Адрес документа: http://law.rufox.ru/view/9/28389.htm


МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

                        

от 18 июля 1994 года N 222


Об утверждении Положения об оценке воздействия на
окружающую среду в Российской Федерации

__________________________________________
Утратил силу с 11 августа 2000 года на основании приказа
Госкомэкологии Росссии от 16.05.2000 N 372
___________________________________________

     В целях реализации статьи 41 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (раздел VI), подготовки к выполнению обязательств Российской Федерации в связи с подписанием международной Конвенции "Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте" и в соответствии с Положением о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации приказываю:

     Утвердить согласованное с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации (приложение).

    

 Министр
                             В.И. Данилов-Данильян




Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
22 cентября 1994 г.
Регистрационный N 695



ПРИЛОЖЕНИЕ
к приказу Минприроды России
от 18 июля 1994 г. N 222

Положение об оценке воздействия на окружающую среду
в Российской Федерации


     1. Общие положения

     1.1. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - процедура учета экологических требований законодательства Российской Федерации при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества.

     1.2. ОВОС организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.*)

____________________________

     *) Далее - последствий

     1.3. Проведение ОВОС при подготовке документации, обосновывающей развитие видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, перечень которых приведен в приложении, является обязательным. Целесообразность проведения (или продолжения начатых работ) ОВОС для объектов и видов деятельности, не вошедших в перечень обязательных, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Минприроды России. При несогласии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением территориального органа Минприроды России орган исполнительной власти принимает решение с учетом заключения Минприроды России.

     В случае разногласий между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Минприроды России спор может быть разрешен в арбитражном суде в установленном порядке.

     1.4. Для объектов и видов хозяйственной и иной деятельности, не вошедших в указанный перечень, а также в случае прекращения начатых работ по ОВОС заказчик/разработчик в обосновывающей документации обязан сделать краткий вывод о допустимости предполагаемого воздействия на окружающую среду.

     1.5. Результатом проведения ОВОС является вывод заказчика о допустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду. Проектные и/или иные решения, содержащиеся в обосновывающей документации, должны быть разработаны с учетом различного рода возможных последствий ее реализации.

     1.6. Информация о состоянии окружающей среды, используемая при проведении ОВОС, подготавливается с помощью методов и средств измерений, удовлетворяющих требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных документов по обеспечению единства измерений.

     1.7. Обосновывающая документация представляется инициатором/заказчиком на государственную экологическую экспертизу в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (раздел 5). Обосновывающая документация по реализации видов и объектов деятельности, перечень которых приведен в приложении к настоящему Положению, без результатов проведения ОВОС на государственную экологическую экспертизу в Минприроды России и/или его территориальные органы не принимается.

     2. Область применения

     2.1. ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации:
     
     (1) концепций, программ (в том числе, инвестиционных) и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;

     (2) схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

     (3) градостроительной документации (генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки и т.д.);

     (4) документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;

     (5) предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических  обоснований  и/или   проектов   строительства новых,   реконструкции,  расширения  и  технического  перевооружения действующих хозяйственных и/или иных      объектов и комплексов.

     2.2. При подготовке хозяйственных и иных решений, включающей разработку нескольких видов обосновывающей документации, ОВОС проводится поэтапно с учетом детализации видов, источников и уровней воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

     3. Требования к содержанию деятельности по оценке воздействия на окружающую среду

     3.1. Для выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых последствий в процессе анализа и оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду разработчиком обосновывающей документации должны быть рассмотрены:

     (1) цели реализации замысла или предполагаемого проекта;

     (2) разумные альтернативы намечаемой деятельности;
     
     (3) характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей  экологической  ситуации  на  конкретной  территории  с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии;

     (4) сведения о состоянии окружающей среды на территории предполагаемой реализации намечаемой деятельности в  соответствующих пространственных и временных рамках;

     (5) возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив;

     (6) мера и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений;

     (7) предложения по разработке программы мониторинга реализации подготавливаемых  решений  и  плана послепроектного экологического анализа.

