Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/25/1200000369.htm

 

МГСН 4.05-95
ТСН 31-305-96 г.Москвы*
______________
* См. ярлык "Примечания"

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ


МОСКОВСКИЕ ГОРОДСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ


Школы-интернаты для детей-инвалидов

Дата введения 1996-01-01


ПРЕДИСЛОВИЕ
     

     1. РАЗРАБОТАНЫ МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения Москомархитектуры (канд. арх. Тхор Э.А., инженеры Герасина Л.А., Тихомирова И.Б.), при участии МГЦ Госсанэпиднадзора (санитарные врачи Пронина Л.И., Добышев К.А.).

     2. ВНЕСЕНЫ Москомархитектурой, МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения.
     
     3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению и изданию Архитектурно-техническим управлением Москомархитектуры (архитектор Шалов Л.А., инженер Щипанов Ю.Б.).
     
     4. СОГЛАСОВАНЫ: УГПС ГУВД г. Москвы, МГЦ Госсанэпиднадзора, Департаментом образования г. Москвы.
     
     5. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением первого заместителя премьера правительства Москвы от 30 ноября 1995 г. N 1143-РЗП.          
     

    

1. Область применения

     
     1.1. Настоящие нормы разработаны в соответствии с требованиями СНиП 10-01-94 (см. раздел 2) для г. Москвы и Лесопаркового защитного пояса (ЛПЗП) как дополнение и уточнение к федеративным нормативным документам в строительстве, в т. ч. по проектированию общественных зданий и среды жизнедеятельности инвалидов, действующим на территории г. Москвы и ЛПЗП, и распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих школ-интернатов для детей-инвалидов.
     
     1.2. Настоящие нормы устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию школ-интернатов для детей-инвалидов.
     
     1.3. Настоящие нормы содержат обязательные, рекомендательные и справочные положения.
     
     Пункты настоящих норм, отмеченные знаком  *) являются обязательными.     
     

     

2. Нормативные ссылки


     2.1. СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения".
     
     2.2. СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения".
     
     2.3. СНиП 2.01.02-85 "Противопожарные нормы".
     
     2.4. СНиП 2.07.01-89 "Планировка и застройка городских и сельских поселений".
     
     2.5. ВСН 62-91 "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения".     
     
     

3. Основные положения


     3.1. Рекомендуемая номенклатура типов школ-интернатов для детей и подростков с недостатками физического и умственного развития и уровень обеспечиваемого воспитанникам образования приводятся в таблице 3.1.     
     
     

Таблица 3.1.

Рекомендуемые номенклатура типов школ-интернатов,
контингент воспитанников и уровень даваемого образования

№№

Назначение школы-интерната

Уровень даваемого образования

1.

Для умственно отсталых детей

Неполное среднее

2.

Для слепых и слабовидящих детей

Полное среднее

3.

Для глухих и слабослышащих детей

Полное среднее

4.

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Полное среднее

5.

Для детей больных сколиозом

Полное среднее

6.

Для детей с недостатками речи

Неполное среднее


     3.2. В школах-интернатах для инвалидов, как правило, содержатся дети школьного возраста: в учреждениях, обеспечивающих неполное среднее образование (девятилетнее) - 7-16 лет; полное среднее (одиннадцатилетнее) - 7-19 лет.
     
     Примечания:
     
     1. С учетом недостатков физического и умственного развития сроки обучения и возраст детей и подростков, пребывающих в школах-интернатах, могут быть увеличены и в соответствии с заданием на проектирование в состав школ-интернатов для инвалидов могут быть включены дошкольные отделения для детей 3-7 лет.
     
     2. В школах-интернатах для умственно отсталых детей могут быть организованы группы-классы, в которых детям-инвалидам 2-19 лет обеспечивается только начальное образование.     
     
     3.3. Школы-интернаты, как правило, обеспечивают круглосуточное пятидневное пребывание воспитанников. В некоторых случаях в интересах детей допускается только дневное пребывание воспитанников. При наличии сирот, школы-интернаты обеспечивают им круглогодичное пребывание в учреждении, включая выходные дни и школьные каникулы.
     
     3.4.*)  Школы-интернаты для детей с недостатками физического или умственного развития должны обеспечивать воспитанникам следующие виды обслуживания:
     
     - проживание;
     
     - питание;
     
     - санитарно-гигиеническое обслуживание;
     
     - воспитание, обучение;
     
     - культурно-массовое обслуживание;
     
     - медицинское обслуживание (включая физическую реабилитацию);
     
     - социальную адаптацию, профессиональную подготовку (в зависимости от индивидуальных возможностей);
     
     - административно-бытовое обслуживание.
     
    3.5.*) Все типы школ-интернатов, за исключением школ для слепых и слабовидящих детей, должны быть рассчитаны на пребывание инвалидов-колясочников. Ориентировочное расчетное число колясочников в школах-интернатах для детей с поражением опорно-двигательного аппарата следует принимать 20-30% от вместимости, в остальных типах учреждений - 2-3% от вместимости.
     
     Примечание:
     
     Школы-интернаты, также как и все остальные учреждения, должны быть рассчитаны на посетителей-инвалидов, пользующихся колясками.          
     3.6. Количество этажей в зданиях, как правило, следует принимать не более трех. В случаях, если в состав школ-интернатов входит дошкольное отделение, его следует располагать не выше второго этажа.
     
     Примечание:
     
     На затесненных территориях в школах-интернатах для умственно отсталых детей, для глухих и слабослышащих, для детей больных сколиозом, для детей с недостатками речи число этажей может быть увеличено до четырех при условии устройства противодымной защиты путей эвакуации, устройства в здании автоматического пожаротушения и по согласованию в каждом конкретном случае с органами Госпожнадзора.     
     
     3.7. При числе этажей более двух школы-интернаты должны быть оборудованы лифтами по расчету. В двухэтажных зданиях школ-интернатов для детей с поражением опорно-двигательного аппарата наличие лифтов обязательно; в остальных типах школ-интернатов  наличие лифтов определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование. В школах-интернатах для детей и подростков с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата кроме лифтов следует предусматривать пандусы с уклоном не более 1:10 с ограждающими конструкциями со всех сторон, имеющими предел огнестойкости не менее 2-х часов.
     
     Ширина лестничных маршей и пандусов в школах-интернатах для детей-инвалидов должна быть не менее 1,8 м.
     
     3.8. Вместимость школ-интернатов, состав и площади их помещений должны в каждом конкретном случае определяться заданием на проектирование.
     
     При общей вместимости более 160 мест учреждение должно состоять из отдельных блоков (отделений), включающих, кроме помещений проживания, помещения питания, а также учебного и первичного медицинского обслуживания.
     
     Актовый и спортивный залы, а также бассейн следует предусматривать общими на все учреждение.
     
     3.9. Необходимость мероприятий гражданской обороны определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
     
     3.10.*) Во всех помещениях необходимо предусмотреть устройства и приспособления для облегчения физических усилий детей с ограниченными двигательными функциями, в том числе передвигающихся на колясках.
     
       3.11.*) В учреждениях для детей с нарушениями зрения следует предусматривать предупреждающую информацию о приближении к препятствиям изменением качества поверхностного слоя покрытия дорожек, рельефными полосами, защитными ограждениями и др. для облегчения ориентации детей в пространстве.
    
     3.12.*) Высоту помещений, требования к инженерному оборудованию и другие общие требования, в том числе и противопожарные, следует принимать в соответствии с нормами проектирования "Общественные здания и сооружения", "Противопожарные нормы", "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребности инвалидов и маломобильных групп населения", а также другими нормативными документами, действующими в г. Москве.     
     

     

4. Требования к размещению, участку и территории


     4.1. Площадь участка следует принимать, как правило, из расчета 140-160 кв. м на 1место при вместимости до 160 мест и 120-140 кв. м на 1 место при вместимости свыше 160 мест.
     
