ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО НАДЗОРУ ЗА БЕЗОПАСНЫМ ВЕДЕНИЕМ
РАБОТ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ГОРНОМУ НАДЗОРУ
ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ РСФСР
от 31 декабря 1957 года
Правила устройства и безопасной эксплуатации
паровых котлов и воздушных резервуаров
паровозов промышленных предприятий
УТВЕРЖДАЮ
Зам. председателя Госгортехнадзора
СССР
М.Морозов
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящие Правила распространяются на паровые котлы и воздушные резервуары паровозов широкой и узкой колеи промышленных предприятий, электростанций и строительств за изъятиями, указанными в ст.2.
2. Настоящие Правила не распространяются:
а) на паровые котлы и воздушные резервуары паровозов железных дорог широкой и узкой колеи МПС Союза ССР;
б) на паровые котлы и воздушные резервуары паровозов, используемые в качестве стационарных установок;
в) на паровые котлы паровозного типа энергопоездов;
г) на воздушные резервуары паровозов емкостью менее 25 л.
II. КОНСТРУКЦИЯ И МАТЕРИАЛЫ
3. Основным требованием к конструкции паровых котлов и воздушных резервуаров является обеспечение их безопасного обслуживания и надежной работы.
4. За правильность конструкции котла и резервуара, за расчет их прочности и выбор материала, за качество изготовления и ремонта отвечает организация, выполнявшая соответствующие работы.
Все изменения проекта в процессе изготовления котла или резервуара должны быть согласованы между организацией, выполнявшей проект, и организацией, потребовавшей изменения проекта.
5. Паровые котлы и воздушные резервуары паровозов должны быть изготовлены по чертежам и техническим условиям, утвержденным в установленном порядке.
6. Паровые котлы и воздушные резервуары паровозов, выходящих на пути железных дорог МПС, должны отвечать требованиям действующих Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР, а также Правил технической эксплуатации железных дорог узкой колеи (750 мм).
7. Низший допускаемый уровень воды в паровых котлах должен быть выше верхней точки потолка огневой коробки не менее чем на 100 мм.
8. Конструкция паровых котлов паровозов должна обеспечивать возможность осмотра и очистки внутренних поверхностей.
На цилиндрической части изготовляемых котлов паровозов широкой и узкой колеи должны быть предусмотрены лазы для доступа человека внутрь котла. Лазы котла должны быть овальной формы с размерами по наименьшей и наибольшей осям 325 и 400 мм или круглые диаметром не менее 390 мм.
Части котла, в которые проникновение человека невозможно, должны иметь в стенках овальные лючки с размером меньшей оси не менее 80 мм или иные, закрываемые пробками на резьбе отверстия меньшего размера, допускающие возможность производить осмотр и очистку котла.
9. Воздушные резервуары паровозов должны иметь спускной кран и, кроме того, отверстие, закрываемое пробкой, для промывки стенок резервуара от масла и удаления воды.
10. На выпускаемых с заводов-изготовителей паровых котлах и главных воздушных резервуарах провозов должны быть прикреплены металлические паспортные таблички. Паспортные таблички, прикрепляемые на лобовом листе котла и на барабане резервуара, должны содержать следующие данные:
ПАСПОРТНАЯ ТАБЛИЧКА КОТЛА ПАРОВОЗА
(размер 140х90 мм)
____________________________________________________________________
Завод-изготовитель __________________________ Год изготовления _____
Заводской номер котла ______________________________________________
Допускаемое рабочее давление, кгс/кв.см
Паровоз: серия _________________ N ___________________
Дата последнего полного освидетельствования ________________________
Паспортная табличка главного воздушного резервуара
(размер 140-80 мм)
____________________________________________________________________
Завод-изготовитель ________ Год изготовления ______ Заводской N ____
Емкость, л _____________________________
Наибольшее допускаемое давление, кгс/кв.см _________________________
Дата последнего гидравлического испытания __________________________
На запасных резервуарах автоматического тормоза должны быть нанесены краской надписи:
Завод-изготовитель _____________________ Год изготовления __________
Емкость, л _________________________________________________________
Наибольшее допускаемое давление, кгс/кв.см ________________________
Дата последнего гидравлического испытания __________________________
Надписи должны быть обведены краской в виде рамки размером 100х60 мм.
11. Кроме паспортных табличек, на верхней части наружной стороны лобовых листов котлов паровозов и на цилиндрической части воздушных резервуаров должны быть при выпуске с заводов-изготовителей нанесены следующие клейма:
а) наименование завода-изготовителя;
б) заводской номер котла (резервуара) по списку завода;
в) год изготовления котла (резервуара);
г) величина наибольшего допускаемого рабочего давления в кгс/кв.см;
д) емкость резервуара в литрах.
12. Материалы, применяемые для изготовления и ремонта котла и резервуара, должны удовлетворять требованиям настоящих Правил, ГОСТ и ТУ.
13. Качество и основные характеристики материалов должны быть подтверждены заводом-поставщиком полуфабрикатов в соответствующих сертификатах. При отсутствии сертификатов на материалы все необходимые испытания их должны быть проведены на заводе-изготовителе котлов, в депо или на ремонтном заводе.
14. Для изготовления паровых котлов паровозов или при их ремонте должна применяться мартеновская углеродистая сталь марок 3Т и 3К по ГОСТ 399-41 или сталь марок 15К, 20К по ГОСТ 5520-50, причем применение стали 3К для изготовления и ремонта топочных листов не разрешается.
15. Воздушные резервуары могут быть изготовлены из стали марок Ст.2 и Ст.3 по ГОСТ 5520-50 или из мартеновской стали обыкновенного качества марок Ст.2, Ст.3кп, Ст.3 и Ст.4 по группе I ГОСТ 380-57, из мартеновской стали других марок по группе III этого ГОСТ с содержанием углерода не более 0,28%, а также из стали марок М12кп, М18кп, М18, М21 по группе II того же ГОСТ с проведением испытаний от каждой плавки на растяжение и загиб. Механические свойства указанных сталей должны быть не ниже механических свойств соответствующих марок сталей по группе I.
Механические испытания на растяжение и на загиб этих сталей должны быть произведены в соответствии с ГОСТ 380-57.
