УТВЕРЖДЕНЫ
Министерством транспорта
18 марта 1998 года
ТРЕБОВАНИЯ
к услугам по найму и трудоустройству российских моряков
на суда под иностранным флагом
1. Общие положения
1. Требования к услугам по найму и трудоустройству российских моряков на суда под иностранным флагом (далее - Требования) являются неотъемлемой частью Системы добровольной сертификации услуг по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом (зарегистрирована в Государственном реестре 14 апреля 1998 года, Свидетельство РОСС RU.0001.ОЗЭБОО).
Требования определяют критерии соответствия услуг по найму и трудоустройству моряков международным конвенциям и устанавливают стандарты в деятельности российских организаций по найму и трудоустройству моряков.
Требования разработаны Службой морского флота Министерства транспорта Российской Федерации с учетом предложений Союза российских судовладельцев, профсоюзных организаций российских моряков, Ассоциации компаний по подбору, обучению, найму и трудоустройству моряков и закрытого внешнеэкономического акционерного общества "Совбункер".
2. Требования разработаны на основе следующих международных и национальных нормативно-правовых документов:
- Конвенции Международной организации труда (МОТ) N 147 "Конвенция о минимальных нормах на торговых судах";
- Конвенции МОТ N 179 "Конвенция о найме и трудоустройстве моряков";
- Рекомендации МОТ N 186 "Рекомендация о найме и трудоустройстве моряков";
- Конвенции Международной морской организации (ИМО) 1978/95 годов "О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты";
- Конвенции МОТ N 108 "Конвенция о национальных удостоверениях личности моряков";
- Международного стандарта ИСО 9002-94 "Системы качества - модель обеспечения качества при производстве, монтаже и обслуживании";
- Международного стандарта ИСО 9004-2, "Общее руководство качеством и элементы системы качества" - Часть 2: "Руководящие указания по услугам";
- Законов Российской Федерации: "О занятости населения в Российской Федерации", "О выезде из Российской Федерации и въезде в Российскую Федерацию", "О защите прав потребителей";
- Положения о паспорте моряка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.97 N 1508 и Инструкции по применению Положения о паспорте моряка, утвержденной совместным приказом Минтранса России и Минсельхозпрода России в 1998 году.
3. Организации по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом, прошедшие сертификацию на соответствие оказываемых ими услуг по найму и трудоустройству моряков международным требованиям и получившие при этом сертификат соответствия, получают право работы с морскими администрациями портов, находящимися в ведении Службы морского флота Минтранса России, по вопросам оформления паспортов моряка и судовых ролей.
4. Изменения и дополнения в настоящие Требования вносятся Службой морского флота Минтранса России и также являются неотъемлемой частью Системы добровольной сертификации услуг по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом.
II. Определения
В Требованиях применяются следующие термины и определения.
Организация по найму и трудоустройству моряков - организация вне зависимости от формы собственности, на законном основании занимающаяся наймом и (или) трудоустройством граждан Российской Федерации на суда под иностранным флагом, услуги которой сертифицированы на соответствие международным конвенциям о найме и трудоустройстве моряков и международным стандартам в этой области.
Трудоустройство моряков - деятельность организации по найму и трудоустройству моряков (далее - организации) по подбору и направлению моряков, удовлетворяющих всем требованиям судовладельца, в его распоряжение без делегирования организации права управления экипажем судна и выплаты заработной платы.
Наем моряков - деятельность организации по оформлению трудовых отношений моряка с судовладельцем, при которой судовладельцем делегировано данной организации право управления экипажем и расчета его по заработной плате.
Судовладелец - судовладелец, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства флага судна, эксплуатирующий судно от своего имени, независимо от того, является он собственником судна или использует его на ином законном основании, и принявший на себя все сопутствующие этому обязанности и ответственность.
Моряк - любое лицо, имеющее российское гражданство и отвечающее условиям, требуемым для трудоустройства или получения работы в любом качестве на борту морского судна, кроме военного судна.
Услуга - результат взаимодействия исполнителя и потребителя и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя (MC ISO-9004.2.).
