ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2008 года Дело N Ф09-11548/07-С5
[Поскольку муниципальное предприятие не соответствует признакам исполнителя коммунальных услуг, расчеты за отпущенную по договору энергоснабжения электроэнергию должны производиться с применением свободных (нерегулируемых) цен, при этом объем электроэнергии, поставленной по свободным (нерегулируемым) ценам, и размер таких цен подтверждены материалами дела и не оспариваются ответчиком, иск удовлетворен]
(Извлечение)
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего ..., судей: ..., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания" (далее - акционерное общество) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2007 по делу N А71-4570/07 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В судебном заседании приняли участие представители: акционерного общества - Бочкарева Т.М. (доверенность от 07.12.2007 N 1138); муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г.Можга (далее - муниципальное предприятие) - Солдатов В.В. (доверенность от 11.01.2006 N 9-юр).
Акционерное общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к муниципальному предприятию о взыскании 16557 руб. 80 коп. задолженности за электрическую энергию, поставленную с января по июль 2007 года по договору от 27.12.2006 N М1198 (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). По мнению истца, сумма задолженности образовалась в связи с отказом потребителя от оплаты электрической энергии по нерегулируемым ценам.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.09.2007 (резолютивная часть от 19.09.2007; судья ...) с муниципального предприятия в пользу акционерного общества взыскано 16557 руб. 80 коп. долга.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2007 (судьи: ...) решение отменено, в удовлетворении иска отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, акционерное общество просит отменить постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2007, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции п.п.89, 108 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила функционирования розничных рынков электрической энергии), п.27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), п.3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307. Заявитель кассационной жалобы полагает, что ответчик не входит в число потребителей, приравненных к группе "население" и не обладает обязательными признаками статуса исполнителя коммунальных услуг.
В отзыве на кассационную жалобу муниципальное предприятие просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая доводы заявителя необоснованными.
Проверив законность судебных актов в порядке, предусмотренном ст.ст.274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции находит постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2007 подлежащим отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Как следует из материалов дела, 27.12.2006 между акционерным обществом (гарантирующий поставщик) и муниципальным предприятием (потребитель) заключен договор электроснабжения N М1198, по условиям которого гарантирующий поставщик принял на себя обязательство осуществлять продажу электрической энергии потребителю в объемах, установленных приложением N 1, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечивать передачу электроэнергии, а потребитель - принимать и своевременно оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказываемые услуги. Срок действия договора с 01.01.2007 по 31.12.2007.
Согласно с п.5.1 договора расчеты за потребленную электрическую энергию производятся по цене (тарифу) и (или) в соответствии с порядком определения цены, установленным в соответствии с положениями, действующими на момент оплаты, федеральных законов, иных нормативных правовых актов, актов уполномоченных органов власти в области государственного регулирования тарифов.
Оплата электрической энергии производится в соответствии с порядком, предусмотренным приложением N 3 к настоящему договору (п.5.4).
Согласно п.2 приложения N 3 плата за электрическую энергию производится потребителем платежными поручениями путем перечислением денежных средств на расчетный счет гарантирующего поставщика в порядке авансовых платежей в срок до 20 числа месяца, предшествующего расчетному, в размере 100% от месячной договорной величины потребления электрической энергии. Окончательный расчет производится потребителем по показаниям расчетных приборов учета за вычетом суммы авансового платежа до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
За отпущенную с января по июль 2007 года на основании упомянутого договора электрическую энергию гарантирующий поставщик предъявил к оплате потребителю счета-фактуры на общую сумму 685107 руб. 44 коп., которые были оплачены частично в сумме 668549 руб. 90 коп. по регулируемой цене - тарифу, утвержденному постановлением РЭК Удмуртской Республики от 07.12.2006 N 17/8. Неоплаченная сумма - 16557 руб. 80 коп. составляет разницу между стоимостью электрической энергии, рассчитанной по свободной (нерегулируемой) цене, и стоимостью, рассчитанной с применением утвержденного тарифа.
Акционерное общество, ссылаясь на ненадлежащее исполнение муниципальным предприятием обязательства по оплате электрической энергии, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что акционерное общество в соответствии с п.109 Правил функционирования розничных рынков разработало Методику расчета нерегулируемых цен на 2007 год, которая согласована с РЭК Удмуртской Республики. Судом первой инстанции на основании расчетов объемов электроэнергии, приобретенной гарантирующим поставщиком на розничном рынке по регулируемым тарифам в период с января по июль 2007 года, расчетов суммарного объема электроэнергии, приобретенной гарантирующим поставщиком на оптовом и розничном рынке по регулируемым и нерегулируемым ценам за спорный период, справки о фактических объемах поставки электрической энергии гражданам и приравненным к ним категориям потребителей, расчета количества электроэнергии, предъявленной по нерегулируемой цене муниципальному предприятию установлено, что объем поставленной ответчику по договору от 27.12.2006 N М1198 электрической энергии по нерегулируемой цене и размер нерегулируемой цены, предъявленной к оплате ответчику в спорный период, соответствует Правилам функционирования розничных рынков, поэтому требования истца о взыскании долга в размере 16557 руб. 80 коп. являются обоснованными.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг, поэтому электроэнергия, поставляемая ему как потребителю, приравненному к категории "население", должна производится по регулируемым тарифам в объеме всего фактического потребления, что исключает возможность применения свободных (нерегулируемых) цен.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что муниципальное предприятие является исполнителем коммунальных услуг, не основан на законе.
В силу п.106 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии на розничных рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбыговыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках.
Поставка электрической энергии гражданам-потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления осуществляется по регулируемым ценам (п.108 Правил).
Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с пунктом 106 настоящих Правил, оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней нерегулируемых цен на розничных рынках (п.109 Правил).
Таким образом, возможность применения в расчетах сторон за поставленную электрическую энергию свободных (нерегулируемых) цен зависит от наличия у ответчика статуса исполнителя коммунальных услуг.
В соответствии с п.89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам России от 06.08.2004 N 20-э/2, установлены следующие тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности): 1 группа - базовые потребители; 2 группа - население; 3 группа - прочие потребители. Аналогично 2 группе "население" производится расчет тарифов для приравненных к категории населения потребителей, в том числе исполнителей коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающих электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования.
Перечень организаций, которые могут быть исполнителями коммунальных услуг, содержится также в письме Министерства Регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07: управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома; иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) - только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.
Из содержания условий заключенного сторонами договора от 27.12.2006 N М1198 и приложения N 2 к нему, содержащего перечень мест установки электросчетчиков, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию (объекты - водопроводы), усматривается, что ответчик приобретает электрическую энергию с целью ее использования для добывания воды из артезианской скважины, а не для оказания коммунальной услуги по энергоснабжению населения.
Поскольку муниципальное предприятие не соответствует признакам исполнителя коммунальных услуг, расчеты за отпущенную по договору от 27.12.2006 N М1198 электроэнергию должны производиться с применением свободных (нерегулируемых) цен. Принимая во внимание, что объем электроэнергии, поставленной по свободным (нерегулируемым) ценам, и размер таких цен подтверждены материалами дела и не оспариваются ответчиком, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований у суда апелляционной инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь ст.ст.286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2007 отменить, решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.09.2007 (резолютивная часть от 19.09.2007) по делу N А71-4570/2007 оставить в силе.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г.Можга в пользу открытого акционерного общества "Удмуртская энергосбытовая компания" судебные расходы по кассационной жалобе в размере 1000 руб.
Председательствующий
...
Судьи
...