Проект N 493730-4
Вносится депутатами
Государственной Думы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Специальный технический регламент
"О требованиях к автомобильным бензинам и дизельному топливу"
1. Настоящий технический регламент устанавливает требования к автомобильным бензинам и дизельному топливу и применяется в целях: защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
2. В соответствии с федеральными законами: "О техническом регулировании", "О безопасности дорожного движения", "Об охране атмосферного воздуха", "О защите прав потребителей", со специальным техническим регламентом "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" настоящий регламент устанавливает требования к основным параметрам качества автомобильных бензинов и дизельного топлива, применяемых в двигателях внутреннего сгорания, устанавливаемых на механических транспортных средствах.
3. Используемые в настоящем регламенте понятия означают следующее:
1). Бензин (автомобильный бензин) - жидкое топливо - смесь углеводородов различного строения, получаемая путем перегонки и каталитической переработки нефти, переработки каменных углей и горючих сланцев, а также из природных и попутных газов - используемое в двигателях внутреннего сгорания с зажиганием от искры. Автомобильные бензины могут содержать синтетические и неуглеродные компоненты.
2). Дизельное топливо - жидкое топливо, вырабатываемое из нефти или газоконденсатного сырья и используемое в двигателях внутреннего сгорания с воспламенение от сжатия. Дизельное топливо может содержать синтетические и неуглеродные компоненты.
3). Октановое число - условная количественная характеристика устойчивости к детонации моторных топлив, применяемых в карбюраторных двигателях внутреннего сгорания.
4). Цетановое число - условная количественная характеристика самовоспламеняемости (скорости воспламенения) дизельного топлива в цилиндре двигателя.
5). Присадка - вещество, добавляемое к автомобильным бензинам и дизельному топливу для улучшения их эксплуатационных свойств.
6). Механическое транспортное средство - транспортное средство, включая любые тракторы, самоходные машины, двух- и трехколесные транспортные средства, а также любую специальную технику - приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания.
7) Автомобильная техника - вся совокупность механических транспортных средств, допущенных к гражданскому обороту и эксплуатации на территории Российской Федерации.
4. Объектом технического регулирования являются автомобильные бензины и дизельное топливо, используемое для заправки механических транспортных средств, производимые и реализуемые на территории Российской Федерации.
5. Основные показатели автомобильного бензина, в соответствии с основными классами автомобильной техники в Российской Федерации (класса 2, 3 и 4), установленными в Специальном техническом регламенте "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории Российской Федерации вредных (загрязняющих) веществ", должны составлять:
Для автомобилей класса 2:
Максимальное содержание серы (мг/кг) |
500 |
Максимальное содержание бензола (% об.) |
5 |
Максимальное содержание свинца (мг/л.) |
10 |
Октановое число: |
|
Минимальное, по исследовательскому методу |
91 |
Минимальное, по моторному методу |
82,5 |
Для автомобилей класса 3 и 4: |
|
Максимальное содержание серы (мг/кг) |
50 |
Максимальное содержание бензола (% об.) |
1,0 |
Максимальное содержание свинца (мг/л) |
5 |
Максимальное содержание кислорода (% масс.) |
2,7 |
Максимальное содержание углеводородов: |
|
ароматические |
35 |
олефиновые |
18 |
Октановое число: |
|
Минимальное, по исследовательскому методу |
95 |
Минимальное, по моторному методу |
85 |
Максимальное давление паров в летний период (кПа) |
60,0 |
Для улучшения эксплуатационных качеств автомобильного бензина, используемого в автомобилях класса 4, допускается добавление присадок, не оказывающих побочных вредных воздействий на окружающую среду, жизнь и здоровье людей, животных и растений.
Информация о наличие присадок в автомобильном бензине должна доводиться до потребителя производителем или продавцом в обязательном порядке.
Запрещается добавление в автомобильный бензин присадок, ухудшающих его экологические свойства.
Основные показатели дизельного топлива, в соответствии с основными классами автомобильной техники в Российской Федерации (класса 2, 3 и 4), установленными в Специальном техническом регламенте "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории Российской Федерации вредных (загрязняющих) веществ", должны составлять:
Для дизельного топлива для автомобильной техники, соответствующей классу 2:
Максимальная массовая доля серы (мг/кг) |
500 |
Фракционный состав: |
|
96% объемных перегоняется при максимальной температуре (°С) |
360 |
Максимальное содержание полициклических не нормируется ароматических углеводородов (% масс.) | |
Минимальное цетановое число |
45 |
Для обеспечения эксплуатации техники, не соответствующей требованиям, установленным для автомобилей класса 2, допускается производство и оборот дизельного топлива с нормой по показателю "максимальная массовая доля серы" не более 0,5% массы.
Для дизельного топлива для автомобильной техники, соответствующей классу 3:
Максимальная массовая доля серы (мг/кг) |
350 |
Фракционный состав: |
360 |
96% объемных перегоняется при максимальной температуре (°С) |
|
Максимальное содержание полициклических 11 ароматических углеводородов (% масс.) | |
Минимальное цетановое число |
51 |
Для дизельного топлива для автомобильной техники, соответствующей классу 4: | |
Максимальная массовая доля серы (мг/кг) |
50 |
Фракционный состав: |
|
96% объемных перегоняется при максимальной температуре (°С) |
360 |
Максимальное содержание полициклических ароматических углеводородов (% масс.) |
11 |
Минимальное цетановое число |
51 |
Для улучшения эксплуатационных качеств дизельного топлива, используемого в автомобилях класса 3 и 4 допускается добавление присадок, не оказывающих побочного воздействия на окружающую среду, жизнь и здоровье людей, животных и растений.