     Примечание:
     
     На затесненных территориях площадь участка может быть сокращена на 15-20%.     
     
      4.2.*) В составе территории должны быть предусмотрены следующие функциональные зоны:
     
     а) зона проживания и обучения детей с расположенными в ней игровыми площадками, теневыми навесами, спортивными площадками;
     
     б) зона обслуживания, в которой размещаются площадка при кухне с мусоросборником и пожарным постом;
     
     в) зона изолятора, приемного и карантинного отделений;
     
     г) зона огорода, ягодника, живого уголка;
     
     д) хозяйственная зона, в которой в зависимости от конкретных условий располагаются гараж, котельная, прачечная, складские помещения, мастерские, овощехранилище и т.д.
     
     Примечание:
     
     На затесненных территориях для размещения хозяйственных, инженерных и подсобных помещений рекомендуется использовать подземное пространство, в том числе под зданиями школ-интернатов, при условии выполнения требований действующих нормативных документов.     
     
     4.3. Площадь игровых площадок принимается 6-8 кв. м на одного ребенка из расчета одновременного присутствия всех детей дошкольного возраста и 40-50% детей школьного возраста. Площадки должны иметь травянисто-песчаный покров. Теневые навесы площадью 2 кв. м на 1 место должны примыкать к игровым площадкам и быть рассчитаны на проведение игр в плохую погоду, а также на возможность проведения устных уроков для дошкольников и младших школьников. Теневые навесы должны иметь дощатый пол, должны быть закрыты с трех сторон и ориентированы на солнечную сторону. Возможно блокирование игровых площадок и теневых навесов, относящихся к одной жилой секции (п. 5.6).
     
     4.4. На игровых площадках рекомендуется предусматривать следующее оборудование:
     
     - для детей дошкольного и младшего школьного возраста - качели, качалки, грибки, домики, скамейки для отдыха, песочные дворики с ящиками для хранения песка, столами для игр с песком, а также площадка для развития всех основных видов движения (для лазания, скатывания, пролезания), скамейки для отдыха;
     
     - для детей среднего и старшего школьного возраста - беседки и скамейки для отдыха и чтения, столы для игр.
     

     Примечания:
     
     1. Набор оборудования следует уточнять в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
     
     2. К песочным дворикам должен быть подведен летний водопровод для мойки игрушек после игр.     
     
     4.5. На территории школ-интернатов, за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей, необходимо предусматривать физкультурную и спортивные площадки для игр в настольный теннис, волейбол, бадминтон, футбол и т.п. Эти площадки должны располагаться вблизи игровых площадок для детей среднего и старшего школьного возраста.
     
     Размеры спортивных площадок рекомендуется принимать: для настольного тенниса - 2,8х1,5 м; для волейбола - 9х18 м; для футбола - 40х60 м; для бадминтона - 13,5х6 м; для физической культуры - 80-100 кв.м. Набор площадок и их размер определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
     
     4.6. Огород-ягодник и площадку для живого уголка следует устраивать общими для всех групп детей из расчета: огород-ягодник - 0,4-0,6 кв.м на одного ребенка, площадка для живого уголка - 0,2-0,4 кв.м на одного ребенка.
     
     4.7. Озеленение участка включает групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, декоративные растения, цветники и газоны. Площадь зеленых насаждений следует принимать из расчета не менее 40% площади участка.
     
     4.8. Вопросы размещения школ-интернатов для детей-инвалидов в системе застройки населенных пунктов, удаления от промышленных объектов, транспортных магистралей и т.п., а также вопросы природоохранных мероприятий, следует решать в соответствии с градостроительными требованиями нормативных документов, действующих на территории г. Москвы и ЛПЗП.
     
      4.9.*) Территория школ-интернатов должна быть огорожена, на участок должно быть предусмотрено не менее двух въездов с устройством дорог с твердым покрытием из расчетной нагрузки от пожарных машин - 20 тонн на ось. Один из въездов должен быть хозяйственным. К зданию должны быть предусмотрены подъезды с двух противоположных сторон.
     
     При въезде на территорию следует предусматривать проходную.
     

     4.10.*) Изолятор (приемно-карантинное отделение) должен иметь подъездные пути, обеспечивающие возможность проезда пожарных машин и специального транспорта для эвакуации заболевших детей.
     
     4.11.*) Норма расхода воды при наружном пожаротушении должна приниматься не менее 100 л/с при одновременном расходе воды на хозяйственно-питьевые нужды населения. Радиус обслуживания пожарных гидрантов не должен превышать 150 м. На стенах зданий и сооружений следует предусматривать установку светоуказателей пожарных гидрантов.     
     

     

5. Требования к объемно-планировочным решениям


     5.1.*) В состав школ-интернатов входят следующие основные группы помещений:
     
     - помещения проживания детей;
     
     - помещения учебно-профессиональной подготовки;
     
     - помещения обслуживания (включающие помещения культурно-массового, медицинского, административно-бытового обслуживания, помещения, обеспечивающие питание детей и персонала);
     
     - изолятор, приемно-карантинное отделение;
     
     - хозяйственные сооружения.
     
     5.2.*) Помещения проживания детей, помещения учебно-профессиональной подготовки и помещения обслуживания следует размещать в отдельных корпусах или блоках, либо непосредственно примыкающих друг к другу, либо соединенных отапливаемыми переходами. При этом, в случае непосредственного примыкания, между блоками должны предусматриваться противопожарные стены 1-го типа.
     
     Изолятор, совмещенный с приемно-карантинным отделением, допускается располагать или в отдельном корпусе, или в изолированном блоке, примыкающем к корпусу помещений обслуживания, с отдельным входом. Хозяйственные сооружения (котельная, гараж, прачечная и др.) должны располагаться в отдельном корпусе или блоке, размещаемом в специальной зоне с отдельным въездом.
     
     Независимо от вместимости учреждений, помещения административно-бытового обслуживания, изолятор, хозяйственные сооружения предусматриваются общими для всего учреждения.
     
     5.3.*) Здания школ-интернатов следует проектировать не ниже II степени огнестойкости.
     
     5.4.*) Помещения проживания следует проектировать в виде изолированных групп жилых помещений двух основных типов:
     
     - для детей-дошкольников - по типу детского сада, когда раздевальная, групповая, спальня и туалет образуют единый блок связанных друг с другом помещений;
     
     - для детей школьного возраста - по типу коридорной системы, когда спальни с другими помещениями жилой ячейки связаны через коридор (систему коридоров).
     
     Примечание:
     
     Принципы проектирования жилых помещений для групп детей младшего школьного возраста могут приниматься как по типу 1 (детского сада), так и по типу 2 (коридорной системы).     
     

     5.5.*) Численность детей должна составлять:
     
     - в дошкольных группах 6-8 человек;
     
     - в группах-классах детей школьного возраста: для глухих детей - 8 чел., для слабослышащих, для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - 10 чел., для больных сколиозом - 10-12 чел., в остальных типах учреждений - 8-10 чел.
     
     Примечания:
     
     1. Формирование и комплектование ячеек следует осуществлять в соответствии с организацией учебных классов (групп) с учетом количества, возраста, уровня подготовки, характера заболевания ребенка.
     
     2. Численность групп детей с физическими недостатками и умственной отсталостью (спецгруппы) может составлять 4-6 человек.     
     
     5.6.*) Жилые помещения могут образовывать секции: для дошкольников - на 2-4 группы; для школьников - на 4-8 групп-классов.
     
     В каждую секцию для дошкольников следует предусматривать отдельный вход.
     
     Входы в помещения жилых групп для детей школьного возраста могут быть предусмотрены или через отдельный вестибюль для каждой секции, или через главный вестибюль.
     
