Проект N 349848-4
Вносится членами
Совета Федерации
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Специальный технический регламент
"О масложировой продукции, ее производстве, хранении,
перевозке, реализации и утилизации"
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели и сфера применения настоящего Федерального закона.
1. Настоящий Федеральный закон в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей устанавливает:
1) требования к масложировой продукции, обеспечивающие ее безопасность;
2) требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации масложировой продукции;
3) правила идентификации масложировой продукции для целей применения настоящего Федерального закона;
4) правила и формы оценки соответствия масложировой продукции требованиям настоящего Федерального закона, предельные сроки оценки соответствия;
5) требования к упаковке масложировой продукции, маркировке и правилам ее нанесения.
2. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с производством, хранением, перевозкой, реализацией, утилизацией и оценкой соответствия масложировой продукции.
3. Настоящий Федеральный закон применяется в отношении следующей масложировой продукции, поступающей в обращение на территории Российской Федерации:
1) масла растительные;
2) масла и жиры модифицированные;
3) маргарины;
4) спреды;
5) смеси топленые;
6) жиры кулинарные, кондитерские, хлебопекарные, заменители (аналоги) молочного жира, жиры специального назначения;
7) заменители масла какао;
8) соусы на основе растительных масел;
9) майонезы;
10) дрессинги;
11) кремы на растительных маслах;
12) кремы растительно-жировые;
13) глицерин натуральный;
14) жмыхи и шроты пищевые;
15) мыло хозяйственное.
Производство, реализация и применение масложировой продукции непищевого назначения, используемой в качестве сырья в других отраслях промышленности (стеарин, кислоты жирные, гудрон и др.), осуществляется по специальной документации, разработанной на основе российского законодательства.
Глава 2. Правила идентификации масложировой продукции.
Статья 2. Правила идентификации масложировой продукции
1. Для целей применения настоящего Федерального закона масложировая продукция идентифицируется путем установления тождественности ее характеристик существенным признакам, указанным в приложении 1 настоящего Федерального закона, а также следующим существенным признакам:
1) содержание общего жира (масла);
2) содержание транс-изомеров жирных кислот в жире, выделенном из продукта;
3) содержание молочного жира;
4) содержание основного вещества;
5) качественное число (масса жирных кислот в пересчете на номинальную массу куска 100 г).
2. Пункт 1 части 1 настоящей статьи применяется в отношении масел растительных, маргаринов, спредов, смесей топленых, жиров кулинарных, кондитерских, хлебопекарных, заменителей (аналогов) молочного жира, жиров специального назначения, заменителей масла какао, майонезов, соусов на основе растительных масел, дрессингов, кремов на растительных маслах, кремов растительно-жировых.
3. Пункт 2 части 1 настоящей статьи применяется в отношении спредов и смесей топленых. Количество транс-изомеров жирных кислот в жире, выделенном из продукта, не должно превышать 8 %.
4. Пункт 3 части 1 настоящей статьи применяется в отношении сливочно-растительных и растительно-сливочных спредов и смесей топленых.
5. Пункт 4 части 1 настоящей статьи применяется в отношении глицерина натурального дистиллированного.
6. Пункт 5 части 1 настоящей статьи применяется в отношении мыла хозяйственного.
7. При идентификации растительных масел осуществляется сопоставление информации на этикетке с характеристиками продукции по правилам и методам проведения испытаний и измерений, установленным правительством Российской Федерации.
Глава 3. Требования безопасности масложировой продукции.
Требования к упаковке, маркировке, хранению, перевозке,
реализации, утилизации масложировой продукции.
Статья 3. Общие требования безопасности масложировой продукции
1. Масложировая продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, при использовании по назначению (и при использовании, которое можно разумно предвидеть) в течение срока годности, не должна причинять вреда жизни и здоровью человека.
2. Требования к масложировой продукции определяются совокупностью требований:
1) к составу;
2) к гигиенической безопасности;
3) к упаковке и маркировке.
3. Масложировая продукция пищевого назначения должна отвечать гигиеническим требованиям безопасности, предъявляемым к пищевым продуктам, указанным в приложениях 2 и 3 настоящего Федерального закона.
4. Изготовитель масложировой продукции вправе самостоятельно разрабатывать техническую документацию на продукцию при условии выполнения требований к составу продукции, перечисленных в приложениях 4 и 5 настоящего Федерального закона.
5. Используемое в процессе изготовления масложировой продукции пищевого назначения сырье должно соответствовать требованиям безопасности, изложенным в законодательстве Российской Федерации и должно иметь сопроводительные документы, подтверждающие его безопасность согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Статья 4. Общие требования к хранению, перевозке,
реализации и утилизации масложировой продукции.
1.Хранение, перевозка и реализация масложировой продукции должны осуществляться таким образом, чтобы обеспечить ее безопасность и выполнение требований, изложенных в настоящем Федеральном законе.
2. Масложировые продукты должны храниться в складских помещениях или холодильниках при температурных режимах, необходимых для каждого вида масложировой продукции и указанных в тексте информации на потребительской таре и (или) этикетке, и (или) ярлыке, и (или) листе-вкладыше.
3.Не допускается хранение пищевой масложировой продукции вместе с продуктами, обладающими резким специфическим запахом
4. Масложировые продукты транспортируют всеми видами транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Масложировая продукция, не соответствующая требованиям безопасности, изложенным в настоящем Федеральном законе, подлежит утилизации.
Статья 5. Требования к упаковке и маркировке
масложировой продукции
1. Масложировая продукция должна быть расфасована и упакована способами, позволяющими обеспечить сохранность ее качества и безопасность при хранении, перевозке и реализации в течение всего срока годности (хранения).
Материалы и изделия, контактирующие с пищевой масложировой продукцией на всех этапах технологического процесса, хранения и оборота должны быть изготовлены с соблюдением требований санитарно-эпидемиологической безопасности, изложенных в законодательстве Российской Федерации.
2. Изготовитель (продавец) обязан одновременно с товаром предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о масложировой продукции. Маркировка пищевых продуктов осуществляется согласно действующему законодательству Российской Федерации.
3. Дополнительно на потребительской упаковке масел растительных должна содержаться информация:
1) перечень всех растительных масел в порядке убывания их массовых долей (для смесевых масел). В случае, если растительное масло является смесевым, при его обозначении допускается применение наименования "Растительное масло" или фирменное наименование;
2) дата изготовления или дата розлива;
3) марка, сорт (при наличии);
4. Дополнительно на потребительской упаковке маргаринов, спредов, смесей топленых, жиров кулинарных, кондитерских, хлебопекарных, заменителей (аналогов) молочного жира, жиров специального назначения, заменителей масла какао должна содержаться следующая информация:
1) для сливочно- растительных и растительно-сливочных спредов и смесей топленых - массовая доля молочного жира;
2) дата изготовления и упаковывания;
3) температура хранения;
4) марка, сорт (при наличии).
5. Дополнительно на потребительской упаковке соусов на основе растительных масел, майонезов, дрессингов, кремов на растительной основе, кремов растительно-жировых должна содержаться информация:
1) дата изготовления;
2) температура хранения;
3) рекомендации по хранению после вскрытия упаковки;
6. На транспортной упаковке маргаринов, спредов, жиров кулинарных, кондитерских, хлебопекарных, жиров специального назначения, заменителей (аналогов) молочного жира, заменителей масла какао, смесей топленых должна быть нанесена следующая информация:
1) наименование, местонахождение изготовителя (его адрес, и, при несовпадении с адресом изготовителя, место осуществления производства) и, при наличии, наименование и местонахождение организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей;
2) наименование продукта, марку продукта;
3) масса нетто и количество упаковочных единиц для фасованного продукта;
4) масса нетто упаковочной единицы;
5) масса нетто для нефасованного продукта;
6) состав продукта;
7) дата изготовления (число, месяц, год);
8) номер партии и (или) упаковочной единицы;
9) срок годности и условия хранения;
10) пищевая ценность;
11) содержание витаминов и консервантов (при вводе);
12) информация о подтверждении соответствия;
13) обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт.
7. На потребительской упаковке и (или) транспортной таре дополнительно может быть нанесено наименование организации-разработчика рецептуры и/или технологии изготовления, товарный знак (при наличии), штриховой код (при наличии) и рекламная информация.
Статья 6. Требования к упаковке, маркировке масложировой
продукции непищевого назначения.
1. Масложировая продукция непищевого назначения должна быть расфасована и упакована способами, позволяющими обеспечить сохранность качества и безопасность при ее хранении, перевозке и реализации в течение всего срока годности.
2. Изготовитель (продавец) обязан одновременно с товаром предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию о масложировой продукции, обеспечивающую возможность ее правильного выбора и безопасного использования.
