Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/25/1200045297.htm

     
     СП 35-117-2006

     
     
СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ

ДОМА-ИНТЕРНАТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Boarding schools (institutions) for disabled children

     
     
Предисловие

     
     1 РАЗРАБОТАН ФГУП "Научно-проектный институт учебно-воспитательных, торгово-бытовых и досуговых зданий" (Институт общественных зданий) и ЗАО "Архитектурное проектно-исследовательское объединение - Центр" (АПИО-Центр)
     
     2 ВНЕСЕН Департаментом по делам детей, женщин и семьи Министерства труда и социального развития Российской Федерации
     
     3 УТВЕРЖДЕН приказами генерального директора "АПИО-Центр" от 16 ноября 2004 г. N 5 и директора ФГУП "Институт общественных зданий" от 16 марта 2006 г.
     
     4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации 12 апреля 2006 г. N 3447-СК/07
     
     5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
     
     

Введение

     
     Настоящий Свод правил выполнен по государственному контракту N 1110-14/02 от 24 ноября 2002 г. с Госстроем России.
     
     Федеральная целевая программа "Дети-инвалиды" отражает общественные преобразования в нашей стране и направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, на создание условий для реализации психолого-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов.
     
     Социальные учреждения для детей-инвалидов, в числе которых дома-интернаты для детей-инвалидов, нуждаются в совершенствовании нормативной документации.
     
     В данном Своде правил содержатся требования к однопрофильным и многопрофильным домам-интернатам для детей-инвалидов со специализированными отделениями и единым на здание блоком общественных помещений (медицинских, административных, бытовых, столовой).
     
     Нормативной базой, регламентирующей мероприятия по решению домов-интернатов для детей-инвалидов, являются законодательные и нормативные документы, в числе которых:
     
     Федеральная целевая программа "Дети-инвалиды" (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.97 г. N 1207);
     
     Приказ Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РСФСР от 18 июля 1991 г. N 251/125 "О мерах по улучшению общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии";
     
     Федеральный Закон N 32. Собрание законодательства Российской Федерации 1995 г., ст. 31 98 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
     
     "Положение о детском доме-интернате для детей с физическими недостатками". Приказ Министерства социального обеспечения РСФСР от 5 ноября 1980 г. N 122;
     
     Постановление об утверждении "Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Дом-интернат для умственно отсталых детей"" Минтруда и социального развития РФ N 54 от 8 августа 2002 г.
     
     Кроме перечисленных законодательных документов учтен комплекс отраслевых нормативных документов N 35, касающихся проектирования и строительства для маломобильного населения и инвалидов.
     
     В работе частично использованы следующие материалы:
     
     - МГСН 4.02-94 "Дома-интернаты для детей-инвалидов"
     
     - ВСН 62-91*/Госкомархитектура "Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения". Разделы 1 и 2, 1994.
     
     - Рекомендации по проектированию домов-интернатов для умственно отсталых детей. М., 1980.
     
     В документе также учтены работы специалистов: канд. архит. Смывиной Л.А. (ФГУП "ИОЗ"); канд. архит. Тюричевой М.Н. (АПИО-Центр); канд. архит. Щетининой Н.Н. (ЦНИИЭП учебных зданий); канд. архит. Цытовича Г.Н. (ЦНИИЭП учебных зданий).
     
     Работа выполнена авторским коллективом в следующем составе:
     
     научный руководитель - канд. архит. Л.А.Смывина (ФГУП "ИОЗ");
     
     ответственные исполнители: канд. архит. Т.А.Исаева (ФГУП "ИОЗ") и д-р мед. наук, профессор Н.Ф.Дементьева (ФЦЭРИ), при участии: инж. Л.В.Сигачевой, инж. Н.И.Чернозубовой (ФГУП "ИОЗ"), компьютерная графика: канд.техн.наук В.Ф.Кротюка, инж. И.Р.Домрачевой (ФГУП "ИОЗ").
     
     Научный редактор нормативного документа - канд. архит. A.M.Гарнец (ФГУП "ИОЗ").
     
     

     1 Область применения

     
     1.1 Положения Свода правил (далее - СП) распространяются на здания домов-интернатов (далее - учреждения) для стационарного проживания детей-инвалидов с сохранным интеллектом и физическими недостатками и умственно отсталых с различной степенью инвалидности. Определения учреждений даны в приложении А.
     
     1.2 Требования Свода правил следует учитывать при проектировании новых объектов, реконструкции и модернизации существующего фонда, при решении функциональных зон помещений домов-интернатов различного назначения, при экспертизе проектов.
     
     Настоящий СП предназначен также для применения органами архитектуры и градостроительства, социальной защиты населения, общественными организациями и фондами - собственниками объектов.
     
     В случае реконструкции зданий для домов-интернатов следует учитывать кроме требований настоящего СП также требования нормативного документа по реконструкции СП 35-114.
     
     

     2 Нормативные ссылки

     
     В настоящем Своде правил приведены ссылки на следующие нормативные документы:
     
     СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"
     
     СНиП 23-03-2003 "Защита от шума"
     
     СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные"
     
     СНиП 23-05-95* "Естественное и искусственное освещение"
     
     СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"
     
     СНиП 41-01-03 "Отопление, вентиляция и кондиционирование"
     
     СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий"
     
     СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений"
     
     СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения"
     
     ГОСТ 11015-93 "Столы ученические. Типы и функциональные размеры"
     
     ГОСТ 11016-93 "Стулья ученические. Типы и функциональные размеры"
     
     СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения"
     
     СП 35-114-2003 "Реконструкция и приспособление зданий для учреждений социального обслуживания пожилых людей"
     
     ПУЭ "Правила устройства электроустановок"
     
     ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в Российской Федерации"
     
     НПБ 88-2001* "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования"
     
     НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"
     
     СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий"
     
     СанПиН 2.4.1201-03 "Гигиенические требования к устройству, содержанию, оборудованию и режиму работы специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"
     
     СанПиН 2.4.1249-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений"
     
     ВСН 281-75 "Указание по проектированию систем автоматизации технологических процессов"
     
     

     3 Общие положения

     
     3.1 Здания учреждений домов-интернатов для детей-инвалидов рассчитаны на проживание различных возрастных групп детей:
     
     - с сохранным интеллектом, имеющих физические недостатки, в возрасте от 3 до 16 лет в соответствии с таблицей Б.1 приложения Б;
     
     - умственно отсталых в возрасте от 4 до 18 лет в соответствии с таблицей Б.2 приложения Б.
     
     3.2 В учреждениях для детей-инвалидов следует предусматривать необходимый набор помещений - жилых, служебно-бытовых, хозяйственных, административных, медицинских; культурно-массовых и досугового назначения, создавать условия для обеспечения обстановки, максимально приближенной к домашней, сочетая ее с необходимым медицинским обслуживанием.
     
     Структура учреждений и взаимосвязь помещений приведены на рисунке 1, состав и площади помещений приведены в таблицах Г.1-Г.7 приложения Г.
     
     В учреждениях для детей-инвалидов могут быть запроектированы "дневные отделения" для круглосуточного пребывания детей на пять дней в неделю (при согласовании с органами социальной защиты с учетом устава учреждения).
     
     3.3 Вместимость учреждений для детей-инвалидов рекомендуется принимать 100-200 мест в соответствии с таблицами В.1 и В.2 приложения В.
     
     3.4 При проектировании домов-интернатов для детей-инвалидов следует учитывать требования строительных норм и правил применительно к зданиям общественного назначения согласно СНиП 2.08.02 и СНиП 35-01, а также следует соблюдать гигиенические требования к устройству и организации режима работы в домах-интернатах для детей-инвалидов в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278, СанПиН 2.4.1249.
     
     3.5 В домах-интернатах для детей-инвалидов противопожарную защиту следует обеспечивать в соответствии с требованиями СНиП 21-01. По функциональной пожарной опасности интернаты относятся к классу Ф.1.1. согласно СНиП 21-01, п.5.21*.
     
     3.6 Оптимальная этажность домов-интернатов для детей-инвалидов рекомендуется 1-2 этажа.
     
     При числе этажей более двух учреждения для детей-инвалидов должны быть оборудованы лифтами (по расчету), в том числе и кроватными. Количество лифтов в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование.
     
     В интернатах для детей-инвалидов следует предусматривать кроме лифтов и пандусы. Уклон пандуса на путях передвижения инвалидов на колясках внутри и снаружи здания следует принимать не более 1:12 согласно СНиП 2.08.02, п.1.94.
     
     3.7 В зависимости от возраста и тяжести заболевания принцип размещения групп детей по этажам должен подчиняться следующим правилам:
     
     - лежачие, обездвиженные дети размещаются не выше первого этажа;
     
     - дети до 6 лет - не выше второго этажа.
     
     В учреждении для детей-инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата расчетное число колясочников в отделении следует принимать 20-30% вместимости отделения. В отделении для умственно отсталых детей, передвигающихся с трудом, число колясочников рекомендуется принимать 2-3% вместимости отделения. Общее количество колясочников следует уточнять при составлении задания на проектирование.
     
     3.8 Жилая площадь в домах-интернатах для детей-инвалидов принимается 4 м/место для дошкольных групп и 6 м/место для остальных групп согласно таблицам Г.1 и Г.2 приложения Г.
     
