ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2007 года Дело N Ф03-А04/07-1/1316
[Кассационная инстанция отменила судебный акт первой инстанции об отказе в удовлетворении иска о взыскании за счет ответчика убытков, понесенных истцом на содержание объектов жилищного фонда в связи с незаконным бездействием ответчика по принятию объектов в муниципальную собственность, и направила дело на новое рассмотрение в первую инстанцию, поскольку суд первой инстанции не дал оценки доказательствам расходов истца в период вынужденного содержания жилого фонда]
(Извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2007.
Полный текст постановления изготовлен 04.05.2007.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе: ..., при участии: от истца - И.Ю.Мотовилова, представитель, по доверенности N НЮ-1001 от 15.12.2006, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 14.12.2006 по делу N А04-3228/06-2/90 Арбитражного суда Амурской области, дело рассматривали: в суде первой инстанции судья ...; в апелляционной инстанции дело не рассматривалось, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к администрации Сковородинского района, Финансовому отделу администрации Сковородинского района; третьи лица - Министерство финансов РФ в лице УФК по Амурской области, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации Амурской области, о взыскании 2790342,72 руб., установил:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к администрации Сковородинского района о взыскании за счет муниципальной казны 2790342,72 руб. убытков в виде расходов, понесенных на содержание объектов жилищного фонда в связи с незаконным бездействием администрации Сковородинского района по принятию данных объектов в муниципальную собственность, установленным арбитражным судом на основании решений суда от 07.04.2005 по делу N А04-9963/04-25/961, от 25.04.2005 по делу N А04-998/05-9/103, за период с 01.01.2005 по день фактического принятия - 31.05.2006.
Судом к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Финансовый отдел администрации Сковородинского района, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации Амурской области; Министерство финансов РФ в лице УФК по Амурской области.
Решением суда от 14.12.2006 истцу в иске отказано на основании статьи 1069 ГК РФ, поскольку истцом не доказан размер ущерба и причинно-следственная связь между его убытками по содержанию объектов жилого фонда и бездействием администрации по приему этих объектов в муниципальную собственность.
В заседании суда от 24.04.2007 объявлялся перерыв на основании статьи 163 АПК РФ до 14 часов 00 минут 27.04.2007.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив доводы кассационной жалобы, поддержанные представителем заявителя в заседании суда, проверив материалы дела, находит решение суда подлежащим отмене, как недостаточно обоснованное, вынесенное по неполно исследованным и оцененным обстоятельствам, имеющим значение для данного дела, с направлением дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела и установлено судом решением Арбитражного суда Амурской области от 07.04.2005 по делу N А04-9963/04-25/961 признано незаконным, не соответствующим постановлению Правительства РФ от 07.03.95 N 235 бездействие администрации Сковородинского района, выразившееся в непринятии объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, переданных в муниципальную собственность Сковородинского района распоряжением Правительства РФ N 712-р от 02.06.2003, суд обязал администрацию Сковородинского района в 15-дневный срок с даты вступления в законную силу решения суда произвести прием следующих объектов.
Жилые дома общей площадью 32992 кв.м, г.Сковородино, yл.60 лет СССР, N 1, 2, 2а, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11.
Жилые дома общей площадью 58371 кв.м, расположенные в г.Сковородино по адресу: ул.Красноармейская, N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11; ул.Победы, N 2, 2а, 9, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 30; пер. Звездный, N 1, 5.
Жилые дома общей площадью 14013 кв.м, станция Уруша, ул.Транспортная, N 17, 23, 47, 53.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 25.04.2005 по делу N А04-998/05-9/103 признано незаконным бездействие администрации Сковородинского района в период с 8 мая 2004 года по 20 апреля 2005 года, как не соответствующее постановлению Правительства РФ N 235 от 7 марта 1995 года "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов РФ и муниципальную собственность", выразившееся в непринятии объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, переданных в муниципальную собственность Сковородинского района в соответствии с распоряжением Министерства имущества России, Министерства финансов России, Министерства путей сообщения России N 1499-р/110а/Т-92р:
Жилой дом 8-кв., ст.Сковородино, ул.Калинина, 2, общей площадью 173 кв.м, инв. N 510009;
Жилой дом 8-кв., ст.Сковородино, ул.Читинская, 1, общей площадью 511,7 кв.м, инв. N 5100105;
Коттедж N 1Д, ст.Сковородино, ул.Читинская, 1Д, общей площадью 166,4 кв.м, инв. N 510216;
Коттедж N 2Г, ст.Сковородино, ул.Читинская, 2Г, общей площадью 166,4 кв.м, инв. N 510217;
Коттедж N 3, ст.Сковородино, ул.Читинская, 1E, общей площадью 166,4 кв.м, инв. N 510223;
Жилой дом 8-кв., ст.Сковородино, ул.Победы, 17, общей площадью 511,7 кв.м, инв. N 510109;
Жилой дом 8-кв., ст.Сковородино, ул.Победы, 19, общей площадью 511,7 кв.м, инв. N 510110;
Жилой дом 8-кв., ст.Сковородино, ул.Красноармейская, 20, общей площадью 573,7 кв.м, инв. N 510126;