Процедуры - задокументированные правила, провозглашенные организацией для покрытия всех аспектов деятельности, связанных с трудоустройством.
Наем и трудоустройство моряка - совокупность деятельности, направленной на предоставление услуг, связанных с поиском рабочего места на судне, с процедурами отбора, оформления и обеспечения выполнения договорных обязательств по предоставленной услуге.
Агентский договор - документ, определяющий условия деятельности организации, в рамках которых она осуществляет предоставление услуг по найму и трудоустройству моряков, в обмен на оговоренное финансовое вознаграждение со стороны судовладельца.
Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством услуг.
III. Требования к услугам по найму и трудоустройству моряков на суда
под иностранным флагом
5. Услуги, предоставляемые организациями по найму и трудоустройству российских моряков, должны соответствовать требованиям, изложенным в четырех основных блоках:
- требования к организационной структуре, организации работы и ресурсам организации, влияющие на качество предоставляемых услуг;
- требования к уровню квалификации персонала организации и порядку работы с ним;
- требования к профессиональной подготовке, компетентности и состоянию здоровья моряков, трудоустраиваемых на суда под иностранным флагом;
- требования по социальной защищенности моряков и членов их семей.
6. Требования к организационной структуре, организации работы и ресурсам организации, влияющие на качество предоставляемых услуг.
6.1. Организацией заключен договор с судовладельцем или его агентом на менеджмент команды судна и (или) трудоустройство моряков, отвечающий следующим требованиям:
а) договор составлен на английском и русском языках, причем оба варианта договора имеют одинаковую силу. Терминология и язык договора ясны и понятны для обеих сторон;
б) договор включает в себя финансовые аспекты, процедуру отчетности и бухгалтерскую систему, порядок прекращения действия договора, процедуры на случай невыполнения, арбитраж и главенствующее законодательство, гарантии от убытков, ответственность и форс-мажор, а также официальную процедуру связи;
в) в договоре ясно определены обязанности и ответственность судовладельца или его агента, включая размер выплачиваемого организации вознаграждения;
г) ничто в договоре не содержит нарушений и противоречий с действующими международными и национальными правовыми актами и коллективными договорами;
д) подписанию контрактов и договоров предшествует анализ их содержания в целях достижения:
- достаточной полноты и понятности требований судовладельца и организации в применяемых терминах;
- полного отражения требований судовладельца и организации;
- возможности рассмотрения и решения любых возникающих новых вопросов;
- возможности освобождения от обязательств в рамках данного договора или контракта.
6.2. Руководство организации декларацией о намерениях подтверждает выполнение ею международных требований в области найма и трудоустройства моряков и настоящих Требований.
6.3. Организационная структура организации предусматривает такую систему ответственности, управления и взаимоотношений персонала, которая обеспечивает требуемое качество предоставляемых услуг и контроль за качеством этих услуг.
6.4. Организация имеет необходимые ресурсы, позволяющие эффективно выполнять установленные процедуры и осуществлять контроль за их исполнением. Назначено должностное лицо, имеющее властные полномочия по обеспечению качества предоставляемых организацией услуг требованиям международных конвенций о найме и трудоустройстве моряков и настоящих Требований. Создана и эффективно функционирует система контроля за качеством услуг.
6.5. Организация располагает достаточными ресурсами для администрирования моряков, направляемых для работы в составе экипажей судов под иностранным флагом:
- оформляются, ведутся и в дальнейшем хранятся личные дела трудоустроенных моряков;
- все претенденты на работу проходят соответствующее тестирование и (или) собеседование и инструктаж;
- трудоустроенным морякам организуется визовая поддержка и проезд к месту нахождения судов.
6.6. Ведется реестр моряков, нанятых или трудоустроенных организацией, открытый для проверки компетентным органом.
6.7. В организации создана база данных о трудоустроенных моряках и моряках, ищущих работу, которая должна включать следующую информацию, но не ограничиваться ею:
- квалификация моряков;
- предшествующая трудовая деятельность;
-личные данные, касающиеся трудовой деятельности;
- сведения о состоянии здоровья и вакцинациях.