     3.9 Высоту помещений учреждения для детей-инвалидов следует принимать согласно СНиП 31-01 (высота жилых помещений от пола до потолка не менее 2,5 м. Для климатических районов 1А, 1Б, 1Г, 1Д, IIА - не менее 2,7 м), высоту общественных помещений, кроме помещений столовой, допускается принимать равной высоте жилых помещений. Высоту помещения столовой следует принимать не менее 3 м согласно СНиП 2.08.02.
     
     3.10 Ориентацию окон помещений по сторонам горизонта следует принимать с учетом требований СанПиН 2.4.1249, СНиП 23-05 и таблицы 1.
     
     
Таблица 1 - Ориентация помещений
     

Помещения

Ориентация помещений

севернее 45° СШ

южнее 45° СШ

оптимальная

допустимая

оптимальная

допустимая

Групповые комнаты дневного пребывания

Ю, ЮВ, В

На ЮЗ не более 25% комнат

Ю, ЮВ

Любая, кроме С, СЗ, З

Спальные комнаты

Любая, кроме северной части горизонта от 310° до 50°

Классы

ЮВ

На ЮЗ, З не более 25% классов

Ю, ЮВ

Любая, кроме ЮЗ, З

Палаты изолятора и карантинного отделения

Ю, ЮВ

На ЮЗ не более 50% коек отделения

Ю, ЮВ

Любая, кроме С, СЗ, 3

Палаты для лежачих

Ю, ЮВ, В

На 3, СЗ и СВ не более 10% коек отделения

Ю, ЮВ

На СЗ не более 10%

Учебно-производственные

Ю, ЮВ, В

На ЮЗ не более 25% помещений

Ю, ЮВ, В

Любые, кроме З, ЮЗ

Кабинеты врачей, процедурные, комнаты сестер, лечебные помещения, комнаты персонала

Без ограничения

     Примечания
     
     1 В классе для занятий ориентация указана для основного света слева.
     
     2 При расположении окон в противоположных стенах помещения ориентация не нормируется.

     
     
     3.11 Необходимость мероприятий по решению учреждений гражданской обороны определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование.
     

     Требования к интерьеру и размерам внутреннего пространства

     
     3.12 Организация внутреннего и внешнего пространства, учитывающая особенности детей-инвалидов, проектируется исходя из обязательных минимально допустимых параметров комфортного проживания в соответствии с таблицами Б.1-Б.2; В.1-В.2; Г.1-Г.8 приложений Б-Г, рисунком 2.
     
     3.13 Оборудование помещений для детей-инвалидов следует принимать в соответствии с антропологическими и эргонометрическими данными детей, имеющих различные нарушения физического и умственного развития, в соответствии с рисунком 2. Параметры помещений для детей с физическими недостатками (нарушением зрения, слуха, речи) принимаются такими же, как и для помещений, рассчитанных на здоровых детей, в этом случае площадь тела в плане равна 0,1 м (в летней одежде).
     
     Для слепых детей (с остротой зрения 0-0,05), которые используют ориентировочную трость для передвижения в окружающем пространстве, среднюю площадь тела в плане следует принимать 0,4 м.
     
     Для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей, аномальных детей площадь тела ребенка, занимаемая в плане, составляет:
     
     - без использования дополнительных опор - 0,25 м;
     
     - с одной дополнительной опорой - 0,2 м;
     
     - с двумя дополнительными опорами - 0,3 м (по данным д-ра архит., проф. В.К.Степанова).
     
     На основе антропологических и эргонометрических данных детей-инвалидов жилые помещения следует принимать не менее, м:
     
     - спальные комнаты для детей-инвалидов с физическими недостатками - 4,0; для слепых (с остротой зрения 0-0,05) - 4,5;
     
     - спальные комнаты для детей-инвалидов лежачих - 6,0;
     
     - комнаты дневного пребывания - 3;
     
     - классные комнаты в жилых ячейках - 2,5.
     
     3.14 В составе жилой ячейки для детей с физическими недостатками, для старшеклассников следует предусматривать дополнительно комнаты для индивидуальных занятий площадью на 1 воспитанника не менее 1,5 м/место, а для детей-инвалидов с последствиями полиомиелита и церебральных параличей - не менее 1,8 м/место.
     
     3.15 При проектировании помещений рекомендуется пользоваться габаритными схемами, приведенными на рисунках 3-11.
     
     

     4 Планировка участка

     
     4.1 Дома-интернаты для детей-инвалидов следует размещать на обособленных участках в озелененных районах селитебной территории, вблизи подъездных дорог, действующих инженерных коммуникаций в пределах радиуса обслуживания пожарного депо, на расстоянии не менее 3000 м от промышленных предприятий, улиц и дорог с интенсивным движением транспорта и железнодорожных путей, а также других источников повышенного шума, загрязнения воздуха и почвы.
     
     4.2 Площадь земельного участка учреждений для детей-инвалидов следует принимать в соответствии с таблицами В.1 и В.2 приложения В.
     
     При строительстве нового здания дома-интерната для детей-инвалидов в районах с затесненной застройкой площадь земельного участка может быть уменьшена, но не более чем на 20%.
     
     4.3 На участке следует разграничивать его территорию для площадок групп детей с сохранным интеллектом и детей умственно отсталых с учетом использования различными группами соответствующих функциональных зон организованных площадок на одну группу или общую на 2-3 группы:
     
     - учебно-производственной зоны (садово-ягодные участки);
     
     - зоны отдыха (площадки для встречи с родителями, площадки, оборудованные скамейками и столами, цветниками, прогулочные дорожки, лужайки для игр);
     
     - хозяйственной зоны (гараж, овощехранилище, котельная, мусоросборник, склад).
     
     Площадь участка и состав площадок для различных групп следует принимать в соответствии с таблицами В.1 и В.2 приложения В и СНиП 2.07.01 (таблица 7).
     
     4.4 На территории участка следует предусматривать два самостоятельных въезда, один из въездов должен быть хозяйственным. При въезде на участок необходимо предусматривать стоянку легковых машин на 3-5 машин (25 м на место).
     
     4.5 Озеленение участка следует принимать не менее 40% площади участка.
     
     4.6 Участок здания учреждения для детей-инвалидов необходимо ограждать оградой высотой 2 м с запирающимися калиткой и воротами.
     
     4.7 Здания домов-интернатов следует размещать в пределах радиуса обслуживания пожарного депо.
     
     4.8 При проектировании протяженных (блокированных) зданий должны быть предусмотрены сквозные проезды шириной в свету не менее 4,25 м.
     
     Степень огнестойкости домов-интернатов для детей-инвалидов должна быть не ниже II степени огнестойкости.
     
     

     5 Объемно-планировочные решения

     
     5.1 Учреждения для детей-инвалидов с сохранным интеллектом, а также учреждения для детей умственно отсталых формируются из жилых отделений, жилых групп и жилых ячеек, помещений медицинского, хозяйственного и бытового назначения. При проектировании рекомендуется предусматривать вариант решения учреждения (многопрофильных) с интеграцией жилых отделений для детей с сохранным интеллектом и для умственно отсталых детей при четком разграничении отделений. Планировку здания необходимо решать исходя из функциональной структуры учреждения и с учетом СП 35-101, с единым блоком медицинских, административных, хозяйственных, культурно-массовых помещений и столовой. Схема планировки здания для детей-инвалидов представлена на рисунках 3-5. Состав и площадь помещений следует принимать в соответствии с таблицами Г.3-Г.7 приложения Г.
     
     5.2 В состав домов-интернатов для детей-инвалидов входят следующие основные группы помещений:
     
     - приемно-карантинное отделение;
     
     - жилые отделения для умственно отсталых детей;
     
     - жилые отделения для детей с сохранным интеллектом, имеющих физические недостатки;
     
     - общественные помещения:
     
     - учебно-производственные;
     
     - зальные;
     
     - медицинские и сенсорные;
     
     - служебно-бытовые;
     
     - пищеблок;
     
     - культурно-массовые и досуговые помещения;
     
     - помещения проживания персонала (при загородном размещении дома-интерната для детей-инвалидов).
     
     5.3 Все основные группы помещений учреждений для детей-инвалидов должны быть, как правило, функционально изолированы и взаимосвязаны через коммуникационные пространства. На практике обеспечить всем группам помещений необходимую изоляцию достаточно сложно. Поэтому допускаются некоторые группы помещений, кроме жилых, предусматривать проходными.
     
     Функционально-планировочную организацию домов-интернатов для детей-инвалидов желательно проектировать с обособленными жилыми отделениями, которые рекомендуется соединять с блоком общественных помещений короткими (6 м) теплыми переходами, как показано на рисунке 5.
     

     Приемно-карантинное отделение с изолятором

     
     5.4 Приемно-карантинное отделение следует проектировать с отдельным самостоятельным выходом на участок. Приемное отделение должно иметь непосредственную связь с карантинным отделением.
     
     Площадь на одно приемно-смотровое место представлена в таблице 2.
     
     
Таблица 2 - Приемное отделение
     
     

Помещения

Площадь, м

Вестибюль-ожидальная

12

Уборная при вестибюле (с электрополотенцесушителем при шлюзе)

3

Приемно-смотровая

16

Санпропускник-раздевальная

6

Ванна с комнатой для одевания

12

Место для хранения каталок

6

Комната для временного хранения вещей поступающих

4

Комната для хранения мягкого инвентаря

4

ИТОГО:

63

     
     
     В карантинном отделении количество мест ориентировочно принимается 3% общего числа детей-инвалидов в доме-интернате.
     