     Примечание:
     
     Возможен вариант, когда в жилые группы для детей младшего школьного возраста входы предусматриваются через отдельные вестибюли для каждой секции, а для среднего и старшего школьного возраста - через главный вестибюль.     
     
     5.7. Входы в помещения жилых групп всех типов должны организовываться через раздевальные. В секциях для дошкольников раздевальные должны входить в состав помещений каждой жилой группы на 6-8 человек. Допускается организация общей раздевальной на 2 жилых группы для дошкольников.
     
     В случае, если входы в группы жилых помещений для детей школьного возраста предусматриваются для секции или учреждения через общий вестибюль, раздевальные должны быть предусмотрены при нем, они располагаются в открытых помещениях, выделенных оборудованием. Допускается предусматривать общие раздевальные на 2-4 группы.
     
     В составе оборудования раздевальных необходимо предусматривать сушильные шкафы для одежды и обуви с водяным подогревом и вытяжкой, а также секционные шкафы для хранения детской одежды и обуви.
     
     5.8. В школах-интернатах для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата все спальные комнаты должны быть рассчитаны на проживание вместе с другими одного инвалида-колясочника. В остальных типах школ-интернатов (за исключением учреждений для слепых и слабовидящих детей) - 10-15% спальных комнат для каждой возрастной группы.
     

     5.9. Санитарные узлы в жилых группах, проектируемых по принципу детского сада, размещаются в помещении, смежном с групповой.
     
     Санитарные узлы в жилых группах при коридорной системе могут предусматриваться или при каждой спальной комнате, или общими в коридоре. Выбор варианта определяется заданием на проектирование.
     
     Размещение, состав помещений и санитарного оборудования санитарных узлов в различных типах жилых помещений рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 5.1.
     
     

Таблица 5.1

Рекомендуемое размещение санитарных узлов для детей,
состав помещений и оборудования

№№
п/п

Тип помещений проживания

Расположение санитарного узла

Тип санитарного узла

Состав санитарного оборудования

1

2

3

4

5

1.

Жилая группа помещений по типу детского сада

В составе помещений групповой ячейки

Общая туалетная

- два унитаза в    кабинках, огороженных экранами

- один душевой рожок с поддоном
     
 - три умывальника
     
 - две ногомойки
     

2.

Жилая группа помещений по типу коридорной системы

1. Санитарные узлы для мальчиков и девочек, общие на секцию, располага-
ются в коридоре

1. Уборные для мальчиков и девочек

На каждые 15-20 мест:

- по два унитаза для мальчиков и для девочек
     
     - писуар в уборной для мальчиков
     

  

  

  

2. Кабины личной гигиены для девочек

- умывальник
     
   бидэ

  

  

  

3. Умывальные для мальчиков и девочек

     
4. Душевые кабины с раздевальными

- по три умывальника

- по две ногомойки

- по 2-3 душевые кабины по одному рожку

  

  

2. Санитарный узел размещается при каждой спальне на 3-4 места

Совмещенный санитарный узел

- душ

- унитаз

- умывальник


     Примечания:
     
     1. Все помещения санитарных узлов должны иметь в полу трап для слива воды.
     
     2. В умывальных, туалетных, в совмещенных санитарных узлах должны предусматриваться полотенцесушители.
     
     3. Планировка и оборудование санитарных узлов (за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей) должны предусматривать возможность пользования инвалидами-колясочниками.     
     
     5.10. В школах-интернатах питание организуется, как правило:
     
     - для детей дошкольного возраста - на площади групповой комнаты (по типу детского сада);
     
     - для детей школьного возраста - в общих столовых на секцию или на все учреждение.
     
     Для дошкольников допускается предусматривать в составе секций (см. п. 5.6) специальные столовые с буфетной на 2-4 группы. При этом в составе помещений детских групп буфетную предусматривать не следует. Вариант организации питания определяется заданием на проектирование.
     
     5.11.*) Организация учебного процесса в школах-интернатах и соответствующий состав, площадь и размещение учебных помещений определяется заданием на проектирование.
     
     Рекомендуемые варианты организации и размещения учебных помещений приводятся в табл. 5.2.
     
     

Таблица 5.2.

Рекомендуемые варианты размещения учебных помещений
и рекомендуемое их применение

Варианты размещения

Принципы размещения учебных помещений

Рекомендуемое применение

1

2

3

1.

В составе детских групп, проектируемых по принципу детского сада, предусматривается учебно-игровая комната.

Для дошкольников школ-интернатов всех типов; для детей младшего школьного возраста школ-интернатов всех типов

2.

В составе жилых помещений предусматриваются учебно-игровые комнаты, служащие также помещениями для приготовления уроков и игр; специализированные кабинеты по отдельным предметам располагаются в общем блоке учебно-производственных помещений

Для детей младшего и среднего школьного возраста школ-интернатов всех типов; для детей старшего школьного возраста в школах-интернатах для умственно отсталых детей, для слепых и слабовидящих, для детей с заболеваниями опорно- двигательного аппарата.

3.

Все учебные помещения располагаются в блоке учебно-производственных помещений, а в составе жилых помещений предусматриваются игровые комнаты.

Для детей среднего и старшего школьного возраста школ-интернатов для глухих и слабослышащих детей, для детей с недостатками речи и для детей, больных сколиозом.


     5.12. Состав и площадь жилых помещений, проектируемых по типу дошкольных учреждений, рекомендуется принимать не менее указанных в табл. 5.3., а в проектируемых по типу коридорной системы - табл. 5.4.
     
     

Таблица 5.3.

Рекомендуемые состав и площади помещений проживания,
проектируемых по типу дошкольных учреждений

№№
п/п

Наименование
помещений

Площадь помещений,
кв.м


Примечания

  

  

на 1 место

Всего

  

1

2

3

4

5

  

  

На группу

  

1.

Раздевальная

-

14-16

  

2.

Групповая

  

  

  

  

- в школах-интернатах для детей, больных сколиозом


4,2


-

  

  

- в  школах-интернатах остальных типов


3,6


-

  

3.

Спальная

3,6

-

Может представлять собой единое помещение или состоять из двух помещений - для мальчиков и девочек

4.

Туалетная

-

16

  

5.

Буфетная

-

5-6

Не предусматривается, если в составе секции есть общая столовая с буфетной

6.

Комната индивидуальной работы

-

12-14

В учреждениях для глухих и слабослышащих

7.

Кабинет логопеда

-

18-20

В учреждениях для детей с недостатками речи и заболеваниями опорно-двигательного аппарата

8.

Кладовая

-

6-8

  

9.

Санитарный узел персонала с душевой и умывальником

-

5

  

10.

Комната хранения уборочного инвентаря

-

4

  

  

  

Общие на секцию

  

11.

Гостиная

-

30-36

  

12.

Столовая

2,3

-

По заданию на проектирование

13.

Буфетная

-

14-16

- " -

14.

Зал универсального назначения

-

54-72

  

15.

Кладовая инвентаря

  

  

  

  

при зале

-

14-16

  

16.

Кабинет врача

-

16-18

  

17.

Комната дежурных воспитателей с санитарным узлом

-


20

В санитарном узле предусмотреть душ, унитаз, умывальник

18.

Кабинет тифлопедагога

-

14-17

В учреждениях для слепых и слабовидящих

19.

Кабинет логопеда

-

16-18

В учреждениях для умственно отсталых детей, для слепых детей и детей, больных сколиозом

20.

Бытовая комната

-

10-14

  

21.

Кладовая чистого белья

-

8-10

  

22.

Помещение хранения колясок

-

10

В школах-интернатах для детей с поражением опорно-двигательного аппарата.


Таблица 5.4.

