ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 2007 г. N Ф08-4548/2007
Дело N А63-15429/06-С3
[Возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление
льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных федеральным законом,
осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций
бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании от истца - общества с ограниченной ответственностью "Ставропольрегионгаз", ответчиков: Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Ставропольского края, Управления федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управления труда и социальной защиты населения Петровской районной государственной администрации, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.03.07 по делу N А63-15429/06-С3, установил следующее.
ООО "Ставропольрегионгаз" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Минфину России, Министерству финансов Ставропольского края, Управлению федерального казначейства Российской Федерации по Ставропольскому краю, Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, Управлению труда и социальной защиты населения Петровской районной государственной администрации (далее - управление) о взыскании 190 729 рублей 38 копеек затрат (убытков), связанных с предоставлением в январе-ноябре 2004 г. 50-процентной скидки за пользование природным газом гражданам, имеющим льготу в соответствии с Федеральным законом от 18.10.91 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" (далее - Закон).
Решением от 30.03.07 с учетом исправительного определения от 23.04.07 с Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу общества взыскано 161 635 рублей 47 копеек, связанных с предоставлением с января по ноябрь 2004 г. указанных льгот, в остальной части в иске отказано. В отношении управления производство по делу прекращено в связи с его ликвидацией, в отношении других ответчиков в иске отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в связи с недостаточностью выделенных из федерального бюджета в 2004 году субвенций на реализацию Закона обязанность по компенсации обществу убытков, возникших в результате предоставления гражданам предусмотренных Законом льгот, лежит на Российской Федерации.
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе Минфин России просит отменить решение и взыскать задолженность с Минфина Ставропольского края. По мнению заявителя, суд необоснованно не учел, что в соответствии с Законом и Правилами предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на его реализацию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.02 N 333, (действие которых продлено на 2003 и 2004 г. постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.03 N 85 и 14.02.04 N 80) предусмотрено финансирование расходов за счет средств бюджетов субъектов и муниципальных образований с последующим возмещением из федерального бюджета в пределах выделенных ассигнований. В этой связи, по мнению заявителя, у Минфина России отсутствует обязанность по перечислению сумм компенсаций непосредственно организациям, предоставляющим соответствующие льготы.
В отзыве на кассационную жалобу истец просит оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, считает, что она не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 19.03.04 общество и управление заключили договор N 49/34-6/03-0134/04, по условиям которого истец обязался предоставлять гражданам льготы по оплате за природный газ гражданам в соответствии с Законом, а управлению - ежемесячно реестры по возмещению затрат по предоставленным в отчетном периоде льготам, а управление обязалось проверять реестры; подписывать акты сверки; по мере поступления средств из краевого бюджета и в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделяемых на реализацию Закона, производить обществу возмещение затрат согласно предоставленным актам сверок, счетам-фактурам и реестрам, подтверждающим факт предоставления льгот. Срок договора установлен с 01.01.04 по 31.12.04.
Во исполнение принятых на себя обязательств истец предоставил гражданам названные льготы. Не получив полного возмещения расходов, понесенных с января по ноябрь 2004 г. в связи с предоставлением льгот, общество обратилось с иском о взыскании задолженности.
В обоснование иска истец представил в суд договор, акты сверки за период с января по ноябрь 2004 г., подтверждающие объемы предоставленных льгот населению; акты сверки количества граждан, пользующихся льготой; реестры льготников, сверенные с управлением; копии удостоверений льготников; счета-фактуры за период с января по ноябрь 2004 г. В соответствии с предоставленными истцом документами, а также по данным справки задолженность бюджета перед обществом за предоставленные льготы составила 190 729 рублей 38 копеек (т. 1, л. д. 50).
Статьей 16 Закона для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий (для реабилитированных лиц) и совместно с ними проживающих членов их семей предусмотрено снижение размеров оплаты жилой площади, коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством. В силу статьи 17 Закона порядок предоставления соответствующих льгот устанавливается специальными положениями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.94 N 419 (действовавшего в спорный период) реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими, а также проживающим совместно с ними членам их семей предоставлена скидка в размере 50 % с установленной платы за пользование коммунальными услугами (в том числе за газ) в пределах нормативов потребления коммунальных услуг. В пункте 14 Положения указано, что расходы, связанные с предоставлением соответствующих льгот, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
В соответствии с Федеральным законом от 06.05.03 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных Законом, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.
Порядок предоставления и расходования таких субвенций утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536 (с изменениями, внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.02.02. N 137, 10.02.03 N 85 и 14.02.04 N 80). Согласно указанному Порядку Минфин России предоставляет субвенции на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах утверждаемых в установленном порядке объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год. Предоставленные средства зачисляются на счета бюджетов субъектов Российской Федерации с отражением их в доход соответствующего бюджета. Расходование субвенций осуществляется органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, в том числе на возмещение расходов организаций, связанных с предоставлением предусмотренных Законом льгот.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
При рассмотрении спора суд установил недостаточность выделенных из федерального бюджета субвенций на финансовое обеспечение Закона в 2003 г. При таких обстоятельствах вывод суда о необходимости удовлетворения требований о взыскании расходов за счет казны Российской Федерации является правильным, поскольку соответствует указанным правовым актам.
Рассматривая спор, суд обоснованно в соответствии с положениями статей 146, 154 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (действовавшим в спорный период) исключил из заявленного размера сумму НДС, удовлетворив требования о взыскании расходов в размере 161 635 рублей 47 копеек.
Оспариваемое решение соответствует нормам материального и процессуального права. Основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для его отмены или изменения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 30.03.07 по делу N А63-15429/06-С3 - оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
текст документа сверен по:
файл-рассылка