     5.5 Окна в карантинном отделении следует проектировать из небьющегося стекла. Высота подоконника проектируется не менее 0,9 м от уровня пола. На окнах необходимо предусмотреть фрамуги или форточки, высоту размещения затворов фрамуг и форточек следует принимать от уровня пола 2,0-2,2 м.
     

     Жилые ячейки

     
     5.6 Жилые ячейки для детей-инвалидов с физическими недостатками, но с сохранным интеллектом следует дифференцировать в зависимости от возраста и степени инвалидности в соответствии с таблицей Г.1 приложения Г и рисунком 6:
     
     - для дошкольников - тип 1а;
     
     - для подростков и старшеклассников - тип 1б;
     
     - для лежачих, обездвиженных детей - тип 1в.
     
     5.7 Жилую ячейку тип 1а следует предусматривать для детей-инвалидов в возрасте 3-7 лет. Жилая ячейка должна включать жилые комнаты на 4-6 человек, буфетную, комнату для игр, раздевальную, комнату воспитателя и санитарно-гигиенические помещения в соответствии с рисунками 5 и 7.
     
     5.8 Жилую ячейку тип 1б следует предусматривать для детей-инвалидов подросткового возраста, подготовительной группы к общеобразовательным школьным занятиям в возрасте 6-7 лет и группы детей профессионального обучения 8-16 лет.
     
     В жилой ячейке должны быть жилые комнаты на 2-3-4 человека, которые представлены на рисунках 6 и 8.
     
     В составе жилой ячейки 1б следует предусматривать классы для обучающихся детей, состав и площади которых представлены в таблице Г.3 приложения Г.
     
     Помещения жилой ячейки для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата следует проектировать с учетом функциональных зон, обеспечивающих подъезд ребенка-инвалида в кресле-коляске к любой точке помещения, зону размещения кресла-коляски следует принимать шириной - 0,9 м и длиной - 1,5 м.
     
     5.9 Жилая ячейка тип 1в предусматривается для лежачих детей, имеющих физические недостатки, не способных к передвижению, физически обездвиженных. Жилые комнаты следует рассчитывать на возрастные группы от 3 до 7 лет и от 8 до 16 лет. Вместимость жилых комнат следует проектировать на 6-8 человек.
     
     Для удобства наблюдения за проживающими в жилых ячейках типа 1в шлюз-передняя не предусматривается. В ванной комнате следует предусмотреть зону для мытья клеенок. Состав и площади помещений жилой ячейки 1в представлены в таблице Г.1 приложения Г и на рисунке 10.
     
     5.10 Жилые ячейки для умственно отсталых детей следует дифференцировать в зависимости от возраста и степени инвалидности по таблице Г.2 приложения Г и рисунку 9:
     
     - для младшей группы - тип 2а;
     
     - для средней и старших групп - тип 2б;
     
     - для лежачих детей-инвалидов - тип 2в.
     
     5.11 Жилую ячейку тип 2а следует предусматривать для детей младших групп в возрасте 4-8 лет с нарушенным интеллектом. В жилых ячейках тип 2а следует предусматривать: комнату воспитателя, игровую-столовую, жилые комнаты на 4-6 чел. Схема планировки жилой ячейки 2а представлена на рисунках 7, 10. Состав и площади помещений жилой ячейки 2а представлены в таблице Г.2 приложения Г.
     
     5.12 Жилая ячейка тип 2б рассчитывается для детей в возрасте 8-12 лет и 12-18 лет, свободно или с трудом передвигающихся, способных к обучению. Жилые комнаты принимаются вместимостью на 2-3-4 чел. Схема планировки жилой ячейки представлена на рисунках 8 и 9. Состав и площади помещений жилой ячейки типа 2б принимаются согласно таблице Г.2 приложения Г.
     
     5.13 В составе помещений жилой ячейки типа 2б для умственно отсталых детей 8-12 лет следует предусматривать учебные помещения (классы) исходя из подготовительной работы с ребенком по овладению им трудовыми навыками для дальнейшего обучения в учебно-производственных мастерских.
     
     5.14 Жилую ячейку тип 2в следует предусматривать для детей-инвалидов умственно отсталых, не способных к передвижению, обездвиженных, лежачих. Она состоит из жилых комнат на 6-8 чел., при которых размещаются ванна с зоной для мытья клеенок, буфетная и кладовые для уборочного инвентаря и хозяйственные встроенные шкафы. В жилой ячейке типа 2в возможно размещение двух спален, вариант такого решения представлен на рисунках 9 и 10.
     
     Состав и площади помещений жилой ячейки типа 2в представлены в таблице Г.2 приложения Г.
     
     5.15 Раздевальные помещения для жилых ячеек типов 2а и 2б следует оборудовать встроенными шкафами с подсушкой одежды и обуви.
     
     В спальных помещениях жилых ячеек следует предусматривать встроенные шкафы для хранения запаса чистого белья и спальных принадлежностей (0,15 м/чел.). Схемы решения жилых ячеек типа 2 представлены на рисунке 9.
     
     5.16 На каждые две жилые ячейки обучаемых детей-инвалидов рекомендуется устраивать одну неотапливаемую веранду площадью 1 м/чел.
     

     Учебные помещения

     
     5.17 Для занятий обучаемых умственно отсталых детей, подготовительных групп трудового обучения (для среднего и старшего возраста детей) могут использоваться также комнаты трудотерапии, планировочная схема которых представлена на рисунке 11.
     
     5.18 Учебная группа помещений для 1-го класса состоит из помещений для индивидуальных занятий и комнаты для игр, выполняющей функцию рекреационного помещения для отдыха во время занятий. Площади помещений приведены в таблицах Г.1 и Г.2 приложения Г.
     
     5.19 Учебная группа помещений для воспитанников II-IV классов состоит из классных комнат, мастерских для трудового обучения, рекреаций и санитарных узлов, площади которых представлены в таблице Г.3 приложения Г.
     
     5.20 Учебная группа помещений для средних и старших классов состоит из учебных классов, кабинетов лабораторий, лаборантских при них, рекреационных помещений и санитарных узлов.
     
     Учебные кабинеты и лаборатории для средних и старших классов могут быть использованы для кружковых и индивидуальных занятий в неурочное время.
     
     5.21 Лаборантские предусматриваются при каждом кабинете, а при лабораториях - по каждому предмету (химии, физике, биологии). Лаборантские являются местом для размещения отраслевой библиотеки, информационно-пленочных материалов, частичного хранения средств обучения, наглядных пособий. Состав помещений учебной и профессиональной подготовки для детей с сохранным интеллектом представлен в таблице Г.3 приложения Г.
     
     5.22 Рекреационные помещения проектируются из расчета не менее 1 м на одного учащегося с учетом их универсального использования для занятий кружков, секций, игр (в том числе настольного тенниса).
     
     5.23 Площадь класса принимается из расчета 2 м на человека. Классы оборудуются одноместными столами для детей, доской школьного типа, однотумбовым столом для воспитателя, шкафами для хранения наглядных пособий и тетрадей.
     
     5.24 В классах необходимо предусмотреть сквозное или угловое проветривание, которое допускается осуществлять через рекреационное помещение или коридор.
     
     Площадь застекленной поверхности окон в классах составляет 1/5-1/6 площади пола; 50% окон следует устраивать с фрамугами или форточками. На столы обучающихся детей свет должен падать слева.
     
     5.25 Учебные кабинеты для детей средней имбецильности (ручного труда, домоводства, агротехники и т.п.) должны состоять из двух помещений: собственно помещения для занятий и комнаты для хранения инструмента и запасного материала.
     

     Учебно-производственные мастерские

     
     5.26 Для производственной практики обучающихся предусматриваются учебно-производственные мастерские (УПМ). Учебно-производственные мастерские следует проектировать раздельно для детей-инвалидов с сохранным интеллектом в возрасте 8-16 лет и для умственно отсталых детей в возрасте 12-18 лет. Состав и площади помещений представлены в таблице Г.3 приложения Г.
     
     5.27 Для детей с сохранным интеллектом учебно-производственные мастерские (далее - УПМ) профессиональной подготовки включают учебные классы, учебные кабинеты, мастерские. Взаимосвязь учебно-производственных помещений профессиональной подготовки должна осуществляться через коридоры и рекреации при обеспечении изолированности всех учебных кабинетов и мастерских.
     
     Площадь учебных помещений рассчитывается для воспитанников I-IV классов 1,7 м/место; V-IX (или V-XI) классов - 2,2 м/место.
     
     5.28 Для самостоятельно передвигающихся умственно отсталых детей помещения УПМ принимаются из расчета от 3 до 8 м/место.
     
     5.29 Высоту помещений для учебно-производственных мастерских рекомендуется принимать 4,2 м.
     
     5.30 При УПМ на каждую мастерскую площадью 90 м предусматриваются: комната организатора работ (8 м), склады заготовок (12 м); складские помещения должны быть связаны с мастерскими.
     
