинет окулиста с темной комнатой |
18+8 |
|
7 |
Кабинет отоларинголога |
18 |
|
8 |
Кабинет психиатра |
12 |
|
9 |
Кабинет психотерапевта (с групповой) |
24 |
|
|
Итого |
158 |
|
|
|
|
|
|
В - физиотерапевтическое отделение |
|
|
1 |
Кабинет электросветолечения на 3 кушетки |
24+8 |
|
2 |
Кабинет озекерито-парафинолечения |
20 |
|
3 |
Кабинет электросна |
16+4 |
|
4 |
Ингаляторий |
12 |
|
|
Итого |
84 |
|
|
|
|
|
|
Г - отделение лечебной физкультуры |
|
|
1 |
Зал ЛФК для групповых занятий |
60 |
|
2 |
Зал ЛФК для индивидуальных занятий |
18 |
|
3 |
Раздельные раздевальные с душевой и уборной |
16+16 |
|
4 |
Массажный кабинет |
12 |
|
|
Итого |
122 |
|
|
|
|
|
|
Д - отделение термогидротерапии |
|
|
1 |
Лечебный ванный зал (3 ванны) |
18+8 |
Разместить на 1 этаже |
2 |
Душевой зал (на 5 кабин) |
25 |
|
3 |
Помещения для подводного душа-массажа (1 ванна) |
28 |
Ширина помещения не менее 2,5 м |
4 |
Бассейн: |
| |
помещение с ванной 10х6 м |
100 |
||
лаборатория анализа воды |
8 |
||
технические помещения |
10+6 |
||
5 |
Раздельные раздевальные с уборными (при 50% загрузки помещений термогидротерапии) |
18+18 |
Связь с душевым залом, ванным залом и бассейном |
6 |
Комната отдыха после процедур |
16 |
|
7 |
Сауна: |
| |
камера сухого жара, |
12 |
||
комната отдыха, |
18 |
||
раздевальная с душевой (3 сетки) и унитазом |
18 |
||
подсобное помещение |
6 |
||
8 |
Помещения обслуживающего персонала |
12+12 |
|
|
Итого |
333 |
|
|
|
|
|
|
Е - отделение нетрадиционных методов лечения |
|
Разместить совместно с отделением Б |
1 |
Кабинет иглотерапии |
18 |
|
2 |
Кабинет мануальной терапии |
18 |
|
3 |
Кабинет биологической обратной связи (БОС) |
18 |
|
4 |
Кабинет развития мобильности |
18 |
|
|
Итого |
72 |
|
|
|
|
|
|
Ж - вспомогательные службы |
|
|
1 |
Кабинет зам. директора по лечебно-реабилитационной работе |
18 |
|
2 |
Кабинет старшей медицинской сестры (с аптекой) |
12+8 |
|
3 |
Комната психологической разгрузки (для врачей) |
18 |
|
4 |
Процедурная |
12 |
У лечебно-диагностического блока |
5 |
Стерилизационная (при процедурной) |
10 |
|
6 |
Изолятор (4 комнаты по 2 койки с санузлами) и пост дежурной сестры |
36+12+6 |
1-й этаж |
7 |
Помещения (зоны) ожидания при кабинетах, отделениях |
48 |
|
|
Итого |
180 |
|
|
Всего |
1031 |
|
II Психолого-педагогический блок | |||
|
А - учебно-реабилитационный блок |
|
|
1 |
Кабинет зам. директора по учебно-воспитательной работе |
18 |
|
2 |
Учебно-методический кабинет |
24 |
|
3 |
Кабинет психологической разгрузки |
18 |
|
4 |
Кабинет психолога |
12+12 |
|
5 |
Кабинет социального педагога |
12 |
|
6 |
Кабинет логопеда |
12+12 |
|
7 |
Учебный классы (кабинеты) малой наполняемости (7 классов по 18 м) |
126 |
|
8 |
Кабинеты физики, химии, биологии (по 20 м) с препараторскими по 6 м |
78 |
|
9 |
Кабинет информатики с лаборантской |
24+6 |
Разместить рядом с библиотекой |
10 |
Учебный кабинет социально-бытовой адаптации |
36 |
|
11 |
Сенсорная комната |
30 |
|
12 |
Спортивный зал 9х18 м |
162 |
Высота не менее 4,5 м |
13 |
Тренажерный зал |
30 |
|
14 |