16. Связи и анкерные болты следует изготовлять из мартеновской стали марок МСт.2 и МСт.3 по ГОСТ 536-53.
Все жесткие связи и анкерные болты котлов паровозов должны иметь с обоих концов контрольные отверстия глубиной не менее 40 мм. Диаметры контрольных отверстий связей должны быть 5-8 мм.
17. Заклепки должны изготовляться из мартеновской стали марок Ст.2 и Ст.3 по ГОСТ 499-41.
18. Для котлов паровозов могут быть применены бесшовные дымогарные, жаровые и пароперегревательные трубы в соответствии с требованиями ГОСТ 3099-46 из стали марки 10 по ГОСТ 1050-57, а также и электросварные по ГОСТ 1753-53, удовлетворяющие требованиям технических условий на сварные трубы.
19. Паропроводы для котлов паровозов следует изготовлять из труб в соответствии с требованиями ГОСТ 3100-46 и ГОСТ 3099-46 из стали марки 10 ГОСТ 1050-57.
20. Стальное литье из углеродистой мартеновской стали для фасонных деталей, работающих под давлением, должно удовлетворять требованиям, предусмотренным ГОСТ 977-53 для сталей марок 15Л, 20Л и 25Л с содержанием серы и фосфора не более 0,05% каждого элемента.
Все фасонные отливки должны быть подвергнуты термической обработке. Полые отливки должны быть подвергнуты обязательному гидравлическому испытанию на пробное давление, равное 1,5 условного (по ГОСТ 356-52). В технических условиях на изготовление стальных отливок должны быть указаны дефекты, допускаемые к исправлению заваркой.
21. Небольшие поковки и штампованные детали (крышки лючков, лазов и др.) могут изготовляться из листовой стали и в этих случаях они должны удовлетворять требованиям на листовую углеродистую сталь.
Крупные поковки из углеродистой стали должны быть изготовлены из стали марок 15, 20 или 25 по ГОСТ 8479-57.
22. Для изготовления болтов, шпилек и гаек, предназначенных для работы при температуре среды до 435 град.С, может быть применена углеродистая качественная сталь марок 25, 30 и 40 по ГОСТ 1050-57. Для изготовления крепежного материала при давлении не свыше 21 ати и температуре среды до 350 град.С допускается применение углеродистой мартеновской стали обыкновенного качества марок Ст.4 и Ст.5 по ГОСТ 380-57.
23. Для изготовления корпусов арматуры котлов паровозов допускается применение серого и ковкого чугуна при следующих условиях:
+--------------------------------------------------------------+
¦Давление ¦Температура,¦Диаметр услов-¦ Марка чугуна ¦
¦среды не ¦ град. ¦ного прохода ¦ ¦
¦выше, ати¦ ¦арматуры, мм ¦ ¦
+--------------------------------------------------------------+
8 До 300 До 300 Не ниже марки СЧ15-32 по
ГОСТ 1412-54
13 " 300 " 200 То же
20 " 300 " 100 Не ниже марки КЧ 30-6 по
ГОСТ 1215-41
Для изготовления спускной и продувочной арматуры допускается применение только ковкого чугуна.
24. Материалы или готовые котлы и воздушные резервуары паровозов, приобретаемые за границей, должны отвечать нормам настоящих Правил или нормам данной страны, если последние окажутся не ниже норм настоящих Правил. Отклонения от настоящих Правил должны быть согласованы с органами котлонадзора до приобретения оборудования за границей.
25. Технические условия на все вновь вводимые материалы для изготовления котлов и воздушных резервуаров должны быть согласованы с органами котлонадзора.
26. Завод-изготовитель обязан все выпускаемые котлы и главные воздушные резервуары паровозов поставлять заказчикам с паспортами установленного образца. Для котлов и главных воздушных резервуаров паровозов могут быть использованы образцы книг Министерства путей сообщения по форме ТКУ-5 для котла и по форме ТКУ-6 для воздушного резервуара.
Каждый паспорт выпускаемого парового котла паровоза должен включать эскизы котла и развертки огневой коробки топки.
III. СВАРКА
27. Изготовление путем сварки паровых котлов и воздушных резервуаров паровозов может производиться только на предприятиях, располагающих всеми необходимыми для этого техническими средствами и имеющих на это разрешение местного органа котлонадзора.
Разрешение на изготовление котлов и воздушных резервуаров выдается предприятиям в соответствии с действующей Инструкцией Госгортехнадзора СССР о порядке надзора за изготовлением объектов котлонадзора.
28. Изготовление и ремонт паровых котлов и воздушных резервуаров паровозов допускается с применением всех промышленных видов сварки, обеспечивающих высокое качество сварных соединений. Технология процессов сварки и порядок контроля сварных соединений устанавливаются до начала изготовления, при этом следует руководствоваться:
а) при изготовлении и ремонте паровых котлов указаниями, содержащимися в ст.60-64 и в разделе "Сварка" Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов, утвержденных Госгортехнадзором СССР 19 марта 1957года, и статьями 29-37 настоящих Правил;
б) при изготовлении и ремонте воздушных резервуаров указаниями, содержащимися в разделе "требования к конструкции сосудов, присадочные материалы и сварка" Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденных Госгортехнадзором СССР 17 декабря 1956 года.
29. При ремонте паровых котлов паровозов допускается применение электродов типа Э-34 по ГОСТ 2523-51 для обварки буртов дымогарных и жаровых труб и наплавки кромок.
30. Коэффициент прочности сварных швов котлов и резервуаров паровозов принимается соответственно конструкции шва и способу сварки:
а) для стыковых швов при ручной односторонней сварке при наличии со стороны вершины шва подкладки или кольца, прилегающих к основному металлу по всему периметру, фи = 0,90;
б) для стыковых швов при ручной сварке с подваркой со стороны вершины шва фи = 0,95;
в) для стыковых швов при ручной односторонней сварке фи = 0,70;
г) для стыковых швов с двусторонним проваром, выполняемых автоматической сваркой под слоем флюса фи = 1,0;
д) для стыковых швов, свариваемых только с одной стороны автоматической сваркой под слоем флюса фи = 0,80.