     5.31 Учебно-производственные мастерские детского дома-интерната для обучаемых умственно отсталых детей состоят из классов, кабинета домоводства, производственных мастерских, кабинета заведующего учебной частью, методического кабинета в соответствии с таблицей Г.3 приложения Г.
     
     5.32 В домах-интернатах для обучаемых умственно отсталых детей старшей группы в целях осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии необходимо создание лечебно-трудовых мастерских (далее - ЛТМ), таблица Г.3, п.31 приложения Г.
     
     Для детей-инвалидов 16-18 лет следует проектировать ЛТМ, предусматривающие профессии почтальона - оператора электронной почты, переплетчика и др. Выбор профиля мастерских уточняется заданием на проектирование в зависимости от контингента детей, а также конкретных условий и возможностей места строительства.
     
     5.33 Площадь помещений мастерских определяется из условий размещения станочного оборудования, стола инструктора и рабочих мест обучаемых. При этом следует учитывать, что расстояние между рядами (проход вдоль мастерской) должно быть не менее 90 см.
     
     5.34 В мастерских для детей-инвалидов ширина основного прохода - 1,5 м, расстояние между столами в ряду, предназначенными для детей-инвалидов, должно быть не менее 1,5 м в соответствии с рисунком 11.
     
     5.35 Лечебно-трудовые мастерские следует предусматривать для детей-инвалидов старших групп - воспитанников с сохранным интеллектом и нарушенным интеллектом, способных к частичному самообслуживанию. Вместимость и профиль лечебно-трудовых мастерских следует определять заданием на проектирование и в соответствии с таблицей Г.3 приложения Г.
     

     Медицинские помещения

     
     5.36 Медицинские помещения предназначаются для лечебных и коррекционно-оздоровительных мероприятий. Их следует проектировать общими на весь дом-интернат для детей-инвалидов.
     
     Общие на здание медицинские помещения домов-интернатов для детей-инвалидов состоят из кабинетов врачей, врачей-консультантов, кабинета медсестры, физиотерапевтического кабинета, общеклинической лаборатории, аптеки, кабинета ЛФК, сенсорной и позиционирующей комнат. Состав и площади помещений представлены в таблице Г.4 приложения Г.
     
     При планировке лечебных помещений следует учитывать, что умственно отсталые дети на процедуры приходят группами до 15 чел. в сопровождении персонала, процедуры происходят в открытых просматриваемых помещениях, залах. Применение закрытых кабин запрещается.
     

     Служебно-бытовые помещения

     
     5.37 В состав служебно-бытовых помещений входят следующие помещения: вестибюль 0,5 м/место с гардеробом и санузлом, комната для посетителей, помещение инженерно-технического персонала, комната отдыха персонала, кабинет директора, заместителя директора по хозяйственной части, бытовые помещения персонала с комнатой отдыха, кладовые сезонной одежды и обуви, мебели и инвентаря, комната бухгалтерии, архив, парикмахерская, мастерская текущего ремонта оборудования и инвентаря (36 м), хозяйственный склад (36 м), радиоузел, АТС, прачечная-постирочная с группой помещений, площади которых следует принимать по таблице Г.5 приложения Г.
     
     5.38 Прачечную-постирочную следует проектировать из расчета ее работы в две смены производительностью 1 кг белья в сутки на одно место для отделений детей, имеющих отклонение в развитии (с сохранным интеллектом и умственно отсталых); 2 кг белья в сутки на одно место для лежачих детей, имеющих отклонение в развитии.
     
     5.39 В состав прачечной-постирочной входят: помещение для сортировки грязного белья с постирочной, дезинфицирующее отделение, помещение для хранения дезинфекционных средств и приготовления растворов, центральная бельевая; комната для хранения одежды, предназначенной на списание, помещения для персонала в соответствии с таблицей Г.5 приложения Г.
     

     Помещения общественного питания

     
     5.40 В домах-интернатах для детей-инвалидов предусматриваются помещения питания:
     
     - буфетная с мойкой на жилую ячейку, в которую из производственных помещений кухни-столовой для категории детей, передвигающихся с трудом, лежачих питание доставляется в бочках и термосах в помещение буфетной жилой ячейки. Питание происходит в жилой комнате. В жилых ячейках для обездвиженных детей помимо буфетных проектируются шкафы для хозяйственных принадлежностей и место для тары, площадь которых следует принимать в соответствии с таблицами Г.1 и Г.2 приложения Г;
     
     - столовая с обеденным залом (пищеблок), рассчитанная в целом на учреждение. Столовая работает на сырье. Обеденный зал проектируется на детей самостоятельно передвигающихся. Состав и площади столовой и обеденного зала следует принимать в соответствии с таблицей Г.6 приложения Г, справочным пособием к СНиП "Проектирование общественного питания" и СанПиН 2.4.1201.
     
     5.41 Площадь обеденного зала столовой следует принимать для детей-инвалидов младших групп 1,4 м/место, для детей-инвалидов средних и старших групп - 2,4 м/место. При количестве более 150 мест следует предусматривать несколько залов (два-три). Рядом с обеденным залом для персонала рекомендуется предусматривать обеденный зал площадью не менее 14-16 м.
     
     Зальные помещения
     
     5.42 Зальные помещения следует предусматривать для детей с сохранным интеллектом и умственно отсталых обучаемых детей-инвалидов. Зальные помещения включают спортивный и актовый залы, фойе. Состав и площади зальных помещений представлены в таблице Г.7 приложения Г.
     
     5.43 Площадь актового зала проектируется из расчета размещения в нем 75% воспитанников при 0,8 м площади на одно место в соответствии с таблицей Г.7 приложения Г.
     
     Помещения культурно-массового и досугового назначения
     
     5.44 Состав и площади помещений культурно-массового назначения рекомендуется проектировать в соответствии с таблицей Г.7 приложения Г.
     
     5.45 Для детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении координации движения, проектируется зал ритмики (занятия под музыку) площадью из расчета 5 м на воспитанника.
     
     5.46 Площади кинопроекционной радиоузла следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.02.
     
     5.47 В доме-интернате для детей-инвалидов рекомендуется проектировать библиотеку, включающую читальный зал, - 2,5 м/место, книгохранилище площадью не менее 18 м и информационно-справочную комнату площадью не менее 12 м. Количество мест в читальном зале рекомендуется принимать 10% вместимости дома-интерната.
     
     

     6 Инженерное оборудование

     
     Водоснабжение и канализация
     
     6.1 В домах-интернатах для детей-инвалидов следует предусматривать хозяйственно-питьевое, противопожарное и горячее водоснабжение, а также канализацию и водостоки, проектируемые в соответствии со СНиП 2.04.01 и СНиП 2.08.02.
     
     6.2 На сети хозяйственно-питьевого водопровода следует предусматривать отдельный кран для присоединения шланга (рукава) в целях возможности его использования в качестве первичного устройства в жилых ячейках пожаротушения на ранней стадии.
     
     Шланг должен обеспечивать возможность подачи воды в любую точку жилой ячейки с учетом длины струи 3 м, быть длиной не менее 15 м, диаметром 19 мм и оборудован распылителем.
     
     6.3 В кранах умывальников и душевых жилых ячеек следует устанавливать термостатические регуляторы, исключающие подачу горячей воды температурой более 50 °С.
     
     6.4 Нагревательные приборы в помещениях для пребывания детей должны иметь ограждения, обеспечивающие нормальную конвекцию воздуха и удобства чистки приборов.
     
     6.5 В районах без централизованных инженерных сетей допускается в одно-двухэтажных зданиях домов-интернатов на 50 мест проектировать неканализованные уборные (люфт-клозеты), предусматриваемые в жилых ячейках в пределах отапливаемой части здания в соответствии со СНиП 2.08.02, п.3.51.
     
     Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха
     
     6.6 В домах-интернатах следует предусматривать отопление, вентиляцию с естественным побуждением согласно СНиП 41-01.
     
     Расчетные параметры воздуха и кратность воздухообмена в помещениях следует принимать с учетом данных таблицы Г.8 приложения Г.
     
     Необходимость устройства кондиционирования воздуха устанавливается соответствующими документами.
     
     6.7 Для помещений с нормируемой вытяжкой компенсацию удаляемого воздуха следует предусматривать как за счет поступления наружного воздуха, так и за счет перетекания воздуха из других помещений жилой ячейки.
     
     Вытяжную вентиляцию жилых комнат, жилых ячеек следует предусматривать через вытяжные каналы кухонь, уборных, ванных, сушильных шкафов.
     
     Если метеорологические условия и чистота воздуха не могут быть обеспечены вентиляцией с естественным побуждением, следует предусматривать вентиляцию с механическим побуждением притока и удаления воздуха или комбинированную вентиляцию с естественным притоком и удаление воздуха через вентиляционные каналы с частичным использованием механического побуждения согласно СНиП 41-01, п.7.1.2.
     
     6.8 Систему вентиляции следует предусматривать с раздельными вентиляционными коробами для каждой из жилых групп, размещенных в пределах одного пожарного отсека, согласно СНиП 41-01.
     
     На воздуховодах систем общеобменной вентиляции необходимо предусматривать противопожарные клапаны, воздушные затворы, место и расположение которых принимаются по СНиП 41-01, п.7.11.1.
     