     3.2. Порядок проведения ОВОС (процедура) при подготовке каждого вида обосновывающей документации, перечисленной в разделе 2 настоящего Положения, устанавливается Минприроды России.

     4. Обязанности участников проведения ОВОС

     4.1. При проведении ОВОС:

     (1) инициатор/инвестор
     обеспечивает финансирование всех исследований и работ, необходимых для проведения ОВОС;

     (2) инвестор/заказчик
     организует проведение ОВОС в процессе подготовки обосновывающей документации;

     осуществляет широкий обзор (общественные слушания) предложений о возможной реализации намечаемой деятельности на конкретной территории, кроме объектов специального назначения, информация о которых требует конфиденциальности;

     (3) разработчик (в пределах своей компетенции):
     проводит ОВОС;

     рассматривает и учитывает экологические условия и требования при подготовке обосновывающей документации.

     4.2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при подготовке и принятии ими решения о санкционировании (разрешении) осуществления проекта намечаемой деятельности;

     (1) участвуют в рассмотрении обосновывающей документации;
     
     (2) выдают (или согласовывают) обоснованные экологические условия  и  требования  для  проработки  предложений  по  реализации проекта намечаемой деятельности;

     (3) принимают решения о санкционировании реализации проекта намечаемой   деятельности   при   условии  соблюдения  экологических требований законодательства Российской  Федерации,  а  также  ясного представления о возможных последствиях его осуществления.

     5. Общественные слушания

     5.1. Заинтересованным общественным объединениям и неправительственным организациям рекомендуется оказывать содействие разработчику/заказчику в проведении общественных (публичных) слушаний или обсуждений в средствах массовой информации проектных и иных предложений о реализации проекта намечаемой деятельности в целях собственной оценки:
     
     (1) применяемых методов анализа и прогноза воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

     (2) достоверности представленных результатов ОВОС;
     
     (3) полноты и достаточности предлагаемых в обосновывающей документации мер по предотвращению неблагоприятного  воздействия.

     5.2. Заказчик с участием разработчика проводит общественные слушания или обсуждения в средствах массовой информации проектных и иных предложений в целях:
     
     (1) информирования общественности о проекте намечаемой деятельности или разрабатываемых проектных предложениях;

     (2) выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных последствий реализации хозяйственных и иных решений;

     (3) поиска взаимоприемлемых альтернатив, позволяющих предотвратить   неблагоприятные  последствия  осуществления  проекта намечаемой деятельности.

     5.3. Общественные (публичные) слушания и обсуждения организуются и проводятся:
     
     (1) на федеральном уровне, когда преимущества и издержки реализации принимаемого решения носят общенациональный      характер;

     (2) на местном уровне или уровне субъекта Российской Федерации, когда   преимущества   и   издержки  реализации проекта намечаемой деятельности распространяются на определенный географический  регион в пределах субъекта Российской Федерации.

     6. Ответственность за правонарушения

     Инициатор/заказчик намечаемой деятельности и разработчик обосновывающей документации по ее развитию в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (раздел XIII) несут ответственность за:

     (1) невыполнение правил проведения ОВОС;
     
     (2) нарушения процедуры оценки воздействия на окружающую среду при подготовке обосновывающей документации;

     (3) предоставление неполных результатов проведения ОВОС или недостоверной информации о них.



ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению об оценке
воздействия на окружающую среду
в Российской Федерации

Перечень видов и объектов хозяйственной и иной
деятельности, при подготовке обосновывающей
документации на строительство которых оценка
воздействия на окружающую среду проводится
в обязательном порядке

     1. Предприятия по добыче нефти мощностью 500 тыс. т/год и более.

     2. Предприятия по добыче природного газа мощностью 500 млн. куб. м/год и более.

     3. Нефтеперерабатывающие заводы и установки для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев производительностью 500 т/сутки и более.

     4. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 МВт или более, а также атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за исключением исследовательских установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 кВт постоянной тепловой нагрузки).

     5. Золоотвалы ТЭЦ и котельных с объемом золы 100 тыс. куб. м/год и более.

     6. Установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов с годовой мощностью:

     (1) асбестоцементных продуктов - 20 тыс. т и более;

     (2) фрикционных материалов - 50 т и более;

     (3) других видов применения асбеста - 200 т и более.

