Проект N 379482-4
Вносится депутатами
Государственной Думы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Общий технический регламент
об электромагнитной совместимости
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципальному имуществу, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей технических средств, применяемых в условиях электромагнитных помех.
2. В этих целях настоящий Федеральный закон в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О техническом регулировании") устанавливает:
1) обязательные для применения и соблюдения минимально необходимые требования, обеспечивающие электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы технических средств (далее - требования по обеспечению электромагнитной совместимости), включая требования по ограничению создаваемых техническими средствами электромагнитных помех и обеспечению устойчивости технических средств к электромагнитным помехам;
2) формы и схемы обязательного подтверждения соответствия технических средств минимально необходимым требованиям по обеспечению электромагнитной совместимости.
3. Настоящий Федеральный закон применяется при регулировании отношений, связанных с деятельностью физических лиц, а также российских и иностранных юридических лиц, по разработке, изготовлению, ввозу в Российскую Федерацию, выпуску в обращение на территории Российской Федерации и вводу в эксплуатацию технических средств, предназначенных для применения на ее территории.
Статья 2. Объекты технического регулирования
1. Объектами технического регулирования, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона, являются технические средства, относящиеся к:
1) продукции тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, код класса Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 (ОКП) 31;
2) электрическим машинам, код класса ОКП 33;
3) электротехническому оборудованию, код класса ОКП 34;
4) продукции химического и нефтяного машиностроения, код класса ОКП 36;
5) металлообрабатывающему и деревообрабатывающему оборудованию, код класса ОКП 38;
6) вычислительной технике, код класса ОКП 40;
7) приборам и средствам автоматизации общепромышленного назначения, код класса ОКП 42;
8) приборам и средствам автоматизации специализированного назначения, код класса ОКП 43;
9) изделиям автомобильной промышленности, код класса ОКП 45;
10) тракторам и сельскохозяйственным машинам, код класса ОКП 47;
11) продукции строительного и коммунального машиностроения, код класса ОКП 48;
12) технологическому оборудованию для легкой и пищевой промышленности и бытовым приборам, код класса ОКП 51;
13) оборудованию для регулирования дорожного движения и обслуживания сельхозтехники, код класса ОКП 52;
14) судовому оборудованию, код класса ОКП 64;
15) радиоэлектронной бытовой аппаратуре, код ОКП 65 8000;
16) радиолокационным средствам, код класса ОКП 67;
17) радионавигационным средствам, код класса ОКП 68;
18) атомной технике, код класса ОКП 69;
19) судам, код класса ОКП 74;
20) авиационной технике, код класса ОКП 75;
21) ракетно-космической технике, код класса ОКП
22) медицинской технике, код класса ОКП 94;
23) оборудованию и изделиям культурно-бытового, хозяйственного, учебного назначения и театрально-зрелищных предприятий, код класса ОКП 96.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:
1) технические средства, пассивные в электромагнитном отношении;
2) технические средства, произведенные в Российской Федерации, или импортированные в Российскую Федерацию, предназначенные для экспорта в третьи страны;
3) технические средства, предназначенные для применения только в условиях изолированной электромагнитной обстановки. Назначение технического средства для применения только в условиях изолированной электромагнитной обстановки должно быть установлено в технической и эксплуатационной документации на указанное техническое средство;
4) технические средства, относящиеся к оборонной продукции, поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, технические средства, используемые в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относящихся к охраняемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также технические средства, сведения о которых составляют государственную тайну. Вместе с тем, действие настоящего Федерального закона распространяется на технические средства двойного применения, изготовленные для народнохозяйственного применения и применения в качестве оборонной продукции;
5) средства связи, для которых требования электромагнитной совместимости устанавливаются в специальном техническом регламенте.
3. Установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом обязательные требования по обеспечению электромагнитной совместимости, а также формы и схемы подтверждения соответствия могут быть уточнены для отдельных видов технических средств, на которые распространяется настоящий Федеральный закон, путем принятия специальных технических регламентов. Требования по обеспечению электромагнитной совместимости в специальных технических регламентах устанавливаются только в отношении тех видов технических средств, степень риска причинения вреда которыми выше степени риска причинения вреда, учтенной настоящим Федеральным законом. При этом обязательные требования к отдельным видам технических средств по обеспечению электромагнитной совместимости определяются совокупностью требований настоящего Федерального закона и специального технического регламента.
4. Отношения поставщиков и потребителей электрической энергии, связанные с ограничением электромагнитных помех в электрических сетях общего назначения, воздействующих на технические средства, получающие питание от указанных сетей (обеспечением качества электрической энергии) регулируются специальным техническим регламентом.
5. Настоящим Федеральный закон не регулирует отношения, связанные с использованием радиочастотного спектра.
