ГОСТ Р ИСО 13861-2003
Группа Г51
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАШИНЫ ТРЕЛЕВОЧНЫЕ КОЛЕСНЫЕ
Параметры конструктивные. Номенклатура и обозначения
Wheeled skidders. Definitions and specifications
ОКС 65.060.80
ОКП 47 2600, 48 5100
Дата введения 2005-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 361 "Лесные машины"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 21 мая 2003 г. N 152-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой идентичный текст ИСО 13861-2000 "Машины лесные. Колесные скиддеры. Обозначения конструктивных параметров и коммерческая спецификация"
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает единые обозначения конструктивных параметров, размеров и масс трелевочных машин по ГОСТ 29008 (далее - машины) на колесной базе в чокерном или бесчокерном исполнениях.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ 29008-91 (ИСО 6814-83) Машины для лесного хозяйства мобильные и самоходные. Термины и определения
3 Конструктивные параметры и их обозначения
На рисунках 1-6 приведены обозначения основных параметров машин.
При необходимости параметры конкретной машины и их обозначения могут быть дополнены изготовителем.
3.1 Общие положения
3.1.1 Правая (левая) стороны машины - соответственно сторона машины справа (слева) от оператора, находящегося в кабине лицом по направлению движения машины передним ходом.
3.1.2 Передняя (задняя) части машины - соответственно части машины спереди (сзади) от оператора, находящегося в кабине лицом по направлению движения машины передним ходом.
3.1.3 Опорная плоскость отсчета - плоскость с ровной и твердой (бетонное основание и покрытие, не уступающее ему по твердости) поверхностью.
3.2 Масса
3.2.1 Эксплуатационная масса машины - масса машины, полностью оснащенной (включая инструмент, принадлежности и запасные части), полностью заправленной топливом, маслами, смазками и специальными жидкостями, а также масса оператора 75 кг.
3.2.2 Наибольшая эксплуатационная масса - эксплуатационная масса машины по 3.2.1 с наибольшим рабочим и дополнительным оборудованием в комплектации, указанной изготовителем.
3.2.3 Нагрузка на ось - часть эксплуатационной массы машины, приходящаяся в отдельности на переднюю и заднюю оси машины.
3.3 Главные конструктивные параметры
3.3.1 Длина шасси - расстояние по горизонтали между вертикальными плоскостями, перпендикулярными к продольной вертикальной плоскости машины и проходящими через крайние точки передней и задней частей машины.
Отвал толкателя и погрузочный манипулятор не учитывают. Предусматривается, что машина может содержать предохранительные щитки (бамперы) и тяговые (прицепные) брусья (рисунок 1).
3.3.2 Общая длина машины - расстояние по горизонтали между вертикальными плоскостями машины и плоскостями, проходящими через крайние переднюю и заднюю точки машины (при наличии отвала толкателя и его перемещении из верхнего положения в нижнее).
При этом обе крайние вертикальные плоскости перпендикулярны к продольной плоскости машины, а захват находится в транспортном положении.
3.3.3 Колесная база - расстояние по горизонтали от оси передних колес до оси задних колес, когда обе оси перпендикулярны к продольной вертикальной плоскости машины.
3.3.4 Расстояние от вертикальной оси шарнира рамы до дуги траектории отвала толкателя - расстояние по горизонтали от вертикальной оси шарнира рамы до вертикальной плоскости, касательной к дуге траектории, описываемой нижней кромкой отвала толкателя при его перемещении из крайнего верхнего положения в крайнее нижнее положение .
3.3.5 Расстояние от вертикальной оси шарнира рамы до передней части машины - расстояние по горизонтали от вертикальной оси рамного шарнира до вертикальной поперечной плоскости, проходящей через наиболее удаленную переднюю точку машины. Отвал толкателя и захват не учитывают.
3.3.6 Расстояние от вертикальной оси шарнира рамы до передней оси машины - расстояние по горизонтали от вертикальной оси шарнира рамы до оси передних колес.
3.3.7 Общая высота машины без груза - расстояние по вертикали между и горизонтальной плоскостью, проходящей через самую высокую точку машины при транспортном положении рабочего оборудования.
3.3.8 Высота отвала толкателя - расстояние по вертикали от нижней кромки отвала толкателя, установленного на , до верхней кромки отвала, исключая проушины и другие выступающие вверх части.
3.3.9 Высота подъема отвала толкателя - наибольшее расстояние по вертикали, на которое может быть поднята нижняя кромка отвала толкателя от .
3.3.10 Заглубление отвала толкателя - расстояние по вертикали от до нижней кромки отвала толкателя в самом нижнем его положении.
3.3.11 Дорожный просвет - расстояние по вертикали от до наиболее низкой точки центральной части машины. Ширину центральной части машины определяют как 25% размера колеи в каждую сторону от центральной продольной вертикальной плоскости машины (рисунок 2).
3.3.12 Дорожный просвет под шарниром рамы - расстояние по вертикали от до самой нижней точки шарнира рамы (рисунок 1).
3.3.13 Радиус колеса под нагрузкой - расстояние по вертикали от до оси колеса при эксплуатационной массе машины с грузом.
3.3.14 Высота тросонаправляющего ролика арки - расстояние по вертикали между горизонтальной осью ролика арки и горизонтальной плоскостью, проходящей через оси колес машины.
Учитывают наибольшую и наименьшую высоты, если размер может изменяться.
3.3.15 Высота расположения лебедки - расстояние по вертикали между горизонтальной осью барабана лебедки и горизонтальной плоскостью, проходящей через оси задних колес машины.
3.3.16 Расстояние от оси заднего колеса машины до оси тросонаправляющего ролика арки - расстояние по горизонтали между осью тросонаправляющего ролика арки и осью задних колес.