Хранение данной информации организовано с учетом права на невмешательство в личную жизнь и защиты конфиденциальности.
6.8. Ведутся списки экипажей судов, для которых организацией подбираются моряки.
6.9. Введен порядок рассмотрения случаев некомпетентности или нарушения дисциплины, соответствующий международным правовым нормам, национальному законодательству и коллективным договорам.
6.10. Приняты необходимые меры, обеспечивающие, чтобы по мере практической возможности дипломы, свидетельства о квалификации и медицинские справки, предоставляемые моряками при найме на работу, были действительны и не приобретены обманным путем. При необходимости проводится проверка сведений о трудовой деятельности моряков.
6.11. Бухгалтерский учет и отчетность соответствуют требованиям российского законодательства.
6.12. Установлен надлежащий контроль за документооборотом и информацией, имеющей отношение к предоставляемым услугам по найму и трудоустройству моряков. Имеются все необходимые для деятельности организации нормативные акты (конвенции, рекомендации, кодексы, правила и т.д.).
6.13. В целях обеспечения контроля выполнения организацией установленных требований в области найма и трудоустройства моряков отработана и функционирует система документирования:
- определен порядок классификации, учета, хранения и уничтожения документов, имеющих отношение к услугам по найму и трудоустройству моряков;
- определены и выполняются сроки хранения документов, имеющих отношение к услугам по найму и трудоустройству моряков. Организовано хранение компьютерной информации;
- документирование отражает поставленные задачи и полученные результаты.
6.14. Организация признает, что эффективная связь на всех уровнях имеет важное значение в достижении качества услуг по найму и трудоустройству моряков.
Определены и функционируют линии связи в рамках берегового управленческого звена, между организацией и судовладельцем (его агентом), включая выходные, праздничные дни и нерабочее время, обеспечивающие получение информации относительно направленного на судно экипажа.
7. Требования к уровню квалификации персонала организации и к порядку работы с ним.
7.1. Аппарат управления и персонал организации имеет достаточный уровень квалификации и профессиональной подготовки, включающий в себя знания в области морского транспорта, соответствующих международных морских нормативных актов в области найма и трудоустройства моряков, условий труда и социальной защиты моряков, требований к уровню их профессиональной подготовки и компетентности.
Перечень нормативно-правовых документов, знание которых обязательно для персонала организаций, определяется Службой морского флота.
7.2. Установлены и соблюдаются процедуры отбора, найма и обучения персонала организации, при которых:
- определены минимальные требования к квалификации и опыту работы персонала;
- имеется должностная инструкция для каждого сотрудника;
- уровень подготовленности и опыт работы сотрудников организации соответствуют должностям, которые они занимают. Все сотрудники ознакомлены и правильно понимают нормативные документы, касающиеся их должностных обязанностей;
- определен порядок оценки выполнения сотрудниками своих обязанностей;
- отработана система повышения квалификации сотрудников организации.
8. Требования к профессиональной подготовке, компетентности и состоянию здоровья моряков, трудоустраиваемых на суда под иностранным флагом.
8.1. Организация признает, что экипаж судна и его менеджмент является ключевым для успешной работы судна.
8.2. Организация в работе по подбору экипажей придерживается следующих принципов:
- все нанятые или трудоустроенные моряки обязаны иметь необходимую для выполнения соответствующих функций подготовку и уровень компетентности, подтвержденные действительными дипломами и сертификатами, годны по состоянию здоровья в объеме требований Конвенции ИМО 1978/95 годов "О подготовке и дипломировании моряков и несении вахты";
- уточнены и полностью выполняются требования судовладельца в отношении уровня подготовки и компетентности, опыта и особых качеств каждого члена экипажа и при необходимости предпринимаются меры по их доподготовке;
- особое внимание уделяется квалификации капитана судна, наличию у него опыта работы на судах определенного типа, подтвержденного соответствующими документами;
- направляемые на судно моряки знают английский язык в объеме, обеспечивающем эффективное выполнение возлагаемых на них обязанностей;
- отработана система и соответствующие процедуры контроля выполнения указанных выше требований до отправки моряков на судно. Ведется оценка действий персонала организации по отбору моряков и их доподготовке, с принятием адекватных мер в случае невыполнения этих требований.