Статья 3. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:
1) аппарат - конструктивно завершенное техническое средство, имеющее корпус (оболочку) и порты для внешних соединений, выполняющее прямую функцию, предназначенное для поступления в обращение и применения пользователем;
2) высокочастотная электромагнитная помеха - электромагнитная помеха, преобладающая часть частотного спектра которой расположена выше частоты 9 килогерц;
3) изготовитель технического средства - физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, или юридическое лицо, осуществляющее разработку и изготовление компонента, аппарата, системы и (или) проектирование и монтаж установки;
4) излучаемая электромагнитная помеха - электромагнитная помеха, распространяющаяся в пространстве;
5) изолированная электромагнитная обстановка - совокупность электромагнитных явлений в изолированной области пространства, при нахождении в которой технического средства исключается создание им электромагнитных помех за пределами указанной области, а также исключается влияние внешних электромагнитных помех на указанное техническое средство;
6) индустриальная радиопомеха - электромагнитная помеха, создаваемая техническими средствами в полосе радиочастот. К индустриальным радиопомехам не относятся помехи, создаваемые излучениями высокочастотных трактов радиопередатчиков;
7) качество функционирования технического средства - совокупность характеристик, определяющих работоспособность технического средства в условиях эксплуатации;
8) компонент - техническое средство, выполняющее прямую функцию, предназначенное для поступления в обращение и включения в состав аппарата пользователем;
9) кондуктивная электромагнитная помеха - электромагнитная помеха, распространяющаяся по проводникам;
10) минимально необходимые требования по обеспечению электромагнитной совместимости - требования по ограничению создаваемых электромагнитных помех и обеспечению устойчивости к электромагнитным помехам, обязательные для любых объектов технического регулирования, на которые распространяется настоящий Федеральный закон, являющиеся исчерпывающими и имеющими прямое действие на всей территории Российской Федерации, которые могут быть изменены только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон;
11) низкочастотная электромагнитная помеха - электромагнитная помеха, преобладающая часть частотного спектра которой расположена ниже частоты 9 килогерц;
12) подвижная установка - совокупность взаимосвязанных аппаратов, систем и, при необходимости, других изделий, установленных и соединенных в результате проведения проектных и монтажных работ для выполнения задач при перемещении и (или) при использовании в различных местах размещения;
13) прямая функция - любая функция, непосредственно выполняемая компонентом или аппаратом при их применении конечным пользователем в соответствии с назначением, установленным в сопроводительной (эксплуатационной) документации;
14) система - совокупность взаимосвязанных аппаратов, предназначенных для поступления в обращение и применения пользователем в качестве изделия с единым функциональным назначением, подлежащих сборке пользователем в целях выполнения определенной задачи;
15) стационарная установка - совокупность взаимосвязанных аппаратов, систем и, при необходимости, других изделий, установленных и соединенных в результате проведения проектных и монтажных работ для выполнения задач в определенном месте;
16) техническое средство - любое электротехническое, электронное и радиоэлектронное изделие, а также любое изделие, содержащее электрические и (или) электронные компоненты, способное создавать электромагнитные помехи и (или) такое, качество функционирования которого зависит от воздействия внешних электромагнитных помех. Технические средства могут быть разделены на категории: компоненты, аппараты, системы и установки;
17) техническое средство, пассивное в электромагнитном отношении -техническое средство, которое, с учетом его конструктивных и функциональных характеристик, при использовании по назначению без применения дополнительных средств защиты от электромагнитных помех, таких как экранирование или фильтрация, неспособно создавать электромагнитные помехи, нарушающие функционирование в соответствии с назначением средств связи и других технических средств, и способно функционировать без ухудшения качества в присутствии электромагнитных помех, соответствующих электромагнитной обстановке, для применения в которой предназначено техническое средство;
18) уровень электромагнитной помехи - значение величины электромагнитной помехи, измеренное в регламентированных условиях;
19) устойчивость к электромагнитным помехам (помехоустойчивость) - способность технических средств функционировать без ухудшения качества при воздействии на них электромагнитных помех;
20) электрическая сеть общего назначения - электрическая сеть, предназначенная для подачи электрической энергии различным пользователям электрической энергией или техническим средствам;
21) электромагнитная обстановка - совокупность электромагнитных явлений, существующих в данном месте;
22) электромагнитная помеха - любое электромагнитное явление естественного или искусственного происхождения, которое может ухудшить качество функционирования технического средства. Электромагнитные помехи могут быть электромагнитным шумом, нежелательным сигналом или изменением в среде распространения;
23) электромагнитная совместимость - способность технических средств функционировать удовлетворительно в их электромагнитной обстановке, не создавая недопустимых электромагнитных помех другим техническим средствам в этой обстановке.
ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ
Статья 4. Электромагнитные явления, которые могут
рассматриваться в качестве электромагнитных помех
1. Низкочастотные кондуктивные электромагнитные помехи:
1) установившиеся отклонения напряжения электропитания;
2) искажения синусоидальности напряжения электропитания;
3) несимметрия напряжений в трехфазных системах электроснабжения;
4) колебания напряжения электропитания;
5) провалы, прерывания и выбросы напряжения электропитания;
6) отклонения частоты в системах электроснабжения;
7) напряжения сигналов, передаваемых в системах электроснабжения;
8) постоянные составляющие в сетях электропитания переменного тока;
9) наведенные низкочастотные напряжения.
2. Низкочастотные излучаемые электромагнитные помехи:
1) магнитные поля;
2) электрические поля.
3. Высокочастотные кондуктивные электромагнитные помехи:
1) напряжения или токи, представляющие собой непрерывные колебания;
2) напряжения или токи, представляющие собой переходные процессы (апериодические и колебательные).
4. Высокочастотные излучаемые электромагнитные помехи:
1) магнитные поля;
2) электрические поля;
3) электромагнитные поля, в том числе вызываемые непрерывными колебаниями и переходными процессами.
5. Электростатические разряды.
