Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/5/4781.htm



Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
6 июня 2003 года,
регистрационный N 4643

Приложение N 2
к приказу Министерства
Российской Федерации по делам печати,
телерадиовещания и средств
массовых коммуникаций
от 4 декабря 2002 года N 237



ТИПОВЫЕ ИНСТРУКЦИИ
по охране труда для полиграфических предприятий ТИ РО 001-097-2002

    
    
Глава 1. Наборные процессы


Типовая инструкция
по охране труда для оператора электронного набора и верстки на ПЭВМ (ПК)
ТИ РО 29-001-007-02

    
I. Общие требования безопасности

    
    1. Все вновь поступившие на работу, независимо от предыдущего стажа и вида работ, допускаются к самостоятельной работе только после прохождения вводного инструктажа по охране труда, инструктажа на рабочем месте, а также медицинского осмотра и не имеющие противопоказаний. В дальнейшем на рабочем месте проводятся повторные инструктажи по безопасности труда не реже одного раза в 6 месяцев.
    
    2. Проведение всех видов инструктажей должно регистрироваться в Журнале инструктажей с обязательными подписями получившего и проводившего инструктаж.
    
    3. Периодичность медосмотров работающих на видеотерминальных устройствах (ВТУ), обусловленная повышенным напряжением зрения, психоэмоциональным напряжением и напряжением мышц рук, - 1 раз в год врачами офтальмологом, невропатологом и хирургом.
    
    4. Работа за дисплеями сопровождается ограниченной двигательной активностью, монотонностью и значительным зрительным напряжением.
    
    5. Помещения, предназначенные для размещения рабочих мест, оснащенных дисплеями, следует оснащать солнцезащитными устройствами (жалюзи, шторы и пр.).
    
    6. ВТУ должны располагаться на расстоянии не менее 1 м от стен, рабочие места с дисплеями должны располагаться между собой на расстоянии не менее 1,5 м.
    
    7. Размер экрана по диагонали должен быть не менее 31-38 см.
    
    8. Экран должен быть плоским, что позволяет исключить на нем наличие ярких пятен за счет отражения световых потоков.
    
    9. Клавиатура дисплея не должна быть жестко связана с монитором.
    
    10. Видеомонитор должен быть оборудован поворотной площадкой, позволяющей перемещать ВТУ в горизонтальной и вертикальной плоскостях в пределах 130-220 мм и изменять угол наклона экрана на 10-15°.
    
    11. Bce помещения с дисплеями и ВТУ должны иметь естественное и искусственное освещение.
    
    12. Запрещается применение открытых ламп (без арматуры) в установках общего и местного освещения.
    
    13. Искусственное освещение в помещениях с ВТУ следует осуществлять в виде комбинированной системы освещения: общего и местного на рабочих местах.
    
    14. В качестве источников общего освещения должны использоваться люминесцентные лампы белого света.
    

    15. Местное освещение обеспечивается светильниками, установленными непосредственно на столешнице. Допускается использование ламп накаливания.
    
    16. В помещениях с ВТУ параметры микроклимата должны быть следующими:
    
    - в холодные периоды года температура - 22-24°С, относительная влажность - 50-40%;
    
    - в теплые периоды года температура - 23-25°С, относительная влажность - 60-40%.
    
    17. Помещения с ВТУ следует оборудовать установками кондиционирования воздуха, которые позволят поддерживать параметры микроклимата в необходимых пределах в течение всех сезонов года.
    
    18. Уровень шума на рабочем месте не должен превышать 50 дБА.
    
    19. Для борьбы с запыленностью воздуха необходимо проводить влажную ежедневную уборку и регулярное проветривание помещения.
    
    20. Рабочее место должно включать: рабочий стол, стул с регулируемой высотой сиденья и подставку для ног.
    
    21. На рабочем месте необходимо предусматривать подставку для ног (400x350 мм) с регулировкой высоты (0-150 мм) и угла наклона (0-20°).
    
    22. Рациональный режим труда и отдыха предусматривает строгое соблюдение перерывов, активное их проведение.
    
    23. Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах. Употребление алкогольных напитков на работе, а также выход на работу в нетрезвом виде запрещается.
    
    24. При выполнении работы необходимо быть внимательным, не отвлекаться посторонними делами и разговорами и не отвлекать других от работы.
    