31. При расчете сварных соединений с валиковыми швами, работающими на растяжение или сжатие, эти швы рассчитываются как работающие на срез независимо от расположения их по отношению к направлению действующего усилия.
32. При расчете соединений встык за расчетное сечение принимается толщина свариваемого основного металла. При сварке листов (или элементов) неодинаковой толщины за расчетное сечение принимается толщина более тонкого листа (элемента).
При расчете соединений внахлестку или втавр за расчетную высоту шва принимается 0,7 размера катета шва. При автоматической сварке под слоем флюса таких соединений, обеспечивающей глубокое проплавление основного листа, расчетная высота шва принимается равной его катету.
33. Расстояние от оси сварного стыкового шва до начала закругления штампованного днища (или других отбортованных элементов) l должно быть не менее следующих величин:
+----------------------------------------------------------+
¦ Толщина стенки, отбортованного ¦ Расстояние l, мм ¦
¦ элемента, S, мм ¦ ¦
+----------------------------------------------------------+
До 10 l >= 25
От 10 до 20 l >= S + 15
S
Свыше 20 l >= --- + 25
2
34. При сварке труб пароперегревателя сварные стыки следует располагать на прямых участках.
35. Сварные стыки между элементами разной толщины должны иметь плавный переход от одного элемента к другому путем утонения более толстого элемента на длине, равной не менее пятикратной разности толщин стыкуемых элементов.
При сварке элементов, укрепляемых связями или анкерными болтами, допускается соединение двух элементов при разнице в толщине, не превосходящей 50% толщины тонкого элемента, без предварительного утонения более толстого элемента.
36. При изготовлении соединений встык между элементами одинаковой по номиналу толщины допускается смещение кромок на величину не более 10% от толщины стыкуемых элементов.
37. Продольные сварные швы отдельных обечаек не должны являться продолжением один другого, а их оси должны быть смещены по отношению друг к другу на величину, равную трехкратной толщине наиболее толстого листа, но не менее чем на 100 мм.
IV. АРМАТУРА И ПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ
А. Манометры
38. Паровые котлы и воздушные резервуары паровозов должны быть снабжены исправными и проверенными манометрами.
Манометры должны иметь на циферблате красную черту, определяющую высшее допускаемое рабочее давление в котле или резервуаре.
39. Номинальный диаметр манометра, применяемого для парового котла или воздушного резервуара паровоза, должен быть равен 150 мм. Шкала манометра должна быть рассчитана так, чтобы при рабочем давлении стрелка находилась в ее средней трети.
Манометр котла должен быть снабжен сифонной трубкой, соединенной с паровым пространством и имеющей не менее 2,5 витков диаметром 80-120 мм.
40. Между манометром и сифонной трубкой должен быть установлен трехходовой кран с фланцем диаметром 38 мм и толщиной 6 мм, служащий для присоединения контрольного манометра и позволяющий производить продувку сифонной трубки.
41. Каждый манометр должен быть хорошо освещен, прочно укреплен и так установлен, чтобы его показания были отчетливо видны обслуживающему персоналу.
42. Установка, проверка и обслуживание манометров должны соответствовать требованиям Инструкции для проверки рабочих пружинных манометров, вакуумметров и мановакуумметров Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР. Кроме того, каждый манометр подлежит проверке администрацией предприятия один раз в три месяца и независимо от срока каждый раз при возникновении сомнений в правильности его показаний.
Периодическая проверка манометра администрацией предприятия производится контрольным манометром на месте установки или на прессе.
При правильном показании манометра на внешней стороне его стекла наносят дату проверки так, чтобы надпись (размером 30х15 мм) не мешала видимости делений на шкале.
25
Пример: 19 -- 58.
1
43. Манометры не допускаются к применению в случаях, когда:
а) отсутствует пломба;
б) просрочен срок проверки манометра;
в) стрелка манометра не возвращается к нулевому показателю шкалы на величину, превышающую половину допустимой для этого манометра погрешности;
г) разбито стекло или имеются другие повреждения манометра, могущие отразиться на правильности его показаний.
44. На паровых котлах и воздушных резервуарах паровозов должны быть установлены манометры класса точности не ниже 2,5.
Б. Предохранительные клапаны
45. Каждый котел паровоза должен иметь не менее двух независимых друг от друга предохранительных клапанов приводимых в действие непосредственно давлением пара на их тарелки. Предохранительные клапаны должны быть снабжены приспособлениями, не допускающими изменения нагрузки после наложения пломбы.
46. Ограничение предельного давления воздуха в установленных на паровозах главных воздушных резервуарах должно быть обеспечено предохранительным клапаном или регулятором хода тормозного насоса, автоматически прекращающим впуск пара в насос при достижении в резервуаре предельного допускаемого давления воздуха.
Правильность регулирования хода насоса проверяется при каждой приемке паровоза паровозной бригадой.
47. Сечение предохранительных клапанов, предназначенных для вновь строящихся котлов паровозов, должно быть рассчитано по формуле
D
n х d х h = 0,0075 -----,
P
где d - внутренний диаметр тарелки клапана, см;
D - паропроизводительность котла при максимальной нагрузке, кг/час;
P - абсолютное давление пара, кгс/кв.см;
h - высота подъема клапана, см;
n - число установленных клапанов.
48. Предохранительные клапаны должны быть отрегулированы на открытие при давлении, превышающем разрешенное давление, - один из клапанов на 0,2 ат и остальные клапаны - на 0,4 ат.
49. Предохранительные клапаны следует подвергать не реже одного раза в три месяца периодическому осмотру с проверкой и регулированием нагрузки.
После осмотра и проверки предохранительные клапаны должны быть запломбированы лицом, уполномоченным производить проверку.
50. После пломбирования предохранительного клапана на пломбе должны быть оттиски: на одной стороне название предприятия,на другой - год и месяц проверки.
В. Контрольные пробки
51. На потолке огневой коробки котла паровоза должно быть поставлено не менее двух контрольных пробок. На потолке огневой коробки котла паровоза узкой колеи может быть поставлена одна пробка.
52. Осмотр контрольных пробок производится при каждой промывке. При обнаружении дефектов заливки пробку переливают.
