ГОСТ 22833-77
Группа Т02
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТА ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ
Термины, определения и буквенные обозначения
Geometrical Aircraft Characteristics.
Terms, definitions and letter symbols
Дата введения 1979-01-01
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 28 ноября 1977 г. N 2769 срок введения установлен с 01.01.1979 г.
ВЗАМЕН ГОСТ 20058-74 в части пп.45-67
Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины, определения и обозначения величин, относящихся к геометрическим характеристикам самолета и его элементов, используемые в исследованиях по механике полета.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, технической, учебной и справочной литературе.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.
В случаях, когда существенные признаки понятия содержатся в самом термине, определение не приведено и в графе "Определение" поставлен прочерк.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом.
В справочном приложении приведены пояснения к стандартизованным терминам.
1 - фюзеляж; 2 - полукрыло
Черт.1
Примечание. Площадь крыла .
1 - фюзеляж; 2 - наплыв; 3 - полукрыло
Черт.2
Примечание. Если наплыв не считается частью крыла, . Если наплыв считается частью крыла, .
Местные углы стреловидности , поперечного крыла и угла крутки
1 - плоскость , перпендикулярная центральной хорде крыла; 2 - плоскость , параллельная
базовой плоскости крыла; 3 - базовая плоскость самолета; 4 - местная хорда крыла; 5 - линия процентов
хорд крыла; 6 - линия , параллельная центральной хорде крыла
Черт.3
Черт.4
1 - габаритная площадь (); 2 - фюзеляж
Черт.5
Черт.6
АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ
Высота самолета габаритная |
15 |
Высота самолета габаритная на земле |
18 |
Диаметр фюзеляжа эквивалентный максимальный |
28 |
Длина концевой хорды крыла |
47 |
Длина местной хорды крыла |
36 |
Длина местной хорды закрылка |
64 |
Длина местной хорды предкрылка |
57 |
Длина местной хорды элерона (элевона) |
72 |
Длина самолета габаритная |
13 |
Длина самолета габаритная на земле |
16 |
Длина фюзеляжа |
26 |
Для центральной хорды крыла |
38 |
Координаты носка средней аэродинамической хорды САХ |
45 |
Линия процентов хорды |
41 |
Ось самолета базовая |
3 |
Ось фюзеляжа |
22 |
Ось элемента базовая |
8 |
Плоскость вертикального оперения базовая |
88 |
Плоскость крыла базовая |
32 |
Плоскость самолета базовая |
1 |
Плоскость симметрии крыла |
31 |
Плоскость фюзеляжа базовая |
23 |
Площадь вертикального оперения |
89 |
Площадь вертикального оперения относительная |
92 |
Площадь горизонтального оперения |
78 |
Площадь горизонтального оперения относительная |
79 |
Площадь закрылка |
65 |
Площадь закрылка относительная |
66 |
Площадь крыла |
43 |
Площадь миделевого сечения фюзеляжа |
27 |
Площадь предкрылка |
58 |
Площадь предкрылка относительная |
59 |
Площадь руля высоты |
82 |
Площадь руля высоты относительная |
83 |
Площадь руля направления |
93 |
Площадь руля направления относительная |
94 |
Площадь элеронов (элевонов) |
73 |
Площадь элеронов (элевонов) относительная |
74 |
Плечо вертикального оперения |
91 |
Плечо горизонтального оперения |
81 |
Поверхность хорд крыла |
42 |
Положение одного элемента относительно другого |
10 |
Положение связанной системы координат относительно базовой системы координат самолета |
5 |
Положение фюзеляжа |
24 |
Положение элемента относительно базовой системы координат самолета |
11 |
Профиль крыла |
34 |
Размах закрылка |
62 |
Размах крыла |
33 |
Размах предкрылка |
55 |
Размах элеронов (элевонов) |
70 |
Система координат вертикального оперения |
87 |
Система координат крыла |
30 |
Система координат самолета базовая |
4 |
Система координат фюзеляжа |
21 |
Система координат элемента базовая |
9 |
Состояние самолета геометрическое |
12 |
Сужение крыла |