Статья 5. Обязательные требования по обеспечению
электромагнитной совместимости
1. Технические средства должны быть изготовлены таким образом, чтобы:
1) электромагнитные помехи, создаваемые техническим средством, применяемым по назначению, не превышали уровня, обеспечивающего функционирование средств связи и других технических средств в соответствии с назначением. Требование применяют в отношении электромагнитных помех следующих видов:
а) высокочастотных электромагнитных помех, включая излучаемые и кондуктивные индустриальные радиопомехи;
б) низкочастотных электромагнитных помех, включая излучаемые и кондуктивные индустриальные радиопомехи, гармонические составляющие тока, потребляемого техническими средствами из электрических сетей общего назначения, а также колебания напряжения, вызываемые техническими средствами в электрических сетях общего назначения;
2) техническое средство, применяемое по назначению, имело достаточную устойчивость к электромагнитным помехам, обеспечивающую его функционирование в соответствии с назначением в электромагнитной обстановке, для применения в которой это техническое средство изготовлено. Требование применяют в отношении электромагнитных помех следующих видов:
а) высокочастотных электромагнитных помех, включая излучаемые электромагнитные поля, помехи, наводимых в проводниках излучаемыми электромагнитными полями, а также помехи, представляющие собой переходные процессы в проводниках длительностью от одной наносекунды до одной миллисекунды;
б) низкочастотных электромагнитных помех, включая магнитное поле промышленной частоты, а также провалы, прерывания и выбросы напряжения электропитания;
в) электростатических разрядов.
2. Для соблюдения требований настоящего Федерального закона изготовитель технического средства может на добровольной основе применить национальные стандарты, распространяющиеся на указанное техническое средство, сведения о которых опубликованы в соответствии с положениями пункта 9 статьи 16 Федерального закона "О техническом регулировании".
3. Обязательные требования по обеспечению защиты радиоприема от индустриальных радиопомех, создаваемых техническим средствами, являющимися источниками таких помех, в процессе эксплуатации средств связи, устанавливаются в специальном техническом регламенте о защите радиоприема от индустриальных радиопомех. При этом должны учитываться особенности использования радиочастотного спектра в Российской Федерации.
Статья 6. Техническая документация
1. Изготовитель технического средства (компонента, аппарата системы, установки) должен подготовить техническую документацию, содержащую доказательственные материалы, подтверждающие соответствие требованиям настоящего Федерального закона. Техническая документация должна сохраняться изготовителем технического средства для предъявления, при необходимости, должностному лицу органа государственного контроля (надзора) при осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований настоящего Федерального закона.
2. Техническая документация изготовителя технического средства, должна относиться к процессам разработки и изготовления компонента, аппарата, системы, а также проектирования и монтажа установки, и включать:
1) описание процедур, использованных изготовителем для подтверждения соответствия требованиям настоящего Федерального закона;
2) сведения о соответствии национальным стандартам электромагнитной совместимости, распространяющимся на указанное техническое средство (при применении изготовителем на добровольной основе национальных стандартов, сведения о которых опубликованы в соответствии с положениями пункта 9 статьи 16 Федерального закона "О техническом регулировании";
3) результаты испытаний (исследований, моделирования) (при их проведении), сертификаты соответствия, декларации о соответствии и иные документы, подтверждающие соответствие.
Статья 7. Сопроводительная (эксплуатационная) документация
1. Изготовитель технического средства (компонента, аппарата, системы, установки) должен включить в сопроводительную (эксплуатационную) документацию на техническое средство сведения:
1) об условиях электромагнитной обстановки, для применения к которой предназначено техническое средство;
2) о мероприятиях, которые необходимо выполнить при установке технического средства в месте эксплуатации, его сборке (монтаже), подключении к электрической сети и другим техническим средствам, пуске, регулировании и эксплуатации (применении), если осуществление указанных мероприятий является необходимым для обеспечения соответствия требованиям настоящего Федерального закона;
3) об ограничении в использовании технического средства в жилых зонах, если соответствие технического средства требованиям настоящего Федерального закона не обеспечивается в указанных зонах. Сведения об ограничении в использовании технического средства в жилых зонах должны также быть нанесены на корпус и на упаковку технического средства.
ГЛАВА 3. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ
Статья 8. Формы подтверждения соответствия
1. Технические средства (компоненты, аппараты, системы и подвижные и стационарные установки), не являющиеся пассивными в электромагнитном отношении, подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям настоящего Федерального закона в форме принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия) или форме обязательной сертификации.
2. Отнесение технических средств к пассивным в электромагнитном отношении осуществляется в соответствии со следующими критериями:
1) в части создания электромагнитных помех:
а) потребляемая мощность менее одного милливатта, или
б) отсутствие устройств, вызывающих:
изменения токов и напряжений или образование электрической дуги;
создание магнитного поля напряженностью более чем 0,3 ампера на метр;
изменение напряжения электропитания более чем на 0,4 процента номинального напряжения при подключении к электрической сети общего назначения;
2) в части устойчивости к электромагнитным помехам:
а) отсутствие электронных управляющих устройств;
б) отсутствие устройств, восприимчивых к воздействию магнитного поля.
К пассивным в электромагнитном отношении техническое средство в соответствии с указанными критериями относят: при декларировании соответствия - заявитель; при обязательной сертификации - орган по сертификации.
Указанные критерии могут быть уточнены для отдельных видов технических средств, на которые распространяется настоящий Федеральный закон, путем принятия специальных технических регламентов.
