Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/25/1200040690.htm

          

ОДМ 218.1.001-2005  



РЕКОМЕНДАЦИИ
по разработке и применению документов технического
 регулирования в сфере дорожного хозяйства
 


Предисловие

     
     1. РАЗРАБОТАН: Техническим комитетом по стандартизации ТК-418 "Дорожное хозяйство", Московским автомобильно-дорожным институтом (государственным техническим университетом), Центром метрологии, испытаний и сертификации МАДИ (ГТУ) с учетом замечаний и предложений ФГУ "Росдортехнология", Российского союза научных и инженерных обществ, Российской академии транспорта, Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "Радор", Российской ассоциации подрядных организаций в дорожном хозяйстве "Аспор", Ассоциации проектных организаций "Родос", ОАО "ГипродорНИИ", ГП "РосдорНИИ", ДортрансНИИ Ростовского ГСУ
     
     2. СОГЛАСОВАН: Национальным институтом технического регулирования от 01.07.2005 N 04/64
     
     3. ВНЕСЕН: Управлением организации научно-технических исследований и конкурсов и Управлением имущества и правового обеспечения Федерального дорожного агентства
     
     4. ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от "__" _______ 2005 года N____*
______________
     * Соответствует оригиналу. - Примечание .
          
     5. ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
     
     

Раздел 1. Область применения

     
     Отраслевой дорожный методический документ "Рекомендации по разработке и применению документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства" (далее - методический документ) разработан в соответствии с п.3 статьи 4 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - ФЗ "О техническом регулировании") и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.
     
     Настоящий методический документ разъясняет и определяет принципы применения и соблюдения норм в сфере дорожного хозяйства с учетом действия ФЗ "О техническом регулировании", а также классификацию, порядок разработки, экспертизы, регистрации, издания, обновления, отмены и применения документов технического регулирования в указанной сфере.
     
     

Раздел 2. Нормативные ссылки

     
     В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:
     
     а) Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"
     
     б) ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
     
     в) ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения
     
     г) ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
     
     д) ГОСТ Р 1.10-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены
     
     е) ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.
     
     

Раздел 3. Термины и определения

     
     В настоящем методическом документе применяются следующие термины с соответствующими определениями:
     
     Дорожное хозяйство - комплекс, включающий в себя автомобильные дороги общего пользования Российской Федерации, а также юридические и физические лица, осуществляющие обследование, изыскания, проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования, проведение научных исследований, подготовку кадров, изготовление и ремонт дорожной техники, добычу и переработку материалов и иную деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог.
     
     Техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").
     
     Технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").
     
     Стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг. Стандарт может также содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").
     
     Национальный стандарт Российской Федерации - утвержденный Национальным органом Российской Федерации по стандартизации (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании").
     
     Стандарт организации - стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок (ГОСТ Р 1.12-2004).
     
     Отраслевой дорожный методический документ - акт рекомендательного характера, изданный распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве, разъясняющий методологию и положения нормативных правовых актов технического регулирования и (или) содержащий технические рекомендации в области проектирования, строительства, реконструкции, модернизации, ремонта и содержания автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
     
     

Раздел 4. Основные принципы применения и соблюдения норм в сфере дорожного хозяйства

     
     а) В соответствии со статьей 3 ФЗ "О техническом регулировании" техническое регулирование осуществляется в соответствии с принципами:
     
     - применения единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
     
     - соответствия технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
     
     - независимости органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
     
     - единой системы и правил аккредитации;
     
     - единства правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
     
     - единства применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
     
     - недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
     
     - недопустимости совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
     
     - недопустимости совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию;
     
     - недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
     
     б) В соответствии со статьями 4, 8 и 13 ФЗ "О техническом регулировании" к основным документам системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства относятся:
     
     - технические регламенты (общие и специальные);
     
     - национальные стандарты, правила (нормы) стандартизации и рекомендации по стандартизации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
     
     - стандарты организаций;
     
     - акты рекомендательного характера, издаваемые распоряжением федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве.
     
     в) В соответствии со статьями 6 и 8 ФЗ "О техническом регулировании" обязательные требования к отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяются совокупностью требований общих технических регламентов и специальных технических регламентов.
     
