Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/24/902032416.htm


Министерство здравоохранения и социального развития
 Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
 ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

     
ПИСЬМО

     
от 2 марта 2007 года N 0100/2163-07-32

     
     
Об усилении государственного санитарно-эпидемиологического
надзора в период паводка

     
     
     Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает, что прогноз Росгидромета и МЧС России на 2006 год о возникновении напряженной паводковой ситуации подтвердился на территориях Иркутской области (г.Тулун, Тулунском и Куйтунском районах Саратовской области (Аткарский, Калининский, Лысогорский районы), Алтайского края (г.Бийск, пос.Зеленый Клин; с.Солоновка Смоленского района), Республиках Хакасия (г.Абаз), Мордовия (Ромодановский, Зубово-Полянский районы), Алтай (Майминский, Турочанский и Чойский районы, райцентр Турочак) и др.
     
     По данным информационных писем с мест, органы госсанэпиднадзора активно участвовали в разработке планов противоэпидемических мероприятий на паводковый и послепаводковый периоды, в составлении списков населенных мест, где возможно подтопление или затопление жилья, в организации работ по надзору за питанием, питьевой водой, обеспечением в достаточном количестве дезсредств для обработки колодцев, выгребных ям и др. Вопросы подготовки к паводку были рассмотрены на паводковых комиссиях и разработаны мероприятия на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Были также проведены мероприятия по контролю за готовностью водоочистных и канализационных сооружений к паводку. На отдельных территориях (Архангельской, Московской, Калининградской областей и др.) проводились мероприятия по контролю на объектах, расположенных в подтопляемой зоне, а также за соблюдением санитарного законодательства при складировании отходов производства и потребления.
     
     Подробную информацию о проделанной работе по усилению государственного санитарно-эпидемиологического надзора в период паводка 2006 года представили управления по Архангельской, Калининградской, Московской, Нижегородской, Иркутской, Саратовской области; по Алтайскому краю; по Республикам Хакасия, Мордовия, Алтай.
     
     Органами самоуправления на местах были изданы распорядительные документы по санитарной очистке селитебной территории, что особо важно в паводковый период.
     
     На основании анализа мероприятий, проведенных на территориях, были выявлены следующие основные нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм:
     
     в ряде регионов осуществляется сброс в открытые водоемы необеззараженных или частично обеззараженных хозяйственно-бытовых сточных вод;
     
     нарушается технология водоподготовки и осуществляется сброс сточных вод, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим и санитарно-химическим показателям;
     
     не соблюдаются санитарно-эпидемиологические правила и нормы при складировании отходов производства и потребления;
     
     имеются несанкционированные свалки отходов производства, потребления в зонах санитарной охраны водоемов.
     
     При этом следует учесть, что санитарное состояние водоемов как первой (используемых для питьевого водоснабжения), так и второй (используемых для рекреации) категории водопользования остается неудовлетворительным. По предварительным данным, в 2006 году ухудшилось качество воды водоемов 1-й и 2-й категории по санитарно-химическим показателям: доля проб воды водоемов 1-й категории, не отвечающих гигиеническим нормативам, увеличилась с 28,0% (2005 год) до 29,7% (2006 год); 2-й категории - с 27,38% (2005 год) до 27,68% (2006 год).
     
     Основными источниками загрязнения открытых водоемов в местах водопользования населения продолжают оставаться промышленные предприятия, жилищно-коммунальные объекты, животноводческие комплексы, суда внутреннего и смешанного плавания, склады минеральных удобрений и агрохимикатов, мойка автотранспорта. При этом в целом по Российской Федерации положение с очисткой и обеззараживанием на водопроводах в 2006 году оставалось неудовлетворительным из-за отсутствия необходимого комплекса очистных сооружений на водопроводах из поверхностных источников.
     
     Сложная обстановка с водоподготовкой на сооружениях коммунальных водопроводов в текущем году была в Тульской, Калининградской, Тюменской, Томской, Мурманской, Псковской областях, в Республиках Дагестан, Тыва, Чеченской Республике; Таймырском автономном округе; на ведомственных водопроводах Владимирской, Тверской, Кемеровской, Омской, Томской, Саратовской, Тюменской Калининградской, Камчатской, Мурманской областях, Ненецком автономном округе; в Республике Дагестан, Чеченской Республике; Приморском крае.
     
     С целью предотвращения неблагоприятных санитарно-эпидемиологических последствий паводка 2007 года и снижения угрозы здоровью населения руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации предлагаю:
     
     - усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за системами питьевого водоснабжения; организовать проверки санитарного состояния водопроводных и канализационных сооружений и сетей, обращая особое внимание на соблюдение технологии водоподготовки и водоочистки, режима обеззараживания воды перед поступлением в сети; наличие запасов реагентов и обеззараживающих средств;
     
     - проверить состояние иловых площадок, навозохранилищ, полигонов складирования бытовых и промышленных отходов, скотомогильников, нефтебаз и складов ГСМ, несанкционированных свалок (в том числе промышленных отходов), складов ядохимикатов и пестицидов, особенно расположенных в водоохранных зонах.
     
     Потребовать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, руководителей ЖКХ, водоканалов:
     
     - активизировать работу по обеспечению готовности к паводку эпидемиологически значимых объектов водоснабжения, канализации (в т.ч. ливневой, очистке дренажных отводящих траншей), полигонов бытовых отходов, скотомогильников, выгребных ям, надворных и общественных туалетов;
     
     - активизировать работу административных комиссий по решению вопросов очистки и благоустройства территорий;
     
     - взять под жесткий контроль обеспечение водопроводов достаточным количеством реагентов и обеззараживающими средствами с учетом расхода реагентов в сутки;
     
     - поддерживать готовность объектов по обеспечению жизнедеятельности населения на затопленных и подтопленных территориях (в первую очередь - водоснабжение, питание, медицинская помощь);
     
     - подготовить альтернативное водообеспечение бутилированной питьевой водой, машинами и питьевыми цистернами для подвозки питьевой воды;
     
     - осуществлять контроль за соблюдением технологического режима обработки и обеззараживания питьевой воды;
     
     - неукоснительно соблюдать технологию водоподготовки и водоочистки на очистных сооружениях;
     
     - осуществлять производственный контроль в процессе водоподготовки и в разводящей сети с учетом паводковой ситуации;
     
     - обратить особое внимание на обеспечение сельского населения водой гарантированного качества, обеспечение обеззараживания воды децентрализованных систем водоснабжения (каптажей, общественных колодцев), благоустройство территорий;
     
     - обеспечить планирование запаса медицинских и лекарственных средств, в том числе препаратов, необходимых для иммунизации и фагирования населения по эпидемическим показаниям на случай возникновения возможных чрезвычайных ситуаций в период прохождения весеннего паводка.
     
     При выявлении в ходе проверок нарушений санитарного законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения в полной мере использовать полномочия, предоставленные Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.99 N 52-ФЗ (с изменениями от 22 августа 2004 года), а также шире использовать меры административного принуждения к виновным в его нарушениях, вплоть до прекращения эксплуатации объектов.
     
     О всех случаях возникновения чрезвычайных ситуаций (паводковых, аварийных) срочно и без напоминания сообщать в Федеральную службу (e-mail: [email protected], факс (095) 973-16-15).
     
     

Руководитель
Г.Г.Онищенко