Проект N 285709-4
Вносится Депутатом
Государственной Думы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О специальном техническом регламенте
"Безопасность устройств для развлечений"
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон принят в целях защиты жизни и здоровья граждан при производстве, хранении, перевозке, реализации, использовании, эксплуатации и утилизации аттракционов, оборудования для детских площадок и других устройств для развлечений на территории Российской Федерации.
Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" настоящий Федеральный закон в качестве специального технического регламента устанавливает обязательные требования к безопасности производства, хранения, перевозки, реализации, использования, эксплуатации и утилизации аттракционов, оборудования для детских площадок и других устройств для развлечений (далее - аттракционы) на всех стадиях жизненного цикла, включая:
1) эксплуатацию с пассажирами;
2) перевозку и хранение;
3) монтаж, наладку и установку аттракционов;
4) ввод в эксплуатацию;
5) приостановление эксплуатации, простой по техническим причинам, повторный ввод в эксплуатацию;
6) техническое обслуживание, ремонт;
7) вывод из эксплуатации, утилизацию;
8) разработку проекта и эксплуатационной документации;
9) изготовление аттракциона, его компонентов и проведению модификаций.
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает минимальные требования, а именно:
1) идентификации аттракционов и отнесения к области применения настоящего Федерального закона;
2) идентификации аттракционов и их компонентов по уровню технической ответственности с целью обоснования назначения форм и схем подтверждения соответствия;
3) информирования посетителей о возможных рисках для их здоровья, связанных с биомеханическими воздействиями аттракционов;
4) минимально необходимые требования безопасности аттракционов, с учетом биомеханических воздействий и пожарной безопасности аттракционов и их критичных компонентов;
5) требования к объему процедур оценки соответствия.
3. Общие требования пожарной, промышленной, электрической и иных необходимых требований безопасности устанавливают соответствующие специальные технические регламенты.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) авария - разрушение аттракциона или его компонента, вызванное дефектом конструкции или нарушением установленного эксплуатационной документацией режима эксплуатации;
2) администратор - официально назначенное эксплуатантом лицо (физическое или юридическое), ответственное за организацию безопасной эксплуатации аттракционов;
3) аттракцион - машина или устройство, в которых с целью развлечения и создания психоэмоциональных и физиологических эффектов предусмотрено использование биомеханического воздействия на посетителей аттракционов;
4) ввод в эксплуатацию - момент готовности аттракциона к эксплуатации с пассажирами после выполнения установленных процедур и получения разрешения на эксплуатацию;
5) вид аттракционов - совокупность нескольких типов аттракционов, имеющих однородный принцип действия или совокупность однородных функций;
6) документация эксплуатационная - комплект документации, разработанный проектировщиком, позволяющий обеспечить безопасность всех процессов эксплуатации и утилизации аттракционов в соответствии с техническими регламентами и национальными стандартами;
7) жизненный цикл аттракциона - промежуток времени от начала проектирования аттракциона до завершения утилизации, включающий взаимосвязанные стадии: проектирование, изготовление и эксплуатацию (в том числе хранение, перевозку, монтаж, наладку, модернизацию, ремонт, техническое и сервисное обслуживание, утилизацию);
8) заявитель - эксплуатант, продавец или изготовитель, обратившийся орган по сертификации с заявкой о проведении работ по сертификации;
9) изготовитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, производящий продукцию для последующей передачи по возмездному и (или) безвозмездному договору.
В целях настоящего Федерального закона изготовителем может быть признан эксплуатант или продавец, выпускающий в обращение на территории Российской Федерации аттракцион, произведенный за пределами Российской Федерации, если изготовителя аттракциона установить невозможно, либо на территории Российской Федерации отсутствует лицо, уполномоченное изготовителем на принятие претензий от потребителей;
10) контрольный пуск - испытательный пуск аттракциона без пассажиров, но, с имитацией полной нагрузки от пассажиров там, где это необходимо;
11) контур безопасности - ограничение части пространства, внутри которого перемещается пассажир, обеспечивающее отсутствие риска получения травм в результате соприкосновения с подвижными и неподвижными элементами конструкций;
12) критичный компонент - часть конструкции, узел или деталь аттракциона, в высокой степени технически ответственная за безопасность аттракциона;
13) критичный параметр - существенная характеристика, в высокой степени технически ответственная за безопасность аттракциона;
14) механик (электрик) аттракциона - лицо, имеющее необходимую профессиональную подготовку, назначенное администратором и несущее ответственность за техническое состояние аттракциона и (или) электрооборудования аттракциона, за его полное техническое обслуживание в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и технических регламентов;
15) модификация крупная - любое изменение оборудования или программного обеспечения аттракциона, включая введение или изменение критичного компонента или критичного параметра или их замена, результатом которого является отход от проектных технических характеристик;
16) модуль пассажирский - часть аттракциона, предназначенная для перемещения в ней пассажиров (тележка катальной горы, кабина колеса обозрения, гондола качелей и т.п.). Модуль может включать одно или несколько посадочных мест, устройства фиксации и иные средства обеспечения безопасности;
17) надзор - проверка надзорным органом выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки;
18) надзорный орган - орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации на проведение государственного надзора за соблюдением требований настоящего Федерального закона;
19) назначенный ресурс - суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация аттракциона должна быть прекращена независимо от его технического состояния;
20) назначенный срок службы - календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация аттракциона должна быть прекращена независимо от его технического состояния
21) недопустимое использование - использование аттракциона не по назначению;
22) обращение (аттракционов) на рынке - эксплуатация аттракционов с целью оказания услуг;
23) ограничение пользования - запрет на пользование аттракционом посетителям с отклонениями здоровья от нормы и (или) по возрасту, росту, весу, а также при плохом самочувствии;
24) опасная зона - зона внутри аттракциона или вокруг него, в которой человек подвергается риску травм или нанесения вреда здоровью;
25) оператор - лицо, назначенное администратором, отвечающее за правильное управление аттракционом, когда аттракцион разрешен для доступа посетителей;
26) пассажир - лицо, перемещаемое аттракционом;
27) посетитель - лицо, находящееся в зоне аттракционов или вспомогательных устройств для развлечений;
28) правила пользования аттракционом - требования для посетителей, установленные проектировщиком и эксплуатантом для безопасного пользования аттракционом;
