ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2007 г. N Ф08-5863/2007
Дело N А63-1945/2007-С7
[Вывод суда о том, Администрация не является природопользователем и не должна платить за негативное воздействие на окружающую среду, является ошибочным]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в отсутствие в судебном заседании заявителя Администрации Степновского муниципального района Ставропольского края, заинтересованного лица - Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ставропольскому краю, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.05.07 по делу N А63-1945/07-С7, установил следующее.
Администрация Степновского муниципального района Ставропольского края (далее - Администрация) обратилась в суд с заявлением о признании незаконным постановления от 06.03.07 N 26/б Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ставропольскому краю (далее - Управление) о привлечении к административной ответственности по статье 8.41 Кодекса об административных правонарушениях (далее - Кодекс) и наложении на него административного штрафа в размере 50 000 рублей за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Решением от 25.05.07 заявленные требования удовлетворены.
Суд пришел к выводу, что Администрация не является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, в связи с чем отсутствует состав правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса. Управление превысило свои полномочия при проведении административного расследования по данному делу.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Управление обратилось в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 25.05.07. Заявитель указывает, что Управление уполномочено рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.41 Кодекса, так как в соответствии с законодательством относится к органам государственного экологического контроля. Администрация является природопользователем, так как в процессе ее деятельности образуются отходы потребления хозяйственно-бытового характера, на балансе Администрации имеются транспортные средства - передвижные объекты негативного воздействия, следовательно, неуплата платежей за вред окружающей природной среде образует состав административного правонарушения.
Администрация представила отзыв на кассационную жалобу, в котором считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения. В подтверждение своей позиции администрация указывает, что Управлением не доведены до сведения природопользователей сроки уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду, установленные приказами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.01.06 N 49 и от 08.06.06 N 557.
Изучив материалы дела, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 22.01.07 сотрудниками Степновской районной прокуратуры при проведении проверки соблюдения и исполнения законодательства о порядке осуществления платы за негативное воздействие на окружающую среду на территории Степновского района установлено, что Администрацией не рассчитана и не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду в период 2005-2006 годов.
06.03.07 инспектором Управления по материалам, поступившим из прокуратуры Степновского района, вынесено постановление, которым Администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса, и ей назначен административный штраф в размере 50 000 рублей.
Полагая, что штраф наложен незаконно, Администрация обратилась в арбитражный суд.
В статье 1 Федерального Закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В статье 1 Федерального Закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" указано, что под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно статье 16 Федерального Закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
-загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Статья 16 Федерального Закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" не дает исчерпывающий перечень видов негативного воздействия.
Из смысла статьи 1 Федерального Закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и статьи 1 Федерального Закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что под негативным воздействием на окружающую среду понимается любая деятельность, связанная с обращением с отходами, либо иным образом оказывающую вредное воздействие на окружающую среду.
Управлением установлено, что в процессе деятельности Администрации образуются отходы потребления хозяйственно-бытового характера, на балансе Администрации имеются транспортные средства передвижные объекты негативного воздействия. Данный факт Администрацией не оспаривается.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, Администрация не является природопользователем и не должна платить за негативное воздействие на окружающую среду, является ошибочным.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.08.92 N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размерах за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" указано, что порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, других видов вредного воздействия распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
* выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
* сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
* размещение отходов;
* другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Согласно статье 16 Федерального Закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О, платежи за негативное воздействие на окружающую среду носят компенсационный характер и взимаются за предоставление субъектам хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающею среду, права производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы и оказывать иные виды негативного воздействия.
Сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006г. N 557 в соответствии с которым срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
До вступления в силу указанного выше приказа действовал приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.01.06 N 49, в соответствии с которым установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам 4-го квартала 2005 - 30.01.06; по итогам 1-го квартала 2006 20.04.06; по итогам 2-го квартала 2006 - 20.07.06; по итогам 3-го квартала 2006 - 20.10.06; по итогам 4-го квартала 2006 20.01.07г.
Из материалов дела видно, что приказ N 49 от 27.01.06г. был опубликован в газете "Ставропольская правда" 16.03.06, следовательно, довод Администрации о недоведении до природопользователей информации о сроках внесения платежей, является необоснованным.
В силу части 1 статьи 23.29 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.41 Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие государственный экологический контроль.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Федерального закона N 7-ФЗ государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким органом является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.04 N 401.
Согласно подпунктам 5.3.1.10, 5.3.1.11, 5.3.1.12 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору данная служба осуществляет среди прочего контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции требований законодательства в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль), требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Деятельность осуществляется непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
Таким образом, вывод суда о превышении полномочий сотрудниками Управления при проведении административного расследования по данному делу является ошибочным.
Согласно статье 8.41 Кодекса невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет административное наказание - на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.
Из материалов дела видно, что Администрация внесла платежи за негативное воздействие на окружающую среду за 2005-2006, и за 1 квартал 2007 15 февраля 2007, то есть с нарушением установленных сроков. Таким образом, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса, подтверждается материалами дела.
При таких обстоятельствах решение суда следует отменить как несоответствующее нормам материального права и в удовлетворении требований отказать.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 25.05.07 по делу N А63-1945/07-С7 отменить.
В удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Управления по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Ставропольскому краю от 06.03.07 N 26/б отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
текст документа сверен по:
файл-рассылка