Статья 9. Декларирование соответствия компонентов,
аппаратов, систем и подвижных установок
1. Обязательному подтверждению соответствия требованиям настоящего Федерального закона в форме декларирования соответствия подлежат технические средства (компоненты, аппараты, системы и подвижные установки), относящиеся к:
1) продукции тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, код класса ОКП 31;
2) электрическим машинам, код класса ОКП 33;
3) электротехническому оборудованию, код класса ОКП 33, предназначенному для применения в промышленных зонах;
4) продукции химического и нефтяного машиностроения, код класса ОКП 36;
5) металлообрабатывающему и деревообрабатывающему оборудованию, код класса ОКП 38;
6) приборам и средствам автоматизации общепромышленного назначения, код класса ОКП 42;
7) приборам и средствам автоматизации специализированного назначения, код класса ОКП 43, предназначенным для применения в промышленных зонах;
8) продукции строительного и коммунального машиностроения, код класса ОКП 48, предназначенной для применения в промышленных зонах;
9) оборудованию для регулирования дорожного движения и обслуживания сельхозтехники, код класса ОКП 52;
10) радиолокационным средствам, код класса ОКП 67;
11) радионавигационным средствам, код класса ОКП 68;
12) судам, код класса ОКП 74.
2. Декларирование соответствия технических средств, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется по одной из следующих схем:
1) схеме принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
2) схеме принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра);
3) схеме принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), и сертификата системы качества, выданного на основании выборочного контроля системы качества (контроля на стадии испытания технического средства на производстве);
4) схеме принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), и сертификата системы качества, выданного на основании полного контроля системы качества. Заявитель вправе самостоятельно выбрать схему декларирования соответствия технических средств с учетом положений настоящей статьи.
3. При декларировании соответствия заявителем может быть изготовитель технического средства, зарегистрированный в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории в качестве юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, либо лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемых технических средств требованиям настоящего Федерального закона и в части ответственности за несоответствие поставляемых технических средств требованиям настоящего Федерального закона.
4. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия технического средства требованиям настоящего Федерального закона. Доказательственные материалы включаются в техническую документацию, подготовленную в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона. В качестве доказательственных материалов по выбору заявителя используются:
1) отчеты об испытаниях на соответствие требованиям международных, национальных стандартов и стандартов организаций;
2) протоколы собственных испытаний заявителя;
3) сертификаты системы качества, подтверждающие стабильность качества;
4) иная документация и сведения, позволяющие достоверно установить соответствие технического средства требованиям настоящего Федерального закона. Срок действия декларации о соответствии технического средства при использовании данной схемы принятия декларации о соответствии определяется заявителем, но не может превышать одного года с момента государственной регистрации декларации о соответствии.
5. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи, включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений технического средства, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре). Срок действия декларации о соответствии технического средства при использовании данной схемы принятия декларации о соответствии определяется заявителем, но не может превышать одного года с момента государственной регистрации декларации о соответствии.
6. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), и сертификата системы качества, выданного на основании выборочного контроля системы качества, заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи, предоставляет сертификат системы качества, который выдан органом по сертификации на основании выборочного контроля системы качества и в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат. Срок действия декларации о соответствии технического средства при использовании данной схемы принятия декларации о соответствии определяется заявителем, но не может превышать трех лет с момента государственной регистрации декларации о соответствии.
7. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра), и сертификата системы качества, выданного на основании полного контроля системы качества, заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном частью 4 настоящей статьи, предоставляет сертификат системы качества, который выдан на основании полного контроля системы качества и в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат. Срок действия декларации о соответствии технического средства при использовании данной схемы принятия декларации о соответствии определяется заявителем, но не может превышать пяти лет с момента государственной регистрации декларации о соответствии.
8. По просьбе заявителя к техническим средствам, подтверждение соответствия которых осуществляется в форме декларирования соответствия, может быть применена процедура подтверждения соответствия в форме обязательной сертификации.
Статья 10. Декларирование соответствия стационарных установок
1. Стационарные установки, не являющиеся пассивными в электромагнитном отношении, подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям настоящего Федерального закона в форме принятия декларации о соответствии.
2. Применяемые в составе стационарной установки аппараты и системы, предназначенные для поступления в обращение и применения пользователем, должны соответствовать положениям настоящего Федерального закона, включая соответствие обязательным требованиям по обеспечению электромагнитной совместимости и выполнение процедур подтверждения соответствия.
3. Декларирование соответствия стационарных установок осуществляется по схеме принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств. При декларировании соответствия изготовитель стационарной установки формирует доказательственные материалы в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона и включает их в техническую документацию, подготовленную в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона.
4. Срок действия декларации о соответствии стационарной установки определяется заявителем, но не может превышать трех лет с момента государственной регистрации декларации о соответствии. Стационарные установки, соответствующие требованиям настоящего Федерального закона, знаком обращения на рынке не маркируют.
Статья 11. Обязательная сертификация компонентов,
аппаратов, систем и подвижных установок
1. Подтверждению соответствия требованиям настоящего Федерального закона в форме обязательной сертификации подлежат технические средства (компоненты, аппараты, системы и подвижные установки), относящиеся к:
1) электротехническому оборудованию, код класса ОКП 34, предназначенному для применения в жилых и коммерческих зонах;
2) вычислительной технике, код класса ОКП 40;
3) приборам и средствам автоматизации специализированного назначения, код класса ОКП 43, предназначенным для применения в жилых и коммерческих зонах;
4) изделиям автомобильной промышленности, код класса ОКП 45;
5) тракторам и сельскохозяйственным машинам, код класса ОКП 47;
6) продукции строительного и коммунального машиностроения, код класса ОКП 48, предназначенной для применения в жилых и коммерческих зонах;
7) технологическому оборудованию для легкой и пищевой промышленности и бытовым приборам, код класса ОКП 51;
8) судовому оборудованию, код класса ОКП 64;
9) бытовой радиоэлектронной аппаратуре, код ОКП 65 8000;
10) атомной технике, код класса ОКП 69;
11) авиационной технике, код класса ОКП 75;
12) ракетно-космической технике, код класса ОКП;
13) медицинской технике, код класса ОКП 94;
14) изделиям культурно-бытового, хозяйственного, учебного назначения и театрально-зрелищных предприятий, код класса ОКП 96.