     Требования общих технических регламентов обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
     

     Специальные технические регламенты устанавливают обязательные требования только к тем отдельным видам продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной общим техническим регламентом.
     
     Технические регламенты принимаются только в целях:
     
     - защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
     
     - охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
     
     - предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
     
     Технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, продавцами, приобретателями.
     
     г) В соответствии со статьей 15 ФЗ "О техническом регулировании" и ГОСТ Р 1.2-2004 национальные стандарты применяются на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
     
     д) В соответствии с ГОСТ Р 1.10-2004 и ГОСТ Р 1.12-2004 правила (нормы) стандартизации устанавливают обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации на период до принятия соответствующих специальных технических регламентов, после чего данные положения должны быть утверждены постановлением Правительства Российской Федерации.
     
     е) В соответствии с ГОСТ Р 1.10-2004 и ГОСТ Р 1.12-2004 рекомендации по стандартизации содержат советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте.
     

     ж) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года N 677 общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы) устанавливают систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных группировок и направлены для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
     
     и)* В соответствии со статьей 17 ФЗ "О техническом регулировании" и ГОСТ Р 1.4-2004 стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

________________

     * Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание .     
     
     Стандарты организаций применяются в сфере дорожного хозяйства для целей совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
     
     Стандарты организации, принятые конкретным субъектом хозяйственной деятельности, соблюдаются им в обязательном порядке.
     
     Стандарты профессиональных научных, общественных объединений, ассоциаций, союзов, инженерных обществ и других объединений юридических лиц обязательны для организаций, являющихся членами этих объединений и официально подтвердивших готовность принять на себя эти обязательства.
     
     к) Документы рекомендательного характера (далее - отраслевые дорожные методические документы) в сфере дорожного хозяйства применяются на добровольной основе для целей разъяснения методологии и положений нормативных правовых актов, других нормативных документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.
     
     л) Совокупность документов системы технического регулирования, обеспечивающих функционирование дорожного хозяйства, представлена в таблице 1.
     
     

Документы технического регулирования, применяемые в дорожном хозяйстве

     
Таблица 1  

     

N
п/п

Наименование документа

Утверждающая инстанция

Назначение документа

Технические регламенты

а)

Общие технические регламенты

Принимаются международным договором Российской Федерации, федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации (статья 2 ФЗ "О техническом регулировании")

Устанавливает обязательные для применения и исполнения требования по вопросам:
     
- безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования;
     
- безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий;
     
- пожарной безопасности;
     
- биологической безопасности;
     
- электромагнитной совместимости;
     
- экологической безопасности;
     
- ядерной и радиационной безопасности
     

б)

Специальные технические регламенты

Устанавливают требования только к тем объектам технического регулирования, в отношении которых цели, определенные для принятия технических регламентов, не обеспечиваются требованиями общих технических регламентов
     

Документы в области стандартизации

в)

Национальные стандарты

Утверждаются Национальным органом Российской Федерации по стандартизации (статья 14 ФЗ "О техническом регулировании")

Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг. Стандарт может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Национальные стандарты обеспечивают доказательную базу специальных технических регламентов в сфере дорожного хозяйства в случаях, если в регламентах на них имеется ссылка
     

г)

Правила (нормы) в области стандартизации

Утверждаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ Р 1.10)

Устанавливают обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации
     

д)

Рекомендации по стандартизации

Утверждаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (ГОСТ Р 1.10)

Содержат советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте
     

е)

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации

Принимаются Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (постановление Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года N 677)

Устанавливают систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных группировок и направлены для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией
     

ж)

Стандарты организаций
     

Принимаются
организациями самостоятельно на
основании п.1 ст.17 ФЗ
"О техническом
регулировании" и
могут согласовываться
с федеральным
органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства (необходимость согласования определяется организацией)

Применяются для целей
совершенствования производства и обеспечения
качества продукции, выполнения
работ, оказания услуг, а также
для распространения и
использования полученных в
различных областях знаний
результатов исследований (испытаний), измерений и разработок

-

Стандарты профессиональ-
ных научных, общественных, инженерных организаций, ассоциаций и т.п.
     

