Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/24/901725379.htm


Министерство топлива и энергетики Российской Федерации
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО НАДЗОРА

ПИСЬМО

от 10 июня 1997 года N 42-6/11-Р


Об энерго-экономических обследованиях
жилищно-коммунального хозяйства

     В жилищно-коммунальном хозяйстве на энергоснабжение гражданских зданий расходуется до 35-37% потребляемых в России энергетических ресурсов. Потенциал энергосбережения у этой группы потребителей оценивается 95-100 млн.т у.т. в год или 25% от общего потенциала энергосбережения России. При этом за счет малозатратных мероприятий, со сроком окупаемости инвестиций менее одного года, может быть сэкономлено до 30- 35 млн.т у.т. в год.

     До 25-30% потенциала экономии энергии сосредоточено в городских системах инженерного оборудования, до 70% экономии энергии может быть получено непосредственно в зданиях и сооружениях. На энергоснабжение современного благоустроенного жилого здания в расчете на 10 квадратных метров расходуется до 1,5 т у. т., при этом доля затрат на отопление составляет 50-55%, горячее водоснабжение 30-35%, электроснабжение, включая пищеприготовление, - 15-20% (без газовых плит и газовых водонагревателей). Действующие нормы расхода горячей и холодной воды в 2-2,5 раза превышают гигиенически обоснованные значения и получены из опыта эксплуатации систем с завышенными утечками и другими непроизводительными расходами воды.

     В настоящее время население оплачивает не более 30-40% реальной стоимости потребленных энергоносителей. В целом по России дотации в коммунально-бытовой сектор составляют более 100 трл. рублей, в том числе на энергоресурсы около 70%.

     В то же время, как показала практика работы органов энергонадзора, обследованию жилищно-коммунального сектора уделяется недостаточное внимание, снижается требовательность инспекторов к потребителям, расточительно расходующих энергоресурсы, органы энергонадзора недостаточно настойчиво занимаются вопросами устранения выявленных недостатков.

     В связи с необходимостью проведения жилищной реформы, разработки региональных энергосберегающих программ, базирующихся на объективной информации об эффективности использования энергоресурсов и направленных на повышение эффективности их использования и снижение дотаций из бюджета, Главгосэнергонадзором России принято решение о проведении в 1997 году целевых энерго-экономических обследований жилищно-коммунального хозяйства регионов.

     В связи с изложенным Главгосэнергонадзор России предлагает:

     1. Территориальным управлениям Госэнергонадзора:

     1.1. Разработать специальные программы энерго-экономических обследований жилищно-коммунального хозяйства и утвердить их в администрации региона.

     Примерный перечень основных вопросов программы обследований прилагается. При разработке региональных программ обследований он должен быть дополнен с учетом местных условий.

     1.2. В июне-августе 1997 года по специальным программам провести первый этап обследований жилищно-коммунального хозяйства, второй этап обследований провести в октябре-ноябре 1997 года.

     Для организации проведения энерго-экономических обследований создать комиссии под председательством начальников территориальных управлений Госэнергонадзора. По согласованию с администрацией регионов в состав комиссий ввести представителей органов государственного архитектурно-строительного надзора России, органов государственной статистики, энергосбытов АО-энерго, территориальных центров энергосбережения, а также представителей региональных служб коммунального хозяйства (теплосетей, водоканала, горсвета, горгаза и ЖЭК).

     К работе комиссий привлечь работников средств массовой информации. Результаты проверок предавать гласности.

     1.3. До 25 августа 1997 года обобщить материалы энерго-экономических обследований жилищно-коммунального хозяйства региона. По одному экземпляру обобщенных материалов представить в Главгосэнергонадзор России и соответствующее Региональное управление Госэнергонадзора. О результатах обследований информировать администрацию региона.

     2. Региональным управлениям Госэнергонадзора России:

     2.1. Довести данное письмо до ТУ Госзнергонадзора.

     2.2. Установить контроль за сроками и качеством работы.

     2.3. Обобщить материалы обследований ТУ Госэнергонадзора и до 20 сентября представить в Главгосэнергонадзор России.

Начальник
Главгосэнергонадзора России


Приложение
к И.П.
от 10 июня 1997 года N 42-6/11-Р



Перечень вопросов, подлежащих проверке при проведении
энерго-экономических обследований

     Оценка экономического и энергетического рейтинга региона и его жилищно-коммунального хозяйства за 1996 год и первое полугодие 1997 года, включая следующие показатели:

     1. Особенности региона (дефицитность или избыточность по ТЭР, климатические условия, в том числе расчетная температура отопления, средняя температура января 1997 года, продолжительность отопительного сезона);

     2. Наличие и работа региональных структур, отвечающих за реализацию политики энергосбережения;

     3. Используемые механизмы энергосбережения (фонды, их наполнение, законы, распорядительные документы администрации региона, стимулы, кредиты, налоги, связь с действующими тарифами н т.д.);

     4. Состояние информационного обеспечения энергосбережения;

