РД-07-02-2004
РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ
ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Дата введения 2005-02-14
УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 декабря 2004 года N 287
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ИХ РАСШИФРОВКА
АС |
атомная станция; |
ИР |
исследовательский реактор; |
ЗБМ |
зона баланса материалов; |
КТИ |
ключевая точка измерений; |
МБО |
материально-балансовый отчет; |
МБП |
межбалансовый период; |
МВИ |
методика выполнения измерений; |
МТО |
межрегиональный территориальный округ по надзору за ядерной и радиационной безопасностью; |
НОУ |
низкообогащенный уран; |
ОИК |
отчет об изменении инвентарного количества; |
ОИКс |
отчет об изменении инвентарного количества ядерных материалов, сводный по организации; |
ПР |
промышленный реактор; |
РДЭО |
руководящий документ эксплуатирующей организации; |
СКД |
средство контроля доступа; |
СНК |
список наличного количества ядерных материалов; |
СНКс |
список наличного количества ядерных материалов, сводный по организации; |
СО |
специальный отчет; |
СОБ |
стандартный образец; |
СТП |
стандарт предприятия; |
СФНК |
список фактически наличного количества ядерных материалов; |
ТВС |
тепловыделяющая сборка; |
ТУК |
транспортный упаковочный комплект; |
УИВ |
устройство индикации вмешательства; |
УЕ |
учетная единица; |
ФИ |
физическая инвентаризация; |
ФИС |
Федеральная информационная система учета и контроля ядерных материалов; |
ЯМ |
ядерный материал. |
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Методические указания по проверке выполнения Основных правил учета и контроля ядерных материалов (далее - Методические указания) предназначены для инспекторского состава Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, осуществляющего надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.
2. Методические указания разработаны на основании требований Положения об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98) и Положения о надзоре за системой государственного учета и контроля ядерных материалов (РД 08-01-2003).
3. Термины и определения, используемые в Методических указаниях, приведены в приложении.
4. Конкретные вопросы, подлежащие проверке при проведении инспекции (из числа указанных в последующих главах Методических указаний) определяются должностным лицом, назначившим инспекцию, и отражаются в рабочей программе инспекции.
5. В последующих главах Методических указаний приведены названия разделов Основных правил учета и контроля ядерных материалов* (НП-030-01), а в самих разделах - номера пунктов, выполнение требований которых подлежит проверке.
________________
* Далее Основные правила учета и контроля ядерных материалов именуются - Правила.
II. ПРОВЕРКА ТРЕБОВАНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАЗДЕЛЕ 2 "ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ"
6. По п.2.2.3 и 2.2.4 необходимо проверить наличие в эксплуатирующей организации документа, устанавливающего ЗБМ и КТИ. Это может быть как отдельный документ, так и Положение по учету и контролю ядерных материалов в эксплуатирующей организации, содержащее отдельным разделом описание ЗБМ и КТИ.
7. По п.2.2.7 необходимо проверить, сравнив учетные и отчетные документы до и после выгрузки ТВС, что после выгрузки ТВС из реактора произведен расчет наработки плутония и выгорания урана и урана-235, и результаты расчета зарегистрированы в учетных и отчетных документах.
8. По п.2.2.8 необходимо проверить на АС, ИР и ПР, что до выгрузки ТВС из реактора масса и состав ЯМ в учетных и отчетных документах на эти ТВС не менялись.
9. По п.2.2.10 необходимо проверить наличие в эксплуатирующей организации документа, устанавливающего величину допустимой инвентаризационной разницы для каждой ЗБМ.
10. По п.2.2.11 необходимо проверить, что документами эксплуатирующей организации, организации установлена единая система отчетности по учету и контролю ядерных материалов для всех входящих в нее подразделений и ЗБМ.
11. По п.2.2.12 необходимо проверить, что исправление ошибочно сделанных записей в учетной документации (учетных данных) производится только внесением новой записи за новым номером с сохранением ошибочно сделанной.
12. По п.2.2.13 необходимо проверить, что исправление отчетных данных осуществляется только путем представления новых отчетных документов.
13. По п.2.2.14 необходимо проверить, что документами эксплуатирующей организации, организации определен порядок обеспечения сохранности и защиты информации по учету и контролю ядерных материалов как в организации в целом, так в каждом ее подразделении и ЗБМ.
III. ПРОВЕРКА ТРЕБОВАНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАЗДЕЛЕ 3 "ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ"
14. По п.3.1.1 необходимо проверить по документам и с использованием средств измерений количества и состава ядерных материалов, имеются ли в наличии в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, материалы из приведенного в этом пункте перечня ядерных и специальных неядерных материалов, подлежащих государственному учету и контролю.
15. По п.3.1.2.1 необходимо проверить, попадают ли все или частично ядерные материалы, имеющиеся в организации, в список, приведенный в п.3.1.2.1 Правил.
На горно-металлургических предприятиях и предприятиях, где производится радиохимическое выделение нептуния-237, америция-241, америция-243, калифорния-252, на государственный учет должна ставиться готовая продукция.
16. По п.3.1.2.2 необходимо проверить, что указанные в этом пункте ядерные материалы:
- в учетных и отчетных документах числятся как снятые с учета в данной системе государственного учета и контроля ядерных материалов, а не как переданные в другую ЗБМ или организацию, и это соответственно учтено при подведении баланса ядерных материалов;
- были сняты с учета в момент их отправки* из ЗБМ, входящей в данную систему государственного учета и контроля ядерных материалов, в другую организацию или ЗБМ, входящую в систему государственного учета и контроля ядерных материалов, предназначенных для оборонных целей, или в момент их отправки из ЗБМ потребителю или в хранилище радиоактивных отходов;
________________
* Моментом отправки из ЗБМ и/или организации считается момент передачи учета ЯМ от уполномоченного за учет и контроль ЯМ в ЗБМ или организации-отправителя уполномоченному за учет и контроль ЯМ в ЗБМ или организации-получателю. Моментом передачи учета является оформление акта приема-передачи ядерных материалов.
- не были необоснованно сняты (например, списаны как "безвозвратные потери") с государственного учета.
17. По п.3.1.2.3 необходимо проверить, что в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, в соответствующих документах (РДЭО, положениях, инструкциях, приказах и т.п.) установлен порядок постановки на учет производимых, нарабатываемых и/или получаемых ядерных материалов, отвечающий требованиям пп.2.2.7 и 2.2.8 Правил, и этот порядок соблюдается.
18. По п.3.1.2.4 необходимо проверить, что в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, в соответствующих документах (РДЭО, положениях, инструкциях, приказах и т.п.) установлен порядок снятия с учета отправленных ядерных материалов, отвечающий требованиям пп.2.2.7 и 2.2.8 Правил, и этот порядок соблюдается.
19. По п.3.1.2.5 необходимо проверить, что в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, в соответствующих документах (РДЭО, положениях, инструкциях, приказах и т.п.) установлен порядок постановки на учет ядерных материалов, полученных в результате утилизации ядерных боеприпасов, ядерных зарядов и их составных частей, отвечающий требованиям пункта 3.1.2.5 Правил, и этот порядок соблюдается.
20. По п.3.1.2.6 при осуществлении надзора в Федеральном агентстве по атомной энергии необходимо проверить, что внесение данных о ядерных материалах в Государственный регистр ядерных материалов, осуществляется в соответствии с приказом Минатома России от 12 июля 2001 г. N 397 "О государственном регистре ядерных материалов Российской Федерации".
21. По п.3.1.3.1 необходимо проверить значение масс ядерного материала имевшегося и/или имеющегося в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами в течение любого 12-месячного периода времени.
Это означает, что при выполнении следующего условия ядерные материалы, находящиеся в распоряжении организации, должны быть поставлены на государственный учет:
, где:
- минимальное количество ядерных материалов, начиная с которого они подлежат государственному учету и контролю;
- документально зарегистрированное количество ядерного материала в организации (ЗБМ) на момент начала инвентаризации;
- определенное и документально зарегистрированное увеличение количества ядерных материалов в организации (ЗБМ) за данный межбалансовый период (12 календарных месяцев) в результате всех поступлений, наработок и т.д.;
- определенное и документально зарегистрированное уменьшение количества ядерных материалов в ЗБМ за данный межбалансовый период (12 календарных месяцев) в результате всех отправок из организации (ЗБМ), ядерных превращений, потерь и т.д.
Суммирование увеличений и уменьшений производится за 12 календарных месяцев.
При этом для определения МК:
- количество обогащенного урана пересчитывается на уран 235;
- количество урана природного обогащения не пересчитывается на уран 235.
Если в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, находится совокупность ядерных материалов, продукты, содержащие смесь ядерных материалов, то государственный учет и контроль распространяются на них в случаях превышения хотя бы одного из перечисленных в таблице 1 НП-030-01 минимальных количеств ядерных материалов.
22. По п.3.1.3.2 необходимо проверить - позволяют ли показатели точности методик выполнения учетных измерений в системе измерения ядерных материалов вести отчетные документы в соответствии с требованиями пункта 3.1.3.2 таблицы 1 Правил.
Метрологические правила и нормы, выполнение требований которых позволяет произвести достоверную запись полученного результата измерений, изложены в нормативных документах государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ), в таких, как МИ 1317-86 "ГСИ. Результаты и характеристики погрешности измерений. Формы представления. Способы использования при испытаниях образцов продукции и контроле их параметров", МИ 1552-86 "ГСИ. Измерения прямые однократные. Оценивание погрешностей результатов измерений", и ГОСТ 8.207-76 "ГСИ. Прямые измерения с многократными наблюдениями. Методы обработки результатов наблюдений", МИ 2083-90 "ГСИ. Измерения косвенные. Определение результатов измерений и оценивание их погрешностей".
В соответствии с этими нормативными документами числовое значение результата измерения должно оканчиваться цифрой того же разряда, что и значение суммарной абсолютной погрешности. При вычислениях следует пользоваться правилами округления.
Отсюда следует, что абсолютная суммарная погрешность () результата определения массы ядерного материала независимо от значения его измеряемой массы не должна превышать величины, равной половине разряда следующего за значимой цифрой, указанной в таблице "Минимальные количества ядерных материалов, начиная с которых они подлежат государственному учету и контролю" в столбце "Последние значащие цифры в значении массы ядерного материала в отчетных документах".
Пример.
В соответствии со строкой N 4 таблицы 1 Правил абсолютная суммарная погрешность методики выполнения учетных измерений для взвешивания контейнера типа З0В, отправляемого с гексафторидом урана с обогащением 3,6% и имеющего массу нетто 2277 кг и массу тары (незагруженного ТУК) 1341 кг - (), не должна превышать ±0,05 кг.
Относительная суммарная погрешность весов, используемых для выполнения учетных измерений заполненного контейнера ЗОВ, должна быть меньше или равна:
.
23. По п.3.2.1 необходимо проверить правильность определения категорий ядерных материалов находящихся в ЗБМ. Количественные параметры категорий ядерных материалов* приведены в таблицах 2-5 Правил.
________________
* В таблицах 2-5 Правил Рu с содержанием Рu-238 не более 80%, за исключением п.Г) табл.5.
При определении категории ядерных материалов следует обратить внимание на то, что НОУ, все облученные ядерные материалы и специальные неядерные материалы относятся к категории 4.
24. По п.3.2.2 необходимо проверить правильность определения категорий ядерных материалов для ЗБМ, в которых находятся различные ядерные материалы и различные продукты.
При определении категории ядерных материалов следует исходить из указанных в таблицах 2-5 Правил количественных пределов масс тех ядерных материалов, которые попадают в категорию с меньшим номером.
25. По п.3.3.1 необходимо проверить:
- по документам - как административно установлены границы* ЗБМ;
________________
* Пересечение границ ЗБМ недопустимо, так как в этом случае ядерный материал может находиться в двух ЗБМ одновременно.
- на месте - однозначно ли определены физические границы ЗБМ, т.е. совпадают ли они с границами (стенами) помещений или оборудованы ли они другими физическими барьерами;
- позволяет ли структура ЗБМ в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, выполнить требования пункта 6.2.1 Правил о периодичности проведения физической инвентаризации;
- возможность выполнения требований пункта 6.3.1 Правил о приостановке любых перемещений ядерных материалов на период проведения физической инвентаризации. Исключение могут составлять только ЗБМ с непрерывным производственным циклом;
- не будет ли модуль инвентаризационной разницы в ЗБМ заведомо превышать величин, указанных в п.6.4.2 Правил;
- представлена ли информация о количестве и границах ЗБМ в ведомство по подчиненности, Федеральное агентство по атомной энергии и Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору;
- имеются ли инструкции по учету и контролю ядерных материалов для каждой ЗБМ, разработанные в соответствии с п.8.4 Правил;
- возможно ли, в соответствии с пп.8.4 и 8.5 Правил, произвести оценку потерь ядерных материалов в ЗБМ с помощью измерений или расчетных методик, основанных на результатах предварительных измерений или экспериментальных исследований;
- назначены ли в соответствии с п.8.6 Правил приказом для каждой ЗБМ лица, материально ответственные за ядерные материалы, находящиеся в ЗБМ, и лица, замещающие их на период временного отсутствия (отпуска, болезни, командировка), и заключены ли с ними договоры о материальной ответственности.
26. По п.3.3.2 необходимо проверить, что:
- в ЗБМ определены КТИ потока или фактически наличного количества ядерного материала;
- структурные подразделения организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, такие как заводские лаборатории, зоны перевалки и склады, а также участки с ядерными материалами, требующие специальной защиты информации, выделены в отдельные ЗБМ.
27. По п.3.3.3 необходимо проверить, что:
- в КТИ, установленных организацией, имеются условия и приборы, позволяющие произвести с требуемой точностью учетные и/или подтверждающие измерения ядерных материалов, находящихся в ЗБМ;
- ядерные материалы могут поступать в ЗБМ и отправляться из ЗБМ только через потоки, соответствующие КТИ.
28. По п.3.4.2.1 необходимо проверить факт использования УИВ в местах доступа в помещения, камеры, боксы, а также на контейнерах, учетных единицах и другом оборудовании, где имеются ядерные материалы.
Следует обратить внимание на то, что свинцовые и пластмассовые пломбы не являются устройствами индикации вмешательства, так как не имеют индивидуального номера или другого идентификатора.
29. По п.3.4.2.2 необходимо проверить фактическую частоту проверок работоспособности и состояния УИВ и документальную регистрацию результатов таких проверок.
30. По п.3.4.2.3 необходимо проверить, что:
- в документации организации определена формула, по которой необходимо рассчитывать величину выборки проверяемых УИВ;
- величина выборки была рассчитана правильно исходя из количества УИВ, установленных на момент их проверки;
- количество проверенных пломб соответствует расчетной величине.
31. По п.3.4.2.4 необходимо проверить наличие программы использования УИВ, в которой должны быть описаны:
- процедуры получения, приемки, хранения, установки/снятия, проверки подлинности и уничтожения снятых или недоброкачественных УИВ;
- порядок отчетности и отчетные формы по применению УИВ;
- обязанности персонала по применению УИВ;
- Кроме того, при проверке применения УИВ в организации необходимо провести проверку:
- документации по применению УИВ и (выборочно) работоспособность, состояние и наличие установленных УИВ;
- выполнения правила двух лиц при снятии - установке УИВ.
32. По п.3.4.2.3 необходимо проверить:
- наличие проекта на установку соответствующих систем наблюдения;
- что системы наблюдения эксплуатируются в соответствии с технической документацией на них;
- что технические системы, устройства для теле- или фотонаблюдения имеют устройства для фиксации происходящих событий;
- соответствие охвата зоны наблюдения установленными системами наблюдения;
- что имеется документ, определяющий порядок регулярного просмотра зафиксированных событий, и что этот порядок соблюдается.
IV. ПРОВЕРКА ТРЕБОВАНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАЗДЕЛЕ 4 "СИСТЕМА ИЗМЕРЕНИЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ И ПРОГРАММА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ИЗМЕРЕНИЙ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ"
33. По п.4.1 необходимо проверить, что для каждой ЗБМ разработана программа измерений, содержание которой соответствует установленным в этом пункте требованиям, и что указанная программа утверждена руководителем организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, и пересматривается не реже одного раза в пять лет.
34. По п.4.2 необходимо проверить наличие МВИ и их надлежащее оформление. Построение, содержание и изложение документов, регламентирующих МВИ, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 8.563-96 "ГСИ. Методики выполнения измерений" и ОСТ 95 924-88 "ОСОЕИ. Требования к построению, содержанию, изложению и оформлению методик анализа проб веществ и материалов".
35. По п.4.3 необходимо проверить наличие метрологической аттестации МВИ, выполненной в соответствии с ГОСТ Р 8.563-96 "ГСИ. Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов. Основные положения" и ОСТ 95 10430-90 "Порядок проведения метрологической аттестации методик анализа и методик выполнения измерений свойств веществ и материалов".
В соответствии с ОСТ 95 10571-2002 "Учет и контроль ядерных материалов. Система измерений. Основные положения" МВИ для учетных и проверочных (арбитражных) измерений должны иметь уровень не ниже отраслевого. Для подтверждающих измерений допускается использование МВИ уровня предприятия.
36. По п.4.4 необходимо проверить, что:
- свидетельство на СОБ имеется в наличии и оно оформлено в установленном порядке;
- аттестованные образцы являются репрезентативными образцами анализируемого производственного материала, а набор образцов отражает набор материалов, используемых на установке.
В соответствии со ст.13 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", п.7.3 ГОСТ 8.315-97 "Стандартные образцы состава и свойств веществ и материалов", а также в соответствии с определениями понятий учетных измерений и подтверждающих измерений, установленными в Правилах:
государственные стандартные образцы могут применяться для любых видов измерений в системе государственного учета и контроля ядерных материалов;
отраслевые стандартные образцы могут применяться для подтверждающих измерений и измерений в ходе осуществления технологического процесса;
стандартные образцы предприятий могут использоваться в системе государственного учета и контроля ядерных материалов только при выполнении измерений в ходе осуществления технологического процесса.
Необходимо проверить соответствие уровня аттестации СОБ виду измерений (подтверждающие или учетные).
37. По п.4.5 необходимо проверить наличие перечня средств измерений и соответствие его содержания требованиям п.4.5 Правил (наименование технического средства, его тип, марку, заводской номер).
38. По п.4.6 необходимо проверить порядок поверки средств измерений в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, и наличие не просроченных клейм поверки на средствах измерения, включенных в Перечень средств измерений, используемых в системе измерений ядерных материалов.
Порядок поверки должен соответствовать ОСТ 95 10571-2002 "Учет и контроль ядерных материалов. Система измерений. Основные положения".
В соответствии со ст.13 и 14 Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" в системе государственного учета и контроля ядерных материалов для учетных измерений должны использоваться средства измерений утвержденного типа, включенные в Государственный реестр средств измерений.
Необходимо проверить - имеют ли средства измерений, используемые для учетных измерений, сертификаты установленного образца.
39. По п.4.7 необходимо проверить наличие программы контроля качества измерений.
Содержание программы контроля качества измерений должно соответствовать ОСТ 95 10571-2002 "Учет и контроль ядерных материалов. Система измерений. Основные положения".
V. ПРОВЕРКА ТРЕБОВАНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАЗДЕЛЕ 5 "ПРОЦЕДУРЫ ПЕРЕДАЧИ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ"
40. По п.5.1.1 необходимо проверить наличие у организаций (отправителей и получателей):
- лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору* на осуществление видов деятельности в области использования атомной энергии;
________________
* К лицензиям Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору относятся также ранее выданные лицензии Госатомнадзора России и Федеральной службы по атомному надзору.
- договора* на передачу в пользование ядерных материалов, заключенного между эксплуатирующей организацией и Федеральным агентством по атомной энергии**;
________________
* При проверке наличия и содержания договоров, положений, инструкций и отчетов во внимание принимаются подлинники этих документов.
** К договорам на передачу в пользование ядерных материалов, заключенным с Федеральным агентством по атомной энергии, относятся также договора, ранее заключенные с Минатомом России.
- документов подтверждающих, что ядерные материалы, получаемые в ЗБМ, переданы в пользование в соответствии с договором с Федеральным агентством по атомной энергии.
41. По п.5.1.2 необходимо проверить:
- в случае передач ядерных материалов между организациями - наличие, правильность оформления и своевременность направления предварительных уведомлений об отправке или получении ядерных материалов и подтверждений об их получении;
- в случае передач ядерных материалов между ЗБМ - наличие и правильность оформления приходно-расходной и сопроводительной документации.
42. По п.5.1.3 необходимо проверить соответствие данных, указанных в сопроводительных документах на ядерные материалы, требованиям п.5.1.3 Правил (типы и идентификаторы печатей/пломб, массы-брутто контейнеров и другие необходимые данные).
43. По п.5.1.4 Необходимо проверить документы, в которых регистрируются результаты следующих действий:
- внешний осмотр и проверка количества и целостности учетных единиц (контейнеров), соответствие идентификаторов и мест их размещения данным сопроводительных документов;
- проверка количества, типа и целостности УИВ, примененных к транспортному средству и/или контейнерам с ядерными материалами, соответствие мест их установки и идентификаторов данным сопроводительных документов;
- подтверждающие измерения массы-брутто контейнеров с ядерными материалами, параметров ядерных материалов.
Кроме того, в ходе инспекций по проверке процедур передач ядерных материалов следует проверить, как персонал непосредственно выполняет эти процедуры в соответствии с порядком, установленным в организации.
44. По п.5.1.5 необходимо проверить наличие документации, устанавливающей вид и объем подтверждающих измерений в зависимости от факторов, указанных в п.5.1.5 Правил (вида передачи, видов ядерных материалов, количества ядерных материалов, видов продуктов, типа тары и УИВ погрешностей измерений).
45. По п.5.1.6 необходимо проверить:
- наличие документов, составленных на основании результатов входного/выходного контроля, и соответствие их содержания требованиям п.5.1.6 Правил;
- фактически проведенные измерения, которые должны отвечать требованиям документации, устанавливающей вид и объем подтверждающих измерений в соответствии с описанием, приведенным в п.5.1.5 Правил.
Кроме того, должны регулярно проводиться инспекции по проверке данных входного/выходного контроля с использованием средств измерений, имеющихся в распоряжении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
46. По п.5.2.1 в ходе оперативных инспекций по проверке передач ядерных материалов следует проверить, что:
- при получении ядерных материалов в течение трех рабочих дней осуществлена проверка атрибутивных признаков тары с ядерными материалами и выполнены подтверждающие измерения;
- при отсутствии замечаний произведена предварительная приемка и постановка на учет ядерных материалов;
- не нарушены сроки окончательной приемки и постановки на учет ядерных материалов (не позднее 10 суток после получения ядерных материалов и паспортов на них), если иное не оговорено международным или межправительственным соглашением или договором.
47. По п.5.2.2 необходимо проверить, что в организации-отправителе:
- отправленные ядерные материалы сняты с учета в течение одного рабочего дня;
- паспорта (формуляры, сертификаты) на отправленные ядерные материалы отправлены в течение трех рабочих дней организации-получателю.
48. По п.5.2.3 необходимо проверить, что:
- данные о полученных ядерных материалах внесены получателем в учетную документацию;
- данные об отправленных ядерных материалах внесены в учетную документацию организации-отправителя.
49. По п.5.3 необходимо проверить наличие документации, устанавливающей, что расхождение данных отправителя и получателя при передачах ядерных материалов должно определяться как разница между значениями масс, указанными организацией-отправителем (паспортных данных) и полученных организацией-получателем путем измерений в соответствии с требованиями п.5.1.5 Правил.
50. По п.5.4.1 необходимо проверить, что:
- в организации-получателе разработана и введена в действие методика оценки расхождений в данных отправителя и получателя, отвечающая требованиям п.5.4.1 Правил;
- в организации-получателе проведена оценка расхождения данных отправителя и получателя в соответствии с разработанной методикой;
- организация-отправитель и организация-получатель провели расследование выявленного расхождения для выяснения причин его возникновения;
- причины возникновения расхождений устранены или устраняются.
51. По п.5.4.2 необходимо проверить, что в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, в соответствующих документах установлен и соблюдается порядок подготовки и направления СО в орган управления использованием атомной энергии, осуществляющий учет и контроль ядерных материалов на ведомственном уровне в Федеральное агентство по атомной энергии и в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. В случае обнаружения расхождений данных отправителя и получателя необходимо проверить своевременность направления и полноту содержания СО.
VI. ПРОВЕРКА ТРЕБОВАНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАЗДЕЛЕ 6 "ФИЗИЧЕСКАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ, ПОДВЕДЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО БАЛАНСА И ОЦЕНКА ИНВЕНТАРИЗАЦИОННОЙ РАЗНИЦЫ"
52. По п.6.1.2 необходимо проверить наличие отвечающих требованиям пункта 6.1.2 Правил методик и инструкций по проведению ФИ в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами.
53. По п.6.1.3 необходимо проверить, что:
- перед физической инвентаризацией в ЗБМ проведена соответствующая подготовка (издан приказ, имеются в наличии отчетные документы предыдущей физической инвентаризации, произведена зачистка оборудования, продукты зачистки к моменту начала инвентаризации помещены в отдельные емкости, и сведения о них, как об учетных единицах, на время проведения физической инвентаризации внесены в учетные документы, подготовлены учетные документы с данными о наличии, расположении и перемещениях ядерных материалов в ЗБМ и между ЗБМ).
- составлены СНК и СФНК;
- учетная документация проверена и это документально зафиксировано;
- во время ФИ проведена проверка соответствия СНК и данных учета;
- проверено состояние СКД (проверена целостность УИВ, просмотрены записи с фото и видеосистем наблюдений, проверены данные по срабатыванию мониторов) и это документально зафиксировано;
- проведены учетные и подтверждающие измерения фактически наличных количеств ядерных материалов с учетом погрешностей измерений и это документально зафиксировано;
- проведена оценка величины неизмеренных потерь и ее погрешности;
- определена инвентаризационная разница и ее погрешность.
54. По п.6.1.4 необходимо проверить, что по завершении ФИ была определена ИР и ее погрешность, и они были проанализированы в соответствии с требованиями, установленными в пп.6.4.1 и 6.4.2 Правил.
55. По п.6.1.5 необходимо проверить, что:
- во время физической инвентаризации была определена (измерена) масса каждого ядерного материала, который ранее не был измерен или ранее определенные значения массы ядерных материалов использованы при условии выполнения требования пункта 6.1.6 Правил;
- значение массы ядерного материала, а также значения погрешности измерения для доверительной вероятности, равной 0,95, полученные в ходе измерений во время физической инвентаризации, зарегистрированы.
56. По п.6.1.6 необходимо проверить, что ядерные материалы, масса которых не измерялась во время физической инвентаризации, и для которых были использованы ранее полученные и документально зарегистрированные данные с момента измерений до момента физической инвентаризации, были опломбированы, и во время ФИ выборочно измерялись вес брутто или вес нетто УЕ, содержащих эти материалы и изотопный состав ядерных материалов.
57. По п.6.1.7 необходимо проверить, что:
- формула для определения выборки ядерных материалов для проведения подтверждающих измерений установлена соответствующими документами организации;
- расчет выборки был произведен в строгом соответствии с этой формулой;
- результаты подтверждающих измерений согласуются с документально зарегистрированными в пределах погрешности МВИ и установленной доверительной вероятностью 0,99.
При проверке выполнения требований п.6.1.7 Правил необходимо иметь в виду, что проверка УИВ только подтверждает отсутствие несанкционированного доступа к ядерному материалу и не может подтвердить отсутствие недостачи/излишка порогового количества ядерных материалов.
Совокупность подтверждающих измерений должна подтвердить отсутствие недостачи/излишка порогового количества ядерных материалов.
Недостачу/излишек ядерных материалов в неразборных учетных единицах может подтвердить проверка:
- соответствия идентификатора УЕ;
- целостности УЕ;
- наличия и вида ядерных материалов, находящихся в УЕ.
Недостачу/излишек ядерных материалов в разборных учетных единицах может подтвердить проверка:
- соответствия идентификатора УЕ;
- целостности УЕ;
- соответствия и целостности УИВ;
- веса брутто УЕ;
- наличия и/или вида ядерных материалов, находящихся в УЕ.
Возможно использование и других наборов подтверждающих измерений при условии выполнения требований пп.6.4.1, 6.4.2 и 6.4.3 Правил исходя из потенциальной возможности утраты, подмены продуктов в ЗБМ.
58. По п.6.1.8 необходимо проверить, что в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, в соответствующих документах установлен и соблюдается порядок действий в случае определения статистически значимой разницы между результатами учетных и подтверждающих измерений, который предусматривает:
- сообщение в течение 24 часов администрации эксплуатирующей организации об обнаружении статистически значимой разницы между результатами учетных и подтверждающих измерений для подготовки СО согласно п.7.2.15 Правил;
- проведение расследования причин возникновения этой разницы;
- выполнение новых учетных измерений и внесение изменения в учетные документы;
- документирование результатов расследования и дополнительных действий, необходимых для предотвращения появления статистически значимой разницы.
59. По п.6.2.1 необходимо проверить, что:
- для каждой ЗБМ правильно определена категория ядерного материала;
- частота проведения ФИ в ЗБМ соответствует категории ядерных материалов, находящихся в ЗБМ;
- в эксплуатирующей организации, организации ежегодно проводится физическая инвентаризация ядерных материалов, во время которой измеряются и документально подтверждаются фактическое количество и состояние всех ядерных материалов, находящихся во всех зонах баланса материалов, и анализируются полученные результаты.
60. По п.6.2.2 необходимо проверить частоту проведения ФИ в ЗБМ. Если частота меньше установленной, то необходимо убедиться, что:
- в организации существует обоснование на уменьшение частоты проведения ФИ в данной ЗБМ;
- получено решение Федерального агентства по атомной энергии и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об уменьшении частоты ФИ для данной ЗБМ;
- в ЗБМ, где уменьшена частота проведения ФИ, к ядерному материалу применяются дополнительные меры контроля доступа к ядерным материалам.
61. По п.6.3.1 необходимо проверить, что руководителем организации издан приказ о проведении ФИ, в котором определены инвентаризационные комиссии, сроки подготовки и проведения ФИ, а также время, после которого запрещаются любые перемещения ядерных материалов на период ФИ без разрешения председателя инвентаризационной комиссии, включая отправку и получение ядерных материалов (кроме участков разделительных и радиохимических производств, использующих непрерывную технологию переработки ядерных материалов, работающих блоков РБМК).
62. По п.6.3.2 необходимо проверить, что:
- по результатам ФИ составлен акт инвентаризационной комиссии;
- подведен баланс ядерных материалов в ЗБМ;
- определена и проанализирована ИР и погрешность ее определения;
- составлены учетные документы;
- составлены и утверждены МБО и СФНК.
63. По п.6.3.3 необходимо проверить, какое значение количества ядерного материала в ЗБМ используется в качестве наличного количества ядерного материала в ЗБМ на начало следующего межбалансового периода:
- при установлении аномалии в учете и контроле ядерного материала на основании п.6.4 Правил;
- при отсутствии аномалии в учете и контроле ядерных материалов.
64. По п.6.3.4 необходимо проверить, что в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, в соответствующих документах установлен и реализуется на практике порядок выяснения причин аномалии, включающий выполнение специальных исследований, определение и документальную регистрацию значений наличного количества ядерного материала в ЗБМ.
65. По п.6.4.1 необходимо проверить, что во время проведения ФИ не была выявлена недостача или избыток учетной единицы.
66. По п.6.4.2 необходимо проверить, что модуль величины , либо ее утроенная среднеквадратичная погрешность не превышает любую из величин, указанных в п.6.4.2.Правил:
- утроенной среднеквадратичной погрешности , то есть:
;
где:
- инвентаризационная разница за текущий межбалансовый период;
- среднеквадратичная погрешность определения инвентаризационной разницы;
- 2% от суммы зарегистрированного количества данного ядерного материала и всех увеличений его количества за межбалансовый период для промышленных ядерных установок:
Это означает, что должно соблюдаться следующее неравенство:
:
где:
- наличное количество ядерных материалов в ЗБМ, определенное и документально зарегистрированное на начало данного МБП;
- определенное и документально зарегистрированное увеличение количества ядерных материалов в ЗБМ за данный МБП;
- 3% от такой же величины - для опытно-промышленных и исследовательских ядерных установок:
Это означает, что должно соблюдаться следующее неравенство:
;
- 3 кг - по плутонию, урану-233 для ЗБМ, содержащих ядерные материалы категорий 1, 2:
;
- 8 кг - по урану-235 , содержащемуся в ядерных материалах категорий 1, 2 и 3;
Это означает, что должно соблюдаться следующее неравенство:
;
где:
- инвентаризационная разница, рассчитанная по урану 235;
- среднеквадратичная погрешность определения инвентаризационной разницы, рассчитанной по урану 235;
- 70 кг по урану-235 - для урана с обогащением менее 20% ядерных материалах категории 4;
Это означает, что должно соблюдаться следующее неравенство:
;
67. По п.6.4.3 необходимо проверить, что величина выборки УЕ для подтверждающих измерений определена в соответствии с Методикой расчета объема выборки при проведении выборочных измерений ядерных материалов, установленной Методическими рекомендациями по проведению физической инвентаризации ядерных материалов на ядерных установках и пунктах хранения ядерных материалов (РБ-026-04).
VII. ПРОВЕРКА ТРЕБОВАНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАЗДЕЛЕ 7 "УЧЕТНЫЕ, ОТЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ УВЕДОМЛЕНИЯ"
68. По п.7.1.1 необходимо проверить, что в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, для каждой ЗБМ разработана система учетных документов (журналы, накладные, требования и т.д.), которые содержат данные по каждому виду ядерного материала, включая:
- количество ядерных материалов в ЗБМ;
- изменения количеств ядерных материалов в ЗБМ.
69. По п.7.1.2 необходимо проверить, что в учетных документах отражаются все изменения количества ядерных материалов для каждой партии, характеристики партии, исходные данные для формирования партии и указываются даты изменения количества ядерных материалов, ЗБМ организации-отправителя и ЗБМ организации-получателя.
70. По п.7.1.3 необходимо проверить, что в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, в структуру учетных документов включены такие документы, в которых содержатся данные, необходимые для определения количественных и качественных изменений ядерных материалов в ЗБМ, включая:
- результаты калибровки, проверки и поверки всех средств изменений;
- данные по отбору проб и результаты их анализа;
- результаты контроля качества измерений;
- случайные и систематические погрешности измерений.
71. По п.7.2.1 необходимо проверить, что в организации в рамках единой системы форм отчетности созданы и действуют основанные на учетных документах ОИК, МБО, СНК, СФНК и СО.
В настоящее время разработаны и введены в действие приказом Минатома России от 22.10.2003 N 440 "Об утверждении и введении доработанных форм отчетности" отчетные формы Списка наличного количества ядерных материалов сводного по организации (СНКс) и Отчета об изменении инвентарного количества ядерных материалов сводного по организации (ЩИКс). Данные формы соответствуют отчетам ОИК и СНК по организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами.
72. По п.7.2.2 необходимо проверить, что отчетные документы организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, направляются на регулярной, заранее согласованной основе, в эксплуатирующую организацию, в орган управления использованием атомной энергии, а также в орган управления использованием атомной энергии, осуществляющий учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне.
73. По п.7.2.3 необходимо проверить, что:
- в организации составляются ОИК, СНК, СФНК по ЗБМ и ОИКс и СНКс по организации в целом;
- эти отчеты содержат информацию о наличном количестве ядерных материалов и перемещениях ядерных материалов между ЗБМ или между эксплуатирующими организациями, организациями.
74. По п.7.2.4 необходимо проверить регулярность и сроки отправки ОИК, СНК по ЗБМ лицом, ответственным за учет и контроль ядерных материалов в ЗБМ в службу, осуществляющую учет ЯМ в организации.
ОИК должен отправляться непосредственно после события, связанного с каждым изменением количества ядерного материала, или ежемесячно - по имевшимся в этот период изменениям количеств ядерных материалов, но не позднее чем через 15 дней после последнего дня месяца, в котором произошли указанные изменения.
75. По п.7.2.5 необходимо проверить ежеквартальное направление ОИКс в ведомство по подчиненности и в ФИС.
76. По п.7.2.6 необходимо проверить направление ОИКс за периоды, в течение которых не было изменений в инвентарном количестве ЯМ.
77. По п.7.2.7 необходимо проверить составление МБО по результатам каждой ФИ во всех ЗБМ и в организации в целом.
78. По п.7.2.8 необходимо проверить, что в МБО ЗБМ в виде отдельных записей по каждому ядерному материалу отражаются:
- начальное зарегистрированное количество ядерных материалов;
- увеличения и/или уменьшения количества ядерных материалов за отчетный МБП;
- конечное фактически наличное количество ядерных материалов, установленное в результате физической инвентаризации;
- значение инвентаризационной разницы и погрешности ее определения.
79. По п.7.2.9 необходимо проверить, что МБО организации составлен в период проведения физической инвентаризации на основании данных, полученных в ходе ФИ по всем ЗБМ организации.
80. По п.7.2.10 необходимо проверить, что в МБО организации в виде отдельных записей по каждому виду ядерных материалов отражаются:
- начальное зарегистрированное количество ядерных материалов;
- конечное зарегистрированное и фактически наличное количество ядерных материалов, установленное по результатам физической инвентаризации.
Необходимо проверить соответствие зарегистрированных в МБО организации данных, данным МБО ЗБМ.
81. По п.7.2.11 необходимо проверить, что в случае выявления аномалии при сравнении данных о ЯМ, указанных в СНК, с фактическим количеством имеющегося ЯМ, к материально-балансовому отчету были приложены необходимые документы, подтверждающие обоснованность принятия наличного количества ядерных материалов в качестве начального для следующего МБП (протоколы измерений и т.д.).
82. По п.7.2.12 необходимо проверить, что одновременно с МБО составляется СФНК ЯМ на конец МБП.
83. По п.7.2.13 необходимо проверить, что СФНК для ЗБМ был составлен на дату ФИ в виде последовательных записей для каждого вида и партии ядерного материала, с указанием идентификационных и других характеристик для каждой партии и вида ядерного материала отдельно.
84. По п.7.2.14 необходимо проверить, что МБО и СФНК направляются ответственным за учет и контроль ядерных материалов в ЗБМ в службу учета ядерных материалов организации в срок не позднее, чем через 15 дней со дня определения наличного количества ядерных материалов.
85. По п.7.2.15 необходимо проверить, что в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, в соответствующих документах установлен и реализуется на практике порядок подготовки и представления в соответствующий орган управления использованием атомной энергии и орган государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии СО.
При проверке следует иметь в виду, что СО в течение 24 часов должен быть представлен по телефону, факсу или по электронной почте, а письменный отчет в соответствии с п.22 Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 962, в течение 3 дней.
86. По п.7.2.16 необходимо проверить, что СО содержит:
- описание обстоятельств, события и/или серии событий, связанных с ЯМ, в отношении которого имело место несанкционированное действие;
- идентификацию и определение вида ЯМ;
- исходные данные для определения количественных характеристик ЯМ;
- принятые меры и программу последующих действий для разрешения возникших проблем.
87. По п.7.3.1 необходимо проверить, что перед передачей ядерных материалов организация-отправитель в срок не позже 7 дней направила предварительное уведомление об отправлении ядерных материалов организации-получателю и в структурное подразделение МТО, осуществляющее надзор в организации-отправителе.
88. По п.7.3.2 необходимо проверить, что при проведении экспортно-импортных операций, а также передаче ядерных материалов между организациями разных ведомств организация-отправитель и организация-получатель направляют предварительные уведомления в ведомство по подчиненности, в Федеральное агентство по атомной энергии и в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору:
- в случае плановой отправки не менее чем за 15 дней до даты предполагаемой отправки/получения;
- в случае внеплановой отправки по специальному распоряжению соответствующих органов исполнительной власти не позднее трех дней после того, как определены сроки отправки.
89. По п.7.3.3 необходимо проверить, что при проведении экспортно-импортных операций, а также передаче ядерных материалов между организациями одного или разных ведомств организация-получатель после получения и постановки на учет ЯМ направляет в ведомство по подчиненности, в Федеральное агентство по атомной энергии и в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору подтверждение о факте его получения, используя форму предварительных уведомлений.
VIII. ПРОВЕРКА ТРЕБОВАНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАЗДЕЛЕ 8 "УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОРГАНИЗАЦИЯХ"
90. По п.8.2 необходимо проверить, что в эксплуатирующей организации, организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, имеется организационно-распорядительный документ о порядке учета и контроля ЯМ, утвержденный руководителем эксплуатирующей организации, организации, и его срок действия не истек. Указанный документ должен пересматриваться не реже одного раза в 5 лет. В нем должны быть определены:
- организация работ по учету и контролю ядерных материалов в организации и в ЗБМ;
- структура и состав персонала, занятого учетом и контролем ядерных материалов;
- количество ЗБМ, их границы и структура;
- применяемые в эксплуатирующей организации, организации для учета и контроля ЯМ методики и средства измерений;
- средства контроля доступа к ЯМ;
- перечень и формы учетной и отчетной документации;
- порядок контроля состояния учета и контроля ЯМ в ЗБМ;
- порядок расследования аномалий в учете и контроле ЯМ;
- порядок подготовки и допуска персонала к работам по учету и контролю ЯМ;
- сроки формирования СНК ЯМ в ЗБМ и в целом по организации;
- порядок проведения ФИ.
91. По п.8.3 необходимо проверить, что в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами, установлены и реализуются на практике порядок и процедуры, которые обеспечивают проверку данных об идентификаторах учетных единиц, идентификаторах УИВ и местоположении учетных единиц с достоверностью не менее чем 99%.
92. По п.8.4 необходимо проверить, что в эксплуатирующей организации, организации для каждой ЗБМ разработаны и утверждены руководителем организации инструкции по учету и контролю ЯМ, в которых определены:
- КТИ, а также применяемые в них методики и средства измерений;
- средства контроля доступа к ядерным материалам;
- процедуры учета и контроля ядерных материалов, применяемые в данной ЗБМ;
- процедуры оценки потерь ядерных материалов.
93. По п.8.5 необходимо проверить, что в организации, осуществляющей обращение с ядерными материалами:
- потери ЯМ измеряются или определяются с помощью расчетных методик, основанных на результатах предварительных измерений или экспериментальных исследований;
- существует стандарт организации (или любой другой документ) по измерению или определению потерь ЯМ;
- максимальные допустимые величины потерь ядерных материалов, установленные в стандарте организации, согласованы с Федеральным агентством по атомной энергии;
- отсутствует практика списания "безвозвратных потерь".
94. По п.8.6 необходимо проверить наличие приказов о назначении материально-ответственных лиц для каждой ЗБМ (кладовщиков, ответственных хранителей и т.д.) и наличие договоров о материальной ответственности с ними.
95. По п.8.7 необходимо проверить, что передача ЯМ от материально-ответственного лица другим лицам оформляется документально (т.е. регистрируется в учетных документах).
96. По п.8.8 необходимо проверить, что передача ЯМ, находящихся в технологическом процессе, с одной технологической операции на другую или между сменами оформляется документально (т.е. регистрируется в учетных и отчетных документах).
IX. ПРОВЕРКА ТРЕБОВАНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАЗДЕЛЕ 9 "ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧЕТОМ И КОНТРОЛЕМ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ"
97. По п.9.1 необходимо проверить наличие в соответствующем ведомстве и организации Положения об учете и контроле ядерных материалов и порядке обеспечения ведомственного контроля, утвержденных в установленном порядке и имеющих срок действия.
98. По п.9.2 необходимо проверить, что проверки эксплуатирующей организации, организации на ведомственном уровне проводятся в соответствии с установленном порядком, но не реже одного раза в пять лет.
99. По п.9.4 необходимо проверить наличие актов ведомственных проверок состояния учета и контроля ЯМ и устранение замечаний, отмеченных в актах.
X. ПРОВЕРКА ТРЕБОВАНИЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В РАЗДЕЛЕ 10 "ТРЕБОВАНИЯ К РАБОТНИКАМ (ПЕРСОНАЛУ), ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ УЧЕТ И КОНТРОЛЬ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ"
100. По п.10.1 необходимо проверить, что:
- в организации определен порядок обучения выполнению процедур по учету и контролю ЯМ и прохождения периодической проверки знаний для работников (персонала), осуществляющих учет и контроль ядерных материалов;
- работники (персонал), осуществляющие учет и контроль ядерных материалов, проходят обучение выполнению соответствующих процедур и периодическую проверку знаний.
101. По п.10.2 необходимо проверить, что:
- периодичность проведения проверки знаний процедур учета и контроля ЯМ для различных категорий работников (персонала) установлена руководителем эксплуатирующей организации;
- периодичность проведения проверок не превышает одного раза в три года.
Приложение
ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В Методических указаниях используются термины и их определения, установленные в Основных правилах учета и контроля ядерных материалов (НП-030-01).
В целях настоящего документа используются следующие термины:
документ - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;
одновременно примененные СКД - СКД, установленные в пределах одного здания и непрерывно контролирующие доступ к данному ЯМ, например, мониторы, контролирующие перемещения ЯМ из здания; видеосистема, контролирующая вход непосредственно в помещение, где находятся ЯМ; УИВ, установленное на сейфе, где хранится ЯМ; УИВ, установленное на УЕ.
Текст документа сверен по:
рассылка