ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2005 года Дело N Ф09-1168/05-С5
[Требование о взыскании убытков от предоставления льгот на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в связи с недостаточным финансированием льгот по оплате жилья и коммунальных услуг из федерального бюджета]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области на постановление апелляционной инстанции от 31.01.2005 (резолютивная часть от 24.01.2005) Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-17929/04 по иску товарищества собственников жилья "Мир" к Финансовому управлению Оренбургской области, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области, администрации Оренбургской области, третьи лица: Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Оренбурга, Главное управление социальной защиты населения Оренбургской области, государственное предприятие "Облжилкомхоз", о взыскании 130052 руб.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили.
Товарищество собственников жилья "Мир" (далее - ТСЖ "Мир") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском о взыскании 130052 руб. убытков солидарно с Финансового управления Оренбургской области, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Оренбургской области, администрации Оренбургской области.
В судебном заседании истец заявил ходатайство об увеличении размера своих требований до 135290 руб., которое удовлетворено судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением от 15.11.2004 (резолютивная часть от 10.11.2004) с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ТСЖ "Мир" взыскано 130052 руб., в остальной части иска отказано. В иске к Финансовому управлению Оренбургской области, администрации Оренбургской области отказано (судья ...).
Постановлением апелляционной инстанции от 31.01.2005 (резолютивная часть от 24.01.2005) решение оставлено без изменения (судьи: ...).
Заявитель кассационной жалобы с судебными актами не согласен, просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судом ст.17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.96 N 901, ст.15.6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики". Кроме того, по мнению заявителя, суд не исследовал вопрос о распределении федеральных бюджетных средств в размере 518635500 руб., перечисленных по реестру от 12.11.2004 N 2309214259/1, между организациями, предоставляющими льготы, в том числе и ТСЖ "Мир".
Проверив законность решения в порядке ст.ст.274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, в августе-декабре 2003 года ТСЖ "Мир" на основании федерального законодательства предоставляло льготы по оплате коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов.
В результате недостаточного компенсирования фактически предоставленных льгот у истца образовались убытки в сумме 1621399 руб. 03 коп., которые он просил взыскать с ответчиков в судебном порядке.
Арбитражный суд исходя из наличия состава гражданского правонарушения в действиях Министерства финансов Российской Федерации, которое не исполнило возложенные на него законом обязанности по компенсированию организациям расходов от предоставления льгот, удовлетворил исковые требования за счет средств казны Российской Федерации.
Согласно ст.17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Порядок предоставления указанных льгот определяется Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.96 утверждены "Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющих детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг", в соответствии с п.16 которых порядок компенсирования расходов, связанных с предоставлением льгот, поставлен в зависимость от того, проживают ли названные категории граждан в домах государственного либо муниципального жилищного фонда. В том случае, если инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, проживают в государственном жилищном фонде, находящемся в федеральной собственности компенсирование расходов производится за счет средств федерального бюджета, а если такие граждане проживают в государственном жилищном фонде, находящемся в собственности субъектов Российской Федерации либо в муниципальном жилищном фонде, а также в общественном жилищном фонде - порядок предоставления и компенсирования льгот должен устанавливаться субъектом Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Постановлением администрации Оренбургской области от 10.02.2001 N 12-п "О порядке возмещения расходов, связанных с реализацией льгот, предусмотренных Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", установлено, что финансирование и возмещение рассматриваемых расходов осуществляется за счет средств федерального и областного бюджетов.
Между тем, с 08.05.2003 порядок возмещения организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, а также по оплате приобретения и доставки топлива в дома, не имеющие центрального отопления, изменен.
В соответствие со ст.15.6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", вступившей в силу 08.05.2003, возмещение указанных льгот осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.
Из материалов дела усматривается, что Оренбургской области в 2003 году в виде субвенций на возмещение расходов по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг было заложено и перечислено 185591000 руб., при заявленной потребности 212400000 руб.
Следовательно, данные обстоятельства указывают на неисполнение (бездействие) уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации своих обязанностей, что не может являться основанием, влекущим умаление прав граждан на предоставление последним льгот, предусмотренных Федеральным законом, а также соответствующих лиц, обязанных предоставлять такие льготы с последующей их компенсацией по фактическим расходам.
Таким образом, вывод суда первой и апелляционной инстанций о возникновении у ТСЖ "Мир" убытков от предоставления льгот на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" по вине федеральных органов власти, не исполняющих возложенные на них действующим законодательством обязанности, является правомерным (ст.ст.16, 1069 ГК РФ).
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка.
Суд кассационной инстанции полагает, что арбитражным судом спор разрешен в соответствии с действующим законодательством, фактические обстоятельства дела установлены на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств, выводы суда соответствуют этим обстоятельствам.
С учетом изложенного решение и постановление являются законными, обоснованными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение от 15.11.2004 (резолютивная часть от 10.11.2004) и постановление апелляционной инстанции от 31.01.2005 (резолютивная часть от 24.01.2005) Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-7929/2004 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
...
Судьи
...
Текст документа сверен по:
рассылка