2. Обязательная сертификация технических средств осуществляется по одной из следующих схем:
1) схеме сертификации на основании результатов исследований (испытаний) и измерений технического средства;
2) схеме сертификации на основании результатов исследований (испытаний) и измерений технического средства и результатов выборочного контроля системы качества;
3) схеме сертификации на основании результатов исследований (испытаний) и измерений технического средства и результатов полного контроля системы качества.
3. Заявитель вправе самостоятельно выбрать схему сертификации технического средства с учетом положений настоящей статьи.
4. При проведении сертификации на основании результатов исследований (испытаний) и измерений технического средства последующий контроль осуществляется органом по сертификации, выдавшим сертификат, путем проведения исследований (испытаний) и измерений типового образца технического средства.
5. При проведении сертификации на основании результатов исследований (испытаний) и измерений технического средства и результатов выборочного контроля системы качества последующий контроль осуществляется органом по сертификации, выдавшим сертификат, путем проведения выборочного контроля системы качества.
6. При проведении сертификации на основании результатов исследований (испытаний) и измерений технического средства и результатов полного контроля системы качества последующий контроль осуществляется органом по сертификации, путем проведения полного контроля системы качества.
7. Срок действия сертификата соответствия не должен превышать пяти лет.
Статья 12. Особенности подтверждения соответствия
партии технических средств
1. При подтверждении соответствия партии технических средств заявителем может быть изготовитель технического средства, продавец, либо лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя.
2. Подтверждение соответствия в отношении партии технических средств осуществляется по схеме принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованной испытательной лаборатории (центра) или по схеме сертификация на основании результатов исследований (испытаний) и измерений технического средства. Отбор образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений в целях подтверждения соответствия в отношении партии технических средств осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
3. Срок действия декларации о соответствии и сертификата соответствия партии технических средств ограничивается сроком ее реализации.
Статья 13. Идентификация технических средств
1. Техническое средство, в отношении которого выполняются процедуры подтверждения соответствия требованиям настоящего Федерального закона, должно быть идентифицировано.
2. При идентификации технического средства устанавливается тождественность характеристик технического средства, представленного для подтверждения соответствия, совокупности признаков при установлении требований и форм подтверждения соответствия в настоящем Федеральном законе.
3. При декларировании соответствия идентификация технического средства проводится заявителем, при осуществлении сертификации - органом по сертификации.
4. Для установления тождественности используют общероссийские классификаторы продукции и применяют на добровольной основе международные и национальные стандарты.
Статья 14. Применение знака обращения на рынке
Техническое средство, маркированное знаком обращения на рынке (исключая стационарные установки), на которое представлена декларация о соответствии или сертификат соответствия, рассматривается как отвечающее всем требованиям настоящего Федерального закона.
ГЛАВА 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 15. Заключительные положения
1. Нормативные правовые акты, необходимые для применения положений настоящего Федерального закона, подлежат разработке и утверждению по истечении 180 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.
2. После дня вступления в силу настоящего Федерального закона сертификаты соответствия, полученные на технические средства до вступления в силу настоящего Федерального закона, а также декларации соответствия, оформленные на технические средства до вступления в силу настоящего Федерального закона, являющиеся объектами регулирования настоящего Федерального закона, подтверждающие их соответствие требованиям по обеспечению электромагнитной совместимости, продолжают действовать в течение срока, установленного в этих сертификатах соответствия (декларациях соответствия).
Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2008 года.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "Общий технический
регламент об электромагнитной совместимости"
Проект федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости" разработан в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон "О техническом регулировании") в связи с необходимостью упорядочивания отношений в области установления обязательных требований, обеспечивающих электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы технических средств и подтверждения соответствия.
К техническим средствам отнесены электротехнические, электронные и радиоэлектронные изделия, а также изделия, содержащие электрические и (или) электронные компоненты, способные создавать электромагнитные помехи и (или) такие, качество функционирования которых зависит от воздействия внешних электромагнитных помех.
Проект федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости" принимается в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение пользователей технических средств в условиях электромагнитных помех.
В законопроекте устанавливаются:
обязательные минимально необходимые требования по обеспечению электромагнитной совместимости, включая требования по ограничению создаваемых техническими средствами электромагнитных помех и обеспечению устойчивости технических средств к электромагнитным помехам;
формы и схемы обязательного подтверждения соответствия технических средств минимально необходимым требованиям по обеспечению электромагнитной совместимости.
Сфера регулирования законопроекта распространяется на правоотношения, связанные с деятельностью физических лиц, а также российских и иностранных юридических лиц, по разработке, изготовлению, ввозу в Российскую Федерацию, выпуску в обращение на территории Российской Федерации и вводу в эксплуатацию технических средств, предназначенных для применения на ее территории.
Проект федерального закона "Об общем техническом регламенте об электромагнитной совместимости" дважды вносился в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.Л.Горбачевым и В.А.Язевым.
