ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2006 года Дело N А19-6748/05-53-Ф02-508/05-С2
[Поскольку истец является энергоснабжающей организацией, оказывающей услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, относится к жилищно-коммунальным организациям, а потому принятие банком к исполнению платежного требования и списание в безакцептном порядке денежных средств с расчетного счета истца на основании постановления ВС РФ от 01.04.93 N 4725-1 "О мерах по улучшению порядка расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий" не соответствуют требованиям закона, правовых оснований для списания по платежному требованию денежных средств со счета истца на основании договора энергоснабжения не имелось]
(Извлечение)
Государственное унитарное энергетическое предприятие "Облкоммунэнерго" (ГУЭП "Облкоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к открытому акционерному обществу "Иркутскэнерго" (ОАО "Иркутскэнерго") о признании незаконным и не подлежащим исполнению платежного требования Иркутского отделения фирмы "Энергосбыт" ОАО "Иркутскэнерго" N 7900-108 от 14.03.2005 на безакцептное списание денежных средств в сумме 950517 рублей 45 копеек.
В соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечен второй ответчик - Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (СБ РФ).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил заявленные требования и просил признать не подлежащим исполнению платежное требование Иркутского отделения фирмы "Энергосбыт" ОАО "Иркутскэнерго" N 7900-108 от 14.03.2005 на безакцептное списание денежных средств на сумму в размере 950517 рублей 45 копеек; понудить ОАО "Иркутскэнерго" отозвать платежное требование N 7900-108 от 14.03.2005 на безакцептное списание денежных средств на сумму в размере 950517 рублей 45 копеек с расчетного счета ГУЭП "Облкоммунэнерго" в Байкальском СБ РФ.
Заявлением N 1067 от 29.07.2005 истец вновь уточнил исковые требования и просил признать не подлежащим исполнению платежное требование Иркутского отделения фирмы "Энергосбыт" ОАО "Иркутскэнерго" N 7900-108 от 14.03.2005 на безакцептное списание денежных средств в части суммы 783094 рубля 19 копеек за потребленную в феврале 2005 года электрическую энергию; признать незаконными действия СБ РФ по безакцептному списанию 16.03.2005 денежных средств с расчетного счета ГУЭП "Облкоммунэнерго" по платежному требованию Иркутского отделения фирмы "Энергосбыт" ОАО "Иркутскэнерго" N 7900-108 от 14.03.2005 в размере 167423 рублей 26 копеек; понудить ОАО "Иркутскэнерго" отозвать платежное требование N 7900-108 от 14.03.2005 на сумму 783094 рубля 19 копеек.
Судом первой инстанции уточнения заявленных требований приняты лишь в части не подлежащего исполнению платежного требования от 14.03.2005 N 7900-108 в размере 783094 рублей 19 копеек. В остальной части уточнения не приняты, поскольку являются новыми требованиями.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25.08.2005 по делу N А19-6748/05-53 исковые требования удовлетворены, платежное требование Иркутского отделения фирмы "Энергосбыт" ОАО "Иркутскэнерго" N 7900-108 от 14.03.2005 на безакцептное списание денежных средств со счета ОГУЭП "Облкоммунэнерго" в Акционерном коммерческом Сберегательном банке РФ за потребленную в феврале 2005 года электроэнергию в части суммы 783094 руб. 19 коп. признано не подлежащим исполнению, денежная сумма 783094 руб. 19 коп. признана не подлежащей списанию.
Постановлением от 7 декабря 2005 года решение от 25 августа 2005 года отменено, в иске отказано.
В кассационной жалобе на постановление от 7 декабря 2005 года ГУЭП "Облкоммунэнерго" просит его отменить и оставить в силе решение от 25 августа 2005 года.
Заявитель считает постановление от 7 декабря 2005 года незаконным, необоснованным, противоречащим фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела письменным доказательствам.
Он указывает на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
Заявитель также приводит доводы, по которым он считает законным решение арбитражного суда первой инстанции от 25 августа 2005 года.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Иркутскэнерго" указывает на ее необоснованность и законность постановления от 7 декабря 2005 года.
Представитель Акционерного Сбербанка Российской Федерации указал на необоснованность кассационной жалобы и законность постановления от 7 декабря 2005 года.
