Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/25/1200053104.htm

     
     ГОСТ Р 52657-2006

Группа П85

     
     
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информационно-коммуникационные технологии в образовании

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

Рубрикация информационных ресурсов

Information and communication technologies in education.
Federal level educational internet-portals. Information resources system of heading



ОКС 35.080

Дата введения 2008-07-01

     
     
Предисловие

     
     Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Общие положения"
     
     Сведения о стандарте
     
     1 РАЗРАБОТАН Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования Московский государственный технологический университет "Станкин" (Отраслевой специализированный ресурсный центр регистрации, стандартизации и сертификации информационных ресурсов системы образования)
     
     2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 461 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
     
     3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. N 423-ст
     
     4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального закона Российской федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля 2007 г.)
     
     5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
     
     
     Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
     
     ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 1, 2008 год
     
     Поправка внесена изготовителем базы данных

     

     

Введение

     
     Применение информационно-коммуникационных технологий в сфере образования способствует совершенствованию образовательных технологий, появлению новых форм электронного обучения и средств информационной поддержки для доступа широкого круга обучающихся к электронным образовательным ресурсам с использованием сети Интернет.
     
     Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" и устанавливает принципы рубрикации электронных образовательных ресурсов, электронных документов и других сведений, размещенных в образовательных Интернет-порталах федерального уровня, что обеспечивает повышение качества и эффективности процессов создания и эксплуатации образовательных Интернет-порталов.
     
      

     1 Область применения

     
     Настоящий стандарт устанавливает общие требования к составу и виду рубрик информационных ресурсов образовательных Интернет-порталов федерального уровня.
     
     

     2 Нормативные ссылки

     
     В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и классификаторы.
     
     ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения
     
     ГОСТ Р 52656-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные Интернет-порталы федерального уровня. Общие требования
     
     ГОСТ 7.83-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения
     
     ОК 009-2003 Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
     
     ОК 017-94 Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации.
     
     ОК 023-95 Общероссийский классификатор начального специального образования.
     
     Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
     
     

     3 Термины и определения

     
     В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52653, ГОСТ Р 52656, а также следующие термины с соответствующими определениями:
     
     3.1 идентификация электронных образовательных ресурсов: Установление тождества образовательных контентов на основе совпадения их признаков, представленных в метаданных.
     
     3.2 рубрикация электронного образовательного ресурса: Информационный анализ электронного образовательного ресурса с целью определения его принадлежности к определенному подмножеству по сходству или различию в соответствии с принятыми классификационными признаками.
     
     

     4 Рубрикация информационных ресурсов

     
     4.1 Рубрикацию электронных образовательных ресурсов выполняют в соответствии с их кпассификационными признаками, указанными в настоящем стандарте.
     
     4.2 При формировании метаданных образовательного контента рубрикацию выполняет разработчик образовательного ресурса либо оператор образовательного Интернет-портала федерального уровня.
     
     4.3 Формирование метаданных образовательного контента осуществляют на этапе его создания и, при необходимости, дополняют и корректируют на следующих этапах жизненного цикла.
     
     4.4 Электронный образовательный ресурс (ЭОР) классифицируют по следующим признакам:
     
     - целевому уровню и ступени образования;
     
     - форме обучения;
     
     - тематике;
     
     - целевой аудитории;
     
     - типу ЭОР;
     
     - целевому назначению;
     
     - функции, выполняемой в образовательном процессе;
     
     - степени дидактического обеспечения специальности;
     
     - виду образовательной деятельности;
     
     - характеру представления информации;
     
     - степени интерактивности;
     
     - степени соответствия действующим государственным образовательным стандартам.
     
     4.4.1 По целевому уровню образования ЭОР может быть классифицирован как:
     
     - общеобразовательный:
     
     дошкольное образование,
     
     начальное общее образование,
     
     основное общее образование,
     
     среднее (полное) общее образование;
     
     - профессиональный:
     
     профессиональная подготовка (для лиц, не имеющих основного общего образования),
     
     начальное профессиональное образование,
     
     среднее профессиональное образование,
     
     высшее профессиональное образование,
     
     послевузовское профессиональное образование.
     
     Примечание - ЭОР может быть классифицирован сразу на несколько уровней образования.
     
     
     4.4.2 По форме обучения ЭОР может быть классифицирован как:
     
     - очный;
     
     - очно-заочный;
     
     - заочный;
     
     - семейное образование;
     
     - самообразование;
     
     - экстернат.
     
     Примечание - ЭОР может быть классифицирован сразу на несколько форм обучения.
     
