ГОСТ Р 51087-97
Группа Н82
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТАБАЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
Информация для потребителя
Tabacco products.
Information for consumer
ОКС 65.160
ОКП 91 9300
Дата введения 1998-03-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Рабочей группой, образованной распоряжением Госстандарта России от 27 марта 1997 года N 21, Всероссийским научно-исследовательским центром стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦСМВ) с участием членов Технического комитета 153
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 30 июля 1997 г. N 269
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ВНЕСЕНЫ: Изменение N 1, принятое постановлением Госстандарта России от 21.05.98 N 223, введенное в действие с 01.01.2000 и опубликованное в (ИУС N 8, 1998 год), Изменение N 2, принятое и введенное в действие постановлением Госстандарта России от 26.11.2002 N 424-ст с 01.03.2003 и опубликованное в ИУС N 2, 2003 год
Изменения N 1, 2 внесены юридическим бюро по тексту ИУС N 8 1998 год, ИУС N 2, 2003 год
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 6, 2000 год
Поправка внесена юридическим бюро
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий стандарт распространяется на табачные изделия отечественного и импортного производства, реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой, розничной торговле, поставляемые другим предприятиям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей, и устанавливает требования к информации о них для потребителя.
Настоящий стандарт предназначен для использования при производстве, оптовой и розничной торговле, хранении и сертификации (идентификации) табачных изделий.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Законом Российской Федерации "О стандартизации" требования настоящего стандарта являются обязательными.
Требования межгосударственных и российских стандартов к маркировке табачных изделий применяют в части, не противоречащей требованиям настоящего стандарта.
2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ
В стандарте применяются следующие определения:
2.1 ИЗГОТОВИТЕЛЬ - организация любой формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие табачные изделия для реализации потребителям.
2.1а ПОТРЕБИТЕЛЬ - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий табачные изделия исключительно для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
2.2 ТОВАРНЫЙ ЗНАК - обозначение, позволяющее отличать табачные изделия одних юридических или физических лиц от табачных изделий других юридических или физических лиц.
2.3 ЛИЦЕНЗИАР - владелец товарного знака.
3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ
3.1 Информация для потребителя должна быть нанесена изготовителем непосредственно на потребительскую тару при упаковывании табачных изделий в пачки и сувенирные коробки или на лист-вкладыш, если вместо пачек и сувенирных коробок табачные изделия, например, курительный или трубочный табак, упаковывают непосредственно в прозрачные пакеты или другую прозрачную тару.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
3.2 Текст и надписи информации наносят на русском языке, а дополнительно по требованию заказчика - на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Текст и надписи могут быть продублированы на иностранных языках.
3.3 Информация должна быть однозначно понимаемой и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно изготовителя, вида и марки табачных изделий и других сведений, характеризующих прямо или косвенно табачные изделия, и не мог принять одни табачные изделия за другие, близкие к ним по названию и внешнему виду.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4 ИНФОРМАЦИЯ, НАНОСИМАЯ НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКУЮ ТАРУ ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ*
_________________
* Наименование раздела. Измененная редакция, Изм. N 1.
Информация о табачных изделиях должна содержать следующие сведения:
4.1 Наименование табачного изделия
Наименование должно конкретно и достоверно характеризовать данное табачное изделие, позволять отличать его от других.
Наименования должны соответствовать терминам, применяемым в государственных стандартах Российской Федерации, межгосударственных стандартах на табачные изделия и НД.
Нанесение на потребительскую тару табачных изделий информации рекламного характера допускается при представлении изготовителем документов, позволяющих контролирующим органам проверить достоверность этой информации.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
4.2 Марку и/или товарный знак, утвержденные или принятые изготовителем в порядке, установленном в странах местонахождения изготовителя или фирмы, являющейся владельцем данной марки или товарного знака.
4.3 Наименование и местонахождение (юридический адрес, включая страну) изготовителя, а также лицензиара (если табачные изделия изготовлены по лицензии).
На потребительскую тару или лист-вкладыш табачных изделий, изготовленных предприятиями и организациями, где производственный процесс, контроль качества продукции и используемые сырье и материалы контролируются одной компанией или фирмой, вместо наименования и места нахождения изготовителя может быть указано: "Изготовлено под контролем (далее указывают наименование этой компании или фирмы, ее юридический адрес, включая страну)". Кроме того, указывают страну изготовления табачных изделий "Сделано в _____________________________________ (наименование страны)".
Наименование изготовителя и фирмы может быть написано буквами латинского алфавита.