3. Информация наносится на упаковку на русском языке. Дополнительно информация может быть изложена на государственных языках субъектов Российской Федерации, на языках других иностранных государств, при этом информация о продукте на других языках должна быть идентична информации на русском языке. Информация может быть также представлена в виде цифровых и условных обозначений.
4. На потребительской упаковке масложировой продукции непищевого назначения должна быть размещена следующая информация:
1) наименование продукта;
2) наименование, местонахождение изготовителя (его адрес, и, при несовпадении с адресом изготовителя, место осуществления производства) и, при наличии, наименование и местонахождение организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей;
3) масса нетто или объём продукта и/или количество;
4) номинальная масса куска (для мыла);
5) состав продукта;
6) срок хранения;
7) условия хранения для продукции, требующей специальных условий хранения;
8) дата изготовления;
9) обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;
10) товарный знак изготовителя (при наличии);
11) информация о подтверждении соответствия.
Глава 4. Требования безопасности производства масложировой продукции.
Статья 7. Эксплуатация зданий и сооружений
Эксплуатация зданий и сооружений, производственных площадок и территории предприятия, в том числе, автомобильных дорог и железнодорожных путей, погрузочно-разгрузочных и складских площадок, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Эксплуатация машин и оборудования
1. При производстве масложировой продукции эксплуатация машин и оборудования осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации, при этом должна быть обеспечена безопасность:
1) перевозки опасных грузов железнодорожным и автомобильным транспортом;
2) эксплуатации подвижного состава;
3) монтажа, эксплуатации и ремонта лифтов;
4) эксплуатации сосудов, работающих под давлением;
5) монтажа, ремонта и эксплуатации грузоподъемных кранов;
6) монтажа и ремонта технологических трубопроводов;
7) эксплуатации компрессорных установок с поршневыми компрессорами, работающими на взрывоопасных и вредных газах;
8) проведения работ внутри емкостей, технологических аппаратов, колодцев;
9) мойки и дезинфекции технологического оборудования;
10) монтажа, эксплуатации, пуско-наладки и ремонта паровых и водогрейных котлов, автономных пароперегревателей и экономайзеров;
11) монтажа, ремонта и эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды;
12) монтажа, эксплуатации аммиачных и фреоновых холодильных установок;
13) эксплуатации колодцев, дошников, емкостей и других сооружений;
14) монтажа и эксплуатации систем вентиляции;
15) эксплуатации электрического подъемно-транспортного оборудования на территории и подъездных путях предприятия;
16) других производственных (технологических ) процессов.
Статья 9. Опасные вещества
1.Организация работ с щелочами, кислотами, растворителями осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. При производстве растительных масел, шротов, жмыхов опасными производственными факторами являются:
1) применение экстракционных растворителей, которое осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) наличие в производстве продуктов, применение которых приводит к образованию пыли (масличные семена, шроты, жмыхи). По токсическим свойствам продукты, применение которых приводит к образованию пыли (масличные семена, шроты, жмыхи) относятся к III классу опасности, предельно-допустимая концентрация (ПДК) в воздухе рабочей зоны составляет 4,0 мг/мі.
3. При проведении процесса гидрогенизации жиров опасными производственными факторами являются применение катализаторов процесса гидрогенизации, которое осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
4. При проведении процесса переэтерификации опасными производственные факторами является применение алкоголятов натрия - этилата и метилата натрия. По агрессивным свойствам этилат натрия и метилат натрия эквивалентен едким щелочам (едкий натр, кальцинированная сода), требования при их применению соответствуют требованиям работы с вредными химическими веществами. По токсическим свойствам этилат натрия относится к IV классу опасности, ПДК этилата натрия в воздухе рабочей зоны - 1000 мг/ мі, метилат натрия относится к III классу опасности, ПДК метилата натрия в воздухе рабочей зоны - 5 мг/ мі. Правила хранения и использования этилата и метилата натрия. в процессе применения осуществляются с соблюдением рекомендаций изготовителя.
Статья 10. Обеспечение взрыво-пожаробезопасности
1. Производство и хранение масложировой продукции должно быть организовано в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации по пожарной и взрыво-пожаробезопасности, предъявляемыми к производственным процессам.
2. Требования безопасности при производстве водорода и при проведении процесса гидрогенизации жиров должны осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
3. Требования безопасности при организации хранения масел, жиров и продуктов производства осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Санитарно-эпидемиологическая безопасность
1. Требования по санитарно-эпидемиологической безопасности производства масложировой продукции (шум, вибрация, освещение), предельно-допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, санитарно-гигиенические требования к производственным помещениям, оборудованию и персоналу, выполнение требований по охране труда, требования к применению средств защиты работников осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Статья 12. Требования экологической безопасности. Водопроводная и сточная вода. Атмосферный воздух. Обращение с отходами. Утилизация.
1. Требования по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
2. Размер санитарно-защитной зоны предприятия и требования к обеспечению качества атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны предприятия должны быть определены согласно требованиям законодательства Российской Федерации.
4. Содержание загрязняющих веществ в выбросах масложирового производства после их прохождения через газоочистное и пылеулавливающее оборудование не должно превышать норм, установленных для конкретного производства.
5. Предприятия в своей деятельности по обращению с отходами должны руководствоваться законодательством Российской Федерации. Отходы должны быть идентифицированы по видам, на каждый вид отхода должен быть оформлен паспорт в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
6. Утилизация масложировой продукции осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
7.Утилизация остатков алкоголятов натрия осуществляются по рекомендации изготовителя.
8. Утилизация отработанного никелевого катализатора осуществляется на предприятиях вторичной переработки никеля.
Глава 5. Оценка соответствия масложировой продукции
Статья 13. Формы оценки соответствия
1. Оценка соответствия масложировой продукции осуществляется в следующих формах:
1) испытаний
2) подтверждение соответствия масложировой продукции требованиям настоящего Федерального закона;
3) государственного контроля (надзора);
2. Оценка соответствия производства масложировой продукции требованиям настоящего Федерального закона осуществляется в следующих формах:
1) государственный контроль (надзор);
2) приемка и ввод в эксплуатацию машин и оборудования, используемого в процессе производства масложировой продукции.
3.Государственый контроль (надзор) осуществляют Федеральные органы исполнительной власти по требованиям, относящимся к их компетенции.
Статья 14. Подтверждение соответствия масложировой продукции
1. Обязательное подтверждение соответствия масложировой продукции осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия) и в форме обязательной сертификации.
2. При производстве масложировой продукции с использованием сырья животного происхождения, имеющего сопроводительные документы, удостоверяющие его безопасность, оформление ветеринарных свидетельств на масложировую продукцию не требуется.
3. Подтверждение соответствия масложировой продукции в форме декларирования соответствия осуществляется в соответствии с требованиями статьи 24 Федерального закона "О техническом регулировании" N 184-ФЗ и настоящей статьи.
4. Обязательное подтверждение соответствия масложировой продукции в форме обязательной сертификации осуществляется в соответствии с требованиями статей 25, 26 Федерального закона "О техническом регулировании" N 84-ФЗ* и настоящей статьи.
___________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "N 184-ФЗ". - Примечание изготовителя базы данных.
5. При осуществлении декларирования соответствия и обязательной сертификации заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям настоящего Федерального закона и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям настоящего Федерального закона.
Статья 15. Схемы обязательного подтверждения соответствия
в форме декларирование соответствия
1.Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
1) принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств - схема 1д;
2) принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее - третья сторона) - схема 2д .
2. Для осуществления процедуры принятия декларации о соответствии по схеме
1 д заявитель должен иметь:
1) собственную испытательную лабораторию;
2) нормативно-техническую документацию на продукцию.
3. По схеме 1д осуществляется декларирование соответствия для всех видов масложировой продукции, кроме масел растительных, соусов на основе растительных масел, майонезов, дрессингов, кремов на растительной основе, кремов растительно-жировых.
4. При декларировании соответствия по схеме 1 д заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия масложировой продукции требованиям настоящего Федерального закона.
5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии, которую передает (вместе с доказательными материалами) в уведомительном порядке в федеральный орган по техническому регулированию на регистрацию.
6. Доказательственные материалы должны содержать:
1) реквизиты заявителя (название, местонахождение, телефон, ИНН)
2) наименование, торговую марку (при наличии) масложировой продукции;
3) протокол испытаний продукции.
Протокол испытаний продукции, кроме характеристик продукции, должен содержать описание продукции непосредственно или в виде ссылки на нормативный документ, а также содержать заключение о соответствии образца требованиям технической документации, по которой он изготовлен.
4) документы, подтверждающие соответствие потребительской упаковки требованиям настоящего Федерального закона.
7. Декларация о соответствии подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней. Срок действия декларации о соответствии - пять лет.
8. Зарегистрированная декларация о соответствии и составляющие доказательственные материалы хранятся у заявителя в течение трёх лет с момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.
