ГОСТ 30748-2001
(ИСО 3965-90)
Группа Д29
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Тракторы сельскохозяйственные
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ СКОРОСТИ
Agricultural tractors. Measurement of the maximum speed
МКС 65.060.10
ОКП 47 2200
47 2500
Дата введения 2003-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 275 "Тракторы"
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 20 от 1 ноября 2001 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование государства |
Наименование национального органа по стандартизации |
Азербайджанская Республика |
Азгосстандарт |
Республика Армения |
Армгосстандарт |
Республика Беларусь |
Госстандарт Беларуси |
Грузия |
Грузстандарт |
Республика Казахстан |
Госстандарт Республики Казахстан |
Кыргызская Республика |
Кыргызстандарт |
Республика Молдова |
Молдовастандарт |
Российская Федерация |
Госстандарт России |
Республика Таджикистан |
Таджикстандарт |
Туркменистан |
Главгосслужба "Туркменстандартлары" |
Республика Узбекистан |
Узгосстандарт |
Украина |
Госстандарт Украины |
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст ИСО 3965:1990 "Тракторы колесные сельскохозяйственные. Максимальные скорости. Метод определения" и содержит дополнительные требования, отражающие потребности экономики страны
4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 27 мая 2002 г. N 206-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30748-2001 (ИСО 3965-90) введен в действие непосредственно в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 января 2003 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает метод расчета максимальной проектной скорости и метод измерения максимальной транспортной скорости сельскохозяйственных колесных тракторов.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ 25641.1-94 (ИСО 4251-1-92) Шины (серии с маркировкой нормы слойности) и ободья для сельскохозяйственных тракторов и машин. Обозначения и размеры шин.
3 Определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 максимальная проектная (расчетная) скорость трактора: Скорость, рассчитанная по показателям номинальной частоты вращения коленчатого вала двигателя, наименьшего передаточного отношения трансмиссии и отсутствия буксования.
3.2 максимальная транспортная скорость: Среднее арифметическое значение максимальной скорости трактора, регистрируемой в отдельных заездах. Число заездов должно быть не менее двух в каждом направлении.
3.3 динамический радиус качения ведущего колеса: Расстояние от центра колеса до опорной плоскости при движении колеса.
3.4 мерный участок: Отрезок дороги (трека), на котором измеряют максимальную скорость трактора.
4 Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте приняты следующие обозначения и сокращения:
- максимальная проектная скорость, км/ч;
- номинальная частота вращения коленчатого вала двигателя, мин;
- передаточное число трансмиссии при использовании высшей передачи;
- динамический радиус ведущего колеса, м;
- длина мерного участка, м;
, - время прохождения мерного участка, мин;
, - максимальная транспортная скорость одного заезда, км/ч;
- максимальная транспортная скорость, км/ч.
5 Расчет максимальной проектной скорости
, км/ч, рассчитывают по формуле
,
где 0,377 - переводной коэффициент.
Примечание - Динамический радиус ведущего колеса - по ГОСТ 25641.1.
6 Метод определения максимальной транспортной скорости
6.1. Условия проведения испытаний
6.1.1 Тракторы, представленные на испытания, должны соответствовать техническим условиям (ТУ) на тракторы конкретной модели.
6.1.2 Модель шин и их размеры должны быть такими же, какие были приняты при расчете максимальной проектной скорости трактора. Шины должны быть новыми и накачанными до давления, рекомендованного предприятием-изготовителем для выполнения транспортных работ.
6.1.3 Трактор должен быть полностью заправлен топливом, маслом, охлаждающей и гидравлической жидкостями.
При испытаниях балластные грузы на трактор не устанавливают.
Примечание - Если балластные грузы входят в основной комплект трактора и необходимы для обеспечения устойчивости, то их установка должна быть обязательной.
6.1.4 Применяемые топливо, смазочные материалы и специальные жидкости должны соответствовать указанным в ТУ на тракторы конкретной модели.
6.1.5 При проведении испытаний в процессе транспортных работ привод переднего или дополнительной ведущего моста включают только в том случае, если это предусмотрено в инструкции по эксплуатации конкретного трактора.
6.1.6 Участок испытательной трассы (дороги) должен быть прямолинейным и иметь мерный участок длиной не менее 100 м. Перед мерным участком и после него должны быть предусмотрены подъездные пути, обеспечивающие разгон трактора до максимальной скорости.
6.1.7 Поверхность проезжей части мерного участка и подъездных путей должна быть из бетона (или из аналогичного материала), сухой, гладкой, чисто выметенной.
6.1.8 Поверхность участка дороги для испытаний не должна иметь уклона в направлении движения и в направлении под прямым углом к направлению движения трактора более 1,5%.
6.1.9 Испытания следует проводить в сухую тихую погоду при скорости ветра, не превышающей 5 м/с.
6.2 Порядок проведения испытаний
6.2.1 Перед испытаниями трактор должен быть прогрет пробегом, чтобы двигатель, трансмиссия, масло и охлаждающая жидкость достигли температур, рекомендованных предприятием-изготовителем.
6.2.2 Во время испытаний положение органов управления регулятором частоты вращения двигателя должно соответствовать полной подаче топлива.
6.2.3 Время прохождения трактора на мерном участке в прямом и обратном направлениях измеряют не менее двух раз в каждом направлении.
6.2.4 Максимальную транспортную скорость определяют как среднее значение результатов, полученных при последовательном движении трактора в прямом и обратном направлениях.
6.2.5 По результатам испытаний оформляют протокол, форма которого приведена в приложении А.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(рекомендуемое)
Форма протокола испытаний
Протокол по результатам испытаний должен содержать следующую информацию:
модель (марку) трактора;
колесную формулу;
наименование и адрес предприятия-изготовителя трактора;
номер трактора;
номинальную частоту вращения коленчатого вала двигателя, мин;
тип и краткую характеристику трансмиссии (в том числе и передаточное отношение);
массу трактора, кг;
обозначение (типоразмер) шин заднего и переднего мостов;
давление в шинах, кПа;
радиус качения шины, мм;
характеристику дороги (тип покрытия, продольный и поперечный уклоны);
погодные условия (в том числе скорость ветра, м/с; направление ветра по отношению к мерному участку дороги).
Результаты измерения максимальной транспортной скорости приведены в таблице А.1.
Таблица А.1 - Результаты измерения максимальной транспортной скорости
Номер заезда |
Направление движения в заезде |
Длина мерного участка , м |
Время прохождения мерного участка, с |
Максимальная транспортная скорость на мерном участке, км/ч | ||
| ||||||
1 |
Прямое |
|
|
|
|
|
Обратное |
||||||
2 |
Прямое |
|
|
|
|
|
Обратное |
, км/ч, определяют по формуле
. (A.1)
Значения скоростей , следует округлять до второй десятичной цифры в случае отдельных измерений и до первой десятичной цифры в случае усредненного значения.
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2002