8.3. Организация имеет необходимую материально-техническую базу и (или) контакты с учебными заведениями морского транспорта для контроля уровня подготовленности трудоустраиваемых моряков и их доподготовки в случае необходимости.
8.4. Организация уделяет должное внимание оценке уровня подготовленности и в случае необходимости доподготовке моряков в вопросах безопасной эксплуатации судна, техники безопасности при выполнении обязанностей на борту, в вопросах предотвращения загрязнения окружающей среды. Проводится инструктаж трудоустроенных моряков по указанным выше вопросам перед отправкой их на суда.
Определены процедуры, позволяющие получать информацию по обеспечению безопасности, в которую включаются инциденты, произошедшие по вине моряков, направленных организацией на суда. Получаемая информация используется для совершенствования работы в вопросах обеспечения безопасности.
9. Требования к социальной защищенности моряков и членов их семей.
9.1. Генеральный договор организации с судовладельцем предусматривает такие условия труда и социальной защиты моряков, которые соответствуют национальным и международным требованиям и коллективным договорам.
9.2. Организацией заключено соглашение с общероссийским профсоюзом, представляющим интересы моряков, об урегулировании условий и оплаты труда на судах под иностранным флагом на условиях коллективного договора, одобренного Международной федерацией труда (при наличии у организации договоров с судовладельцами, не имеющими коллективных договоров с ITF или коллективных договоров с национальными профсоюзами на условиях, одобренных ITF).
9.3. Трудовые договоры, заключаемые моряками с судовладельцами через организацию, предусматривают условия труда и социальной защиты, находящиеся в полном соответствии с действующими международно-правовыми нормами, национальным законодательством и коллективными договорами или должны быть выше по объему и уровню гарантий, предусмотренных в них. Должны быть предусмотрены процедуры поддержки членов экипажей, попавших в затруднительное положение, а также их репатриация в случае необходимости за счет судовладельца или организации по найму и трудоустройству.
9.4. При обращении в организацию и в процессе трудоустройства моряки получают полную информацию о своих правах и обязанностях, указанных в трудовых договорах, обо всех особых условиях на конкретном рабочем месте, которое они будут занимать, о конкретной политике работодателей в вопросах занятости, предоставляется возможность для ознакомления с трудовыми договорами до и после их подписания и для получения копии трудового договора.
9.5. Введен порядок, обеспечивающий, чтобы просьбы о получении информации или консультации, поступающие от семей моряков, находящихся в плавании, удовлетворялись быстро, доброжелательно и бесплатно.
9.6. Введен порядок рассмотрения и принятия необходимых мер по жалобам в отношении деятельности организаций по найму и трудоустройству, условий труда и быта на борту судна, а также порядок доведения жалоб до соответствующих судовладельцев и Службы морского флота.
9.7. На моряков в процессе найма или трудоустройства не возлагаются прямо или косвенно, полностью или частично какие-либо сборы или иные издержки в связи с их наймом или предоставлением работы. (При этом оплата за прохождение медицинского освидетельствования, выдачу свидетельств, личных проездных документов и паспорта моряка не считается "сборами или иными издержками в связи с наймом".)
9.8. Организация обеспечивает, чтобы судовладелец или сама организация по найму и трудоустройству осуществляли страхование каждого нанятого моряка на случаи:
- болезни, травмы, ранения, смерти;
- безработицы в результате кораблекрушения;
- потери имущества;
- репатриации.
9.8.1. Организация имеет доступ к страховым экспертам, которые хорошо знакомы с соответствующими видами страхования.
9.8.2. Страхование оговорено в договоре организации с судовладельцем и в индивидуальных контрактах моряков с судовладельцем.
Начальник Управления
персонала и учебных заведений
морского транспорта
В.Дегтярев
Текст документа сверен по:
Библиотека журнала
"Социальная защита",
серия "Права человека",
1998 год