Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/25/1200005866.htm


ТСН 12-303-99 Пермской области
ТСН 12-306-99 Пермской области*
_______________
* См.ярлык "Примечания"

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ


ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕХНИЧЕСКОМ НАДЗОРЕ ЗА СТРОИТЕЛЬСТВОМ ПРЕДПРИЯТИЙ,
ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

Дата введения 1999-11-05


ПРЕДИСЛОВИЕ



     1. РАЗРАБОТАНЫ управлением государственного архитектурно-строительного надзора администрации области (государственные строительные инспекторы Российской Федерации Дьячков В.А, Сыромятников Н.А.)
      
     2. ВНЕСЕНЫ управлением государственного архитектурно-строительного надзора администрации области
     
     3. ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указом губернатора Пермской области от 05.11.99  N 157
     

          
ВВЕДЕНИЕ



     Положение о техническом надзоре за строительством предприятий, зданий и сооружений вводится для обеспечения возможности осуществления нового строительства или реконструкции зданий и сооружений физическими и юридическими лицами любой формы собственности, как имеющими, так и не имеющими службы технического надзора за строительством, а также в целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства.
     
     Главная цель Положения - установление порядка организации деятельности технического надзора, определение его задач,  функций,  обязанностей,  прав  и  ответственности  на  территории  Пермской области.

     Положение основано на законодательных и нормативных документах Российской Федерации и Пермской области.
     
     

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

 

     
     1.1 Настоящее Положение распространяется на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений (в дальнейшем - строительство предприятий, зданий и сооружений) на территории Пермской области независимо от источников финансирования.

     1.2 Положение является рекомендуемым для органов управления и надзора, юридических и физических лиц, осуществляющих технический надзор за строительством предприятий, зданий и сооружений независимо от форм собственности и принадлежности.
     
     Положение становится обязательным для применения, если в договоре (контракте) или распорядительном документе на выполнение работ предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на Положение.
     
     

2 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



     2.1 Настоящее Положение определяет задачи, функции, обязанности, права и ответственность организаций и их работников, а  также индивидуальных  предпринимателей,  осуществляющих  технический надзор за строительством предприятий, зданий и сооружений, как при функционировании в составе службы заказчика, так и выполнении инжиниринговых услуг инженерными организациями и индивидуальными предпринимателями на условиях договора с заказчиком.

     2.2 Служба технического надзора в своей работе должна руководствоваться действующим  законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации и губернатора области,  требованиями проекта и нормативных документов, а также указаниями государственных надзорных органов по вопросам соблюдения организационно-правового порядка строительства объекта, качества строительно-монтажных работ (далее СМР) и их приемки.
     
     2.3 Наличие технического надзора за строительством предприятий, зданий и сооружений не снимает ответственности с подрядных организаций за обеспечение качества строительства и готовности объектов к приемке в эксплуатацию.
     
     2.4 Указания службы технического надзора по достижению надлежащего качества строительства, выдаваемые в пределах установленной настоящим Положением компетенции, должны фиксироваться в общем журнале работ и являются обязательными для исполнения проектными и подрядными организациями.
     

     

3 ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА



     3.1 Технический надзор за строительством предприятий, зданий и сооружений организуется для обеспечения соответствия строящихся объектов предусмотренным в утвержденных проектах технологическим, архитектурно-строительным и инженерно-техническим решениям, технико-экономическим показателям, а также требованиям нормативных документов.

     3.2 Технический надзор следует осуществлять весь период строительства, приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов. Начало и окончание работы по осуществлению технического надзора регламентируются началом выполнения комплекса работ по подготовке к строительству объекта и вводом объекта в эксплуатацию.
     
     3.3 Инженерная организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие технический надзор в порядке выполнения инжиниринговых услуг, свои отношения с заказчиком строят на договорной основе, являются его представителем в период строительства объекта и действуют в пределах своей компетенции, установленной настоящим Положением и договором, который не должен противоречить настоящему Положению.
     