 

-

Стандарты конкретных субъектов хозяйственной деятельности
     

Акты рекомендательного характера

и)*

Отраслевой дорожный методический документ:

Издается
федеральным органом
исполнительной
власти в области
дорожного хозяйства
на основании п.3
статьи 4 ФЗ "О техническом регулировании"

Применяются на добровольной основе для целей разъяснения методологии и положений нормативно-правовых актов, других документов системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства

-

Отраслевой дорожный методический документ по организации технического регулирования в сфере дорожного хозяйства
     

 

Систематизирует отдельные элементы сферы управления дорожным хозяйством и разъясняет положения организационно-технических основ технического регулирования в сфере дорожного хозяйства

-

Отраслевой дорожный методический документ по автомобильным дорогам, конструкциям и искусственным сооружениям на них

Содержит методики расчета и (или) разъясняет положения, устанавливающие нормативные параметры конструкций автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, а также - к их транспортно-
эксплуатационному состоянию
     

-

Отраслевой дорожный методический документ по ресурсам, используемым в дорожном хозяйстве, и их сбережению
     

Содержит методики расчета и (или) разъясняет положения технических и технико-экономических нормируемых параметров ресурсов и их сбережение

-

Отраслевой дорожный методический документ по дорожным и мостовым работам (услугам)

Содержит методики расчета и (или) разъясняет положения технических параметров по выполнению работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них
     

-

Отраслевой дорожный методический документ по технологиям, используемым в дорожном хозяйстве
     

Содержит технические рекомендации по технологическим процессам выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них

-

Отраслевой дорожный методический документ по обеспечению в дорожном хозяйстве специальных условий
     

Содержит технические рекомендации по обеспечению в дорожном хозяйстве выполнения специальных государственно-
регулируемых функций

-

Отраслевой дорожный методический документ по оценке соответствия, аккредитации, сертификации и контролю за соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве
     

Содержит технические рекомендации и (или) разъясняет положения в области соответствия, аккредитации, сертификации и контроля за соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве

-

Отраслевой дорожный методический документ по информационному обеспечению в дорожном хозяйстве
     

Содержит положения по сбору, обработке, хранению и использованию банков данных и знаний, организации и обеспечению функционирования интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве

________________

     * Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание .   
     
     

Раздел 5. Применение нормативных документов в переходный период

     
     а) Межгосударственные стандарты (ГОСТ) и государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), принятые до 1 июля 2003 года, являются национальными стандартами и на переходный период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям (статья 46 ФЗ "О техническом регулировании"):
     
     - защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
     
     - охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
     
     - предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
     
     б) В переходный период (до вступления в силу соответствующих технических регламентов) в дорожном хозяйстве продолжают действовать на добровольной основе, за исключением обязательных требований, соответствующих целям в пункте а) настоящего раздела, следующие категории нормативных документов:
     
     - отраслевые стандарты дорожного хозяйства (ОСТ);
     
     - строительные нормы и правила (СНиП);
     
     - санитарные нормы и правила (СанПиН);
     
     - отраслевые дорожные нормы (ОДН);
     
     - ведомственные строительные нормы (ВСН);
     
     - нормативные документы других ведомств, регулирующие вопросы дорожного хозяйства, в случае их регистрации Минюстом России;
     
     - отраслевые дорожные методические документы (ОДМ);
     
     - стандарты субъектов Российской Федерации;
     
     - нормы субъектов Российской Федерации;
     
     - стандарты предприятий дорожного хозяйства (СТП);
     
     - технические условия (ТУ).
     
     В данные категории нормативных документов не могут вноситься изменения и дополнения. В течение переходного периода положения данных нормативных документов должны быть переведены либо в технические регламенты, либо в национальные стандарты, либо правила (нормы) в области стандартизации, либо в рекомендации по стандартизации, либо в общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, либо в стандарты организаций, либо в отраслевые дорожные методические документы в соответствии с принципами технического регулирования.
     
     В случае ссылки на вышеперечисленные нормативные документы в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
     
     

Раздел 6. Классификация отраслевых дорожных методических документов в сфере дорожного хозяйства

     
     а) Для оптимизации и систематизации работ отраслевые дорожные методические документы дорожного хозяйства (далее - ОДМ) классифицируют по классификационным группам, приведенным в таблице 2.
     
