Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/25/1200008181.htm


РД 14-17-92

     
     
РУКОВОДЯЩИЕ МАТЕРИАЛЫ ГОСГОРТЕХНАДЗОРА РОССИИ


ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ИНСПЕКТОРСКОГО СОСТАВА ПО НАДЗОРУ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
ПО ХРАНЕНИЮ И ПЕРЕРАБОТКЕ ЗЕРНА

     
Дата введения 1993-01-01

     
     
     РАЗРАБОТАНЫ И ВНЕСЕНЫ Управлением по надзору на предприятиях по хранению и переработке зерна Госгортехнадзора России
     
     УТВЕРЖДЕНЫ заместителем Председателя Госгортехнадзора России Е.А.Маловым 31.12.92 г.
     
     
     Настоящие указания разработаны с целью установления единства требований в практической работе инспекций по надзору на предприятиях по хранению и переработке зерна по организации контрольно-профилактической работы и в соответствии с "Основными положениями по организации контрольно-профилактической работы в системе Госгортехнадзора СССР", утвержденными председателем комитета 2 сентября 1986 года.
     
     

I. Планирование и отчетность контрольно-профилактической работы

     
     
     Планирование и отчетность работы инспекций, групп инспекторов, инспекторов округов Госгортехнадзора России осуществляется на основании Положения о планировании контрольно-профилактической работы и отчетности в системе Госгортехнадзора России (РД 03-01-91).
     
     Кроме вопросов, предусмотренных для включения в планы работ "Положением о планировании ...", должны включаться и другие вопросы, вытекающие из задач, которые необходимо решать в планируемом периоде.
     
     

II. Основные принципы организации проверки состояния безопасности

     
     
     Систематическая проверка состояния безопасности поднадзорных производств (объектов) на предприятиях по хранению и переработке зерна должна быть основой контрольно-профилактической работы инспекторского состава и направлена на выявление и устранение нарушений требований безопасности и причин их порождающих.
     
     В соответствии с Перечнем производств,  объектов на предприятиях по хранению и переработке зерна Комитета по хлебопродуктам, подлежащих государственному надзору и регулированию, утвержденным Госгортехнадзором России и согласованным Комитетом по хлебопродуктам, выявляются поднадзорные производства (объекты) и составляется их поименный список, который утверждается руководством округа и согласовывается (подписывается) руководством объединения хлебопродуктов.
     
     Приказом или распоряжением по округу за инспектором закрепляется участок работы - предприятия (с перечнем на них поднадзорных производств, объектов), на которых он осуществляет государственный надзор.
     
     Составляется график обследования поднадзорных предприятий, который доводится до сведения руководителей объединения хлебопродуктов.
     
     По срокам обследования дается приоритет крупным производствам, расположенным в городах и населенных пунктах, аварии на которых могут привести к серьезным трудностям в обеспечении населения продовольствием и иметь нежелательный общественный резонанс.
     
     Результаты обследований первых объектов необходимо обсудить на Совете директоров в объединении хлебопродуктов, акцентировав внимание руководителей на нарушениях, возможно присутствующих и их производствах. Такое мероприятие дает возможность до обследования устранить часть имеющихся нарушений и предварительно познакомиться с подходом и требованиями надзорного органа.
     
     Общая картина уровня состояния безопасности поднадзорных предприятий определяется после их обследования. При составлении планов (графиков) работ по осуществлению надзора основное внимание необходимо уделять обследованию производств повышенной опасности, а также имеющих высокий уровень травматизма и аварийности. От этих факторов зависит и частота их посещений, которая определяется руководством инспекции.
     
     Инспектор должен затрачивать непосредственно на посещение поднадзорных производств (объектов) более 50% рабочего времени. Проверки должны проводиться в разные рабочие смены, в выходные и праздничные дни (при работе производств, объектов).
     

     Инспектор проводит обследования в присутствии представителя предприятия и охватывает весь комплекс вопросов состояния безопасности*, руководствуясь НТД, согласно прилагаемого перечня (см. приложение 1).

____________

     * в комплекс вопросов состояния безопасности входят: вопросы взрывобезопасности, пожаробезопасности, техники безопасности.
     