Переливку контрольных пробок производят не реже одного раза в три месяца при одной из очередных промывок котла, а также при каждом полном и наружном освидетельствовании котла.
53. После переливки пробку зачищают и подвергают гидравлическому испытанию давлением, равным рабочему давлению + 5 ат.
Если у перелитой и испытанной контрольной пробки канал полностью залит легкоплавким сплавом, то на торцовой поверхности сплава наносят клеймо с указанием номера паровоза, места и даты заливки и испытания пробки.
На контрольную пробку, имеющую вставку, клеймо с указанием тех же данных наносят на верхнюю торцовую поверхность на площади кольца, расположенного между вставкой и наружным краем.
Клейма для контрольных пробок хранятся у котельного мастера начальника транспортного цеха (депо) или у мастера, ведающего ремонтом подвижного состава, а при отсутствии этих должностных лиц у главного инженера или главного механика предприятия.
Время переливки контрольных пробок и их оттиски регистрируют в специальном журнале.
54. При постановке паровозов в запас контрольные пробки котлов переливают, но не клеймят. Перед пуском в работу этих котлов контрольные пробки осматривают, проверяют на прессе гидравлическим испытанием и клеймят.
Г. Указатели уровня воды
55. Котел паровоза должен быть снабжен водоуказательным стеклом и водопробными кранами. При наличии водяных колонок котел паровоза должен быть оборудован двумя водоуказательными стеклами, из которых одно устанавливают на колонке, а другое - на лобовом листе котла; взамен второго водоуказательного стекла разрешается установка трех водопробных кранов.
56. На лобовой стенке котла вблизи водоуказательного стекла должны быть прочно укреплена шурупами металлическая пластинка с указателем и надписью: "Низший уровень воды". Указатель низшего уровня должен быть окрашен в красный цвет и установлен выше верхней точки потолка огневой коробки не менее чем на 100 мм в соответствии с чертежом котла.
При смене потолка огневой коробки необходимо проверить правильность расположения указателя низшего уровня воды.
57. Каждый водопробный кран, устанавливаемый на котле или на водяной колонке, должен быть соединен с котлом или колонкой самостоятельно.
Горизонтальная ось канала нижнего водопробного крана должна быть на одном уровне с указателем низшего уровня воды, а горизонтальная ось верхнего водопробного крана - на высоте в соответствии с утвержденным чертежом.
Водопробные краны и краны водоуказательного стекла должны иметь конструкцию, обеспечивающую прочистку соединительных каналов.
58. Нижняя видимая кромка водоуказательного стекла должна быть расположена на 5-10 мм ниже указателя низшего уровня.
Водоуказательные стекла должны иметь запорные устройства для отключения их от котла и продувочной линии.
Круглые водоуказательные стекла должны иметь защитные приспособления (для защиты персонала от ранений в случае разрыва стекла), не затрудняющие наблюдения за уровнем воды.
Для вновь изготавливаемых котлов должны применяться только плоские водоуказательные стекла.
Водоуказательные стекла должны быть хорошо освещены; их показания должны быть отчетливо видны лицам, обслуживающим котел.
Д. Краны продувки и промывки
59. Все котлы паровозов должны иметь для спуска воды и периодической их продувки спускные краны, изготовленные в соответствии с ГОСТ 2157-55.
Расположение кранов и способы их укрепления на котле должны соответствовать утвержденным чертежам.
Котлы паровозов, имеющие для продувки пробковые краны, должны быть снабжены дополнительными вентилями, устанавливаемыми на отводящих трубах.
Котлы паровозов должны иметь вентили или краны для циркуляции воды при теплой промывке.
Каждый воздушный резервуар должен иметь спускной кран для удаления влаги и масла.
Е. Питательные приборы
60. Для питания водой паровых котлов паровозов должно быть установлено не менее двух питательных приборов, причем каждый из них должен:
а) приводиться в действие и питать котел независимо от другого;
б) обеспечивать необходимую подачу при максимальной нагрузке котла (питательные насосы должны обеспечивать подачу воды при температуре 90 град.С).
61. На каждом питательном вводе в котел должны быть установлены запорный вентиль и обратный питательный клапан, автоматически закрывающийся давлением из котла.
У всех котлов паровозов питательные приборы должны быть приспособлены для тушения пожара и должны быть снабжены штуцерами, выполненными в соответствии с действующими нормами.
62. Вновь изготовленные котлы и воздушные резервуары паровозов на заводе-изготовителе должны быть подвергнуты осмотру и гидравлическому испытанию давлением, равным P + 5 ат, где P разрешенное давление в котле. Результаты осмотра и гидравлического испытания должны быть занесены в паспорт котла или воздушного резервуара.
V. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ
63. Каждый находящийся в эксплуатации паровой котел паровоза должен подвергаться в установленные сроки следующим техническим освидетельствованиям:
а) осмотру в объеме, предусмотренном ст.77 настоящих Правил;
б) полному освидетельствованию, состоящему из осмотра, согласно ст.ст.80 и 81, и гидравлического испытания;
в) специальному обследованию.
64. Воздушные резервуары подвергаются:
а) осмотру;
б) осмотру с гидравлическим испытанием.
65. Техническое освидетельствование паровых котлов и воздушных резервуаров паровозов в процессе их эксплуатации осуществляется в соответствии с настоящими Правилами администрацией предприятий владельцев паровозов, а при ремонте паровоза на специализированном ремонтном заводе (депо) - техническим персоналом этого завода.
Это техническое освидетельствование на предприятии или в депо производится технической комиссией, назначаемой приказом по предприятию с обязательным участием в ней лица, ответственного за безопасное действие котла и воздушных резервуаров.
Инженер-контролер (инспектор) имеет право потребовать от администрации предприятия предъявления парового котла и главного воздушного резервуара паровоза для технического освидетельствования независимо от производства технического освидетельствования местной комиссией.
На предприятии должна быть разработана и утверждена его руководством инструкция по проведению технических освидетельствований паровых котлов и воздушных резервуаров паровозов.