Раздельные раздевальные с душевыми и уборными |
12+12 |
|
15 |
Снарядная |
9 |
|
16 |
Учебный класс - изостудия с препараторской |
20+10 |
|
17 |
Рекреация при учебных помещениях (ширина не менее 4 м) |
67 |
Может объединяться с вестибюлем или фойе актового зала |
18 |
Актовый зал на 200 мест |
150 |
Для инвалидов на колясках предусмотреть 7-10 мест |
|
Фойе при зале |
90 |
Используется как танцзал и помещения для настольного тенниса |
|
Эстрада глубиной 4 м |
36 |
|
|
Артистические (3 помещения) |
36 |
|
19 |
Библиотека: |
||
книгохранилище на 2000 томов в шкафах и место библиотекаря с компьютером |
12 |
||
открытый доступ на 1000 томов и 4 стола для читателей |
20 |
||
|
Итого |
1098 |
|
|
|
|
|
|
Б - отделение социально-трудовой реабилитации |
|
|
1 |
Кабинет заведующего отделением |
18 |
|
2 |
Кабинет профориентации |
36 |
|
3 |
Кабинет креативной терапии |
30 |
|
4 |
Мастерская швейная |
36 |
|
5 |
Мастерская слесарная |
36 |
|
6 |
Мастерская по обработке дерева (столярная) |
50 |
|
7 |
Гончарный цех |
50 |
|
8 |
Мастерская лепки с подсобной |
30+12 |
|
9 |
Помещение сырья и готовой продукции |
18+18 |
|
|
Итого |
334 |
|
|
|
|
|
|
В - отделение социально-консультативной помощи |
|
|
1 |
Кабинеты для социальных работников и юриста (всего 5 кабинетов) |
60 |
|
|
Итого |
60 |
|
Всего |
1492 |
||
|
| ||
Ill Блок жилых помещений | |||
|
А - отделение "Мать и дитя" (4 ребенка и 4 родителя) |
|
|
1 |
4 двухместные спальные комнаты 12х4 м |
48 |
12 м на одну комнату |
2 |
Совмещенный санузел (унитаз, умывальник, душ или ванна) на 2 комнаты 6х2 м |
12 |
|
3 |
Гостиная-буфетная 12х2 м |
24 |
Может быть одна на отделение |
|
Итого |
84 |
|
|
|
|
|
|
Б - отделение "Милосердия" |
|
|
1 |
Спальная комната двухместная 12х3 м |
36 |
По 6 м на место |
2 |
Санитарная комната (ванна с душем, унитаз, мойка для суден, шкаф для суден) |
10 |
|
3 |
Кладовая хозяйственная |
4 |
|
4 |
Буфетная |
9 |
|
|
Итого |
59 |
|
|
|
|
|
|
В - отделение дошкольного и младших школьников из двух жилых ячеек |
|
|
Жилая ячейка на 8 мест |
|||
1 |
Спальная комната на 4 места (2 помещения) |
16+16 |
На одно место 4 м |
2 |
Санузел: |
||
одно помещение (ванна, умывальник, унитаз) |
8 |
||
или два помещения (ванна и умывальник, унитаз и умывальник) |
12 |
| |
3 |
Рекреация-игровая |
40 |
|
4 |
Помещение для сушки одежды |
8 |
|
Итого |
|||
на одну жилую ячейку |
100 |
||
|
на отделение |
200 |
|
|
|
|
|
|
Г - отделение средних и старших школьников |
|
|
|
Жилая ячейка на 8 мест |
|
|
1 |
Спальная комната на два места (4 комнаты) 10х4 м |
40 |
На одно место 5 м |
2 |
Санузел: |
||
одно помещение (ванна, умывальник, унитаз) |
8 |
||
или два помещения (ванна и умывальник, унитаз и умывальник) |
12 |
| |
|
Жилая ячейка на 30 мест |
|
|
1 |
Спальная комната на три места (10 комнат) 15х10 м |
150 |
На одно место 5 м |
2 |
Санузел на две спальные комнаты (ванна, умывальник, унитаз) 8х5 м |
40 |
|
|
Общие помещения на отделение |
|
|
1 |
Рекреация на 38 детей |
80 |
|
2 |
Помещение для сушки одежды |
14 |
|
3 |
Комната личной гигиены |
