Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/24/9039685.htm

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 30 июля 1993 года N 745

   

Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин
при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий
предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими
торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые
в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения
могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения
контрольно-кассовых машин *О)

(с изменениями на 8 августа 2003 года)

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1995 года N 1028;     
     постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 1997  года  N 11 (Российская  газета,  N 16, 24.01.97) (изменения, внесенные настоящим постановлением действуют с 1 апреля 1997 года);   
     постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 года N 1607 (Российская газета, N 249, 30.12.97);
     постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1998 года N 904 (Российская газета, N 160, 21.08.98);
     постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 года N 1027 (Российская газета, N 172, 08.09.98);
     постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 1998 года N 1364 (Российская газета, N 225, 26.11.98);
     постановлением Правительства Российской Федерации от 7 января 1999 года N 24 (Российская газета, N 16, 28.01.99);
     постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 года N 917 (Российская газета N 237, 15.12.2000);
     постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 года N 476.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
     В документе учтены:
     определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2002 года N КАС02-624;
     постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 июля 2003 года N 16.
____________________________________________________________________

     

     Во исполнение Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и Указа Президента Российской Федерации от 16 февраля 1993 года N 224 "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением" Совет Министров - Правительство Российской Федерации
     
постановляет:

     1. Утвердить согласованные с Верховным Советом Российской Федерации:

     Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (прилагается);

     Перечень отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин (прилагается).

____________________________________________________________________
     Перечень, утвержденный настоящим постановлением не подлежит применению с момента вступления в силу Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (с 27 июня 2003 года) - см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 июля 2003 года N 16.
____________________________________________________________________      

     Разрешить органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимать решения об ограничении действия указанного перечня на соответствующей территории (абзац дополнительно включен с 7 января 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1997 года N 1607).


     2. Министерству финансов Российской Федерации разработать и утвердить в месячный срок:

     совместно с Комитетом Российской Федерации по торговле, Комитетом Российской Федерации по машиностроению, Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации и по согласованию с Государственной налоговой службой Российской Федерации типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин;

     по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций формы документов строгой отчетности (в том числе квитанций, путевок, билетов, талонов, знаков почтовой оплаты), которые могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.

     3. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 года N 150 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 9, ст.744).
    

 

Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 30 июля 1993 года N 745
(в редакции постановления Правительства
 Российской Федерации
от 7 августа 1998 года N 904
 - см. предыдущую редакцию)

ПОЛОЖЕНИЕ
по применению контрольно-кассовых машин при
осуществлении денежных расчетов с населением *П)

     1. Денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее именуются организации), с обязательным применением контрольно-кассовых машин, допущенных к использованию Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (далее именуется - Комиссия) и включенных Комиссией в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации. Контрольно-кассовые машины подлежат обязательной регистрации в налоговых органах.  *1)

     Денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин допускаются в организациях отдельных категорий согласно перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

     2. Контрольно-кассовые машины, исключенные из Государственного реестра контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, могут применяться в соответствии со сроками, установленными для них Комиссией. По истечении установленных сроков контрольно-кассовые машины, исключенные из указанного реестра, к применению не допускаются и должны быть сняты с регистрации в налоговых органах.

     3. Комиссия утверждает:

     а) технические требования к контрольно-кассовым машинам (в том числе при работе с платежными карточками и штриховыми кодами);  *3.1)

     б) технические требования к фискальной (контрольной) памяти контрольно-кассовых машин;  *3.2)

     в) правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при работе с платежными карточками и штриховыми кодами;

     г) положение о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации;  *3.3)

     д) классификатор контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации.  *3.4)

     4. Организация, осуществляющая денежные расчеты с населением с применением контрольно-кассовых машин, обязана выдавать покупателям (клиентам) чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный контрольно-кассовой машиной.

     На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты:

     а) наименование организации;

     б) идентификационный номер организации-налогоплательщика;

     в) заводской номер контрольно-кассовой машины;

     г) порядковый номер чека;

     д) дата и время покупки (оказания услуги);

     е) стоимость покупки (услуги);

     ж) признак фискального режима.

     На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам, с учетом особенностей сфер их применения.

     Выдаваемые покупателям (клиентам) счета, квитанции, товарные чеки и другие документы не освобождают организации от применения контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 настоящего Положения.

     5. Чеки, контрольные ленты и другие документы, предусмотренные техническими требованиями и печатаемые с помощью контрольно-кассовых машин в фискальном режиме, должны иметь отличительный признак, указанный в технических требованиях к фискальной (контрольной) памяти.

     Применение при осуществлении денежных расчетов с населением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти приравнивается к неприменению контрольно-кассовых машин.

     6. Чеки погашаются одновременно с выдачей товара (оказанием услуг) с помощью штампов или путем надрыва в установленных местах.