     3.4 Дпя осуществления технического надзора могут привлекаться юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующую лицензию на осуществление строительной деятельности, квалифицированные кадры строительного профиля, нормативно-техническую и инструментальную базу для ведения контроля за качеством строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования.
     
     3.5 Ответственными за технический надзор могут быть специалисты строительного профиля со стажем практической работы в строительстве не менее 3 лет - для лиц с высшим образованием и не менее 5 лет - для лиц со средне-специальным образованием, прошедшие аттестацию в уполномоченных на это органах, которая проводится не реже 1 раза в 3 года. По объектам, строящимся в особо сложных условиях (карсты, просадочность грунтов, гравитационные процессы, оползни) к специалистам технического надзора дополнительно предъявляется требование о наличии опыта работы по строительству объектов в этих условиях не менее 1 года.
     
     3.6 Не допускается выполнение функций технического надзора за строительством лицом, ответственным за производство СМР или за осуществление авторского надзора на поднадзорном объекте.

     
       

4 ЗАДАЧИ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА



     Основные задачи службы технического надзора заключаются в обеспечении ею в пределах своей компетенции совместно с другими участниками строительства:
     
     4.1 Требуемого качества выполняемых СМР, применяемых строительных материалов, деталей, конструкций и оборудования, соблюдения проектных решений.
     
     4.2 Соответствия объемов строительства утвержденному в установленном порядке проекту и соблюдения договорных сроков строительства.
     
     4.3 Соблюдения установленного порядка приемки отдельных видов работ и завершенных строительством объектов.

     


5 ФУНКЦИИ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА



     В соответствии с возложенными задачами служба технического надзора выполняет следующие основные функции:
     
     По обеспечению требуемого качества и соблюдения проектных решений:
      
     5.1 Организует и контролирует выполнение в соответствии с требованиями законодательных и нормативных документов комплекса работ по подготовке к началу строительства объекта, включающего в себя:
     
     входной контроль проектной документации и внесение изменений по результатам контроля в установленном порядке;

     контроль наличия подготовленных подрядными организациями проектов производства работ, общего и специальных журналов работ;
     
     контроль за получением подрядчиками в органах местного самоуправления и надзорных органах необходимых разрешений.
     
     5.2 Осуществляет контроль за соответствием выполняемых СМР утвержденной проектно-сметной документации, за соблюдением требований нормативных документов, технологии выполнения общестроительных, монтажных  и  специальных  работ,  за качеством используемых строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования.
       
     5.3 Добивается своевременного и качественного выполнения участниками строительства  требований и указаний работников технического и авторского надзора, органов государственного надзора, изложенных соответственно в общем и специальном журналах работ, журнале авторского надзора, в предписаниях надзорных органов, относящихся к вопросам организационно-правового порядка, качества выполняемых СМР и применяемых конструкций, изделий, материалов и оборудования.
     
     5.4 Обеспечивает проведение возложенных нормативными документами на заказчика геодезических работ, предусмотренных проектом, а также контролирует своевременность и качество выполнения геодезических работ, возложенных нормативными документами на подрядчиков.

     По обеспечению завершения строительства в полном объеме и в договорные сроки:

     5.5 Контролирует соответствие утвержденной проектно-сметной документации выполненных и предъявленных к оплате объемов СМР.
     
     5.6 Контролирует соблюдение установленных договором сроков выполнения СМР.
     
     По обеспечению установленного порядка приемки:

     5.7 Проводит приемку отдельных видов работ с оформлением требуемых документов.
     
     5.8 Участвует в приемке заказчиком от подрядчика завершенного строительством объекта.


6 ОБЯЗАННОСТИ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА


     Служба технического надзора обязана:

     При выполнении изложенных в п.5.1 функций:
     

     6.1 Проводить входной контроль проектно-сметной документации с установлением ее комплектности и достаточности для обеспечения качественного строительства.
     
     6.2 Принимать своевременные меры по пересмотру проектно-сметной документации (в случае необходимости), контролировать устранение выявленных дефектов в проектах, не допускать ухудшения проектных решений и необоснованного увеличения сметной стоимости строительства.
     