Первоначально внесенный 24 января 2005 года проект федерального закона "Об общем техническом регламенте об электромагнитной совместимости" (проект N 132790-4) 7 апреля 2005 года был возвращен авторам в связи с отсутствием заключения Правительства Российской Федерации. В официальном отзыве Правительства Российской Федерации отмечалось, что Правительство Российской Федерации не поддерживает проект в представленной редакции и полагает необходимым доработать его с учетом высказанных замечаний. Следует отметить технический характер замечаний по законопроекту.
С учетом замечаний Правительства Российской Федерации, а также других замечаний и предложений, поступивших в Государственную Думу от заинтересованных ведомств в течение 2005 года, была подготовлена новая редакция проекта федерального закона "Об общем техническом регламенте об электромагнитной совместимости", которая была внесена в Государственную Думу 24 января 2006 года (проект N 261970-4).
По указанному законопроекту в адрес Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи поступил официальный отзыв Правительства Российской Федерации и заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы, Комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям и Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму, а также отзывы депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и др.
Были даны различные оценки законопроекта, однако в большинстве из них не было поддержано включение в законопроект положений по регулированию отношений в области качества электрической энергии. Критику вызвало включение в перечень объектов технического регулирования средств радиосвязи, радиовещания и телевидения общего назначения, средств проводной связи, а также оконечной и промежуточной аппаратуры радиосвязи. Кроме того, критические замечания вызвали положения законопроекта, относящиеся к экспертизе технической документации изготовителя уполномоченными органами при подтверждении соответствия технических средств требованиям электромагнитной совместимости.
В настоящей редакции проекта федерального закона учтены указанные и иные замечания и предложения, поступившие в Государственную Думу в 2006 г.
В соответствии с п.3 статьи 7 Федерального закона "О техническом регулировании" законопроект содержит: понятийный аппарат, исчерпывающий перечень технических средств - объектов технического регулирования; минимально необходимые обязательные требования к техническим средствам; правила идентификации объектов технического регулирования; формы и схемы подтверждения соответствия; требования к содержанию информации для пользователей технических средств.
Перечень объектов технического регулирования, уточненный с учетом полученных замечаний, представляет собой технические средства, относящиеся к классам продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 (ОКП):
1) продукции тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, код класса ОКП 31;
2) электрическим машинам, код класса ОКП 33;
3) электротехническому оборудованию, код класса ОКП 34;
4) продукции химического и нефтяного машиностроения, код класса ОКП 36;
5) металлообрабатывающему и деревообрабатывающему оборудованию, код класса ОКП 38;
6) вычислительной технике, код класса ОКП 40;
7) приборам и средствам автоматизации общепромышленного назначения, код класса ОКП 42;
8) приборам и средствам автоматизации специализированного назначения, код класса ОКП 43;
9) изделиям автомобильной промышленности, класс кода ОКП 45;
10) тракторам и сельскохозяйственным машинам, класс кода ОКП 47;
11) продукции строительного и коммунального машиностроения, код класса ОКП 48;
12) технологическому оборудованию для легкой и пищевой промышленности и бытовым приборам, код класса ОКП 51;
13) оборудованию для регулирования дорожного движения и обслуживания сельхозтехники, код класса ОКП 52;
14) судовому оборудованию, код класса ОКП 64;
15) радиоэлектронной бытовой аппаратуре, код ОКП 65 8000;
16) радиолокационным средствам, код класса ОКП 67;
17) радионавигационным средствам, код класса ОКП 68;
18) атомной технике, код класса ОКП 69;
19) судам, код класса ОКП 74;
20) авиационной технике, код класса ОКП 75;
21) ракетно-космической технике, код класса ОКП;
22) медицинской технике, код класса ОКП 94;
23) оборудованию и изделиям культурно-бытового, хозяйственного, учебного назначения и театрально-зрелищных предприятий, код класса ОКП 96.
Установление объектов технического регулирования на основе Общероссийского классификатора продукции позволяет однозначным образом идентифицировать технические средства, относящиеся к подклассам, группам, подгруппам и видам продукции (с учетом исключений, указанных в законопроекте).
Минимально необходимые требования по обеспечению электромагнитной совместимости, установленные в законопроекте, полностью эквивалентны требованиям европейских директив в области электромагнитной совместимости 89/336/ЕЭС, 2004/108/ЕС и идентичны положениям соответствующих международных стандартов, а также обязательным требованиям, действующим в настоящее время на территории Российской Федерации.
Это позволяет использовать на добровольной основе национальные стандарты Российской Федерации в области электромагнитной совместимости при соблюдении минимально необходимых требований проекта федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости" в соответствии с п.9 статьи 16 Федерального закона "О техническом регулировании" и привлечь для целей подтверждения соответствия имеющуюся в России испытательную базу, насчитывающую около 150 аккредитованных испытательных лабораторий в области электромагнитной совместимости.
Следует отметить, что Российская Федерация принимает активное участие в работах международных систем стандартизации МЭК и СИСПР. Российские национальные стандарты в области электромагнитной совместимости уже длительное время разрабатываются только на основе международных и европейских стандартов. В России в настоящее время действует около 90 национальных стандартов в области ЭМС, степень их гармонизации со стандартами МЭК и СИСПР составляет не менее 95%. Их применение позволяет эффективно защитить внутренний рынок от контрафактной продукции и при экспорте на внешние рынки дает российским производителям возможность достаточно просто подтверждать соответствие продукции требованиям других стран.