9. Заявитель маркирует продукцию, на которую принята декларация о соответствии, знаком обращения на рынке.
10. При отсутствии у заявителя собственной испытательной лаборатории заявитель осуществляет декларирование соответствия по схеме 2д.
11. По схеме 2д осуществляется декларирование соответствия для всех видов масложировой продукции.
12. При декларировании соответствия по схеме 2 д заявитель по своему выбору, в дополнение к собственным доказательствам, указанным в части 6 настоящей статьи:
1) включает протокол испытаний продукции, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре), и (или)
2) предоставляет сертификат системы менеджмента качества.
13. Протокол испытаний продукции, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) включает в себя:
1) наименование и адрес исполнителя;
2) номер протокола испытаний;
3) наименование и адрес заказчика;
4) наименование и адрес изготовителя;
5) наименование продукции;
6) дату выработки, размер партии, номер смены;
7) дату и время поступления продукции на испытания;
8) дату проведения испытаний;
9) название настоящего Федерального закона, регламентирующего показатели безопасности масложировой продукции;
10) показатели безопасности из настоящего Федерального закона, на соответствие которых проверяется продукция;
11) условия проведения испытаний;
12) результаты испытаний.
14. Система менеджмента качества должна обеспечивать соответствие изготовляемой продукции требованиям технической документации и требованиям настоящего технического регламента.
15. Заявитель оформляет декларацию о соответствии, которую передает (вместе с доказательными материалами) в федеральный орган по техническому регулированию на регистрацию.
16. Декларация о соответствии подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней. Срок действия декларации о соответствии -пять лет.
17. Зарегистрированная декларация о соответствии и составляющие доказательственные материалы хранятся у заявителя в течение трёх лет с момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.
18. Заявитель маркирует продукцию, на которую принята декларация о соответствии, знаком обращения на рынке.
19.Орган по сертификации осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной системой менеджмента качества. Инспекционный контроль проводится с помощью периодических проверок один раз в год.
Статья 16. Схемы обязательного подтверждения соответствия
в форме обязательной сертификации.
1. Обязательное подтверждение соответствия масложировой продукции в форме обязательной сертификации по схемам 1с и 2с осуществляется при отсутствии у заявителя испытательной лаборатории (или договора с третьей стороной).
2. Схема 1с включает следующие операции:
1) подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации продукции;
2) рассмотрение заявки и принятие по ней решения органом по сертификации;
3) проведение испытаний типового образца аккредитованной испытательной лабораторией;
4) проведение органом по сертификации анализа состояния производства;
5) обобщение результатов испытаний и анализа состояния производства и выдача заявителю сертификата соответствия;
6) маркирование продукции знаком обращения на рынке;
7) инспекционный контроль за сертифицированной продукцией.
3. Заявитель подает заявку на сертификацию своей продукции по своему выбору в один из аккредитованных органов по сертификации, имеющий данную продукцию в области аккредитации.
4. Орган по сертификации в течение пяти дней сообщает заявителю решение по заявке, содержащее условия проведения сертификации.
5. Испытания типового образца (типовых образцов) проводится аккредитованной испытательной лабораторией по поручению органа по сертификации, которому выдается протокол испытаний, содержание протокола указано в п. 13 статьи 15 настоящего Федерального закона.
6. Анализ состояния производства проводится органом по сертификации у заявителя. Результаты анализа оформляются актом.
7. При положительных результатах испытаний и анализа состояния производства орган по сертификации оформляет сертификат соответствия по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию, и выдает его заявителю.
8. Заявитель на основании полученного сертификата соответствия маркирует продукцию знаком обращения на рынке.
9. Заявитель в процессе производства данной продукции информирует орган по сертификации об изменениях, вносимых в продукцию. Орган по сертификации проверяет эти изменения и решает, будет ли сохраняться действие выданного сертификата. О своем решении он сообщает изготовителю.
10.Орган по сертификации один раз в год проводит инспекционный контроль за сертифицированной продукцией в течение всего срока действия сертификата соответствия путем испытаний образцов продукции и анализа состояния производства . Место отбора образцов для испытаний - у изготовителя или у продавца ( по усмотрения органа по сертификации).
По результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает одно из следующих решений:
1) считать действие сертификата соответствие подтвержденным,
2) приостановить действие сертификата соответствия;
3) отменить действие сертификата соответствия.
11. Схема 2 с применяется в отношении масложировой продукции реализуемой заявителем-продавцом (не изготовителем) и включает следующие операции:
1) подача заявителем в орган по сертификации заявки на проведение сертификации продукции; рассмотрение заявки;
2) принятие по ней решения органом по сертификации;
3) проведение испытаний продукции аккредитованной испытательной лабораторией;
4) анализ результатов испытаний и выдача заявителю сертификата соответствия;
5) маркирование продукции знаком обращения на рынке.
12. Заявитель подает заявку на сертификацию продукции по своему выбору из аккредитованных органов по сертификации, имеющий данную продукцию в области аккредитации.
13. Орган по сертификации сообщает заявителю решение по заявке, содержащее условия проведения сертификации.
14. Испытания выборки из партии продукции проводятся аккредитованной испытательной лабораторией по поручению орган по сертификации, которому выдается протокол испытаний, содержание протокола указано в п.13 статьи 15.
15. При положительных результатах испытаний орган по сертификации оформляет сертификат соответствия на данную продукции по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию, и выдает его заявителю.
16. Заявитель на основании полученного сертификата соответствия маркирует продукцию знаком обращения на рынке.
17. Срок действия сертификата соответствия не может превышать пяти лет. Сроки действия сертификата на партию не устанавливают.
18. При заключении договора на проведение сертификации обязательным пунктом является соблюдение конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну.
Статья 17. Государственный контроль (надзор) за соответствием
масложировой продукции требованиям
настоящего Федерального закона.
1. В отношении масложировой продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется только на стадии обращения продукции.
2. Бремя доказывания несоответствия продукции требованиям настоящего Федерального закона лежит на органе государственного контроля (надзора).
3. Государственный контроль(надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в трех формах:
1) визуальный контроль;
2) инструментальный контроль и проверка соответствия продукции требованиям настоящего Федерального закона в испытательной лаборатории;
3) проверка достоверности документов о подтверждении соответствия продукции.
4. При проведении государственного контроля (надзора) в форме визуального контроля представители органа государственного контроля (надзора):
1) осуществляют проверку соответствия информации для потребителя, указанной на потребительской упаковке требованиям настоящего Федерального закона;
2) осуществляют проверку соответствия упаковки требованиям настоящего Федерального закона;
3) осуществляет проверку сроков истечения годности масложировой продукции.
5. При проведении государственного контроля (надзора) в форме контрольной закупки образцов продукции представители органов государственного контроля (надзора) приобретают образцы масложировой продукции в розничной или оптовой торговле. Отбор образцов масложировой продукции производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
6. Аккредитованная испытательная лаборатория принимает образцы продукции на анализ в неповрежденных емкостях c неповрежденными пломбами. При передаче образцов продукции составляется акт, в котором указывается:
1) дата, время, место составления акта приема-передачи;
2) название организации или ФИО Предпринимателя Без Образования Юридического Лица, передающего образец на испытания;
3) наименование продукции.
Акт подписывается уполномоченными представителями сторон.
7. По завершению исследований оформляется протокол испытаний. Результаты исследований не подлежат разглашению. В случае получения результатов исследований, не соответствующих требованиям настоящего Федерального закона, аккредитованная испытательная лаборатория передает результаты в органы контроля ( надзора).
8. Для майонезов, дрессингов, соусов на растительной жировой основе, кремов на растительной основе, кремов растительно-жировых, спредов (с содержанием жира 60 % и менее), маргаринов (с содержанием жира 60 % и менее):
1) Отбираются 3 одинаковых (одного наименования и одной даты изготовления) образца.
2) Один образец остается у владельца продукции, два других не позднее суток после отбора направляются на испытания в две разные аккредитованные испытательные лаборатории.
3) В случае, если результаты испытаний двух образцов в двух лабораториях будут соответствовать требованиям настоящего Федерального закона, продукция считается безопасной.
4) В случае, если результаты испытаний двух образцов в двух лабораториях не будут соответствовать требованиям настоящего Федерального закона, то продукция считается опасной.
5) В случае, если результаты испытаний одного образца в одной из лабораторий не будут соответствовать требованиям настоящего Федерального закона, то образец, находящийся у владельца, направляется на исследования в эту же испытательную лабораторию. В случае получения результатов исследований образца, соответствующих требованиям безопасности, изложенным в настоящем Федеральном законе, продукция считается безопасной. В случае получения результатов исследований образца, не соответствующих требованиям безопасности, изложенным в настоящем Федеральном законе, продукция считается опасной.
