ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМЛЕКСУ
ПИСЬМО
от 5 ноября 1999 года N ЛЧ-3873/13
О деятельности служб заказчика
В Госстрой России в последнее время поступают обращения предприятий, представляющих коммунальные услуги населению, в которых сообщается о нарушениях договорных (финансовых) отношений со стороны муниципальных служб заказчика.
Госстрой России обеспокоен создавшимся положением и считает необходимым сообщить следующее.
В соответствии с Концепцией реформы жлищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 27.04.97 N 425 и утвержденной Правительством Российской Федерации "Программой демонополизации и развития конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг на 1998-1999 годы" разделение функций собственника жилищного фонда, управляющей организации и предприятий - производителей услуг является первым шагом создания конкурентной среды в сфере ЖКХ.
Службы заказчика выступают от лица собственника жилищного фонда и призваны организовать жилищно-коммунальное обслуживание населения в подведомственном жилищном фонде и своевременный расчет с поставщиками услуг в соответствии с заключенными договорами.
В годы проведения преобразований жилищно-коммунальной сфере в регионах России накоплен определенный положительный опыт функционирования таких служб заказчика, деятельность которых основана на:
- заключении договоров на предоставление населению муниципального образования жилищно-коммунальных услуг между органом местного самоуправления, управляющей организацией и предприятиями-подрядчиками;
- заключении договоров службы заказчика с подрядными организациями на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
- заключении контрактов с руководителями муниципальных предприятий и службы заказчика;
- использовании программных средств по сбору, обработке и расщеплению платежей населения.
Заслуживает внимания опыт работы служб заказчика, созданных как в крупных городах - областных центрах, таких, как Челябинск, Великий Новгород, Рязань, Ярославль, Чебоксары, а также в средних и небольших - Новочебоксарск Чувашской Республики, Каменск-Уральский Свердловской области, Углич Ярославской, Котлас Архангельской и ряде других, где деятельность созданных служб заказчика способствует повышению уровня жилищно-коммунального обслуживания населения.
В то же время в ряде муниципальных образований сложилась неблагоприятная обстановка, когда службы заказчика задерживают расчеты с организациями-подрядчиками, нарушая условия договоров. Это ведет к усложнению финансового положения коммунальных предприятий, задержке выплаты заработной платы работникам данных предприятий и возникновению социальной напряженности в обществе.
По нашему мнению, основными причинами возникновения подобных ситуаций являются:
- непродуманная организация деятельности служб заказчика, направленная на создание нового монопольного органа;
- отсутствие должного контроля со стороны органов местного самоуправления за деятельностью таких служб заказчика;
- недостаточное использование в деятельности служб заказчика программных комплексов по расщиплению платежей населения за полученные жилищно-коммунальные услуги и своевременному переводу средств предприятиям, как это организовано в гг. Туле, Воронеже, Тамбове и других.
В связи с изложенным, Госстрой России рекомендует проанализировать деятельность созданных в муниципальных образованиях служб заказчика с точки зрения соответствия выстроенных договорных отношений в структуре управления ЖКХ целям и задачам, определенным основными законодательными и нормативно-методическими документами по реформированию жилищно-коммунальной сферы, сориентировав их на управление жилищным фондом.
Приведение в соответствие с требованиями Концепции организации деятельности служб заказчика исключает возможность создания конфликтных ситуаций между организациями, выступающими от лица собственника жилищного фонда и предприятиями-производителями жилищно-коммунальных услуг.
Госстрой России просит в обязательном порядке довести до сведения органов местного самоуправления выявленные недостатки в работе служб заказчика в муниципальных образованиях с целью приведения организации их деятельности в соответствие с требованиями Концепции реформы ЖКХ.
Л.Н. Чернышов
Текст документа сверен по:
официальная рассылка