ГОСТ Р 17.2.2.07-2000
Группа Т58
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОХРАНА ПРИРОДЫ
АТМОСФЕРА
ПОРШНЕВЫЕ ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ДЛЯ МАЛОГАБАРИТНЫХ ТРАКТОРОВ И СРЕДСТВ МАЛОЙ МЕХАНИЗАЦИИ
Нормы и методы измерения выбросов вредных веществ
с отработавшими газами и дымности отработавших газов
Protection of the environment. Atmosphere.
Engines minitractors and minimechanical objects. Rates and testing methods
of exhaust emission and smoke
ОКС 13.020
ОКСТУ 0017
ОКП 47 5131; 47 5151; 47 5161
Дата введения 2001-07-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 56 "Дорожный транспорт"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 22 сентября 2000 г. N 229-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на вновь изготовленные и капитально отремонтированные на ремонтных предприятиях поршневые двигатели внутреннего сгорания: дизели и двигатели с искровым воспламенением (далее - двигатели) мощностью до 16 кВт включительно, предназначенные для малогабаритных тракторов, включая мотоблоки, мотокультиваторов, мотопомп, средств малой механизации сельскохозяйственного, строительно-дорожного и коммунального применения. Стандарт устанавливает нормы и методы определения выбросов вредных веществ с отработавшими газами двигателей, а также дымности отработавших газов дизелей.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 17.2.1.02-76 Выброс вредных веществ автомобилями, тракторами и двигателями. Термины и определения
ГОСТ 14846-81 Двигатели автомобильные. Методы стендовых испытаний
ГОСТ 18509-88 Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний
ГОСТ 28523-90 Тракторы малогабаритные. Типы и основные параметры.
3 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 вредные вещества: Вещества, содержащиеся в отработавших газах двигателей, оказывающие токсичное воздействие на окружающую среду. Нормированию подлежит количество оксидов азота, оксида углерода и суммарных углеводородов.
3.2 удельный выброс: Показатель, характеризующий количество вредного вещества, поступившее в атмосферу в единицу времени из системы выпуска двигателя, отнесенное к единице мощности, развиваемой двигателем.
3.3 дымность: Показатель, характеризующий степень поглощения светового потока, просвечивающего столб отработавших газов определенной длины.
3.4 коэффициент ослабления светового потока: Степень ослабления светового потока вследствие поглощения и (или) рассеивания света отработавшими газами при прохождении ими рабочей трубы дымомера.
3.5 натуральный показатель ослабления светового потока: Величина, обратная толщине слоя отработавших газов, проходя который поток излучения от источника света дымомера ослабляется в е раз.
3.6 коэффициент весомости режима: Показатель, характеризующий долю работы двигателя на каждом режиме.
3.7 эффективная база дымомера: Длина оптически однородного слоя отработавших газов, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу тех же отработавших газов, заполняющих рабочую трубу дымомера в условиях измерения.
3.8 газоанализатор: Средство измерения объемной концентрации вредных веществ.
3.9 дымомер: Средство измерения дымности отработавших газов.
3.10 регуляторная (скоростная) характеристика по ГОСТ 18509: Зависимость изменения мощности, крутящего момента и удельного расхода топлива от частоты вращения коленчатого вала двигателя при положении органов управления регулятором частоты вращения, соответствующем полной подаче топлива (при полностью открытых дроссельной и воздушной заслонках).
3.11 номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя: По ГОСТ 18509.
3.12 номинальная мощность: По ГОСТ 18509.
3.13 эксплуатационная мощность: По ГОСТ 18509.
3.14 максимальная мощность: По ГОСТ 18509.
3.15 максимальный крутящий момент: Наибольшее значение крутящего момента, зафиксированное при снятии регуляторной характеристики двигателя в комплектации, соответствующей определению эксплуатационной мощности.