9. Для остальной масложировой продукции:
1) отбираются три одинаковых (одного наименования и одной даты изготовления) образца.
2) Один образец остается у владельца продукции, второй направляется на хранение в орган контроля, третий образец не позднее суток после отбора направляется на испытания в аккредитованную испытательную лабораторию.
3) В случае, если результаты испытаний образца будет соответствовать требованиям настоящего Федерального закона, продукция считается безопасной.
4) Если результаты испытаний образца не будут соответствовать требованиям настоящего Федерального закона, то образец, находившийся на хранении у владельца, направляется на исследования в испытательную лабораторию. В случае получения различных результатов исследования на испытания направляется образец, находившийся на хранении в органах контроля. Продукция считается безопасной в случае получения двух результатов, соответствующих требованиям настоящего Федерального закона.
10. При проведении государственного контроля (надзора) в форме проверки достоверности документов о подтверждении соответствия масложировой продукции:
1) Орган государственного контроля (надзора) должен удостовериться в наличии факта подтверждения соответствия проверяемой продукции требованиям настоящего Федерального закона путем проверки в маркировке продукции информации о подтверждении соответствия (например, наличие знака обращения).
2) При отсутствии информации о подтверждении соответствия или при сомнениях в подлинности документов о подтверждении соответствия орган государственного контроля (надзора) направляет соответствующий запрос в федеральный орган по техническому регулированию либо в орган по сертификации.
3) При получении информации об отсутствии декларации, или подтверждении факта, что она недействительна (истек срок действия, фальсифицированы, не прошли регистрацию и т.п.), представитель органа государственного контроля (надзора) оформляет акт проверки и выдает предписание об устранении нарушений и, при необходимости, предписание о запрете продаж продукции, а также согласовывает срок, в течение которого продавец (производитель) должен провести мероприятия по подтверждению соответствия продукции.
11. При проведении государственного контроля (надзора) используются правила и методы исследований (испытаний) и измерений, а также правила отбора образцов, утвержденные Правительством Российской Федерации.
12.При выявлении в ходе государственного контроля (надзора) несоответствия продукции требованиям настоящего Федерального закона действия органа государственного контроля (надзора) осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством.
Статья 18. Порядок организации и проведения государственного
контроля производства масложировой продукции.
1. Организация и проведение государственного контроля производства масложировой продукции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации для предприятий, имеющих опасные производственные объекты.
Статья 19. Ответственность за невыполнение требований
настоящего Федерального закона.
1. Ответственность за несоответствие продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям настоящего Федерального закона возлагается на организации, занимающиеся производством и (или) реализацией масложировой продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 7*. Порядок введения в действие Федерального закона
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание .
Настоящий закон вступает в силу через 6 месяцев со дня его официального опубликования.
Статья 20. Переходные положения
1. С момента вступления настоящего Федерального закона в течение одного года продолжают действовать соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти.
2. Документы, подтверждающие соответствие (сертификат соответствия, декларация о соответствии), принятые до вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются действительными до окончания срока, установленного в них.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
Приложение 1
Признаки идентификации масложировой продукции
Масложировая продукция - продукция, вырабатывемая на основе растительных или растительных и животных (включая жир рыб и морских млекопитающих) масел и жиров.
1) масло растительное и его разновидности
Масложировая продукция |
Существенная характеристика масложировой продукции | |
Масло растительное |
смесь триглицеридов жирных кислот и сопутствующих им веществ, извлекаемых из растительного масличного сырья и предназначенная в пищу и (или) для промышленной переработки | |
Масло подсолнечное, соевое, рапсовое, кукурузное, пальмовое, кокосовое, хлопковое, горчичное и др. |
масло растительное, изготовленное из семян подсолнечника, сои, рапса, кукурузы, пальмы, кокоса, хлопка, горчицы и др. | |
Масло прессовое |
масло, получаемое прессованием подготовленного масличного сырья. | |
Масло экстракционное |
масло, извлеченное при помощи растворителей из маслосодержащего сырья. | |
Масло нерафинированное |
масло, очищенное от мелкой и крупной взвеси, но не прошедшее полного цикла операций по рафинации* или совокупности некоторых из них. | |
Масло гидратированное |
масло, полученное путем обработки растительного масла гидратирующим реагентом с целью удаления фосфолипидов и других гидрофильных веществ. | |
Масло нейтрализованное |
масло, частично или полностью очищенное от свободных жирных кислот. | |
Масло винтеризированное |
масло, подвергнутое процессу низкотемпературного удаления восковых веществ. | |
Масло отбеленное |
масло, частично или полностью очищенное от красящих веществ. | |
Масло рафинированное дезодорированное |
масло рафинированное, прошедшее процесс дезодорации**. | |
Масло смесевое |
смесь растительных масел в различных соотношениях. | |
Масло ароматизированное |
масло с добавлением вкусо-ароматических добавок. | |
Масло с растительными добавками |
масло с добавлением натуральных растительных экстрактов, масляных вытяжек. | |
|
2) Масла и жиры модифицированные
Масла и жиры модифицированные |
- масла и жиры, подвергнутые физической, химической, биохимической модификации с помощью процессов гидрогенизации*, или переэтерификации**, или фракционирования*** или их комбинаций. |
Масла и жиры гидрогенизированные (саломасы) |
масла и жиры, прошедшие процесс гидрогенизации. |
Масла и жиры переэтерифицированные |
масла и жиры, прошедшие процесс переэтерификации |
Масла и жиры фракционированные |
масла и жиры, прошедшие процесс фракционирования |
|
3) Маргарин:
маргарин |
эмульсионный продукт, состоящий из натуральных и/или модифицированных растительных масел и (или без) животных жиров и (или без) жиров рыб и морских млекопитающих, воды с добавлением (или без добавления) молочных продуктов, эмульгаторов, вкусо-ароматических и других пищевых ингредиентов. |
твердый маргарин |
маргарин, имеющий пластичную консистенцию и сохраняющий свою форму при температуре (20±2)єС. |
мягкий маргарин |
маргарин, имеющий пластичную мягкую консистенцию, легко намазывающийся при температуре (10±2)єС. |
жидкий маргарин |
маргарин, имеющий жидкую консистенцию и сохраняющий свойства однородной эмульсии при температурах, предусмотренных для контроля жидкого маргарина конкретного наименования. |
4)Спред
Спред |