При отсутствии на предприятии специалистов соответствующей квалификации, по письменному ходатайству предприятия местные органы котлонадзора могут поручить проведение освидетельствований инженерам-контролерам (инспекторам). В этих случаях техническое освидетельствование паровых котлов и главных воздушных резервуаров паровозов должно производиться инженером-контролером (инспектором) в присутствии лица, ответственного за безопасное действие котла и резервуара.
66. Ответственность за безопасное действие котлов и воздушных резервуаров паровозов и своевременность проведения технических освидетельствований возлагается приказом по предприятию непосредственно на начальников транспортных цехов или транспортных отделов по месту работы паровоза, а в случае отсутствия таковых на других лиц инженерно-технического персонала.
67. Технические освидетельствования котлов и воздушных резервуаров паровозов Министерства путей сообщения, переданных в арендное пользование предприятиям, производятся по правилам МПС.
68. Сроки осмотра и освидетельствования котлов паровозов устанавливаются следующие:
а) осмотр котла производится при каждом среднем ремонте паровоза, но не реже одного раза в два года; при подъемочном ремонте паровоза осмотр производится в том случае, когда до истечения срока осмотра осталось менее года;
б) полное освидетельствование котла производится при каждом капитальном ремонте паровоза, но не реже одного раза в шесть лет; при среднем ремонте паровозов полное освидетельствование их котлов производится в случае истечения срока полного освидетельствования или когда от момента выпуска паровоза из ремонта до истечения срока следующего полного освидетельствования остается менее 2,5 лет. У паровозов новой постройки, проходящих первый средний ремонт, можно не производить досрочного(за 2,5 года) полного освидетельствования котла.
69. Воздушные резервуары подвергаются:
а) осмотру ежегодно при очередном промывочном, подъемочном или заводском ремонте;
б) осмотру с гидравлическим испытанием при очередном капитальном или среднем ремонте паровоза, на котором установлены воздушные резервуары, но не реже чем через каждые три года.
Если же паровоз выходит из указанного выше ремонта ранее наступления срока гидравлического испытания воздушных резервуаров, то это испытание производится досрочно.
70. Освидетельствование пароперегревателей, камер паросушителей, паропроводов, работающих под давлением, производится одновременно с освидетельствованием котла.
71. Если ко времени истечения срока полного освидетельствования котла паровоз не нуждается в заводском ремонте, то для проверки состояния котла может быть произведен только осмотр (ст.77-78).
При удовлетворительном состоянии котла, обеспечивающем его безопасную работу, комиссией может быть разрешена отсрочка полного освидетельствования котла на срок не свыше одного года, считая со дня истечения срока полного освидетельствования.
Если ко времени истечения годичной отсрочки полного освидетельствования паровоз находится в хорошем состоянии и не нуждается в заводском ремонте, то может быть разрешено дальнейшее продление срока освидетельствования котла. В этом случае повторная отсрочка дается также на основании осмотра котла, произведенного комиссией (ст.65). При удовлетворительном состоянии котла отсрочка разрешается комиссией на срок до очередного среднего ремонта паровоза, но не более одного года.
72. Котлы паровозов с просроченной датой следующего технического освидетельствования не допускаются в работу.
73. Внеочередное гидравлическое испытание котлов паровозов производится в следующих случаях:
а) после смены листов котла или части их или постановки вставки;
б) после переклепки 15 и более рядом стоящих заклепок или 25% и более общего их количества;
в) после заварки трещин на цилиндрической части котла;
г) при смене или обварке 15% и более общего числа связей или анкерных болтов;
д) после выправления выпучин потолка огневой коробки.
В указанных случаях данные о ремонте котла и резервуаров паровоза заносятся в их паспорта с указанием даты произведенного ремонта.
74. Внеочередной осмотр котлов паровозов производится в следующих случаях:
а) при постановке паровоза в запас на длительную стоянку, если до истечения срока осмотра котла осталось менее года;
б) при пробной обкатке паровоза запаса, если при постановке в запас осмотр котла не был произведен;
в) если при постановке паровоза в запас осталось менее года до истечения срока полного освидетельствования котла; в этом случае на основании результатов осмотра оформляется отсрочка полного освидетельствования.
75. Досрочное гидравлическое испытание, произведенное вместе с осмотром, не отдаляет срока полного освидетельствования котла, и это освидетельствование следует производить в установленные сроки.
76. Результаты технических освидетельствований и испытаний заносят в соответствующий раздел паспорта парового котла или воздушного резервуара за подписью лиц, производивших освидетельствование.
VI. ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ
А. Осмотр
77. Осмотр котлов паровозов производится с целью выяснения, в каком состоянии находится топка, швы, заклепки, связи и анкерные болты, жаровые, дымогарные и кипятильные трубы, а также арматура котла.
Перед осмотром котел должен быть охлажден, тщательно промыт и очищен от накипи, грязи, сажи и золы.
При производстве осмотра котла следует распустить обшивку кожуха топки и в доступных местах снять ее, прочистить контрольные отверстия связей и анкерных болтов со стороны кожуха топки и огневой коробки в местах загибов и углах топки, открыть все люки и лазы, а при отсутствии их открыть крышку сухопарного колпака, снять колосники, разобрать свод и обмуровку (при нефтяном отоплении).
В отдельных случаях частично вынимают дымогарные и жаровые трубы.
После этого котел тщательно осматривают с целью обнаружения коррозии, трещин, волнистости и выпучин стенок топки и кипятильных труб, оборванных и поврежденных связей и анкерных болтов. Стенки огневой коробки проверяют по линейке. При осмотре также производится проверка состояния арматуры котла.
Все обнаруженные дефекты следует устранить, контрольные пробки перелить, манометры проверить. После растопки котла производят проверку предохранительных клапанов.
78. У воздушных резервуаров производят осмотр их стенок, швов, арматуры, а также мест крепления резервуаров.
79. Если на основании результатов осмотра котла будет найдено необходимым произвести полное освидетельствование, то его производят в порядке, указанном в ст.80 настоящих Правил.
Б. Полное освидетельствование
80. Полное освидетельствование котла паровоза заключается в тщательном обследовании его как внутри, так и снаружи, во всех частях.
При полном освидетельствовании котла снимают всю обшивку и изоляцию, открывают сухопарник, снимают всю арматуру, открывают все люки и лазы и вынимают все жаровые и дымогарные трубы. Котел очищают от накипи, грязи и золы до металла.