     6.9 Отопительные приборы, трубопроводы с температурой поверхности доступных частей выше 75 °С в помещениях домов-интернатов, лестничных клетках, вестибюлях должны иметь защитные ограждения (съемные деревянные решетки) или тепловую изоляцию трубопроводов согласно СНиП 41-01, п.4.4.3, СНиП 2.08.02, п.3.4.
     
     6.10 В одноэтажных зданиях домов-интернатов для детей-инвалидов с общим числом мест 100 (сооружаемых в пригородных поселках) допускается устраивать печное отопление. Топочное отверстие и печные заслонки должны обслуживаться из подсобных помещений, имеющих окна, форточки и каналы вытяжной вентиляции. При проектировании следует учитывать требования СНиП 41-01, п.6.6.
     
     Электротехнические устройства
     
     6.11 В домах-интернатах следует предусматривать электроосвещение, силовое электрооборудование, телефонизацию, радиофикацию, телевизионные антенны и звуковую сигнализацию. Диспетчеризацию систем инженерного оборудования следует предусматривать в проектах застройки микрорайона.
     
     Внутридомовые, внутри жилых ячеек и жилых отделений электрические сети должны оборудоваться устройствами защитного отключения согласно ПУЭ и СанПиН 2.4.1201.
     
     6.12 В домах-интернатах установку штепсельных розеток рекомендуется предусматривать в следующих помещениях: комнате коррекции, раздевальных, медицинской комнате, приемной изолятора, процедурном кабинете, кабинете заведующего, комнатах персонала, завхоза, в комнатах психологической разгрузки, в помещениях для физкультурных занятий, в общем рекреационном пространстве. В групповой, зале гимнастических занятий, в классах для использования технических средств обучения предусматриваются по две штепсельные розетки, в компьютерных классах - по числу устанавливаемых компьютеров.
     
     6.13 Штепсельные розетки и выключатели для общего освещения должны находиться на высоте 1,8 м от уровня пола.
     
     6.14 В комнатах коррекции для детей с нарушением зрения количество розеток следует предусматривать в соответствии с размещаемым оборудованием (как правило, по четыре двойные штепсельные розетки). Высота размещения - 1 м от уровня пола.
     
     6.15 В зданиях учреждений необходимо предусматривать прямую телефонную связь помещения поста старшей медсестры с ближайшей пожарной частью.
     
     Двусторонняя селекторная связь предусматривается между кабинетом заведующего со следующими помещениями: групповыми, медицинской комнатой, пищеблоком, комнатой завхоза, комнатой охранника, вахтера и комнатой кастелянши.
     
     6.16 Проектирование систем автоматизации помещений административного и медицинского обслуживания следует выполнять в соответствии с ВСН 281, а также НПБ-104 и НПБ-110.
     
     

Иллюстрации

     

СХЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ПОМЕЩЕНИЙ

1



1 - жилые группы для детей-инвалидов с физическими недостатками, с сохранным интеллектом; 2 - жилые группы для лежачих детей-инвалидов с сохранным интеллектом; 3 - жилые группы для детей-инвалидов умственно отсталых, способных к обучению; 4 - жилые группы для детей-инвалидов умственно отсталых, не способных к обучению; 5 - жилые группы для лежачих детей-инвалидов умственно отсталых

     
     

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

2

Антропологические данные детей и высота рабочей мебели в зависимости от роста учащихся


Обозначение габаритов

Рост учащихся, см

до 130

131-145

146-160

161-175

свыше 175

Н

123,5

138

153,7

168,8

179,5

Н

112

128

143,5

158

169

Н

88

98

109

120

128

Н

140

160

180

200

220

В

32,6

35,4

39

43,2

44,8

В

123

138

153

169

179

В

16,5

17,5

19

21,4

22

В

50,6

53,6

58

62

62,5

Н*

32

36

40

44

48

Н**

54

60

66

72

78

Н***

55(75)

60(85)

70(95)

80(105)

-

В

50

50

50

50

50

_____________
     * В соответствии с ГОСТ 11016-93.
     
     ** В соответствии с ГОСТ 11015-93.
     
     *** Дана высота верстака столярного, в скобках - слесарного.


     
     

СХЕМА ДОМА-ИНТЕРНАТА С ЛТМ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

3



1 - вестибюль; приемно-карантинное отделение; 2 - жилая ячейка типа 1а; 3 - жилая ячейка типа 1б; 4 - жилая ячейка типа 1в; 5 - класс; 6 - медицинская служба; 7 - помещения оздоровительной физкультуры; 8 - столовая; 9 - лечебно-трудовая мастерская (ЛТМ), мастерские трудового обучения; 10 - учебно-производственная мастерская (УПМ); 11 - помещения администрации; 12 - жилая ячейка типа 2а; 13 - жилая ячейка типа 2б; 14 - жилая ячейка типа 2в; 15 - сенсорное помещение; 16 - изолятор; 17 - жилая ячейка типа 2в

     
     

СХЕМА ПЛАНИРОВКИ ДОМА-ИНТЕРНАТА С МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБОЙ

4


 


I - отделение для детей-инвалидов с сохранным интеллектом; II - отделение для детей умственно отсталых; III - центральная в плане группа помещений, рассчитанных на обслуживание двух самостоятельных, обособленных друг от друга отделений для детей-инвалидов с сохранным интеллектом и детей умственно отсталых

1 - вестибюль с гардеробом; 2 - кабинет директора; 3 - медицинская служба; 4 - спортивные и физкультурно-оздоровительные учреждения; 5 - блок питания; 6 -  приемно-карантинное отделение; 7 - изолятор; 8 - жилая ячейка типа 1в; 9 - классы; 10 - актовый зал; 11 - профессиональные мастерские; 12 - лаборантские; 13 - медицинские процедурные кабинеты; 14 - жилая ячейка типа 2в; 15 - помещения для занятий; 16 - мастерские трудотерапии; 17 - сенсорные помещения; 18 - жилая ячейка типа 1а; 19 - жилая ячейка типа 1б; 20 - солярий; 21 - жилая ячейка типа 2а; 22 - жилая ячейка типа 2б; 23 - место для кресел-колясок; 24 - лифт; 25 - административно-служебные помещения; 26 - прачечная

     
     

СХЕМА ПЛАНИРОВКИ ДОМА-ИНТЕРНАТА С ВЫДЕЛЕННЫМИ ЖИЛЫМИ ОТДЕЛЕНИЯМИ

5



1 - жилые отделения (блоки);

2 - школа, профессиональные и трудовые мастерские;

3 - административно-бытовые помещения;

4 - медицинская служба;

5 - пищеблок

     
     

ЖИЛЫЕ ЯЧЕЙКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ С СОХРАННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ

6



А. Планировочная схема жилой ячейки типа 1а для дошкольников

1 - раздевальная; 2 - игровая; 3 - столовая; 4 - буфетная с мойкой; 5 - класс; 6 - комната воспитателя; 7 - санузел; 8 - комната для сушки одежды и обуви; 9 - гладильная; 10 - спальная комната на 6 мест; 11 - спальная комната на 4 места; 12 - кладовая демонстрационного и подсобного материала

Б. Планировочная схема жилой ячейки типа 1б для подростков и старшеклассников

1 - раздевальная; 2 - спальная комната на 4 места; 3 - спальная комната на 3 места; 4 - комната воспитателя с кладовой личных вещей; 5 - комната отдыха; 6 - буфетная; 7 - комната для занятий с кладовой; 8 - туалет; 9 - умывальник; 10 - комната для сушки одежды и обуви

В. Планировочная схема жилой ячейки типа 1в для лежачих детей-инвалидов с сохранным интеллектом

1 - кровать (200х90 см); 2 - встроенный шкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 3 - умывальник (60х40 см); 4 - буфет-мойка (180х60 см); 5 - каталка (225х60 см); 6 - ванна (170х70 см); 7 - слив (45х50 см); 8 - встроенный шкаф для суден; 9 - шкаф для хозяйственных принадлежностей; 10 - надкроватный столик; 11 - комната воспитателя с кладовой для демонстрационного школьного материала; 12 - спальная комната на 8 мест

     
     

ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ СПАЛЬНОЙ КОМНАТЫ И ОБЕДЕННОГО МЕСТА

7



А. Планировочная схема спальной комнаты на 6 мест для детей-инвалидов младших групп дошкольников; Б. Планировочная схема обеденного места в столовой с буфетной

1 - кровать 190(200)х70 см; 2 - тумбочка 40х50 см; 3 - инвалидная коляска; 4 - шкаф комбинированный; 5 - стол 100х60 см; 6 - стул 40х40 см; 7 - стол детский обеденный 140(160)х90 см

     
     

ПЛАНИРОВОЧНЫЕ СХЕМЫ СПАЛЬНЫХ КОМНАТ

8



А - четырехместная спальная комната; Б - трехместная спальная комната; В - двухместная спальная комната

1 - кровать 190х70 см; 2 - диван; 3 - тумбочка 40х80 см; 4 - тумбочка 40х40 см; 5 - стол 60х100 см; 6 - стул 40х40 см; 7 - кресло 50х50 см; 8 - торшер; 9 - банкетка; 10 -  инвалидная коляска; 11 - комбинированный шкаф

     
     

ЖИЛЫЕ ЯЧЕЙКИ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ

9



А. Планировочная схема жилой ячейки типа 2а для младшей группы детей-инвалидов

1 - раздевальная; 2 - групповая-столовая; 3 - буфетная с мойкой; 4 - спальная комната на 8 мест; 5 - спальная комната на 6 мест; 6 - умывальная; 7 - туалетная; 8 - ванная