- эмульсионный жировой продукт, обладающий пластичной, легко мажущейся консистенцией, вырабатываемый из молочного жира и/или сливок, и/или сливочного масла и натуральных и/или модифицированных растительных масел, или только из натуральных и/или модифицированных растительных маел . Допускается добавление пищевкусовых добавок, ароматизаторов, витаминов и других пищевых добавок. |
Спред сливочно-растительный |
спред с массовой долей молочного жира в составе жировой фазы не менее 50 %. |
Спред растительно-сливочный |
спред с массовой долей молочного жира в составе жировой фазы от 15 %до 49% включительно. |
Спред растительно-жировой |
спред, жировая фаза которого состоит из натуральных и (или) модифицированных растительных масел. |
5) Смеси топленые
Смеси топленые |
жировые продукты с зернистой структурой и массовой долей жира не менее 99%, полученные в результате смешивания обезвоженных растительных и (или без) животных жиров и масел, нагретых до температуры полного расплавления. |
Смеси топленые сливочно-растительные |
смеси топленые с массовой долей молочного жира в составе жировой фазы не менее 50 %. |
Смеси топленые растительно-сливочные |
смеси топленые с массовой долей молочного жира в составе жировой фазы от 15 %до 49% включительно. |
Смеси топленые растительно-жировые |
смеси топленые, жировая фаза которой состоит из натуральных и (или) модифицированных растительных масел. |
6) Жиры кулинарные, кондитерские, хлебопекарные, заменители (аналоги) молочного жира, жиры специального назначения;
Жиры кулинарные |
продукты с массовой долей жира не менее 99 %, изготавливаемые из натуральных и модифицированных растительных масел и (или без) животных жиров и их смесей, предназначенные для жарки пищевых продуктов. Допускается добавление пищевых вкусоароматических добавок, витаминов и других пищевых добавок. |
Жиры кондитерские |
продукты с массовой долей жира не менее 99 %, изготавливаемые из натуральных и модифицированных растительных масел и (или без) животных жиров и их смесей, предназначенные для вафельных и прохладительных начинок, шоколадных изделий, конфет, пищеконцентратов, глазурей, мучных и других кондитерских изделий. Допускается добавление пищевых вкусоароматических добавок, витаминов и других пищевых добавок. |
Жиры хлебопекарные |
продукты с массовой долей жира не менее 99 %, изготавливаемые из натуральных и модифицированных растительных масел и (или без) животных жиров и их смесей, предназначенные для производства хлеба и хлебобулочных изделий. Допускается добавление пищевых вкусоароматических добавок, витаминов и других пищевых добавок. |
Заменители (аналоги) молочного жира |
продукты с массовой долей жира не менее 99 %, изготавливаемые из натуральных и модифицированных растительных масел и (или без) животных жиров и их смесей, предназначенные для частичной или полной замены молочного жира в пищевых продуктах. Допускается добавление пищевых, вкусоароматических добавок, витаминов и других пищевых добавок. |
Жиры специального назначения |
продукты с массовой долей жира не менее 99 %, изготавливаемые из натуральных и модифицированных растительных масел и (или без) животных жиров и их смесей, с добавлением или без добавления вкусо-ароматических и других пищевых ингредиентов, вырабатываемые для других отраслей промышленности. |
7) Заменители масла какао
Заменитель масла какао темперируемый (эквивалент, улучшитель, аналог масла какао) |
-продукт с массовой долей жира не менее 99%, обладающий высокой совместимостью с маслом какао ( не менее 25 %), обладающий явно выраженными полиморфными свойствами и нуждающийся в темперировании, изготавливаемый из натуральных и фракционированных масел тропического происхождения, также модифицированных растительных масел, предназначенный для производства шоколадных изделий и других видов продукции. Допускается добавление пищевых, вкусоароматических добавок и витаминов. |
Заменитель масла какао нетемперируемый нелауринового типа |
продукт с массовой долей жира не менее 99%, производимый на основе модифицированных растительных масел, содержащий не более 1% лауриновой кислоты С 12:0, не нуждающийся в темперировании, предназначенный для производства кондитерских изделий и других видов продукции. Допускается добавление пищевых, вкусоароматических добавок и витаминов |
Заменитель масла какао нетемперируемый лауринового типа |
продукт с массовой долей жира не менее 99%, производимый на основе модифицированных растительных масел, содержащий не менее 40 % лауриновой кислоты С 12:0, не нуждающийся в темперировании, предназначенный для производства кондитерских изделий и других видов продукции. Допускается добавление пищевых, вкусоароматических добавок и витаминов. |
9) Соус на основе растительных масел:
Соус на основе растительных масел |
эмульсионный продукт, представляющий собой сложную тонкодисперсную структуру с добавлением трав и/или специй, и/или овощей, и/или фруктов, и/или овощных и/или фруктовых паст (пюре) |
8) Майонез
Майонез |
сложный, тонкодисперсный, однородный, не расслаивающийся эмульсионный продукт, приготовленный из рафинированных дезодорированных растительных масел, воды с добавлением эмульгаторов, стабилизаторов, вкусоароматических добавок, пряностей и других пищевых ингредиентов. |
10) Дрессинг
Дрессинг |
неустойчивая эмульсия, состоящая из воды, растительных масел (или без них), структурообразующих и вкусоароматических добавок, трав, специй и других пищевых ингредиентов. |
11) Крем на растительных маслах
Крем на растительных маслах |
- эмульсионный продукт на основе растительных масел с добавлением молочных или растительных белков, а также с добавлением (или без добавления) натуральных фруктов, соков, пряностей и других пищевых ингредиентов, предназначенный для пищевых целей. |
12) Крем растительно-жировой
Крем растительно-жировой |
- эмульсионный продукт на основе модифицированных масел и жиров и растительных масел с добавлением молочных или растительных белков, а также с добавлением (или без добавления) натуральных фруктов, соков, пряностей и других пищевых ингредиентов, предназначенный для пищевых целей. |
13) Глицерин натуральный
глицерин натуральный |
трехатомный спирт, получаемый при гидролизе или омылении растительных масел и жиров без применения методов синтеза. |
14 ) Мыло хозяйственное
мыло хозяйственное |
продукт, состоящий, в основном, из натриевых или калиевых солей жирных (натуральных и (или без) синтетических), смоляных, нафтеновых кислот и других компонентов, улучшающих потребительские свойства. |
16) Жмых пищевой
Жмых пищевой |
сопутствующий продукт, получаемый после отделения масла из семян масличных культур прессовым способом. предназначенный для использования в качестве составной части пищевых продуктов. |
17) Шрот пищевой
Шрот пищевой |
сопутствующий продукт, получаемый из семян масличных культур после выделения из них масла методом экстракции, предназначенный для использования в качестве составной части пищевых продуктов |
Приложение 2
ПОКАЗАТЕЛИ
гигиенической безопасности масложировой продукции пищевого назначения
Группа продуктов |
Показатели |
Допустимые уровни, мг/кг (не более) |
Примечания |
Периодичность проверок |
1. Масло растительное - все виды |
Токсичные элементы: |
Не реже одного раза в 6 мес. | ||
Свинец |
0,1 |
|||
0,2 |
арахисовое |
|||
Мышьяк |
0,1 |
|||
Кадмий |
0,05 |
|||
Ртуть |
0,03 |
|||
Железо |
1,5 |
рафинирован- |
||
5,0 |
нерафиниро- |
|||
Медь |