Жилой дом 80-кв., ст.Сковородино, ул.Красноармейская, 23, общей площадью 4267 кв.м, инв. N 510227;
Жилой дом 18-кв., ст.Большой Невер, ул.Старика, 100, общей площадью 990 кв.м, инв. N 510185;
Жилой дом 67-кв., ст.Уруша, ул.Партизанская, 79, общей площадью 3572 кв.м, инв. N 510305;
Жилой дом 24-кв., ст.Уруша, ул.Транспортная, 37, общей площадью 970 кв.м, инв. N 510324;
Жилой дом 24-кв., ст.Уруша, ул.Транспортная, 39, общей площадью 970 кв.м, инв. N 510325;
Жилой дом 24-кв., ст.Уруша, ул.Транспортная, 41, общей площадью 1208 кв.м, инв. N 510326;
Жилой дом 32-кв., ст.Уруша, ул.Транспортная, 43, общей площадью 1591,2 кв.м, инв.N 510327;
Жилой дом 70-кв., ст.Уруша, ул.Транспортная, 45, общей площадью 3091 кв.м, инв. N 510328;
Жилой дом 60-кв., ст.Уруша, ул.Ключевая, 4, общей площадью 3035 кв.м, инв. N 510356;
Одноквартирный коттедж ст.Уруша, ул.Красноармейская, 51, общей площадью 59 кв.м, инв. N 510351;
Жилой дом N 1, ст.Сковородино, ПМС-225, общей площадью 1005 кв.м, инв. N 510256;
Жилой дом N 2, ст.Сковородино, ПМС-225, общей площадью 1560 кв.м, инв. N 510256;
Жилой дом 2-кв., ст.Уруша, пер.Больничный, 4, общей площадью 188 кв.м, инв. N 510356;
Жилой дом 2-кв., ст.Ульручьи, общей площадью 130 кв.м, инв. N 510195;
Жилой дом 2-кв., ст.Ульручьи, 18, общей площадью 130,2 кв.м, инв. N 510197;
Жилой дом 2-кв., ст.Ульручьи, 21, общей площадью 130,2 кв.м, инв. N 510199;
Жилой дом 2-кв., ст.Ульручьи, 20, общей площадью 130,2 кв.м, инв. N 510198;
Жилой дом 18-кв., ст.Ульручьи, общей площадью 985 кв.м, инв. N 510200;
Жилой дом 2-х кв., ст.Ульручьи, 22, общей площадью 130 кв.м, инв. N 510196.
Суд обязал администрацию Сковородинского района в месячный срок после вступления решения в законную силу принять в муниципальную собственность указанные объекты жилищно-коммунального назначения.
Указанные обстоятельства в силу ч.2 ст.69 АПК РФ носят преюдициальный характер и не требуют доказывания в настоящем деле.
Как следует из материалов дела, фактическое принятие спорных объектов жилищно-коммунального назначения в муниципальную собственность осуществлено администрацией Сковородинского района 31 мая 2005 года.
Постановлением главы администрации муниципального образования Сковородинского района от 10.08.2005 N 252 переданной ОАО "РЖД" жилой фонд принят в казну муниципального образования.
Поскольку из-за бездействий администрации Сковородинского района в период с июля 2003 года по 31.05.2005 по приему указанного жилого фонда в муниципальную собственность истец вынужден был продолжать содержать жилой фонд и нести расходы, невозмещенные от взыскания платы с населения за жилье и коммунальные услуги по утвержденным тарифам, в том числе за предъявленный период с 01.01.2005 по 31.05.2005 в сумме 2790342 руб. 72 коп., составляющих согласно расчету 1947810,55 руб. - ФОТ, 509173,02 руб. - зарплата обслуживающего персонала ЖКХ, 76999,19 руб. - материалы, 115928 руб. - электроэнергия, 140431,96 руб. - прочие материальные затраты (отопление, вывоз мусора), заявлены настоящие исковые требования.
В подтверждение балансовых расходов по содержанию подлежащего передаче в муниципальную собственность жилого фонда, истцом представлены первичные документы учета, а также бухгалтерский баланс на 01.05.2005, расшифровка к балансу прочих расходов и доходов, согласно которой расходы истца на содержание всего жилого фонда составили за спорный период 20304 тыс.руб.
В материалы дела истцом также представлена таблица процентного соотношения установленных в районе тарифов, по которым оплачивается обслуживание жилого фонда и поставляемые коммунальные услуги за счет жильцов к фактической себестоимости оказываемых балансодержателем услуг, а также постановление главы администрации Сковородинского района N 38 от 01.02.2002, установившее предельный уровень платежей с населения в покрытие затрат на все виды ЖКУ в размере 80%.
Суд, отказывая истцу в иске за недоказанностью размера убытков и причинной связи их с бездействием администрации по непринятию жилого фонда у Сковородненской дистанции гражданских сооружений в муниципальную собственность в спорный период, не дал оценки представленным в дело доказательствам расходов истца в период вынужденного содержания жилого фонда, незаконно не принятого в муниципальную собственность, в связи с чем отказ в иске недостаточно обоснован. Вместе с тем, согласно статье 210 ГК РФ, собственник должен нести бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Решение суда, выводы которого не соответствуют закону и обстоятельствам дела, как недостаточно обоснованные, подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение для доисследования и оценки предъявленных убытков.
При новом рассмотрении дела, суду для исследования и оценки представленных истцом доказательств понесенных расходов по содержанию принадлежащего муниципалитету жилого фонда, непокрытых начисленными к оплате жильцами платежами, предложить истцу представить расчет начисленных жильцам к оплате платежей за содержание жилья и оказанных коммунальных услуг за предъявленный период по установленным тарифам, а ответчику - установленный в соответствии с законодательством предельный уровень платежей с населения в покрытие затрат на все виды ЖКУ в 2005 году для определения размера убытков истца.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.12.2006 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-3228/06-2/90 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
...
Судьи
...