     
     В качестве основы для проверки вопросов взрывопожаробезопасности следует руководствоваться "Временными методическими рекомендациями по проверке взрывопожаробезопасности на предприятиях хлебопродуктов" (РД-7-9-90).
     
     Для полного охвата всех вопросов, которые необходимо проверить в процессе обследования рекомендуется инспектору на основе вышеуказанных методических указаний и других НТД подготовить памятку по каждому виду поднадзорных производств.
     
     При обследовании инспектором или по его требованию ИТР предприятия должны быть проведены необходимые контрольные замеры, а также испытания приспособлений и устройств, предназначенных для обеспечения безопасности.
     
     При проверке поднадзорных производств (объектов) необходимо взаимодействовать с органами УПО, руководствуясь "Положением о порядке взаимодействия органов Госгортехнадзора PCФСР и Государственного пожарного надзора МВД РСФСР при осуществлении надзорных функций", утвержденным МВД РСФСР и Госгортехнадзором 22.10.92 г.
     
     

III. Виды обследований

     
     
     В практике контрольной работы применяются три вида обследований: оперативные, целевые и комплексные.
     
     Оперативное обследование должно быть основной формой контрольно-профилактической работы инспектора и обеспечивать систематический и действенный надзор. Оно предусматривает поочередную, в соответствии с утвержденным планом (графиком), или внезапную проверку на поднадзорном производстве (объекте) по всем требованиям правил и норм. Оперативное обследование, как правило, проводится одним инспектором, также может проводиться и другими работниками инспекции, округа и центрального аппарата Госгортехнадзора России при посещении поднадзорных предприятий.
     
     Обследование заканчивается выдачей предписания на устранение выявленных нарушений по вопросам, входящим в компетенцию органов Госгортехнадзора.
     
     Целевое обследование проводится для углубленного изучения отдельных вопросов технической безопасности. Основой при планировании целевых обследований являются результаты анализа нарушений правил безопасности, производственного травматизма и аварийности, а также указания Госгортехнадзора России или округа.
     
     Инспекция может проводить целевое обследование по характерным для региона вопросам одновременно на ряде предприятий.
     
     Обследование заканчивается выдачей предписания на устранение выявленных нарушений.
     
     По планам округа инспектора участвуют в комплексных обследованиях, направленных на детальную проверку состояния технической безопасности в целом по предприятию, а также организации профилактической работы во всех его звеньях по вопросам создания безопасных условий труда.
     
     

IV. Оформление результатов обследования

     
     
     По окончании обследования производства (объекта) руководителю предприятия выдается под роспись предписание установленной формы.
     
     По результатам комплексных обследований предписание может оформляться по произвольной форме.
     
     Изложение выявленных нарушений в предписании должно быть конкретным, кратким, обоснованным пунктом или параграфом нормативных документов, требования которых нарушены.
     
     В предлагаемых мерах должны излагаться основные организационно-технические мероприятия, выполнение которых позволит устранить выявленные нарушения и причины их порождающие, а также исключат в дальнейшем их повторение.
     
     Сроки по устранению выявленных нарушений определяет инспектор, выдавший предписание.
     
     По нарушениям, требующим значительных материальных, трудовых и финансовых затрат, предприятием составляется план мероприятий по их устранению, который утверждается округом или инспекцией. Устанавливаемые сроки по выполнению мероприятий должны быть реальные, но напряженные. В плане мероприятий должны быть указаны меры, обеспечивающие безопасность объекта до окончания проведения запланированных работ.
     
     Сроки выполнения отдельных пунктов предписания могут устанавливаться по согласованию с руководством предприятия, но должны быть соизмеримы с уровнем опасности, возникающей при том или ином нарушении норм и правил.
     
     Приостановка производств (объектов) или отдельного вида оборудования, осуществляется, как правило, с наложением пломбы. В предписании делается соответствующая запись с указанием производства (объекта) или отдельного вида оборудования и мест наложения пломб.
     
     При выявлении серьезных нарушений, которые могут привести к авариям, травмированию и гибели людей, перед остановкой производства более чем на 3 часов, рекомендуется письмом или телеграммой поставить в известность вышестоящую организацию и Главу администрации области (города).
     