39 |
Точка процентов хорды |
40 |
Точка самолета базовая |
2 |
Точка элемента базовая |
7 |
Угол крутки крыла местный |
48 |
Угол наклона продольной оси относительно базовой системы координат самолета |
6 |
Угол отклонения закрылка |
67 |
Угол отклонения предкрылка |
60 |
Угол отклонения руля высоты |
86 |
Угол отклонения руля направления |
97 |
Угол отклонения стабилизатора |
84 |
Угол отклонения стабилизатора по потоку |
85 |
Угол отклонения элерона (элевона) |
75 |
Угол по крену на земле предельный |
20 |
Угол по тангажу на земле предельный |
19 |
Угол поперечного крыла местный |
53 |
Угол стреловидности вертикального оперения |
95 |
Угол стреловидности вертикального оперения по передней кромке |
96 |
Угол стреловидности крыла местный |
50 |
Угол стреловидности крыла местный по задней кромке |
52 |
Угол стреловидности крыла местный по передней кромке |
51 |
Угол стреловидности крыла по линии процентов хорд |
49 |
Угол стреловидности оси вращения поворотного закрылка |
69 |
Угол стреловидности оси вращения элерона (элевона) |
77 |
Угол установки крыла |
54 |
Угол фюзеляжа базовый |
25 |
Удлинение закрылка |
68 |
Удлинение крыла |
46 |
Удлинение предкрылка |
61 |
Удлинение фюзеляжа |
29 |
Удлинение элеронов (элевонов) |
76 |
Хорда вертикального оперения аэродинамическая средняя |
90 |
Хорда горизонтального оперения аэродинамическая средняя |
80 |
Хорда закрылка местная |
63 |
Хорда крыла аэродинамическая средняя |
44 |
Хорда крыла местная |
35 |
Хорда крыла центральная |
37 |
Хорда предкрылка местная |
56 |
Хорда элерона (элевона) местная |
71 |
Ширина самолета габаритная |
14 |
Ширина самолета габаритная на земле |
17 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
Справочное
ПОЯСНЕНИЯ К СТАНДАРТИЗОВАННЫМ ТЕРМИНАМ
К термину "Базовая плоскость самолета" (п.1).
Самолет принимается состоящим из отдельных элементов. Эти элементы объединяются в группы, образующие "основные части самолета", например, фюзеляж, крыло и т.д. Основная часть обычно состоит из одного главного элемента и других элементов.
Для главного элемента - фюзеляжа признаки "передний", "правый" и "верхний" имеют общепринятый смысл. Для любого другого элемента они определяются с учетом общей ориентации элемента относительно фюзеляжа и не зависят от направления движения самолета, его положения относительно земли или от положения летчика на самолете. Это дает возможность каждый элемент связать с базовой системой координат самолета.
К термину "Базовая точка самолета" (п.2).
В качестве базовой точки самолета может быть выбран, например, "центр масс самолета".
К термину "Базовая система координат самолета" (п.4).
Базовая система координат самолета не обязательно совпадает со связанной системой координат по ГОСТ 20058-74, но обычно совпадает с системой координат фюзеляжа.
К термину "Угол наклона продольной оси относительно базовой системы координат самолета" (п.6).
Угол наклона продольной оси относительно базовой системы координат самолета следует считать положительным, когда поворот базовой оси самолета вокруг оси производится в направлении по часовой стрелке, если смотреть вдоль положительного направления оси координат, относительно которой осуществляется вращение.
К терминам "Базовая точка элемента", "Базовая ось элемента" и "Базовая система координат элемента" (пп.7-9).
Эти термины могут также применяться в качестве характеристик основных частей самолета, например, базовая точка, базовая ось и базовая система координат главного элемента основной части.
К терминам "Предельный угол по тангажу на земле" и "Предельный угол по крену на земле" (пп.19-20).
Предельные углы по тангажу и по крену на земле характеризуют крайние угловые положения, которые самолет может занимать на плоскости земли. Здесь рассматривается случай отрыва самолета на взлете, когда силы реакции в точках опоры равны нулю.