     7. Предприятия химической промышленности всех видов.

     8. Производство целлюлозы и бумаги мощностью 200 т/сутки и более.

     9. Крупные склады для хранения 50 тыс. куб. м и более нефтяных, нефтехимических и химических продуктов.

     10. Микробиологические производства.

     11. Крупные производства строительных материалов (цемент, стекло, известь, керамика).

     12. Крупные установки для доменного и мартеновского производств и предприятия цветной металлургии:
     
     (1) спекание, обжиг и прокаливание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более;

     (2) все коксовые печи;
     
     (3) установки для производства чушкового чугуна и нерафинированной стали мощностью 1 млн. т/год и более;

     (4) установки для производства стали из металлолома мощностью 200 тыс. т/год и более;

     (5) установки для обработки цветных тяжелых металлических руд мощностью 100 тыс. т/год и более;

     (6) установки для производства, извлечения или обработки цветных  металлов,  их  соединений  или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более.

     13. Крупные установки и предприятия черной и цветной металлургии:
     
     (1) окомкование и спекание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более;

     (2) все коксовые печи и коксохимические производства;
     
     (3) установки для производства чугуна и стали мощностью 1млн. т/год и более;

     (4) установки для обработки руд тяжелых и цветных металлов, производства,   извлечения   или   обработки  цветных  металлов,  их соединений  или  других  сплавов   термическими,   химическими   или электролитическими методами мощностью      100 тыс. т/год и более.

     14. Установки по производству, обогащению, регенерации ядерного топлива, объекты и/или полигоны по удалению и переработке радиоактивных отходов, боеприпасов и реакторных отсеков; установки по производству радиоизотопов.

     15. Объекты использования ядерно-взрывной технологии.

     16. Крупные ускорительные комплексы для получения интенсивных пучков элементарных частиц и высокоэнергетичных ядер.

     17. Медицинские центры, осуществляющие в широких масштабах радиоизотопные диагностические и терапевтические процедуры.

     18. Космодромы, аэропорты, аэродромы, объекты и/или полигоны для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения (затопления) химического оружия, ракетных топлив.

     19.Объекты и/или полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных отходов.

     20. Строительство автомобильных дорог, автострад, трасс для магистральных железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более.

     21. Метрополитены.

     22. Нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более.

     23. Порты, терминалы, судоверфи, международные паромные переправы, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающие проход судов водоизмещением 1350 т и более.

     24. Крупные плотины высотой 15 м и более, водохранилища с площадью поверхности 2 кв. км и более, магистральные каналы, гидромелиоративные системы и системы водоснабжения крупных городов.

     25. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод с годовым стоком более 5% от объема стока бассейна реки.

     26. Водозаборы подземных вод с объемом забираемой воды 10 млн. куб. м/год и более.

     27. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение металлических руд и угля:
     
     (1) предприятия по добыче, извлечению и обогащению железной руды на месте мощностью 1 млн. т/год и более;

     (2) предприятия по добыче, извлечению и обогащению нежелезной руды на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;

     (3) предприятия по добыче, извлечению и обогащению угля на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;

     (4) крупномасштабная добыча нерудных полезных ископаемых, особенно в акваториях.

     28. Разведка, добыча нефти и газа, лицензируемые виды геологических изысканий.

     29. Сплошнолесосечная заготовка древесины на лесосеках с площадью вырубки более 200 га или вырубка древесины на площади более 20 га при переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.

     30. Крупные животноводческие комплексы мощностью:

     (1) свиноводческие - 30 тыс. голов и более;
     
     (2) по откорму молодняка крупного рогатого скота - 2 тыс. голов и более;

     (3) молочные - 1200 коров и более.

     31. Звероводческие комплексы.

     32. Птицефабрики на 400 тыс. кур-несушек, 3 млн. бройлеров и более.

     33. Объекты хозяйственной и/или иной деятельности, расположенные на особо охраняемых территориях и эксплуатация которых не связана с режимом этих территорий.


     "Экономика и жизнь"
     N 40, октябрь 1994 г.