Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/24/813398013.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 мая 2007 года Дело N А29-5754/2006-2Э


[Суд удовлетворил иск об обязании ответчика принять в муниципальную собственность жилые строения, поскольку обязанность передачи жилых домов в муниципальную собственность установлена постановлением ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и истцом выполнен порядок передачи]

      Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Князевой Г.А., судей Апряткиной Г.С., Шишкиной Е.Н. при участии представителей от истца: Мартыновой Л.М. по доверенности от 28.04.2007, Говыриной Г.А. по доверенности от 28.04.2007, Ходаевой А.А. по доверенности от 02.02.2007 рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - администрации муниципального района "Усть-Вымский" на решение от 15.09.2006 Арбитражного суда Республики Коми и на постановление от 26.12.2006 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А29-5754/2006-2э, принятые судьями Козловым О.Г., Дьяконовой Т.М., Тетерваком А.В., Губиной Л.В., по иску федерального государственного учреждения "Исправительная колония N 31" к администрации муниципального района "Усть-Вымский" и Совету муниципального района "Усть-Вымский" об обязании принять имущество в муниципальную собственность, третьи лица - Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Коми, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми, и установил:

      федеральное государственное учреждение "Исправительная колония N 31" (далее - Учреждение, Колония) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к администрации муниципального района "Усть-Вымский" (далее - Администрация) и к Совету муниципального района "Усть-Вымский" (далее - Совет) об обязании принять в муниципальную собственность следующие строения:

      - двенадцатиквартирный двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, город Микунь, улица Строительная, дом 33;

      - восьмиквартирный двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, город Микунь, улица Южная, дом 9;

      - восьмиквартирный двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, город Микунь, улица Южная, дом 13;

      - восьмиквартирный двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, город Микунь, улица Южная, дом 4;

      - шестиквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, город Микунь, улица Водораздельная, дом 1;

      - шестиквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, город Микунь, улица Водораздельная, дом 3;

      - шестиквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, город Микунь, улица Новосельская, дом 1;

      - одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 1;

      - одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 2;

      - одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 3;

      - одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 4;

      - одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 5;

      - одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 6;

      - одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 7;

      - одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 8;

      - одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 9;

      - одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 10;

      - одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 11;

      - одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 12;

      - одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 13;

      - одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Шежам, дом 14;

      - одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Певью, улица Центральная, дом 3;

      - одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Певью, улица Центральная, дом 6;

      - одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Певью, улица Заречная, дом 7;

      - одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Певью, улица Заречная, дом 9;

      - одноквартирный одноэтажный жилой дом, расположенный по адресу: Республика Коми, поселок Певью, улица Привокзальная, дом 7.

      Кроме того, Учреждение просило обязать Совет утвердить перечень объектов, подлежащих передаче в муниципальную собственность муниципального района "Усть-Вымский" и обязать Администрацию осуществить государственную регистрацию права муниципальной собственности на упомянутые объекты.

      Заявленные требования основаны на положениях постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1), пункте 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и мотивированы тем, что, несмотря на обращения Учреждения, Администрация не произвела действий по принятию в муниципальную собственность объектов жилого фонда.

      К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Коми (далее - Регистрационная служба), Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Коми (далее - Теруправление).

      Решением от 15.09.2006 Арбитражного суда Республики Коми, оставленным без изменения постановлением от 27.12.2006 Второго арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены в части обязания Администрации принять дома в муниципальную собственность. Обе судебные инстанции исходили из того, что обязанность передачи жилых домов в муниципальную собственность установлена постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1. Суд указал на выполнение истцом порядка передачи данных объектов, установленного законом.

      Не согласившись с принятыми судебными актами, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Коми и постановление Второго арбитражного апелляционного суда в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.

      Доводы заявителя сводятся к следующему. Спорные объекты не могут быть приняты в муниципальную собственность, поскольку в нарушение требований пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) не используются органами местного самоуправления в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности. Отсутствует решение федерального органа исполнительной власти о передаче федерального имущества в муниципальную собственность.

      Производство по настоящему делу подлежало прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку истец уже обращался в Арбитражный суд Республики Коми с таким же иском, который был удовлетворен решением от 12.12.2005 по делу N А29-10279/2005-2.

      Теруправление в отзыве указало на правильность судебных актов и просило оставить их в силе.

      В судебном заседании представители истца отклонили аргументы заявителя и обратили внимание на то, что Администрация длительное время уклоняется от принятия жилых домов в муниципальную собственность.

      При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства явку представителей в третью инстанцию обеспечил только истец.

      Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      Изучив материалы дела и заслушав представителей Учреждения, окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

      Как видно из документов и установлено судом, спорные жилые дома находятся на праве оперативного управления у Учреждения с момента их постройки.

      Осуществление функций по управлению жилым фондом не относится к выполнению задач специальной правоспособности Учреждения, поэтому последний неоднократно обращался к Администрации с просьбой принять жилые дома в муниципальную собственность. Администрация уклонялась от решения данного вопроса, что повлекло обращение Учреждения в арбитражный суд с настоящим иском.

      В соответствии с пунктом 1 приложения N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 к муниципальной собственности отнесены объекты жилищного фонда. Согласно пункту 2 упомянутого постановления объекты государственной собственности, приведенные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.

      В силу пункта 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

      Из материалов дела следует, что собственник спорного имущества в лице Теруправления 16.05.2006 принял решение о передаче жилого фонда в муниципальную собственность и Совет решением от 18.03.2005 N 18/3-194 утвердил перечень жилого фонда, принимаемого в собственность муниципального района "Усть-Вымский".

      При указанных обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу о соблюдении порядка передачи имущества из федеральной в муниципальную собственность и правомерно удовлетворил иск.

      Довод заявителя о необходимости прекращения производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверен и признан несостоятельным, поскольку к участию в деле N А29-10279/2005-2э не привлекался Совет муниципального района "Усть-Вымский".

      Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

      Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.

      Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции и Вторым арбитражным апелляционным судом не допущено.

      В связи с рассмотрением кассационной жалобы по существу определение от 04.04.2007 Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа о приостановлении исполнения решения от 15.09.2006 Арбитражного суда Республики Коми и постановления от 27.12.2006 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А29-5754/2006-2Э следует считать утратившим силу.

      В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.

      Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

      решение от 15.09.2006 Арбитражного суда Республики Коми и постановление от 27.12.2006 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А29-5754/2006-2Э оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района "Усть-Вымский" - без удовлетворения.

      Определение от 04.04.2007 Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа о приостановлении исполнения решения от 15.09.2006 Арбитражного суда Республики Коми и постановления от 27.12.2006 Второго арбитражного апелляционного суда по делу N А29-5754/2006-2Э следует считать утратившим силу.

      Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
     
     

Председательствующий

  Г.А. Князева

Судьи
  Г.С. Апряткина
 Е.Н. Шишкина