4 Обозначения и сокращения
- условный объемный расход воздуха через цилиндры двигателя, дм/с;
- число цилиндров;
- рабочий объем цилиндра, дм;
- частота вращения коленчатого вала двигателя, мин;
- тактность двигателя (2 или 4);
- удельный выброс оксида углерода, г/(кВт·ч);
- удельный выброс суммарных углеводородов, г/(кВт·ч);
- удельный выброс оксидов азота, г/(кВт·ч);
- показатель ослабления светового потока по основной шкале, м;
- коэффициент ослабления светового потока по вспомогательной шкале, %;
- показатель состояния окружающей среды;
- температура воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха (при испытаниях по определению выбросов вредных веществ с отработавшими газами) или на расстоянии не более 0,15 м от входного отверстия впускного коллектора (при испытаниях по определению дымности отработавших газов), К;
- атмосферное давление, кПа;
- парциальное давление насыщенного водяного пара при температуре воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха или на входе во впускной коллектор;
- температура окружающего воздуха, °С;
- диоксид азота;
- условный состав топлива;
- углерод;
- массовый выброс оксидов азота, г/ч;
- массовый выброс оксида углерода, г/ч;
- массовый выброс суммарных углеводородов, г/ч;
- объемная концентрация оксидов азота в отработавших газах, млн;
- объемная концентрация оксида углерода в отработавших газах, млн;
- объемные концентрации суммарных углеводородов, млн;
- поправочный коэффициент на влажность для оксидов азота;
- поправочный коэффициент на влажность для оксида углерода;
- коэффициент, равный 0,000478 для дизелей и 0,000485 для двигателей с искровым воспламенением;
- коэффициент, учитывающий метод химического анализа (=1 при пламенно-ионизационном методе и =2 при инфракрасном методе);
- расход отработавших газов, кг/ч;
- расход топлива, кг/ч;
- расход воздуха, кг/ч;
- абсолютная влажность воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха, г /кг воздуха;
- относительная влажность воздуха на входе в устройство для измерения расхода воздуха, %;
- коэффициент весомости каждого из режимов;
- эффективная мощность на каждом из режимов, кВт;
- минимальная устойчивая частота вращения коленчатого вала двигателя при работе на холостом ходу, мин;
- номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, мин;
- наибольшее значение крутящего момента на заданном скоростном режиме, Н·м;
- частота вращения, соответствующая максимальному значению крутящего момента, мин;
- эффективная база дымомера, м.
5 Нормы выбросов и дымности
5.1 Выбросы вредных веществ с отработавшими газами
5.1.1 Двигатели с искровым воспламенением
Удельные выбросы вредных веществ с отработавшими газами двигателей с искровым воспламенением при испытаниях не должны превышать норм, указанных в таблице 1.
Таблица 1
|
Нормы, г/(кВт·ч), для двигателей | |
|
четырехтактных |
двухтактных |
Удельный выброс оксида углерода |
190,0 |
120,0 |
Удельный выброс суммарных углеводородов |
4,0 |
20,0 |
Удельный выброс оксидов азота |
10,0 |
7,5 |
Нормы удельных выбросов суммарных углеводородов установлены в пересчете на углерод, а оксидов азота - в пересчете на диоксид азота.
5.1.2 Дизели
Удельные выбросы вредных веществ с отработавшими газами дизелей при испытаниях не должны превышать норм, указанных в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя |
Нормы, г/(кВт· ч) |
Удельный выброс оксида углерода |
11,0 |
Удельный выброс суммарных углеводородов |
6,0 |
Удельный выброс оксидов азота |
18,0 |
Нормы удельных выбросов оксидов азота установлены в пересчете на диоксид азота; суммарных углеводородов - в пересчете на условный состав топлива.
5.2 Дымность отработавших газов дизелей
Дымность отработавших газов дизелей не должна превышать норм, указанных в таблице 3.