29) предполагаемый остаточный ресурс - суммарная наработка аттракциона от момента контроля его технического состояния до предполагаемого перехода в предельное состояние;
30) проверка ежегодная - полная проверка аттракциона, его компонентов и параметров после проведения ежегодного технического обслуживания аттракциона и его компонентов, как правило, перед началом сезона эксплуатации;
31) проверка ежедневная - проверка работоспособности и технического состояния критичных компонентов и параметров, ограждений и других частей, указанных в эксплуатационной документации, включая проведение контрольных пусков;
32) проверка контрольная - регламентированная проверка надзорным органом наличия документов, подтверждающих соответствие и, по необходимости, полная проверка аттракциона или компонентов, проводимая при новой установке или после крупной модификации, или проверка перед сезоном эксплуатации, в соответствии с требованиями технических регламентов;
33) проверка полная - проверка (технического состояния) всех критичных компонентов и параметров, ограждений и других частей и параметров, от которых зависит безопасность посетителей, включая разборку и осмотр компонентов, если это необходимо, проведение испытаний и контрольных пусков;
34) продавец - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, реализующие продукцию (аттракционы) по возмездному договору и несущие ответственность за соответствие размещаемой продукции требованиям, заявленным в формуляре, и требованиям технических регламентов;
35) проектировщик - компетентное в проектировании аттракционов юридическое лицо или дипломированный специалист, спроектировавший аттракцион (выпустивший проектно-конструкторскую и эксплуатационную документацию) в соответствии с требованиями технических регламентов;
36) размещение на рынке - первоначальное действие по приданию продукции или услуге доступности на рынке, с целью его распределения или использования. Доступность может определяться необходимостью возмещения стоимости изделия (услуги) или его бесплатным распределением;
37) разрешение на эксплуатацию - документ, выдаваемый эксплуатанту надзорным органом после выполнения необходимых процедур в соответствии с настоящим Федеральным законом;
38) состояние предельное - техническое состояние аттракционов и их компонентов, при котором их дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление их работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно;
39) техническая ответственность - характеристика аттракциона, компонента или параметра, указывающая на их значение для безопасности аттракциона;
40) тип аттракционов - аттракционы с несущественными отличиями друг от друга, изготовленные с применением типовой технической документации и типовых технологических процессов;
41) требования безопасности - требования технических регламентов и национальных стандартов, устанавливаемые в целях минимизации рисков при проектировании, изготовлении, эксплуатации и утилизации аттракционов;
42) уровень технической ответственности (аттракциона, компонента, параметра) - соответствующий уровень, присвоенный аттракциону или компоненту в соответствии с таблицей 2 приложения 1 к настоящему Федеральному закону;
43) уровень (степень) риска - количественная или качественная оценка риска с учетом тяжести возможных последствий;
44) устройства вспомогательные (для развлечения) - устройства, обеспечивающие возможность или комфортность развлечений, зрелищ и т.п., используемые в местах развлечений или на (в) аттракционах;
45) устройства для удерживания (пассажиров) - компоненты аттракциона (например, сиденья, подножки, перила, дуги безопасности, штанги, ремни и тому подобного), предназначенные для предотвращения недопустимых перемещений пассажиров в опасную зону на аттракционе;
46) устройство (для) фиксации - устройство в виде дуги, перекладины, ремня, экрана и т.п., оснащенное одним или несколькими запирающими устройствами, надежно фиксирующее положение тела пассажира в кресле пассажирского модуля для безопасного восприятия ускорений и ограничивающее его недопустимые перемещения;
а) устройства зрелищно-развлекательные - устройства на которых зрители развлекаются преимущественно без перемещения, но с использованием специальных устройств.
47) форма подтверждения соответствия - определенный порядок документального удостоверения соответствия аттракционов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов;
48) формуляр (аттракциона) - документ, идентифицирующий аттракцион и содержащий необходимые сведения о его биомеханических воздействиях, технических характеристиках, результатах подтверждения соответствия, испытаниях, истории эксплуатации, сроке эксплуатации;
49) эксплуатант - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, эксплуатирующие аттракционы и несущие ответственность за выполнение требований эксплуатационной документации, а также требований технических регламентов.
Статья 4. Объекты технического регулирования
1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на аттракционы временные (перевозимые) и постоянные (смонтированные на фундаментах), отечественные и зарубежного производства, эксплуатировавшиеся прежде и первоначально размещаемые эксплуатантом с целью оказания развлекательных услуг, независимо от места расположения на территории Российской Федерации, в том числе:
1) механизированные поступательного движения;
2) механизированные вращательного движения;
3) скоростные дороги и картинги;
4) надувные;
5) соревновательно-развлекательные и призовые;
6) оборудование для детских площадок;
7) водные (для аквапарков, бассейнов, водоемов и т.п.),
в которых предусмотрено использование биомеханических воздействий на пассажиров аттракционов, связанных с соответствующими этим воздействиям рисками получения травм пассажирами, таких как:
1) подъем на значительную высоту;
2) перемещение со значительными скоростями относительно элементов конструкций;
3) перемещение со значительными вертикальными, а также продольными и боковыми ускорениями разгона и торможения;
4) значительный наклон посадочных мест или опорных поверхностей с одновременным подъемом на значительную высоту и (или) достижением значительной скорости.
2. Виды и основные типы устройств для развлечений - аттракционов, зрелещно-развлекательных устройств, оборудования для детских площадок вспомогательных устройств для развлечений установлены в Приложении 3 к настоящему Федеральному закону.
3. Действие настоящего Федерального закона не распространяется: на строительные объекты, фундаменты, на постоянные трибуны, строительные мостки, устройства для содержания животных, оборудование для детей, работающее от жетонов, оборудование для зоопарков, кинотеатров, театров, цирков, спортивных сооружений, игровых автоматов с жетонами, на оборудование для казино, технологическое оборудование для бассейнов, аквапарков, аквариумов и океанариумов, канатных дорог и подъемников, на лифты, на спортивные тренажеры, велосипеды, скейтборды, лодки и моторные лодки, авто-, мото-, авиа- и другие транспортные средства, на боулинги и иные аналогичные устройства, а также на аттракционы, демонстрируемые на выставках без поездок пассажиров.
Статья 5. Идентификация аттракционов и уровней их технической ответственности
1. Идентификация аттракциона, предназначенного для развлечения людей, попадающего под сферу действия настоящего Федерального закона, производится следующим образом.