При полном освидетельствовании следует обратить особое внимание на состояние стенок котла и на состояние его внутренних креплений, контрфорсов, продольных и поперечных тяжей и их соединений с котлом.
Следует тщательно обследовать внутри и снаружи кромки листов и все клепаные и сварные швы; при этом необходимо обратить внимание на наличие коррозии внизу цилиндрической части котла, у камеры догорания, вокруг люковых отверстий, у загибов листов.
Затем прочищают все контрольные отверстия связей и анкерных болтов со стороны огневой коробки и кожуха топки. Проверяют места возможного образования трещин и разъеданий на потолке огневой коробки, трещин у отверстий анкерных болтов на потолке кожуха топки.
Огневую коробку тщательно обследуют как со стороны огня, так и со стороны воды.
Проверяют снаружи и внутри цилиндрическую часть котла, обращая особое внимание на места около опор котла.
81. При полном освидетельствовании котла, совпадающем с капитальным ремонтом паровоза, снимают все приварные и все поставленные на резьбе колпачки подвижных связей.
При среднем ремонте, а также при полном освидетельствовании котла, если оно не совпадает с капитальным ремонтом паровоза, производят частичное снятие колпачков в местах, где подвижные связи подвергаются наибольшим напряжениям, в углах верхних загибов.
82. Снятие колпачков записывают в паспорте котла паровоза; кроме этого, частичное снятие колпачков отмечают на эскизе топки с указанием даты осмотра.
83. После каждого полного освидетельствования котла паровоза и после устранения всех обнаруженных дефектов производят гидравлическое испытание.
84. Гидравлическое испытание котлов и воздушных резервуаров паровозов производят давлением, равным разрешенному давлению + 5 ат.
85. Давление, которому подвергается котел при испытании, следует контролировать двумя манометрами, из которых один должен быть контрольным.
Одновременно с котлом гидравлическому испытанию подвергается вся его арматура.
86. При гидравлическом испытании котел и воздушный резервуар должны находиться под пробным давлением в течение пяти минут.
Подъем и снижение давления производят постепенно. Давление, равное разрешенному, поддерживают в течение всего времени, необходимого для осмотра котла или резервуара.
Осмотр котла и топки следует производить не только при разрешенном давлении, но и после понижения давления до нуля.
87. Воздушные резервуары перед гидравлическим испытанием прогревают паром и тщательно промывают горячей водой для удаления грязи и масла.
88. При осмотре котла под давлением следует проверить, нет ли течи в швах, заклепках, связях, анкерных болтах и трубах. Незначительная течь заклепочных швов и заклепок может быть устранена чеканкой. При появлении слезинок у нарезных анкерных болтов и связей следует производить подклепку с поддержкой, а в случае выявления слезинок у связей со стороны кожуха следует производить раздачу связей параболическим бородком.
Связи и анкерные болты, имеющие течь, должны быть сменены.
Чеканить головки анкерных болтов и связей запрещается. Чеканку заклепочных швов и заклепок, подклепку связей и анкерных болтов разрешается производить только при отсутствии давления в котле. При значительной течи заклепочных швов последние следует переклепать заново.
89. При появлении слезинок или потения в сварном шве дефектные участки перевариваются заново. Чеканка сварного шва запрещается.
90. При обнаружении незначительной течи у неприваренных дымогарных, жаровых и кипятильных труб следует произвести развальцовку. При появлении отдельных капель в местах приварки труб и при удовлетворительном состоянии буртов дефектные места перевариваются. При течи труб последние должны быть сменены.
91. Арматура и люки при пропуске воды в соединениях подлежат перестановке.
92. Котел или воздушный резервуар признается выдержавшим гидравлическое испытание, если не будет обнаружено остаточных деформаций, разрыва или течи.
Водяная пыль и мелкие капли (слезинки) в клепаных швах, заклепках, кранах и в другой арматуре течью не считаются.
Если при испытании окажется, что котел или резервуар паровоза не удовлетворяет условиям настоящей статьи Правил и что требуется переклепка швов или исправление сварных швов или же замена связей, закрепок, то после устранения обнаруженных дефектов следует повторить гидравлическое испытание.
При единичной смене связей или анкерных болтов (в количестве не более 15) повторного гидравлического испытания не требуется.
93. Администрация предприятий должна составлять к 1 января каждого года годовой график производства технических освидетельствований паровых котлов и воздушных резервуаров паровозов и своевременно его выполнять.
В. Специальное обследование
94. Специальное обследование котлов паровозов производится, когда по состоянию котла и по данным предшествующей его работы устанавливаются признаки значительного ухудшения качества и понижения прочности металла (появление трещин, расслоений).
95. При специальном обследовании котлов паровозов, помимо тщательного осмотра котла, производят механическое испытание металла для определения временного сопротивления и относительного удлинения и в необходимых случаях металлографическое исследование.
Вырезанные для этой цели образцы клеймятся с торцовой стороны с указанием регистрационного номера котла и номера образца.
При невозможности поместить все обозначения на образце маркировку производят условными знаками, обозначение которых должно быть прислано в испытательную лабораторию вместе с образцом металла, подлежащего исследованию.
96. Выбор листа для испытания при специальном обследовании котла производят с учетом срока службы котла. На новых листах, устанавливаемых при ремонте котла, должно быть выбито клеймо с указанием года установки. О характере ремонта должна быть произведена запись в паспорте котла.
Клеймо на листе ставят на месте пересечения диагоналей прямоугольника.
97. Для механического испытания металла котла комиссия, производящая освидетельствование котла, определяет наиболее сомнительные места кожуха топки или цилиндрической части, из которых должна быть произведена вырезка заготовок для образцов.
98. Испытание металла на растяжение должно производиться по ГОСТ 1497-42 на длинных или коротких плоских образцах.
99. Результаты механического испытания металла на плоских образцах считаются неудовлетворительными, если временное сопротивление окажется менее 30 кгс/кв.мм и относительное удлинение менее 15%, а на коротких образцах - менее 18%.
100. В случае неудовлетворительных результатов механического испытания металла отдельных листов котла производят повторное испытание металла этих же листов на удвоенном количестве образцов.