Таблица 3
Условный объемный расход воздуха через цилиндры двигателя , дм/с |
Показатель ослабления светового потока по основной шкале , м |
Коэффициент ослабления светового потока по вспомогательной шкале , % |
До 10 включ. |
2,760 |
69,5 |
От 10 " 15 " |
2,690 |
68,5 |
" 15 " 20 " |
2,580 |
67,0 |
" 20 " 25 " |
2,485 |
65,6 |
От 25 до 30 включ. |
2,400 |
64,4 |
" 30 " 35 " |
2,340 |
63,4 |
" 35 " 42 " |
2,260 |
62,2 |
|
Условный объемный расход воздуха вычисляют по формуле
. (1)
6 Методы испытаний
6.1 Средства испытаний
6.1.1 Выбросы вредных веществ с отработавшими газами и дымность отработавших газов двигателей определяют при работе двигателя, установленного на испытательном стенде.
6.1.2 Требования к испытательному стенду и к погрешности средств измерений - по ГОСТ 18509 (для дизелей) и ГОСТ 14846 (для двигателей с искровым воспламенением).
6.1.3 Требования к средствам измерений выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов - по приложению А.
6.2 Порядок подготовки к проведению испытаний
6.2.1 Испытаниям подвергают двигатели, прошедшие технологическую обкатку в течение 55 моточасов.
6.2.2 Двигатели испытывают в комплектации, соответствующей эксплуатационной мощности согласно техническим условиям (ТУ).
Сопротивления воздуха на впуске в двигатель и отработавших газов на выпуске из двигателя при испытаниях должны соответствовать максимальным значениям, оговоренным в ТУ на двигатель.
6.2.3 При испытаниях следует применять топлива и масла марок согласно ТУ на испытуемый двигатель.
Топливо и масло должны соответствовать требованиям стандартов и (или) ТУ на них.
6.2.4 Температурные режимы двигателя - по ТУ.
6.2.5 Испытание следует проводить при показателе состояния окружающей среды
,
который вычисляют по формуле
; (2)
где определяется по таблице 4.
Таблица 4
Температура воздуха, |
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
Парциальное давление насыщенного водяного пара, кПа |
0,6 |
1,2 |
2,3 |
4,2 |
7,4 |
12,3 |
19,9 |
31,2 |
6.3 Порядок проведения испытаний
6.3.1 Перед началом испытаний по определению выбросов вредных веществ с отработавшими газами и дымности отработавших газов снимают скоростную (регуляторную) характеристику двигателя.
Эксплуатационная и максимальная мощности, максимальный крутящий момент, а также соответствующие им частоты вращения коленчатого вала и удельные расходы топлива должны соответствовать ТУ на двигатель.
При несоответствии мощностных и экономических показателей двигателя установленным требованиям испытания должны быть прекращены.
6.3.2 При испытаниях следует регистрировать:
- расход воздуха, кг/ч;
- расход топлива, кг/ч;
- частоту вращения коленчатого вала, мин;
- крутящий момент, Н·м;
- температуру, °С:
- под свечой (для двигателя с искровым воспламенением);
- воздуха на входе в измерительное устройство или во впускной коллектор;
- отработавших газов;
- топлива;
- атмосферное давление, кПа;
- относительную влажность воздуха в точке измерения температуры воздуха, %.
6.3.3 Режимы работы двигателей при проведении испытаний по определению выбросов вредных веществ двигателей с искровым воспламенением приведены в приложении Б, дизелей - в приложении В.
6.3.4 При проведении испытаний по определению выбросов вредных веществ и дымности на каждом режиме двигатель должен проработать не менее 5 мин, после чего проводят измерения.
6.3.5 Показатели содержания вредных веществ в отработавших газах фиксируют посредством непрерывной записи в течение 1 мин либо дискретно - пятикратным записыванием показателей каждого газоанализатора. За результат на каждом режиме принимают среднее арифметическое пяти измерений (при дискретной записи) либо значение, полученное в результате осреднения графика (при непрерывной записи).
6.3.6 Дымность отработавших газов дизелей определяют на режимах регуляторной характеристики в диапазоне частот вращений коленчатого вала, соответствующих максимальной мощности и максимальному крутящему моменту. Количество режимов должно быть не менее шести и по возможности расположенных равномерно в указанном диапазоне.
6.3.7 Показатели дымности отработавших газов определяют при трехкратной дискретной фиксации показаний дымомера. За результат принимают среднее арифметическое трех измерений.