     
     4.4.3 В соответствии с тематикой ЭОР может быть классифицирован по ОК 009, ОК 017 и ОК 023 по  следующим видам науки и искусства:
     
     - физико-математические науки;
     
     - химия;
     
     - биология;
     
     - геолого-минералогия;
     
     - техника;
     
     - сельское хозяйство;
     
     - история;
     
     - экономика;
     
     - философия;
     
     - филология;
     
     - география;
     
     - юриспруденция;
     
     - педагогика;
     
     - медицина;
     
     - фармацевтика;
     
     - ветеринария;
     
     - искусствоведение;
     
     - архитектура;
     
     - психология;
     
     - военное дело;
     
     - социология;
     
     - политика;
     
     - культурология.
     
     4.4.4 Целевую аудиторию ЭОР классифицируют по следующим категориям пользователей:
     
     - абитуриент;
     
     - обучаемый;
     
     - педагогический работник;
     
     - менеджер;
     
     - методист;
     
     - научный работник;
     
     - технический специалист.
     
     4.4.5 В соответствии с типом ресурса ЭОР может быть представлен в виде:
     
     - учебного материала:
     
     задачник,
     
     лабораторный практикум,
     
     учебник, учебное пособие,
     
     конспект лекций,
     
     тест, контрольные вопросы,
     
     электронный учебный курс;
     
     - учебно-методического материала:
     
     методическое указание,
     
     учебная программа,
     
     учебный план,
     
     план занятий;
     
     - справочного материала:
     
     геоинформационная/картографическая система,
     
     база данных,
     
     словарь,
     
     справочник,
     
     энциклопедия;
     
     - иллюстративного и демонстрационного материала:
     
     атлас,
     
     карта,
     
     альбом,
     
     иллюстрация,
     
     наглядное пособие;
     
     - дополнительного информационного материала:
     
     хрестоматия,
     
     публикация научно-популярного характера,
     
     печатное издание (книга),
     
     рекламно-информационная публикация,
     
     библиография;
     
     - нормативного документа:
     
     национальный стандарт,
     
     образовательный стандарт,
     
     инструкция, нормативный акт;
     
     - научного материала:
     
     автореферат диссертации,
     
     диссертация,
     
     статья,
     
     монография,
     
     обзор;
     
     - электронного периодического издания:
     
     полнотекстовое издание,
     
     оглавление печатных изданий;
     
     - электронной библиотеки;
     
     - образовательного сайта;
     
     - программного продукта:
     
     программного комплекса для образовательных учреждений,
     
     инструментального средства для создания компьютерных средств обучения.
     
     4.4.6 По целевому назначению ЭОР классифицируют по ГОСТ 7.83 на:
     
     - научный;
     
     - научно-популярный;
     
     - производственно-практический;
     
     - нормативный производственно-практический;
     
     - учебный;
     
     - массово-политический;
     
     - справочный;
     
     - для досуга;
     
     - художественный.
     
     4.4.7 По функции, выполняемой в образовательном процессе, ЭОР классифицируют на:
     
     - учебно-методический комплекс по дисциплине;
     
     - учебную программу;
     
     - конспект лекций;
     
     - хрестоматию;
     
     - словарь;
     
     - справочник;
     
     - практикум (комплект практических заданий, сборник задач, лабораторную работу, виртуальный практикум, сопровождение курсовых и дипломных работ, проведения научно-исследовательской работы, деловые игры);
     
     - тест, комплект тестовых заданий;
     
     - иллюстративный материал (набор слайдов, анимационные и видеофрагменты, аудиосопровождение);
     
     - методические указания, методики изучения дисциплины, выполнения практических и лабораторных работ, решения задач, проведения курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ, организации и проведения деловых игр и т.д.);
     
     - учебно-методическое пособие (различные комбинации методических указаний с другими видами учебных пособий);
     
     - научно-популярная публикация;
     
     - научная публикация;
     
     4.4.8 По степени дидактического обеспечения специальности ЭОР может быть классифицирован по:
     
     - специальности;
     
     - дисциплине;
     
     - теме (разделу) дисциплины;
     
     - части темы, дисциплины.
     
     4.4.9 По виду образовательной деятельности, в которой используется ЭОР, их подразделяют на:
     
     - лекционное сопровождение (слайды, видеофрагменты, аудиосопровождение);
     
     - сопровождение практикумов;
     
     - самостоятельная работа;
     
     - для системы дистанционного обучения;
     
     - для системы электронного обучения;
     
     - для самообразования;
     
     - для краткосрочных курсов и системы повышения квалификации.
     
     4.4.10 По характеру представления информации ЭОР разделяют на:
     
     - мультимедийные;
     
     - программные продукты;
     
     - изобразительные;
     
     - аудио;
     
     - текстовые;
     
     - электронные аналоги печатных изданий.
     
     4.4.11 По степени интерактивности ЭОР разделяют на:
     
     - активные;
     
     - описательные;
     
     - смешанные;
     
     - неопределенные.
     
     4.4.12 По степени соответствия действующим государственным образовательным стандартам ЭОР классифицируют на:
     
     - полностью соответствующие;
     
     - соответствующие частично;
     
     - несоответствующие.
     
     
     

Электронный текст документа