Рекомендуемые состав и площади помещений проживания,
проектируемых по типу коридорной системы

№№
п/п


Наименование помещений

Площадь
помещений, кв.м


Примечания

  

  

на 1 место

Всего

  

1

2

3

4

5

  

  

На группу

  

1.

Спальные комнаты на 3-4 места:

  

  

  

  

- не рассчитанные на пре-
бывание инвалида-колясоч-
ника;



5



-

  

  

- рассчитанные на пребывание одного из детей инвалида-колясочника



6



-

  

2.

Учебно-игровая комната, комната приготовления уроков:

  

  

  

  

- в школах-интернатах для детей, больных сколиозом;


5,2


-

  

  

- в школах-интернатах остальных типов


4,2


-

Предусмотреть зону психологической разгрузки

3.

Инвентарная

-

6-8

  

4.

Санитарные узлы:

  

  

  

  

- при каждой спальной комнате

-

6

  

  

- общие на группу

Проектируются в соответствии с данными табл. 3.1.

  

  

  

На секцию

  

5.

Столовая

2,3

-

В случаях, когда питание предусматривается в секциях жилых помещений

6.

Буфетная

-

14-16

- " -

7.

Гостиная

-

34-36

  

8.

Комната воспитателей с санитарным узлом


-


20

В санитарном узле предусматриваются душ, унитаз, умывальник

9.

Раздевальная с сушильным шкафом


1,4


-

В случаях, когда входы в жилые группы предусматриваются не через главный вестибюль

10.

Комната индивидуальной работы

-

12-14

В учреждениях для глухих и слабослышащих детей, одна на 2-3 группы - класса

11.

Бытовая комната

-

14-16

  

12.

Кладовая чистого белья

-

6-8

  

13.

Санитарный узел персонала с душевой и умывальником


-


5

  

14.

Комната хранения уборочного инвентаря


-


4

  

15.

Помещение хранения колясок

-

10-12

В школах-интернатах для детей с поражением опорно-двигательного аппарата.


     5.13.*) В классах и учебно-игровых комнатах всех учреждений, за исключением предназначенных для детей, больных сколиозом, следует предусматривать зону психологической разгрузки из расчета 10-15% от общей площади класса, в которой следует располагать кушетку, кресло, шведскую стенку. Зону психологической разгрузки следует отгораживать мебелью или экраном.
     
     5.14.*) Планировка и оборудование классов, классов-игровых, учебных комнат, кабинетов учебной подготовки, учебно-производственных мастерских должны быть рассчитаны на возможность пребывания в них детей, передвигающихся на колясках (кроме в школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей).
     
     5.15.*) Планировка учебных помещений для детей, больных сколиозом, должна быть рассчитана на то, что во время учебного процесса дети должны находиться в лежачем положении.
     
     5.16.*) В учреждениях для глухих и слабослышащих детей при классных и учебно-игровых помещениях следует предусматривать комнаты индивидуальной работы площадью 12-14 кв.м, одна комната на 2-3 класса.
     
     В отделениях для дошкольников такие комнаты следует предусматривать в составе каждой детской группы.
     
     5.17.*) В состав помещений учебно-профессиональной подготовки школ-интернатов всех типов, кроме предназначенных для детей с тяжелыми нарушениями речи и глухих детей, следует включать лингофонные кабинеты с подсобными помещениями из расчета 1 кабинет на 6-8 мест на каждые 70-80 детей. Площадь лингофонных кабинетов следует принимать в учреждениях для детей, больных сколиозом, 6,0-6,2 кв.м на одно место, в остальных типах учреждений - 4,66-4,8 кв.м на 1 место; площадь подсобных помещений - 14-16 кв.м.
     
     5.18.*) В школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей в составе помещений учебно-профессиональной подготовки следует предусматривать кабинет тифлографики площадью 54 кв.м с подсобным помещением площадью 18 кв.м, а также кабинет социальной адаптации, представляющий собой одно-двухкомнатную квартиру с кухней, санитарным узлом, кладовой.
     
     5.19. Кабинеты физики, химии, географии, математики, истории, литературы и русского языка, обучения машинописи следует предусматривать только для детей среднего и старшего школьного возраста из расчета на 1 место:
     

     - в учреждениях для детей, больных сколиозом - 6,0-6,2 кв.м в кабинетах физики, химии, обучения машинописи и 5,2-5,4 кв.м - в остальных кабинетах;
     

     - в учреждениях других типов - 4,6-5,0 кв.м в кабинетах физики, химии, машинописи; 4,2-4,4 кв.м - в остальных кабинетах.
     
     При кабинетах следует размещать лаборантские или кладовые площадью 14-18 кв.м.
     
     Примечания:
     
     1. Кабинеты физики и химии в учреждениях малой вместимости могут быть совмещены в одном помещении.
     
     2. Специальные кабинеты - географии, математики, истории, литературы и русского языка, не требующие стационарного оборудования, допускается не предусматривать, а занятия по этим предметам проводить в учебно-игровых комнатах, расположенных в составе жилых секций, или классах в составе блока учебно-производственных помещений.
     
     3. Согласно заданию на проектирование в составе помещений может быть предусмотрен кабинет черчения 36-54 кв.м с подсобным помещением 14-16 кв.м.     
     
     5.20.*) При помещениях учебно-профессиональной подготовки, расположенных в едином блоке, следует предусматривать рекреационные помещения из расчета 1,2-1,4 кв.м на одно место в классе или кабинете.
     
     5.21.*) В школах-интернатах для инвалидов необходимо предусматривать:
     
     - кабинет биологии - живой уголок 60-70 кв.м с лаборантской 18 кв.м;
     
     - компьютерный класс 54-72 кв.м с кладовой 18 кв.м;
     
     - кулинарный класс 32-36 кв.м с комнатой приема гостей 32-36 кв.м и кладовой 16-18 кв.м;
     
     - комнату музыкальных занятий 36-54 кв.м с кладовой инструментов 18 кв.м;
     
     - класс рисования - изостудию 50-54 кв.м с кладовой 18 кв.м (за исключением школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей);
     
     - библиотеку с книгохранилищем и читальным залом: 300 кв.м - в учреждениях для слепых детей, 120 кв.м в учреждениях остальных типов для детей с нормальным интеллектом и 80 кв.м для детей с недостатками умственного развития;
     
     - методический кабинет 36-40 кв.м;
     
     - кабинет заместителя директора по педагогической части 16-18 кв.м;
     
     - кабинет заведующего учебной частью 16-18 кв.м;
     
     - учительскую комнату 36-40 кв.м, которую можно совмещать с комнатой мастеров.
     

     Примечание:
     
     Если классные помещения размещены в разных блоках здания, то вместо одной учительской комнаты необходимо предусматривать учительские комнаты площадью 18-24 кв.м в составе помещений каждого блока.     
     
     5.22. В  школах-интернатах рекомендуется предусматривать учебно-производственные мастерские площадью из расчета на 1 место:
     
     - в швейной, электромонтажной, обувной, мастерской ручных ремесел, механической сборки, ремонта аппаратуры и бытовой техники - 4,0-4,5 кв.м;
     
     - картонажно-переплетной, столярной, ткацкой, токарно-фрезерной, гончарной - 5-6 кв.м.
     
     При учебно-производственных помещениях следует предусматривать кладовые для хранения материалов и готовых изделий.
     
     Число мест в помещениях учебно-производственных мастерских следует принимать 6-8; специализацию мастерских и их количество следует определять заданием на проектирование в зависимости от конкретных условий: назначения, вместимости учреждения, местных традиций, наличия специалистов, возможностей дальнейшего трудоустройства и т.п.
     
     5.23. В школах-интернатах допускается предусматривать специальный класс для подготовки среднего медицинского и воспитательного персонала, площадью 36 кв.м с кладовой учебных пособий.
     