6 |
|
|
Итого |
350 |
|
|
Комната отдыха для персонала 12+12 |
24 |
Два помещения на разных этажах |
|
Всего |
717 |
|
IV Блок помещений общего назначения | |||
|
А - помещения администрации |
|
|
1 |
Кабинет директора |
24+12 |
|
2 |
Приемная секретаря и канцелярия |
12 |
|
3 |
Кабинет заместителя директора по научно-методической работе |
18 |
|
4 |
Аудитория - зал совещаний на 20 мест |
48 |
|
5 |
Подсобное помещение для хранения и подготовки пособий |
20 |
|
6 |
Архив организации |
12 |
|
7 |
Бухгалтерия: |
||
кабинет главного бухгалтера |
18 |
||
бухгалтерия |
24 |
||
касса |
12 |
| |
8 |
Отдел кадров |
20 |
|
9 |
Заместитель директора по административно-хозяйственной работе |
12 |
|
|
Итого |
232 |
|
|
|
|
|
|
Б - помещения столовой, работающей на сырье |
|
|
1 |
Обеденный зал на 64 места |
114 |
Разделить на 3 зоны: дошкольники, младшие и старшие школьники |
2 |
Кафетерий для персонала на 50 мест |
70 |
|
3 |
Площадь для четырех умывальников |
8 |
У входа в столовую |
4 |
Фитобар |
12 |
При обеденном зале |
5 |
Производственные помещения, помещения приема и хранения продуктов и отходов, моечные |
130 |
Уточняется технологическим расчетом |
6 |
Служебно-бытовые помещения (кабинет зав. производством, кабинет медсестры или врача диетического питания, гардероб, душевая, уборная, кладовые) |
42 |
То же |
7 |
Временный вестибюль с гардеробной на 115 мест |
30 |
В последующем используется как переход в другие корпуса |
8 |
Раздельные уборные по 2 унитаза |
6+6 |
|
|
Итого |
418 |
|
|
|
|
|
|
В - помещения бытового обслуживания |
|
|
1 |
Прачечная-постирочная производительностью 25-50 кг белья в смену (4 машины с загрузкой 3 кг) |
24 |
|
2 |
Дезинфекционная камера |
12 |
|
3 |
Гладильная |
6 |
|
4 |
Парикмахерская |
20 |
|
|
Итого |
62 |
|
|
|
|
|
|
Г - помещения общего назначения |
|
|
1 |
Вестибюль-холл с размещением пункта связи (2 аппарата) |
30 |
Размещение у главного входа в здание |
2 |
Гардероб |
20 |
|
3 |
Туалеты женские (по 3 унитаза) с умывальниками |
10+10 |
Размещаются на разных этажах |
4 |
Комнаты личной гигиены |
6+6 |
Для взрослых и воспитанников |
5 |
Туалет мужской (на 2 унитаза) с умывальником |
8 |
Общий на здание |
6 |
Зимний сад (высотой 2 этажа) |
60 |
Возможное размещение: рядом с группой жилых помещений; рядом с вестибюлем; рядом с фойе |
7 |
Живой уголок |
60 |
|
8 |
Хозяйственные помещения и кладовые |
30 |
|
9 |
Помещения обслуживающего персонала |
72 |
|
|
Итого |
312 |
|
|
Всего |
1024 |
|
V Хозяйственные постройки на территории центра | |||
|
А - гараж на 5 автомобилей с мастерскими |
|
|
1 |
Стоянка на 4 автомашины |
120 |
Может быть навес для машин |
2 |
Ремонтный бокс-стоянка |
55 |
|
3 |
Слесарная мастерская |
55 |
|
4 |
Склад запчастей и инструментов |
12+12 |
|
5 |
Гардеробная с душем и уборной |
18 |
|
6 |
Автокласс на 10 учеников |
50 |
С учетом обучения инвалидов-колясочников |
7 |
Кабинет правил дорожного движения |
25 |
|
8 |
Вестибюль-рекреация |
20 |
|
9 |
Уборная |
6+6 |
|
|
Итого |
367 |
|
|
|
|
|
|
Б - овощехранилище на 20 т с теплицей |