Представители сторон поддержали свои требования и возражения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд округа считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Разрешая возникший спор, арбитражный суд первой инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела.
21.12.2001 между истцом и ответчиком - ОАО "Иркутскэнерго" - заключен договор N 108 на отпуск и пользование электрической энергией с оптовым потребителем-перепродавцом. В соответствии с условиями данного договора ответчик (энергоснабжающая организация) обязался отпускать электрическую энергию от источников энергоснабжающей организации в распределительные сети истца (абонента) по электроустановкам, указанным в приложении N 3 к договору, а истец обязался обеспечивать текущую оплату отпущенной и потребленной для собственных нужд и нужд субабонентов электрической энергии по платежным документам энергоснабжающей организаций без акцепта абонента в суммах, исчисленных исходя из стоимости использованной электрической энергии.
Срок действия договора - до 31.12.2002, дополнительным соглашением N 1-ЭП/108-2003 от 26.11.2003 срок действия договора продлен до 31.12.2004. Согласно указанному соглашению, действие договора сохраняется полностью до момента заключения (перезаключения) сторонами и вступления в силу нового договора на отпуск и пользование электрической энергией взамен настоящего.
14.03.2005 ОАО "Иркутскэнерго" выставило на расчетный счет истца платежное требование N 7900-108 на безакцептное списание денежных средств в размере 950517 рублей 45 копеек за потребленную в феврале 2005 года электрическую энергию. Акционерным коммерческим Сберегательным банком РФ (ОАО) платежное требование принято к исполнению; 16.03.2005 с расчетного счета истца в безакцептном порядке списано 167423 рубля 26 копеек.
Истец полагает, что вышеуказанное платежное требование (в неисполненной части) не подлежит исполнению в связи со следующими обстоятельствами:
- стоимость поставленной истцу энергии исчислена ответчиком - ОАО "Иркутскэнерго" - в нарушение условий договора и требований закона, вследствие чего выставленная по платежному требованию N 7900-108 к взысканию сумма является необоснованной;
- указанное в условии оплаты основание для безакцептного списания -постановление Верховного Совета Российской Федерации N 4725-1 от 01.04.93 - на истца не распространяется;
- платежное требование не соответствует требованиям, установленным Положением Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2 статьи 854 Гражданского кодекса Российской Федерации без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.
В соответствии с пунктом 11.2 Положения безакцептное списание денежных средств со счета в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о безакцептном списании денежных средств либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие.
Договор банковского счета N 1420 от 18.05.2001 между истцом и ответчиком - Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации - условия о безакцептном списании денежных средств с расчетного счета ГУЭП "Облкоммунэнерго" не содержит. Дополнительное соглашение к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие, ответчиком - Акционерным коммерческим Сберегательным банком Российской Федерации - не представлено и, по пояснениям сторон, не заключалось. Таким образом, правовых оснований для списания по платежному требованию денежных средств со счета истца на основании договора N 108 от 21.12.2001 не имелось.
Ответчик - ОАО "Иркутскэнерго", выставляя к оплате на безакцептное списание с расчетного счета ГУЭП "Облкоммунэнерго" сумму в размере 950517 рублей 45 копеек, в графе "Условие оплаты" в качестве основания указал постановление Верховного Совета Российской Федерации от 01.04.93 N 4725-1 "О мерах по улучшению порядка расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий".
Согласно данному постановлению на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов за отпускаемую электрическую и тепловую энергию без акцепта плательщиков производятся расчеты с потребителями, кроме жилищно-коммунальных, бюджетных организаций и населения.
Истец полагает, что постановление Верховного Совета Российской Федерации от 01.04.93 N 4725-1 "О мерах по улучшению порядка расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий" не может являться основанием для списания с его счета в безакцептном порядке денежных средств, поскольку истец является предприятием жилищно-коммунального хозяйства.
Ответчики, оспаривая данный довод, указали, что истец является энергоснабжающей организацией и имеет статус оптового потребителя-перепродавца электрической энергии, что закреплено в его Уставе. Оснований для отнесения истца к предприятиям жилищно-коммунального хозяйства не имеется.