     5.24. В составе учреждений рекомендуется предусматривать бассейны и спортивные залы со следующими размерами:
     
     - спортивный зал 12х24 кв.м;
     
     - бассейн с ванной 5х10 или 6х12 м, глубиной 0,8 до 1,1 м.
     
     Примечания:
     
     1. Спортивные залы должны быть оборудованы в расчете на возможность использования для занятий лечебной физкультурой.
     
     2. Состав и площади спортивных помещений определяются заданием на проектирование, при этом допускается проектировать бассейны с большими размерами ванн и залы большей площади.     
     
     5.25.*) В школах-интернатах следует проектировать актовые залы и кружковые помещения:
     
     - актовые залы должны быть предусмотрены на 120% (в расчете на персонал и гостей) детей школьного возраста из расчета не менее 1,8 кв.м на одно место в зале в школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и 1,2 кв.м - для остальных типов; при этом должны быть предусмотрены места для инвалидов-колясочников из расчета 15-20% в школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и 2-3% - для остальных типов (кроме учреждений для детей, больных сколиозом, а также слепых детей);
     
     - в состав помещений при актовом зале входят: эстрада площадью не менее 54 кв.м, кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом (по заданию), фойе (используемое как зал для танцев и игр) из расчета не менее 1,2 кв.м на 1 место в зале, помещение для артистов (30-35 кв.м) с санитарным узлом (3-4 кв.м), помещение пожарного поста (15-16 кв.м), студия кабельного телевидения (18-20 кв.м), фильмовидеотека (16-18 кв.м), кладовая аппаратуры (10-12 кв.м), кладовая мебели и реквизита (20-24 кв.м);
     

     - рекомендуется проектировать следующие кружковые помещения:
     
     - кукольного театра, лепки, макрамэ, вязания и вышивки и др. с кладовыми для хранения материалов и готовых изделий;
     
     - танцевальная студия (54-72 кв.м) с раздевальной (14-18 кв.м) и санитарным узлом;
     
     - театральный кружок (30-36 кв.м) с кладовой (16-18 кв.м);
     
     - шахматный кружок (24-36 кв.м) с кладовой (8-10 кв.м).
     
     Примечания:
     
     1. В школах-интернатах большей вместимости актовые залы допускается рассчитывать на 60% детей школьного возраста.
     
     2. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих кружок кукольного театра не предусматривается.
     
     3. Состав и площади помещений культурно-массового обслуживания определяются заданием на проектирование.     
     
     5.26. В школах-интернатах допускается предусматривать игровые автоматы, размещаемые или в вестибюле, или в специальном зале.
     
     5.27. В школах-интернатах, за исключением предназначенных для детей с недостатками умственного развития, рекомендуется предусматривать блок бани сухого жара (сауну) с подсобными помещениями. При проектировании помещений данного типа необходимо руководствоваться требованиями СНиП "Общественные здания и сооружения".
     
     5.28. Состав медицинских помещений следует предусматривать в каждом конкретном случае согласно заданию на проектирование.
     
     5.29. В школах-интернатах всех типов, за исключением учреждений для глухих и слабослышащих детей, необходимо предусматривать кабинеты логопеда площадью 18-20 кв.м:
     
     - для школьников - в учреждениях для детей с недостатками речи и заболеваниями опорно-двигательного аппарата - 1 кабинет на 30-40 детей; в остальных типах - 1 кабинет на учреждение;
     
     - для дошкольников - 1 кабинет на группу (8-10 мест) в учреждениях для детей с недостатками речи и заболеваниями опорно-двигательного аппарата и 1 кабинет на секцию - в учреждениях других типов.
     
     5.30.*) В состав помещений медицинского обслуживания школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей следует включать: кабинет офтальмолога площадью 75-80 кв.м длиной не менее 25 м; кабинет развития остаточного зрения 36-42 кв.м с подсобным помещением 16-18 кв.м; зал для развития пространственной ориентации 54-72 кв.м с кладовой 8-10 кв.м.      
     
     5.31.*) В школах-интернатах для детей, больных сколиозом и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, необходимо предусматривать гипсовальную, мастерскую для изготовления корсетов, а также кабинеты озокерито-парафинолечения и горячих укутываний с подсобными помещениями; кроме того в школах-интернатах для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата - кабинет электрогрязелечения.
     

     5.32. Ориентировочное число мест в процедурных кабинетах следует принимать согласно данным приложения 1.
     
     5.33. Площадь кабинетов следует принимать из расчета на одно процедурное место: в ингаляториях - 4-5 кв.м, в кабинетах подводного массажа - 18-20 кв.м, индивидуального массажа - 16-18  кв.м, в кабинетах остальных типов - 7-8 кв.м (на одну  ванну или кушетку).
     
     5.34. В состав медицинских помещений школ-интернатов всех типов должны входить кабинеты: педиатра - 15-16 кв.м, консультативного приема с темной комнатой (для возможности работы офтальмолога) - 20+8 кв.м, стоматолога - 16-18 кв. м., психоневролога - 14-16 кв.м, гинеколога (уролога) - 20-22 кв.м, гидропатии - 28-30 кв.м с раздевальной 14-16 кв.м, механотерапии - 36-72 кв.м, психологической разгрузки - 18-24 кв.м, помещения процедурной - 18-20 кв.м, стерилизационной-автоклавной, аптечной комнаты, кабинет медицинской сестры - 14 кв.м.
     
     Примечания:
     
     1. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих детей, где предусматривается отдельный кабинет офтальмолога, при кабинете консультативного приема темную комнату предусматривать не следует.
     
     2. В составе медицинских помещений в соответствии с зданием на проектирование допускается предусматривать кабинет функциональной диагностики 24-26 кв.м с подсобным помещением 8-10 кв.м.
     
     3. Набор оборудования в кабинетах механотерапии определяется заданием на проектирование, в учреждениях для умственно отсталых детей кабинеты механотерапии не предусматриваются.     
     
     5.35. Производственные помещения кухни во всех типах школ-интернатов следует рассчитывать на работу на сырье. Кроме питания детей, должно обеспечиваться питание персонала. Для всех типов учреждений питание детей организуется в одну смену.
     
     5.36. В случае, если питание предусматривается в общей столовой при помещениях кухни, площадь обеденного зала принимается из расчета не менее 2,3 кв.м на одно место в учреждениях для детей с поражением опорно-двигательного аппарата и 1,6 кв.м на 1 место - в учреждениях остальных типов; при зале предусматривается умывальная из расчета 3 кв.м (1 умывальник) на каждые 18-20 мест, раздаточная 18-24 кв.м, сервизная-хлеборезка 6-8 кв.м, а также моечная столовой посуды: 16-18 кв.м при ручной мойке и не менее 30 кв.м в расчете на механизированную мойку.
     
     5.37. Для питания персонала предусматривается обеденный зал самообслуживания (или буфет) из расчета  1,8 кв.м на 1 место. Его следует располагать в составе помещений кухни или администрации, недалеко от входа. Вместимость обеденного зала (или буфета) следует рассчитывать исходя из общего числа персонала, числа питающихся, продолжительности обеденного времени, пропускной способности места; при зале следует предусматривать подсобное помещение (буфетную), предназначенное для раздачи пищи, хранения и мойки посуды.
     

     5.38.*) Изолятор следует проектировать вместимостью из расчета 3-4% от числа мест для детей школьного возраста и 5-6% от числа мест для детей дошкольного возраста. Он должен включать мельцеровские боксы и служить одновременно приемным и карантинным отделением. При этом любой из мельцеровских боксов, представляющих собой одно-двухместные палаты с полным санитарным узлом (унитаз, умывальник, ванная) и выходом на участок через тамбур, может служить приемно-смотровым боксом.
     