Б. Планировочная схема жилой ячейки типа 2б для детей-инвалидов подростковой и старшей трудового обучения групп

1 - раздевальная; 2 - комната дневного пребывания; 3 - класс; 4 - спальная комната на 8 мест; 5 - спальная комната на 6 мест; 6 - туалетная; 7 - умывальная; 8 - ванна; 9 - шкаф для демонстрационного материала; 10 - бытовая кладовая; 11 - буфетная с мойкой

В. Планировочная схема жилой ячейки типа 2в для необучаемых, лежачих детей-инвалидов

1 - спальная комната на 8 мест; 2 - спальная комната на 6 мест; 3 - ванная со шкафом для суден; 4 - буфетная с мойкой; 5 - кровать (200х90 см); 6 - встроенный шкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 7 - умывальник (60х40 см); 8 - каталка (224х60 см); 9 - ванна; 10 - слив; 11 - встроенный шкаф для суден; 12 - шкаф для хозяйственных принадлежностей; 13 - надкроватный столик

     
     

ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА СПАЛЬНОЙ КОМНАТЫ

10



I - планировочная схема жилых комнат жилой ячейки типа 1в для лежачих детей с сохранным интеллектом

А - спальная комната; Б - комната воспитателя; В - буфетная с мойкой; Г - ванная со шкафом для суден

1 - кровать (200х90 см); 2 - встроенный шкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 3 - умывальник; 4 - буфетная с мойкой (180х60 см); 5 - каталка; 6 - ванна; 7 - слив (45х50 см); 8 - встроенный шкаф для суден; 9 - шкаф для хозяйственных принадлежностей; 10 - надкроватный столик; 11 - кладовая для демонстрационного школьного материала

II - планировочная схема жилых комнат жилой ячейки типа 2а для лежачих детей умственно отсталых

А - спальные комнаты на 6 и 8 чел.; Б - ванная со шкафом для суден; В - буфетная с мойкой

1 - кровать (200х90 см); 2 - встроенный шкаф для спальных принадлежностей и чистого белья; 3 - умывальник; 4 - каталка; 5 - ванна; 6 - слив (45х50 см); 7 - встроенный шкаф для суден; 8 - шкаф для хозяйственных принадлежностей; 9 - надкроватный столик

     
     

ПОМЕЩЕНИЯ ДЛЯ ТРУДОТЕРАПИИ

11



 Планировочная схема лечебно-трудовой мастерской по ремонту аппаратуры и бытовой техники

 1 - стол монтажный;

2 - стенд испытательный;

3 - стол с вытяжкой;

4 - стол мастера;

5 - мойка;

6 - стеллаж для материалов;

7 - табурет с регулируемым сиденьем;

8 - стеллаж мастера;

9 - стол медсестры;

10 - шкаф медицинский одностворчатый;

11 - стул

     
     
Приложение А

     
 Термины и определения

     
     Дом-интернат для детей инвалидов, имеющих отклонение в развитии, является учреждением стационарного содержания детей с сохранным интеллектом (3-18 лет) и детей умственно отсталых (4-18 лет).
     
     Жилое отделение - часть здания учреждения дома-интерната для детей-инвалидов, состоящая из нескольких жилых ячеек, объединенных общими на отделение помещениями.
     
     Жилая ячейка - часть жилого отделения дома-интерната для детей-инвалидов. Жилая ячейка состоит из жилых комнат - спальни, групповой комнаты для занятий и общественных помещений - санитарно-гигиенических помещений, раздевальной, хозяйственных помещений, буфетной.
     
     Комната позиционирования - является медицинским помещением для детей-инвалидов. Комната позиционирования используется для разнообразных терапевтических поз-укладок в зависимости от медицинских показаний ребенка-инвалида.
     
     Сенсорная комната - является медицинским реабилитационным помещением для детей-инвалидов с различными физическими и умственными недостатками. Сенсорная комната предназначается для психического и физического развития нуждающихся в реабилитации детей-инвалидов. Сенсорная комната оснащается аппаратурой с набором различных управляемых переключателей, сенсорной панелью, стимулирующей двигательные, визуальные и акустические эмоции.
     
     Стационарные учреждения социального обслуживания детей-инвалидов - учреждения, состоящие из жилых помещений для постоянного проживания в домах-интернатах детей-инвалидов с различной степенью инвалидности и комплекса служб социально-бытового и медицинского и учебно-воспитательного назначения для проживающего в учреждении контингента.
     
     Функциональная зона - пространство для осуществления одного или нескольких схожих процессов, ограниченных какими-либо границами различных зон, характеризующихся определенными признаками.
     
     Эргонометрические параметры - параметры человека в условиях покоя, движения или какой-либо деятельности.
     
     

Приложение Б
(Справочное)

     
Возрастные группы детей-инвалидов в доме-интернате

     
     
Таблица Б.1 - Группы детей с сохранным интеллектом
     

N п.п.

Наименование групп

Возраст детей, лет

Количество мест в спальной комнате/количество спальных комнат в жилой ячейке* для детей, имеющих отклонение в развитии

Нарушение зрения

Нарушение слуха

Нарушение речи

Нарушение опорно-двигатель-
ного аппарата

Лежачие

1

Дошкольная группа

3-7

4-6
4

6
3

4-6
4

4
4

6-8
3

2

Подготовительная группа к общеобразовательным школьным занятиям

6-7

3-4
4

3-4
4

3-4
4

3-4-6
4

6-8
3

3

Группа профессионального обучения

8-16

2-4
4

2-4
4

2-4
4

2-4-6
3

6-8
3

     * В числителе указано количество мест в спальной комнате, в знаменателе указано количество спальных комнат в жилой ячейке.
     
     Примечание - Возрастные группы детей приводятся в соответствии с рекомендациями "О мерах по улучшению работы социальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии".

     
     
Таблица Б.2 - Группы умственно отсталых детей
     

N п.п.

Наименование групп

Возраст детей, лет

Количество мест в спальной комнате/ количество спальных комнат в жилой ячейке* для детей, имеющих отклонение в развитии

Самостояте-
льно передвигаю-
щиеся

Передвигаю-
щиеся
с трудом
с помощью приспособления

Не способные к самостоя-
тельному передвижению

Лежачие


Обучаемые дети






1

Дошкольная группа

4-8

4-6
4

4-6
3

4-6
4

6-8
3

2

Подготовительная группа к трудовому обучению

8-12

4
2

4
2

4
2

6-8
3

3

Группа трудового обучения

12-18

4
3

4
3

4
3

6-8
3

4

Диагностическая группа

4-18

4
3

4
3

4
3

6-8
3


Необучаемые дети





5

Младшая группа

4-8

6-8
2

6-8
2

6-8
2

6-8
3

6

Средняя группа

8-12

6-8
2

6-8
2

6-8
2

6-8
3

7

Старшая группа

12-18

6-8
2

6-8
2

6-8
2

6-8
2

     * В числителе указано количество мест в спальной комнате, в знаменателе указано количество спальных комнат в жилой ячейке.

     Примечания

     1 Возрастные группы детей-инвалидов приводятся согласно типовому положению о доме для престарелых и инвалидов, утвержденному постановлением Госкомитета совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 20 июня 1978 г. N 202.

     2 Диагностическая группа создается с целью выяснения степени умственной отсталости, возможности трудового обучения и уточнения методов коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками.

     
     
Приложение В
(рекомендуемое)

     
Площади земельных участков

     
     
Таблица В.1 - Состав функциональных зон
     

N п.п.

Площади функциональных зон

Площадь площадок, м, при вместимости дома-интерната
для детей-инвалидов, мест

100

120

200

Для детей с сохранным интел-
лектом

Для детей умственно отсталых

Для детей с сохранным интеллек-
том

Для детей умственно отсталых

Для детей с сохранным интел-
лектом

Для детей умственно отсталых

1

Детские площадки:








групповые

2,08

2,08

1,9

1,8

1,5

1,2

общие физкультурные

12,5

11

10

8

9

7

огород-ягодник

0,12

0,1

0,12

0,1

0,1


уголок для животных и птиц

0,18

-

0,16

-

0,15

-

2

Хозплощадки

1

1,2

1,0

1,2

1

1,2

3

Дороги, проезды

По расчету в соответствии с планировкой

4

Зеленые посадки

Не менее 40% площади участка

5

Теневой навес

2,6

2,08

2,2

2

2

1,8

     
     
Таблица В.2 - Площадь земельного участка
     

Тип здания

Вместимость, мест

Площадь участка, м/место

Дом-интернат для детей-инвалидов

100

80

120

60

200

50

     Примечание - Площадь участков промежуточной вместимости определяется интерполяцией.

     
     
Приложение Г
(рекомендуемое)

     
Состав и площади помещений домов-интернатов для детей-инвалидов

     
     
Таблица Г.1 - Жилое отделение для детей с сохранным интеллектом, жилые ячейки тип 1 (а, б, в)
     

N п.п.