     

Классификационные группы отраслевых дорожных методических документов

     
Таблица 2  

     

Классификационная группа

Наименование классификационной группы

1

Организация технического регулирования в сфере дорожного хозяйства

2

Автомобильные дороги, конструкции и искусственные сооружения на них

3

Ресурсы, используемые в дорожном хозяйстве, и их сбережение

4

Дорожные и мостовые работы (услуги)

5

Технологии, используемые в дорожном хозяйстве

6

Обеспечение в дорожном хозяйстве специальных условий производства

7

Оценка соответствия, в т.ч. аккредитация, сертификация и контроль за соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве

8

Информационное обеспечение в дорожном хозяйстве

9

Другие
     

     
     
     б) В ОДМ классификационной группы 1 систематизируются отдельные элементы сферы управления дорожным хозяйством и разъясняются положения организационно-технических основ технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.
     
     в) В ОДМ классификационной группы 2 разъясняются положения, устанавливающие:
     
     в) параметры конструкций автомобильных дорог по составляющим компонентам:
     
     - земляное полотно,
     
     - дорожная одежда,
     
     - дренаж и водоотвод;
     
     в) параметры искусственных сооружений по составляющим компонентам:
     
     - тоннели и трубы,
     
     - мосты, путепроводы и эстакады,
     
     - защитные сооружения,
     
     - объекты сервиса и элементы обустройства автомобильных дорог;
     
     в) нормируемые параметры транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
     
     г) ОДМ классификационной группы 3 разъясняют положения технических и технико-экономических параметров ресурсов, используемых в дорожном хозяйстве, и их сбережения:
     
     - энергия;
     
     - сырье;
     
     - материалы;
     
     - изделия и конструкции;
     
     - рабочая сила.
     
     д) ОДМ классификационной группы 4 разъясняют положения технических параметров выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них (мосты, тоннели, эстакады и др.):
     
     - строительство;
     
     - реконструкция;
     
     - модернизация;
     
     - ремонт;
     
     - содержание;
     
     - утилизация.
     
     е) ОДМ классификационной группы 5 разъясняют положения по технологическим процессам выполнения работ на автомобильных дорогах и искусственных сооружениях на них.
     
     ж) ОДМ классификационной группы 6 разъясняют положения по обеспечению в дорожном хозяйстве выполнения специальных государственно-регулируемых функций:
     
     - обеспечение безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по дорогам;
     
     - обеспечение экологической безопасности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них и процессов движения по автомобильным дорогам;
     
     - обеспечение единства измерений.
     
     и)* ОДМ классификационной группы 7 разъясняют положения организационно-технических и других требований в области оценки соответствия, в т.ч. аккредитации, сертификации и контроля за соблюдением требований технических регламентов в дорожном хозяйстве.

________________

     * Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание .
          
     к) ОДМ классификационной группы 8 разъясняют положения по сбору, обработке, хранению и использованию банков данных и знаний, организации и обеспечению функционирования централизованной интегрированной информационной системы в дорожном хозяйстве.
     
     

Раздел 7. Порядок разработки, экспертизы, согласования, утверждения, регистрации, введения в действие, обновления и отмены документов технического регулирования

     
     а) Общие и специальные технические регламенты разрабатываются, принимаются, изменяются и отменяются в порядке, установленном статьями 9 и 10 ФЗ "О техническом регулировании".
     
     б) Правила разработки национальных стандартов Российской Федерации определены в ст.16 Федерального закона "О техническом регулировании". При этом проекты национальных стандартов Российской Федерации, относящиеся к сфере дорожного хозяйства, в соответствии со статьей 16 ФЗ "О техническом регулировании" представляются разработчиками в ТК-418 для организации проведения экспертизы.
     
     В случае ссылки на утвержденные национальные стандарты в договорной (контрактной) документации положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
     
     в) Общероссийские классификаторы разрабатываются, принимаются, вводятся в действие, ведутся и применяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года N 677.
     
     г) Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации разрабатываются, утверждаются, изменяются, пересматривается и отменяются в порядке, установленном ГОСТ Р 1.10-2004.
     
     д) Стандарты организаций разрабатываются, утверждаются, учитываются, изменяются и отменяются организациями самостоятельно с учетом положений статей 11 и 12 ФЗ "О техническом регулировании" и ГОСТ 1.4-2004.
     