     5.39.*) Мельцеровские боксы должны соединяться с помещениями изолятора через переходные тамбур-шлюзы. Между боксами и коридором следует предусматривать глухое (неоткрывающееся) окно, которое служит для наблюдения персонала за детьми.
     
     5.40. В случае, когда изолятор размещается в отдельном блоке, он может быть полностью изолированным, или связанным через специальный тамбур-шлюз с остальными помещениями, кроме спальных. В тамбур-шлюзе следует размещать умывальник и вешалку для смены халатов; кроме того должна быть обеспечена подача наружного воздуха при пожаре.
     
     Изолятор свыше 10 мест рекомендуется размещать в отдельно стоящем корпусе.
     
     Примечание:
     
     Размещение изолятора, а также состав и площади помещений (включая соотношение одноместных и двухместных мельцеровских боксов) устанавливается в задании на проектирование.     
     
     5.41. В помещения изолятора, включающие комнату персонала, процедурную, инвентарную, буфетную, санитарную комнату, кабинет врача или медицинской сестры, а в изоляторах свыше 10 мест, кроме того помещения хранения аппаратуры (для физиотерапевтических процедур), необходимо предусматривать самостоятельный вход.
     
     5.42. Площадь мельцеровского бокса вместе с тамбур-шлюзом и санитарным узлом следует принимать не менее 24 кв. м. - в боксах на 1 место и 30 кв.м - в боксах на 2 места.
     
     5.43. При наружных входах в мельцеровские боксы следует предусматривать пандусы с уклоном не более 1:8.
     
     5.44. Состав и площади помещений изолятора рекомендуется принимать в соответствии с таблицей 5.5.     
     

     

Таблица 5.5.

Рекомендуемый состав и площади помещений изолятора

  

  

Площади помещений,
кв.м

  

№№

Наименование

В изоляторе

Примечания

  

  

до 10 мест

свыше 10 мест

  

1.

Мельцеровский бокс на 1 место

24

24

Число боксов опреде-
ляется расчетом

2.

Мельцеровский бокс на 2 места

30

30

- " -

3.

Санитарная комната

6

6

  

4.

Процедурная

18

18

  

5.

Кабинет врача, медицинской сестры

14

14

  

6.

Комната персонала с раздевальной и душем


10


12

  

7.

Буфетная

8

12

  

8.

Комната хранения переносной аппаратуры


-


12

  

9.

Инвентарная

8

12

  

10.

Уборная с умывальником в шлюзе

3

3

Располагается рядом с комнатой персонала


     5.45. Помещения медицинского обслуживания и изолятора следует проектировать с учетом действующих нормативных документов по проектированию больниц и поликлиник.
     
     5.46. В составе помещений школ-интернатов всех типов рекомендуется предусматривать компьютерный центр персональных компьютеров (36-40 кв.м) с архивом (16-18 кв.м).
     
     5.47. Освещение вторым светом допускается в помещениях туалетной и раздевальных дошкольных групп, комнатах персонала, комнате гигиены девочек, санитарной комнате и буфетной изолятора, моечной кухонной посуды. Допускается не предусматривать естественного освещения в буфетных, кладовых, инвентарных, уборных и душевых персонала, уборных и душевых при бассейне и спортзале, комнатах хранения предметов уборки, хранения переносной аппаратуры изолятора, санитарных узлах при спальных комнатах.
     
     5.48.*) Ширину дверей следует принимать не менее 1 м; ширину коридоров в жилых, медицинских, приемных помещениях, столовых для детей, помещениях учебно-профессиональной подготовки, культурно-спортивного обслуживания следует принимать не менее 1,8 м, в остальных случаях - не менее 1,4 м.
     
     5.49. Для эвакуации при пожаре в двух-трехэтажных зданиях рекомендуется использовать тобогганы (открытые наклонные желоба для спуска под тяжестью собственного тела), которые могут быть стационарными, откидными, сборными.
     
     5.50. В зданиях высотой 2 и более этажей следует проектировать открытые лоджии глубиной не менее 2-х м и шириной не менее 6 м (не менее одной лоджии на 1-2 жилые секции), рассматривая их как противопожарные отсеки для отстоя людей при пожаре. Простенки должны быть шириной не менее 1,6 м. В двух-трехэтажных зданиях в ограждения лоджий рекомендуется монтировать откидные тобогганы.
     
     5.51.*) В целях противопожарной безопасности из каждой жилой группы должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов. В зданиях не выше трех этажей второй эвакуационный выход можно предусматривать через наружную лестницу (или пандус), а также через лоджию-отстойник, оборудованную откидным тобогганом.
     
     5.52.*) На путях эвакуации из здания должно быть предусмотрено аварийное и эвакуационное освещение.
     

     5.53.*) В зданиях школ-интернатов для детей-инвалидов должна быть предусмотрена автоматическая пожарная сигнализация. Перечень помещений, в которых необходимо предусматривать автоматическую пожарную сигнализацию, следует предусматривать в соответствии с "Противопожарными требованиями к проектированию и оборудованию домов-интернатов" (по аналогам Домов-интернатов для обучаемых детей-инвалидов).
     
     5.54. Если эвакуация при пожаре рассчитана на сборные тобогганы, в школах-интернатах вне основного здания необходимо предусматривать отапливаемое помещение площадью 8-10 кв.м для их хранения, обеспеченное первичными средствами пожаротушения.
     
     5.55. Хозяйственные сооружения - котельная, дезкамера, гараж, прачечная (или постирочная), ремонтные мастерские, склады, холодильники, тепличные хозяйства и прочее - проектируются в зависимости от местных условий в соответствии с заданием на проектирование. Их мощность, состав и площадь помещений определяются расчетами и техническими условиями на инженерное обеспечение объекта, а также требованиями действующих Строительных норм и правил.
     
     5.56. При разработке Программ и Заданий на проектирование школ-интернатов для определения состава и площади помещений рекомендуется пользоваться справочными Приложениями 1-6.     
     

     

Приложение 1
(справочное)

Ориентировочный расчет числа мест в процедурных
кабинетах различных типов


№№
п/п


Вид процедуры

Расчетное число детей в учреждениях на одно процедурное место

  

  

Для умственно отсталых детей и детей с недостат-
ками речи

Для детей с нару-
шениями опор-
но-двигательно-
го аппарата и больных сколиозом

Для слепых и глухих детей

1.

Электролечение

-

30-40

30-40

2.

Светолечение

75-80

75-80

75-80

3.

Водолечение

40-50

40-50

40-50

4.

Подводный массаж

-

100-160

-

5.

Ингаляторий

30-40

30-40

30-40

6.

Массаж:

  

  

  

  

- в отдельном кабинете

-

100-120

-

  

- в общем зале

75-80

50-60

75-80

7.

Электросон

75-100

75-100

50-60


Приложение 2
(справочное)

Ориентировочные состав и площади помещений
учебно-профессиональной подготовки


  

  

Площадь помещений, кв.м

  

№№

Наименование

на 1 место

Всего

Примечания

п/п

помещений

Для де-
тей, боль-
ных ско-
лио-
зом

Для детей с другими видами за-
боле-
ваний

Для де-
тей, боль-
ных ско-
лио- зом

Для детей с другими видами за-
боле-
ваний

  

1

2

3

4

5

6

7

1.

Классы

5,2

4,2

-

-

Количество классов определяется заданием на проектирование в зависимости от принятого варианта размещения учебных помещений (см. табл. 3.2)

2.

Кабинет физики

6

4,6

-

-

  

3.

Кабинет химии

6

4,6

-

-

  

4.

Кабинет математики

5,2

4,2

-

-

Согласно заданию на проектирование специальный кабинет допускается не предусматривать, а занятия по предмету проводить в классе

5.

Кабинет истории

5,2

4,2

-

-

- " -

6.

Кабинет географии

5,2

4,2

-

-

- " -

7.