Исследовав представленные в материалах дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец является предприятием жилищно-коммунального хозяйства.
Из содержания пункта 4 статьи 8 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" следует, что унитарное предприятие может быть создано только в строго определенных случаях, установленных законом, в том числе в случае необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач.
Областное энергетическое производственно-эксплуатационное управление "Облкоммунэнерго" управления жилищно-коммунального хозяйства Иркутского облисполкома создано на основании решения облисполкома от 16.09.69 N 615. Решением Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов N 1 от 01.01.1989 производственно-эксплуатационное управление "Облкоммунэнерго" реорганизовано в производственно-энергетическое объединение.
Согласно Уставу территориального производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области, утвержденному решением Исполкома Иркутского областного Совета народных депутатов N 1 от 01.01.89, производственное энергетическое объединение "Облкоммунэнерго" включено в систему территориального производственного объединения жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области. ГУЭП "Облкоммунэнерго" образовано постановлением главы администрации г.Иркутска N 195-пг от 02.12.99 путем реорганизации государственных областных энергетических предприятий электрических сетей государственной собственности Иркутской области путем присоединения.
Согласно пункту 2 статьи 113 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 9 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" N 161-ФЗ от 14.11.2002 устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете, целях и виде деятельности предприятия.
Устав ГУЭП "Облкоммунэнерго" определяет вид деятельности истца как энергоснабжающей организации, созданной для энергоснабжения потребителей, имеющей статус оптового потребителя-перепродавца электрической энергии. При этом в Уставе не отражено, в какой именно сфере осуществляется истцом энергоснабжение, кто является конечным потребителем поставляемой электрической энергии.
Ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом "О государственных и муниципальных предприятиях" такая обязанность не установлена. Таким образом, наличие у предприятия статуса энергоснабжающей организации не лишает последнее права осуществлять свою уставную деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 1.4 Устава, собственником ГУЭП "Облкоммунэнерго" является Иркутская область, полномочия учредителя и собственника закрепленного за ГУЭП "Облкоммунэнерго" имущества осуществляет Комитет по управлению государственным имуществом Иркутской области. Подотчетность истца определена пунктом 1.16 Устава, где указано, что предприятие (ГУЭП "Облкоммунэнерго") подотчетно Комитету по жилищной политике администрации Иркутской области по вопросам осуществления отраслевых полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике "Об утверждении Положения о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений" N 154 от 15.07.2002 юридические лица обязаны представлять в Госкомстат России статистическую информацию по формам государственного статистического наблюдения. Основными требованиями при представлении статистической информации являются полнота, достоверность, своевременность.
ГУЭП "Облкоммунэнерго" представляет указанную отчетность по форме N 22-ЖКХ, установленную для организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.
Учитывая вышеуказанное, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ГУЭП "Облкоммунэнерго" является энергоснабжающей организацией, оказывающей услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, относится к жилищно-коммунальным организациям, а потому принятие банком к исполнению платежного требования N 7900-18 от 14.03.2005 и списание в безакцептном порядке денежных средств с расчетного счета истца на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 01.04.93 N 4725-1 "О мерах по улучшению порядка расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий" не соответствуют требованиям закона.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении исковых требований.
Отменяя решение арбитражного суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в иске, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что правовые основания для списания суммы со счета истца в безакцептном порядке предусмотрены постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 01.04.93 N 4725-1 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий".
Поскольку судом апелляционной инстанции были неправильно применены нормы материального права, постановление от 7 декабря 2005 года на основании пунктов 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене, а решение арбитражного суда первой инстанции от 25 августа 2005 года - оставлению в силе.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ОАО "Иркутскэнерго".
Руководствуясь статьями 110, 286-289, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановил:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 7 декабря 2005 года по делу N А19-6748/05-53 отменить.
Решение арбитражного суда первой инстанции от 25 августа 2005 года того же суда по тому же делу оставить в силе.
Взыскать с ОАО "Иркутскэнерго" в пользу ГУЭП "Облкоммунэнерго" расходы по уплате госпошлины за кассационное рассмотрение дела в сумме 1000 рублей.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
...
Судьи
...