Информация о наличие присадок в дизельном топливе должна доводиться до потребителя производителем или продавцом в обязательном порядке.
Запрещается добавление в дизельное топливо присадок, ухудшающих его экологические свойства.
7. Для предотвращения возможности введения в заблуждение приобретателей автомобильного бензина и дизельного топлива, изготовители и продавцы обязаны сопровождать партии автомобильного бензина и дизельного топлива технической документацией, подтверждающей их качество.
8. Подтверждение соответствия автомобильных бензинов и дизельного топлива требованиям настоящего технического регламента осуществляется в форме обязательной сертификации со сроком действия сертификата не более трех лет. Сертификаты соответствия, выданные до вступления в силу настоящего технического регламента, действительны до окончания срока их действия.
9. При продаже автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан разместить в месте, доступном для любого приобретателя, следующую информацию:
1). наименование марки автомобильного бензина и дизельного топлива, а также информацию о классе автомобилей, использующих соответствующий автомобильный бензин или дизельное топливо;
2). обозначение стандарта или иного документа в соответствии с которым изготовлены соответствующий автомобильный бензин или дизельное топливо;
3). наименование изготовителя и его местонахождение, сведения о стране происхождения автомобильного бензина или дизельного топлива, а также наименование, юридический и фактический адрес продавца;
4). срок годности реализуемой партии автомобильного бензина или дизельного топлива с указанием даты изготовления;
5). сведения от изготовителя о наличие в автомобильном бензине или дизельном топливе присадок, улучшающих их эксплуатационные характеристики;
6). знаки наличия опасности и классов воздействия на человека, животных, окружающую среду и имущество.
Текст указанной информации должен быть выполнен на русском языке.
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О специальном техническом регламенте
"О требованиях к автомобильным бензинам и дизельному топливу"
В связи с тем, что одним из наиболее значительных загрязнителей окружающей среды является автотранспорт, решению вопроса снижения негативного воздействия от автотранспортных средств на здоровье и окружающую среду уделяется большое внимание. Количественный и качественный состав загрязняющих веществ, выбрасываемых с выхлопными газами, зависит от качества моторного топлива. В целях снижения загрязнения от выхлопов автотранспортных средств и других источников, в различных странах мира разработаны и используются нормативы, регламентирующие качество моторного топлива.
Начиная с 1996 года в странах Европы вступили в действие Европейские директивы, в которых установлены требования к выбросам загрязняющих веществ в выхлопных газах автомобилей, определен порядок проведения контроля и установлены меры ответственности за несоблюдение установленных требований. Данные директивы устанавливают прямую связь между качеством бензина и дизельного топлива со снижением загрязнения окружающей среды.
В США федеральным законом определен минимальный уровень качества топлива, которое может продаваться на территории страны, механизм контроля, определяющий количественный и качественный состав моющих присадок -обязательных для применения, а также санкции, применяемые к нарушителям закона.
В Российской Федерации за последние годы во многих крупных городах, особенно в Москве сложилась крайне тяжелая экологическая обстановка. Специалисты утверждают, что выброс вредных веществ автотранспортом составляет около двух миллионов тонн или около 90% от валового выброса загрязняющих веществ в атмосферу Москвы всеми источниками.
Основными причинами ухудшения экологической обстановки в городе явились: значительный рост автомобильного парка, медленное развитие транспортной инфраструктуры, недостатки в организации движения, отставание эксплуатационной базы, низкие экологические характеристики производимых в стране автомобилей, несоответствие качества используемого моторного топлива современным требованиям.
Усугубляет экологическую обстановку в городе и отсутствие комплексности в решении проблемы, устаревшая нормативно - правовая база в производстве и эксплуатации автомобильного транспорта, недостаточное финансирование экологических разработок и мероприятий по улучшению экологической обстановки, неэффективность административных и экономических мер к природопользователям.
Проблема снижения загрязнения окружающей среды приобрела в Москве первостепенное значение. Столичное правительство принимает все доступные ему меры к решению этой важнейшей проблемы (нормативные документы Москвы имеются в раздаточных материалах), но этого не достаточно. Хотя, внедряя новые стандарты на бензины и дизтопливо для автотранспорта Москвы, специалисты рассчитывают, что это позволит установить и контролировать требуемый технический уровень моторного топлива, реализуемого в столице, необходимо установить жесткие стандарты качества моторного топлива на федеральном уровне.
Кроме того, эксплуатация некачественного моторного топлива угрожает безопасности и сохранности машин и механизмов, находящихся в собственности граждан и юридических лиц.
Для решения данных задач и был разработан представляемый проект федерального закона "О специальном техническом регламенте "О требованиях к автомобильным бензинам и дизельному топливу". Законопроект разработан В соответствии с федеральными законами: "О техническом регулировании", "О безопасности дорожного движения", "Об охране атмосферного воздуха", "О защите прав потребителей", со специальным техническим регламентом "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" настоящий регламент устанавливает требования к основным параметрам качества автомобильных бензинов и дизельного топлива, применяемых в двигателях внутреннего сгорания, устанавливаемых на механических транспортных средствах и устанавливает стандарты качества автомобильных бензинам и дизельному топливу, соответствующие требованиям действующих европейских стандартов.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О специальном техническом регламенте
"О требованиях к автомобильным бензинам и дизельному топливу"
Принятие проекта федерального закона "О специальном техническом регламенте "О требованиях к автомобильным бензинам и дизельному топливу" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О специальном техническом регламенте
"О требованиях к автомобильным бензинам и дизельному топливу"
Принятие проекта федерального закона "О специальном техническом регламенте "О требованиях к автомобильным бензинам и дизельному топливу" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и бюджетов других уровней.