6.3.8 Испытания следует проводить в один день без перерыва.
6.4 Порядок обработки результатов испытаний
6.4.1 Массовые выбросы вредных веществ рассчитывают для каждого режима (приложения Б и В) по формулам (методика расчета дана из условия проведения расчета для влажного состояния отработавших газов):
; (3)
; (4)
; (5)
; (6)
; (7)
(8)
6.4.2 Удельные выбросы вредных веществ вычисляют по формуле
. (9)
6.5 Правила оформления результатов контроля
Результаты испытаний оформляют в виде протокола. В протоколе должны быть отражены все промежуточные данные испытаний, необходимые для расчета удельных выбросов оксидов азота, оксида углерода и суммарных углеводородов.
Содержание протокола дано в приложении Г.
7 Требования безопасности
7.1 Требования безопасности при проведении испытаний - по ГОСТ 18509 и ГОСТ 14846.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(обязательное)
Средства измерений
А.1 Требования к газоанализатору
А.1.1 Концентрацию вредных веществ в отработавших газах измеряют с помощью быстродействующих газоанализаторов непрерывного действия. Измерение концентрации оксидов азота следует производить анализатором хемилюминесцентного типа с преобразователем диоксида азота в оксид азота; оксида углерода - анализатором недисперсного типа с поглощением в инфракрасной части спектра; суммарных углеводородов - анализатором пламенно-ионизационного типа или инфракрасного типа.
Можно использовать анализаторы других типов при условии получения эквивалентных результатов.
А.1.2 Пробоотборная магистраль суммарных углеводородов и регистрирующее устройство анализатора должны быть с подогревом, обеспечивающим их температуру 150-200 °С. Пробоотборная линия оксидов азота должна обеспечивать температуру пробы не менее 70 °С. При испытаниях дизеля все нагреваемые пробоотборные линии должны быть снабжены противосажевым нагреваемым фильтром.
А.1.3 Относительная погрешность газоанализаторов, определенная без учета погрешности поверочных газовых смесей, не должна быть более ±3% относительно предельных показаний приборов для используемых диапазонов измерений. Относительная погрешность поверочных газовых смесей не должна превышать ±2% номинального значения их концентраций.
А.1.4 Система выпуска отработавших газов, пробоотборные зонды, пробоотборная линия и их соединения не должны давать утечку отработавших газов и подсос воздуха.
Материалы, контактирующие с отработавшими газами, не должны поглощать оксиды азота, оксид углерода и углеводороды.
Подсоединение газоанализаторов к системе выпуска двигателей - согласно инструкциям на газоанализаторы.
А.1.5 По окончании испытаний пробоотборные магистрали газоанализаторов должны быть продуты инертным газом (согласно инструкции на приборы). После продувки следует проверить тарировку газоанализаторов. Результаты измерений в ходе испытаний считаются достоверными, если показания анализаторов до и после испытаний отличаются не более чем на ±3%.
А.2 Требования к дымомеру
А.2.1 Дымомер должен работать по методу просвечивания столба отработавших газов определенной длины. Эффективная база дымомера должна составлять 0,43 м.
А.2.2 В качестве источника света в измерительной схеме дымомера следует использовать электрическую лампу накаливания с цветовой температурой нити 2800-3250 К.
А.2.3 В качестве датчика в фотоизмерительной схеме дымомера следует использовать фотоприемник со спектральной характеристикой, близкой к спектральной характеристике глаза человека: максимальная чувствительность - при длине волны 550-570 нм; менее 4% максимума - при длинах волн ниже 430 нм и выше 680 нм.
А.2.4 Дымомер должен быть снабжен индикатором дымности с двумя измерительными шкалами: основной и вспомогательной.
А.2.5 Основная измерительная шкала индикатора дымности должна быть градуирована в единицах натурального показателя ослабления светового потока , м. Диапазон шкалы изменений натурального показателя ослабления светового потока должен быть от 0 (абсолютно прозрачная среда) до (абсолютно светонепроницаемая среда).