101. При направлении в лабораторию образцов для испытания металла котла должны быть приложены:
а) акт об изготовлении образцов с указанием года изготовления котла, регистрационного номера, серии и номера паровоза;
б) эскиз котла с обозначением места вырезки.
102. Специальное обследование котла оформляется актом, к которому прилагаются результаты испытания металла с заключением лаборатории и эскиз котла с указанием места вырезки. Этот акт должен храниться вместе с паспортом котла.
Г. Металлографическое исследование
103. Металлографическое исследование производится по указанию комиссии или инженера-контролера (инспектора котлонадзора) в тех случаях, когда требуется дополнительное исследование металла.
При получении неудовлетворительных результатов металлографического исследования производят дополнительные механические испытания и, если необходимо, металлографические исследования металла из других мест листа.
VII. СОДЕРЖАНИЕ И ОБСЛУЖИВАНИЕ
104. Руководство предприятия - владельца паровоза должно обеспечить:
а) постоянное содержание парового котла и воздушного резервуара паровоза в исправном состоянии;
б) своевременное проведение технических освидетельствований парового котла и воздушного резервуара, а также надлежащее их обслуживание.
105. Заведывание парком (депо) паровозов должно быть поручено лицу со специальным техническим образованием или практику после сдачи им технического экзамена в квалификационной комиссии, организуемой предприятием, с участием представителя железной дороги и инженера-контролера (инспектора).
106. К обслуживанию котлов паровозов допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, выдержавшие испытание в квалификационной комиссии предприятия или управления железной дороги и имеющие соответствующие удостоверения.
Машинисты паровозов, выходящих на пути МПС, должны иметь удостоверения на право управления паровозом, выданные квалификационной комиссией железной дороги.
Периодические проверки знаний персонала, обслуживающего котлы паровозов, должны производиться не реже одного раза в год комиссией предприятия с участием лица, имеющего право управления паровозом. Присутствие инженера-контролера (инспектора) при этом не обязательно.
107. Состав квалификационной комиссии по испытанию персонала, обслуживающего паровые котлы и воздушные резервуары паровозов, назначается руководством организации или предприятия, проводившего обучение, с включением в комиссию лица, имеющего право управления паровозом, и представителя предприятия или объединения, для которых готовились кадры.
Инженер-контролер (инспектор) принимает участие в работе квалификационной комиссии на правах ее члена.
О дне и месте работы квалификационной комиссии по испытанию машинистов, помощников машинистов и кочегаров паровоза руководство организации, проводившей обучение, обязано уведомить местный орган котлонадзора не позднее чем за 10 дней.
В случае неприбытия инженера-контролера (инспектора) в назначенный срок работа квалификационной комиссии проводится без его участия.
Результаты испытания персонала паровоза должны оформляться протоколом, подписанным председателем и членами квалификационной комиссии. Лицам, сдавшим испытания, должны быть выданы соответствующие удостоверения за подписью председателя комиссии.
108. Растопку котла паровоза следует производить только при исправном его состоянии и при наличии всей требуемой правилами арматуры.
Перед растопкой котлов паровозов, ранее не находившихся в эксплуатации на данном предприятии или поступивших с завода-изготовителя, осмотр их состояния должен быть произведен технической комиссией, назначенной в соответствии со ст.65 настоящих Правил.
109. Паровые котлы и воздушные резервуары паровозов следует периодически подвергать продувке и промывке в соответствии с графиком, утвержденным гл. инженером предприятия или строительства.
110. Главные воздушные резервуары поездных паровозов следует промывать горячей водой после пробега паровоза 10000-12000 км, а маневровых паровозов - не реже одного раза в три месяца.
111. Лица, обслуживающие котлы и воздушные резервуары паровозов, обязаны точно соблюдать настоящие Правила, а также приказы и инструкции по уходу за котлами и воздушными резервуарами.
112. Водный режим паровых котлов паровозов должен обеспечивать работу котла без повреждений его элементов вследствие отложений накипи, шлама или в результате коррозии.
На каждом предприятии, в ведении которого имеются паровозы, должны быть установлены на основании эксплуатационных испытаний нормы качества котловой воды.
113. При питании котлов необработанной водой график остановки котлов на чистку должен быть составлен при соблюдении условия: толщина накипи в наиболее теплонапряженных участках поверхностей нагрева не должна быть более 1 мм для котлов с давлением пара ниже 16 ати и не более 0,5 мм для котлов с давлением от 16 ати и выше.
114. Во время стоянки паровозов в запасе котлы их должны быть защищены от коррозии.
VIII. РЕГИСТРАЦИЯ И ПУСК В РАБОТУ
115. Паровые котлы и главные воздушные резервуары паровозов могут быть допущены в работу после регистрации в местных органах котлонадзора, при исправном состоянии и при условии, что не истекли установленные сроки технического освидетельствования.
116. Регистрация парового котла и главного воздушного резервуара производится на основании письменного заявления администрации предприятия-владельца паровоза.
Для регистрации должны быть представлены:
а) паспорт установленной формы;
б) акт об исправности котла, если он прибыл с завода-изготовителя или передан от одного владельца другому;
в) справка о наличии и характеристике питательных приборов.
Документы, указанные в пп."б" и "в" настоящей статьи, должны быть подписаны руководством предприятия.
117. Ответ на заявление о регистрации котла и воздушного резервуара должен быть дан регистрирующим органом котлонадзора владельцу паровоза в срок не позднее 10 дней со дня получения заявления. В случае отказа в регистрации владельцу паровоза должно быть сообщено об этом в письменном виде с указанием причин отказа со ссылками на соответствующие статьи Правил.
118. При соответствии представленной документации настоящим Правилам каждому котлу и главному воздушному резервуару должен быть присвоен регистрационный номер, который органом котлонадзора проставляется в их паспорт.
Сведения о котле и резервуаре органом котлонадзора заносятся в регистрационный журнал, а паспорта, скрепленные подписью и печатью, возвращаются владельцу паровоза, который должен обеспечить их полную сохранность.
119. Регистрация парового котла или воздушного резервуара, не имеющего паспорта завода-изготовителя, может быть произведена на основании дубликата или паспорта, составленного взамен заводского.