Указывают наибольший и наименьший размеры, если он может изменяться.
3.3.17 Диаметр тросонаправляющего ролика арки машины - диаметр тросонаправляющего ролика арки в средней части этого ролика.
3.3.18 Ширина машины - расстояние по горизонтали между двумя вертикальными плоскостями, параллельными продольной плоскости машины и проходящими через наиболее удаленные точки по обеим сторонам машины (рисунок 2).
3.3.19 Колея - расстояние по горизонтали между двумя параллельными вертикальными плоскостями, проходящими через центральные плоскости колес левого и правого бортов машины. Если колея переднего и заднего колес различна, то определяют оба размера.
3.3.20 Угол поворота полурамы в вертикальной плоскости , ...° - угол, на который может быть повернута полурама в обоих направлениях без вращения другой полурамы.
3.3.21 Угол поворота оси моста машины , ...° - угол, на который может быть повернута ось моста машины относительно горизонтального исходного положения в обоих направлениях без вращения.
3.3.22 Габаритный диаметр поворота машины - диаметр наименьшей окружности, которую описывает наиболее удаленная от центра поворота точка машины без груза при ее повороте (тормоза не задействованы, отвал толкателя находится в транспортном положении) (рисунок 3).
3.3.23 Углы поворота полурам в горизонтальной плоскости ,...° - наибольшие углы поворота полурам в горизонтальной плоскости в каждую сторону от продольной вертикальной плоскости машины.
3.3.24 Ширина отвала толкателя - расстояние по горизонтали между двумя вертикальными плоскостями, параллельными вертикальной плоскости машины и проходящими через наружные боковые кромки отвала толкателя.
3.4 Захватное устройство
3.4.1 Вылет оси подвеса захвата , , , - расстояние по горизонтали от оси задних колес до оси подвеса захвата (ротатора) при следующих положениях захвата (рисунок 4):
- в самом высоком и полностью выдвинутом;
- в самом низком и полностью выдвинутом;
- в самом высоком и полностью втянутом;
- в самом низком и полностью втянутом.
3.4.2 Высота расположения оси подвеса захвата , , , - расстояние по вертикали от задней оси машины до горизонтальной оси стержня подвеса захвата ротатора при следующих положениях захвата:
- в самом высоком и полностью втянутом;
- в самом высоком и полностью выдвинутом;
- в самом низком и полностью втянутом;
- в самом низком и полностью выдвинутом.
3.4.3 Углы поворота стрелы , ...° - наибольшие углы поворота стрелы в горизонтальной плоскости от продольной вертикальной плоскости машины. Указывают углы левого и правого поворота.
3.4.4 Расстояние от оси задних колес до оси поворота стрелы - расстояние по горизонтали от вертикальной плоскости, проходящей через ось задних колес до оси поворота стрелы в вертикальной плоскости.
3.4.5 Высота захвата , , - расстояние по вертикали от оси подвеса захвата (ротатора) до линии нижних точек захвата на при следующих положениях:
- захват полностью закрыт;
- захват при сомкнутых концах челюстей;
- захват полностью закрыт.
3.4.6 Наибольшее раскрытие захвата - расстояние по горизонтали между концами челюстей захвата при их полном раскрытии на (рисунок 5).
3.4.7 Наибольшая площадь условного сечения захвата - площадь, ограниченная внутренним контуром захвата в положении с сомкнутыми концами челюстей.
3.4.8 Наименьший диаметр удерживаемого в захвате дерева (хлыста) - наименьший диаметр дерева (хлыста), который может удерживаться захватом при полностью закрытых челюстях и движении машины на низшей скорости по волоку.
3.5 Тип стрелы захвата
3.5.1 Одинарная стрела захвата - стрела захвата, состоящая из одной арки и пары гидравлических цилиндров, позволяющих точке подвеса захвата перемещаться в продольной вертикальной плоскости машины по площади, ограниченной криволинейным контуром.
3.5.2 Двойная стрела захвата - стрела захвата, состоящая из арки рукояти и двух пар гидравлических цилиндров, позволяющих точке подвеса захвата перемещаться в продольной вертикальной плоскости машины по площади, ограниченной криволинейным контуром.
3.5.3 Поворотная стрела захвата - стрела захвата, включающая узел, который позволяет стреле вращаться в горизонтальной плоскости в любую сторону от вертикальной плоскости.
3.6 Параметры подвижного щита
3.6.1 Расстояние от оси задних колес до подвижного щита - расстояние по горизонтали от внешней вертикальной плоскости подвижного щита до оси задних колес (рисунок 6).
3.6.2 Длина грузового выступа подвижного щита - расстояние по горизонтали от внешней вертикальной поверхности подвижного щита до наиболее удаленной задней кромки выступа для груза.
3.6.3 Заглубление подвижного щита - расстояние по вертикали от до нижней кромки полностью опущенного вниз подвижного щита.
4 Дополнительная информация
При определении конструктивных параметров, перечисленных в разделе 3, необходимо дополнительно указать:
- размерность и тип шин;
- норму слойности;
- давление в шинах;
- рабочее давление в гидросистеме;*
______________
* Соответствует оригиналу. - Примечание .
1 - опорная плоскость отсчета
Рисунок 1 - Машина трелевочная чокерная колесная с шарнирно-сочлененной рамой
1 - опорная плоскость отсчета
Рисунок 2 - Колея, дорожный просвет и углы поворота рамы и оси моста
Рисунок 3 - Габаритный диаметр и угол поворота машины с шарнирно-сочлененной рамой
1 - опорная площадь отсчета
Рисунок 4 - Стрела с захватом
- наибольшая площадь условного сечения захвата
Рисунок 5 - Конструктивные параметры захвата
1 - опорная площадь отсчета
Рисунок 6 - Конструктивные параметры подвижного щита
Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2003