     6.3 Обеспечивать своевременное и полное внесение в проектную документацию автором проекта согласованных изменений.
     
      При выполнении изложенных в п.5.2 функций:
     
     6.4 Контролировать правильное проведение подрядными организациями и поставщиками входного контроля строительных материалов, конструкций, изделий, оборудования и другой получаемой продукции (далее - продукции), используемой при строительстве объекта, а также предотвращение использования для строительства объекта продукции, не прошедшей входной контроль.
     
     В этих целях служба технического надзора обязана контролировать:
     
     наличие у потребителей продукции регламентирующей эту продукцию документации, средств измерений и контрольно-измерительных приборов, необходимых для проведения инструментального входного контроля продукции, а также их соответствие требованиям метрологии, классу точности и методам измерения;
     
     организацию и осуществление потребителями продукции входного контроля как непосредственно на объектах, так и на складах временного хранения;

     своевременное оформление соответствующей документации по результатам входного контроля продукции;
     
     устранение представителями предприятий - поставщиков выявленных входным контролем дефектов в продукции;
     
     применение в производстве работ продукции, только соответствующей требованиям проектной и нормативно-технической документации;
     
     своевременность применения  в  производстве  работ  продукции  с  ограниченным  сроком хранения;
     
     организацию учета и хранения продукции на складах и площадках для хранения, соблюдение при этом требований нормативно-технической документации к условиям хранения;
     
     своевременность проведения отбора проб продукции для испытаний в условиях строительной лаборатории;
     

     изолированность  на приобъектных складах и строительных площадках забракованной продукции или продукции с истекшим сроком хранения;
     
     соответствие требованиям государствственных стандартов и технических условий клеймения и маркировки продукции, поставляемой на строительство объекта;
     
     наличие правильно заполненных ярлыков, этикеток и сопроводительных документов (паспортов, сертификатов), результатов лабораторных испытаний, замеров и т.д., удостоверяющих качество используемых на строительстве конструкций, изделий, материалов и оборудования, обеспечение их регистрации в установленном порядке и сохранности до передачи заказчику;

     
     проведение более детального входного контроля вновь применяемых или вновь освоенных предприятиями - поставщиками видов продукции;
     
     выполнение документирования результатов входного контроля и маркировки прошедшей входной контроль продукции, подтверждающей пригодность продукции к применению в производство работ.
     
     6.5 В ходе проверки качества СМР осуществлять контроль соблюдения технологии строительного  производства, эффективности  производственного контроля с учетом структуры и характера строительного производства, включающий в себя проверку:

     наличия и состояния на объекте технической и технологической документации на производство работ;
     
     обеспеченности  подрядчика необходимым мерительным инструментом и испытательным оборудованием, его полного наличия и рабочего состояния, соблюдения метрологических правил по использованию мерительного инструмента и испытательного оборудования;

     технологической оснащенности строительства оборудованием, оснасткой, средствами измерений и испытаний, обеспечивающими необходимую точность выполнения работ, а также контроля со стороны подрядчика за их состоянием;
     
     соблюдения исполнителями работ технологического процесса строительства, проведения операционного контроля;
     
     выполнения подрядными организациями принятых совместно с заказчиком решений и мероприятий, а также предписаний техническою надзора, выданных в ходе строительства;
     
     правильности и полноты проведения индивидуальных испытаний и комплектности опробованного оборудования;

     своевременности устранения недостатков в производстве работ, выявленных при проверках надзорными органами всех уровней.
     
     6.6 Постоянно проводить контроль качества СМР с учетом выполняемых этапов и наличия скрытых работ, подлежащих освидетельствованию. При этом не допускать перерывов в контроле, влекущих снижение качества строительства подконтрольного объекта.
     

     При выполнении изложенных в п.5.3 функций:
     

     6.7 Контролировать своевременное и правильное ведение общего и специальных журналов работ, оформление другой производственной и исполнительной документации, предусмотренной строительными нормами и правилами.
     
     6.8 Контролировать своевременное устранение дефектов и недоделок, выявленных при приемке отдельных видов работ, конструктивных элементов зданий, сооружений и объекта в целом.
     