Аналогично могут быть определены предельные углы в других случаях, например, при стоянке, при посадке и т.д. В этих случаях необходимо употреблять термин с добавлением соответствующего пояснения, например, предельный угол тангажа на земле при полном обжатии стоек шасси.
К термину "Система координат фюзеляжа" (п.21).
Если фюзеляж имеет одну плоскость симметрии, параллельную базовой плоскости самолета, оси и расположены в этой плоскости симметрии.
Если фюзеляж имеет две плоскости симметрии в направлении носовая часть - хвостовая часть и одна из них параллельна базовой плоскости самолета, то ось располагается по линии пересечения этих плоскостей симметрии, а ось параллельна базовой плоскости самолета.
В частности, если фюзеляж представляет собой тело вращения, то ось располагается по оси вращения.
Обычно система координат фюзеляжа совпадает с базовой системой координат самолета.
К термину "Положение фюзеляжа" (п.24).
Если система координат фюзеляжа совпадает с базовой системой координат самолета, все шесть величин, определяющих положение фюзеляжа, равны нулю.
К термину "Базовый угол фюзеляжа" (п.25).
Базовый угол фюзеляжа следует считать положительным, если поворот совершается в направлении положительного вращения.
Если система координат фюзеляжа совпадает с базовой системой координат самолета, то базовый угол фюзеляжа равен нулю.
К термину "Система координат крыла" (п.30).
При определении основной части самолета, называемой "крыло", необходимо перечислить составляющие ее элементы, указать, считаются ли частью крыла расположенные на нем наплывы, элементы сопряжения крыла с фюзеляжем, гондолы двигателей, топливные баки и т.д.
Крыло обычно является закрученной поверхностью, ограниченной непрерывной и замкнутой линией, называемой "контуром". Контур включает линии на поверхности крыла, называемые передней кромкой крыла и задней кромкой крыла. Если эти линии прерываются, условие непрерывности удовлетворяется условно выбранным дополнением линий передней и задней кромок крыла там, где крыло пересекает элементы, не являющиеся элементами крыла, например, фюзеляж, гондолы. Способ дополнения должен быть указан.
Если эти линии не соединяются у концов крыла, то контур крыла на каждом его конце замыкается соответственно выбранными отрезками прямых, лежащими в плоскостях, параллельных базовой плоскости самолета, и называемыми концевыми хордами крыла.
Если несущих поверхностей больше, чем одна, то может быть определено несколько основных частей, например, верхнее или нижнее крыло, или переднее или заднее крыло. Определения относятся к заданному геометрическому состоянию крыла.
Если рассматривается несколько геометрических состояний и в соответствии с этим изменяются некоторые геометрические величины, как, например, у самолета с крылом изменяемой в полете стреловидности, то за базовые значения рекомендуется выбирать значения геометрических величин, определяемые одним геометрическим состоянием крыла, которое должно быть указано.
К термину "Плоскость симметрии крыла" (п.31).
Плоскость симметрии крыла обычно совпадает с базовой плоскостью фюзеляжа, которая в свою очередь совпадает с базовой плоскостью самолета.
Ось крыла совпадает с центральной хордой, а начало системы координат обычно располагается в передней точке этой хорды.
К термину "Профиль крыла" (п.34).
Для изолированного крыла или полукрыла в качестве секущей плоскости можно принимать любую удобную для задачи плоскость.
К термину "Средняя аэродинамическая хорда крыла" (п.44).
Положение средней аэродинамической хорды определяется в базовой системе координат самолета координатами ее носка. Аналогичное определение может быть дано с использованием местных хорд крыла, а не их проекций.
К термину "Координаты носка средней аэродинамической хорды" (п.45).
При определении положения координаты центра масс, аэродинамических фокусов, точек нейтральности по ГОСТ 20058-74 по отношению к САХ за положительное принимают направление от передней к задней точке САХ.
К термину "Местный угол крутки крыла" (п.48).
Местный угол крутки крыла следует считать положительным, когда передняя точка хорды по отношению к базовой плоскости крыла находится выше задней точки этой хорды.
К термину "Местный угол стреловидности крыла по линии процентов хорд" (п.49).