     Стандарты организации могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами (контрактами) (ГОСТ Р 1.4-2004).
     
     В случае ссылки на утвержденные стандарты организаций в договорной (контрактной) документации положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
     
     По решению организации утверждаемый стандарт может быть направлен в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства для согласования в порядке, изложенном в разделе 8 настоящего методического документа.
     
     е) ОДМ разрабатываются в порядке, изложенном в разделе 9 и 10 настоящих рекомендаций. В случае ссылки на официально принятые ОДМ в договорной (контрактной) документации, положения данных документов становятся обязательными для соблюдения сторонами, заключившими данный договор (контракт).
     
     

Раздел 8. Порядок согласования стандартов организаций федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства

     
     а) Разработчиком проекта стандарта организации может быть любое юридическое и (или) физическое лицо, прежде всего организация, предполагающая взять на себя обязательства соблюдения принятого ею стандарта организации.
     
     Разработанный проект стандарта организации с пояснительной запиской такая организация может разослать на отзыв заинтересованным субъектам хозяйственной деятельности дорожного хозяйства и другим организациям для возможно полного учета их опыта и интересов.
     
     б) Перед утверждением организация, предполагающая взять на себя обязательства соблюдения принятого ею стандарта организации, вправе направить окончательную редакцию проекта стандарта организации с пояснительной запиской, поступившими предложениями и замечаниями, со сводкой отзывов в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства на согласование.
     
     В случае, когда разработанный проект стандарта организации является стандартом профессиональных научных, общественных, инженерных организаций, ассоциаций и других объединений юридических лиц, то дополнительно в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства исполнительным органом таких объединений направляется список организаций (с указанием их реквизитов) - участников вышеперечисленных организаций, ассоциаций и других объединений юридических лиц, готовых принять на себя обязательства соблюдения данного стандарта организации.
     
     В пояснительной записке к проекту стандарта приводят:
     
     - наименование стандарта организации;
     
     - название организации-разработчика (или паспортные данные физического лица);
     
     - контактное лицо от организации-разработчика (или физическое лицо);
     
     - основание для разработки проекта стандарта организации;
     
     - краткую характеристику объекта стандартизации;
     
     - сведения о соответствии проекта стандарта организации законодательству Российской Федерации, обязательным требованиям принятых технических регламентов, а также национальным стандартам;
     
     - сведения о рассылке на отзыв проекта стандарта организации и обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (сводку замечаний);
     

     - подписи руководителя (зам. руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя (или физического лица - разработчика).
     
     Построение, изложение, оформление и содержание стандартов организаций осуществляется по ГОСТ Р 1.5-2004.
     
     в) Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект стандарта организации на предмет соответствия:
     
     - действующим федеральным законам, действующим техническим регламентам;
     
     - целям и принципам стандартизации, в том числе положениям, установленным настоящим методическим документом;
     
     - правилам и нормам, рекомендациям и классификациям в области стандартизации, общероссийским классификаторам;
     
     - ГОСТ Р 1.5-2004;
     
     - действующим национальным стандартам, нормативным и методическим документам, включая рекомендации настоящего ОДМ, в части показателей потребительских свойств продукции.
     
     При рассмотрении комплекта документов, упомянутых в п.б) раздела 8, федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства в установленном порядке организовывает экспертизу всех представленных материалов научными, проектными, производственными организациями дорожного хозяйства, в том числе Техническим комитетом по стандартизации "Дорожное хозяйство" ТК-418.
     
     г) В случае соответствия проекта стандарта организации позициям, указанным в п.в) раздела 8, федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства согласовывает его письмом за подписью заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства или начальника профильного подразделения его центрального аппарата.
     
     В случае если стандарт организации отклонен, мотивированное решение федерального органа исполнительной власти в дорожном хозяйстве с приложением замечаний в письменной форме направляется в организацию, представившую на согласование проект своего стандарта.
     
     д) Внесение изменений в стандарт организации и его пересмотр осуществляют в порядке, установленном для разработки стандартов организации (ГОСТ 1.4-2004).
     
     При наличии согласования стандарта федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства инициатор внесения изменений в стандарт направляет мотивированное обращение в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства, в который вносится предложение по внесению изменений в стандарт организации с изложением объективных причин и технико-экономическим обоснованием.
     

     Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства после рассмотрения внесенных материалов в случае положительного решения по вышеупомянутому предложению может согласовать изменения в стандарт организации.
     
     ж)* Отмена стандарта организации проводится в установленном порядке и осуществляется организацией, утвердившей данный стандарт.

________________

     * Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание .
          
     При наличии согласования стандарта организации федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства инициатор отмены стандарта организации направляет мотивированное обращение в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства, в который вносится предложение по отмене стандарта организации с изложением объективных причин и технико-экономическим обоснованием.
     
     Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства после рассмотрения внесенных материалов в случае положительного решения по вышеупомянутому предложению может отозвать свое согласование.
     
     з) В случае выхода или вступления новых участников в профессиональные научные, общественные, инженерные организации, ассоциации и другие объединения юридических лиц, готовых принять на себя обязательства по соблюдению ранее согласованного федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства стандарта организации, исполнительным органом указанных организаций направляется официальное уведомление в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства с указанием наименования этого стандарта, ссылкой на имеющееся согласование и реквизитов выбывших участников или новых участников, принимающих на себя обязательства соблюдения стандарта организации.
     
     и) Стандарты организаций, согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, применяются наряду с изданными в дорожном хозяйстве в установленном порядке ОДМ. При этом на титульном листе (или в предисловии) стандарта организации могут указываться реквизиты официального согласования федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства, полученного в соответствии с п.г) раздела 8 настоящего методического документа.
     
     к) Отсутствие согласования федерального исполнительной власти* в области дорожного хозяйства не исключает возможности принятия стандарта организации.
________________
     * Текст соответствует оригиналу. - Примечание .
     
     

Раздел 9. Порядок разработки, экспертизы, согласования и издания отраслевых дорожных методических документов

     
     а) Организация разработки ОДМ включает в себя подготовку и представление заявок на разработку данного документа в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства в соответствии с установленным регламентом данной процедуры.
     
     Предпочтение для разработки получают организации, специализирующиеся по определенным видам деятельности, обладающие наибольшим профессионально-кадровым и научно-техническим потенциалом, а также необходимой научно-технической и технико-экономической информацией.
     
     Разработка ОДМ может проводиться и представляться на рассмотрение в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства любой организацией в инициативном порядке при условии соблюдения рекомендаций настоящего методического документа.
     
     б) Организация, получившая заказ на разработку (размещение государственного заказа осуществляется путем проведения конкурсов), формирует рабочую группу, готовит проект ОДМ (первую редакцию) с пояснительной запиской к нему и рассылает на отзыв в заинтересованные организации.
     
     В пояснительной записке приводятся:
     
     - наименование документа;
     
     - название организации-разработчика;
     
     - контактное лицо от организации-разработчика;
     
     - основание для разработки документа;
     
     - краткая характеристика объекта рекомендаций (ОДМ);
     
     - сведения о взаимодействии с техническими регламентами, национальными стандартами и стандартами организаций, согласованными с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства;
     
     - сведения о рассылке на отзыв проекта документа и обобщенную характеристику принципиальных замечаний и предложений (сводку замечаний);
     
     - подписи руководителя (заместителя руководителя) организации-разработчика и ответственного исполнителя.
     
     в) Построение, изложение и оформление ОДМ осуществляется согласно ГОСТ Р 1.5-2004 и настоящему методическому документу.
     
     Структура ОДМ имеет следующий порядок: титульный лист, предисловие, содержание, область применения, нормативные ссылки, определения, содержательная часть документа (может состоять из нескольких глав), ключевые слова, приложения.
     
     Первую страницу титульного листа ОДМ оформляют в соответствии с приложением А. Наименование ОДМ должно быть кратким (приложение Б), точно характеризовать область распространения и обеспечивать правильное отнесение документа к конкретной классификационной группе по таблицам 1 и 2.
     

     В предисловии к ОДМ указывается состав разработчиков проекта документа, сведения о согласовании, основание издания данного ОДМ, указание о рекомендательном характере документа, а также информация о новизне документа ("вводится впервые") или об отмене предшествующих ("взамен").
     