А.2.6 Вспомогательная измерительная шкала индикатора дымности должна быть линейной и градуирована в относительных единицах коэффициента ослабления светового потока , %. На шкале должно быть 100 делений в диапазоне изменения коэффициента ослабления светового потока от 0 (абсолютно прозрачная среда) до 100% (абсолютно непрозрачная среда).
А.2.7 Связь между основной и вспомогательной шкалами индикатора дымомера выражается формулой
, (А.1)
или , (А.2)
А.2.8 Если эффективная база дымомера, используемого при испытаниях, не равна 0,43 м, то показания, снятые по линейной шкале, должны быть приведены к показаниям линейной шкалы прибора с эффективной базой 0,43 м по формуле
, (А.3)
где - показатель степени
,
- коэффициент ослабления при измерении дымомером с эффективной базой (м), %.
А.2.9 Дымомер должен быть оборудован устройствами контроля температуры и давления столба отработавших газов, находящихся в измерительной камере.
Во время испытаний температура отработавших газов в измерительной камере дымомера должна поддерживаться в пределах 70-150 °С, а избыточное давление - 400-750 Па.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)
Режимы работы при проведении испытаний
по определению выбросов вредных веществ двигателей
с искровым воспламенением
|
|
|
Коэффициент весомости режима при рабочем объеме цилиндров, см | |||||
|
, мин |
|
до 50 |
51-100 |
101-200 |
201-300 |
301-400 |
св. 400 |
1 |
|
0 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
2 |
|
100 |
0,30 |
0,27 |
0,23 |
0,19 |
0,15 |
0,10 |
3 |
0,85 |
100 |
0,25 |
0,22 |
0,18 |
0,16 |
0,13 |
0,10 |
4 |
0,85 |
75 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
0,10 |
5 |
0,85 |
50 |
0,07 |
0,07 |
0,07 |
0,08 |
0,09 |
0,10 |
6 |
0,85 |
25 |
- |
- |
0,02 |
0,03 |
0,04 |
0,05 |
7 |
0,85 |
0 |
- |
0,01 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
8 |
0,85 |
100 |
0,10 |
0,12 |
0,14 |
0,16 |
0,18 |
0,20 |
9 |
0,6 |
75 |
0,07 |
0,07 |
0,07 |
0,08 |
0,09 |
0,10 |
10 |
0,6 |
50 |
0,05 |
0,06 |
0,07 |
0,08 |
0,09 |
0,10 |
11 |
0,6 |
25 |
- |
- |
0,02 |
0,02 |
0,03 |
0,03 |
12 |
0,6 |
0 |
- |
-- |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
13 |
|
0 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
0,03 |
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное)
Режимы работы при проведении испытаний
по определению выбросов вредных веществ дизелей
Номер |
Частота вращения коленчатого вала |
Крутящий момент, |
Коэффициент весомости режима |
1 |
|
- |
0,0833 |
2 |
|
10 |
0,080 |
3 |
|
25 |
0,080 |
4 |
|
50 |
0,080 |
5 |
|
75 |
0,080 |
6 |
|
100 |
0,250 |
7 |
|
- |
0,0833 |
8 |
|
100 |
0,100 |
9 |
|
75 |
0,020 |
10 |
|
50 |
0,020 |
11 |
|
25 |
0,020 |
12 |
|
10 |
0,020 |
13 |
|
- |
0,0833 |
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
(обязательное)
Содержание протокола
Каждый протокол испытаний должен содержать следующие основные сведения:
- наименование, адрес испытательной лаборатории;
- обозначение протокола (например порядковый номер) и нумерацию каждой страницы, а также общее количество страниц;
- марку двигателя, его заводской номер и наработку;
- завод - изготовитель двигателя и его адрес;
- марку топлива, на котором проводили испытания, и масла;
- значения полученных результатов;
- перечень примененного оборудования и средств измерений и данные об их аттестации и поверке соответственно;
- подпись и должность лица, ответственного за подготовку протокола испытаний, и дату его составления.
Текст документа сверен по:
официальное издание
Госстандарт России -
М.: ИПК Издательство стандартов, 2000