Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/24/875422896.htm


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 октября 2007 года Дело N А19-2403/07-Ф02-7675/2007


[Частично удовлетворяя иск о взыскании с РФ в лице Министерства финансов РФ расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг в 2004 году по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в РФ", суд установил, что выделенные муниципальному образованию денежные средства на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" не компенсировали расходы истца по предоставлению льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в достаточном объеме]
(Извлечение)

      Иркутское открытое акционерное общество энергетики и электрификации (далее - ОАО "Иркутскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 12 500 рублей, составляющих расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг в 2004 году по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

      До принятия по делу решения истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации увеличил исковые требования и просил взыскать с ответчика 79 948 рублей 53 копейки.

      В соответствии со статьёй 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области, муниципальное образование "Куйтунский район" в лице администрации муниципального образования, департамент социальной защиты населения Иркутской области.

      Решением суда первой инстанции от 28 июня 2007 года исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу ОАО "Иркутскэнерго" взыскано 79 948 рублей 49 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

      В апелляционном суде законность и обоснованность принятого по делу решения не проверялись.

      Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.

      Заявитель полагает, что возмещение расходов на предоставление льгот гражданам должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

      Министерство финансов Российской Федерации также ссылается на недоказанность наличия состава правонарушения, являющегося основанием для наступления ответственности вследствие причинения вреда.

      Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

      Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы подтвердил ее доводы.

      Представитель ОАО "Иркутскэнерго" возразил против доводов кассационной жалобы, указав на их необоснованность.

      Третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд кассационной инстанции не направили.

      Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и процессуального права при принятии обжалуемого решения от 28 июня 2007 года, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для его отмены.

      Как следует из материалов дела, истец в 2004 году на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказывал населению услуги по льготной оплате электрической энергии.

      За указанный период истцом были предоставлены льготы, стоимость которых в полном объеме не была компенсирована, в связи с чем последний обратился в суд за защитой своих интересов, предъявив к взысканию 79 948 рублей 53 копейки.

      В подтверждение расходов на заявленную сумму представлены: договор N54 на возмещение затрат по предоставлению льгот по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 01.01.04, подписанный отделом социальной защиты населения администрации Куйтунского района и ОАО "Иркутскэнерго" с приложением сведений о получателях льгот, кредитовые авизо, счета-фактуры, акты сверки взаиморасчётов, подписанные между отделом социальной защиты населения администрации Куйтунского района и Тулунским отделением фирмы "Энергосбыт", списки льготников, отчёт об исполнении субвенций и субсидий, выделенных льготным бюджетам из фонда компенсаций за счёт средств федерального бюджета за 2004 год, отчёт об исполнении сметы доходов и расходов учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субьектов Российской Федерации и местных бюджетов, за 2004 год.

      Частично удовлетворяя исковые требования о взыскании расходов с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что Российская Федерация свои обязательства по финансированию льгот на оплату не ниже 50% жилья и коммунальных услуг, установленных статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", надлежащим образом не исполнила. С учётом кредитового авизо от 01.12.04 N 005-75 сумма невозмещённых истцу расходов составила 79 948 рублей 49 копеек (86 570 рублей 85 копеек - 6 622 рубля 36 копеек), а не 79 948 рублей 53 копейки, как заявлено ОАО "Иркутскэнерго".

      Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает вывод Арбитражного суда Иркутской области правильным.

      Статьей 31 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы, в том числе по оплате жилья и коммунальных услуг, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Согласно статье 15.6 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" льгот по оплате коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.

      Порядок выплаты денежных компенсаций определен постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N536 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (срок действия Порядка продлевался на 2004 год).

      Суд установил, что выделенные муниципальному образованию "Куйтунский район" денежные средства на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не компенсировали расходы истца по предоставлению льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в достаточном объеме.

      Доказательств, подтверждающих нецелевое использование данных средств, суду не представлено.

      Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

      Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил: при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.05 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

      Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.05), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.01 N584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

      Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализацией установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

      Поскольку, что на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" из федерального бюджета выделено недостаточно денежных средств, суд с учетом положений вышеуказанного законодательства обоснованно пришел к выводу о том, что ответственность за неполное возмещение понесенных истцом расходов в связи с предоставлением в спорный период льгот инвалидам должна быть возложена на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.

      Заявленные ОАО "Иркутскэнерго" требования о возмещении расходов в сумме 79 948 рублей 49 копеек, понесенных в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, обоснованно удовлетворены судом.

      Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

      В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.

      Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:

      Решение от 28 июня 2007 года Арбитражного суда Иркутской области по делу NА19-2403/07 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

      Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


     

 Председательствующий
...

      Судьи
...