     

V. Проверка выполнения предписания и выдача разрешения
на возобновление работы приостановленных объектов

     
     
     Систематический контроль за выполнением предписания является важнейшей частью работы инспекторов инспекций. Эта работа должна проводиться преимущественно путем личной проверки работниками инспекции. В отдельных случаях можно ограничиться информацией предприятия об устранении выявленных нарушений.
     
     По ходатайству вышестоящей хозяйственной организации или руководителя предприятия возможно продление срока выполнения предписания руководителем соответствующего надзорного органа.
     
     Возобновление работ остановленных производств (объектов), оборудования разрешается инспектором, выдавшим предписание на запрещение работ, после получения письменного уведомления руководителя предприятия об устранении выявленных нарушений и личной проверкой инспектором на месте производства работ. В отдельных случаях после получения письменного уведомления руководителя предприятия об устранении выявленных нарушений, инспектор разрешает пуск производства (объекта) или отдельного оборудования по телефону (телефонограмме) с последующей обязательной проверкой выполнения нарушений на месте.
     
     При невыполнении предписаний в установленные сроки или представлении ложного уведомления об устранении выявленных нарушений руководство округа, инспекции, инспектор должны потребовать от руководителя предприятия письменного объяснения и принятия строгих административных мер воздействия к виновным лицам.
     
     Итоги обследований производства (объектов), ход выполнения пунктов предписаний, состояние безопасности предприятий могут заслушиваться на Совете округа с участием руководителей предприятия и вышестоящего хозяйственного органа. По итогам обсуждения принимается решение по приведению производств (объектов) в соответствие с действующими требованиями нормативных документов с указанием сроков выполнения и ответственных исполнителей.
     
     С учетом анализа травматизма и аварийности, результатов обследований, вопрос состояния технической безопасности предприятий того или иного объединения или отдельного предприятия по предложению Управления или округа может быть рассмотрен на Коллегии Госгортехнадзора России или у его руководства.
     
     

VI. Проведение профилактической работы по предупреждению
аварийности и травматизма

     
     
     Наряду с проведением обследований поднадзорных производств и объектов инспекторский состав проводит профилактическую работу по вопросам, входящим в их компетенцию.
     
     Основными направлениями по профилактике травматизма и аварийности на производстве должны предусматриваться:
     
     - оперативный контроль за организацией и проведением профилактической работы на предприятиях и в объединении;
     
     - предварительный надзор за строительством, реконструкцией, расширением и техперевооружением производств (объектов), задача которого своевременное выявление и устранение отступлений от требований правил и других нормативов, допущенных в проектах, в ходе строительства или реконструкции;
     
     - участие в приемочных комиссиях по вводу в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией производств и объектов;
     
     - участие в работе комиссий по проверке знаний ИTP требований норм и правил по безопасности;
     
     - выборочная проверка знания рабочими основных профессий требований правил, инструкций по безопасности;
     
     - участие в мероприятиях по вопросам безопасности, проводимых предприятиями, объединениями (семинары, совещания, дни безопасности и др.);
     
     - участие в планировании предприятиями (объединением) мероприятий по улучшению состояния безопасности на перспективу;
     
     - изучение и распространение передового опыта работы предприятий, органов надзора, инспекторов в вопросе профилактической работы по предупреждению аварийности и травматизма;
     
     - информация трудовых коллективов, руководителей предприятий, вышестоящих хозяйственных организаций, профсоюзных органов, Глав администраций, органов прокуратуры (при необходимости) по вопросам состояния безопасности посредством направления писем, выступлений на собраниях, Совете директоров, использования средств массовой информации;
     
     - совместная работа с другими контролирующими органами по координации надзора на предприятиях.
     
     Учет профилактической работы ведется инспекторским составом в дневниках (журналах).
     
     

VII. Проверка работы инспектора, инспекции

     
     
     Объем и направления проверки работы инспектора, инспекции устанавливается в соответствии с Типовыми положениями об инспекторе, инспекции, округе и настоящими методическими указаниями.
     
     Периодичность проверки работы инспектора - не реже 1 раза в год, инспекции - не реже 1 раза в 2 года.
     
     Работу инспектора проверяет начальник инспекции, в отдельных случаях - работники округа; инспекции - комиссия округа, работники соответствующего управления Госгортехнадзора России.
     