Необходимо убедиться, что исследуемый объект является аттракционом, а именно - машиной или устройством, собранными или смонтированными и предназначенными непосредственно для развлечения людей с использованием биомеханических воздействий на них, соответствующих воздействиям, указанным в таблице 1 Приложения 1 к настоящему Федеральному закону, и (или) признаки продукции соответствуют одному или нескольким видам аттракционов указанных в Приложении 3 к настоящему Федеральному закону.
2. Всем компонентам и параметрам аттракциона, которые непосредственно связаны с обеспечением безопасности пассажиров от биомеханических воздействий, должны быть присвоены аналогичные уровни технической ответственности по безопасности в соответствии с таблицей 2 Приложения 1 к настоящему Федеральному закону.
Компоненты и параметры I и II уровней технической ответственности по безопасности являются критичными. Компоненты и параметры III и IV уровней являются некритичными.
Аттракциону необходимо присвоить уровень технической ответственности по безопасности, соответствующий наивысшему уровню технической ответственности его компонента (параметра), и зафиксировать уровень технической ответственности по безопасности аттракциона в формуляре.
3. Идентификацию аттракциона в соответствии с настоящим Федеральным законом, в пределах их компетенции, проводят:
1) заявитель (изготовитель, продавец или эксплуатант) на основании информации в формуляре;
2) орган по сертификации или лицо, имеющее право регистрировать декларацию о соответствии;
3) надзорный орган.
Глава 2. Требования безопасности аттракционов при проектировании и изготовлении. Размещение на рынке. Подтверждение соответствия
Статья 6. Требования безопасности аттракционов при проектировании и изготовлении
Требования безопасности на стадиях проектирования и изготовления аттракционов, а также требования к формуляру, техническому отчету о проекте для подтверждения соответствия содержатся в следующих приложениях к настоящему Федеральному закону:
Приложение 4 - Требования к формуляру аттракциона;
Приложение 5 - Требования к эксплуатационной документации;
Приложение 6 - Требования к техническому отчету о проекте для подтверждения соответствия;
Приложение 7 - Требования безопасности к аттракционам при производстве;
Приложение 8 - Требования безопасности к аттракционам при проектировании;
Приложение 9 - Требования безопасности к основным критичным компонентам первого и второго уровня технической ответственности
Приложение 10 - Требования безопасности для оборудования детских площадок;
Приложение 11 - Требования безопасности для водных аттракционов.
Статья 7. Размещение на рынке
1. В целях настоящего Федерального закона аттракцион считается размещенным на рынке с момента перехода права собственности либо права пользования, либо права владения. Размещение может осуществляться на возмездной или безвозмездной основе с последующим заключением соответствующих договоров (продажа, аренда, прокат, лизинг, дарение и т.п.).
2. Импорт аттракциона считается размещением на рынке с момента его ввоза на таможенную на территорию Российской Федерации.
3. Размещение аттракциона на рынке и ввод в эксплуатацию возможен только в случае, если этот аттракцион отвечает требованиям всех действующих в отношении него регламентов, и оценка соответствия была проведена согласно этим требованиям.
4. Изготовитель аттракциона обязан разработать, вести и хранить необходимую техническую документацию, содержащую информацию, подтверждающую соответствие его действующим требованиям технических регламентов.
Техническая документация должна храниться в течение срока эксплуатации последнего выпущенного аттракциона, если отсутствует отдельное указание по иному сроку в технических регламентах.
Указанная обязанность также возлагается на полномочного представителя изготовителя, импортера или лицо, размещающее продукцию на рынке в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами.
Статья 8. Оценка соответствия аттракционов подвергшихся ремонту
Аттракционы, которые подверглись ремонту в соответствии с эксплуатационной документацией и их первоначальные свойства, назначение или тип не изменялись, не подлежат повторному подтверждению соответствия. Данное положение применяется и в том случае, если этот аттракцион временно вывозился с таможенной территории Российской Федерации для ремонта. При этом эксплуатант должен убедиться, что отремонтированный аттракцион обладает достаточной степенью безопасности по сравнению с оригиналом, и при необходимости организовать проведение оценки соответствия.
Статья 9. Формы проведения и способы доказательства соответствия аттракционов
1. Подтверждению соответствия подлежат собранные или смонтированные и подготовленные к эксплуатации аттракционы. До и в процессе подтверждения соответствия аттракциона подлежат испытаниям соответствующего вида все его критичные компоненты и критичные параметры. Результаты заносятся в формуляр и соответствующие документы подтверждения соответствия.
Для проведения процедур подтверждения соответствия и оценки соответствия документация, в том числе эксплуатационная, должна быть составлена (переведена) на русском языке.
2. Назначение формы и схемы подтверждения соответствия производится в соответствии с таблицей Приложения 2 к настоящему Федеральному закону.
3. Если критичные компоненты размещаются на рынке вне конкретного аттракциона, перед использованием в другом аттракционе они подлежат подтверждению соответствия, аналогично требуемым процедурам для аттракционов, и должны иметь собственный формуляр с необходимыми сведениями.
4. Подтверждение соответствия проводится путем доказательства выполнения требований технических регламентов, распространяющихся на аттракционы и вступивших в силу на момент проведения подтверждения соответствия.
5. В зависимости от выбранной формы подтверждения соответствия документ соответствия (декларация соответствия или сертификат соответствия) является единственным, подтверждающим соответствие аттракциона одному или нескольким техническим регламентам.
6. Документ подтверждения соответствия или его заверенная копия должны прилагаться к формуляру каждого размещаемого на рынке аттракциона.
7. Аттракционы, соответствие которых техническим регламентам подтверждено, маркируются знаком обращения на рынке.
Статья 10. Порядок декларирования соответствия аттракционов
1. Для аттракционов IV уровня технической ответственности формой подтверждения соответствия является декларирование соответствия, для аттракционов III уровня технической ответственности - обязательная сертификация или декларирование соответствия по выбору заявителя.
2. Декларирование соответствия осуществляется заявителем на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны (органов по сертификации, аккредитованных испытательных лабораторий).
3. Декларирование соответствия аттракционов может осуществлять зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющееся продавцом аттракциона (изготовителем, уполномоченным представителем) или импортёром, взявшим на себя по договору (контракту) функции продавца и иностранного изготовителя в части обеспечения соответствия поставляемых аттракционов требованиям настоящего Федерального закона и других технических регламентов и несущего ответственность за нарушение установленных требований.
4. Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать:
1) наименование (название) и местонахождение заявителя;
2) наименование (название) и местонахождение изготовителя;
3) сведения об аттракционе, его идентифицирующие признаки (наименование, код по общероссийскому классификатору, технические условия или проект, по которым выпускается аттракцион, декларируемое количество, партия или единица продукции);
4) заявление о том, что данный аттракцион соответствует требованиям безопасности специальных технических регламентов, биомеханическим воздействиям и техническим характеристикам, заявленным в формуляре;
5) принятую форму или схему подтверждения соответствия, согласно Приложению 2 к настоящему Федеральному закону;
6) сведения о проведенных исследованиях (испытаниях), протоколы испытаний аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий, сведения об имеющихся сертификатах;
7) срок действия принимаемой декларации о соответствии;
8) подпись руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя.
5. Форма декларации утверждается Правительством Российской Федерации или уполномоченным органом
6. Срок действия декларации о соответствии устанавливается на конкретный аттракцион в пределах заявленного в формуляре назначенного срока службы.
7. Декларация о соответствии, подписанная руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, подлежит регистрации в установленном порядке.
8. Копия зарегистрированной декларации о соответствии должна прилагаться к формуляру аттракциона.
Статья 11. Порядок проведения обязательной сертификации аттракциона
1. Для аттракционов I и II уровней технической ответственности подтверждение соответствия осуществляется в виде обязательной сертификации.
2. Обязательную сертификацию аттракциона проводит орган по сертификации по заявке заявителя.
3. Осуществлять функции заявителя обязательной сертификации аттракционов может зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющееся:
1) эксплуатантом;
2) продавцом аттракциона (изготовителем, уполномоченным представителем);
3) импортёром, взявшим на себя по договору (контракту) функции продавца и иностранного изготовителя, в части обеспечения соответствия поставляемых аттракционов требованиям настоящего Федерального закона и других технических регламентов, и несущего ответственность за нарушение установленных требований.
4. Схемы проведения обязательной сертификации для конкретных аттракционов или типов аттракционов применяются согласно Приложению 2 к настоящему Федеральному закону.
5. Орган по сертификации проводит работы в соответствии с выбранной схемой сертификации и принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия.
6. Сертификат соответствия оформляется на русском языке и должен содержать следующие сведения:
1) наименование и местонахождение заявителя;
2) наименование и местонахождение изготовителя;
3) наименование и местонахождение органа по сертификации;
4) сведения об аттракционе и его идентифицирующие признаки (наименование, код по общероссийскому классификатору, документ, в соответствии с которым выпускается аттракцион, декларируемое количество - партия или единица);
5) доказательства соответствия проекта аттракциона требованиям настоящего Федерального закона, а изготовленного аттракциона - проекту и указанным в нем биомеханическим воздействиям и техническим характеристикам, заявленным в формуляре;
6) доказательства соответствия эксплуатационной документации требованиям настоящего Федерального закона;
7) сведения об используемых национальных стандартах или других документах, представленных заявителем, обеспечивающих соблюдение требований настоящего Федерального закона (оформляются приложением к сертификату соответствия);
8) обозначение или описание схемы сертификации;
9) основание для выдачи сертификата соответствия (документы о проведенных исследованиях (испытаниях), анализе состояния производства);
10) срок действия сертификата соответствия;
11) регистрационный номер;
12) подпись руководителя органа по сертификации.
7. Выданный сертификат соответствия действует в пределах заявленного в формуляре назначенного ресурса или назначенного срока службы.
8. Сертификат соответствия может иметь приложение, содержащее перечень конкретных типов аттракционов, на которые распространяется его действие.
Приложение оформляется, если требуется детализировать состав аттракциона, следующим образом:
1) на аттракционы, выпускаемые заявителем по одному проекту и сертифицированные по одним и тем же требованиям;
2) на установленный комплект составных частей или запасных частей, для технического обслуживания и ремонта аттракциона, указанных в сертификате.
Приложение может также оформляться для указания в нем конкретных показателей безопасности аттракциона, признанных органом по сертификации соответствующими требованиям настоящего Федерального закона в том случае, если заявитель не использовал национальные стандарты для доказательства безопасности аттракциона.
9. Для обеспечения и доказательства безопасности аттракционов, а также для подтверждения соответствия могут быть использованы национальные стандарты.
При отсутствии в национальных стандартах необходимых требований для обеспечения и доказательства безопасности аттракционов допускается использование заключений компетентных, признанных и официально аккредитованных в Российской Федерации специализированных научно-исследовательских организаций в качестве приложения к сертификату соответствия
10. Перечень национальных стандартов, применяемых для соблюдения требований технических регламентов, должен быть утвержден Национальным органом по стандартизации и опубликован в официальном издании Федерального органа по техническому регулированию.
Статья 12. Ввоз аттракционов на территорию Российской Федерации и документы соответствия
1. При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации аттракциона, который не требует монтажа и последующей сборки, одновременно с таможенной декларацией заявителем представляются формуляр, декларация о соответствии или сертификат соответствия, а также полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, которые признаются международными договорами Российской Федерации.
2. При ввозе аттракциона отдельными частями на таможенную территорию Российской Федерации с целью его монтажа, сборки и последующей эксплуатации (использования), одновременно с таможенной декларацией заявителем представляются формуляр аттракциона, декларация о соответствии или сертификат соответствия для каждого критичного компонента.
Глава 3. Требования безопасности при эксплуатации и утилизации аттракционов. Оценка соответствия процессов требованиям эксплуатационной документации и технических регламентов
Статья 13. Общие требования к эксплуатации аттракционов
1. Для каждого аттракциона, находящегося в обращении на рынке, необходимо идентифицировать (установить) его эксплуатанта.
2. Эксплуатант должен получить разрешение на эксплуатацию в надзорном органе. Разрешение на эксплуатацию аттракциона выдается после выполнения процедур, указанных в статьях 17 и 18 настоящего Федерального закона, в пятидневный срок и на срок действия между контрольными проверками. В случае отрицательного результата контрольной проверки надзорный орган в трехдневный срок дает мотивированный отказ эксплуатанту.
После устранения нарушения требований настоящего Федерального закона эксплуатант вправе обратиться за выдачей разрешения повторно либо обжаловать действия надзорного органа в суде.