Паспорт котла может быть составлен владельцем паровоза или соответствующей организацией на основании документации, выданной заводом-изготовителем или по данным натурного обмера, механических испытаний, химического и металлографического исследований материала котла и просвечивания стыковых сварных швов на длине не менее 25% от всей длины швов корпуса.
Расчет на прочность котла должен быть произведен по нижнему временному сопротивлению стали, установленному при исследовании материала данного котла. В этом случае в паспорт котла должны быть включены результаты исследования качества материала котла и сварных швов, а также расчет котла на прочность.
При составлении паспорта должно быть произведено также полное освидетельствование котла.
При наличии на котле паспортных данных, выбитых заводом-изготовителем, по согласованию с органами котлонадзора паспорт может быть составлен на основании этих данных и результатов осмотра, произведенного в соответствии со ст.77-79 настоящих Правил.
120. Для регистрации главного воздушного резервуара, не имеющего документации завода-изготовителя, владельцем паровоза должен быть составлен паспорт установленной формы, при этом вместо удостоверения о качестве изготовления резервуара, владелец составляет и скрепляет своей подписью и печатью свидетельство о годности резервуара для работы с предусмотренными параметрами (давлением и температурой).
Указанное свидетельство составляется владельцем на основании результатов:
а) произведенного им поверочного расчета на прочность (временное сопротивление металла при этом должно приниматься не выше 36 кгс/кв.мм для стальных резервуаров или в соответствии с произведенными исследованиями);
б) просвечивания сварных швов в размере 10% от длины всех стыковых швов. При наличии на резервуаре паспортных данных, выбитых клеймением заводом-изготовителем, по согласованию с местными органами котлонадзора контроль просвечиванием может быть заменен металлографическим исследованием или засверловкой сварных швов;
в) внутреннего осмотра с гидравлическим испытанием.
При отсутствии у владельца паровоза соответствующих специалистов свидетельство должно быть составлено специализированной организацией.
121. Запасные воздушные резервуары автоматических тормозов регистрации в органах котлонадзора не подлежат.
122. Выполненные работы по ремонту труб и связей, по заварке трещин, постановке вставок, правке выпучин и т.п. обязательно отмечают на эскизах при всех видах ремонта паровозов.
Смену труб и связей обозначают на эскизе условным знаком перекрещенным кружком, а ремонт труб или связей без их смены обозначают на эскизе двойным кружком с обязательным указанием даты производства ремонта.
IX. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ
123. Контроль за соблюдением настоящих Правил при эксплуатации паровозов возлагается на местные органы котлонадзора и осуществляется путем периодических обследований зарегистрированных в органах котлонадзора паровых котлов и воздушных резервуаров паровозов.
Обследование содержания котлов и воздушных резервуаров паровозов должно производиться в присутствии представителя администрации предприятия или строительства и лица, ответственного за безопасное действие паровоза.
124. Обследование, указанное в ст.123, имеет целью установить, что котлы и воздушные резервуары паровозов содержатся в соответствии с настоящими Правилами. В процессе обследования инженер-контролер (инспектор) проверяет:
а) своевременность проведения администрацией предприятий технических освидетельствований котлов и воздушных резервуаров и устранения выявленных при освидетельствовании дефектов;
б) выполнение предыдущих предписаний инженера-контролера (инспектора);
в) наличие и состояние требуемой настоящими Правилами арматуры и питательных приборов с выборочным опробованием исправности их действия;
г) обученность машинистов и их помощников с проверкой их знаний на рабочем месте.
125. Сроки проведения обследований устанавливаются местными органами котлонадзора с таким расчетом, чтобы каждый котел и воздушный резервуар, зарегистрированный в органах котлонадзора, был обследован не реже чем через каждые 12 месяцев.
126. При периодическом обследовании инженером-контролером (инспектором) содержания котла и воздушного резервуара работа их должна быть запрещена, если истек срок очередного освидетельствования или выявлены дефекты, препятствующие безопасной работе. В зависимости от состояния котла (резервуара) инженер-контролер может потребовать проведения досрочного технического освидетельствования.
127. При выявлении среди обслуживающего персонала лиц, неаттестованных соответственно занимаемой ими должности или обладающих неудовлетворительными знаниями, инженер-контролер (инспектор) должен потребовать отстранения их от работы.
128. О результатах обследования производится запись в паспортах обследованных котлов (резервуаров), а также составляется акт в двух экземплярах, один из которых передается руководству предприятия.
129. В случае запрещения работы парового котла или воздушного резервуара инженер-контролер (инспектор) принудительно останавливает их и делает об этом запись в паспорте с указанием причины запрещения.
Расследование аварий и несчастных случаев
130. О каждой аварии и каждом смертельном и тяжелом несчастном случае, связанном с аварией или обслуживанием парового котла и воздушного резервуара паровоза, администрация предприятия обязана немедленно уведомить инженера-контролера (инспектора) и местный орган котлонадзора.
131. Расследование аварий и несчастных случаев должно производиться в соответствии с инструкцией Госгортехнадзора СССР, а для военного ведомства - в порядке, установленном Министерством обороны СССР.
Заключительные положения
132. За нарушение настоящих Правил виновные привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством.
133. Настоящие Правила вступают в силу с 1 июля 1958 года.
Необходимость приведения в соответствие с настоящими Правилами паровых котлов и воздушных резервуаров паровозов, находящихся в эксплуатации, устанавливается в каждом отдельном случае органами котлонадзора.
134. С введением в действие настоящих Правил отменяются:
а) Правила устройства, содержания и освидетельствования паровых котлов и воздушных резервуаров паровозов промышленных предприятий, утвержденные 23 мая 1953 года Главной государственной инспекцией котлонадзора Министерства электростанций;
б) циркулярные письма и другие руководящие материалы, выпущенные Главной государственной инспекцией котлонадзора МЭС и Госгортехнадзором СССР в развитие и дополнение Правил, указанных в п."а" настоящей статьи.
Текст документа сверен по:
"Правила устройства и безопасной
эксплуатации паровых котлов
и воздушных резервуаров паровозов
промышленных предприятий". М.,
"Углетехиздат", 1958