0,1 |
рафинирован- |
||
0,4 |
нерафиниро- |
|||
Микотоксины: |
||||
Афлатоксин В1 |
0,005 |
для нерафиниро- |
-"- | |
Пестициды* |
||||
Гексахлорциклогек- |
0,2 |
|||
гамма изомеры) |
0,05 |
рафинирован- |
-"- | |
ДДТ и его метаболиты |
0,2 |
рафинирован- |
||
0,1 |
дезодориро- |
|||
Радионуклиды: |
||||
Цезий-137 |
60 |
Бк/кг |
-"- | |
Стронций-90 |
80 |
Бк/кг |
||
Показатели гидролитической и окислительной порчи: |
||||
Кислотное число |
4,0 |
мг гидроокиси калия/г (КОН/г) |
каждая партия | |
0,6 |
мг КОН/г для рафинирован- |
|||
Перекисное число |
10,0 |
ммоль активного кислорода/кг |
||
2. Продукты переработки |
Токсичные элементы: |
Не реже одного раза в 6 мес. | ||
растительных |
||||
масел |
Свинец |
0,1 |
||
(маргарины, |
0,3 |
майонез |
||
спреды |
Мышьяк |
0,1 |
||
растительно- |
||||
жировые, |
Кадмий |
0,05 |
||
смеси |
||||
топленые |
Ртуть |
0,05 |
||
растительно- |
||||
жировые, жиры кулинарные, |
Никель |
0,7 |
для жиров и маргаринов |
|
кондитерские, |
Микотоксины: |
|||
хлебопекар- |
Не реже одного раза в 6 мес. | |||
заменители |
Афлатоксин В1 |
0,005 |
||
(аналоги) |
||||
молочного |
Пестициды* |
|||
жира, жиры |
Гексахлорциклогексан |
|||
специального |
(альфа-, бета-, гамма |
0,2 |
||
назначения; заменители |
изомеры) |
0,05 |
рафинирован- |
-"- |
масла какао, соусы на |
дезодориро- |
|||
основе |
||||
растительных |
ДДТ и его |
0,2 |
||
масел, майонезы, дрессинги, кремы на |
метаболиты |
0,1 |
рафинирован- |
|
растительных |
Радионуклиды: |
|||
маслах, кремы |
||||
растительно- |
Цезий-137 |
60 |
Бк/кг |
-"- |
жировые) |
||||
Стронций-90 |
80 |
Бк/кг |
||
Полихлорированные |
||||
бифенилы |
3,0 |
Для продуктов, |
||
содержащих |
||||
рыбные жиры |
||||
Показатели |
||||
гидролитической и |
||||
окислительной порчи: |
||||
Перекисное число |
10,0 |
ммоль активного кислорода/кг |
каждая партия | |
3. Жировые продукты на |
Токсичные элементы |
Не реже одного раза в 6 мес. | ||
основе |
||||
сочетания |
Свинец |
0,1 |
С |
|
животных, |
0,3 |
шоколадным |
||
включая |
компонентом |
|||
молочный |
Мышьяк |
0,1 |
||
жир, и |
Кадмий |
0,03 |
С |
|
растительных |
0,2 |
шоколадным |
||
жиров |
компонентом |
|||
(смеси |
||||
топленые и |
Ртуть |
0,03 |
||
спреды |
||||
сливочно- |
Медь |
0,4 |
Для |
|
растительные |
поставляемых |
|||
и растительно- |
на хранение |
|||
сливочные) |
||||
Железо |
1,5 |
-"- |
||
Никель |
0,7 |
для продуктов |
||
с гидрогенизи- |
||||
Микотоксины: |
0,0005 |
не реже одного | ||
раза в 6 мес. | ||||
Афлатоксин В1 |
||||
Антибиотики** |
||||
Левомицетин |
не допускается |
0,01 |
||
Тетрациклиновая группа |
не допускается |
0,01 ед/г |
-"- | |
Стрептомицин |
не допускается |
0,5 ед/г |
||
Пенициллин |
не допускается |
0,01 ед/г |
||
Пестициды* |
||||
Гексахлорциклогексан (альфа-, бета-, гамма изомеры) |
1,25 |
В пересчете на жир |
не реже одного раза в 6 мес. | |
ДДТ и его метаболиты |
1,0 |
В пересчете на жир |
||
Радионуклиды: |
||||
Цезий-137 |
100 |
Бк/кг |
-"- | |
Стронций-90 |
80 |
Бк/кг |
||
Показатели гидролитической и окислительной порчи: |
||||
Кислотность жировой фазы |
2,5 |
Градус Кеттстофера |
Каждая партия | |
Перекисное число |
10,0 |
ммоль активного кислорода/кг в жировой фазе |
-"- | |
4. Переэтерифи- |
Токсичные элементы: |
Не реже одного раза в 6 мес. | ||
и |
||||
фракциониро- |
Свинец |
0,1 |
||
ванные |
||||
растительные |
Мышьяк |
0,1 |
||
масла и жиры. |
||||
Кадмий |
0,05 |
|||
Гидрогенизи- |
||||
рованные |
Ртуть |
0,05 |
||
растительные |
||||
масла и жиры |
Никель |
0,5 |
рафинирован- |
|
дезодориро- |
||||
Железо |
1,5 |
рафинирован- |
||
5,0 |
нерафиниро- |
|||
Медь |
0,1 |
рафинирован- |
||
0,4 |
нерафиниро- |
|||
Микотоксины: |
||||
Афлатоксин В1 |
0,005 |
-"- | ||
Пестициды* |
||||
Гексахлорциклогексан (альфа-, бета-, гамма изомеры) |
0,2 |
|||
0,05 |
рафинирован- |
-"- | ||
дезодориро- |
||||
ДДТ и его |
0,2 |
|||
метаболиты |
0,1 |
рафинирован- |
||
дезодориро- |
||||
Радионуклиды: |
||||
Цезий-137 |
60 |
Бк/кг |
-"- | |
Стронций-90 |
80 |
Бк/кг |
||
Показатели гидролитической и |
||||
окислительной |
ммоль |
|||
порчи: |
активного |
|||
Перекисное число |
10,0 |
кислорода/кг, |
Каждая | |
рафинирован- |
партия | |||
дезодориро- |
||||
5. Глицерин |
Акролеин и другие |
Не реже | ||
натуральный |
восстанавливающие |
Отсутствие |
одного раза | |
дистиллиро- |
вещества |
в 6 мес. | ||
Белковые вещества |
Отсутствие |
|||
Железо |
Отсутствие |
для глицерина |
||
для фармакопей- |
||||
Свинец |
5,0 |
-"- |
||
Мышьяк |
Отсутствие |
-"- |
||
5. Жмых и шрот пищевой |
Токсичные элементы: |
Не реже одного раза в 6 мес. | ||
из |
||||
масличного |
- свинец |
1,0 |
||
сырья |
||||
- мышьяк |
1,0 |
|||
- кадмий |
0,2 |
|||
- ртуть |
0,03 |
|||
Микотоксины |
Не реже одного | |||
раза в 6 мес. | ||||
- афлатоксин В |
0,005 |
|||
- зеараленон |
1,0 |
из кукурузы |
||
Пестициды* |
Не реже одного | |||
раза в 6 мес. | ||||
гексахлорциклогексан (Ь,в,г - изомеры) |
0,5 |
Из кукурузы, бобовых |
||
(кроме сои), |
||||
подсолнечни- |
||||
0,4 |
Из льна, горчицы, рапса |
|||
0,2 |
Из сои, хлопчатника |
|||
ДДТ и его метаболиты |
0,15 |
Из подсолнечни- |
||
0,1 |
Из льна, горчицы, рапса |
|||
0,05 |
Из бобовых, хлопчатника, кукурузы |
|||
Радионуклиды: |
Не реже одного | |||
раза в 6 мес. | ||||
Бк/кг, не более: |
||||
- цезий-137 |
80 |
Бк/кг |
||
- стронций-90 |
100 |
Бк/кг |
||
________________
* Необходимо контролировать остаточные количества и тех пестицидов, которые были использованы при производстве продовольственного сырья.
** При использовании химических методов определения пенициллина, стрептомицина и антибиотиков этой группы пересчет их фактического содержания в ед/г производится по активности стандарта.
Приложение 3
Микробиологические требования безопасности пищевой масложировой продукции
| |||||||
Группа продуктов |
КМА- |
Масса продукта (г), в которой не допускаются |
Дрожжи, КОЕ/г, не более |
Плесе- |
При- | ||
БГКП (коли- |
S.aureus |
Патоген- |
|||||
1. Майонезы, соусы на основе растительных масел, дрессинги: |
|||||||
- в потребительской таре |
- |
0,1 |
- |
25 |
5 х 10 |
50 |
|
- для промпереработки |
- |
0,01 |
- |
25 |
1 х 10 |
50 |
|
2. Жиры кулинарные, кондитерские, хлебопекарные, заменители (аналоги) молочного жира, жиры специального назначения; заменители масла какао |
- |
0,001 |
- |
25 |
1 х 10 |
1 х 10 |
|
3 Маргарины |
- |
0,01 |
- |
25 |
5х10 |
50 |
|
4. Кремы на растительных маслах, кремы растительно-жировые |
1 х 10 |
0,01 |
- |
25 |
50 |
50 |
|
5. Жировые продукты на основе сочетания животных, включая молочный жир, и растительных жиров с массовой долей жира от 60% и более |
1 х 10 |
0,01 |
0,1 |
25 |
100 |
100 |
L.mono- |
6 Жировые продукты на основе сочетания животных, включая молочный жир, и растительных жиров с массовой долей жира |
- |
0,01 |
0,01 |
25 |
200 в сумме |
L.mono- |
________________
* Периодичность проверки показателей - каждая партия продукции
Приложение 4
СПИСОК
пищевых добавок, разрешенных к использованию в составе масложировой
продукции с учетом указанных в нижеприведенной таблице
ограничений по концентрации и по виду продукции
Пищевые добавки, разрешенные для применения в производстве масложировых продуктов согласно действующего законодательства, но не имеющие предельно допустимых концентраций, вводятся согласно действующей документации.