В соответствии с законопроектом установлено обязательное подтверждение технических средств (компонентов, аппаратов, систем и подвижных и стационарных установок), не являющихся пассивными в электромагнитном отношении, требованиям по обеспечению электромагнитной совместимости настоящего Федерального закона в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации. По собственной инициативе заявитель может использовать одну из приведенных в законопроекте схем декларирования соответствия или обязательной сертификации.
Установленные в законопроекте обязательные требования по обеспечению электромагнитной совместимости, а также формы и схемы подтверждения соответствия могут быть уточнены в соответствии с нормами Федерального закона "О техническом регулировании" путем принятия специальных технических регламентов для отдельных видов технических средств. В этом случае обязательные требования по обеспечению электромагнитной совместимости к отдельным видам технических средств будут определяться совокупностью требований общего технического регламента и специального технического регламента.
Соблюдение российскими производителями требований настоящего технического регламента и соответствующих гармонизированных стандартов в большинстве случаев будет означать их соответствие европейским требованиям по электромагнитной совместимости и, таким образом, не будет дополнительных технических барьеров для их доступа на рынок Европейского Союза.
Акты федерального законодательства, подлежащие признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости", отсутствуют.
При реализации установленных в проекте федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости" правовых норм не потребуется дополнительных затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также создания дополнительных контрольных (надзорных) органов.
Введение в силу Федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости" позволит обеспечить:
исполнение положений законодательства о техническом регулировании;
уменьшение электромагнитного загрязнения среды обитания;
снижение уровня опасности для жизни и здоровья граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу и окружающей природной среде при нарушениях функционирования технических средств в результате воздействия электромагнитных помех, создаваемых другими техническими средствами и природными явлениями;
повышение конкурентоспособности отечественной электротехнической, электронной и радиоэлектронной продукции в условиях присоединения Российской Федерации к ВТО;
исключение барьеров в торговле между Российской Федерацией и ее основными торговыми партнерами.
В связи с принятием настоящего федерального закона Правительство Российской федерации должно обеспечить разработку и утвердить следующие нормативные правовые акты:
1) Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения Федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости";
2) Правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения Федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости".
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ
проекта федерального закона
"Общий технический регламент об электромагнитной совместимости"
Необходимость принятия федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости" обусловлена требованиями Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
До принятия Федерального закона "О техническом регулировании" в законодательстве Российской Федерации отсутствовали правовые нормы в области обеспечения электромагнитной совместимости технических средств.
В настоящее время правовое регулирование отношений в области применения данного законопроекта осуществляется на основе подзаконных актов, применяемых в системах обязательной сертификации технических средств.
В государствах - членах Европейского Союза отношения, связанные с обеспечением электромагнитной совместимости (далее - ЭМС), являются предметом правового регулирования уже около 15 лет.
Принципиальные положения европейской системы регулирования в области ЭМС были установлены в Директиве 89/336/ЕЭС от 03.05.1989 г. "О согласовании законодательных актов государств-членов, относящихся к электромагнитной совместимости" и Директиве 2004/108/ЕС от 15.12.2004 "О сближении законодательных актов государств-членов, относящихся к ЭМС, и отмене Директивы 89/336/ЕЭС" (вводится в действие с 2007 г.).
Европейская система регулирования в области ЭМС основана на законодательном введении обязательных требований ЭМС к техническим средствам в части ограничения эмиссии электромагнитных помех и обеспечения устойчивости к внешним электромагнитным помехам, распространяющихся на все изготовляемые и вводимые в эксплуатацию технические средства (компоненты, аппараты, системы и установки), соблюдении этих требований на основе добровольного применения гармонизированных европейских стандартов ЭМС, и на обязательном подтверждении соответствия технических средств этим требованиям.
Опыт регулирования в области ЭМС в европейских странах показывает, что указанные принципы регулирования способствуют устойчивому развитию экономики, основанной на применении передовых технологий.
Поэтому актуальным становится разработка и принятие российского общего технического регламента об электромагнитной совместимости, который обеспечит устойчивое развитие российской экономики в XXI веке, гармонизацию требований в области ЭВС с требованиями европейских директив и возможность доступа российских предпринимателей на рынок ЕС и других стран мирового сообщества.
В настоящее время в Российской Федерации созданы условия для присоединения к передовым принципам технического регулирования в области ЭМС, установленным в Директивах 89/336/ЕЭС и 2004/108/ЕС: действуют гармонизированные национальные стандарты ЭМС, эквивалентные международным и европейским стандартам; функционирует развитая испытательная инфраструктура; отечественная промышленность подготовлена к введению требований ЭМС на законодательном уровне. Сформировалось единодушное мнение отечественных ученых, производственников и испытателей о необходимости введения в России европейской системы технического регулирования в области ЭМС.
Этому способствует позиция руководства Российской Федерации, предусматривающая сближение со странами ЕС в области технического регулирования. В разделе 1.1 "Дорожной карты", утвержденной 10 мая 2005 г. Президентом Российской Федерации и руководством ЕС, поставлена цель разработать гармонизированные и совместимые стандарты, регламенты и процедуры оценки соответствия товаров там, где это целесообразно.
Учитывая эти обстоятельства, в предлагаемом законопроекте минимально необходимые требования по обеспечению электромагнитной совместимости полностью эквивалентны требованиям указанным выше европейских директив в области ЭМС и идентичны положениям соответствующих международных стандартов, а также обязательным требованиям, действующим в настоящее время на территории Российской Федерации.
