ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 октября 2007 года Дело N Ф09-8087/07-С6
[Поскольку к заявлению о государственной регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок заявителем были приложены все документы, предусмотренные ст.16 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", заявленные требования удовлетворены]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области (далее - регистрационная служба) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.05.2007 (резолютивная часть от 22.05.2007) по делу N А60-5675/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2007 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители: Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Свердловской области (далее - Территориальное управление Росимущества) - Хохлова О.С. (доверенность от 15.01.2007 N АЛ-160); федерального государственного унитарного предприятия "Уральский научно-исследовательский химический институт с опытным заводом" (далее - предприятие "УНИХИМ с ОЗ") - Афанасьев А.А. (доверенность от 01.03.2005 N 12-ю).
Территориальное управление Росимущества обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 89200 кв.м с кадастровым номером 66:41:02 04 002:0014, расположенный по адресу: г.Екатеринбург, ул.Монтажников, 9, выраженного в письме регистрационной службы от 22.02.2007 N 01/292/2006-383, и обязании регистрационной службы устранить допущенные нарушения путем проведения государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Согласно ст.51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица привлечено предприятие у УНИХИМ с ОЗ".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.05.2007 (резолютивная часть от 22.05.2007; судья ...) заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным отказ в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 89200 кв.м с кадастровым номером 66:41:02 04 002:0014, выраженный в письме регистрационной службы от 22.02.2007 N 01/292/2006-383. На регистрационную службу возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем проведения государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2007 (судьи: ...) решение оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, регистрационная служба просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами положений ст.1 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", п.2 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации, неправильное применение судами п.2 ст.17, п.4 ст.18 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". При этом заявитель жалобы указывает на то, что индивидуализация спорного земельного участка не производилась, его границы на местности не установлены, в представленном на регистрацию плане земельного участка кадастровый номер земельного участка не указан, площадь земельного участка определена как ориентировочная, подлежащая уточнению при межевании. Таким образом, по мнению заявителя жалобы, спорный земельный участок не является объектом гражданского права. Кроме того, регистрационная служба указывает на то, что судами не приняты во внимание рекомендации Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа, в которых установлено, что кадастровые планы, в которых границы земельного участка определены ориентировочно, не являются документами, индивидуализирующими земельный участок.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждено материалами дела, на земельном участке площадью 89200 кв.м с кадастровым номером 66:41:02 04 002:0014, расположенном по адресу: г.Екатеринбург, ул.Монтажников, 9, находится здание с пристроями (литера А), принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (Свидетельство о праве собственности от 19.05.2004 серия 66 АБ 333302) и находящееся в хозяйственном ведении предприятия "УНИХИМ с ОЗ" (Свидетельство о праве хозяйственного ведения от 19.05.2004 серия 66 АБ 333303).
Территориальное управление Росимущества 28.08.2006 обратилось в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Письмом от 22.02.2007 N 01/292/2006-383 регистрационная служба сообщила заявителю об отказе в государственной названного земельного участка по причине того, что кадастровый план земельного участка, представленный на регистрацию, содержит лишь ориентировочные сведения о размере земельного участка, в связи с чем невозможно индивидуализировать спорный земельный участок и определить его как объект права.
Полагая, что отказ в государственной регистрации является незаконным и нарушает права и интересы Российской Федерации, Территориальное управление Росимущества обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со ст.16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества (ст.18 названного Закона).
При этом согласно ст.17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на земельный участок, является кадастровый план данного земельного участка. Кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра (ст.18 указанного Закона).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, к заявлению о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок Территориальным управлением Росимущества были приложены все документы, предусмотренные ст.16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В частности: заявление от 28.08.2006, доверенность лица, предоставившего документы, платежное поручение об уплате госпошлины, кадастровый план земельного участка N 41-02/06-16967 от 26.07.2006, акт от 26.05.61 N 1329б о предоставлении в бессрочное пользование НИИ "УНИХИМ" земельного участка площадью 8,92 га, расположенного в Железнодорожном районе, п.Сортировка, ул.Расточная (в настоящее время ул.Монтажников, 9) с планом земельного участка с координатами поворотных точек.
В представленном заявителем кадастровом плане земельного участка указаны кадастровый номер земельного участка, местоположение земельного участка (г.Екатеринбург, ул.Монтажников, 9), площадь земельного участка, к нему приложен план (чертеж, схема) границ земельного участка. Кроме того, кадастровый план земельного участка удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра (л.д.20).
В силу п.ч ст.18 Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" уточненные данные о границах земельного участка могут вноситься в Единый государственный реестр прав без повторной регистрации на основании сведений, представленных органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра, при наличии согласия в письменной форме правообладателя земельного участка или на основании заявления правообладателя.
Руководствуясь указанной нормой права, суды пришли к выводу о том, что ориентировочная площадь земельного участка не может служить препятствием для государственной регистрации прав на этот земельный участок. Необходимость проведения межевания для установления более четкой информации о площади, границах и размерах участка возникнет при совершении в дальнейшем сделок с указанным участком.
Кроме того, судами установлено, что земельный участок площадью 8,92 га был сформирован для НИИ "УНИХИМ" в мае 1961 года, что подтверждается актом исполнительного комитета Свердловского городского совета депутатов трудящихся от 26.05.61 N 329б. Размер и местоположение земельного участка, указанного в акте и изображенного на прилагаемом к нему плане, совпадает с размером и конфигурацией земельного участка, сведения о котором содержатся в кадастровом плане от 26.07.2006 N 41-02/06-16967.
Согласно п.2 ст.7 Федерального закона "О государственном земельном кадастре" кадастровый учет, проводившийся в установленном порядке до вступления названного Закона в силу, является юридически действительным. Сведения о ранее учтенных земельных участках вносятся в государственный земельный кадастр действующими органами кадастрового учета на основании материалов, полученных из земельных комитетов.
При этом при отражении сведений о ранее учтенных участках площадь указывается ориентировочная в соответствии с правоустанавливающим документом о переоформлении прав на ранее предоставленные или оформлении прав на фактически занимаемые участки, предоставленные правообладателям без проведения работ по уточнению площади занимаемого участка.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что сведения указанные в представленном на регистрацию кадастровом плане позволяют выделить спорный земельный участок из числа других земельных участков и учитывая, что каких-либо иных требований к кадастровому плану Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не содержит, суды пришли к правильному выводу о том, что оснований для отказа в проведении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: г.Екатеринбург, ул.Монтажников, 9, у регистрационной службы не имелось, в связи с чем суды правомерно признали данный отказ недействительным.
Нарушений судами положений ст.1 Федерального закона "О государственном земельном кадастре", п.2 ст.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а также неправильного применения п.2 ст.17, п.4 ст.18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" судом кассационной инстанции не установлено.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что судами не приняты во внимание рекомендации Научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Уральского округа, судом кассационной инстанции отклоняется. В названных рекомендациях Научно-консультативного совета установлено, что кадастровые карты (планы) в которых указано, что границы земельного участка определены ориентировочно, не являются документами, индивидуализирующими земельный участок, лишь для целей совершения с ними сделок, таким образом, государственная регистрация прав на земельный участок с ориентировочными границами допускается.
С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25.05.2007 (резолютивная часть от 22.05.2007) по делу N А60-5675/07 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
...
Судьи
...