N |
Е-но-мер |
Вещество |
Область применения |
Максимально допустимая концентрация | |||||
| |||||||||
1. |
100(i) |
Куркумин |
CURCUMINS |
Маргарин, масло-спред, жир и другие жировые продукты |
5 мг/кг (рассчитано по общему содержанию куркумина) | ||||
Майонезы всех типов |
100 мг/кг отдельно или в сочетании | ||||||||
2. |
102 |
Тартразин |
TARTRAZINE |
Майонезы |
100 мг/кг отдельно или в сочетании | ||||
3. |
110 |
Желтый "солнечный закат" |
SUNSET YELLOW FSF |
Майонезы |
100 мг/кг отдельно или в сочетании | ||||
4. |
150 |
Сахарный колер |
CARAMEL 1 - Plain |
Майонезы с горчицей |
500 мг/кг | ||||
5. |
160b |
Экстракты аннато |
ANNATO EXTRACTS |
Маргарин |
10 мг/кг* | ||||
________________ | |||||||||
6. |
160 е |
Бета-Aпо-8'-каротиналь |
BETA - APO - CAROTENAL |
Маргарин |
25 мг/кг | ||||
7. |
160 f |
Метиловый и этиловый эфиры бета-апо-8'-каротиновой кислоты |
BETA-APO-8'-CAROTENOIC ACID, METHYL OR ETHYL ESTER |
маргарин |
25 мг/кг | ||||
8. |
160 e |
бета-апо-8'-каротиновый альдегид |
BETA-APO-CAROTENAL |
майонезы |
100 мг/кг отдельно или в сочетании | ||||
9. |
162 |
Свекольный красный |
BEET RED |
Майонезы с томатом |
500 мг/кг | ||||
| |||||||||
1 |
387 |
Оксистеарин |
OXYSTEA-RIN |
Масло растительное, жиры кулинарные |
1,25 г/кг | ||||
2 |
405 |
Пропиленгли- |
PROPYLENE GLYCOL ALGINATE |
Маргарины и жиры |
3 г/кг | ||||
3 |
432 |
Полиоксиэ- |
POLYOXY-ETHYLENE (20) SORBITAN MONOLAURATE |
Маргарины и жиры |
10 г/кг | ||||
4 |
474 |
Эфиры сахарозы и жирных кислот (включая сахароглице- |
SUCROGLYCE- |
Маргарины и жиры |
10 г/кг | ||||
5 |
475 |
Эфиры полиглицери- |
POLYGLYCEROL ESTER S OF FATTY ACIDS |
маргарин |
5 г/кг | ||||
6 |
476 |
Эфиры полиглицери- |
POLYGLYCEROL ESTERS OF INTERESTERI- |
масла-спреды |
4 г/кг | ||||
7 |
477 |
Эфиры полипропи- |
PROPYLENE GLYCOL ESTERS OF FATTY ACIDS |
маргарин |
20 г/кг | ||||
8 |
479 |
Термически окисленное соевое масло с моно- и диглицерида- |
THERMALLY OXIDIZED SOYA BEAN OIL WITH MONO-AND DI GLYCERIDES OF FATTY ACIDS |
маргарин |
5 г/кг | ||||
9 |
481 i |
Стеароиллактилат натрия |
SODIUM LACTYLATES |
Маргарин |
10 г/кг | ||||
10 |
491 |
Сорбитан моностеарат |
SORBITAN MONOSTEARATE |
маргарин |
10 г/кг | ||||
11 |
492 |
Сорбитан тристеарат |
SORBITAN TRISTEARATE |
маргарин |
10 г/кг | ||||
12 |
495 |
Сорбитан монопальми- |
SORBITAN |
маргарин |
10 г/кг | ||||
| |||||||||
1 |
405 |
Альгинат пропиленгли- |
PROPYLENE GLYCOL ALGINATE |
Маргарины |
10г/кг | ||||
| |||||||||
1 |
621 |
Глютамат мононатрия |
Майонезы с травами |
10 г/кг | |||||
| |||||||||
1 |
200* |
Сорбиновая кислота и ее соли: |
SORBIC ACID |
Маргарины |
|||||
60% и более жира |
1000мг/кг | ||||||||
201 |
Натрия |
SODIUM |
менее 60% жира |
2000 мг/кг | |||||
202 |
Калия |
POTASSIUM CALCIUM |
Соусы эмульгиро- |
||||||
203 |
Кальция |
с содержанием жира |
|||||||
по отдельности или в комбина- |
более 60% |
1000мг/кг | |||||||
менее 60% |
2000 мг/кг | ||||||||
2 |
210** |
Бензойная кислота и ее соли |
BENZOIC ACID |
Маргарины |
|||||
60% и более жира |
500мг/кг | ||||||||
211 |
(бензо- |
SODIUM |
менее 60% жира |
1000 мг/кг | |||||
212 |
Натрия |
Соусы (майонезы), |
|||||||
213 |
Калия |
POTASSIUM |
эмульгиро- |
||||||
Кальция по отдельности или в комбинации |
CALCIUM |
более 60% |
500 мг/кг | ||||||
менее 60% |
1000мг/кг отдельно или в сочетании, в т.ч. бензоаты не более 500 мг/кг | ||||||||
3 |
Е 210 Е 211 |
Сорбиновая кислота + бензойная |
SORBIC ACID BENZOIC ACID |
Маргарины 60% и более жира |
1000 мг/кг | ||||
Е 212 Е 213 |
кислота и бензоаты) |
менее 60% |
2000 мг/кг, в т.ч. бензоаты не | ||||||
Соусы (майонезы), эмульгиро- |
более 1000 °" мг/кг | ||||||||
более 60% |
не более 1000 мг/кг | ||||||||
менее 60% |
при этом содержание бензойной кислоты не более 500 мг/кг отдельно или в сочетании | ||||||||
________________ | |||||||||
| |||||||||
1 |
306-309 |
Натуральные и синтетические токоферолы, |
MIXED TOCOPHEROLS |
Маргарины |
500 мг/кг | ||||
в т.ч. альфа-токоферол и смеси концентратов токоферолов |
ALPHA TOCOPHEROL |
майонезы |
240 мг/кг отдельно или в сочетании | ||||||
2 |
310 |
Пропилгаллат |
PROPYL GALLATE |
Маргарины |
200 мг/кг | ||||
319 |
Трет-бутилгидрохи- |
TERTIARY |
Маргарины |
200 мг/кг | |||||
4 |
320 |
Бутилгидро- |
BUTYLATED HYDROXY ANISO-LE |
Маргарины |
200 мг/кг | ||||
5 |
321 |
Бутилгидрок- |
BUTYLATED |
Маргарины |
100мг/кг | ||||
6 |
*Любая комбинация пропилгалла- |
Маргарины (на 100 г жира) |
200 мг/кг (в сумме), но не более пределов, установленных для отдельных продуктов | ||||||
________________ * Указаны максимальные уровни для антиокислителей при их индивидуальном использовании. При комбинированном использовании максимальные уровни отдельных окислителей должны быть пропорционально уменьшены. | |||||||||
7 |
323 |
Аноксомер |
ANOXOMER |
Маргарины |
5000 мг/кг (на жир) | ||||
8 |
385 |
Этилендиаминтетраацетат кальция- натрия |
CALCIUM DISODIUM ETHYLENE DIAMINETETRA-ACETATE |
Майонезы |
100 мг/кг | ||||
9 |
386 |
Этилендиа- |
DISODIUM ETHYLENE DIAMINETETRA-ACETATE |
Майонезы |
75 мг/кг | ||||
| |||||||||
1 |
950 |
Ацесульфам калия |
ACESULFAME POTASSIUM |
Майонез |
500 мг/кг | ||||
2 |
951 |
Аспартам |
ASPARTAME |
Майонез |
600 мг/кг | ||||
3 |
952 |
Цикламовая кислота и ее натриевая, калиевая и кальциевая соли |
CYCLAMIC ACID and Na, K, Ca salts |
Майонез |
200 мг/кг | ||||
4 |
954 |
Сахарин и его натриевая, калиевая и кальциевая соли |
SACCHARIN and Na, K, Ca salts |
Майонез |
100 мг/кг | ||||
5 |
957 |
Тауматин |
THAUMATIN |
Майонез |
25 мг/кг | ||||
6 |
959 |
Неогеспери- |
NEOHESPERIDINE DIHYDROCHALCONE |
Не более 5 мг/кг | |||||
| |||||||||
Допускается применение натуральных, идентичных натуральным и искусственных ароматизаторов, за исключением токсичных, удовлетворяющих требованиям законодательства Российской Федерации. | |||||||||
| |||||||||
Допускается использовать пряности, приправы и другие вкусовые добавки, удовлетворяющие требованиям законодательства Российской Федерации. | |||||||||
| |||||||||
1 |
900 |
Полидиметил- |
Маргарины |
10 мг/кг |
Допускается использование других пищевых добавок, разрешенных в установленном порядке законодательством Российской Федерации.
Приложение 5
Пищевые добавки, запрещенные при производстве масложировой продукции
N п/п |
Е-номер |
Название пищевых добавок |
Технологические функции | |
1 |
121 |
Цитрусовый красный 2 |
краситель | |
2 |
123 |
Амарант |
краситель | |
3 |
240 |
Формальдегид |
консервант | |
4 |
924а |
Бромат калия |
улучшитель | |
5 |
924b |
Бромат кальция |
улучшитель |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона специального технического
регламента "О масложировой продукции, ее производстве,
хранении, перевозке, реализации и утилизации"
Проект федерального закона специального технического регламента "О масложировой продукции, ее производстве, хранении, перевозке, реализации и утилизации" разработан в соответствии с требованиями Федерального закона N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и в целях снижения административных и технических барьеров при производстве и реализации масложировой продукции.
Законопроект направлен на сближение российской системы технического регулирования с международно-признанными принципами и подходами в области технического регулирования, на гармонизацию с международными требованиями с учетом реального состояния национальной экономики и технической базы.
Содержащиеся в законопроекте обязательные требования к масложировой продукции, процессам ее производства, хранения, перевозки, реализации, утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к упаковке, маркировке масложировой продукции являются исчерпывающими и имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Не включенные в законопроект требования не могут носить обязательный характер.
Объектом технического регулирования, определенным законопроектом, является масложировая продукция пищевого и непищевого назначения.
Согласно законопроекту, вся масложировая продукция, находящаяся в обращении, должна быть безопасной, не должна наносить ущерба здоровью человека, окружающей среде, не должна вводить потребителя в заблуждение.
Ответственность за безопасность масложировой продукции и за предупреждение действий, вводящих потребителя в заблуждение, несет заявитель.
В законопроекте установлено, что оценка соответствия масложировой продукции требованиям закона проводится путем проведения испытаний, обязательного подтверждения соответствия в форме принятия деклараций о соответствии и обязательной сертификации, а также государственного контроля (надзора). При этом установлено, что подтверждение соответствия масложировой продукции требованиям закона в Российской Федерации носит обязательный характер.
Законопроект разработан на основе действующих Федеральных законов, национальных и международных стандартов, обеспечивающих доказательную базу требований закона о безопасности масложировой продукции.
В главе 1 законопроекта определены цели и сфера применения закона, учитывая национальные особенности классификации масложировой продукции.
В главе 2 законопроекта приведены правила идентификации масложировой продукции. Идентификация масложировой продукции осуществляется путем установления тождественности ее характеристик существенным признакам, указанным в Приложении N 1 к законопроекту.