     6.9 Участвовать в проверках, проводимых органами государственного надзора, финансирующими строительство банками, ведомственными комиссиями и инспекциями.
     
     6.10 Доводить до сведения генерального подрядчика выявленные нарушения технологии строительства для принятия мер по устранению этих нарушений. При неоднократных нарушениях технологии строительства и производственного контроля, ставить в известность вышестоящие инстанции генерального подрядчика и органы государственного надзора по их компетенции.
     
     6.11 Извещать органы Госархстройнадзора о всех случаях аварийного состояния на объектах строительства и объемах работ по ликвидации аварий; о выявленном браке на объекте, который не устраняется подрядчиком, несмотря на письменные требования заказчика;  о  выполнении  подрядчиком последующих работ вопреки отказу технического надзора в приемке предшествующих работ.
     
     При выполнении изложенных в п.5.4 функций:
     
     6.12 Контролировать выполнение геодезических работ в процессе строительства и своевременное оформление результатов геодезического контроля. Проводить контрольные геодезические съемки.
     
     6.13 Обеспечивать выполнение предусмотренных проектом и нормативными документами геодезических измерений деформаций оснований зданий и сооружений.
     
     При выполнении изложенных в п.5.5 функций:
     
     6.14 Проводить визуальное и инструментальное освидетельствование выполненных СМР.
     
     6.15 Вести учет объемов принятых от подрядчика и оплаченных заказчиком СМР.
     
     При выполнении изложенных в п.5.6 функций:
     
     6.16 Сверять соответствие выполненных объемов СМР объемам, подлежащим выполнению к установленному договором сроку.
     
     6.17. При выявлении отставания в выполнении объемов СМР от установленных договором сроков давать предложения подрядчику об устранении отставания и информировать об этом заказчика.
     

     6.18 Контролировать исполнение подрядчиком управляющих решений заказчика по объемам и срокам выполнения СМР.

     При выполнении изложенных в п.5.7 функций:
     
     6.19 В соответствии с указанным в проекте перечнем обязательного контроля и приемки отдельных видов СМР осуществлять приемку этих работ с обеспечением оформления актов освидетельствования, подтверждающих техническую возможность выполнения последующих работ. При отказе подрядчику в приемке некачественно выполненных СМР запрещать производство последующих работ до устранения дефектов и оформления актов освидетельствования скрытых работ.
     
     6.20 Фиксировать в журнале работ результаты приемки отдельных операций сложных видов СМР.
     
     6.21 Совместно с генподрядной, специализированной (монтажной) и проектной организациями своевременно проводить промежуточную приемку ответственных конструкций.

     6.22 Участвовать в освидетельствовании объектов, зданий и сооружений, подлежащих консервации, и в оформлении документации на консервацию или временное прекращение строительства предприятий, зданий и сооружений, а также в оценке технического состояния объектов при передаче их строительно-монтажным организациям для продолжения работ.
     
      При выполнении изложенных в п.5.8 функций:
     
     6.23 В ходе приемки законченного строительством объекта от подрядчика проводить приемку производственной и исполнительной документации, участвовать в оформлении документа, подтверждающего приемку объекта заказчиком от подрядчика.
     
     6.24 Участвовать в подготовке к вводу в эксплуатацию принятого заказчиком от подрядчика завершенного строительством объекта, контролируя при этом выполнение пуско-наладочных работ, комплексного опробования оборудования с выпуском пробной продукции.
     
     6.25 Комплектовать документацию, подлежащую представлению заказчиком приемочной комиссии, согласно установленного правилами приемки перечню документации, представляемой для назначения приемочной комиссии и прилагаемой к акту приемки законченного строительством объекта.
     
     

7 ПРАВА СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА



     При осуществлении своих обязанностей служба технического надзора имеет право:
     
     7.1 Давать подрядчикам и предприятиям-поставщикам обязательные для выполнения указания о переделке некачественно выполненных работ, приостановке строительства, выполняемого с нарушением требований проекта и нормативных документов, об устранении и исправлении дефектов, замене некачественных строительных материалов, конструкций, изделий и оборудования.
     