     5. Структура производства и потребления ТЭР и выпуска продукции (услуг), в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ);

     6. Электро-, тепло-, энерго- и топливоемкость в регионе и в ЖКХ;

     7. Потребление электрической и тепловой энергии, горячей и холодной воды, газа и других видов топлива в ЖКХ на душу населения региона, в том числе городского населения;

     8. Расходы энергоносителей на единицу выпускаемой энергоемкой продукции, работ (услуг) в жилищно-коммунальном хозяйстве;

     9. Налоговая отдача произведенных и потребленных кВт-ч, Гкал, куб. м газа, воды в целом по региону и в ЖКХ;

     10. Оценка потенциала энергосбережения региона, его жилищно-коммунального хозяйства;

     11. % использования возможностей энергосбережения на момент обследования;

     12. Величина и % выявленных непроизводительных расходов энергоносителей в жилищно-коммунальном хозяйстве;

     13. Доля затрат электроэнергии, теплоэнергии, топлива, воды в материальных затратах и себестоимости продукции в ЖКХ;

     14. Оценка изменения величин цен и тарифов от производителей (перепродавцов) до потребителей энергоносителей;

     15. Региональная политика ценообразования энергоносителей, в том числе в ЖКХ, соотношение цен на энергоносители с затратами на энергосбережение;

     16. Оценка финансово-экономического состояния, в том числе платежеспособности потребителей ТЭР в жилищно-коммунальном хозяйстве;

     17. Краткая характеристика источников знерго- и водоснабжения, в том числе: потери в сетях, удельные расходы, загрузка основного оборудования, паспортизация, внедрение режимных карт, проведение балансовых испытаний и т.д.;

     18. Годовые энерго-экономические балансы жилищно-коммунального хозяйства региона, а также типовых жилых домов (пятиэтажных, девятиэтажных, в том числе: кирпичных, панельных и блочных) в соответствии с прилагаемой таблицей;

     19. Наличие и необходимое количество приборов учета, контроля и регулирования расхода энергоносителей в ЖКХ;

     20. Организационные формы и методы материального стимулирования персонала предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства, способствующие повышению эффективности использования энергоносителей;

     21. Внутрипроизводственные формы работы по энергосбережению з ЖКХ;

     22. Разработка и реализация планов по энергосбережению, обеспечение финансированием, влияние вышестоящей организации на выполнение мероприятий в ЖКХ;

     23. Мнение предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства о необходимых формах, методах и объемах государственной поддержки энергосбережения, необходимости корректировки ценовой политики на поставляемые потребителям энергоносители в целях создания условий для формирования инфраструктур, обеспечивающих аккумулирование и привлечение средств российских и иностранных инвесторов в энергосбережение с ограниченным инвестиционным числом и последующей окупаемостью до 1-2 лет:

     24. Оценка социально-экономических последствий корректировки ценовой политики на поставляемые энергоносители. Изменение налоговых поступлений в федеральный и региональный бюджеты;

     25. Выводы и рекомендации.

     При проведении энерго-экономических обследований использовать данные бюллетеней Госкомстата: "По исполнению территориального бюджета", "Основные показатели экономики территории", "Индекс оптовых цен предприятий территории", "Затраты на производство и реализацию продукции" и "Оптовые цены и рентабельность отдельных видов промышленной продукции на предприятиях территории".


     Годовой энерго-экономический баланс жилищно-коммунального сектора региона, а также __ -этажного жилого дома общей площадью __ кв. м, в т. ч. жилой площадью __ кв. м, число проживающих жителей

  

  

  

  

  

  

Стоимость энергоресурсов, тыс.
руб./%, в т.ч. оплаченных:

Статьи расхода энергоносителей

Единица измерения

Кол-во энергоносителей

Кол-во энергоно сителей, т у. т.

Доля энерго затрат, %

Цены и тарифы

  

  

  

  

  

  

  

  

Дотации


  

  

  

  

  

населением

плано вые

факти- ческие

1. Расход тепловой энергии на:

Гкал

  

  

  

  

  

  

  

- отопление

"

  

  

  

  

  

  

  

- горячее водоснабжение

"

  

  

  

  

  

  

  

2. Расход холодной воды

куб. м

  

  

  

  

  

  

  

3. Расход электроэнергии, в том числе на:


кВт. ч

  

  

  

  

  

  

  

- нужды квартир

"

  

  

  

  

  

  

  

- освещение лестничной клетки

"

  

  

  

  

  

  

  

- работу лифтов

"

  

  

  

  

  

  

  

- пищеприготовление (при наличии электроплит)

"

  

  

  

  

  

  

  

4. Расход газа на:

куб. м

  

  

  

  

  

  

  

- пищеприготовление

"

  

  

  

  

  

  

  

- подогрев воды

"

  

  

  

  

  

  

  

Итого:

  

  

  

100%

  

/100%

/100%

/100%




Текст документа сверен по:
"Вестник Главгосэнергонадзора России",
N 3, 1998 год