|
|
1 |
Овощехранилище комбинированное, в том числе охлаждаемая камера |
100 (20) |
Возможно частичное размещение в подвале |
2 |
Теплица |
150 |
|
3 |
Класс |
25 |
|
4 |
Инвентарная |
10 |
|
5 |
Помещение для хранения удобрений |
8 |
|
6 |
Уборная с умывальной |
4+4 |
|
7 |
Вестибюль |
6 |
|
|
Итого |
307 |
|
|
|
|
|
|
В - конюшня на 4 стойла |
|
|
1 |
Стойка для лошадей |
100 |
|
2 |
Хранилище для кормов |
35 |
|
3 |
Инвентарь |
10 |
|
4 |
Хранение отходов |
12 |
|
|
Итого |
157 |
|
|
Всего |
939 |
|
Существующие здания на участке и их новое назначение | |||
|
|
|
|
|
VI Дневной стационар |
|
Корпус детсада |
|
|
|
|
|
VII Отделение "Мать и дитя" |
|
Коттеджи N 2, 4 и 5 |
|
|
|
|
|
VIII Отделение милосердия на 8 мест |
|
Коттедж N 3 |
|
|
|
|
|
IX Гостиница |
|
Коттедж N 1 |
Состав и площадь помещений определены и рассчитаны ФГУП "Институт общественных зданий" (исполнители: канд. архит. A.M.Гарнец, инж. Л.В.Сигачева, канд. архит. Б.П.Анисимов), в том числе с использованием научных разработок ФГУП "ФЦЭРИ" Минздрава России (д-р мед. наук Н.Ф.Дементьева) и опыта эксплуатации дома-интерната для детей в пос.Вишенки (директор С.А.Новикова).
Приложение Г
Нормативная база для проектирования
При определении состава и площадей основных групп помещений интерната используется СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения" (с изменениями 1-5), а также данные следующих нормативных документов и справочных материалов:
1. Для психолого-педагогического блока:
- Справочное пособие по проектированию средних специальных и профессиональных технических учебных заведений (к СНиП 2.08.02-89*)
- МГСН 4.06-03 "Общеобразовательные школы";
- Пособие к МГСН 4.06-96;
- МГСН 4.05-95 "Школы-интернаты для детей-инвалидов";
- Пособие к МГСН 4.05-95;
- Рекомендации по проектированию образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (2000 г.);
- МГСН 4.02-94 "Дома-интернаты для детей-инвалидов";
- Пособие к МГСН 4.02-94.
- МГСН 4.15-98 "Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
2. Для лечебно-реабилитационного блока:
- Справочное пособие по проектированию учреждений здравоохранения (к СНиП 2.08.02-89*);
- МГСН 4.12-97 "Лечебно-профилактические учреждения";
- Пособие к МГСН 4.12-97;
- МГСН 4.08-97 "Массовые типы физкультурно-оздоровительных учреждений";
- Пособие к МГСН 4.08-97;
- МГСН 4.05-95 "Школы-интернаты для детей-инвалидов";
- Пособие к МГСН 4.05-95;
- НП 6.4-81 "Санатории и профилактории";
- НП 1.4-75 "Дома-интернаты для престарелых";
- МГСН 4.02-94 "Дома-интернаты для детей-инвалидов";
- Пособие к МГСН 4.02-94;
- Рекомендации по проектированию центров реабилитации инвалидов.
3. Для определения площадей помещений столовой:
- Справочное пособие по проектированию средних специальных и профессиональных учебных заведений (к СНиП 2.08.02-89*);
- МГСН 4.15-98 "Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
4. Для определения площадей помещений жилого блока:
- МГСН 4.05-95 "Школы-интернаты для детей-инвалидов";
- МГСН 4.15-98 "Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".