     7.2 Запрещать использование средств измерений и испытаний, не прошедших требуемые поверку и их калибровку в установленном порядке.
     
     7.3 Требовать в необходимых случаях проведение дополнительных проверок, испытаний, анализов, съемок и замеров.
     
     7.4 Обращаться в соответствующие органы государственного надзора, а также привлекать специализированные организации для оценки качества конкретных видов работ и готовности объекта к приемке в эксплуатацию при возникновении разногласий по этим вопросам с подрядной организацией.
     
     7.5 Вносить предложения заказчику о необходимости обращения в компетентные органы для привлечения организаций, должностных и физических лиц, допустивших некачественное выполнение СМР или изготовление некачественных строительных материалов, конструкций, изделий и оборудования, к установленной действующим законодательством ответственности.

     7.6 Вносить предложения проектной и подрядной организациям о применении новых материалов и конструкций, внедрении прогрессивных методов производства работ, обеспечивающих повышение качества, снижение стоимости и сокращение сроков строительства.

     7.7 При появлении деформаций, вызывающих угрозу разрушения конструкций возводимого здания или сооружения, приостанавливать строительство и требовать от строительной и проектной организаций принятия необходимых мер для предотвращения аварии, немедленно сообщать об этом руководству заказчика, подрядной организации и органу Государственного архитектурно-строительного надзора области.

     7.8 Выходить к заказчику с инициативой о расторжении договора с подрядной организацией или предприятием-поставщиком, которые систематически нарушают требования проекта, строительных норм и правил, государственных стандартов, технических условий и других нормативных документов.
     
     7.9 Отклонять от приемки выполненные некачественно, с нарушениями требований проекта и нормативных документов, предъявленные без надлежащего оформления соответствующими актами работы и конструкции до их переделки или устранения дефектов.
     

8 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖБЫ ТЕХНИЧЕСКОГО НАДЗОРА



     Независимо от организационной формы технического надзора за ненадлежащее исполнение своих функций и обязанностей служба технического надзора несет ответственность перед заказчиком.

     8.1 При осуществлении технического надзора за строительством самим заказчиком ответственность определяется действующим законодательством в области строительства и Положением о службе технического надзора, утвержденным руководителем заказчика.

     8.2 При осуществлении технического надзора в порядке оказания инжиниринговых услуг на основании договора сторонней организацией ответственность последней определяется действующим законодательством в области строительства и условиями договора с заказчиком, не противоречащими законодательству.

     8.3 Служба технического надзора несет ответственность перед заказчиком в следующих случаях:
     
     приемка от подрядчика отдельных видов работ, выполненных с нарушением утвержденного проекта, строительных норм и правил и других нормативных документов;

     невыполнение обязанностей по своевременному извещению органов Госархстройнадзора и заказчика о случаях аварийного состояния на объектах, о неустранении подрядчиком брака, выявленного в процессе промежуточной приемки ответственных конструкций и приемки отдельных видов работ;

     согласие с применением в производстве СМР недоброкачественных строительных материалов, конструкций, изделий и оборудования либо без соответствующих сопроводительных документов, подтверждающих их качество;

     участие в оформлении не соответствующих действительности актов освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки ответственных конструкций и других документов по подконтрольному объекту строительства;

     отсутствие контроля за устранением подрядчиком нарушений требований проекта и нормативных документов, указанных в документах надзорных органов всех уровней;

     приемка от подрядчика не завершенного строительством объекта и предъявление его для приемки приемочной комиссии;

     некомплектность документации, представляемой инвестору для назначения приемочной комиссии и прилагаемой к акту приемки законченного строительством объекта;

     подтверждение оплаты подрядной организации недоброкачественных работ, завышенных объемов выполненных работ;

     другие нарушения требований Положения о службе технического надзора или условий договора с заказчиком.
     
     8.4 Исполнение   меры   ответственности   не   освобождает   виновную   службу  или  организацию  от исправления нарушений и возмещения ущерба.
     


          
Текст документа сверен по:
официальное издание:
Пермь, 1999