Кабинет русского языка и литературы

5,2

4,2

-

-

- " -

8.

Лингофонный кабинет

6

4,6

-

-

Число кабинетов определяется заданием на

  

- подсобное помещение

-

-

14

14

проектирование (См. п. 3.17)

9.

Кабинет черчения

-

-

54

36

По заданию на проектирование

10.

Кабинет биологии-живой уголок

-

-

72

72

  

11.

Лаборантские

-

-

18

18

При кабинетах физики, химии, биологии

12.

Кладовые

-

-

14

14

При остальных кабинетах

13.

Комнаты индивидуальной работы

-

-

-

12

В учреждениях для глухих детей: 1 комната на 2-3 класса или кабинета

14.

Кабинеты тифлографики с подсобным помещением

-

-

-

54+18

В учреждениях для слепых и слабовидящих детей

15.

Кабинет социальной адаптации в виде квартиры

-

-

-

50+70

  

16.

Класс машинописи

6

4,5

-

-

  

  

- подсобное помещение

-

-

18

18

  

17.

Класс рисования-изостудия

-

-

54

54

За исключением учреждений для слепых и слабо-

  

- кладовая

-

-

18

18

видящих детей

18.

Компьютерный класс

6

4,5

-

-

  

  

- подсобное помещение

-

-

18

18

  

19.

Комната музыкальных занятий с кладовой инструментов

-

-

54+18

54+18

За исключением учреждений для глухих

20.

Кулинарный класс с комнатой приема гостей и кладовой

-

-

80

80

  

21.

Рекреационные помещения

1,2

1,2

-

-

Из расчета числа мест в классах и кабинетах

22.

Кинофотолабо-
ратория с помещением для обработки пленки

-

-

24+10

21+10

За исключением школ-интерна-
тов для слепых и слабовидящих детей

23.

Кабинет замес-
тителя директора по педагогической части

-

-

18

18

  

24.

Библиотека с книгохранилищем и читальным залом:

  

  

  

  

  

  

- для слепых и слабовидящих детей

-

-

-

300

  

  

- для детей с недостатками умственного развития

-

-

-

60

  

  

- для детей с другими видами заболеваний


-


-


120


120

  

25.

Методический кабинет

-

-

36

36

  

26.

Кабинет заведующего учебной частью

-

-

18

18

  

27.

Комната учителей, мастеров

-

-

54

54

В зависимости от планировоч-
ного решения может быть предусмотрено 2-3 комнаты площадью 18-24 кв.м

28.

Кладовая мебели, инвентаря

-

-

24

24

  

29.

Санитарные узлы для мальчиков и девочек

4

4

по расчету

Распределить поэтажно

30.

Учебно-произ-
водственные мастерские с инвентарными и подсобными помещениями:

  

  

  

  

  

  

- швейная;

-

-

-

36+12+10

Если учебно-
производствен-

  

- картонажно-переплетная;

-

-

-

72+18+10

ные мастерские рассчитаны на детей, больных

  

- столярная;

-

-

-

54+18+10

сколиозом, то площадь произ-

  

- ткацкая;

-

-

-

54+18+10

водственного зала следует увеличить

  

- механической сборки;

-

-

-

36+18

на 15-20%

  

- электромонтажная;

-

-

-

36+18

  

  

- токарно-фрезерная;

-

-

-

72+18

  

  

- гончарная;

-

-

-

54+18+10

  

  

- обувная;

-

-

-

36+12+10

  

  

- ручных ремесел (вяза-
ния, лозоплетения и пр.);

-

-

-

36+12+10

  

  

- ремонт аппаратуры и бытовой техники.

-

-

-

36+18+10

  

31.

Класс подготовки персонала с кладовой учебных пособий

-

-

36+10

36+10

  

32.

Комната хранения предметов уборки

-

-

4х3

4х3

Распределить поэтажно


Приложение 3
(справочное)

Ориентировочные состав и площади помещений
культурно-массового обслуживания


№№

Наименование

Площадь, кв.м

Примечания

п/п

помещений

на 1 место

общая

  

1

2

3

4

5

1.

Актовый зал:

  

  

На 120% детей школьного возраста

  

- для детей с поражением опорно-двигательного аппарата

1,8

  

  

  

- для остальных детей

1,2

  

  

2.

Эстрада при зале

  

54

  

3.

Кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом

  

36

  

4.

Фойе

1,2
на 1 место в зале

  

Используется как зал для танцев и игр

5.

Помещение для артистов

  

15х2

  

6.

Санитарный узел с умывальником в шлюзе

  


3

  

7.

Фильмовидеотека

  

18

  

8.

Помещение пожарного поста

  

15

  

9.

Студия кабельного телевидения

  

18

  

10.

Кладовая мебели и реквизита

  

24

  

11.

Кладовая аппаратуры

  

10

  

12.

Музей

  

54

  

13.

Комната художника

  

12

  

14.

Кружковые помещения:

  

  

  

  

- кружок кукольного театра с подсобным помещением

  

54+18

Для слепых детей не предусматривается

  

- театральный кружок с кладовой

  

30+16

  

  

- танцевальная студия с помещением для переодевания и санитарным узлом

  

72+18+3

  

  

- кружок лепки с кладовыми инвентаря и готовых изделий

  

36+8+10

  

  

- кружок вязания, вышивки, макрамэ

  

36+10

  

  

- шахматно-шашечный кружок с кладовой

  

36+10

  

15.

Зал игровых автоматов с подсобным помещением


54+12

Для слепых детей не предусматривается

16.

Инвентарные

  

36

- " -

17.

Санитарные узлы с умывальниками в шлюзе

  

18х2

  

18.

Уборные персонала

  

3х2

  

19.

Кабины личной гигиены

  

4х2

Разместить при женских уборных

20.

Спортивный зал 12х24 м

  

288

Используется также для занятий ЛФК

21.

Хранение спортивного инвентаря

  

16

  

22.

Раздевальные для девочек и мальчиков с душевыми и санитарными узлами

  

  

  

  

- для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

  

42х2

По два душевых рожка и одному унитазу на каждую раздевальную

  

- для остальных детей

  

36х2

- " -

23.

Комната инструктора-методиста

  

12

  

24.

Лечебно-оздоровительный бассейн с ванной 6х12,5

  

160

На 10-12 детей из расчета 6-7 кв.м на место

25.

Комната методиста с санитарным узлом

  

10+4

В состав санитарного узла входят унитаз, душ, умывальник

26.

Раздевальная с душевой и санитарным узлом

  

36

  

27.

Помещения уборочного инвентаря

  

6

  

28.

Узел управления

  

6

Должны располагаться смежно и иметь выход на обходную дорожку

29.

Лаборатория анализа воды

  

8

  

30.

Комната медсестры

  

10

  

31.

Кладовая спортивного инвентаря

  

8

  

32.

Блок бани сухого жара:

  

  

Может располагаться в составе помещений

  

- камера сухого жара;

  

  

медицинского обслуживания; в учреждениях для

  

- предбанник с душем;

  

  

детей с недостатками умственного развития

  

- уборная с умывальником в шлюзе;

  

3

не предусматривается

  

- раздевальная;

  

10

  

  

- комната отдыха;

  

12

  

  

- кладовая инвентаря

  

4

  


Приложение 4
(справочное)

Ориентировочные состав и площади помещений медицинского обслуживания
в школах-интернатах на 140-160 мест


  

  

Площадь помещений, кв.м

№№
п/п

Наименование
помещений

Для умствен-
но отсталых детей

Для слепых и слабо-
видя-
щих детей

Для глухих и слабо-
слыша-
щих детей

Для детей с нару-
шения-
ми функций опорно-
дви-
гатель-
ного аппа-
рата

Для детей, больных ско-
лиозом

Для детей с недо-
статка-
ми речи

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Кабинет заместителя директора по медицинской работе


18


18


18


18


18


18

2.