Не допускается ограничений или запретов при вводе в эксплуатацию аттракционов, которые отвечают требованиям соответствующих регламентов и получили разрешение на эксплуатацию.
3. Эксплуатант обязан письменно назначить физическое или юридическое лицо, ответственное за выполнение работ на каждом этапе, в соответствии с требованиями эксплуатационной документации и технических регламентов.
4. Объем и количество процедур оценки соответствия применяются с учетом наличия в аттракционах критичных компонентов и критичных параметров.
5. При эксплуатации с пассажирами, перевозке и хранении, монтаже, наладке и установке аттракционов, вводе в эксплуатацию, приостановлении эксплуатации, простое по техническим причинам, повторном вводе в эксплуатацию, техническом обслуживании, ремонте, выводе из эксплуатации, утилизации, эксплуатанту необходимо дать документированную оценку соответствия каждой процедуры соответствующего этапа требованиям эксплуатационной документации и технических регламентов в форме двустороннего акта соответствия каждого указанного выше процесса. Указанный акт подписывается полномочными представителями эксплуатанта и подрядчика.
6. Для документального подтверждения соблюдения требований эксплуатации персоналом эксплуатанта эксплуатанту необходимо обеспечить необходимые записи в формуляре и эксплуатационных журналах.
7. Требования настоящей статьи распространяются на аттракционы I, II, III, а также механизированных аттракционов IV уровней технической ответственности, кроме аттракционов III и IV уровней технической ответственности используемых эксплуатантами - физическими лицами, для собственных нужд.
Статья 14. Эксплуатация с пассажирами
1. Для аттракционов I и II (очень высокого и высокого) уровней технической ответственности по безопасности должна проводиться оценка соответствия в форме ежегодных и контрольных проверок до начала сезона эксплуатации.
2. Для механизированных аттракционов III (повышенного) и IV (минимального) уровня технической ответственности должна проводиться оценка соответствия в форме ежегодных проверок, а также контрольных проверок один раз в три года.
3. Для немеханизированных аттракционов, оборудования для детских площадок, а также зрелищно-развлекательных устройств, должна проводиться оценка соответствия в виде контрольной проверки при вводе в эксплуатацию и полных проверок ежемесячно - при условии, что аттракционы и оборудование эксплуатируются.
4. При проведении эксплуатации механизированных аттракционов с пассажирами подлежат оценке соответствия следующие процедуры с оформлением соответствующих документов:
1) получение разрешения на эксплуатацию аттракциона в надзорном органе;
2) размещение информации о наличии и сроках действия разрешения на эксплуатацию аттракциона;
3) подтверждение назначения эксплуатантом администратора и операторов аттракциона;
4) подтверждение наличия необходимого обслуживающего персонала;
5) подтверждение обучения и инструктажа персонала;
6) выполнение требований инструкций по эксплуатации, инструкций по ремонту и техническому обслуживанию, ведение соответствующих журналов;
7) успешное проведение ежедневных проверок аттракциона, с записями в журнале администратора о ежедневных допусках аттракциона к эксплуатации;
8) успешное проведение контрольного пуска;
9) исключение возможности попадания пассажиров в опасные зоны во время работы аттракциона и вне его работы;
10) исключение недопустимого использования аттракциона;
11) размещение на аттракционе основных правил для оператора;
12) размещение схем загрузки аттракциона пассажирами (если это требуется);
13) размещение на аттракционе таблички с требованиями механику по порядку ежедневных проверок критичных компонентов и параметров;
14) организация безопасных рабочих мест персонала;
15) размещение на пульте аттракциона таблички с основными техническими характеристиками аттракциона;
16) размещение информации об ограничениях пользования аттракционом по состоянию здоровья (если это требуется);
17) размещение информации об ограничениях пользования по возрасту, росту и весу (объему) (если это требуется);
18) размещение средств для измерения роста и веса (объема) (если это требуется);
19) размещение правил пользования аттракционом для посетителей;
20) размещение правил обслуживания пассажиров-инвалидов, если биомеханические воздействия аттракциона для них допустимы (если это требуется);
21) размещение информации об адресах и телефонах экстренных служб;
22) размещение необходимых эвакуационных знаков;
23) организация средств эвакуации пассажиров из пассажирских модулей;
24) размещение аптечки, организация места оказания первой медицинской помощи.
5. При проведении эксплуатации немеханизированных аттракционов, оборудования для детских площадок, а также зрелищно-развлекательных устройств, кроме аттракционов III и IV уровня технической ответственности, используемых эксплуатантами для собственных нужд, подлежат оценке соответствия следующие процедуры с оформлением соответствующих документов:
1) размещение информации о наличии и сроках действия разрешения на эксплуатацию аттракциона;
2) выполнение требований инструкций по эксплуатации, инструкций по ремонту и техническому обслуживанию, ведение соответствующих журналов;
3) исключение возможности попадания пассажиров в опасные зоны во время работы аттракциона и вне его работы;
4) исключение недопустимого использования аттракциона;
5) размещение информации об ограничениях пользования по возрасту, росту и весу (объему) (если это требуется);
6) размещение правил пользования аттракционом для посетителей;
7) размещение информации об адресах и телефонах экстренных служб;
6. При проведении эксплуатации немеханизированных аттракционов III и IV уровня технической ответственности допускается их самостоятельное использование посетителями старше 3-х лет, а также детьми до 3-х лет в сопровождении взрослых или подростков.
Указанные аттракционы должны быть снабжены:
1) информацией об ограничениях пользования по возрасту, росту и весу;
2) правилами пользования для посетителей;
3) информацией об адресах и телефонах эксплуатанта и экстренных служб.
Статья 15. Перевозка и хранение
При проведении перевозки и хранения аттракционов подлежат оценке соответствия следующие процедуры с оформлением соответствующих документов:
1) безопасная погрузка на транспортное средство с минимальными рисками повреждения частей аттракциона, особенно критичных компонентов, с надежным закреплением и использованием соответствующих крепежных приспособлений;
2) обеспечение отсутствия недопустимых воздействий на части аттракциона в процессе перевозки и хранения;
3) обеспечение условий защиты от чрезмерных природных воздействий и сохранности частей аттракциона в процессе их хранения.