Местный угол стреловидности крыла по линии процентов хорд следует считать положительным, если точка пересечения касательной с базовой плоскостью самолета находится впереди точки (черт.3).
К термину "Местный угол поперечного крыла" (п.53).
Местный угол поперечного крыла следует считать положительным, если точка пересечения касательной базовой плоскостью самолета лежит ниже точки (черт.3).
В зависимости от задачи могут быть рассмотрены углы поперечного крыла и для линии % хорд.
К термину "Угол установки крыла" (п.54).
Угол установки крыла следует считать положительным, когда передняя точка центральной хорды крыла расположена выше задней точки.
К термину "Размах предкрылка" (п.55).
За размах каждой секции принимают расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета и касающимися концов секции.
К термину "Угол отклонения предкрылка" (п.60).
Угол отклонения предкрылка следует считать положительным, если точки передней кромки предкрылка в отклоненном положении располагаются ниже соответствующих точек предкрылка в неотклоненном положении.
К термину "Размах закрылка" (п.62).
За размах каждой секции принимается расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета и касающимися концов секции.
К термину "Угол отклонения закрылка" (п.67)
Угол отклонения закрылка следует считать положительным, если задняя кромка отклонена вниз.
К термину "Угол стреловидности оси вращения поворотного закрылка" (п.69).
Угол стреловидности оси вращения поворотного закрылка следует считать положительным, если точки оси вращения закрылка, расположенные ближе к плоскости симметрии крыла, занимают более переднее положение, чем точки, расположенные на большем удалении от нее.
К термину "Размах элеронов (элевонов)" (п.70)
За размах каждой секции элеронов (элевонов) следует принимать расстояние между двумя плоскостями, параллельными базовой плоскости самолета и касающимися концов секции.
К термину "Угол отклонения элерона (элевона)" (п.75)
Угол отклонения элерона (элевона) следует считать положительным, если задние кромки элерона (элевона) отклонены вниз.
К термину "Угол стреловидности оси вращения элерона (элевона)" (п.77).
Угол стреловидности оси вращения элерона (элевона) следует считать положительным, если точки оси вращения элерона (элевона), расположенные ближе к плоскости симметрии крыла, занимают более переднее положение, чем точки, расположенные на большем удалении от нее.
К термину "Площадь горизонтального оперения" (п.78).
При определении основной части самолета, называемой "оперение", необходимо перечислить составляющие его элементы, указать, считаются ли частью оперения расположенные на нем внешние контуры двигателей, элементы сопряжения с фюзеляжем, надстройки, контейнеры для парашюта и т.д. и определить "контур оперения" по аналогии с "контуром крыла".
Для определений могут быть введены основные понятия, аналогичные употребляемым для крыла, и использованы соответствующие обозначения с добавлением индекса "г.о."
Термины 78-86 могут относиться к различным типам горизонтального оперения: неподвижному стабилизатору и рулю высоты, подвижному стабилизатору и рулю высоты, полностью поворотному стабилизатору.
Кроме омываемой площади горизонтального оперения в некоторых случаях пользуются "габаритной" площадью горизонтального оперения , за которую принимают площадь горизонтального оперения с подфюзеляжной частью (черт.5).
К термину "Относительная площадь горизонтального оперения" (п.79)
Аналогично определяется "относительная габаритная площадь горизонтального оперения" как отношение габаритной площади горизонтального оперения (черт.5) к площади крыла
.
К термину "Угол отклонения руля высоты" (п.86).
Угол отклонения руля высоты следует считать положительным, если задняя кромка руля высоты отклонена вниз.
К термину "Система координат вертикального оперения" (п.87).
Рассматривается одна вертикальная поверхность, которая может состоять из двух аэродинамических поверхностей: одна сверху, а другая снизу фюзеляжа.
Термины 87-97 могут относиться к различным типам вертикального оперения: неподвижному килю и рулю направления, подвижному килю и рулю направления, полностью поворотному килю.
К термину "Угол отклонения руля направления" (п.97).
Угол отклонения руля направления следует считать положительным, когда задняя кромка руля отклоняется вправо при наблюдении сверху.