Кабинет педиатра

15

15

15

15

15

15

3.

Кабинет консультативного приема с темной комнатой


20+8


20


20+8


20+8


20+8


20+8

4.

Кабинет медицинской сестры

14

14

14

14

14

14

5.

Процедурная

18

18

18

18

18

18

6.

Аптечная комната

10+4

10+6

10+4

10+6

10+6

10+6

7.

Стерилизационно-
автоклавная:

  

  

  

  

  

  

  

- помещение приема и подготовки материалов с моечной
     


10


10


10


10


10


10

  

- стерилизационная

12

12

12

12

12

12

  

- хранение и выдача стерильных материалов
     

6

6

6

6

6

6

8.

Стоматологический кабинет

16

16

16

16

16

16

9.

Кабинет психоневролога

15

15

15

15

15

15

10.

Кабинет логопеда

18

18

18

18х4

18

18х4

11.

Кабинет гинеколога, уролога

12+18

12+18

12+18

12+18

12+18

12+18

12.

Кабинет офтальмолога

-

80

-

-

-

-

13.

Кабинет развития остаточного зрения с подсобным помещением


-


36+16


-


-


-


-

14.

Зал для развития пространственной ориентации с кладовой


-


60+10


-


-


-


-

15.

Кабинет массажа

18

18

18

24

24

18

16.

Кабинет индивидуального массажа

-

-

-

18х2

18х2

-

17.

Ингаляторий со стерилизационной

24

24

24

24

24

24

18.

Кабинет гидропатии

28

28

28

28

28

28

19.

Раздевальная

14

14

14

14

14

14

20.

Водолечение:

  

  

  

  

  

  

  

- ванный зал

18

18

18

30

30

18

  

- раздевальная

14

14

14

18

14

14

  

- кабинет подводного массажа

-

-

-

18

18

-

21.

Кабинет светолечения

12

12

12

12

12

12

22.

Кабинет электролечения

-

-

-

24

24

-

23.

Подсобная комната

-

-

-

10

10

-

24.

Аминозиновый кабинет с подсобным помещением

-

-

-

18+6

-

-

25.

Кабинет озокерито-
парафино-лечения с побсобным помещением

-

-

-

18+10

18+10

-

26.

Кабинет горячего укутывания с подсобным помещением

-

-

-

18+10

18+10

-

27.

Кабинет электрогрязелечения с грязевой кухней и подсобным помещением

-

-

-

36+10+16

-

-

  

- раздевальная с душевой кабиной

-

-

-

12

-

-

28.

Гипсовальная с подсобным помещением

-

-

-

20+12

20+12

-

29.

Кабинет механотерапии

-

54

54

72

72

54

30.

Кабинет электросна

18

18

18

18

18

18

31.

Кабинет оксигенотерапии

14

14

14

14

14

14

32.

Кабинет психолога (социолога) с подсобным помещением

16+10

16+10

16+10

16+10

16+10

16+10

33.

Кабинет психологической разгрузки

-

18

18

18

18

18

34.

Инвентарная

24

24

24

24

24

24

35.

Комната персонала

12

12

12

12

12

12

36.

Санитарные узлы для мальчиков и девочек с умывальниками в шлюзе

16х2

16х2

16х2

16х2

16х2

16х2

37.

Комната хранения предметов уборки

4х2

4х2

4х2

4х2

4х2

4х2

38.

Санузлы персонала с умывальниками в шлюзе

3

3

3

3

3

3


     Примечание:
     
     В школах-интернатах для детей, больных сколиозом и с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в соответствии с заданием на проектирование может быть предусмотрена мастерская для изготовления корсетов, которую можно располагать в составе помещений административно-бытового или хозяйственного обслуживания     
     
     

Приложение 5
(справочное)
     
     

Ориентировочные состав и площади помещений столовой и производственных
помещений кухни в школах-интернатах на 140-160 мест


№№
п/п

Наименование помещений

Площадь помещений, кв.м.

Примечания

1

2

3

4

1.

Обеденный зал:

  

Число мест определяет-
ся в зависимости от

  

- для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

2,4 кв.м на 1 место

принятого способа питания

  

- для детей с другими видами заболеваний

1,6 кв. м на 1 место

  

2.

Умывальные

3 кв.м (1 умывальник) на каждые 18-20 мест

  

3.

Раздаточная

24

  

4.

Сервизная

8

  

5.

Моечная столовой посуды

30-36

  

6.

Горячий цех

70

  

7.

Хлеборезка, хранение хлеба

8

  

8.

Моечная кухонной посуды

10

  

9.

Холодный цех

14

  

10.

Цех мучных изделий

14

  

11.

Мясо-рыбный цех

24

  

12.

Овощной цех

18

  

13.

Комната заведующего производством

8

  

14.

Кладовая суточного запаса продуктов

10

  

15.

Кладовая сухих продуктов

14

  

16.

Охлаждаемые камеры:
     

  

Не менее двух камер с непосредственным
выходом наружу

  

- продуктов

32

  

  

  

- отходов

4

  

17.

Помещение первичной обработки овощей


16

  

18.

Загрузочная, кладовая тары

18

  

19.

Кладовая белья:

  

  

  

- чистого

8

  

  

- грязного

6

  

20.

Кладовая и моечная тары

16

  

21.

Комната персонала с душевой и санитарным узлом


24

  

22.

Комната кладовщика

6

  

23.

Кладовая овощей

16

  

24.

Комната хранения предметов уборки

4

  

25.

Раздаточная

20

Для дошкольного отделения

26.

Столовая (буфет) персонала с подсобным помещением


18+8

  


Приложение 6
(справочное)

Ориентировочные состав и площади помещений
административно-бытового обслуживания


№№
п/п

Наименование помещений

Площадь помещений, кв.м

Примечания

1

2

3

4

1.

Вестибюль с гардеробом

90

Если входы в жилые помещения предусмотрены через общий вестибюль, его площадь увеличивается за счет раздевальной для детей, из расчета 1,2 кв.м на 1 место

2.

Санитарные узлы мужские и женские с умывальником в шлюзе


5х2

  

3.

Санитарный узел для инвалидов-колясочников


4

  

4.

Помещение дежурного

10

  

5.

Помещение для колясок

12

В учреждениях для детей с поражением опорно-двигательного аппарата в случаях, когда входы в жилые помещения предусматриваются через вестибюль

6.

Парикмахерская с подсобным помещением

16+8

  

7.

Кабинет директора

24

  

8.

Канцелярия-приемная

14

  

9.

Кабинет заместителя директора по хозяйственной части

14

  

10.

Помещение дежурного персонала технического обслуживания

14

  

11.

Бухгалтерия с кассой

18+4

  

12.

Комната отдыха персонала

36

  

13.

Комната сестры-хозяйки

12+8

  

14.

Кладовая грязного белья

16

  

15.

Кладовая чистого белья с прачечной

20

  

16.

Компьютерный центр с архивом

36+16

  

17.

Гардероб персонала с душевой и санитарным узлом


36

Может располагаться в подвале

18.

Кладовые, инвентарные

40

- " -

19.

Помещение ремонта электроаппаратуры с подсобным помещением


14+6

  

20.

Комната хранения предметов уборки

4х2

  

21.

Постирочная с помещением для разборки белья и кладовой


10+22+8

В случае, если в составе помещений хозяйственного обслуживания прачечной не предусмотрено

22.

Дезкамера

по расчету

Может располагаться в подвале или в хозяйственной зоне прачечной

23.

Мастерская по изготовлению корсетов

по заданию на проектирование

В школах-интернатах для детей, больных сколиозом и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, может располагаться в составе помещений хозяйственного обслуживания



Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ГУП  "НИАЦ", 1995