Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/9/28156.htm


ГОСТ Р 22.1.01-95

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Безопасность в чрезвычайных ситуациях

МОНИТОРИНГ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Основные положения

Safety in emergencies
Monitoring and forecasting. Basic principles


     
ОКС 13.200
ОКСТУ 0022

Дата введения 1997-01-01

Предисловие


     
     1 РАЗРАБОТАН Всероссийским научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИстандарт) Госстандарта России, доработан с участием рабочей группы специалистов Технического комитета по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
     
     ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
     
     2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 2 ноября 1995 года N 560
     
     3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
     

     

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ


     Настоящий стандарт устанавливает основные положения по составу системы мониторинга состояния окружающей среды (далее - мониторинг) и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (ЧС), требования к нормативному и метрологическому обеспечению этой системы.
     
     Положения стандарта подлежат применению органами управления федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от ЧС.
     
     

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ


     В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
     
     ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий
     
     ГОСТ Р 22.0.03-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
     
     ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
     
     ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения
     
     ГОСТ Р 22.0.06-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий
     
     ГОСТ Р 22.1.02-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения
     
     ГОСТ 28906-91 Системы обработки информации. Взаимосвязь открытых систем. Базовая эталонная модель
     
     

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ


     3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины и определения:
     
     3.1.1 мониторинг окружающей среды - по ГОСТ Р 22.1.02.
     
     3.1.2 прогнозирование чрезвычайных ситуаций; прогнозирование ЧС - по ГОСТ Р 22.1.02.
     
     3.1.3 метрологическое обеспечение: Установление и применение научных и организационных основ, технических средств, правил и норм, необходимых для достижения единства и требуемой точности измерений.
     

     

4 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО СОСТАВУ СИСТЕМЫ
МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧС


     4.1 Система мониторинга и прогнозирования ЧС состоит из следующих основных элементов:
     
     - организационной структуры;
     
     - общей модели системы, включая объекты мониторинга;
     
     - комплекса технических средств;
     
     - моделей ситуации (моделей развития ситуаций);
     
     - методов наблюдений, обработки данных, анализа ситуаций и прогнозирования;
     
     - информационной системы.
     
     4.1.1 Общая модель системы мониторинга отражает возможность развития следующих ЧС:
     
     - природных чрезвычайных ситуаций, источником которых являются природные процессы и явления, установленные ГОСТ Р 22.0.03 и ГОСТ Р 22.0.06;
     
     - биолого-социальных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.04;
     
     - техногенных чрезвычайных ситуаций, установленных в ГОСТ Р 22.0.05;
     
     - чрезвычайных ситуаций в результате применения современных средств поражения: ядерного, бактериологического, химического оружия и других специальных средств поражения.
     
     4.1.2 Организационная структура в общем случае включает в себя:
     
     - орган управления системы мониторинга соответствующего уровня (по 4.2);
     
     - службу наблюдении и контроля (совокупность постов, станций наблюдения и контроля);
     
     - службу сбора и обработки информации и выработки рекомендаций по комплексу мероприятий, направленных на предупреждение возникновения ЧС или уменьшения их вредного воздействия на окружающую среду и человека;
     
     - службу технического обеспечения деятельности системы.
     
     4.1.3 Комплекс технических средств должен удовлетворять целям наблюдения и контроля:
     
     - обеспечивать осуществление измерения требуемых параметров;
     
     - обладать необходимой для оценки состояния окружающей среды точностью, достоверностью, оперативностью, уровнем автоматизации (в соответствии с моделью ЧС).
     
     4.1.4 Модели ЧС (модели развития ситуаций) должны содержать:
     
     - общее описание ситуаций в зависимости от процесса его проявления;
     
     - комплекс характеристик, входных измеряемых параметров состояния окружающей среды, позволяющих идентифицировать ситуацию в целом и отдельные этапы ее развития;
     

     - критерии принятия решений.
     
     Примечание - При наличии взаимосвязанных источников ЧС модель должна содержать также перечень источников ЧС и механизм их взаимодействия.
     
     4.1.5 Методы наблюдения и контроля должны содержать:
     
     - описание наблюдаемых процессов, явлений и перечень наблюдаемых параметров;
     
     - значения наблюдаемых параметров, принятых в качестве нормальных, допустимых и критических;
     
     - режим наблюдений - непрерывный или периодический;
     
     - точность измерений наблюдаемых параметров;
     
     - правила (алгоритм) обработки результатов наблюдений и форму их представления.
     
     4.1.6 Методы прогнозирования ЧС включают:
     
     - описание прогнозируемых процессов, явлений;
     
     - перечень, исходных данных для прогнозирования;
     
     - правила оценки репрезентативности исходных данных;
     
     - алгоритм прогноза (включая оценку достоверности результатов) и требования к программному и техническому обеспечению;
     
     - перечень выходных данных.
     
     4.1.7 Информационная система мониторинга представляет собой распределенную автоматизированную систему оперативного обмена информацией и содержит сеть центров коммутации и абонентских пунктов, обеспечивающую обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и рассылку информации.
     
     Система должна строиться в соответствии с базовой эталонной моделью взаимодействия открытых систем по ГОСТ 28906 и иметь унифицированный интерфейс для связи с различными прикладными задачами.
     
     Система должна обеспечивать безопасность и конфиденциальность информации, а также свободный доступ абонентам.
     
     Информационная система мониторинга должна иметь организационное, программное, техническое, математическое, методическое, лингвистическое, метрологическое и правовое обеспечение.
     
     4.2 В зависимости от масштаба ЧС, установленного в ГОСТ Р 22.0.02, различают пять уровней (ступеней) мониторинга:
     - глобальный;
     
     - национальный;
     
     - региональный;
     
     - местный;
     

     - локальный.
     
     Каждый нижеследующий уровень мониторинга входит составной частью в вышеперечисленный уровень.
     
     

5 ТРЕБОВАНИЯ К НОРМАТИВНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ


     5.1 Нормативное обеспечение мониторинга окружающей среды и прогнозирования ЧС включает:
     
     - законодательные акты;
     
     - нормативные документы по стандартизации: государственные и межгосударственные стандарты;
     
     - нормативные документы, положения и правила, утверждаемые уполномоченным органом государственного управления.
     
     5.2 Объектами нормативного обеспечения являются элементы системы мониторинга и прогнозирования ЧС, установленные в разделе 3.
     
     5.3 В состав комплекса нормативных документов мониторинга включают документы, действие которых распространяется на аналогичные объекты в других областях деятельности, а также специально разрабатываемые документы. Специальные документы разрабатывают при отсутствии нормативных документов на аналогичные объекты или при необходимости установить специфические требования.
     
     

6 ТРЕБОВАНИЯ К МЕТРОЛОГИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ


     
     6.1 Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС осуществляется в целях получения результатов измерений и контроля, использование которых исключает или сводит к допустимому уровню риск принять неправильное решение или получить неверный управляющий сигнал в системах управления.
     
     6.2 Метрологическое обеспечение мониторинга и прогнозирования ЧС должно быть основано на положениях Закона Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений", законодательных актах, стандартах и других нормативных документах Государственной системы обеспечения единства измерений.
     
     6.3 Номенклатура измеряемых величин должна обеспечить оценку и анализ параметров, полно и адекватно отражающих развитие процессов и явлений, их прогноз, и устанавливать на основе создания моделей ситуации (моделей развития ситуации).
     
     6.4 Требования к точности измерений устанавливают, исходя из необходимости исключения или снижения до допустимого уровня риска принять неправильное решение о развитии ситуации и на основе значений параметров, принятых в качестве нормальных (фоновых), допустимых и критических.
     



Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 1996