    25. Каждому работнику необходимо:
    
    - знать место хранения цеховой аптечки;
    
    - уметь оказать первую помощь при производственных травмах.
    
    26. Хранить и принимать пищу разрешается только в установленных и оборудованных местах.
    
    27. Работник несет ответственность в соответствии с действующим законодательством за соблюдение требований инструкций, производственный травматизм и аварии, которые произошли по его вине.
    
    28. Контроль выполнения данной инструкции возлагается на руководителя подразделения.
    


II. Требования безопасности перед началом работы

    
    1. Осмотреть рабочее место и оборудование. Убрать все лишние предметы.
    
    2. Очистить экран дисплея от пыли. Отрегулировать высоту и угол наклона экрана.
    
    3. Отрегулировать уровень освещенности рабочего места.
    
    4. Отрегулировать кресло по высоте. Проверить исправность оборудования.
    
    5. Отрегулировать оптимальный контраст изображения. Убрать мерцание и блики, если они имеются.
    
    6. О замеченных недостатках и неисправностях немедленно сообщить руководителю работ и до устранения неполадок и разрешения руководителя к работе не приступать.
    


III. Требования безопасности во время работы

    
    1. Экран должен находиться ниже уровня глаз на 5° и располагаться в прямой плоскости или с наклоном на оператора (15°).
    
    2. Расстояние от глаз оператора до экрана должно быть в пределах 40-80 см.
    
    3. Наклон клавиатуры должен находиться в пределах 10-15°.
    
    4. Уровень искусственной освещенности на рабочем месте должен быть не ниже:
    
    - поверхность экрана - 300 лк;
    
    - рукопись - 400 лк;
    
    - клавиатура - 400 лк.
    
    5. Местный источник света по отношению к рабочему месту должен располагаться таким образом, чтобы исключить попадание в глаза прямого света, и должен обеспечивать равномерную освещенность на поверхности 40x40 см, не создавать слепящих бликов на клавиатуре и других частях пульта, а также на экране видеотерминала в направлении глаз оператора.
    
    6. Для защиты от электромагнитных излучений должны использоваться специальные фильтры для экранов.
    
    7. При периодическом наблюдении за экраном: экран должен находиться справа, клавиатура напротив правого плеча, а документы в центре левого угла обзора. При постоянной работе экран должен быть расположен в центре поля обзора, документы слева на столе или на специальной подставке. Рукопись, клавиатура и экран должны быть удалены на одинаковое расстояние от глаз работника.
    
    8. Для снижения зрительного и общего утомления после каждых 1-1,5 часа работы за экраном следует использовать регламентированные перерывы, во время которых осуществляется пассивный отдых. Распределение перерывов в первую и вторую половину рабочей смены может быть следующим: 3 перерыва по 5 мин. до обеда и 3 перерыва по 10 мин. после обеда.
    
    9. Запрещается использовать электронагревательные приборы с открытой спиралью.
    
    10. В течение рабочей смены экран дисплея должен быть один раз очищен от пыли.
    
    

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

    
    1. Немедленно прекратить работу, отключить ВТУ и доложить руководителю работ:
    
    - если наблюдается повышенный уровень шума при работе оборудования;
    
    - если наблюдается повышенное тепловыделение от оборудования;
    
    - если мерцание экрана не прекращается;
    
    - если наблюдается прыганье текста на экране;
    
    - если чувствуется запах гари и дыма;
    
    - если заземляющий провод оборван;
    
    - если прекращена подача электроэнергии.
    
    2. В случае возгорания или пожара работники должны немедленно вызвать пожарную команду, сообщить руководителю работ и приступить к ликвидации очага пожара имеющимися средствами огнетушения.
    
    3. При травме в первую очередь освободить пострадавшего от травмирующего фактора, поставить в известность руководителя работ, вызвать медицинскую помощь, оказать первую помощь пострадавшему и сохранить травмоопасную ситуацию до расследования причин случившегося.
    


V. Требования безопасности по окончании работы

    
    1. Привести в порядок рабочее место.
    
    2. Отключить и обесточить оборудование.
    
    
    

Текст документа сверен по:

"Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти",
приложение к N 50, 15.12.2003