Статья 16. Монтаж, наладка, безопасная установка аттракционов
При проведении монтажа, наладки и безопасной установки аттракционов подлежат оценке соответствия следующие процедуры с оформлением соответствующих документов:
1) обеспечение готовности и безопасности основания или фундаментов для монтажа аттракциона и восприятия нагрузок от аттракциона;
2) обеспечение необходимой защиты площадки монтажа от проникновения посторонних лиц в зону проведения работ, наличие ограждений и предупреждающих знаков;
3) обеспечение безопасности применяемого оборудования, техники и монтажно-сборочных процессов, и использования аттестованного персонала;
4) подтверждение комплектности оборудования;
5) обеспечение безопасной установки аттракциона или аттракционов на подготовленную площадку или фундаменты с обеспечением необходимой устойчивости от опрокидывания и обеспечением необходимых контуров безопасности;
6) организация способов и путей возможной эвакуации пассажиров и обслуживающего персонала;
7) обеспечение доступа аварийным службам;
8) установление соответствия смонтированного изделия требованиям монтажной и эксплуатационной документации и составление соответствующих актов;
9) проведение полной проверки.
Статья 17. Ввод аттракционов в эксплуатацию, получение разрешения на эксплуатацию
При вводе аттракционов в эксплуатацию подлежат оценке соответствия следующие процедуры с оформлением соответствующих документов:
1) проведение процедуры подтверждения соответствия или проверка наличия документов, подтверждающих соответствие;
2) письменная идентификация (назначение) эксплуатанта;
3) регистрация эксплуатанта в надзорном органе;
4) проверка и обеспечение полноты эксплуатационной документации, правил, табличек, запасных частей и инструментов;
5) подбор, обучение, аттестация и оформление персонала в установленном порядке;
6) проведение контрольной проверки собранного или смонтированного аттракциона;
7) государственная регистрация ввода в эксплуатацию аттракционов, подтверждаемая занесением записи в государственный реестр на основании предъявленных эксплуатантом декларации или сертификата соответствия и акта результатов контрольной проверки;
8) выдача надзорным органом в трехдневный срок разрешения на эксплуатацию или мотивированного отказа.
Статья 18. Приостановление эксплуатации, простой по техническим причинам, повторный ввод в эксплуатацию
При приостановлении эксплуатации, простоя по техническим причинам, при повторном вводе в эксплуатацию аттракционов подлежат оценке соответствия следующие процедуры с оформлением соответствующих документов:
1) проведение технического диагностирования в случае частичной или полной разборки аттракциона;
2) проведение контрольной проверки после новой установки или крупной модификации или перед сезоном эксплуатации;
3) проведение полной проверки в случае проведенной частичной или полной разборки аттракциона или после незначительной аварии аттракциона, не вызвавшей риска для жизни посетителей и значительного ущерба их здоровью;
4) проведение необходимых мероприятий после аварии, причинившей значительный вред здоровью или лишившей жизни пассажиров или посетителей аттракциона,
5) направление информации в соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и надзорный орган.
Статья 19. Техническое обслуживание и ремонт
При проведении технического обслуживания и ремонта аттракционов подлежат оценке соответствия следующие процедуры с оформлением соответствующих документов:
1) подтверждение назначения персонала аттракциона;
2) подтверждение квалификации обслуживающего персонала;
3) выполнение процедур технического обслуживания в соответствии с эксплуатационной документацией, с записями в журналах;
4) обеспечение аттракциона инструментами и запчастями;
5) обеспечение аттракциона противопожарными средствами;
6) выполнение ежедневной проверки с записями результатов в журнале;
7) проведение в соответствующих случаях полной и контрольной проверок.
Статья 20. Вывод из эксплуатации и утилизация
При проведении вывода из эксплуатации и утилизации аттракционов подлежат оценке соответствия следующие процедуры с оформлением соответствующих документов:
1) техническое диагностирование о наступлении предельного состояния аттракциона или его критичных компонентов с оформлением протоколов результатов;
2) приведение критичных компонентов аттракциона с выработанным ресурсом в состояние, гарантирующее невозможность их дальнейшего использования, подтвержденная протоколом;
3) составление протокола о выведении аттракциона из эксплуатации;
4) государственная регистрация утилизации аттракционов первого и второго уровня технической ответственности (таблица 2 Приложения 1).
Глава 4. Государственный надзор
Статья 21. Государственный надзор за соблюдением требований настоящего Федерального закона
1. Государственный надзор за соблюдением требований настоящего Федерального закона в отношении аттракционов проводится надзорными органами на стадиях ввода в эксплуатацию, эксплуатации с пассажирами и утилизации.
2. Аттракционы III и IV уровня технической ответственности, используемые эксплуатантами - физическими лицами - для собственных нужд, подлежат государственному надзору в момент размещения на рынке.
3. По итогам мероприятий по проверке выполнения эксплуатантом предъявляемых настоящим Федеральным законом требований по вводу в эксплуатацию и обращению аттракционов на рынке надзорными органами осуществляется:
1) оформление в трехдневный срок результатов проверки двухсторонними актами с участием эксплуатанта, а если необходимо, с привлечением продавца, проектировщика или изготовителя;
2) принятие мер по результатам проверки, в соответствии с законодательством Российской Федерации .
4. Эксплуатанты обязаны сообщать информацию об авариях и установленных несоответствиях требованиям технических регламентов в соответствующий надзорный орган, осуществляющий государственный надзор, с предоставлением материалов расследования причин, в 5-дневный срок.
5. Надзорные органы должны распространять заинтересованным лицам информацию об авариях с актами расследования и установленными несоответствиями требованиям технических регламентов в установленном порядке.
Статья 22. Послеаварийные мероприятия с причинением существенного вреда здоровью или жизни пассажиров
1. Если произошла авария аттракциона с причинением существенного вреда здоровью или жизни пассажиров, обращение (эксплуатация) этого аттракциона на рынке немедленно приостанавливается эксплуатантом и в течение 24 часов извещается надзорный орган и орган по сертификации или орган, регистрирующий декларацию соответствия, проводится расследование в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
2. Если в результате проверки выяснится, что авария является следствием производственного или проектного дефекта, то надзорный орган извещает эксплуатантов и требует приостановить в течение 24 часов эксплуатацию всех обращающихся аттракционов, имеющих разрушенный компонент, вплоть до устранения дефекта. После устранения дефекта проводится контрольная проверка. Орган по сертификации имеет право принять решение о приостановлении или прекращении действия сертификата соответствия.
3. Если в результате проверки выяснится, что авария является следствием нарушения эксплуатационной документации, то надзорный орган приостанавливает эксплуатацию конкретного аттракциона до устранения дефекта, принимает иные необходимые меры. После устранения дефекта проводится контрольная проверка. По результатам мероприятий информируются эксплуатанты всех аттракционов этого типа в 5-дневный срок.
Статья 23. Мероприятия для аттракционов с истекшим сроком службы или использованным назначенным ресурсом
1. Если назначенный срок службы или назначенный ресурс основной несущей конструкции аттракциона истек, то эксплуатация аттракциона эксплуатантом должна быть приостановлена.
2. Продление эксплуатации аттракциона возможно после оценки его предполагаемого остаточного ресурса. С этой целью эксплуатант обязан привлечь проектировщика или компетентную организацию для проведения проверки технического состояния аттракциона. Должен быть проведен неразрушающий контроль металлоконструкции с целью выявления внутренних дефектов, износа, коррозии, усталости металла.
На основании результатов проверки технического состояния аттракциона проектировщик или компетентная организация обязаны выдать заключение о возможности продления его ресурса на определенный срок.
Эксплуатант обращается с заключением в орган по сертификации, который продлевает действие сертификата соответствия или в орган, регистрирующий продление декларации соответствия в установленном порядке.
Для получения разрешения на эксплуатацию эксплуатант обращается в надзорный орган.
3. Если продление ресурса связано с проведением крупной модификации, то после ее проведения аттракцион подлежит контрольной проверке.
На основании положительных результатов контрольной проверки эксплуатант должен обратиться с заключением в орган по сертификации, который продлевает действие сертификата соответствия или в орган, регистрирующий декларацию соответствия в установленном порядке.
Для получения разрешения на эксплуатацию эксплуатант обращается в надзорный орган.
4. Если в результате проверки технического состояния выяснится, что ресурс основной несущей конструкции аттракциона исчерпан (достигнуто предельное состояние), то такой аттракцион должен быть выведен из эксплуатации и утилизирован.
Глава 5. Ответственность за несоответствие аттракциона требованиям настоящего Федерального закона, технических регламентов и за нарушение требований эксплуатации
Статья 24. Ответственность эксплуатанта
1. Эксплуатант должен обеспечить соответствие процедур эксплуатации аттракционов требованиям настоящего Федерального закона, технических регламентов и эксплуатационной документации.
2. За нарушение требований настоящего Федерального закона, технических регламентов и эксплуатационной документации эксплуатант или назначенные им лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Ответственность продавца (изготовителя)
1. Продавец (изготовитель) обеспечивает соответствие аттракционов, поставляемых на территорию Российской Федерации, техническим регламентам, и несет ответственность за скрытые дефекты в продукции в течение гарантийного срока, указанного в формуляре.
2. Продавец (изготовитель) передает эксплуатанту полный комплект эксплуатационной документации, разработанной в соответствии с Приложением 5 к настоящему Федеральному закону, включая формуляр, разработанный в соответствии с Приложением 4 к настоящему Федеральному закону и документы подтверждения соответствия на критичные компоненты, если это требуется.
3. За нарушение требований настоящего Федерального закона и технических регламентов изготовитель или продавец несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава 6. Переходные положения и вступление Федерального закона в силу
Статья 26. Переходные положения
1. По истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязательное подтверждение соответствия осуществляется в отношении аттракционов, вводимых в эксплуатацию впервые до начала их эксплуатации с пассажирами.
Эксплуатационная документация должна соответствовать требованиям настоящего Федерального закона.
2. Для аттракционов, изготовленных и введенных в эксплуатацию до вступления в силу настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие их соответствие национальным стандартам, сохраняют силу в течение указанного в них срока действия.
В течение 1 года после вступления в силу настоящего Федерального закона эксплуатационная документация должна быть приведена эксплуатантом или продавцом (изготовителем) в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
3. Аттракционы, у которых назначенный срок службы истек и не продлен в установленном порядке к моменту вступления в силу настоящего Федерального закона подлежат немедленному выводу из эксплуатации.
4. После вступления в силу настоящего Федерального закона, при вторичном поступлении аттракционов в обращение (эксплуатацию), в том числе после крупной модификации, приостановления эксплуатации в установленном порядке по причине аварии с тяжелыми последствиями для здоровья и жизни людей, приостановления эксплуатации по причине истечения назначенного срока службы или назначенного ресурса критичных компонентов аттракциона должно быть проведено обязательное подтверждение соответствия согласно требованиям настоящего Федерального закона и других технических регламентов.
5. В случае произошедшей аварии аттракциона с тяжелыми последствиям допускается вносить соответствующие изменения в действующую нормативную документацию в течение срока действия переходных положений настоящего Федерального закона.
Статья 27. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О специальном техническом
регламенте "Безопасность устройств для развлечений"
Проект федерального закона "О специальном техническом регламенте "Безопасность устройств для развлечений" подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Устройства для развлечений, включая механизированные аттракционы, оборудование для детских площадок и другие устройства для развлечений (далее - аттракционы), характеризуются повышенным риском причинения вреда здоровью и жизни посетителей и пассажиров аттракционов.
В Российской Федерации не существует нормативных документов, устанавливающих обязательную ответственность производителей и эксплуатантов за обеспечение безопасности аттракционов и детских площадок. У большинства детских площадок не идентифицированы владельцы.
В настоящее время в Российской Федерации не ведется официальная статистика несчастных случаев на аттракционах. Публикуемые Федеральной инспекцией труда сведения о смертельном травматизме в различных отраслях экономики не выделяют случаи, связанные с аттракционами. В средствах массовой информации периодически сообщается о несчастных случаях на аттракционах. Как правило, сообщается о случаях, произошедших в парках, на парковых аттракционах, а массовый травматизм детей, в том числе и со смертельным исходом.
Принятие и вступление в силу проекта федерального закона "О специальном техническом регламенте "Безопасность устройств для развлечений" должно изменить ситуацию с травматизмом в сфере применения устройств для развлечений В частности, выполнение требований технического регламента позволит:
- повысить эффективность государственного надзора;
- обозначить ответственных лиц;
- установить требования на этапах производства и эксплуатации аттракционов и оборудования для детских площадок, вследствие чего минимизировать риски причинения ущерба жизни и здоровью посетителей и пассажиров аттракционов.