     Примерный объем и содержание проверки инспекции приведен в приложении 2, который может быть расширен округом.
     
     Предварительно следует ознакомиться с замечаниями, которые были сделаны по результатам предыдущей проверки и мерами, принятыми по их устранению.
     
     В ходе проверок наряду с недостатками должен выявляться и положительный опыт работы.
     
     Результаты проверки работы инспектора оформляются справкой с предложениями, которые обсуждаются в инспекции или на Совете округа. Данные о работе инспектора, изложенные в справке, могут служить материалом для его аттестации.
     
     Результаты проверки работы инспекции рассматриваются на заседании Совета округа, в Управлении или у курирующего Заместители Председателя Госгортехнадзора России и оформляются протоколам (при необходимости - приказом) с конкретными предложениями по улучшению контрольно-профилактической работы.
     
     

VIII. Учет работы государственного инспектора

     
     
     Инспектор в обязательном порядке должен вести следующую документацию:
     
     - дневник (журнал) учета выполненных работ;
     
     - копии предписаний.
     
     В дневнике (журнале), рассчитанном на заполнение его в течение года, рекомендуется следующее содержание;
     
     1. Месячные планы работы.
     
     2. Учет ежедневной работы.
     
     3. Учет приказов, постановлений и указаний Госгортехнадзора России, Управления, округа и начальника инспекции, подлежащих контролю.
     
     4. Сведения об авариях.
     
     5. Сведения о травматизме.
     
     6. Замечания и указания инспектору, выданные начальником инспекции.
          
     

Начальник Управления по надзору
     на предприятиях по хранению и
     переработке зерна
В.А.Рождественский

     
     
     

Приложение 2

     
Примерный перечень вопросов
для проверяющего работу инспекций по надзору на
предприятиях по хранению и переработке зерна

     
     
     В процессе проверки выяснить:
     
     1. Укомплектованность инспекции (численность, в т.ч. по областям, профессиональный состав, стаж работы в надзорных органах, в отрасли хлебопродуктов).
     
     2. Обучение инспекторского состава.
     
     3. Размещение инспекции, бытовые условия.
     
     4. Количество поднадзорных предприятий (в разрезе областей), в т.ч. поднадзорных производств. Наличие утвержденного и согласованного списка (перечня) поднадзорных производств.
     
     5. Закрепление поднадзорных предприятий (производств, объектов) за инспекторами (количество, форма закрепления - в инспекции, приказом по округу и т.д.).
     
     6. Наличие графика (плана) обследования поднадзорных предприятий.
     
     7. Количество обследованных предприятий, в т.ч. по областям. Количество выявленных нарушений норм и правил безопасности.
     
     8. Причины неполного охвата проверками поднадзорных предприятий. Намечаемые меры по завершению обследований.
     
     9. Полнота и качество выданных предписаний.
     
     10. Применяемые формы воздействия на предприятия по устранению выявленных нарушений.
     
     11. Посетить 2-3 предприятия (неблагополучных по состоянию безопасности) с целью проверки выполнения, ранее выданных предписаний и выявление новых (при их наличии) нарушений с выдачей предписаний.
     
     12. Наличие планов работы инспекции, их форма и содержание, которое должно отвечать задачам и функциям инспекции.
     
     13. Система проверки работы инспекторов, эффективность использования ими рабочего времени.
     
     14. Осуществление анализа аварийности, травматизма на поднадзорных предприятиях.
     
     15. Наличие положения об инспекции и должностных инструкций.
     
     16. Ведение делопроизводства.
     
     17. Взаимоотношения с другими видами надзора (с УПО, технической инспекцией, экологической службой, ведомственным контролем).
     
     18. Проверка ведения дневника (журнала) учета выполненных работ инспектором.
     
     19. Формы взаимоотношений с руководством объединения хлебопродуктов (наличие контактов, взаимопонимание и помощь в решении общих задач по повышению уровня безопасности производств или отсутствие таковых и т.д.).
     
     20. Работа инспекции в области платных услуг.
     

     21. Подготовка справки о работе инспекции и обсуждение ее в округе.
     
     
     
     Текст документа сверен по:
     официальная рассылка