Помещения

Расчетная площадь на 1 место, м (или площадь помещения, м)

Жилые ячейки для младших групп

Жилые ячейки для подростков и старшеклассников

Тип 1а

Тип 1в

Тип 1б

Тип 1в

Нарушение слуха и речи

Нарушение зрения

Нарушение опорно-двигатель-
ного аппарата

Лежачие обездвиже-
нные

Нарушение слуха и речи

Нарушение зрения

Нарушение опорно-двигатель-
ного аппарата

Лежачие обезд-
виже-
нные

А. Помещения жилых ячеек

1

Раздевальная

0,1

0,1

0,1

-

0,1

0,1

0,1

-

2

Групповая

4

4

4

-

4

4

4

-

3

Спальная

4

4

4

6-8

4

4

4

6-8

4

Санузел, уборная, умывальная, душ

0,8

0,8

0,8

-

0,8

0,8

0,8

-

Ванная со шкафом для суден

-

-

-

(20) на 1-2 жил. ячеек

-

-

-

(20) на 1-2 жил. ячеек

5

Буфетная

(Не менее 4) на жилую ячейку

(6-9) на 1-2 жил. ячеек

(Не менее 4) на жилую ячейку

(6-9) на 1-2 жил. ячеек

6

Кладовая хозяйственная

(2) на жилую ячейку

(4)

(2) на жилую ячейку

(4)

7

Комната хранения уборочного инвентаря

(4) на жилое отделение

(4) на жилое отделение

8

Учебная комната для приготовления уроков

-

-

-

-

(12-18) на 1-2 жилые ячейки

-

9

Комната воспитателя

(12) на жилое отделение

(12) на жилое отделение

10

Летняя веранда

1

1

1

1

1

1

1

1

11

Класс

-

-

-

-

3

3

3

-

Б. Общие помещения на отделение (4-5 жилых ячеек)

12

Кабинет заведующего

(12) на отделение

13

Пост дежурного персонала

(6) на отделение

14

Комната дежурной медсестры

(12-15) на отделение

15

Кабинет логопеда

(12) на отделение

16

Кабинет ортопеда

(12) на отделение

17

Место хранения кресел-колясок

(3) на жилую ячейку

18

Комната для хранения чистого белья

(12) на отделение

19

Помещение для гимнастических и муз. занятий и лечебной физкультуры

0,2

0,2

0,2

-

0,2

0,2

0,2

-

20

Кабинет личной гигиены для девочек

(4) на жилое отделение

-

(4) на жилое отделение

-

21

Комната для встреч с родителями

(24) на отделение

22

Комната персонала, при которой туалетная с душевой

(12) на отделение

     
     
Таблица Г.2 - Жилое отделение для детей умственно отсталых, жилые ячейки тип 2 (а, б, в)
     

N п.п.

Помещения

Расчетная площадь на 1 место, м (или площадь помещения, м)

Жилая ячейка для младшей группы

Жилая ячейка для средней
и старшей групп

Тип 2а

Тип 2в

Тип 2б

Тип 2в

Свободно передвигаю-
щиеся

Передвигаю-
щиеся с трудом

Лежачие

Свободно передвигаю-
щиеся

Передвигаю-
щиеся с трудом

Лежачие

А. Помещения жилых ячеек

1

Раздевальная

1

1

2

Групповая, в том числе используемая в качестве обеденного помещения

-

1,2

3

Спальная комната

4

4

6

6

6

6

4

Санузел:

уборная, умывальная, душ и ванная

(8) на жилую ячейку

(9) на жилую ячейку

(5) на жилую ячейку

(9) на жилую ячейку

(5) на жилую ячейку

со шкафом для суден

1,6

-

-

1,6

5

Буфетная с мойкой

(3) на жилую ячейку

(3) на жилую ячейку

6

Кладовая

-

-

(3) на жилую ячейку

(3) на жилую ячейку

(3) на жилую ячейку

(3) на жилую ячейку

7

Комната хранения уборочного инвентаря

(4) на жилую ячейку

8

Учебная комната для приготовления уроков

-

-

-

(12) на жилые ячейки

-

9

Комната психолога и воспитателя

-

-

-

(12-14) на жилые ячейки

10

Летняя веранда

1

1

1

1

1

1

11

Класс-комната трудового обучения

-

-

-

3

3

-

Б. Общие помещения на отделение (4-5 жил. ячеек)

12

Кабинет заведующего

(12) на отделение

13

Комната старшей медицинской сестры

(15) на отделение

14

Помещение для гимнастических и муз. занятий и лечебной физкультуры

(12) на отделение

15

Комната встречи родителей с детьми

(20) на отделение

16

Комната персонала с туалетом и душевой

(8) на отделение

17

Комната хранения кресел-колясок

(6) на жилую ячейку

18

Комната хранения чистого белья

(12) на отделение

19

Комната личной гигиены для девочек

-

-

-

Один кабинет на жилую ячейку

-

20

Пост дежурного персонала

4 м

     Примечание - В группах для необучаемых детей раздевальная и групповая не предусматриваются, а площадь спален принимается 8 м/чeл.


     
Таблица Г.3 - Помещения учебной и профессиональной подготовки и трудового обучения
     

N п.п.

Помещения

Площадь помещений, м, учебной
и профессиональной подготовки
в доме-интернате для детей-инвалидов

Примечания

Для детей
с сохранным интеллектом

Для детей умственно отсталых

на 1 место

общая площадь

на 1 место

общая площадь

1

Учебно-игровые комнаты для школьников и младших классов

4


3,6


Для разновозрастных групп

2

Классы на 8-10 детей

-


3


В домах-интернатах для детей с недостатками умственного развития допускается принимать количество обучающихся из расчета на 50% детей от вместимости учреждения


I-V классы

3

24-30

3




V-IX классы

3

24-30

3




X-XI классы

3,6

36

3



3

Класс на 12 человек

-

-

3

36


4

Кабинет домоводства


50


50+16


5

Производственные мастерские (столярная)

4,5


4,5



6

Склад сырья




16

На мастерскую

7

Склад готовой продукции




16

На мастерскую

8

Инструментальная комната




25


9

Кабинет методический и учебных пособий




40


10

Санузел




3х2


11

Кабинет зав. учебной частью

12

На отделение

12

Рекреационные помещения

1,2


1,4



13

Кабинет физики с лаборантской


54


54+18


14

Гимнастический зал


18х9



На отделение

15

Кабинет химии с лаборантской


54+18



Для средних и старших школьников (для обучаемых детей)

16

Класс машинописи с подсобным помещением


54+18



17

Класс рисования - изостудия с кладовой


54+18


54+18

18

Компьютерный класс с подсобным помещением


54+18



То же

19

Класс биологии - живой уголок с лаборантской


54+18



"

20

Комната музыкальных занятий с кладовой инструментов


54+18


54+18

"

21

Классы:




21+10

Для средних и старших школьников (для обучаемых детей)

чтения




36+10

математики




36

счета




36

22

Кабинет социально-бытовой адаптации, помещение для приема гостей


72+10


36+10


23

Библиотека с книгохранилищем и читальным залом, кабинет русского и иностранного языков


120


60,0

На отделение

24

Методический кабинет


36


-


25

Кабинет заведующего учебной частью


18


18


26

Комната учителей, мастеров, организатора работ


54


54


27

Кладовая мебели, инвентаря


24


24


28

Санитарные узлы для мальчиков и девочек


По расчету


По расчету

Распределяются поэтажно

29

Учебно-производственные мастерские с инвентарными и подсобными помещениями:





Для средних и старших школьников умственно отсталых

швейная


36+12+10


36

картонажно-переплетная


72+18+10


72

столярная


54+18+10


54

ткацкая


54+18+10


-

механической сборки


36+18


-

электромонтажная


36+18


-

токарно-фрезерная


72+18


-

гончарная


36+18+10


36

обувная


36


36

ручных ремесел (вязания, лозоплетения и пр.)


36+12+10


36+12+10

ремонта аппаратуры и бытовой техники


36+18+10


36+18+10

30

Класс подготовки младшего медицинского персонала с кладовой учебных пособий


36+10


36+10

Для средних и старших школьников с недостатками умственного развития

31

Класс для обучения умственно отсталых детей

-


2,0



32

Лечебно-трудовые мастерские с кладовой:


60+18


60+18

По заданию на проектирование

мастерская производительного общественно-полезного труда

1,7


1,7


картонажная мастерская

1,0


1,0


швейная мастерская

1,2


1,2


кулинария


18,0


18,0

помещение музыкальных занятий


36,0


36,0

кабинет домоводства


36,0


36,0

     
     
Таблица Г.4- Помещения медицинского обслуживания
     

N п.п.