     7. В организациях допускается применение только исправных контрольно-кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти, которые:

     а) соответствуют техническим требованиям к контрольно-кассовым машинам;

     б) допущены к использованию в соответствии с классификатором контрольно-кассовых машин;

     в) имеют в случаях, установленных Комиссией, прикладные программы, допущенные Комиссией к использованию с конкретной моделью контрольно-кассовой машины;

     г) оснащены средствами визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание";  *7.5)

     д) находятся на техническом обслуживании в центре технического обслуживания контрольно-кассовых машин;

     е) зарегистрированы в налоговых органах. *7.7)

     В необорудованных помещениях или вне помещений могут использоваться компактные контрольно-кассовые машины с автономным электропитанием.

     Контрольно-кассовые машины должны проходить проверку исправности в центрах технического обслуживания ежегодно, в январе - феврале.

     Не допускаются к применению контрольно-кассовые машины, на которых отсутствует либо повреждена пломба центра технического обслуживания, отсутствуют маркировка предприятия-изготовителя или одно из средств визуального контроля.

     8. Неисправной считается контрольно-кассовая машина, которая:

     а) не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает на чеке реквизиты, предусмотренные в пункте 4 настоящего Положения;

     б) не печатает, печатает неразборчиво или не полностью печатает контрольную ленту или другие документы, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам и их фискальной (контрольной) памяти;

     в) не выполняет или выполняет с ошибками операции, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам и их фискальной (контрольной) памяти;

     г) не позволяет получить данные, содержащиеся в фискальной (контрольной) памяти, необходимые для осуществления контроля налоговым органом;

     д) применяет прикладные программы, не допущенные Комиссией к использованию с конкретной моделью контрольно-кассовой машины.

     В правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин могут быть предусмотрены и другие неисправности, при наличии которых указанные машины не должны применяться.

     9. Техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин должны производиться организациями, зарегистрированными в установленном порядке в качестве центров технического обслуживания конкретных моделей контрольно-кассовых машин и поставленными на учет в налоговых органах.  *9)

     10. Организация обязана обеспечить наличие единообразно и четко оформленных в установленном порядке ценников на реализуемые товары (прейскурантов на оказываемые услуги).

     11. На всех контрольно-кассовых машинах в обязательном порядке применяется контрольная лента, и по каждой контрольно-кассовой машине ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.

     Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), должны храниться в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет.  *11)

     Ответственность за обеспечение хранения указанных документов несет руководитель организации.

     12. Оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утверждаемым Центральным банком Российской Федерации.  *12)

     13. Правила эксплуатации контрольно-кассовых машин утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной налоговой службой Российской Федерации и Комиссией.  *13)

     14. Порядок регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах устанавливается Государственной налоговой службой Российской Федерации.  *14)


УТВЕРЖДЕН
постановлением Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
от 30 июля 1993 года N 745
(в редакции, введенной в действие
 с 23 декабря 2000 года
 постановлением Правительства
Российской Федерации
 от 2 декабря 2000 года N 917
 - см. предыдущую редакцию)

 

ПЕРЕЧЕНЬ
отдельных категорий организаций, предприятий, учреждений, их филиалов
и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,
в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), которые
в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения
могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения
контрольно-кассовых машин *П)

(с изменениями на 8 августа 2003 года)

____________________________________________________________________
     Настоящий Перечень не подлежит применению с момента вступления в силу Федерального закона от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт  - см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 июля 2003 года N 16.
____________________________________________________________________       


     1. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части оказания услуг населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, за исключением услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными).  *1)

     2. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в части осуществления:

     а) продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

     б) продажи ценных бумаг;

     в) продажи лотерейных билетов;

     г) продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

     д) обеспечения питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

     е) торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся на этих территориях магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), а также открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

     ж) разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (кроме технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом и т. п.);

     з) продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2003 года N 476 - см. предыдущую редакцию);


     и) продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов аптечными пунктами, расположенными в фельдшерско-акушерских пунктах;

     к) торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

     л) торговли из цистерн (пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином), вразвал овощами и бахчевыми культурами;

     м) приема от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома.

____________________________________________________________________
     Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2002 года N КАС02-624 подпункт "м" признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вынесения решения.
____________________________________________________________________


     3. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (кроме городов, районных центров, поселков городского типа). Перечень отдаленных или труднодоступных местностей определяется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

     4. Религиозные объединения (организации), зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и их предприятия в части реализации предметов культа и религиозной литературы в культовых зданиях и уличных киосках, а также при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний.

     5. Учреждения почтовой связи в части осуществления продажи по номинальной стоимости знаков почтовой оплаты (почтовых марок и блоков, маркированных конвертов и карточек), предназначенных для оплаты услуг почтовой связи.

     6. Организации, предприятия, учреждения, их филиалы и другие обособленные подразделения (в том числе физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) в случае отключения электроэнергии, зарегистрированного в энергоснабжающей организации, при условии выдачи покупателям (клиентам) квитанций по форме, разработанной и утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам. *6)

     Порядок использования квитанций устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

     7. Кредитные организации при совершении ими банковских операций по обслуживанию населения на территории Российской Федерации. При этом оформление и учет таких операций осуществляется в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.


     

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро