Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/9/13814.htm

     
ГОСТ Р 51960-2002
(ИСО 789-11:1996)

Группа Д29

     
     
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ТРАКТОРЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КОЛЕСНЫЕ

Метод оценки управляемости

Agricultural wheeled tractors.
Steering capability test procedure

     
     
ОКС 65.060.10
ОКП 47 9136

Дата введения 2004-01-01

     
     
Предисловие

     
     1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 275 "Тракторы"
     
     2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 27 ноября 2002 г. N 431-ст
     
     3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст международного стандарта ИСО 789-11:1996 "Тракторы сельскохозяйственные. Методы испытаний. Часть 11. Характеристики управляемости колесных тракторов" и содержит дополнительные требования, отражающие потребности экономики страны, выделенные курсивом
     
     4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
     
     

     1 Область применения

     
     Настоящий стандарт распространяется на сельскохозяйственные колесные тракторы и устанавливает метод оценки их управляемости.
     
     Требования стандарта являются обязательными, за исключением 5.2.3 и приложения А.
     

     

     2 Нормативные ссылки

     
     В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ Р 51961-2002 (ИСО 10998:1995) Тракторы сельскохозяйственные колесные. Требования к рулевому управлению
     
     

     3 Определения

     
     В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
     
     3.1 усилие управления на рулевом колесе: Сила сопротивления перемещению рулевого колеса при воздействии на него оператора для изменения направления движения трактора (ГОСТ Р 51961).
     
     3.2 управляемость трактора: Свойство трактора реагировать на действия оператора, направленные на сохранение или изменение направления движения.
     

     

     4 Средства измерений, измеряемые показатели, допускаемые погрешности измерений

     

     4.1 Средства измерений

     
     Рулетка.
     
     Динамометр.
     
     Секундомер.
     
     Манометр.
     

     

     4.2 Измеряемые показатели и допускаемые погрешности измерений

     
     Время - ±0,2 с.
     
     Расстояние, м - ±0,5%.
     
     Усилие, Н - ±1%.
     
     Масса, кг - ±0,5%.
     
     Давление, кПа - ±2%.
     
     

     5 Требования к испытательной площадке и испытуемому трактору

     

     5.1 Требования к испытательной площадке

     
     5.1.1 Размер площадки должен обеспечивать выполнение трактором заданного движения по траекториям, сопрягаемым с окружностями радиусом 12 м, приведенным на рисунках 1 и 2.
     

     


1, 8 - направление движения трактора перед выездом на траекторию;
2, 7 - стартовые точки движения по траекториям; 3 - траектория поворота трактора направо;
4, 5 - финишные точки движения по траекториям; 6 - траектория поворота трактора налево;
  - стартовая линия

Рисунок 1 - Траектории движения трактора с исправным рулевым управлением (время движения - 5 с)




1, 8 - направление движения трактора перед выездом на траекторию;
2, 7 - стартовые точки движения по траекториям; 3 - траектория поворота трактора направо;
4, 5 - финишные точки движения по траекториям; 6 - траектория поворота трактора налево;  - стартовая линия

Рисунок 2 - Траектории движения трактора с рулевым управлением в аварийном состоянии (время движения - 8 с)

     
     
     5.1.2 Поверхность площадки должна иметь твердое покрытие, обеспечивающее необходимое сцепление шин и невозможность ее разрушения шинами при повороте трактора, а также должна быть сухой; уклон площадки в любом направлении не должен превышать 3%.
     
     

     5.2 Требования к испытуемому трактору

     
     5.2.1 Параметры всех элементов трактора, связанных с рулевым управлением, должны соответствовать требованиям изготовителя.
     
     5.2.2 Распределение массы балласта должно создавать максимальное сопротивление вращению рулевого колеса и быть в пределах, указанных изготовителем.
     
     5.2.3 Усилие на рулевом колесе трактора, имеющего набор шин различного размера, рекомендуется определять с использованием шин наибольшего диаметра или шин с максимальной несущей способностью при максимальной расчетной скорости, предусмотренной изготовителем.
     
     5.2.4 Давление в шинах должно соответствовать указанному изготовителем для движения трактора в транспортном режиме с максимальной расчетной скоростью.
     
     5.2.5 Блокировка дифференциала при испытаниях должна быть отключена.
     
     

     6 Метод оценки управляемости

     
     6.1 Управляемость трактора оценивается выполнением требований к рулевому управлению, установленных в ГОСТ Р 51961, в том числе усилием на органе рулевого управления при движении трактора:
     
     - с исправным рулевым управлением - по траектории [1], приведенной на рисунке 1 и в таблице 1, имеющей протяженность, равную пути, проходимому трактором за 5 с;
     
     

Таблица 1

     
В метрах

     

 (поворот направо)
 

  (поворот налево)
 

Примечание
 

0,00
 

0,00
 

25,33
 

Стартовая точка
 

1,39
 

0,003
 

25,32
 

-
 

2,78
 

0,02
 

25,30
 

-
 

4,17
 

0,07
 

25,25
 

-
 

5,56
 

0,17
 

25,15
 

-
 

6,93
 

0,33
 

24,99
 

-
 

8,30
 

0,58
 

24,75
 

-
 

9,64
 

0,91
 

24,41
 

-
 

10,96
 

1,36
 

23,97
 

-
 

12,23
 

1,92
 

23,40
 

-
 

13,43
 

2,62
 

22,71
 

Финишная точка
 

     
     
     - с рулевым управлением в аварийном состоянии - по траектории [1], приведенной на рисунке 2 и в таблице 2, имеющей протяженность, равную пути, проходимому трактором за 8 с.
     
     Примечание - Аварийное состояние рулевых управлений с усилителем и сервоприводом имитируется отключением источника энергии.
     
     

Таблица 2

     
В метрах

     


 

 (поворот направо)
 

 (поворот налево)
 

Примечание
 

0,00
 

0,00
 

27,33
 

Стартовая точка
 

1,35
 

0,002
 

27,325
 

-
 

2,70
 

0,01
 

27,31
 

-
 

4,05
 

0,04
 

27,29
 

-
 

5,40
 

0,1
 

27,23
 

-
 

6,75
 

0,19
 

27,13
 

-
 

8,09
 

0,33
 

27,00
 

-
 

9,42
 

0,53
 

26,80
 

-
 

10,75
 

0,79
 

26,54
 

-
 

12,06
 

1,12
 

26,21
 

-
 

13,34
 

1,53
 

25,80
 

-
 

14,6
 

2,02
 

25,31
 

-
 

15,81
 

2,61
 

24,72
 

-
 

16,97
 

3,30
 

24,03
 

-
 

18,07
 

4,09
 

23,24
 

-
 

19,09
 

4,98
 

22,35
 

-
 

20,01
 

5,96
 

21,36
 

-
 

20,39
 

6,45
 

20,88
 

Финишная точка
 

     
     
     6.2 Трактор должен двигаться со скоростью (10±1) км/ч по траекториям, указанным на рисунках 1 и 2, при повороте направо - левым передним колесом, при повороте налево - правым передним колесом. Перед выездом на траекторию трактор должен иметь указанную скорость и положение, соответствующее прямолинейному движению.
     
     6.3 Измерения начинают с момента пересечения передними колесами трактора линии  и заканчивают в момент достижения передними колесами точки сопряжения с окружностью радиусом 12 м (точки 4 и 5).
     
     6.4 Усилие управления на рулевом колесе трактора, имеющего привод передних колес, определяют как при включенном, так и при выключенном приводе.
     
     6.5 Все измерения следует проводить не менее трех раз при повороте трактора как направо, так и налево.
     
     6.6 Контроль за фактической траекторией движения трактора и за отклонением ее от траектории, обозначенной разметкой, следует осуществлять по следу маркировочного устройства.
     
     

     7 Отчет об испытаниях

     
     7.1 Результаты испытаний должны быть приведены в отчете, форма которого приведена в приложении А.
     
     7.2 В отчете об испытаниях должны быть указаны:
     
     - наименование и адрес предприятия-изготовителя;
     
     - марка, модель, тяговый класс трактора;
     
     - тип рулевого управления;
     
     - эксплуатационная масса испытуемого трактора с учетом балласта (при наличии);
     
     - распределение эксплуатационной массы трактора по осям;
     
     - сведения о колесах: общее число колес, число ведущих колес, использование колес со сдвоенными шинами и др.;
     
     - сведения о шинах: маркировка, размеры, давление воздуха в шинах и др.;
     
     - дата и место проведения испытаний;
     
     - условия испытаний;
     
     - значение усилия управления на рулевом колесе;
     
     - время прохождения заданной траектории.
     

     

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(рекомендуемое)

          
Отчет об испытаниях

     
А.1 Трактор

     

Наименование и адрес предприятия-изготовителя

Марка трактора

Модель

  Масса трактора, представленного для испытаний (включая балласт):

     

Масса, приходящаяся на переднюю ось,

Масса, приходящаяся на заднюю ось,

кг

кг

Общая масса трактора, кг

Сведения о балласте

А.2 Ведущие колеса

Два

Четыре

Другие характеристики

А.3 Шины и колеса

Размеры шин

передних

задних

Одинарные или сдвоенные

Давление в шинах, кПа

А.4 Рулевой механизм

   С поворотными кулаками, вращающимися вокруг шкворней, закрепленных на концах оси

С шарнирно-сочлененной рамой

Специальные элементы рулевого управления

Тип рулевого управления (ГОСТ Р 51961):

Ручное

С усилителем

С сервоприводом

Другое


А.5 Усилие управления на рулевом колесе и время для достижения точки сопряжения траектории с окружностью радиусом 12 м при скорости (10±1) км/ч
     
     

Таблица А.1

     

Режим работы трактора
 

Усилие на рулевом колесе, Н
 

Время прохождения заданной траектории, с
 

При исправном рулевом управлении:
 


 


 

поворот налево

поворот направо

При имитации неисправности источника энергии:
 


 


 

поворот налево

поворот направо

     
     

     Замечания

     Измерения проводил

     Место проведения испытаний

     Дата проведения испытаний

     
     

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное)

          
Библиография

     
     [1] С.А.Иофинов "Технология производства тракторных работ", Сельхозгиз, 1959
     
      
     

Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2003