Помещения

Площадь помещений, м, общих на отделения
для детей с сохранным интеллектом и умственно отсталых детей
при вместимости домов-интернатов, мест

Примечания

100

120

200

1

Кабинет заместителя директора по медицинской работе

16

18

18


2

Кабинет педиатра

15

15

15


3

Кабинет консультативного приема с темной комнатой

20+8


4

Кабинет старшей медицинской сестры

12

12

12х2


5

Комната клинической лаборатории (анализы крови, мочи)

18,0


6

Аптечная комната


8+4

10+4


7

Стерилизационно-автоклавная с помещением хранения и выдачи стерильных материалов

12+6

12+6

14+6


8

Стоматологический кабинет

16,0


9

Кабинет психоневролога

15

15

15х2


10

Кабинет логопеда

18



11

Кабинет ЛФК

24

36


12

Кабинет индивидуального массажа и занятий ЛФК

18

18+2


13

Ингаляторий

24

30


14

Кабинет гидротерапии

24

28


15

Раздевальная

14

14


16

Водолечение:



По 7-8 м на 1 ванну в открытом помещении, одна ванна должна быть приспособлена для обслуживания детей-опорников


ванный зал

28

28х2


раздевальная

14

18

кабинет подводного массажа

18 (для детей с сохранным интеллектом)

17

Кабинет светолечения

12

12

18


18

Кабинет электролечения





19

Подсобная комната

10


20

Аминозиновый кабинет с подсобным помещением

18+6


21

Кабинет озокерито-парафинолечения, горячих укутываний

16+6 (для детей с сохранным интеллектом)


22

Кабинет механотерапии

28

Для детей с сохранным интеллектом

23

Кабинет электросна

18

28


24

Кабинет оксигенотерапии

14

20


25

Кабинет психологической разгрузки

18

24


26

Комната персонала

14

12+2


27

Санитарные узлы для мальчиков и девочек с умывальниками в шлюзе

16

16х2

18х2


28

Комнаты хранения предметов уборки

4

4х2

4х2


29

Санузлы персонала с умывальниками в шлюзе

3

3х2

3х2


30

Сенсорная комната

18

24

36


31

Комната позиционирования

18

24

36


32

Диагностический кабинет

24

36


33

Отделение психиатрической помощи:




кабинет психиатра

12

12х2



комната медсестры

12

14

12х2


     
     
Таблица Г.5 - Состав площадей и общих помещений административно-бытового назначения
     

N п.п.

Помещения

Площадь помещений, м, при вместимости домов-интернатов, мест

Примечания

100

120

200

1

Вестибюль с гардеробом для посетителей

74

80

90


2

Санитарные узлы мужские и женские с умывальником в шлюзе

10 (5х2)

10 (5х2)

15 (5х3)


3

Помещение дежурного

10

10

10


4

Кабинет директора

18

18

24


5

Канцелярия-приемная

12

14

18


6

Кабинет заместителя директора по хозяйственной части

12

14

16


7

Помещение дежурного персонала технического обслуживания

10

14

14


8

Бухгалтерия с кассой

12+4

12+4

18+4


9

Комната отдыха персонала

24

24

36


10

Комната сестры-хозяйки с кладовой

10+6

12+6

12+6


11

Кладовые грязного белья и чистого белья с починочной

10+12

10+12

16+20


12

Помещение архива

8

10

12

Может располагаться в подвале

13

АТС

18

18

24

То же

14

Гардероб персонала с душевой и санитарным узлом

24

24

36

"

15

Кладовые, инвентарные

30

30

40

"

16

Помещение ремонта электроаппаратуры с подсобным помещением

12+4

12+4

14+6

"

17

Комнаты хранения предметов уборки

4+4

4+4

4+4


18

Постирочная

8+18+6

8+18+6

8+22+8

В случае если в составе помещений хозяйственного обслуживания прачечная не предусмотрена

19

Прачечная-постирочная:




центральная бельевая с текущим ремонтом белья

18

18

20

комната хранения одежды для списания

6

6

6

помещение для сортировки грязного белья, в том числе:

48

50

55

цех приема белья

6

6

6

стиральный цех

14

14

17

сушильно-гладильный цех

12

12

15

цех разборки и упаковки белья

6

6

8

гардеробная персонала

4

4

4

уборная для персонала с умывальником в шлюзе

3

3

3

дезинфекционное отделение, в том числе:

42

44

44

прием и сортировка вещей

6

6

8

грязное отделение

10

10

10

разгрузочное отделение

15

15

15

шлюз между ними

-

3

4

выдача вещей

6

8

8

помещение для дезинфекционных средств и приготовления растворов


4+4

     
     
Таблица Г.6 - Помещения столовой и производственных помещений кухни
     

N п.п.

Помещения

Площадь помещений, м, при вместимости домов-интернатов, мест

Примечания

100

120

200

1

Обеденный зал

2,4 м на 1 место

Для детей-инвалидов среднего и старшего возраста



1,4 м на 1 место

Для детей-инвалидов младших групп

2

Умывальные

3 м (1 умывальник) на каждые 18-20 мест

То же

3

Раздаточная

18

18

24

"

4

Сервизная

6

6

8

"

5

Моечная столовой посуды

16

18-18

30-36

"

6

Горячий цех

54

54

70


7

Хлеборезка, хранение хлеба

6

6

8


8

Моечная кухонной посуды

8

8

10


9

Холодный цех

10

10

14


10

Цех мучных изделий

10

10

14


11

Мясо-рыбный цех

18

18

24


12

Овощной цех

15

15

15


13

Комната заведующего производством

8

8

8


14

Кладовая суточного запаса продуктов

8

8

10


15

Кладовая сухих продуктов

10

10

14


16

Охлаждаемые камеры:




Не менее двух камер


продуктов

30

30

32



отходов

4

4

4


17

Помещение первичной обработки продуктов (овощей и птицы)

8+6

8+6

10+8


18

Загрузочная, кладовая тары

14

14

18


19

Кладовая белья:






чистого

6

6

8



грязного

4

4

6


20

Кладовая и моечная тары

12

12

16


21

Комната персонала с душевой и санитарным узлом

18

18

24


22

Комната кладовщика

-

6

6


23

Кладовая овощей, солений

12+6

12+6

16+8


24

Комната хранения предметов уборки

4

4

4


25

Раздаточная

16

16

20


26

Обеденный зал для персонала с подсобным помещением

16+6

16+6

18+6

С выходом на участок

     
     
Таблица Г.7- Помещения культурно-массового обслуживания
     

N п.п.

Помещения

Площадь помещений, м, при вместимости домов-интернатов, мест

Примечания

100

120

200

1

Зрительный зал

1,5

1,8

1,8

м на 1 место в зрительном зале

2

Эстрада при зале

54


3

Кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом

27


4

Фойе

1 м на 1 место в зрительном зале

Используется как выставочный зал, зал для танцев и игр в настольный теннис

36

36

54

5

Библиотека (читальный зал + книгохранилище)

15+15


6

Санитарный узел с умывальником в шлюзе

3+3

6+6


7

Радиоузел

12


8

Фильмовидеотека

18


9

Помещение пожарного поста

10


10

Студия кабельного телевидения

18

24


11

Кладовая мебели и реквизита

18

24


12

Кладовая аппаратуры

8

12


13

Комната художника

12

12

12


14

Кружковые помещения:






танцевальный класс с помещением для переодевания и санитарным узлом

54+18

72+18+3



кружок лепки

24+8

36+8+10


15

Кладовая инвентаря и готовых изделий

12

18


16

Физкультурно-спортивный зал:

12х16 м

12х24 м

132

288

Используется также для занятий ЛФК

17

Хранение спортивного инвентаря

12

16


18

Раздевальные для девочек и мальчиков с душевыми и санитарными узлами:





для умственно отсталых детей

18х2

36х2

По два душевых рожка и одному унитазу на каждую раздевальную


для детей с недостатками физического развития

21х2

42х2

19

Комната инструктора-методиста

12

12

12


20

Лечебно-оздоровительный бассейн с ванной 5х10 м

8х10

160

На 10-12 детей

21

Комната методиста с санитарным узлом

8+4

10+4


22

Раздевальная с душевой и санитарным узлом

24

36


23

Помещения уборочного инвентаря

6

6

6


24

Узел управления

6

6

6


25

Лаборатория анализа воды

8

8

8


26

Комната медсестры

10

10

12


27

Кладовая спортивного инвентаря

6

8

8


     
     
Таблица Г.8 - Температура воздуха и кратность воздухообмена в основных помещениях для детей*
     

Помещения

Температура воздуха, °С

Кратность обмена воздуха в 1 час

В IA, IБ и IГ климати-
ческих подрайонах

Во II, III климати-
ческих районах и IB, IД подрайонах

B IA, IБ и IГ климатических подрайонах

В других, за исключением IA, IБ и IГ климатических подрайонов

Приток

Вытяжка

Приток

Вытяжка

Приемные, игровые ясельных групп:

младшей

24

23-22

2,5

1,5

-

1,5

средней и старшей

23

22-21

2,5

1,5

-

1,5

Приемные, игровые младшей дошкольной группы

23

22

2,5

1,5

-

1,5

Групповые, раздевальные для групп:

младшей, средней

22

21





старшей, подготовительной

21

20

2,5

1,5

-

1,5

Спальни ясельных групп

20

19-18

2,5

1,5

-

1,5

Спальни дошкольных групп

20

19

2,5

1,5

-

1,5

Туалетные ясельных групп

23

22-19

-

1,5

-

1,5

Туалетные дошкольных групп

21

20

-

1,5

-

1,5

Залы для музыкальных и гимнастических занятий

20

19

2,5

1,5

-

1,5

Прогулочные веранды

12

-

По расчету, но не менее 20 м на 1 ребенка


Помещение бассейна

29

29

То же


Медицинские помещения

23

22

2,5

1,5

-

1,5

Отапливаемые переходы

18

15


По расчету, но не менее 20 м на 1 ребенка


     * Использованы данные СанПиН 2.4.1249.

     
     
     
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ФГУП "Институт общественных зданий",
ЗАО "АПИО-Центр", 2006