Это позволяет использовать на добровольной основе около 90 национальных стандартов Российской Федерации в области ЭМС при соблюдении минимально необходимых требований рассматриваемого проекта федерального закона в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О техническом регулировании" и привлечь для целей подтверждения соответствия имеющуюся в России испытательную базу, насчитывающую около 150 аккредитованных испытательных лабораторий в области ЭМС.
Для отдельных видов технических средств обязательные требования по обеспечению ЭМС могут быть уточнены путем принятия специальных технических регламентов. При этом обязательные требования по обеспечению электромагнитной совместимости к отдельным видам технических средств должны определяться совокупностью требований общего технического регламента и специального технического регламента. Принятие законопроекта "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости" создаст основу для установления современных требований по обеспечению ЭМС в специальных технических регламентах, и прежде всего в области связи, электроэнергетике, ракетно-космической и медицинской техники.
Введение в силу Федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости" позволит обеспечить:
исполнение положений законодательства о техническом регулировании;
уменьшение электромагнитного загрязнения среды обитания;
снижение уровня опасности для жизни и здоровья граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу и окружающей природной среде при нарушениях функционирования технических средств в результате воздействия электромагнитных помех, создаваемых другими техническими средствами и природными явлениями;
повышение конкурентоспособности отечественной электротехнической, электронной и радиоэлектронной продукции в условиях присоединения Российской Федерации к ВТО;
исключение барьеров в торговле между Российской Федерацией и ее основными торговыми партнерами.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона
"Общий технический регламент об электромагнитной совместимости"
Нарушение функционирования технических средств при воздействии электромагнитных помех в условиях эксплуатации может привести к возникновению опасности для жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества и окружающей среды.
К техническим средствам отнесены электротехнические, электронные и радиоэлектронные изделия, а также изделия, содержащие электрические и (или) электронные компоненты, способные создавать электромагнитные помехи и (или) такие, качество функционирования которых зависит от воздействия внешних электромагнитных помех.
Технические средства (объекты технического регулирования, на которые распространяется действие Федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости") относятся к классам продукции в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005 - 93 (ОКП):
1) продукции тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения, код класса ОКП 31;
2) электрическим машинам, код класса ОКП 33;
3) электротехническому оборудованию, код класса ОКП 34;
4) продукции химического и нефтяного машиностроения, код класса ОКП 36;
5) металлообрабатывающему и деревообрабатывающему оборудованию, код класса ОКП 38;
6) вычислительной технике, код класса ОКП 40;
7) приборам и средствам автоматизации общепромышленного назначения, код класса ОКП 42;
8) приборам и средствам автоматизации специализированного назначения, код класса ОКП 43;
9) изделиям автомобильной промышленности, класс кода ОКП 45;
10) тракторам и сельскохозяйственным машинам, класс кода ОКП 47;
11) продукции строительного и коммунального машиностроения, код класса ОКП 48;
12) технологическому оборудованию для легкой и пищевой промышленности и бытовым приборам, код класса ОКП 51;
13) оборудованию для регулирования дорожного движения и обслуживания сельхозтехники, код класса ОКП 52;
14) судовому оборудованию, код класса ОКП 64;
15) радиоэлектронной бытовой аппаратуре, код ОКП 65 8000;
16) радиолокационным средствам, код класса ОКП 67;
17) радионавигационным средствам, код класса ОКП 68;
18) атомной технике, код класса ОКП 69;
19) судам, код класса ОКП 74;
20) авиационной технике, код класса ОКП 75;
21) ракетно-космической технике, код класса ОКП;
22) медицинской технике, код класса ОКП 94;
23) оборудованию и изделиям культурно-бытового, хозяйственного, учебного назначения и театрально-зрелищных предприятий, код класса ОКП 96.
Настоящий законопроект не предполагает изменения действующих на территории Российской Федерации в настоящее время норм эмиссии электромагнитных помех техническими средствами и норм устойчивости технических средств к внешним помехам. Это обусловлено тем, что концепция законопроекта позволяет в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О техническом регулировании" применять изготовителям указанных выше технических средств для соблюдения требований законопроекта на добровольной основе комплект национальных стандартов в области электромагнитной совместимости.
Следует отметить, что российские национальные стандарты в области электромагнитной совместимости уже длительное время разрабатываются только на основе международных и европейских стандартов. В России в настоящее время действует около 90 национальных стандартов в области ЭМС, степень их гармонизации со стандартами МЭК и СИСПР составляет не менее 95%. Концепция законопроекта также позволяет привлечь для целей подтверждения соответствия имеющуюся в России испытательную базу, насчитывающую около 150 аккредитованных испытательных лабораторий в области электромагнитной совместимости. Вкладывать средства в принципиальное обновление существующей испытательной базы не потребуется.
Введение в силу Федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости" приведет к положительному экономическому эффекту и будет способствовать осуществлению единой технической политики государства, направленной на повышение инвестиционной привлекательности отраслей экономики, поддержку российских производителей высокотехнологичной продукции и услуг, содействие продвижению этой продукции как на внутреннем, так и на мировом рынках, развитие интеллектуального потенциала в сфере высоких технологий.
В связи с принятием настоящего федерального закона Правительство Российской Федерации должно обеспечить разработку и утвердить следующие нормативные правовые акты:
1) Правила и методы исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения Федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости";
2) Правила отбора образцов для проведения исследований (испытаний) и измерений, необходимые для применения Федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости".
Принятие Федерального закона об общем техническом регламенте об электромагнитной совместимости не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению,
дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона
"Общий технический регламент об электромагнитной совместимости"
Принятие федерального закона "Общий технический регламент об электромагнитной совместимости" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.