Предлагаемые в проекте федерального закона "О специальном техническом регламенте "Безопасность устройств для развлечений" принципы технического регулирования в области безопасности устройств для развлечений основываются на единстве правил установления требований к продукции, правил оценки соответствия процедур и процессов эксплуатации и базируются на опыте использования Директивы Европейского сообщества 98/37/ЕС "О безопасности машин и оборудования" и европейском стандарте EN 13814 "Конструкции и механизмы постоянных и передвижных развлекательных парков. Безопасность".
Основные требования к устройствам для развлечений на стадиях производства и эксплуатации изложены в предлагаемом техническом регламенте и приложениях к нему. Кроме того, возможно будет и применение комплекса национальных стандартов, используемых на добровольной основе для подтверждения соответствия требованиям технических регламентов.
Проект федерального закона "О специальном техническом регламенте "Безопасность устройств для развлечений" основывается на следующих принципах:
1. Установление минимально необходимых требований, предъявляемых к устройствам для развлечений, а именно:
- идентификация аттракионов и отнесение их к области применения настоящего Федерального закона;
- идентификация аттракционов и их компонентов по уровню технической ответственности с целью обоснования назначения форм и схем подтверждения соответствия;
- требования безопасности при эксплуатации аттракционов;
- информирование посетителей о возможных рисках для их здоровья, связанных с биомеханическими воздействиями аттракционов;
- минимально необходимые требования механической безопасности аттракционов, с учетом биомеханических воздействий и пожарной безопасности аттракционов и их критичных компонентов;
- требования к объему процедур оценки соответствия.
2. Максимальное приближение к процедурам и схемам подтверждения соответствия, установленным в европейских директивах "Нового подхода" и "Глобального подхода", с использованием модулей подтверждения соответствия, основанных на принятии изготовителем декларации о соответствии или обязательной сертификации.
3. Возможность использования (на добровольной основе) применительно к аттракционам и другим устройствам для развлечений в качестве доказательной базы при подтверждении соответствия требованиям технических регламентов национальных стандартов Российской Федерации, в основном гармонизированных с международными стандартами.
4. Возможность использования имеющейся в России испытательной базы, имеющей достаточное количество испытательных лабораторий, аккредитованных в рамках Системы сертификации ГОСТ Р, для проведения испытаний по подтверждению соответствия требованиям технического регламента.
5. Необходимость идентификации аттракционов на основе анализа уровней механических опасностей с учетом биомеханических воздействий на посетителей аттракционов, присвоение соответствующего уровня риска использования отдельных компонентов и аттракциона в целом.
Принципы, положенные в основу разработки проекта федерального закона "О специальном техническом регламенте "Безопасность устройств для развлечений", могут быть использованы при разработке специальных технических регламентов на конкретные виды аттракционов.
Законопроект прошел этап публичного обсуждения с 5 сентября 2005 по 26 декабря 2005 года.
При подготовке проекта технического регламента впервые проведены исследования по оценке риска вреда, который может быть причинен здоровью граждан при несоответствии продукции требованиям данного регламента. Продукция, входящая в сферу применения данного регламента, разделяется на группы по уровню риска.
Замечания и предложения, высказанные в ходе общественных слушаний, проведенных в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", были проанализированы и по ряду из них были внесены соответствующие коррективы в текст проекта технического регламента.
Также были получены заключения от ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации и сертификации в машиностроении" и ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации", ряд положений которых также нашли отражение в тексте проекта технического регламента.
В соответствии с порядком, определенным Федеральным законом "О техническом регулировании", проект федерального закона "О техническом регламенте "Безопасность устройств для развлечений", доработанный с учетом поступивших замечаний и прошедший юридическую экспертизу, представляется для дальнейшего рассмотрения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Обоснование необходимости принятия
федерального закона "О специальном техническом регламенте
"Безопасность устройств для развлечений"
Устройства для развлечений, включая механизированные аттракционы, оборудование для детских площадок и другие устройства для развлечений (далее - аттракционы), характеризуются повышенным риском причинения вреда здоровью и жизни посетителей и пассажиров аттракционов.
В Российской Федерации не существует нормативных документов, устанавливающих обязательную ответственность производителей и эксплуатантов за обеспечение безопасности аттракционов и детских площадок. У большинства детских площадок не идентифицированы владельцы.
Принятие и вступление в силу проекта федерального закона "О специальном техническом регламенте "Безопасность устройств для развлечений" должно изменить ситуацию с травматизмом в сфере применения устройств для развлечений. В частности, выполнение требований технического регламента позволит:
- повысить эффективность государственного надзора;
- обозначить ответственных лиц;
- установить требования на этапах производства и эксплуатации аттракционов и оборудования для детских площадок, вследствие чего минимизировать риски причинения ущерба жизни и здоровью посетителей и пассажиров аттракционов.
Предлагаемые в проекте федерального закона "О специальном техническом регламенте "Безопасность устройств для развлечений" принципы технического регулирования в области безопасности устройств для развлечений базируются на опыте использования Директивы Европейского сообщества 98/37/ЕС "О безопасности машин и оборудования" и европейском стандарте EN 13814 "Конструкции и механизмы постоянных и передвижных развлекательных парков. Безопасность".
В регламенте предусмотрено максимальное приближение к процедурам и схемам подтверждения соответствия, установленным в европейских директивах "Нового подхода" и "Глобального подхода", с использованием модулей подтверждения соответствия, основанных на принятии изготовителем декларации о соответствии или обязательной сертификации.
В регламенте предусмотрена возможность использования (на добровольной основе) применительно к аттракционам и другим устройствам для развлечений в качестве доказательной базы при подтверждении соответствия требованиям технических регламентов национальных стандартов Российской Федерации, в основном гармонизированных с международными стандартами. Также предусмотрена возможность использования имеющейся в России испытательной базы, имеющей достаточное количество испытательных лабораторий, аккредитованных в рамках Системы сертификации ГОСТ Р, для проведения испытаний по подтверждению соответствия требованиям технического регламента.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О специальном техническом регламенте
"Безопасность устройств для развлечений"
Принятие Федерального закона "О специальном техническом регламенте "Безопасность устройств для развлечений" не потребует дополнительных затрат за счет средств федерального бюджета и не приведет к сокращению его доходов.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием
Федерального закона "О специальном техническом регламенте
"Безопасность устройств для развлечений"
Принятие Федерального закона "О специальном техническом регламенте "Безопасность устройств для развлечений" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законодательных актов Российской Федерации.