В главе 3 установлены требования безопасности масложировой продукции, а также требования к ее упаковке, маркировке, хранению, перевозки, реализации и утилизации.
Показатели гигиенической безопасности масложировой продукции пищевого назначения установлены на основе действующих СанПиН, национальных стандартов и показателей безопасности, установленных международными стандартами.
В главе 4 законопроекта установлены требования безопасности к производству масложировой продукции, которые регламентируются соответствующими Федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
В главе 5 установлены оценка соответствия масложировой продукции и формы подтверждения ее соответствия.
Оценка соответствия масложировой продукции требованиям технического регламента проводится путем проведения испытаний, обязательного подтверждения соответствия в форме принятия деклараций о соответствии и обязательной сертификации (на период 5 лет со дня вступления Федерального закона в силу), а также государственного контроля (надзора).
Декларация о соответствии принимается в уведомительном порядке.
В главе 6 установлен порядок введения в действие закона и определены положения переходного периода.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Обоснование необходимости принятия федерального закона специального технического регламента
"О масложировой продукции, ее производстве, хранении, перевозке, реализации и утилизации"
Принятие данного федерального закона связано с необходимостью приведения требований в сфере его применения в соответствие с Конституцией РФ, которой установлено (ст.55, ч.3), что "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". В сфере применения проекта данного технического регламента такие ограничения установлены в основном ведомственными документами, что противоречит Конституции РФ.
Вступивший в силу 01.07.2003 г. Федеральный закон "О техническом регулировании" устанавливает (ст.46, п.7), что "технические регламенты должны быть приняты в течение 7 лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Обязательные требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых технические регламенты в указанный срок не были приняты, прекращают действие по его истечении". Данная норма означает, что ведомственные документы, устанавливающие в настоящее время обязательные требования в предметной области технического регламента, перестанут быть обязательными после 01.07.2010 г., если данный технический регламент не будет принят в установленные законом сроки.
Принятие данного федерального закона обусловлено также необходимостью выполнения посланий Президента РФ Федеральному Собранию в части устранения избыточного государственного вмешательства в деятельность экономических субъектов, ликвидации административных барьеров и принятия антикоррупционных мер.
Одной из проблем, которую необходимо решить с принятием данного технического регламента, является обеспечение гармонизации требований к масложировой продукции с международными стандартами, с другой стороны, устранение тех действующих требований, необходимость регулирования которых не подтверждена на практике, т.е. риск причинения вреда от возможных опасностей незначителен.
Перечень требований проекта Федерального закона специального технического регламента "О масложировой продукции, ее производстве, хранении, перевозке, реализации и утилизации", которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации
N п/п |
Требование, установленное в проекте ФЗ |
Обязательные требование, действующее на территории РФ |
Требования международных стандартов |
Примечание |
1 |
Приложение 2 Показатели гигиенической безопасности пищевой масложировой продукции. |
Требование по периодичности проверок отсутствует в действующем |
Требование по периодичности проверок отсутствует в международных стандартах |
Установление периодичности проверок необходимо для повышения уровня безопасности масложировой продукции. |
2 |
Приложение 2 Показатели гигиенической безопасности пищевой масложировой продукции. |
Данные требования отсутствуют в действующем СанПиН 2.3.2.1078-01 |
Требования по содержанию токсичных элементов установлены в CODEX STAN 210-1999 (пересмотр 2005 г.) "Растительные масла" |
Дополнительные требования по содержанию токсичных элементов (железо, медь) необходимы при экспорте масложировой продукции. |
3 |
Приложение 2 Показатели гигиенической безопасности пищевой масложировой продукции. |
Данные требования соответствуют требованиям действующего СанПиН 2.3.2.1078-01. |
Требования CODEX STAN 210-1999 (пересмотр 2005 г.) "Растительные масла": |
Требования по нормированию кислотного и перекисного числа, изложенные в проекте ФЗ, более жесткие, чем в международных стандартах. |
4 |
Приложение 2 Показатели гигиенической безопасности пищевой масложировой продукции. |
Данные требования соответствуют требованиям действующего СанПиН 2.3.2.1078-01. |
Требования CODEX STAN 32-81(1989) "Маргарин", CODEX STAN 135-81 (1-89) "Минарин", CODEX STAN 168-89 "Майонез": |
В проекте ФЗ (по сравнению с международными стандартами) расширен перечень опасных токсичных элементов, приведены допустимые уровни по кадмию, ртути, никелю. |
5 |
Приложение 2 Показатели гигиенической безопасности пищевой масложировой продукции. |
Данный раздел отсутствует в действующем СанПиН 2.3.2.1078-01. |
Данные требования не найдены в международных стандартах |
Значения по показателям безопасности (кроме содержания никеля) соответствуют СанПиН 2.3.2.1078-01 (п.1.7.3. Продукты переработки растительных масел и жиров.). |
6 |
Приложение 2 Показатели гигиенической безопасности пищевой масложировой продукции. |
В действующем СанПиН 2.3.2.1078-01 в п.1.9.1 жмых пищевой отсутствует. |
Данные требования не найдены в международных стандартах |
Показатели безопасности пищевых шротов и жмыхов должны совпадать. |
Финансово-экономическое обоснование проекта Федерального закона специального технического регламента "О масложировой продукции, ее производстве, хранении, перевозке, реализации и утилизации"
Принятие настоящего технического регламента не потребует финансовых или материальных затрат, увеличения штатной численности федеральных органов исполнительной власти и бюджетного финансирования.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию
утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию
в связи с принятием проекта федерального закона специального
технического регламента "О масложировой продукции, ее производстве,
хранении, перевозке, реализации и утилизации"
1 Принятие Федерального закона специального технического регламента "О масложировой продукции, ее производстве, хранении, перевозке, реализации и утилизации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
2 Иные нормативные правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу или приостановлению в случае принятия Федерального закона специального технического регламента "О масложировой продукции, ее производстве, хранении, перевозке, реализации и утилизации":
- "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" СанПиН 2.3.2.1078-01. Приложение 1, индекс 1.7.1, 1.7.2, 1.7.3, 1.7.7,1.9.1.
- "Гигиенические требования по применению пищевых добавок. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" СанПиН 2.3.2.1293-03. Приложение 1, 2, 3, 5 применительно к масложировой продукции.
3 В случае принятия Федерального закона специального технического регламента "О масложировой продукции, ее производстве, хранении, перевозке, реализации и утилизации" необходимо принять Постановление Правительства РФ, утверждающее правила и методы исследований масложировой продукции, а также правила отбора образцов для проведения исследований, необходимые для применения технического регламента.
Перечень требований проекта федерального закона специального технического регламента "О масложировой продукции, ее производстве, хранении, перевозке, реализации и утилизации", которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов или обязательных требований, действующих на территории Российской Федерации
N |
Требование, установленное в проекте ФЗ |
Обязательные требования, действующие на территории РФ |
Требования международных стандартов |
Примечание |
1 |
Приложение 2 |
Требование по периодичности проверок отсутствует в действующем СанПиН 2.3.2.1078-01 |
Требование по периодичности проверок отсутствует в международных стандартах |
Установление периодичности проверок необходимо для повышения уровня безопасности масложировой продукции |
2 |
Приложение 2 0,4 мг/кг (нераф.) |
Данные требования отсутствуют в действующем СанПиН 2.3.2.1078-01 |
Требования по содержанию токсичных элементов установлены в CODEX STAN 210-1999 (пересмотр 2005 г.) "Растительные масла" |
Дополнительные требования по содержанию токсичных элементов (железо, медь) необходимы при экспорте масложировой продукции |
3 |
Приложение 2 |
Данные требования соответствуют требованиям действующего СанПиН 2.3.2.1078-01 |
Требования CODEX STAN 210-1999 |
Требования по нормированию кислотного и перекисного числа, |
4 |
Приложение 2 |
Данные требования соответствуют требованиям действующего СанПиН 2.3.2.1078-01 |
Требования CODEX STAN 32. 81(1989) ..Маргарин», |
В проекте ФЗ (по сравнению с международными стандартами) расширен перечень опасных токсичных элементов, приведены допустимые уровни по кадмию, ртути, никелю. |
5 |
Приложение 2 |
Данный раздел отсутствует в действующем СанПиН 2.3.2.1078-01 |
Данные требования не найдены в международных стандартах |
Значения по показателям безопасности (кроме содержания никеля соответствуют СанПиН 2.3.2.1078-01 (п.1.7.3. Продукт переработки растительных массе жиров). |
6 |
Приложение 2 |
В действующем СанПиН 2.3.2.1078-01 в п.1.9.1 жмых пищевой отсутствует |
Данные требования не найдены в международных стандартах |
Показатели безопасности пищевых шротов и жмыхов должны совпадать |