     В структурный элемент "Нормативные ссылки" включаются общие и специальные технические регламенты, национальные стандарты, отраслевые дорожные методические документы и другие нормативно-технические документы (в том числе, в установленном порядке согласованные федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства).
     
     г) Организация-разработчик с учетом поступивших отзывов готовит окончательную редакцию проекта ОДМ и представляет ее вместе с пояснительной запиской в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства, который в установленном порядке организовывает экспертизу всех представленных материалов научными, проектными, производственными организациями дорожного хозяйства, в том числе в ТК-418.
     
     д) Экспертиза окончательной редакции проекта ОДМ проводится на соответствие:
     
     - действующим федеральным законам, действующим техническим регламентам;
     
     - целям и принципам системы технического регулирования в сфере дорожного хозяйства, в том числе положениям, установленным настоящим методическим документом;
     
     - правилам и нормам, рекомендациям и классификациям в области стандартизации, общероссийским классификаторам;
     
     - действующим национальным стандартам, стандартам организаций, согласованным с федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, нормативным и методическим документам, включая рекомендации настоящего ОДМ.
     
     е) Федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает проект ОДМ, результаты проведенной экспертизы и в случае положительного решения рекомендует к изданию и применению ОДМ распоряжением (подписанным руководителем или заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства).
     
     ж) После принятия ОДМ направляется в ТК-418 для регистрации и включения в реестр, а также в издательство (организацию), определенное в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в дорожном хозяйстве, для издания и распространения. Информация о принятых ОДМ публикуется в периодических изданиях федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
     

     з) Внесение изменений в ОДМ и его пересмотр осуществляют в том же порядке, что и разработка.
     
     и) Отмена ОДМ проводится в следующем порядке:
     
     - организация-инициатор отмены ОДМ направляет в федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства письмо, подписанное руководителем (заместителем руководителя) данной организации, в котором вносится предложение по отмене ОДМ с изложением объективных причин;
     
     - федеральный орган исполнительной власти в области дорожного хозяйства рассматривает данное предложение и в случае положительного решения издает соответствующее распоряжение и направляет его копию в ТК-418 для исключения данного документа из реестра. Информация об отмене ОДМ опубликовывается в периодических изданиях федерального органа исполнительной власти в области дорожного хозяйства.
     
     

Раздел 10. Обозначение отраслевых дорожных методических документов

     
     Обозначение отраслевых дорожных методических документов состоит из его номера, включающего в себя:
     
     - аббревиатуру "ОДМ";
     
     - трехзначное число с точкой, означающее комплекс дорожного хозяйства;
     
     - одназначное число, означающее классификационную группу документа по таблице 2 настоящего методического документа;
     
     - трехзначное число, означающее порядковый номер документа в классификационной группе;
     
     - четырехзначное число, означающее год регистрации документа.
     
     Пример обозначения настоящего отраслевого дорожного методического документа:
     

ОДМ

218.

1.

001-

2005

Отраслевой дорожный методический

Комплекс дорожного хозяйства

Классифи-
кационная группа "1"

Порядковый номер документа в

Год регистрации документа

документ

классифи-

кационной

группе "1"

     
Приложение А  


          

обозначение документа

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ





 





наименование документа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО

(Росавтодор)

МОСКВА 200

     
     
Приложение Б  

          
     В наименовании отраслевых дорожных методических документов в сфере дорожного хозяйства не допускаются сокращения (кроме условных обозначений продукции), математические знаки, римские цифры и греческие буквы.
     
     Наименования отраслевых дорожных методических документов могут носить следующие формулировки (примеры):
     
     1. Техническая классификация автомобильных дорог.
     
     2. Методические рекомендации по ремонту цементобетонных покрытий автомобильных дорог.
     
     3. Рекомендации по применению геосинтетических материалов при строительстве и ремонте автомобильных дорог.
     
     4. Руководство по оценке транспортно-эксплуатационного состояния мостовых конструкций.
     
     5. Правила по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
     
     6. Методика испытания противогололедных материалов.
     
     7. Пособие по охране окружающей среды при производстве дорожно-строительных материалов.
     
     8. Технологические карты по устройству земляного полотна и дорожных одежд автомобильных дорог.
     
     
     
Текст документа сверен по:
/ Федеральное дорожное агентство (РОСАВТОДОР). -
М.: Издательство ГП "Информавтодор", 2005