Если сырье, полуфабрикаты, изготовленные в одной стране, проходят в другой стране технологическую обработку, которая превращает их в готовое изделие, то при нанесении информации последняя указывается как страна его происхождения.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
4.3а На каждой единице потребительской тары (пачке, сувенирной коробке), а также на боксе и листе-вкладыше, помещенном в прозрачные пакеты, указывают наименование и место нахождения (юридический адрес) организации в России, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей. При упаковывании табачных изделий в пачки эту информацию допускается помещать с внутренней стороны пачки в месте, удобном для прочтения потребителем.
Информацию об организации, принимающей претензии от потребителей, указывают в следующих случаях:
если табачные изделия изготовлены в другой стране;
если юридический адрес российского изготовителя или компании (фирмы), осуществляющей контроль, не совпадает с юридическим адресом организации, принимающей претензии от потребителей.
Отсутствие на потребительской таре юридического адреса организации, принимающей претензии от потребителей, означает, что претензии принимаются по юридическому адресу изготовителя или компании (фирмы), осуществляющей контроль, при условии, что этот изготовитель или компания (фирма) расположены на территории Российской Федерации.
(Введен дополнительно, Изм. N 1. Измененная редакция, Изм. N 2).
4.4 Наличие фильтрующего мундштука (фильтра).
4.5 Количество (штук) или масса нетто. Масса нетто должна быть указана в граммах, килограммах.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.6 Надпись "с ментолом" для изделия, обработанного ментолом.
4.7 Каждая пачка и сувенирная коробка должна содержать основную и дополнительную предупредительные надписи о вреде курения табака и табачных изделий, утвержденные федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению. Основная надпись о вреде курения должна быть постоянной, а из списка дополнительных надписей изготовитель должен выбрать четыре надписи, каждая из которых должна быть нанесена на равное количество пачек и сувенирных коробок.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.7а На одну из боковых сторон пачки сигарет должна быть нанесена информация о содержании смолы и никотина в дыме (миллиграмм на сигарету), занимающая не менее 4% площади этой стороны.
(Введен дополнительно, Изм. N 2).
4.8 Обозначение нормативного или технического документа для изделия, изготовленного на территории Российской Федерации.
4.9 Информация о сертификации
Информацию о сертификации серийно изготовляемых табачных изделий наносит изготовитель в виде знака соответствия по ГОСТ Р 50460 при обязательной сертификации или в виде знака соответствия по ГОСТ Р 1.9 при добровольной сертификации.
Отсутствие знака соответствия является информацией о том, что серийно изготовляемые изделия не сертифицированы у изготовителя. В этом случае информация о сертификации табачных изделий должна быть представлена с каждой партией в виде сертификата, выданного в установленном порядке на конкретное наименование табачных изделий.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
4.10 Дополнительно на потребительской таре табачных изделий может наноситься другая информация, характеризующая изделие, не противоречащая 4.1.
4.11 Табак и табачные изделия, подлежащие маркировке марками акцизного сбора или специальными марками, которые предназначены для реализации в магазинах беспошлинной торговли, должны иметь на потребительской таре информацию на русском языке: "Только для продажи в магазине беспошлинной торговли".
Указанную информацию наносят на каждую единицу потребительской тары, в которой товар представляется для розничной продажи (для сигарет на пачках, боксах) и которая не отделима от товара до его употребления.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5 РАСПОЛОЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
5.1 Информацию располагают непосредственно на единице потребительской тары (пачке, сувенирной коробке), на боксе или листе-вкладыше, помещаемом в прозрачные пакеты.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.2, 5.3 (Исключены, Изм. N 2).
5.4 При упаковывании табачных изделий в пачки на одной ее большей стороне должна быть помещена основная предупредительная надпись о вреде курения, а на другой большей стороне - дополнительная надпись о вреде курения. Каждая из этих надписей должна занимать не менее 4% площади каждой большей стороны пачки (без учета указания автора предупреждения о вреде курения - федерального органа исполнительной власти по здравоохранению).
При упаковывании табачных изделий непосредственно в прозрачные пакеты надпись о вреде курения должна быть помещена на лист-вкладыш и занимать не менее 4% его поверхности.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
6 СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
6.1 Информация может быть нанесена любым способом и должна быть четкой и легко читаемой.
6.2 Средства нанесения информации должны обеспечивать стойкость информации при хранении, транспортировании и реализации изделий.
Средства нанесения информации должны быть изготовлены из материалов, допущенных органами Минздрава России для контакта с табачными изделиями.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
6.3 Размеры и форма представления информации, в том числе маркировки, должны соответствовать размерам и форме потребительской тары.
ПРИЛОЖЕНИЕ A
(обязательное)
ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ
НА ПОРЯДОК МАРКИРОВАНИЯ ЗНАКОМ СООТВЕТСТВИЯ
ГОСТ Р 50460-92 Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования
ГОСТ Р 1.9-95 Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам
ПРИЛОЖЕНИЕ Б*
________________________
* Приложение Б исключено, Изм. N 2.